Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

Традиционно в последнее воскресенье сентября в Беларуси отмечается День машиностроителя. В Полоцком государственном университете своим профессиональным праздником его считают профессорско-преподавательский состав и студенты машиностроительного факультета.

Машиностроительный факультет – один из старейших в ПГУ, работает в области технологии обработки материалов, создания новых высокопроизводительных конструкций инструментов и технологического оборудования, ремонтного производства. В данное время на факультете проводится обучение студентов по пяти специальностям: «Технология машиностроения», «Технологическое оборудование машиностроительного производства», «Оборудование и технология сварочного производства», «Техническая эксплуатация автомобилей», «Автосервис».

В преддверии профессионального праздника мы встретились с заместителем декана МСФ, кандидатом технических наук, доцентом кафедры технологии и оборудования машиностроительного производства Алексеем Михайловичем Долгих.

Зам. декана МСФ А.М. Долгих

– Алексей Михайлович, давайте расставим все точки над «и». Кто же такой машиностроитель?

– Машиностроитель, прежде всего, – это всесторонне образованный человек. За годы, которые я преподаю на машиностроительном факультете, я убедился, что это очень сложная элитная специальность. Она дает человеку достаточно высокий образовательный уровень и возможность заниматься практической деятельностью во многих областях, связанной с механикой. Мы знаем прекрасные примеры успешного продвижения по служебной лестнице наших выпускников, они являются директорами государственных, коммерческих предприятий, достаточно квалифицированно осуществляют разработку новых технологий. Поэтому студентом-машиностроителем, если говорить откровенно, может быть не каждый, это непросто. Но, в то же время, это и привлекает молодых людей. Машиностроительная квалификация может быть реализована во многих аспектах. Самый простой пример – это ремонт своего собственного автомобиля, потому что человек начинает понимать основные принципы работы механизма: как их собирать, как их ремонтировать, как восстанавливать, и это нравится очень многим молодым людям. Кроме того, сейчас имеется колоссальная возможность заниматься не просто формальной механической обработкой, а изучать по Интернету, в лабораториях современные виды эффективной обработки. Это тоже интересно.

– Машиностроительный факультет является одним из старейших в университете, сложились ли у вас за годы существования какие-то традиции?

– Да, безусловно, традиции есть. По сути, с двух основных специальностей – промышленное и гражданское строительство и машиностроение – начинался университет как таковой. То есть, будучи филиалом, он начинал развиваться по этим двум направлениям, и все было сосредоточено на этих двух видах деятельности. Конечно, в связи и с развитием общества, и с ростом потребностей постепенно возникали новые специальности, расширялись, но, в то же время, базовые специальности как были, так и остались. Основные, фундаментальные специальности. К ним и относятся специальности машиностроительного профиля – это «Технология машиностроения» и «Технологическое оборудование машиностроительного производства».

– Обновляется ли материально-техническая база факультета?

– В настоящее время, конечно, это непросто, но есть положительные примеры. По нашему факультету сделан проект реконструкции нашего цеха. Это достаточно серьезный шаг и сейчас мы приступаем непосредственно к реконструкции нашего учебно-лабораторного базового корпуса. В нем появятся новые лаборатории, что позволит улучшить практическую подготовку студентов. Приобретен оптический пирометр – прибор, позволяющий измерять температуру на определенной дистанции до тысячи градусов в диапазоне. Он будет подключен сразу к компьютеру, фиксировать данные, делать статистическую выборку и т.д. Это позволяет разрабатывать новые виды лабораторных работ. Кроме того, на стадии отладки находится класс для программирования на современном оборудовании. Там имеется пять посадочных мест для студентов, и они будут разрабатывать для станка с ЧПУ обрабатывающую программу, которая будет выводиться на станок и реализовываться, таким образом, студенты сразу будут видеть – ошибся или нет. То есть такое программирование в режиме онлайн, которое, я думаю, будет эффективным. Приобретен современный станок с ЧПУ, с современной системой управления. В свое время наша материально-техническая база была лучшей в Республике Беларусь. Достаточно непросто удержаться на таком лидерстве, потому что современные станки с программным управлением стоят огромные деньги. Мы работаем в этом направлении и надеемся, что с реконструкцией базы у нас будут традиционно хорошие практические и лабораторные работы, и улучшится их качество.

Cовременные станки с программным управлением

Реконструкция учебно-лабораторного базового корпуса МСФ

От имени деканата машиностроительного факультета я хотел бы пожелать администрации университета, коллективу преподавателей, сотрудников, студентов всех форм обучения, прежде всего стабильности. Стабильности во всем – в овладении знаниями, в семейной жизни, благополучии, здоровье.

Корреспондент сайта Ирина Шипко