Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

На нашем сайте открывается постоянная рубрика «Персоналии. Анкета». Мы будем встречаться с преподавателями, сотрудниками, студентами университета. Вы сможете прочесть их искренние ответы на наши самые разные и неожиданные вопросы.

Сегодня, в преддверии Международного женского дня, у нас в гостях Ольга Евгеньевна Шестопалова.

Шестопалова Ольга Евгеньевна

1. В какой должности работаете (факультет, кафедра)

Доцент кафедры технической кибернетики радиотехнического факультета.

2. Какие предметы преподаете?

Несколько курсов, общее направление которых можно определить как «Моделирование и основы автоматизированного проектирования» - студентам радиотехнического факультета, «Автоматическое управление технологическими системами» - все тем же радиотехникам и машиностроителям.

3. Повышение квалификации (магистратура, аспирантура, докторантура)

В порядке перечисления в вопросе: нет, да, пока нет – и вряд ли в обозримом будущем… И надо сказать – повышение квалификации отнюдь не ограничивается поствузовским образованием, свои профессиональные навыки можно шлифовать и другими способами – было бы желание!

4. Направление Вашей научно-исследовательской деятельности

Кандидатскую диссертацию я защищала по двум специальностям: «Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами» и «Процессы и машины химической технологии». С первой специальностью, если так можно выразиться, случился «брак по любви». Вторую пришлось осваивать по необходимости: темой диссертации была автоматизация управления процессами биотехнологии, и исследования на начальном этапе дали существенный крен в сторону детального изучения этих процессов. На этой благодатной почве «выросли» и дополнительная глава в диссертации, и вторая специальность в дипломе кандидата наук.

5. В каких изданиях имеете публикации?

По тематике научных исследований – в журналах «Биотехнология», «Экологические системы и приборы», «Химия в интересах устойчивого развития», «Вести НАН РБ» и «Вестник ПГУ». Дважды удалось заинтересовать редакцию журнала «Вышейшая школа».

6. Участие в конференциях, семинарах, выставках

Участвовала в…

- международной конференции «Ресурсосбережение, энергосбережение и компьютеризация в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности», Новополоцк, ПГУ, 1997г;
- научно-технической конференции “Совершенствование технологических процессов и организации производства в легкой промышленности и машиностроении”, Витебск, ВГТУ, 1997г.
- международной научно-технической конференции «Автоматический контроль и автоматизация производственных процессов». Минск, БГТУ, 1998г.
- международной научно-технической конференции «Автоматический контроль и автоматизация производственных процессов». Минск, БГТУ, 2000г.
- международном научно-техническом семинаре «Компьютеризация в химической и смежных отраслях промышленности», Новополоцк, ПГУ, 2006г.

7. Ваш педагогический стаж

Текущий 2007/08 это пятнадцатый учебный год, проходящий при моем посильном участии как преподавателя.

8. Какими правилами Вы руководствуетесь в своей педагогической деятельности? В общении со студентами?

Три кита, которые, как мне кажется, должны обеспечивать устойчивость этой системы, это 1) одинаковые условия и одинаковые требования для всех студентов, вне зависимости от личных симпатий и антипатий преподавателя; 2) понятные правила игры – прозрачные, однозначные, неизменяемые ни при каких обстоятельствах правила организации, проведения и оценивания всех видов работ; 3) независимость оценки студента от уровня педагогической компетентности преподавателя: допустим студент, в среднем успевающий на 7-8, приложил к освоению нового материала стандартные для себя старание и усердие, и при этом одолел в установленные сроки только 50%. Возможно, преподаватель неверно оценил сложность материала или трудоемкость работ, и снижать оценку студенту несправедливо.

Лучшим средством реализации этого трехкомпонентного каркаса я считаю рейтинговую систему – и применяю ее уже лет семь. А что касается общения, то в учебное время, по моему убеждению, оно должно быть сугубо профессиональным. Время учебных занятий и консультаций, то есть мое рабочее время, оплачено студентами платной формы обучения – своими или родительскими деньгами, а студентами бюджетной формы – деньгами налогоплательщиков. Поэтому на занятиях я стараюсь минимизировать обсуждение посторонних тем, так как априори предполагаю, что студенты пришли сюда с целью получить максимум знаний, навыков и умений по предмету, а отнюдь не байки слушать. А вне рабочего времени я открыта для неформального общения, если, конечно, у нас найдутся общие интересы и темы.

P.S. – список интересов и тем можно найти в ответе на вопросы №16 и 19.

9. Преподавательская деятельность для Вас это -

ремесло и семейная традиция.

10. Какое учебное заведение закончили, по какой специальности?

«Сами мы не местные» - это не про меня. Я как раз из категории «где родился – там и сгодился». Закончила Новополоцкий политехнический институт в 1993г. по специальности «Конструирование и технология радиоэлектронных средств», а в аспирантуру в 1995г. поступала уже в ПГУ.

11. Что повлияло на выбор профессии, специальности

Выбор профессии отчасти обусловила уже упомянутая семейная традиция – я представляю четвертое поколение Шестопаловых, получивших высшее образование, и третье поколение преподавателей. Еще одной причиной стал временной фактор. В год моего выпуска – 1993 – после развала Cоюза перспективы отрасли выглядели более чем туманно, и ситуация, имевшая на тот момент место на «Измерителе», подтверждала это со всей наглядностью. Поэтому, имея, благодаря красному диплому, возможность выбирать я при распределении выбрала место преподавателя-стажера на недавно созданной кафедре технической кибернетики.

С выбором специальности было сложнее, мне в равной мере давались и точные, и гуманитарные науки. Тем, что склонило чашу весов в пользу РК, оказался предмет «Радиоэлектроника», который мы изучали вместо УПК в классе с физико-математическим уклоном в 4-ой школе г.Новополоцка.

12. Кто из Ваших преподавателей (школьных, университетских) запомнился Вам более других? Чем запомнился?

Запомнились многие, и, как водится, есть воспоминания и со знаком «плюс», и со знаком «минус». Но самым важное - понимание того, что те люди, о которых мы вспоминаем с неодобрением, точно также льют воду на колесо мельницы формирования нашей личности, как и те, о которых мы вспоминаем с благодарностью. Нужно только делать правильные выводы.

А зарисовки с натуры «кто и чем запомнился» выглядят примерно так: доцент Картынник одарил конспектами по высшей математике, от которых, как от хорошего детектива, нельзя было оторваться, и лекциями, каждая из которых была маленьким спектаклем. Легенда РТФ, старший преподаватель Крымский А.А. на деле убедил в том, что «нас бьют – а мы крепчаем». Доцент Ивановский - образным объяснением принципа работы какого-то полупроводникового устройства на примере кастрюли, наполовину заполненной водой, в которую насыпали металлические шарики – электроны, и пластмассовые полые шарики для настольного тенниса – дырки, а потом перевернули... Доцент Иванов запомнился блестящим ораторским искусством, искусством полемики и лекциями по политэкономии первой парой в понедельник, на которые являлся, вопреки обыкновению, весь поток. Ну, и наконец, лучший декан всех времен и народов Голубев Александр Петрович запомнился тем, что был и для меня до сих пор остался лучшим деканом всех времен и народов.

13. Какое участие Вы принимали в общественной жизни Вашего факультета, группы? (Какие мероприятия Вы любили посещать, состояли ли в клубе, движении)

В 1990г. команда радиотехнического факультета в первый раз стала чемпионом КВН Новополоцкого политехнического института. В память об этом событии у меня остался командный значок, черно-белая фотосессия с церемонии награждения и надувной бегемот с автографами членов команды.

14. Какой предмет Вам тяжело давался в вузе?

У меня нет врожденного чувства грамотности, поэтому в школе мы с русским языком взаимно недолюбливали друг друга. Аналогичная ситуация была и с пением – ввиду тотального отсутствия слуха и голоса. А в институте – бог миловал. Там, где не было досконального понимания, выручала хорошая память, но к этому последнему средству я прибегала редко. В большинстве случаев осознание того, что кто-то другой рядом что-то понимает или делает лучше, меня подстегивало и заставляло-таки сесть и разобраться.

15. Каков Ваш главный интерес, кроме работы и семьи?

Истинное удовольствие доставляют литература, живопись, путешествия и радость человеческого общения. И еще интеллектуальные игры. Помимо известных телеверсий игр «Что?Где?Когда?», «БрейнРинг» и «Своя игра» существуют их спортивные версии, по которым проводятся национальные чемпионаты, а также чемпионаты мира. Белорусскую лигу интеллектуальных команд в Полоцком регионе представляет клуб «Рубон» при ПГУ, на орбиту которого меня затянуло в 94г., и, с тех пор, в составе команды «Пилигрим» я постоянно участвую в региональном и национальном чемпионатах, международных турнирах. Интеллектуальные игры для меня это отличный способ организации досуга, эмоции и адреналин соперничества, дефицит которых ощущается в повседневной жизни, и, кроме того, особый круг общения. А еще активная часть клуба «Рубон» последние два года реализует игровой проект «Бессонница», являющийся аналогом таких проектов, как гродненский «Ночной город», минская «Схватка» и «Энкаунтер». Ночные игры «Бессонницы» объединяют в себе элементы реальной поисковой, виртуальной компьютерной и ролевой игры, а также ночного стритрейсинга. Так что покой мне даже и не снится!

16. Что Вы умеете делать лучше всего? Как развиваете это умение?

Смею надеяться, что мне в заслугу можно поставить умение доводить начатое до конца. Реальная оценка собственных возможностей и ответственность это тоже мой конек. А еще я умею получать удовольствие от жизни и хорошо готовлю.

17. Какую черту характера Вы больше цените в людях?

Остроумие, коммуникабельность, такт, здоровый эгоизм и амбициозность. Не люблю людей, считающих, что правила должны соблюдать все, кроме них самих. Ценю самолюбие без самовлюбленности, конструктивную критику без намерений оскорбить и унизить оппонента, целеустремленность без неразборчивости в средствах достижения цели. И еще умение контролировать эмоции – потому что мне этого порой не хватает.

18. Какие книги вы считаете лучшими? В чем они Вам помогли? Чему научили?

О, это обширная тема. Я из тех, кого «книжки читают», и мне трудно ранжировать их по значимости. В 20 лет серьезное впечатление произвели Стругацкие – «Пикник на обочине» и «Гадкие лебеди» - тем, как много человеческого, и как мало фантастического в этой фантастике. «Повелитель мух» Голдинга - детальный эпикриз жестокости. Сразу после него следует прочесть «Убить пересмешника» Харпер Ли - для возрождения веры в торжество человечности и гуманизм. «Циники» Мариенгофа – книга о том, что во времена великих потрясений не удается оставаться сторонним наблюдателем. Есть книги, которые помимо сюжета, потрясли меня стилистической красотой и богатством языка: «Христос приземлился в Городне» Короткевича, «Порою нестерпимо хочется…» Кизи, «Разговор в Соборе» Льоса, «62.Модель для сборки» Кортасара. А для снятия накипи жизненных издержек рекомендую «Всеобщую историю» от Сатирикона, «Лабиринты Ехо» Макса Фрая, а также всего Джерома и Вудхауса – англичане, как никто, знают толк в развлечении!

19. Успех, которым особенно гордитесь. Поделитесь рецептом Вашего успеха?

Защита диссертации – это для родителей, а я - еще тем, что объехала пол-Европы и воочию повидала многое из того, что мечтала увидеть. Рецепт успеха? – записывайте: 10% - удачный старт; 10% - анализ чужих ошибок; 20% - упорство; 20% - умение дотерпеть до второго дыхания; 20% - семья и друзья; 20% - бескорыстная помощь другим. Удача и везение – по вкусу. Перемешать, но не взбалтывать.

20. Неудача, которую помните. Какие уроки Вы из нее извлекли? Что хотели бы сделать, но пока не получается?

Если все мои беды-неудачи сопоставить с потенциальными возможностями, каковые по части этих самых бед наш чудесный мир в принципе может предоставить и предоставляет – достаточно посмотреть вокруг или в телевизор, то у меня - баланс положительный, и у каждой тучки – светлая изнанка.

21. Кто из известных персон настоящего и прошлого вызывает у Вас симпатию?

Дюма-отец и Чарли Чаплин – за то, что сумели остаться детьми. Наполеон и Сесил Родс – как доказательство того, что даже при раскладе один против всех можно выигрывать. Билл Гейтс – ну просто хоть у кого-то же он должен вызывать симпатию?! …вот вспомнила – Жан Маре в одном из интервью ответил на этот вопрос «Иисус Христос». Если бы я верила в реальность и историческую достоверность свидетельств земной жизни Иисуса – то списала бы ответ у Жана Маре.

22. Чем Вы отличаетесь от себя самого пятилетней давности?

Да принципиально ничем – я и пять лет назад была само совершенство!

23. У Вас есть жизненный дивиз? Какой?

Даже два: «Плачь – и ты будешь плакать в одиночестве, смейся – и весь мир будет смеяться вместе с тобой» и «Для тех, кто не знает куда плыть, не бывает попутного ветра».

Корреспондент сайта Татьяна Клопова