30 ноября 2015 года студенческий театр «Арт» Полоцкого государственного университета с честью выдержал серьезный творческий экзамен перед специальной комиссией Министерства культуры и подтвердил высокое звание «Заслуженный любительский коллектив Республики Беларусь»! Высокую оценку специалистов получил спектакль «Луиза Миллер», поставленный по классике немецкой драматургии – пьесе Фридриха Шиллера «Коварство и Любовь».

Создатель театра «Арт» Анна Яковлевна Шелепова

За 16 лет активной творческой деятельности студенческий театр «Арт» подарил зрителям более двух десятков спектаклей, принимал участие в более чем тридцати фестивалях в Беларуси, Венгрии, Латвии, Литве, Украине и ряде других стран ближнего зарубежья, собрав в свою творческую копилку уже без малого сотню дипломов, в том числе в таких почетных номинациях как Гран-при, «Лучшая режиссура, «Лучшая женская роль», «Лучшая мужская роль». Присвоение коллективу в 2010 году звания «заслуженного», без всякого сомнения, стало справедливой наградой создателю и бессменному руководителю театра Анне Яковлевне Шелеповой и нескольким поколениям молодых актеров за постоянный творческий поиск и верность искусству.

Заслуженный студенческий театр «Арт» держит марку!

Выбор в качестве отчетного спектакля пьесы великого немецкого романтика предполагал решение непростой задачи: как при сохранении верности духу и букве литературного первоисточника убедить современного зрителя в актуальности истории, события которой происходят более двух веков тому назад. Благодаря сценическому языку, предложенному режиссерами-постановщиками Анной Шелеповой и Сергеем Щербаковым и блестяще воплощенному на университетских подмостках актерским ансамблем театра «АРТ», зрительному залу ни на минуту не позволили усомниться в том, что трагическая дихотомия человеческого с его добром и злом, искренностью и жестокостью, любовью и коварством сегодня, как и в Век Просвещения, способна вызывать искреннее сочувствие и неподдельные эмоции.

Спектакль «Луиза Миллер»

Экзамен перед комиссией Министерства культуры

Проникновенная игра актеров

Яркая и проникновенная игра актеров, лаконичные и стильные декорации, эффектные и исторически достоверные костюмы (творческая группа оформления – Альбина Фурман, Виктория Матвейчук, Андрей Пискун) держали публику в эстетическом напряжении на протяжении всего спектакля. Временами не покидала мысль, что руке, привычной к современной аудиовизуальной технике, не хватает того невидимого пульта управления, который бы позволил вернуть происходящее на несколько минут назад, чтобы еще раз насладиться увиденным...

Спектакль «Луиза Миллер» по классике немецкой драматургии

Спектакль по пьесе Шиллера «Коварство и Любовь»

Отчетный спектакль театра «Арт»

Финальная сцена спектакля, казалось, на мгновение привела зрителей в оцепенение. Но уже через несколько секунд зал взорвался бурными, долго не смолкающими аплодисментами. Овации, крики «браво» и целое море прекрасных цветов стали достойной наградой всем создателям незабываемого зрелища. Немногим позже стало известно, что компетентная комиссия Министерства культуры также высоко оценила мастерство студенческого театра «Арт», подтвердив его почетное звание Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь!

Финальная сцена спектакля «Луиза Миллер»

Актеры театра «Арт»

Награда и благодарность за выступление

Театр «Арт» - Заслуженный любительский коллектив РБ

Анна Яковлевна Шелепова

Мы попросили режиссера театра «Арт» Анну Яковлевну Шелепову и его ведущего актера Сергея Щербакова рассказать об отчетном спектакле и поделиться творческими планами коллектива.

Корр.: Прежде всего, позвольте поздравить Вас с подтверждением звания Заслуженный любительский коллектив Республики Беларусь! Расскажите, пожалуйста, об отчетном спектакле. И почему именно Шиллер?

А.Я. Шелепова: Почему «Коварство и Любовь»? Спектакль «Луиза Миллер» по пьесе Шиллера был поставлен в 2010 году. Мы планировали представить его на суд комиссии Министерства культуры еще для получения звания заслуженного. Но неожиданно оказалось, что нас готовы были просмотреть уже в ноябре 2010 года. К сожалению, мы не успевали поставить Шиллера – спектакль был готов только к марту. Тогда нам пришлось показывать «Чайку». Сейчас мы решили вернуть своеобразный творческий долг комиссии Министерства. Да и просто хотелось восстановить этот спектакль, который был показан всего 3 раза.

Корр.: В чем причина такой недолгой жизни постановки?

А.Я. Шелепова: Спектакль как все живое имеет свою судьбу. У нас очень большой репертуар. Мы каждый год показываем шесть-восемь разных спектаклей. Это практически репертуар небольшого профессионального театра! Ставилось что-то новое, были какие-то фестивали и для них возрождались другие постановки. Так, хотя на «Луизу Миллер», действительно, ушло и много сил, средств, времени, спектакль был незаслуженно забыт.

А.Я. Шелепова

Ну а потом, нам очень хотелось показать и театр, и университет с самой наилучшей стороны, представить их как что-то, действительно масштабное, яркое. Можно было, конечно, показать современный спектакль. Но, думаю, такого мощного впечатления от оформления сцены и костюмов, например, нам бы добиться не удалось. Еще в 2010 году для постановки «Луизы Миллер» ректором Дмитрием Николаевичем Лазовским были выделены средства, мы закупили отличные ткани. Костюмы получились такие, что им может позавидовать даже профессиональный театр!

Интересна история того, как мы пришли к Шиллеру. Я прочитала пьесу «Коварство и Любовь» и сказала Сергею, что интересно было бы ее поставить. Он любит такие героические роли играть. Все актеры у меня любят поплакать на сцене. И вот Сергей приехал ко мне домой, я живу в частном секторе, помочь по хозяйству – выкопать канаву. Он копает, а я ему вслух читаю Шиллера.

Корр.: Прекрасно! Вот как, оказывается, рождаются спектакли!

А.Я. Шелепова: Я дочитала. Сергей сказал: «Давай поставим!» Я говорю: «Если ты перепишешь и адаптируешь его, я поставлю!» Думаю: «Все равно же ничего не перепишет. Это же такая работа!» Но Сергей сделал это, и мне пришлось держать слово. Потом мы еще не раз сокращали, дорабатывали пьесу. То, что написал Фридрих Шиллер, и то, что текстово получилось в итоге – две разные вещи. Но без сокращений спектакль получился бы слишком громоздким, а без адаптации звучал бы сегодня немного анахронистично.

Корр.: Как приняла работу режиссеров-постановщиков уважаемая комиссия министерства?

А.Я. Шелепова: Все члены жюри очень положительно оценили спектакль – постановку, игру актеров, костюмы, оформление сцены. Решение о подтверждении звания было принято единогласно. Причем, такого позитива и хороших слов я не слышала очень давно, если и слышала вообще когда-нибудь! Конечно, члены комиссии обращали внимание на некоторые моменты, говорили, что вот здесь и здесь можно было бы что-то изменить. С какими-то замечаниями я могу согласиться, с какими-то – нет. Это же творчество!

Корр.: Все помнят времена, когда на сцену выходили преимущественно актеры-студенты. А как продолжилось развитие театра? Какова на сегодняшний день его студенческая составляющая?

А.Я. Шелепова: Сначала наш театр получил звание «народный», потом «заслуженный». Это ставит меня в определенные рамки. Я набираю студентов каждый год. Беру всех. Провожу с ними тренинги по актерскому мастерству. Потом кому-то даю маленькие роли, а кто-то может и центральную получить. Но, согласитесь, если есть основной состав, то совершенно неподготовленного студента на сцену не отправишь.

Если каждый год в основной состав вливается один-два студента, то это хорошо. У современной молодежи к театру и даже к КВН утерян прежний интерес! Но это, конечно же, не относится к студентам из нашего театра. После спектакля, пока я была с комиссией, они оставили мне письмо: «Так сложно подобрать слова! Самое главное, мы хотим поблагодарить Вас за то, что дали нам возможность стать частью чего-то прекрасного! Спасибо Вам за все! Ваши новенькие малыши».

В основном составе отчетного спектакля было всего два студента: Вячеслав Марудов и Елена Нехай. Причем, работа Лены, хотя она играла совсем маленькую роль камеристки Софи, была очень высоко оценена членами жюри. Его председатель, декан театрального факультета Академии искусств Владимир Мищенчук, даже заметил, что он бы посмотрел ее на предмет поступления на его курс в этом году.

Корр.: Да, даже на фотографиях заметно, насколько органично она выглядит на сцене.

А.Я. Шелепова: У нас все органично смотрятся! Многие уже успели жениться, родить детей – одного, двоих, некоторые даже троих, но продолжают приходить сюда и играть. Роман Картавенков, который играл роль Президента фон Вальтера, окончил университет более пяти лет тому назад, но продолжает ездить из Витебска! Все полтора месяца репетиций, все выходные он приезжал к нам в Новополоцк. И это при том, что у него двое детей, а жена беременна третьим ребенком! Вот это любовь к театру! Почему у нас мало студентов остается? Конечно, талант нужно иметь, но театр это еще и труд! Соответствовать нашим высоким требованиям непросто. Тебе сказали провести месяц без выходных, значит, у тебя не будет выходных! Актеры из основного состава приводят сюда детей. Мы рассаживаем их в кабинете, включаем мультики, а сами на сцене репетируем.

Корр.: Не знаю точно, как выглядит настоящий профессиональный театр, но мне кажется, он как раз такой и есть – большая семья, большой дом! Получается, что в театре есть прослойка выпускников, есть немного студентов, а есть ли в театре «Арт» актеры из-за пределов университета, просто из города?

А.Я. Шелепова: Студентов не так уж и мало – порядка двадцати. Они работают, стремятся попасть в основной состав. А из города был только один человек, но оказалось, что в этом году он стал студентом-заочником нашего университета.

Корр.: «Арт» еще и успешно ведет профориентационную работу в пользу ПГУ! Получается, что это и есть реальный студенческий театр. Играют в нем только бывшие и действующие студенты. Как известно, у Вашего театра тоже есть свои успешные «выпускники». Что бы Вы сказали по поводу этих неординарных случаев?

А.Я. Шелепова: Да, некоторые пошли очень далеко! У меня было два таких неординарных случая. Это Дима Лемешев. Он поступил первым – на факультет кинодраматургии ВГИК – и успешно окончил его. Причем, последний курс он учился уже бесплатно – за творческие достижения. Дима стал востребованным кинодраматургом, пишет сценарии. Вот, например, фильм «Околофутбола», который недавно прошел по кинотеатрам. Это его сценарий. Недавно вышел его новый фильм – комедийная драма «Пациенты», которая получила два диплома на всероссийском фестивале, в том числе за лучший сценарий.

Несколько раз в Москву поступал Егор Сачков. Он поступил в ГИТИС на режиссуру, окончил его и сейчас работает в московском драматическом театре на Малой Бронной. Обратите внимание на то, что ребята получили хорошее образование (Дима окончил радиотехнический, а Егор – юридический), получили профессию, которая может кормить, но оба выбрали, в конце концов, творчество!

Корр.: Получается, что «Арт» стал стартовой площадкой для начала настоящей творческой карьеры. А есть ли в Вашем нынешнем коллективе ребята, на кого Вы возлагаете подобные надежды?

А.Я. Шелепова: Хочу ли я, чтобы они куда-то поступали? Я им не советую иметь такую сумасшедшую профессию! Когда мне кто-то говорит, что хочет поступать в театральный, я всегда отговариваю. Подхожу к этому по-матерински. Я не желаю им ничего плохого. Но, уж если они очень сильно хотят, то ничего не поделаешь! Сейчас вот и Сережа Щербаков хочет на заочное поступать в Белорусский государственный университет культуры и искусств. Его и Викторию Матвейчук пригласили.

Корр.: Сергей, почему поступление на театральную специальность важно для Вас? Это исполнение мечты всей жизни?

С. Щербаков: Театр уже и есть моя жизнь! Я уже даже и не анализирую это.

Актер театра «Арт» Сергей Щербаков

Корр.: Да, я понимаю, это закономерный итог. А как, Сергей состоялась Ваша встреча с миром театра?

С. Щербаков: Это случилось еще до поступления в университет.

А.Я. Шелепова: Я работала в 9-ой школе города Новополоцка – вела там уроки мировой художественной культуры и руководила образцовым театральным коллективом. И вот сидит этот мальчик. Даже помню, за какой партой Сережа сидел. Сколько уже лет прошло? Восемнадцать? Девятнадцать? Я подошла к нему: «Мальчик, а ты не хочешь играть в театре?» А он глаза широко раскрыл: «Хочу!» Я говорю: «Давай, пошли!» Сергей у меня сыграл главную роль. Он жутко боялся! Он так боялся! Я подхожу, а его просто трясет! Думаю: «Этот мальчик испортит мне весь спектакль! Зачем я его на главную роль поставила?» Но все прошло на ура! А потом так получилось, что в последнем спектакле, который я там ставила, ко мне пришли студенты. Выпускники 9 школы поступили в ПГУ и привели своих друзей-студентов.

Корр.: А как Вы из школы попали в университет?

А.Я. Шелепова: Это даже не было связано с театром. Я руководила школьной командой КВН, которая в тот год заняла 1-ое место на фестивале КВН, 1-ое место в университетском полуфинале. Когда я решила покинуть школу и начала искать новую работу, пришла в ПГУ. Здесь меня уже знали по КВН, наверное, заметили мои организаторские данные, когда я свою команду «строила». Директор студенческого клуба Наталья Александровна Пальмовская взяла меня на работу. И вот я занималась разными мероприятиями. Помню, одним из первых стал прием Президента в 2001 году. Кроме того, я вела КВН, делала концерты. Параллельно с этим занималась театром.

Корр.: Для театра, подобного Вашему, важны не только актеры. Возможно, в ПГУ были люди, которые оказали существенную помощь в его становлении и развитии?

А.Я. Шелепова: Я, безусловно, хочу упомянуть Эрнста Михайловича Бабенко. Это человек, который нас всегда поддерживал и поддерживает. Он с огромным уважением относится и ко мне, и к театру «Арт» в целом. Это Леонид Степанович Турищев. Кстати, было время, когда кавээнщики собирались в кабинете Леонида Степановича, а это, напомню, был кабинет первого проректора ПГУ! Мы обсуждали какие-то ляпы, то, почему так случилось. Он не просто снисходил к нам, а был другом кавээнщиков. Это Дмитрий Николаевич Лазовский. Я уже говорила, к примеру, о немалых средствах, которые вложил университет в постановку «Луизы Миллер».

Но в последние годы, так получилось, что мы уже пытаемся жить «по-взрослому» – сами зарабатываем на входных билетах. Хотя это и небольшие деньги. Посудите сами, на последний спектакль можно было попасть всего за 30 тысяч рублей. Мой актер как-то даже пошутил: «Боже-боже, мы дешевле, чем попугаи!» Но ничего, я сохраняю оптимизм и веру в то, что заслуженный студенческий театр «Арт» нужен Полоцкому государственному университету. 24 февраля мне исполнится 50 лет – приходите на спектакль! Как правило, в этот день я всегда стараюсь преподнести подарок и себе, и нашим зрителям.

Корр.: Спасибо за приглашение, Анна Яковлевна! Глядя на многочисленные дипломы, которые украшают стены Вашего кабинета, нельзя не спросить о фестивальных планах. Куда собирается в ближайшее время театр «Арт»?

А.Я. Шелепова: Осенью мы никуда не планировали ехать – готовились к защите. Но сейчас хотим послать заявку на участие в фестивалях «Русская классика» (Рига, Латвия) и «Вильнюсская рампа» (Вильнюс, Литва). Нужно еще пройти отбор, чтобы пригласили. Фестиваль – это то, что дает нам жизнь, что вытягивает нас из рутины. Для театра и актеров это, как витамины!

Конечно, «Арт» ищет «бюджетные» фестивали, которые мы можем себе позволить (даже если это не очень дешево). Бывают и денежные взносы, нужно оплачивать дорогу и проживание. Сейчас, например, нас пригласили в Бремен, но туда «Арт» по понятным причинам поехать не сможет. Участвуя в фестивалях, мы смотрим, что делают наши коллеги, общаемся с ними.

Корр.: Поддерживаете ли вы какие-то творческие связи с нашими белорусскими студенческими театрами, какими-то другими любительскими коллективами нашей страны, коллегами из зарубежья? Существует ли какая-то театральная «тусовка», которая действует и вне фестивальных рамок?

А.Я. Шелепова: Конечно! Мы на фестивалях очень часто пересекаемся с различными коллективами и, естественно, нашли немало добрых друзей. Это и театр «Сатрап» из БНТУ, это и «Параллель» из Барановичей, это и украинский «Резонанс» из Кировограда, это и театр «На Моховой» из Санкт-Петербурга, это и вильнюсский «Арлекин». Много коллективов! Сейчас же у всех есть Интернет – можно регулярно и плодотворно общаться: обмениваться идеями, показывать и обсуждать спектакли, поздравлять друг друга с праздниками и рождением детей.

Корр.: Проанонсируйте, пожалуйста, если можно, Ваш новый спектакль и поделитесь планами театра на будущее.

А.Я. Шелепова: 24 февраля зрители, надеюсь, увидят лирическую комедию «Бег на месте с любовью» по пьесам Семена Злотникова. Четыре небольших произведения будут объединены той общей мыслью, что люди несчастны в личной жизни потому, что они не позволяют себе сделать первый шаг, где-то просто посмотреть на другого человека.

Корр.: Весенняя тема! Мне кажется, задача перед Вами будет стоять сложная! Настоящая комедия, по-моему, сложнее даже, чем трагедия: слезу зрителя вызвать легче, чем нормальный осмысленный смех.

С. Щербаков: Везде есть свои сложности!

А.Я. Шелепова: Совершенно верно! Мой любимый жанр – трагикомедия. Трагикомедия, фарс – мои любимые вещи. И судя по количеству дипломов за такие спектакли, они мне удаются. А комедия... У меня хорошее чувство юмора, так что там, где не очень смешно, я могу добавить какие-то нюансики и всем будет весело!

Корр.: А что еще, Анна Яковлевна, Вы хотели бы поставить? Есть ли мечта, которую бы Вы хотели реализовать на нашей сцене?

А.Я. Шелепова: Я – не мечтатель. Я – реалист! Каждый год очень много пьес читаю и выбираю то, что у меня «расходится» на труппу. А что поставить? Я бы, например, хотела поставить «Вишневый сад» и сыграть в нем самой Раневскую!

Корр.: Для постановки таких шедевров, наверняка, нужна очень сильная команда!

А.Я. Шелепова: У нас на «Чайке» подобралась очень сильная команда! Когда в 2010 году театр участвовал в минском фестивале «Тэатральны куфар» – это, можно сказать, наш «Оскар», там были коллективы из 18 стран. Жюри давало только 6 дипломов, и мы претендовали на победу в 5 номинациях!

С. Щербаков: Там быть в номинантах, как с «Оскаром», – это уже победа!

А.Я. Шелепова: Один из членов жюри, режиссер из Израиля, как мне потом рассказывали, шел после спектакля и плакал. Он защищался у себя на Родине «Чайкой» и наше видение Чехова совпало. Так что, если соберем команду, быть «Вишневому саду»!

Корр.: Сергей, возможно, есть роль, которую Вы мечтали бы сыграть?

С. Щербаков: (продолжительная пауза) Я не знаю, чтобы вот так сесть и мечтать... Скорее, я мог бы назвать любимые роли, которые я бы еще раз хотел сыграть. Конечно же, Треплева в «Чайке». А в ближайшей перспективе – Жана в «Жане и Беатрисе».

А.Я. Шелепова: Выбор, не случаен. На «Тэатральным куфары» Сергей как раз номинировался на лучшую мужскую роль. Сергей не хочет говорить – скромничает! Я все говорю за него!

Но мои актеры очень самостоятельны. С возрастом у меня уже не всегда хватает сил. А они соберутся вместе и решают: «А давайте-ка, мы восстановим этот спектакль!» И начинают прессинговать меня с этой просьбой. Приходится соглашаться! Так не один спектакль был возвращен к жизни.

Такое отношение к делу наших актеров не может не радовать! Вот у меня Аллочка Радевич в сентябре третьего ребенка родила, а в октябре уже играла в «Памятнике»! Месяц прошел и все нормально!

С. Щербаков: После рождения своего второго ребенка она вернулась и заявила: «Давайте восстановим "Времена года". Я хочу Галину играть!» Она «глубоко» беременная на сцену выходила и играла, а мы даже и не знали.

А.Я. Шелепова: В «Памятнике» на пятом месяце беременности ей надо было ложиться на пол, кататься. Если бы я знала, что она беременна, я бы придумала другие мизансцены. После я у неё спросила: «Что же ты мне не сказала?!» А она: «Все нормально! Никаких проблем!»

Корр.: Да, все будет нормально! Таким вот образом можно в недалеком будущем даже обеспечить естественный прирост состава труппы театра «Арт». Если на сцене внутриутробное развитие происходит, куда же такие дети денутся!

А.Я. Шелепова: Я Вам расскажу небольшую историю. Старшая дочка Виталика Ворончёнка (исполнителя роли Гофмаршала), Лиза, обожает ходить на репетиции. Для нее прийти к нам – это счастье. Он ее хотел взять на последний прогон «Луизы Миллер» и не получилось. Показывает потом девочка рисунок папе, а там грустный смайлик и цифра «5». Виталик спрашивает: «Что это?» А в ответ: «Я пропустила уже пять репетиций!»

Корр.: Какие травмы наносят актеры своим детям! А если серьезно, это прекрасно! Ведь настоящий театр не просто дает представление на сцене, он формирует среду.

А.Я. Шелепова: Да, естественно! Это только кажется: ну что там дает ланч-концерт, что за польза от спектакля... А ведь без всего этого – без музыки, без театра, без культуры – нельзя сформировать настоящую университетскую среду. И то, что Эрнст Михайлович всячески способствовал этим инициативам, а Дмитрий Николаевич и нынешний ректорат продолжают и приумножают заложенные предшественниками традиции, просто замечательно и для тех, кто занимается творчеством, и для университета, и для города. Университет – это особая творческая среда! Если тут не будет театра, не будет концертов, не будет КВН, не будет самодеятельности, не будет наших художников, все будет грустным и унылым.

Культурная жизнь нашего университета очень разнообразна и насыщена! В ПГУ каждый студент на самом деле имеет богатый выбор того, что посмотреть, и в чем, попробовать самого себя. Я училась в институте культуры, нынешнем университете, и у нас, подчеркну, в творческом вузе, ничего подобного не было! Это нужно ценить!

Корр.: Огромное спасибо за интервью! Еще раз поздравляем с большой творческой победой! Вдохновения Вам и благодарных зрителей!

Корреспонденты сайта Дарья Алексеева, Владимир Филипенко