Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Инструкция о централизованном тестировании (далее – Инструкция) разработана на основе Закона Республики Беларусь от 29 октября 1991 года «Об образовании» (в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта 2002 года) Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 37, 2/844).

2. Инструкция устанавливает порядок организации, подготовки и проведения централизованного тестирования.
Инструкция распространяется на государственные органы управления образованием, учреждения образования, а также на физических лиц, принимающих участие в централизованном тестировании.

3. В Инструкции используются следующие термины и определения:
«централизованное тестирование» – форма унифицированного контроля результатов учебной деятельности на основе педагогических тестов, стандартизированных процедур проведения тестового контроля, обработки, анализа и представления результатов, используемая для аттестации обучающихся и проведения конкурса при поступлении в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования;
«база данных тестируемых» – сведения о лицах, зарегистрированных для участия в централизованном тестировании, систематизированные по определенным правилам составления, хранения и использования;
«бланк ответов» – бланк для записи (фиксации) ответов тестируемого на тестовые задания;
«балл тестовый» – количественное выражение оценки уровня обученности тестируемого по стобалльной шкале;
«организатор» – физическое лицо, уполномоченное обеспечить проведение централизованного тестирования в пункте тестирования;
«ответственный организатор» – организатор, ответственный за проведение централизованного тестирования в аудитории;
«педагогический тест» – система тестовых заданий, по результатам выполнения которых определяется уровень обученности тестируемых по учебному предмету;
«пункт регистрации» – помещение с соответствующей организационно-технической инфраструктурой, оборудованное для проведения регистрации лиц, желающих или обязанных пройти централизованное тестирование;
«пункт тестирования» – помещения с соответствующей организационно-технической инфраструктурой, оборудованные для проведения централизованного тестирования;
«сертификат централизованного тестирования» (далее – сертификат) – именной документ государственного образца, выдаваемый по итогам централизованного тестирования, с указанием тестового балла;
«тестовое задание» – минимальная законченная часть педагогического теста.

Содержание других терминов определяется отдельными пунктами настоящей Инструкции.

4. Централизованное тестирование проводится по желанию абитуриентов на платной основе (централизованное тестирование по желанию абитуриентов), и в обязательном порядке согласно постановлению Министерства образования Республики Беларусь на бюджетной основе (обязательное централизованное тестирование).

5. К участию в централизованном тестировании допускаются выпускники ХI (ХII) классов учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, выпускники учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования, и другие лица, поступающие в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования (далее – тестируемые).

6. Содержание тестовых заданий по учебным предметам разрабатывается на основании учебных программ, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь.

7. Лица, обеспечивающие подготовку и проведение централизованного тестирования, а также тестируемые обязаны выполнять требования настоящей Инструкции.

8. Тестируемому, прошедшему централизованное тестирование, выдается сертификат. Итоги централизованного тестирования, представленные в сертификате, засчитываются в качестве результатов:

  • выпускных экзаменов в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования;
  • вступительных испытаний в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

Сертификат является действительным до конца текущего календарного года.

9. Результаты централизованного тестирования оцениваются в тестовых баллах (по стобалльной системе) и отметками (по десятибалльной системе оценки результатов учебной деятельности).

ГЛАВА 2

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

10. Министерство образования Республики Беларусь утверждает:

  • перечень учебных предметов, по которым осуществляется централизованное тестирование;
  • график проведения централизованного тестирования;
  • время начала централизованного тестирования;
  • количество и месторасположение пунктов тестирования;
  • председателей и состав организационных комиссий;
  • требования к педагогическим тестам по учебным предметам (спецификация);
  • состав комиссии по обеспечению контроля за проведением централизованного тестирования;
  • шкалы перевода тестовых баллов в десятибалльную систему оценки результатов учебной деятельности.

11. Учреждение образования «Республиканский институт контроля знаний» (далее – РИКЗ) осуществляет технологическое сопровождение централизованного тестирования:

  • координирует работу по подготовке и проведению централизованного тестирования;
  • издает методические рекомендации по организации и проведению централизованного тестирования;
  • заключает договоры с учреждениями образования об обеспечении процедуры централизованного тестирования;
  • создает унифицированную систему кодировки пунктов тестирования, учреждений образования для систематизации и учета информации, получаемой в ходе проведения централизованного тестирования;
  • участвует в информировании общественности о графике, времени, правилах проведения централизованного тестирования;
  • оказывает содействие в обучении председателей организационных комиссий;
  • проводит (в случае необходимости) проверку пункта тестирования и составляет протокол проверки пункта тестирования согласно приложению1;
  • направляет (в случае необходимости) сотрудников РИКЗ в пункты тестирования для организации подготовки и наблюдения за проведением централизованного тестирования;
  • разрабатывает спецификации педагогических тестов;
  • разрабатывает шкалы перевода тестовых баллов в десятибалльную систему оценки результатов учебной деятельности;
  • определяет количество вариантов педагогических тестов, используемых во время проведения централизованного тестирования;
  • формирует варианты педагогических тестов;
  • обеспечивает пункты тестирования педагогическими тестами и бланками ответов (далее – экзаменационные материалы) в соответствии с заявкой на экзаменационные материалы согласно приложениям 2,3;
  • проводит обработку бланков ответов и представляет результаты централизованного тестирования.

12. Управления образования областных исполнительных комитетов (Комитет по образованию Минского городского исполнительного комитета), а также учреждения, обеспечивающие получение высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, определенные пунктами тестирования, осуществляют подготовку централизованного тестирования:

  • определяют и вносят ежегодно до 15 февраля на утверждение в Министерство образования Республики Беларусь, согласованные с РИКЗ, предложения по организации пунктов тестирования и составу организационных комиссий согласно приложению 4, предусмотрев определение пунктов тестирования для проведения обязательного централизованного тестирования в резервный день;
  • определяют персональный состав ответственных организаторов и организаторов;
  • организуют обучение членов организационной комиссии, ответственных организаторов и организаторов, работников, осуществляющих регистрацию тестируемых;
  • создают пункты регистрации и пункты тестирования;
  • организуют техническое обеспечение организационных комиссий пунктов тестирования (помещение, компьютер с необходимым программным обеспечением, принтер, сейф (металлический ящик), расходные материалы;
  • организуют информирование общественности, учреждений образования о порядке работы пунктов регистрации и пунктов тестирования;
  • передают в РИКЗ не позднее чем за восемь дней до дня проведения обязательного централизованного тестирования базу данных тестируемых, полученную из пунктов регистрации, согласно приложению 5 (на электронных носителях);
  • формируют и передают в РИКЗ не позднее чем за восемь дней до дня проведения обязательного централизованного тестирования заявку на экзаменационные материалы;
  • передают в РИКЗ не позднее чем за четыре дня до резервного дня обязательного централизованного тестирования базу данных тестируемых, полученную из пунктов регистрации, (на электронных носителях);
  • формируют и передают в РИКЗ не позднее чем за четыре дня до резервного дня обязательного централизованного тестирования заявку на экзаменационные материалы;
  • передают в РИКЗ в сроки определенные договором базу данных тестируемых (на электронных носителях) и заявку на экзаменационные материалы (для централизованного тестирования по желанию абитуриентов);
  • обеспечивают организацию постов охраны общественного порядка и медицинской помощи в пунктах тестирования в день проведения централизованного тестирования;
  • обеспечивают получение результатов централизованного тестирования и выдачу сертификатов в сроки, установленные Министерством образования Республики Беларусь.

13. Учреждения, обеспечивающие получение общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования обязаны:

  • информировать тестируемого о месторасположении пункта тестирования (указать точный адрес пункта тестирования), графике централизованного тестирования, времени начала централизованного тестирования, коде учреждения, в котором обучается выпускник, правилах участия в централизованном тестировании;
  • определяют и командируют (в случае необходимости) в пункты тестирования в соответствии с заявкой наиболее опытных и квалифицированных учителей, преподавателей и специалистов для проведения централизованного тестирования.

ГЛАВА 3

ПУНКТ РЕГИСТРАЦИИ, ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМ ТЕСТИРОВАНИИ

14. Пункт регистрации выполняет следующие функции:

  • ведет регистрацию участников централизованного тестирования;
  • оформляет пропуска и выдает их под подпись в ведомости выдачи пропусков согласно приложениям 6, 7;
  • формирует и передает базу данных тестируемых (на электронных носителях) в орган или учреждение, его создавшее;
  • доводит до сведения тестируемых требования настоящей Инструкции и порядок заполнения бланка ответов.

15. Для участия в централизованном тестировании тестируемый обязан зарегистрироваться в пункте регистрации, как правило, по месту жительства (временной регистрации).

16. Регистрация проводится на основании:

  • документа, удостоверяющего личность (паспорт, вид на жительство), или его копии;
  • квитанции об оплате услуги по централизованному тестированию (для централизованного тестирования по желанию абитуриентов на платной основе).

17. В ходе регистрации тестируемый указывает, на каком языке (русском, белорусском) он будет выполнять педагогический тест.

18. Регистрацию изъявивших желание выпускников ХI (ХII) классов учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, а также выпускников учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования, в пунктах регистрации может проводить администрация данных учреждений.

19. Иностранные граждане и граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие за границей, для участия в обязательном централизованном тестировании могут направлять заявление и копию документа, удостоверяющего личность, в пункт регистрации по почте.

20. Зарегистрированные тестируемые получают пропуск.

Тестируемый имеет право сдать пропуск или обменять его на пропуск для участия в централизованном тестировании по другому учебному предмету до окончания срока регистрации.

В случае утери пропуска тестируемому выдается дубликат пропуска на основании базы данных тестируемых или ведомости выдачи пропусков.

Пропуск изымается при выдаче сертификата.

21. Регистрация участников централизованного тестирования начинается с 1 марта и прекращается:

  • для участия в централизованном тестировании по желанию абитуриентов за три дня до проведения централизованного тестирования по соответствующему учебному предмету;
  • для участия в обязательном централизованном тестировании за десять дней до проведения централизованного тестирования по соответствующему учебному предмету;
  • для участия в обязательном централизованном тестировании в резервный день за шесть дней до его.

22. Тестируемому запрещается регистрироваться в нескольких пунктах регистрации для участия в централизованном тестировании по одному предмету.

ГЛАВА 4

ПУНКТ ТЕСТИРОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КОМИССИЯ ПУНКТА ТЕСТИРОВАНИЯ, ОТВЕТСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАТОРЫ И ОРГАНИЗАТОРЫ

23. Централизованное тестирование проводится в пункте тестирования.

24. Количество пунктов тестирования и их месторасположение определяется исходя из общей численности тестируемых в области (г. Минске) и вместимости аудиторий.

25. Руководитель учреждения, определенного пунктом тестирования:

  • выделяет помещения (удобно расположенные, укомплектованные телефоном) для работы организационной комиссии;
  • оказывает содействие председателю организационной комиссии по вопросам технической эксплуатации выделенных помещений;
  • обеспечивает готовность аудиторий и других помещений к проведению централизованного тестирования.

26. Пункты тестирования должны соответствовать следующим требованиям:

  • иметь достаточное количество специально оборудованных помещений (аудиторий) для проведения централизованного тестирования, состояние которых должно соответствовать требованиям безопасности и санитарно-гигиеническим нормам;
  • иметь средства связи (телефон);
  • иметь сейф (металлический ящик) для хранения экзаменационных материалов;
  • иметь в дни проведения централизованного тестирования посты охраны общественного порядка и медицинской помощи.

27. В каждой аудитории пункта тестирования необходимо:

  • пронумеровать рабочие места, количество которых должно быть кратно десяти;
  • разместить образец бланка ответов;
  • исключить доступ к справочно-познавательной информации по соответствующим учебным предметам.

28. Организационная комиссия руководит работой пункта тестирования.

Организационная комиссия состоит, как правило, из семи человек и включает в состав председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря.

29. Организационная комиссия выполняет следующие функции:

  • обеспечивает в ходе подготовки и проведения централизованного тестирования взаимодействие с РИКЗ, а также с государственными органами управления образованием, учреждениями образования;
  • вносит предложения по списочному составу организаторов и ответственных организаторов;
  • информирует тестируемых в пункте тестирования о порядке проведения централизованного тестирования, порядке заполнения бланка ответов;
  • распределяет ответственных организаторов и организаторов в пункте тестирования;
  • проводит инструктаж ответственных организаторов и организаторов, обеспечивает их информационными и методическими материалами;
  • обеспечивает подготовку организационных материалов в пункте тестирования (схемы распределения вариантов в аудитории, схемы нумерации мест, схемы эвакуации и другие);
  • распределяет тестируемых по аудиториям и составляет списки распределения тестируемых согласно приложению 8;
  • обеспечивает сохранность экзаменационных материалов и их конфиденциальность в местах их хранения, транспортировки и использования в пункте тестирования;
  • обеспечивает своевременную процедуру приема-передачи экзаменационных материалов;
  • обеспечивает соблюдение режима информационной безопасности при проведении централизованного тестирования;
  • организует пропускной режим в день проведения централизованного тестирования.

30. Организационную комиссию возглавляет председатель, который подчиняется директору РИКЗ по вопросам технологии проведения централизованного тестирования.

Председатель организационной комиссии:

  • отвечает за выполнение возложенных на комиссию функций;
  • организует работу организационной комиссии (распределяет обязанности членов организационной комиссии, определяет порядок и график работы);
  • обеспечивает взаимодействие с РИКЗ, государственными органами управления образованием, учреждениями образования;
  • определяет помещения для хранения экзаменационных материалов;
  • осуществляет контроль за проведением централизованного тестирования в пункте тестирования и оперативно разрешает непредвиденные ситуации;
  • оказывает содействие уполномоченным представителям Министерства образования Республики Беларусь и других органов, уполномоченных в установленном порядке осуществлять контроль за ходом централизованного тестирования.

31. В случае отсутствия председателя организационной комиссии его функции выполняет заместитель.

32. Ответственный секретарь организационной комиссии организует делопроизводство комиссии и несет ответственность за его ведение и сохранность документов.

Документы организационной комиссии хранятся в течение года.

33. Члены организационной комиссии имеют право:

  • присутствовать на централизованном тестировании;
  • контролировать по поручению председателя ход централизованного тестирования в аудиториях;
  • информировать председателя о ходе проведения централизованного тестирования и возникающих проблемах;
  • требовать в случае несогласия с решением, принятым комиссией, внести в протокол особое мнение или изложить его в письменной форме в заявлении на имя директора РИКЗ.

34. Члены организационной комиссии обязаны:

  • выполнять возложенные на них функции в соответствии с требованиями нормативных правовых актов;
  • обеспечивать соблюдение установленного порядка проведения централизованного тестирования.

35. Ответственные организаторы назначаются из числа наиболее опытных и квалифицированных преподавателей и руководителей учреждений, обеспечивающих получение высшего, среднего специального, профессионально-технического и общего среднего образования, руководителей и специалистов государственных органов управления образованием.

Организаторы назначаются, как правило, из числа педагогических работников.

36. Ответственные организаторы и организаторы должны пройти подготовку по вопросам организации и проведения централизованного тестирования.

37. Количество организаторов в пунктах тестирования определяется из расчета:

  • в каждой аудитории – не менее трех организаторов (включая ответственного организатора);
  • в каждом коридоре – по необходимости;
  • у входа в пункт тестирования – не менее трех организаторов.

38. Во время проведения централизованного тестирования в каждой аудитории должны постоянно находиться не менее двух организаторов.

39. Запрещено назначение в качестве ответственных организаторов и организаторов в аудитории преподавателей профильных или родственных учебных предметов, по которым проводится централизованное тестирование.

40. Организационная комиссия распределяет ответственных организаторов и организаторов по аудиториям в день проведения централизованного тестирования путем жеребьевки в присутствии представителей органов, уполномоченных в установленном порядке осуществлять контроль за проведением централизованного тестирования, и составляет протокол распределения ответственных организаторов и организаторов по аудиториям согласно приложению 9.

41. Ответственные организаторы и организаторы пункта тестирования подчинены организационной комиссии.

42. Ответственный организатор:

  • отвечает за организацию и проведение централизованного тестирования в аудитории;
  • руководит работой организаторов в аудитории;
  • удаляет из аудитории тестируемых, а также других лиц за нарушение порядка проведения централизованного тестирования.

43. Ответственный организатор обязан:

  • получить у ответственного секретаря список тестируемых в аудитории, схему нумерации мест в аудитории, схему распределения вариантов, список кодов учреждений образования, номера для жеребьевки рабочих мест и проверить их на предмет отсутствия посторонних меток, бланк протокола проведения централизованного тестирования в аудитории согласно приложению 10, бумагу для рабочих записей;
  • прибыть в аудиторию до начала централизованного тестирования;
  • распределить обязанности организаторов;
  • обеспечить проверку аудитории на наличие предметов, запрещенных к использованию;
  • обеспечить размещение в аудитории формы бланка ответов;
  • организовать допуск, регистрацию и размещение тестируемых в аудитории;
  • напомнить основные требования, предъявляемые к тестируемым в ходе централизованного тестирования;
  • предложить тестируемым убедиться в отсутствии на рабочем месте предметов, запрещенных настоящей Инструкцией;
  • принять пакеты с экзаменационными материалами согласно требованию настоящей Инструкции;
  • вскрыть пакеты с бланками ответов согласно требованию настоящей Инструкции;
  • обеспечить раздачу бланков ответов тестируемым и организовать заполнение области регистрации бланка ответов и запись номера бланка ответов в пропуск;
  • напомнить порядок отмены ошибочных меток и замены ошибочных ответов на задания без вариантов ответов для выбора;
  • вскрыть пакет с педагогическими тестами согласно требований настоящей Инструкции;
  • написать на доске (планшете) время начала и окончания работы над выполнением педагогического теста;
  • проверить соответствие данных документа, удостоверяющего личность тестируемого (паспорт, вид на жительство), данным, внесенным в область регистрации бланка ответов;
  • информировать тестируемых об окончании времени работы над выполнением педагогического теста за 10–15 минут;
  • организовать прием и передачу экзаменационных материалов согласно требований настоящей Инструкции;
  • оформить протокол проведения централизованного тестирования в аудитории;
  • немедленно информировать председателя организационной комиссии о несоответствии количества полученных педагогических тестов количеству, указанному на пакете, и о несоответствии количества и номеров полученных бланков ответов количеству или номеру, указанному в акте, а также о других нестандартных ситуациях;
  • удалить тестируемого из аудитории, в случае нарушения тестируемым требований настоящей Инструкции;
  • организовать эвакуацию тестируемых из аудитории в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

44. Организатор в аудитории обязан:

  • допускать тестируемых в аудиторию только по пропуску и документу, удостоверяющему личность (паспорт, вид на жительство);
  • размещать тестируемых согласно схеме нумерации мест в аудитории и результатам жеребьевки;
  • выдавать тестируемым бланки ответов в соответствии со схемой распределения вариантов;
  • выдавать тестируемым педагогические тесты в соответствии с вариантами бланков ответов;
  • наблюдать за выполнением тестируемыми требований настоящей Инструкции, в случае нарушения информировать ответственного организатора;
  • принимать экзаменационные материалы в соответствии с требованиями настоящей Инструкции;
  • обеспечивать эвакуацию тестируемых из аудитории в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

45. Организатор, обеспечивающий порядок в коридоре пункта тестирования, обязан:

  • информировать тестируемых в пункте тестирования и оказывать содействие в поиске необходимой аудитории (помещения);
  • выполнять распоряжения ответственных по аудиториям в ходе проведения централизованного тестирования;
  • не допускать посторонних лиц в аудитории;
  • обеспечивать организованный выход тестируемых;
  • обеспечивать эвакуацию тестируемых в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

46. Организатор, обеспечивающий порядок у входа в пункт тестирования, обязан:

  • обеспечивать организованный вход (выход) в пункт тестирования;
  • допускать в пункт тестирования только по пропуску и документу, удостоверяющему личность (паспорт, вид на жительство);
  • обеспечивать эвакуацию тестируемых в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

ГЛАВА 5

ПОРЯДОК ПАКЕТИРОВАНИЯ, ПЕРЕДАЧИ, ТРАНСПОРТИРОВКИ, ПОЛУЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

47. РИКЗ:

  • производит пакетирование экзаменационных материалов на основании заявок и оформляет акты приемки-передачи бланков ответов согласно приложению 11;
  • предусматривает на каждый пункт тестирования резервный пакет с бланками ответов и резервный пакет с педагогическими тестами;
  • вкладывает дополнительно в пакет с экзаменационными материалами четыре пакета, предназначенные для возврата экзаменационных материалов;
  • укладывает пакеты с экзаменационными материалами в упаковки (вализы);
  • оформляет реестр рассылки, передает упаковки (вализы) уполномоченному представителю специальной связи.

48. Экзаменационные материалы передаются из РИКЗ в пункт тестирования ко дню проведения централизованного тестирования и отправляются обратно в день проведения централизованного тестирования.

49. Доставка экзаменационных материалов из РИКЗ в пункты тестирования и обратно осуществляется специальной связью.

50. Передача пакетов с экзаменационными материалами на всех этапах оформляется актом приемки-передачи пакетов с экзаменационными материалами согласно приложению 12.

51. Организационная комиссия пункта тестирования:

  • вскрывает в день получения упаковки (вализы) с пакетами экзаменационных материалов в присутствии представителей органов, уполномоченных в установленном порядке осуществлять контроль за проведением централизованного тестирования. Пересчитывает пакеты, сверяет с ранее поданной заявкой, укладывает пакеты в сейф (металлический ящик), который опечатывается, и составляет акт вскрытия упаковок (вализ) с пакетами экзаменационных материалов, оформленный согласно приложению 13;
  • информирует РИКЗ по телефону о соответствии полученных экзаменационных материалов ранее поданной заявке, а также о сохранности пакетов;
  • в день проведения централизованного тестирования не позднее чем за 30 минут до его начала председатель организационной комиссии вскрывает сейф (металлический ящик) в присутствии представителей органов, уполномоченных в установленном порядке осуществлять контроль за проведением централизованного тестирования, и других членов комиссии;
  • до начала централизованного тестирования комиссия в составе председателя (заместитель) организационной комиссии и других членов организационной комиссии и представителей органов, уполномоченных в установленном порядке осуществлять контроль за проведением централизованного тестирования, передает пакеты с экзаменационными материалами комиссии в составе ответственного организатора и организаторов в аудитории;
  • в случае недостаточного количества бланков ответов или педагогических тестов вскрывает резервные пакеты в присутствии представителей органов, уполномоченных в установленном порядке осуществлять контроль за проведением централизованного тестирования. Данный факт фиксируется в протоколе централизованного тестирования. Неиспользованные бланки ответов и педагогические тесты запечатываются.

52. Комиссия в составе ответственного организатора и организаторов в аудитории:

  • в установленное время начала централизованного тестирования после предъявления тестируемым в аудитории запечатанных пакетов с экзаменационными материалами вскрывает запечатанные пакеты с бланками ответов, сверяет фактическое количество и номера бланков ответов с количеством и номерами, указанными в акте передачи бланков ответов, и составляет соответствующий акт;
  • выдает бланки ответов тестируемым. Погашает неиспользованные бланки ответов путем перечеркивания по диагоналям до момента вскрытия пакета с педагогическими тестами. Замена бланков ответов не предусмотрена;
  • предъявляет тестируемым запечатанные пакеты с педагогическими тестами и вскрывает их после заполнения области регистрации бланка ответов всеми тестируемыми в аудитории, сверяет фактическое количество педагогических тестов с количеством, указанным на пакете, выдает педагогические тесты в строгом соответствии с вариантом бланка ответов и делает соответствующую запись в протоколе централизованного тестирования в аудитории;
  • пересчитывает и запечатывает в пакет неиспользованные педагогические тесты сразу после начала отсчета времени работы над выполнением педагогического теста;
  • немедленно сообщает председателю организационной комиссии о недостаче бланков ответов или педагогических тестов;
  • принимает, пересчитывает и запечатывает в пакет использованные бланки ответов вместе с подписанным комиссией актом передачи бланков ответов;
  • пересчитывает и запечатывает в пакет неиспользованные бланки ответов вместе с бланками ответов удаленных тестируемых;
  • принимает, пересчитывает и запечатывает использованные педагогические тесты;
  • передает организационной комиссии по акту в соответствии с количеством, полученным перед централизованным тестированием, после окончания централизованного тестирования запечатанный пакет с использованными бланками ответов, запечатанный пакет с неиспользованными бланками ответов, запечатанный пакет с неиспользованными педагогическими тестами, запечатанный пакет с использованными педагогическими тестами, неиспользованные и использованные пакеты, протокол проведения централизованного тестирования в аудитории в присутствии представителей органов, уполномоченных в установленном порядке осуществлять контроль за проведением централизованного тестирования.

53. Опечатанные упаковки (вализы), содержащие запечатанные пакеты с использованными и неиспользованными бланками ответов, неиспользованными педагогическими тестами, использованными педагогическими тестами, резервными педагогическими тестами и бланками ответов, протокол проведения централизованного тестирования оформленный согласно приложению 14, использованные и неиспользованные пакеты передаются уполномоченному представителю специальной связи для доставки в РИКЗ.

54. Упаковки (вализы), доставленные в РИКЗ специальной связью, принимаются сотрудником РИКЗ, ответственным за сохранность экзаменационных материалов.

55. Пакеты неустановленного образца, а также имеющие нарушения целостности, поступившие в РИКЗ, изымаются для проведения служебного расследования по данному факту.

ГЛАВА 6

ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ БЛАНКА ОТВЕТОВ

56. Внесение информации в бланк ответов производится только в специально определенные поля черными чернилами (гелевой или капиллярной ручкой). Каждое поле заполняется, начиная с первой позиции. Оставшиеся свободными клеточки поля остаются незаполненными.

Цифры и буквы вписываются в соответствии с образцами написания символов, расположенными в верхней части бланка ответов, не допуская случайных пометок, клякс.

Подпись тестируемого на бланке ответов не должна выходить за рамки ограничительной линии.

57. Бланк ответов состоит из области регистрации и области ответов.

58. В области регистрации бланка ответов расположены:

поля, заполняемые по указанию ответственного организатора в аудитории:

«Код пункта тестирования» – указать код учреждения образования (пункта тестирования) в соответствии с кодировкой РИКЗ;

«Корпус» – указать номер корпуса учреждения образования (пункта тестирования), в котором тестируемый проходит централизованное тестирование;

«Номер аудитории» – указать номер аудитории учреждения образования (пункта тестирования), в которой тестируемый проходит централизованное тестирование;

«Код предмета» – указать код учебного предмета в соответствии с кодировкой РИКЗ;

«Название предмета» – указать сокращенное название учебного предмета, по которому проводится централизованное тестирование;

«Код учреждения образования» – выпускник учреждения, обеспечивающего получение общего среднего образования, вносит код учреждения, которое заканчивает, в соответствии с кодировкой РИКЗ. Другие лица указывают код, состоящий из кода района и двух нулей;

поля, самостоятельно заполняемые тестируемым:

«Фамилия» – переносится информация из документа, удостоверяющего личность (паспорт, вид на жительство);

«Имя» – переносится информация из документа, удостоверяющего личность (паспорт, вид на жительство);

«Отчество» – переносится информация из документа, удостоверяющего личность (паспорт, вид на жительство);

«Серия» – переносится серия документа, удостоверяющего личность (паспорт, вид на жительство);

«Номер» – переносится номер документа, удостоверяющего личность (паспорт, вид на жительство);

«Дата» – указывается дата централизованного тестирования;

«Подпись» – тестируемый ставит свою подпись.

59. Область ответов состоит из двух частей:

  • часть А для ответов на задания с выбором ответа из предложенных вариантов;
  • часть В для кратких ответов на задания без выбора вариантов ответа.

60. Часть А области ответов состоит из горизонтального ряда номеров тестовых заданий. Под каждым номером тестового задания расположен вертикальный столбик из пяти клеточек для обозначения выбранного ответа меткой.

Образец метки (крестик) приведен в бланке ответов. Линия метки не должна быть толстой. Если ручка оставляет слишком жирную линию, вместо крестика нужно провести только одну диагональ клеточки (любую). Запрещено исправлять метку графическим способом (заштриховывать) или замазывать корректирующей жидкостью.

Для внесения ответа тестируемый под номером тестового задания должен поставить метку в ту клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного им варианта ответа.

Отмена ошибочной метки производится в поле отмены ошибочных меток. В одном тестовом задании можно отменить несколько ошибочных меток. Всего можно отменить не более шести ошибочных меток.

Для отмены ошибочного и указания верного ответа необходимо:

  • отменить метку, указав номер тестового задания и номер ошибочно выбранного варианта ответа;
  • поставить метку в нужной клеточке столбика тестового задания.

61. Ответы на задания части В необходимо записывать справа от номера тестового задания в области ответов, предназначенной для кратких ответов на тестовые задания.

Ответ в этой части дается только в краткой форме (слово или целое число). Каждая цифра, буква или знак минус (если число отрицательное) записываются в отдельную клеточку.

Если в условии педагогического теста допускается ответ, состоящий из двух слов, то он пишется слитно, без дефиса, пробела или другого разделителя. Если в таком слове окажется букв больше, чем клеточек в поле ответа, то вторую часть слова можно писать более убористо (не соблюдая попадания букв в клеточки). Слово следует писать полностью.

Если ответом должно быть слово, пропущенное в некотором предложении, то это слово нужно писать в той форме (род, число, падеж), в которой слово должно стоять в предложении.

Если числовой ответ получается в виде дроби, то ее следует округлить до целого числа по правилам математического округления.

Каждый символ химического элемента, индекс и скобки в формуле вещества необходимо вносить в отдельную клеточку, верхний и нижний индексы должны быть такого же размера, как и символы химических элементов. Для написания символов химических элементов следует использовать только заглавные буквы.

Недопустимо записывать ответ в виде математической формулы или выражения, указывать названия единиц измерения (градусы, проценты, метры, тонны), давать словесные заголовки или комментарии к числу.

Отмена ошибочных кратких ответов на тестовые задания и указание правильного ответа производится в соответствующем поле. Для отмены ошибочного и указания верного ответа необходимо указать номер неверно выполненного тестового задания и записать правильный ответ. Отменить можно не более двух ошибочных ответов.

62. Претензии к результатам централизованного тестирования по причине нарушения тестируемым порядка заполнения бланка ответов не рассматриваются.

ГЛАВА 7

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ В ПУНКТЕ ТЕСТИРОВАНИЯ

63. В день проведения централизованного тестирования в пункте тестирования вводится пропускной режим. Допуск в пункт тестирования производится только по пропуску и документу, удостоверяющему личность (паспорт, вид на жительство). Вход в пункт тестирования лицам, не участвующим в централизованном тестировании, запрещен.

64. Тестируемые прибывают в пункт тестирования не позднее чем за 30 минут до начала централизованного тестирования, имея при себе:

  • заполненный и зарегистрированный пропуск;
  • документ, удостоверяющий личность (паспорт, вид на жительство);
  • ручку (гелевую или капиллярную) с чернилами черного цвета.

65. В случае отсутствия у тестируемого пропуска, ответственный секретарь проводит сверку документа, удостоверяющего личность (паспорт, вид на жительство), с базой данных тестируемых. Тестируемому, ранее зарегистрированному, оформляется дубликат пропуска. Лицо, ранее не зарегистрированное, к прохождению централизованного тестирования не допускается.

66. Распределение тестируемых, по аудиториям производится организационной комиссией в порядке определяемом методическими рекомендациями РИКЗ. Недопустимо размещение полного состава выпускников одного класса в одной аудитории пункта тестирования.

Количество тестируемых в аудитории должно соответствовать количеству рабочих мест.

67. Допуск и размещение тестируемых в аудитории осуществляется по пропускам и документам, удостоверяющим личность (паспорт, вид на жительство), не менее чем двумя организаторами. Один организатор стоит у входа в аудиторию, пропуская тестируемых по одному, проверяет наличие пропуска, сверяет данные списка тестируемых в аудитории с данными документа, удостоверяющего личность(паспорт, вид на жительство), а также не разрешает проносить в аудиторию предметы, запрещенные настоящей Инструкцией. Второй организатор, находясь непосредственно в аудитории, размещает тестируемых в соответствии с жеребьевкой и следит за тем, чтобы тестируемые не менялись местами.

68. Жеребьевка проводится путем вытаскивания карточек с номерами рабочих мест.

69. В момент начала централизованного тестирования ответственный организатор предъявляет тестируемым запечатанные пакеты с экзаменационными материалами, вскрывает пакет с бланками ответов. Организаторы раздают бланки ответов тестируемым в соответствии со схемой распределения вариантов. Тестируемые заполняют область регистрации бланка ответов.

70. После заполнения области регистрации бланков ответов всеми тестируемыми в аудитории ответственный организатор в аудитории вскрывает пакеты с педагогическими тестами.

71. Тестируемый, прибывший на централизованное тестирование после вскрытия пакета с педагогическими тестами, в аудиторию не допускается.

72. Началом отсчета времени, отведенного на выполнение педагогического теста, является время получения последнего экземпляра педагогического теста.

Время начала и окончания работы над выполнением педагогического теста фиксируется на доске или планшете.

73. Во время централизованного тестирования документ, удостоверяющий личность (паспорт, вид на жительство), находится на рабочем месте (столе) тестируемого. Организаторы сверяют соответствие данных в документе, удостоверяющем личность (паспорт, вид на жительство) данным внесенным в область регистрации бланка ответов.

74. Вопросы тестируемых по содержанию педагогических тестов не рассматриваются. Замечания тестируемых по содержанию педагогических тестов вносятся в протокол проведения централизованного тестирования в аудитории с указанием номера варианта педагогического теста, номера задания и содержания замечания.

75. Тестируемому запрещается:

  • проносить и использовать в аудитории, где проводится централизованное тестирование, книги, тетради, записи, сумки, мобильные телефоны, пейджеры, электронные записные книжки, компьютеры и другие средства хранения и передачи информации;
  • разговаривать во время проведения централизованного тестирования, пересаживаться без разрешения организатора, обмениваться педагогическими тестами.

Тестируемый, нарушающий требования, предъявляемые к нему во время проведения централизованного тестирования, отстраняется от дальнейшего участия в централизованном тестировании.

76. В случае отстранения тестируемого от дальнейшего участия в централизованном тестировании, бланк ответов изымается, погашается путем перечеркивания по диагоналям, в пропуске делается отметка «Удален за нарушение».

77. По истечении времени централизованного тестирования тестируемые сдают экзаменационные материалы.

Если тестируемые выполняют работу ранее установленного срока, то организаторы могут принимать экзаменационные материалы и до окончания работы над выполнением педагогического теста. Досрочная сдача экзаменационных материалов прекращается за 10 минут до окончания работы над выполнением педагогического теста.

78. Принимая экзаменационные материалы, организатор обязан:

  • принять бланк ответов, сверяя соответствие данных тестируемого, указанных в области регистрации бланка ответов, данным документа, удостоверяющего личность (паспорт, вид на жительство);
  • принять педагогический тест;
  • сделать в пропуске отметку «Тестирование прошел».

79. В случае обнаружения преднамеренного искажения данных в области регистрации бланка ответов, бланк ответов изымается, централизованное тестирование считается не пройденным.

80. Принятые экзаменационные материалы пересчитываются и запечатываются в пакеты, составляются акты передачи бланков ответов, оформляется протокол проведения централизованного тестирования в аудитории.

81. По окончании централизованного тестирования ответственные организаторы и организаторы в аудитории передают экзаменационные материалы по акту организационной комиссии согласно требовани й настоящей Инструкции.

82. На основании представленных протоколов проведения централизованного тестирования в аудиториях председатель организационной комиссии составляет протокол проведения централизованного тестирования.

ГЛАВА 8

ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ И ХРАНЕНИЯ БЛАНКОВ ОТВЕТОВ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫДАЧИ СЕРТИФИКАТОВ

83. Пакеты с бланками ответов передаются для обработки и принимаются для хранения только сотрудником, ответственным за их сохранность.

84. Информация, содержащаяся в бланках ответов, переводится в электронный формат. Перевод осуществляется путем сканирования бланков, распознания компьютером отсканированной информации и ее редактирования (при неуверенном распознании).

85. Операции сканирования, распознания и редактирования производятся в специально оборудованном помещении с ограниченным правом доступа. Обработка производится на компьютерах, объединенных в изолированную локальную сеть.

86. Сверка ответов тестируемых на задания педагогических тестов с правильными ответами осуществляется ЭВМ с помощью программного обеспечения, разработанного или используемого РИКЗ.

87. При обнаружении технических дефектов бланков ответов, опечаток в тестовых заданиях, влияющих на правильность ответа тестируемых, РИКЗ засчитывает ответ тестируемого по данному тестовому заданию как правильный.

88. РИКЗ оформляет протоколы результатов централизованного тестирования согласно приложению 15 и сертификаты.

89. Информирование тестируемого о результатах проводится в пункте тестирования.

90. РИКЗ передает сертификаты по акту передачи сертификатов централизованного тестирования, согласно приложению 16, уполномоченным представителям учреждений образования определенных пунктами тестирования, управлений образования областных исполнительных комитетов (Комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета).

91. Тестируемый получает сертификат при предъявлении:

  • документа, удостоверяющего личность;
  • пропуска с отметкой «Тестирование прошел».

92. Выдача сертификатов производится под подпись получателя в ведомости учета выдачи сертификатов согласно приложению 17.

93. Невыданные сертификаты хранятся в управлениях образования районных (городских) исполнительных комитетов и администраций г. Минска, а также в учреждениях, определенных пунктами тестирования, до конца календарного года.

По истечении указанного срока сертификаты уничтожаются в установленном порядке, оформляется соответствующий акт. До 1 февраля в РИКЗ представляется акт уничтожения невыданных сертификатов.

94. В случае утери сертификата РИКЗ выдает дубликат на основании заявления тестируемого об утере сертификата. К заявлению об утере прилагается объявление, опубликованное в печати, о признании недействительным сертификата с данными серийным и регистрационным номерами.

95. Оформление дубликата сертификата осуществляет РИКЗ. Дубликаты выдаются на бланках установленного образца, на которых в правом верхнем углу указывается «Дубликат».

96. Бланки ответов, использованные в ходе централизованного тестирования, подлежат хранению как документы строгой отчетности до конца календарного года.

Электронные изображения бланков ответов, использованных в ходе централизованного тестирования, хранятся в течение 75 лет.