Александр Сергеевич Кириенко, старший преподаватель кафедры технологии и методики преподавания спортивно-педагогического факультета Полоцкого государственного университета, блестяще выступил на Республиканском конкурсе инновационных проектов-2015. Проект нашего молодого ученого «3D-печать эластичных шлифовальных инструментов с ориентированными зернами абразива» занял почетное 3-е место! Мы не могли не воспользоваться этим приятным поводом для того, чтобы ближе познакомиться с этим талантливым человеком.

Александр Сергеевич Кириенко

Корр.: Александр Сергеевич, прежде всего, разрешите поздравить Вас с успешным выступлением на Республиканском конкурсе инновационных проектов-2015! Откуда у Вас возник интерес к изобретательству и научному творчеству?

А.С. Кириенко: Большое спасибо за поздравление! Я родился в Орше. Окончил школу № 2. Сейчас среди моих студентов как очников, так и заочников есть ребята, которые тоже учились в ней. Очень рад тому, что сюда приезжают мои земляки!

В школе я увлекался историей, участвовал в художественной самодеятельности, углубленно изучал математику. Когда пришла пора делать выбор, куда пойти учиться, я оказался на распутье. Многие мои предки служили. Еще до Октябрьской революции один из них был городничий Смоленска, а дедушка работал в линейном отделе милиции Орши. Меня подталкивали пойти именно по этой стезе. Так что, будучи школьником, я даже хотел связать свое будущее с милицейской службой.

Но, в конце концов, я сделал выбор в пользу промышленности и производства. То время отличалась большими сложностями в экономике. Я понял: человек, который может что-то сделать собственными руками и обладает соответствующими знаниями, в жизни может добиться многого – найдет себе достойное применение, будет более защищен экономически и по хозяйству со всеми проблемами справится сам.

По маминой линии почти все родственники у меня оказались конструкторами, инженерами. Мама долгое время работала начальником бюро по подготовке и планированию производства Оршанского инструментального завода. Как-то она обмолвилась, что у нас в городе есть механико-технологический техникум, который готовит технологов, конструкторов, и предложила мне пойти учиться туда. Я сам сходил в техникум, взял брошюрки о его специальностях и, в конце концов, без малейших проблем поступил туда.

Я сразу же включился в учебу и отдавался ей практически полностью. Важно отметить, что «школу», то есть профессиональную подготовку в техникуме, я прошел очень серьезную. Нам преподавали очень грамотные специалисты, которые умело направляли учащихся на освоение технических наук. Система была еще старая, школьная: давались домашние задания, а в классе проводилась их скрупулезная проверка: прежде чем перейти к любимым занятиям приходилось старательно делать уроки.

В конце первого курса техникума мама устроила меня на завод. Сначала я сколачивал ящики для заготовок. Через месяц меня стал учеником токаря-оператора станков с числовым программным управлением (ЧПУ). Я обслуживал пять токарных станков с ЧПУ «Комсомолец». И в принципе, уже за первую неделю освоил эту работу и справлялся со своими обязанностями без наладчика и оператора. Потом меня перевели из учеников в токари-операторы и присвоили 3-ий разряд. К третьему курсу учебы в техникуме я уже овладел рядом профессий. Работал на фрезерных и внутришлифовальных станках, получил соответствующее свидетельство о разряде. Стал зарабатывать!

Корр.: Ваша профессиональная деятельность была напрямую связана со специальностью в техникуме?

А.С. Кириенко: Да, конечно, самым непосредственным образом! На специальности «Инструментальное производство» мы изучали материаловедение, теорию резания и инструменты, станочное оборудование и технологию машиностроения. Еще в начале второго курса, то есть еще до того, как мне стали преподаваться специальные предметы, я уже понимал, о чем говорят преподаватели и знал об этом не понаслышке.

Корр.: Получается, Вы не просто изучали специальность теоретически, а потом шли на практику, как это обычно бывает, а постигали основы профессии практически одновременно.

А.С. Кириенко: Да, конечно! Практические задачи, которые передо мной затем ставились в процессе обучения в техникуме, были мне куда более понятны, чем моим сверстникам, не имевшим опыта работы на производстве. Это позволило завоевать авторитет в группе: я не только формально исполнял обязанности старосты, но и был лидером, старался помогать своим ребятам. Время шло, я успешно окончил техникум, и директор предложила мне поехать в Новополоцк, чтобы по собеседованию поступить в ПГУ. Между нашим университетом и техникумом существовала такая договоренность, и я решил воспользоваться этой возможностью.

Корр.: В Ваши годы, я не говорю уже о нынешних временах, решение уйти из школы в техникум, а не в университет, было, наверняка, не самым очевидным?

А.С. Кириенко: Когда я заканчивал 9 класс, техникум не считался чем-то недостойным! Он на самом деле давал качественное образование. Для меня даже не стоял вопрос о том, правильно ли я поступаю. Хотя впоследствии, когда я был уже студентом, меня иногда посещали мысли о том, что можно было бы сократить учебу – окончить 11 классов и сразу идти в университет.

Тут как все получилось? Выпускники техникума поступали по собеседованию. Я сдавал пять технических предметов, например, теорию резания, технологию машиностроения, станки и инструменты, а так же математику. Я был так хорошо готов, что меня ночью разбуди, задай вопрос какой-нибудь по специальности, я бы тут же дал исчерпывающий ответ. Уже в конце дня нам были объявлены результаты, и я уехал домой, зная, что стал студентом.

Для нынешнего поколения выпускников колледжей такой возможности, к сожалению, больше нет! В том году, когда поступал я, был такой последний набор. Выпускникам техникумов было обещано сокращенное обучение – поступление сразу на второй курс. Но когда мы пришли на занятия, то оказались в общем потоке. На старших курсах учились группы, составленные из ребят после техникума, а наш поток был уже сформирован по смешанному принципу. Со мной тоже учились студенты, пришедшие в университет из школы. Получился явный дисбаланс: одни знают многое, а другие и станка еще в глаза не видели! Правда, выпускникам школ легче давались общеобразовательные предметы 1 курса.

Итак, я стал студентом группы 96-ТМ-2 машиностроительного факультета. Поначалу мне было непросто включиться в работу. И прежним, и нынешним первокурсникам трудно перестроиться. Когда мне в техникуме, как кому-то в школе, каждый день задавали домашнюю работу, я сидел над ней и выполнял, а потом отчитывался. А тут никто ничего не спрашивает! Контроля вроде бы никакого нет! Потом оказывается, что быстренько нужно сдать то и то, выполнить определенное количество графических работ. Сроки выполнения даются вроде бы в рамках всего семестра, а, оказывается, у них есть своя очередность. К курсу второму я уже окончательно освоился и старался многое делать с опережением. Вот есть у меня курсовая работа – не тянуть на крайний срок, а подойти к преподавателю и получить консультацию, которая бы мне позволила с минимальными временными затратами быстро и успешно справиться с заданием.

Студенческие годы

Корр.: Выходит, учеба в университете требовала большей самостоятельности, и за первый курс Вы окончательно освоились с этими требованиями?

А.С. Кириенко: Да, я прекрасно разобрался с системой. Благодаря серьезной базе, заложенной в техникуме, обучение в университете давалось мне достаточно легко. Во время летней сессии на первом курсе я встретился с девушкой. Первая большая любовь! На экзамены я приходил после свидания – на подъеме, в хорошем настроении – и успешно все сдавал.

На третьем курсе, когда началась самостоятельная творческая работа при выполнении курсовых проектов, а среди студентов стала проявляться конкуренция, я стал относиться к учебе еще более серьезно. Это был сложный период с экономической точки зрения, и приходилось делать все, чтобы выйти на максимальную стипендию. Иначе было нельзя! В техникуме я получал повышенную, плюс еще доплаты от министерства промышленности были, а тут до второго семестра – самая обычная минимальная! В начале, я был просто шокирован!

Учеба в университете

Я принял для себя решение зарабатывать по максимуму учебой в университете, а с третьего курса стал смотреть, где в городе можно подзаработать. Это было важно для меня: не хотел, прогуливаясь со своей девушкой по городу чувствовать себя ущербным. Поначалу в самостоятельной жизни было несколько таких не очень приятных моментов. Возвращаться в то прошлое не собирался! Всегда хотелось чувствовать себя мужчиной, который не только проявляет внимание к любимому человеку и заботу о нем, но и может себе позволить преподнести ему хороший подарок.

Я успешно окончил университет. Во время обучения познакомился с Сергеем Эдуардовичем Завистовским, который впоследствии стал моим научным руководителем и непосредственным начальником. После университета я получил распределение в Гродно на ОАО «БелТАПАЗ». Но Сергей Эдуардович предложил мне остаться на кафедре. Я долго размышлял. Я понимал, что там, в Гродно, меня наверняка ждет более быстрое продвижение по карьерной лестнице, и, скорее всего, б?льшие материальные блага. Но что-то меня все-таки удержало в университете. Я об этом и не жалею, потому что мне нравится моя работа. Она – творческая! Ежедневно контактируя с молодежью, мы что-то перенимаем от них, а чем-то делимся с ними. Чувство того, что ты несешь людям знания, помогаешь им сформироваться как личность, как ни тривиально это звучит, согревает мне душу!

Вплоть до недавнего времени на протяжении пяти лет без отрыва от основной работы я был заместителем директора по производству ЧП «Малые архитектурные формы», оказывал консультационную помощь. Работа в университете и практическая деятельность взаимно дополняли друг друга, и это серьезно обогащало мой опыт, приносило и приносит немало пользы в процессе преподавания. Так, я получил серьезную психологическую закалку, которая помогает мне более эффективно воздействовать на студентов. Исходя из приобретенного опыта, им можно легко и убедительно показать, какие последствия в обычном трудовом коллективе могут иметь их непродуманные решения и поведение.

Корр.: А как Вы связали жизни с наукой? Возможно, у Вас было больше времени на двух первых курсах университета – Вы очень многое успели изучить в техникуме – и поэтому решили посвятить себя научному творчеству?

А.С. Кириенко: На третьем курсе университета мне пригодился исследовательский опыт, полученный в техникуме при выполнении дипломного проекта по реальной тематике. На Оршанском заводе «Красный борец» велось проектирование станка, и от начальника конструкторского отдела мне поступило предложение поучаствовать в этой разработке. Мне посчастливилось работать с опытными специалистами предприятия!

Вот тогда я впервые и столкнулся с творческой работой, направленной не просто на воспроизведение каких-то расчетов для решения теоретических задач, а именно для практической реализации исследовательских проектов. Требовалось создание оборудования с определенными характеристиками, и перед нами стояла задача обеспечить эти характеристики в конструкции шлифовального станка. Мы добились успеха. А на защите мой дипломный проект получил высокую оценку. Директор «Красного борца», председатель комиссии, официально предложил обсудить вопрос о моем трудоустройстве. Я с благодарностью принял приглашение и получил от завода направление на учебу в ПГУ.

На первых курсах университета нам еще не были хорошо знакомы преподаватели, мы изучали общие предметы – высшую математику, историю, физику, химию, ряд других, потом началась теоретическая механика на втором курсе, сопромат. Более специальные дисциплины – станки, инструменты – были уже на третьем курсе. И вот как раз тогда состоялось настоящее знакомство с преподавателями факультета. Они увидели мой потенциал, а мне оказалось интересным предложение Сергея Эдуардовича поучаствовать в научной работе. Тем более, она частично касалась того, чем занимался. Я уже участвовал в разработке шлифовального оборудования, обучаясь в техникуме.

У нынешней молодежи есть гораздо больше возможностей, чем когда-то у нас. В мои годы как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов не было такого серьезного внимания к республиканскому конкурсу научно-исследовательских работ, не было многих площадок, где можно было бы себя проявить. Сейчас выделяются гранты, проводятся конкурсы, успешно развивается стартап-движение, проводятся стартап-уикэнды и туры стартапов. Это дает возможность студентам не просто обучаться в учреждении высшего образования, а что-то придумывать, изобретать и предлагать свои идеи потенциальным заказчикам и потребителям.

В мою бытность студентом, мы всего этого не знали. А те конференции, которые проводились, были довольно формальны: собрались, для своих же сокурсников выступили и все. Сейчас мы тоже проводим студенческие конференции, но для участия в них отбираются лучшие работы, самые сильные из которых направляются для участия в республиканском конкурсе студенческих научно-исследовательских работ или конкурсе «100 идей для Беларуси».

Для нашей страны, которая не обладает серьезными природно-сырьевыми ресурсами, выход один – в интеллектуальной собственности! У нас есть очень серьезная база, прекрасные научные и инженерные кадры, хорошие университеты, поэтому мы должны сейчас возвести инновационную деятельность в ранг национальной идеи. Если мы станем страной, которая будет реализовывать на бирже интеллектуальной собственности свой потенциал хотя бы на уровне тридцати процентов внутреннего валового продукта, то мы значительно уменьшим зависимость экономики от каких-то внешних факторов – нефти, газа и прочих. Это позволит добиться роста благосостояния каждого из нас и процветания страны в целом!

Корр.: И как проходило дальнейшее сотрудничество с Сергеем Эдуардовичем, Вашим научным руководителем?

А.С. Кириенко: Я серьезно занялся шлифовальным оборудованием и шлифовальными материалами, успешно окончил университет, защитил диплом по этому научному направлению. Потом стал работать на только что созданном спортивно-педагогическом факультете на кафедре трудового обучения (сейчас это кафедра технологии и методики преподавания), которую возглавил Сергей Эдуардович. Параллельно с преподаванием окончил магистратуру, а в 2005 году – аспирантуру. За это время мы успешно выполнили несколько заданий по государственным научно-техническим программам.

В 2010 году я успешно прошел предварительную экспертизу диссертационной работы. Но, несмотря на положительное заключение экспертного совета, в связи с семейными обстоятельствами, необходимостью решения жилищного вопроса и рядом других проблем, в последующий год я не успел защититься. Надо было решать более приземленные, насущные вопросы. Сейчас я интенсифицировал работу над диссертацией. Собираюсь выйти на защиту. Кое-что в ней нужно изменить, но в целом она давным-давно готова. Я постоянно возвращаюсь к диссертации и делаю некоторые корректировки: время идет, а, значит, появляются новые данные, исследования.

Хочу в самое ближайшее время! Все для этого готово. К этому меня уже давно подталкивают и коллеги, и руководство. У меня, конечно, есть внутреннее переживание, некоторая боязнь, потому что я отношусь к любому процессу очень скрупулёзно. Никогда не участвую в конкурсах, зная, что я не получу призовое место. Все мои студенты, с которыми я работаю на республиканском конкурсе студенческих научных работ, всегда получали первую категорию. (В нынешнем году эту приятную традицию поддержал студент группы 12-ТФ Павел Рогов). Я привык себе ставить реальные цели. У меня сразу прочерчивается путь, и я знаю, как их достигнуть. Но если я вижу какие-то места, которые могут оказаться «зыбкими», мне трудно настроиться на их преодоление.

Это вовсе не означает, что я хватаюсь только за лёгкие задачи! Нет, зачастую они очень сложны! Просто в силу моих знаний и опыта я понимаю, что они мне по силам, знаю, что и в какой последовательности нужно сделать для выполнения, казалось бы, «непосильных» задач. За них я охотно берусь и с удовольствием работаю! Бывает даже, предлагаю студентам решить какую-то проблему, а они за голову хватаются: «Да мы такое не осилим!» А потом втягиваются в работу и сами радуются своему успеху, говорят: «Александр Сергеевич, как мы Вам благодарны!»

Корр.: Александр Сергеевич, расскажите, пожалуйста, о вашем богатом опыте участия в конкурсах научно-технических разработок и стартапах, о дальнейшем продвижении Ваших идей.

А.С. Кириенко: В 2008 и 2009 годах наша совместная с Сергеем Эдуардовичем Завистовским разработка завоевала серебряную и золотую медали на Международной выставке-конкурсе «Технологии. Инновации. Инвестиции» в Санкт-Петербурге. А потом я услышал, что в Беларуси организуется первый республиканский конкурс инновационных проектов и захотел принять в нем участие.

Для научного сотрудника такой конкурс – это возможность заявить о себе, познакомить со своей разработкой научное сообщество и представителей реального сектора экономики. В число официальных лиц этого форума входят и члены советов по защите кандидатских и докторских диссертаций. Во время участия в таких конкурсах налаживаются контакты со специалистами самого высокого уровня. Твою работу читают, оценивают, выставляют баллы, выдают экспертное заключение. Ты можешь узнать, что в твоем проекте не понравилось, что нужно доработать, а что, наоборот, получило высокую оценку. Если перед тобой стоит задача защиты, а представленный на конкурс проект пересекается с тематикой твоего диссертационного исследования, ты получаешь возможность апробации своих научных идей и разработок на самом высоком уровне. Это очень полезно! Кроме того, ты выступаешь перед компетентной аудиторией, отвечаешь на вопросы, слушаешь мнение профессионалов. Когда человек проводит серьезные научные исследования в какой-то очень узкой области, то еще одного такого специалиста, наверное, не найти. Но опытные ученые по тем же вопросам владеют более общими знаниями и могут подсказать, направить молодого исследователя по нужному пути.

В 2010 году я впервые поучаствовал в таком республиканском конкурсе. Опыт работы ответственным исполнителем по государственным научно-техническим заданиям у меня уже был. Нужно было составлять бизнес-планы, давать развернутое экономическое обоснование. Меня к тому времени Сергей Эдуардович уже включал в эту работу, мне это было хорошо знакомо. А одним из условий участия в республиканском конкурсе является как раз наличие бизнес-плана.

Корр.: С этим, наверняка, у наших ученых есть проблемы.

А.С. Кириенко: Да! Это тот камень преткновения, который не может преодолеть целый ряд наших хороших специалистов. Они не участвуют в этом конкурсе из-за того, что даже не пытаются составить такой бизнес-план. У нас в университете есть очень много молодых ребят с прекрасными идеями! Они просто не в состоянии их представить! Мне экономических знаний, полученных в техникуме и потом в университете, достаточно и сейчас, чтобы провести анализ состоятельности моей идеи. Сначала я провожу так называемый customer development - разработку клиента: есть ли клиент на эту идею и кто ее будет покупать? Если есть хотя бы пятьдесят человек, которые захотят ее купить, то идея состоятельна, и я начинаю ей заниматься. Если же ситуация противоположна, то такой проект лучше просто отложить в сторону. Иногда стоит попытаться уйти немного в сторону и поискать более выгодное маркетинговое направление. У современной науки тоже должен быть свой маркетинг! Она должна быть интересной для практиков, для производства.

Сейчас существует проблема в том, что у производителей не хватает финансовых возможностей, чтобы заниматься внедрением интересных разработок. Любой бизнес хочет быть успешным с минимальными вложениями и быстрой отдачей. А в науке так не всегда получается. Очень редко возникает идея, которая действительно требует минимальных вложений и кратчайших сроков от ее разработки до практического использования. Но такое тоже встречается. На стартапах, на республиканском конкурсе видишь ребят, к которым проявляется интерес, и радуешься, что в нашей стране умных людей предостаточно. А если задумаешься, сколько людей еще не вовлечено в эти инновационные творческие процессы из-за того, что не в силах преодолеть ряд каких-то функциональных барьеров, понимаешь, каким потенциалом обладает Беларусь!

А, возможно, проблема, не сводится только к написанию бизнес-плана. Начиная со школы, нужно готовить людей, которые не будут страдать ложной скромностью и прятаться за чужие спины, а через творческие работы и проекты будут что-то изобретать, представлять их на суд одноклассников и учителей, доказывать их состоятельность, получать признание, удовольствие от него и идти дальше.

У меня тоже не всегда был такой сильный внутренний стержень. Я скорее, напоминал кусок пластилина, который с каждым годом приобретал новые очертания и свойства. Одно время меня «вели», говорили, куда идти. Я впитывал этот опыт, а благоприятная среда, прежде всего люди, которые встречались на жизненном пути, и мои собственные усилия формировали во мне этот внутренний стержень. Вспоминаю, каким был пять, десять или пятнадцать лет тому назад и вижу, как менялся мой характер. Отличия колоссальные! Десять лет назад я и не задумался бы над какой-то проблемой. Пять лет назад по этому поводу просто промолчал бы. А сейчас я думаю и ответственно принимаю решения. Рядом с молодыми учеными должны быть старшие коллеги, наставники, которые могли бы им в начале их пути помочь и направить. Мне с этой точки зрения, несомненно, повезло!

Корр.: И каким же оказался первый опыт участия в республиканском конкурсе инновационных проектов?

А.С. Кириенко: Для меня он оказался успешным. Подготовка к конкурсу практически совпала по времени с представлением моей диссертации в экспертный совет. Нужно было постоянно ездить в Минск (отвозить какие-то материалы на конкурс, защищать проект), а параллельно с этим организовывать предварительную защиту своей диссертационной работы. В конце концов, на кафедре раздался звонок и сообщили, что я приглашен на финал конкурса!

Церемония награждения победителей и заслушивание их проектов проходило в Национальной библиотеке Республики Беларусь. Там также проходила научно-техническая выставка, которую посещал Глава государства с членами правительства. Высокие гости подходили к нашему стенду, общались с нами. Александр Григорьевич Лукашенко поздравил меня, сказал, что тематика интересная и актуальная для нашей республики. До последнего момента имена счастливчиков держались в тайне. И вот оказалось, что мне было присуждено второе место! Я выступал с презентацией моего проекта. Из рук премьер-министра страны Михаила Владимировича Мясниковича я получил ноутбук, грамоты и хрустальный кубок.

Корр.: Такой успех наверняка подтолкнул Вас к дальнейшему участию в подобных конкурсах?

А.С. Кириенко: Естественно! Второй опыт участия в таком конкурсе случился уже в 2013 году. И снова я оказался вторым. Было большое желание пробиться на самый верх, и я пропустил несколько лет с целью подготовить более интересный проект.

Участие в республиканском конкурсе инновационных проектов 2013

Если 2013 году я представлял проект по созданию шлифовального эластичного инструмента с ориентированными зернами абразива путем электростатического нанесения частиц на основу, то в минувшем году мы решили выполнить этот процесс в соответствии с духом нашего времени. Мы предложили использовать более прогрессивные средства – 3D-принтер и 3D-печать. Тематика проекта звучала так: «3D-печать эластичных шлифовальных инструментов с ориентированными зернами абразива».

Инновация данной разработки – использование улучшенного аддитивного производства послойной печати LENS. Это позволяет создавать не только прототипы 3D–моделей, но и конечные функциональные изделия в серийном тираже, выбирая материал из широкого спектра возможных и сокращая при этом время и финансовые затраты. В разработанной нами установке применяется технология селективного лазерного спекания и стереолитография — керамическая пудра вместе с клеевым связующим спекается лазером на специальной основе. В итоге на готовом инструменте формируются абразивные частицы, имеющие четкую направленность, а не расположенные хаотически, как у других производителей. Это делает предлагаемый нами инструмент гораздо эффективнее.

Что это означает? Нами разработана модель и конструкция оборудования, подобраны комплектующие, которые позволяют изготовить 3D-принтер, использующий керамическую пудру в качестве рабочего материала. Одна из главных идей – использование лазерного спекания при печати для формирования абразивных частиц. Вначале происходит послойная печать частиц из керамической пудры с клеевыми составами, а затем в процессе печати они спекаются лазером. Получаемый таким образом инструмент может хорошо себя зарекомендовать на обдирочных черновых шлифовальных и прочих операциях. Все зависит от зернистости, которую требуется получить. Плюс ко всему мы можем сформировать какую угодно рабочую поверхность, смоделировав расположение этих частиц на компьютере. При работе таким инструментом станет необходимым назначать не среднестатистические режимы резания, а оптимальные режимы для конкретного инструмента и производственных задач.

18 декабря 2015 года в рамках Республиканского конкурса инновационных проектов-2015 эта разработка занял 3-е место и получил грант от Белорусского инновационного фонда на 116,8 млн. руб. для проведения дальнейших исследований в данной области.

На Республиканском конкурсе инновационных проектов - 2015

Корр.: Столь интересный проект, несомненно, ждет большое будущее!

А.С. Кириенко: Надеюсь на это! Тем более, что скоро в нашем университете пройдет знаковое событие – будет торжественно открыта лаборатория компьютерного моделирования и быстрого прототипирования. Она будет оснащена современным оборудованием и программным обеспечением, которые позволят выполнить полный цикл от идеи до изготовления прототипа с широкими возможностями технологии 3D-печати. Я уже обсуждал с Артемом Витальевичем Цубановым, руководителем этой лаборатории, вопросы сотрудничества в этой области.

27-28 января 2016г. в Минске состоится рабочее заседание белорусско-китайских представителей крупного бизнеса и банковской сферы с целью организации Белорусско-Китайского венчурного фонда для инвестирования в научно-технические проекты. Наша команда также приглашена на это крупное мероприятия для представления проекта китайской стороне. А 15 февраля мой студент Павел Рогов, с которым мы составляем команду единомышленников, будет представлять наш проект в Минске на финальном этапе конкурса «100 идей для Беларуси».

На мой взгляд, технология 3D-печати на сегодняшний день очень актуальна. В белорусской практике уже есть случаи, например, когда хирурги приобрели и используют 3D-принтер, необходимые заправочные материалы к нему для печати элементов хирургических инструментов, которые используются при проведении операций. Мой знакомый автослесарь из Минска таким способом печатает ряд деталей для ремонта автомобилей. А в будущем, я думаю, через лет пять-шесть в каждой квартире у нас будет 3D-принтер. Хозяйка, например, с его помощью сможет приготовить шоколадную фигуру или тортик, а родители смогут напечатать для своего ребенка необычную игрушку собственного дизайна.

Корр.: Александр Сергеевич, расскажите о Вашем участии в стартап-движении.

А.С. Кириенко: Впервые я участвовал в стартапе в мае 2015 года. На Scolkovo Startup Tour Road Show-2015 (Россия) я выступил с проектом «Получение эластичного инструмента периодического действия с ориентированными зернами абразива», который был удостоен диплома.

Scolkovo Startup Tour Road Show-2015 (Россия)

В июне прошлого года Павел Рогов представил нашу идею на конкурсе стартап-проектов StartUp Belarus Open Новополоцк-2015, проходившего на базе ПГУ. Проект был признан лучшим, а мы получили сертификат на обучение в бизнес-школе TechMinsk-2016. Занятия пройдут в бизнес-центре IMAGURU (г. Минск) с 1 по 27 февраля. Мастер-классы и бизнес-тренинги будут проводить ведущие бизнесмены, менторы и бизнес-ангелы из Европейского Союза. Наша команда была выбрана организаторами для участия на торжественном открытии бизнес-школы, где мы выступим со спич-презентацией на английском языке.

Еще одним знаковым этапом для нас явилась регистрация и участие в акселераторе бизнес-идей GenerationS в России. В течение всего лета и осени шла апробация нашего проекта. В режиме онлайн мы проходили обучение, общались с менторами, выслушивали оценку экспертов, разрабатывали и меняли бизнес-стратегию и презентации проекта для инвесторов и партнеров. Этот опыт стал полезным и очень помог удачно представить и защитить проект в рамках Республиканского конкурса инновационных проектов – 2015.

Корр.: Ваш богатый опыт участия в инновационных конкурсах и стартапах помогает в процессе подготовки студентов?

А.С. Кириенко: Несомненно! Успехи Павла Рогова – лучшее тому подтверждение! Сейчас идет процесс формирования планов работы со студентами на 2017 год. Уже сейчас в рамках изучения дисциплины «Технологическое предпринимательство» в учебных группах 15-ТТиП и 15-ОТиП спортивно-педагогического факультета, в которых мне посчастливилось не только преподавать, но и быть куратором, мы начали подготовку нескольких коммерческих проектов для участия в новом конкурсе «100 идей для Беларуси». Проекты Ильи Бахарева «Развитие технологии кейтеринга в Витебской области» и Александра Защиринского «Коммерциализация стантрайдинга и картинга в Полоцком регионе» интересны сами по себе, а также свидетельствуют о творческом и интеллектуальном потенциале современной молодежи.

Форум «Инновационное предпринимательство Витебской области - 2015»

Я отслеживаю дальнейшую судьбу моих бывших студентов. Несколько человек работает в крупных российских компаниях, одна выпускница работает в Министерстве образования в Минске, другая – в солидной частной структуре. Еще один парень, который был включен в национальный банк данных одаренной молодежи, два года тому назад окончил университет, но решил связать свое будущее со службой в милиции.

Александр Сергеевич Кириенко со студентами

Корр.: Александр Сергеевич, видно, насколько серьезно и ответственно Вы относитесь к подготовке студентов! А кто оказал решающее влияние на Ваше формирование как специалиста?

А.С. Кириенко: В первую очередь, я многим обязан своему научному руководителю – Сергею Эдуардовичу Завистовскому! Этот человек был и остается одним из главных людей в моей жизни и работе уже достаточно продолжительное время. Как я начал преподавать? У меня перед глазами представали его лекции, которые я посещал, будучи студентом. К нам приходил образованный человек, который не по бумажке, а по памяти очень грамотно и понятно рассказывал нам сложный материал. У него все точно и последовательно распланировано и выверено по позициям. И я, соответственно, стремился следовать этому высокому образцу, хотел, чтобы у меня получалось точно также. На начальном этапе преподавания я давал открытые занятия, на которые приходил и Сергей Эдуардович, и другие мои коллеги. Они высказывали свои мнения, давали полезные советы. В 2009 году, когда впервые вручался специальный приз «Крыніца ведаў», я попал в тройку претендентов в номинации «Преподаватель года». Мне не удалось победить – без научной степени это, наверное, в принципе невозможно, но считаю это своим значимым достижением на преподавательском поприще.

А.С. Кириенко на лекции

Если называть других педагогов и ученых, оказавших на меня сильное влияние, то это, конечно же, Геннадий Макарович Макаренко, наш уважаемый и любимый профессор, в мои студенческие годы декан машиностроительного факультета. Он очень поспособствовал моему формированию как личности, человека. В то время был еще не так развит институт кураторства, зато на нашем факультете существовало сильное студенческое движение. Наш студенческий актив регулярно встречался с представителями администрации и деканата, обсуждались самые разные проблемы – от общежития до учебы. Там тоже нужно было выступать, где-то отстаивать свою позицию, выслушивать мнение руководства факультета, подчас весьма нелестное, но это тоже формировало и закаляло. В лице Геннадия Макаровича я вижу человека, которому принадлежит огромная заслуга в том, что я стал тем, кем я есть сегодня.

Стоить назвать и Владимира Эдуардовича Завистовского. Он стал руководить факультетом, когда я уже был пятикурсником. Мы тоже тесно и плодотворно с ним взаимодействовали. Особое влияние оказали на меня Николай Николаевич Попок и Алексей Михайлович Долгих – очень грамотные преподаватели и ученые, от которых можно позаимствовать интеллигентный и деловой стиль работы. Мне посчастливилось работать под руководством Николая Николаевича при выполнении задания по Региональной научно-исследовательской программе. Алексей Михайлович сначала преподавал мне, а потом мы стали коллегами на кафедре трудового обучения. На протяжении всего времени работы в университете я постоянно работаю с начальником научно-исследовательского сектора Татьяной Васильевной Гончаровой, высокая компетентность и образованность которой помогает мне успешно решать многие важные и непростые вопросы.

А.С. Кириенко с коллегами

Стоит признать, что в процессе моего формирование как преподавателя большую роль сыграли практически все без исключения коллеги по кафедре технологии и методики преподавания, а также декан спортивно-педагогического факультета Валерий Николаевич Лухверчик, с которыми я ежедневно решаю общие задачи по учебному процессу и научной работе.

А.С. Кириенко с коллегами по кафедре

Корр.: Несмотря на активную деятельность в профессиональной сфере Вы также известны как незаурядная творческая личность. Расскажите, пожалуйста, о Ваших увлечениях и интересах.

А.С. Кириенко: Большую часть свободного времени я уделяю воспитанию дочери. Перед Новым годом она преподнесла мне подарок – диплом 3-й степени победительницы Международного конкурса по информатике «Бобёр». Меня радует ее интерес к математике. Но и к творческим занятиям она не равнодушна! В свои восемь лет дочь занимается вокалом и в театральном кружке, любит рисовать.

Александр Сергеевич с дочерью Ариной

В свободное время слушаю различную музыку, люблю танцевать, играю на гитаре (окончил музыкальную школу) и пою. Среди моих увлечений – фотография. Первый аппарат, пленочный «Киев», вместе с фотоувелечителем, ванночками, бочонками, фонарями появился у меня еще в четвертом классе. С друзьями мы постоянно устраивали в ванне фотолабораторию, реактивами и фиксаторами самостоятельно проявляли пленку, делали снимки. Появление новых технологий не подорвал интерес к фотографии. В фотоконкурсе университетского фестиваля «Зимние каникулы-2015», например, я занял 1-ое место. Люблю путешествовать, открывать для себя различные уголки Света, привозить впечатления, рассказы, фотографии, магниты и новые знакомства. И, конечно же, я неравнодушен к хорошим фильмам и книгам.

Королева Весна 2015 - Александр Кириенко

День спортивно-педагогического факультета – 2015

Корр.: Приближается День белорусской науки. Что бы Вы пожелали ученым Полоцкого государственного университета?

А.С. Кириенко: На нелегком пути научного поиска желаю Вам обрести и сохранить вдохновение, увидеть проблему, найти ее решение и успешно коммерциализировать Ваше открытие! И не забывать слова французского ученого Жака-Батиста Ламарка: «Каких бы трудов ни стоило открытие новых истин, еще большие затруднения стоят на пути их признания!»

Корреспондент сайта Владимир Филипенко