Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

17-18 декабря 2015 года на историко-филологическом факультете Полоцкого государственного университета открытые лекции читал кандидат исторических наук, доцент Евгений Александрович Гребень, заведующий кафедрой философии и истории Белорусского государственного аграрного технического университета. Тематика лекций была связана с историей повседневности – перспективным научным направлением, изучающим условия быта, питания, отдыха и других аспектов повседневной жизни людей.

Евгений Александрович Гребень

Евгений Александрович согласился ответить на несколько вопросов для сайта нашего университета.

– Какова тематика Ваших научных исследований? Как Вы пришли к ней?

– Сферой моих научных интересов являются малоисследованные аспекты повседневной жизни мирного населения, социальная история Беларуси периода нацистской оккупации. Данной проблематикой я заинтересовался еще в ходе работы над кандидатской диссертацией. Анализируя отечественную и зарубежную историографию, можно утверждать, что повседневная жизнь населения в условиях оккупации традиционно выпадает из поля зрения историков. И это не смотря на, казалось бы, высокую степень изученности событий Великой Отечественной войны и немецкого оккупационного режима в частности.

– Какие источники по тематике Ваших исследований наиболее ценны и информативны?

– Результаты моих исследований основаны на анализе документов коллаборационной администрации (волостные, районные, городские управы и подчиненные им предприятия и учреждения), а также на воспоминаниях жителей Беларуси, переживших оккупацию. Данные источники позволяют увидеть военные события глазами рядового гражданина, вынужденного выживать в экстремальных условиях оккупации.

– Отличалась ли картина жизни населения оккупированной Беларуси в годы Великой Отечественной войны в представлении широкой аудитории от картины, которая вырисовывается при изучении исторических источников?

– Я бы говорил не об отличии в восприятии военной повседневности современными гражданами от картины, которую позволяют реконструировать источники, а скорее о том, что большинство из нас мало задумывается о том, каковы были реалии военной повседневности, как людям приходилось бороться за выживание. Ведь каждая социальная группа, каждый гражданин в отдельности выбирали свои стратегии выживания в экстремальной ситуации оккупации.

– В последние годы истории ВОВ в Беларуси уделяется значительное внимание: в школах и вузах читается особый спецкурс, регулярно выходят научно-популярные передачи, снимаются художественные фильмы. Какие аспекты истории Великой Отечественной войны, на Ваш взгляд, всё же остаются недостаточно известными широкой аудитории?

– Действительно, в средних и высших учебных заведениях Беларуси изучению событий Великой Отечественной войны традиционно уделяется особое внимание. В то же время, война традиционно ассоциируется у нас с боевыми действиями, проводимой оккупантами политикой геноцида, борьбой партизан и подпольщиков. На этом строятся учебные программы (что вполне логично, ведь ученику, студенту знать об этом необходимо), этому посвящены научно-популярные передачи, фильмы. В то же время нам следует отдавать отчет, что выжить в условиях оккупации уже было подвигом.

– Каково Ваше впечатление от аудитории, перед которой читались открытые лекции?

– В лице студентов историко-филологического факультета Полоцкого государственного университета нашел благодарную аудиторию, о чем свидетельствовало их внимание к излагаемому материалу и задаваемые вопросы. Искренне признателен им за это, а руководству университета, факультета и кафедры истории и туризма – за предоставленную возможность выступить.

Лекции Е.А.Гребеня, посвящённые жизни населения в период нацистской оккупации

Ст. преподаватель кафедры истории и туризма Виктор Владимирович Черевко
Фото преподавателя кафедры истории и туризма Алексея Леонидовича Коца и студентки 2 курса специальности «История» Дарьи Грицкевич