28 июля 2016 года 70-летний юбилей отмечает доцент кафедры архитектуры Полоцкого государственного университета, кандидат архитектуры Галина Ивановна Захаркина. В преддверии этого замечательного дня уважаемый Юбиляр поделилась с нами воспоминаниями о детстве, студенчестве и своей дороге в науку, рассказала об истории создания и становления кафедры архитектуры, о сегодняшнем дне ее любимого детища.

Прочность, польза и красота – это не только основополагающие принципы настоящей архитектуры. Жизненный путь Галины Ивановны является убедительным доказательством того, что твердость характера и прочность убеждений, творчество и самоотверженный труд для пользы общего дела, душевная красота и обаяние – это еще и важнейшие достоинства Человека и Профессионала с большой буквы! С Юбилеем, дорогая Галина Ивановна!

Галина Ивановна Захаркина

Корр.: Галина Ивановна, расскажите, пожалуйста, о Вашем детстве, семье.

Г.И. Захаркина: Родилась в Воронеже, русская по национальности. Отец – военный, мне было шесть лет, когда его перевели в Беларусь, которая стала для меня второй Родиной. Отец был очень добрый, умный и порядочный человек. Помню, как он частенько приводил домой солдат, чтобы накормить их домашней едой, поговорить об их дальнейшей жизни. В нашей семье всегда царили любовь и понимание. С самого детства я стала хорошо осознавать важность дисциплины и чувствовать ответственность за свои поступки и слова. Уже потом, во взрослой жизни, меня часто поражала безответственность некоторых людей: человек дает слово и не может сдержать его! В этом плане передо мной был хороший пример — мой отец.

Корр.: А кем была Ваша мама?

Г.И. Захаркина: Мама – ветеран трудового фронта, во время Великой Отечественной войны семнадцатилетней девчонкой работала водителем грузовой машины. После окончания войны встретилась с молодым лейтенантом и стала женой военного. В те годы это тоже была определенная профессия. Постоянные переезды и жизнь в военных городках ограничивали возможности трудоустройства. Но мама была творческим человеком, рукодельницей: вышивала и шила, вела курсы кройки и шитья. Ее вкус, тяга к прекрасному, наверное, передались мне. Глядя на нее, я и сама научилась шить. В будущем это стало для меня очень хорошим подспорьем. Я очень благодарна и признательна родителям!

Корр.: Какие воспоминания у Вас оставила школа?

Г.И. Захаркина: С первого до выпускного класса я училась в средней школе № 12 города Бобруйска. Это была великолепная школа! В ней работали очень сильные преподаватели, и недаром большинство ее выпускников поступало в высшие учебные заведения. В стенах нашей школы было воспитано немало достойных людей!

Корр.: Изучение каких учебных дисциплин Вам доставляло наибольшее удовольствие?

Г.И. Захаркина: Мне легко давались как точные, так и гуманитарные науки. Учитель химии говорил мне: «Поступай на химию – за этой наукой будущее!» Но меня все-таки перетянуло искусство.

Помню еще во втором классе учительница взяла стакан с водой, поставила туда несколько травинок и попросила все это нарисовать. У меня получилось очень реалистично. Но еще прошел не один год, прежде чем я попала в городской Дом пионеров и школьников. Так, с 5-го класса и до окончания школы я занималась в кружке рисования, сегодня его можно было бы с полным правом назвать изостудией. У нас был прекрасный педагог – Борис Федорович Беляев.

В прошлом году меня охватила такая ностальгия по городу детства и юности, где я не была более тридцати лет, что я поехала в Бобруйск. Навестила школу. Зашла в Дом пионеров и школьников. В его старинном здании, расположенном в парке в центре города, размещается уже совершенно другое учреждение. Но мне удалось побывать в том самом помещении, где столько лет тому назад я училась рисовать. Для меня это было такое событие!

Корр.: Химиком стать Вам было не суждено!

Г.И. Захаркина: Да, конечно! После окончания школы я решила поступать в Белорусский политехнический институт (так раньше назывался Белорусский национальный технический университет) на специальность «Архитектура». В 60-х годах, как, впрочем, и сегодня, на творческие специальности был очень высокий конкурс. В тот год на одно место претендовало около 6 человек. С первого раза поступить не удалось.

Но этот год для меня не пропал даром! Я работала на Бобруйском заводе РТИ. Тогда это было мощное предприятие, выпускавшее линолеум и различную продукцию для строительной отрасли.

В Бобруйске было очень трудно устроиться на работу. После окончания школы целый месяц я безуспешно пыталась найти для себя какое-то место. Кому была нужна вчерашняя школьница, девчонка без специального образования? Попасть на завод мне помог спорт.

Случайно встретилась на улице со своим тренером по волейболу. Рассказала, что не поступила в институт и сейчас ищу работу. Из разговора стало ясно, что в команду завода РТИ была нужна волейболистка. Тренер спросил: «Пойдешь?» А у меня и выбора никакого не было! Так я попала на завод.

Причем, сначала съездила на соревнования (выступили успешно – заняли призовое место!), получила профсоюзный билет, и только через две недели мне нашли место в цеху. В те годы была шестидневная рабочая неделя, трудились в три смены! Мне предлагали целевое обучение по специальности «Химия», но от своей мечты стать архитектором я не отказалась. Продолжала готовиться к экзаменам и со второго раза успешно поступила в институт.

В БПИ специальность «Архитектура» тогда относилась к строительному факультету, но оканчивала я уже отдельный архитектурный факультет. В то время действительно была большая потребность в специалистах-архитекторах.

Обучение в университете

Корр.: Какое впечатление произвела на Вас творческая среда института, его преподаватели?

Г.И. Захаркина: Один только заведующий кафедрой архитектуры профессор Александр Петрович Воинов чего стоил! Он восстанавливал послевоенный Минск. Александр Петрович был очень добр, но требователен по отношению к студентам. Его советы, общение с ним просто окрыляли! Наше сотрудничество продолжилось и после окончания вуза — Александр Петрович стал научным руководителем моей диссертации.

С нами работало тогда немало молодых прогрессивных преподавателей. Стоит сказать, что остепененных специалистов тогда было мало. Очень тяжело было защититься! Такая ситуация характерна и для сегодняшнего дня. Анатолий Нарциссович Заневский читал очень интересный курс лекций по зарубежной архитектуре. Он говорил: «Ребята, что такое капиталистическая архитектура, социалистическая архитектура? Главное, чтобы было функционально, красиво, конструктивно!» Мы очень тянулись к нему. «Интерьер» и «Цветоведение» нам преподавала Евгения Самойловна Пономарева – контактная женщина и прекрасный специалист. Знания, полученные на ее лекциях, получили свое развитие и в моей диссертации.

Корр.: Насколько была развита в Ваши годы студенческая наука?

Г.И. Захаркина: Когда я училась, у нас не было такого, чтобы студенты активно занимались наукой, и наша специальность к этому как-то не располагала. В науку я пришла позже.

Мы и без этого много работали: пропадали в библиотеках, занимались творчеством. Выезжали на эскизы, искали уголки старого города. В 60-е годы прошлого века в Минске можно было увидеть много интересного. Ходили в парк Челюскинцев, в Ботанический сад, в парк Горького.

У нас были интересные и познавательные практики! С первого курса мы выезжали в Прибалтику. Ходили по улицам Вильнюса, Каунаса, Риги, Таллинна, рисовали, изучали архитектуру. Прибалты очень благожелательно к нам относились, всегда помогали: направляли, подсказывали. Тем более, мы с этюдниками ходили – работали, а не по магазинам бегали. Конечно, заходили в маленькие кафе. Какие там были пирожные! А кофе! До сих пор ощущаю их вкус!

В Москве и Ленинграде бывали, по Золотому кольцу России ездили. У меня кое-какие работы с тех пор сохранились. Но много рисунков забирали на выставки. Насколько полезно было нам, будущим архитекторам, ощутить национальный и исторический колорит архитектуры, увидеть собственными глазами памятники архитектуры и что-то новое! Это так обогащало!

Корр.: И куда Вас распределили по окончании института?

Г.И. Захаркина: По распределению шла в первой десятке. Но у меня не было минской прописки, поэтому остаться в столичном проектном институте я не могла. Из других вариантов лучшим местом был Брестский инженерно-строительный институт, БИСИ, где также появился архитектурный факультет. Оттуда приехали представители, «агитировали» нас. Я решила отправиться туда.

Корр.: Не пожалели о сделанном выборе?

Г.И. Захаркина: Ни в коем случае! Считаю, мне даже повезло с распределением. Работала ассистентом на кафедре архитектуры. Два года, проведенные в Бресте, работа со студентами стали для меня великолепной школой! Этот опыт способствовал развитию творческого мышления. Даже когда мне показывали первые наброски, я уже сразу могла увидеть, что можно из этого сделать и как лучше сориентировать студента на выполнение задания, на развитие его идеи. С первых месяцев работы в БИСИ я активно включилась в спортивную жизнь института. Занималась легкой атлетикой, настольным теннисом, лыжами, стрельбой из винтовки. Попробовала себя, не поверите, даже в биатлоне!

Поначалу думала, что отработаю два года и вернусь в Минск. Мне там и место подыскали. Но все сложилось по-другому. В институте на кафедре физики был необычный творческий человек – Юрий Иванович Бакалин, кандидат физико-математических наук. Он начал заниматься технологиями стеклоэмалевых покрытий. Юрий Иванович писал диссертацию на соискание степени доктора технических наук и обратился к заведующему нашей кафедрой с просьбой выделить ему в помощники архитектора. Ему было важно учесть архитектурное видение применения данного материала в архитектуре и строительстве. У нас было достаточно молодых специалистов – человек восемь, наверное. Но почти все готовились к сдаче кандидатских минимумов, собирались в аспирантуру. Одна я, только что пришедшая на кафедру, еще не успела всерьез заняться наукой. Вот заведующий кафедрой и сказал: «У нас все заняты. Одна Захаркина свободна!»

Так я стала работать с Юрием Ивановичем. Вникла в эту проблему, статью написала. И когда институту выделили место для поступления в целевую аспирантуру, руководство отправило меня. Так получилось, что через два года работы в БИСИ, я поступила в аспирантуру, хотя первоначально и не собиралась.

Корр.: Вы вернулись в Минск?

Г.И. Захаркина: Да, я очно училась на протяжении трех лет в аспирантуре БПИ. Очень серьезно работала над диссертацией. Проводила исследования. Материалы приходилось искать в библиотеках, в редких у нас западных журналах. Постоянно ездила в научные командировки – Ленинград, Москву, Киев. Настоящим открытием для меня стала «находка» куполов из эмалированной меди питерского храма Спаса-на-Крови!

Тема моей диссертации – «Проектирование и применение архитектурно-строительных изделий из эмалированного металла» – была на стыке архитектуры и строительно-конструкционных материалов. За три года я, конечно же, и экзамены кандидатского минимума сдала и диссертацию, в принципе, написала. Но, будучи в аспирантуре, я успела выйти замуж. Рождение ребенка притормозило процесс выхода на защиту. А тут еще и наш диссертационный совет в Минске закрыли.

В конце концов, чтобы защититься, пришлось «осваивать» Московский архитектурный институт (МАРХИ). Мне всегда везло на хороших людей! Я проходила стажировку в МАРХИ на кафедре архитектурных материалов, которую возглавлял профессор Дмитрий Павлович Айрапетов. Мне там очень помогли и были искренне рады моему успеху. Так получилось, что до меня там никто по такой комплексной теме еще не защищался. Они говорили: «Вы у нас – первая ласточка!» Спасибо им большое! Я потом долго с ними поддерживала связи. Предлагали мне докторскую писать.

Корр.: А как и когда Вы попали в Новополоцк?

Г.И. Захаркина: В 1975 году по окончании аспирантуры меня распределили в Новополоцкий политехнический институт, так как мой муж, Леонид Федорович Калмыков, который окончил аспирантуру годом раньше, уже работал по распределению в НПИ. После аспирантуры он быстро защитил кандидатскую диссертацию, с 1982 по 1994 заведовал в нашем институте кафедрой строительного производства.

Когда мы с мужем ехали в Новополоцк и обсуждали наше будущее, думали, что задержимся здесь лет на пять. Через НПИ в те годы прошло очень много преподавателей – получали квартиры и уезжали отсюда! Нам было неудобно так бросить институт! Леониду Федоровичу пошли на встречу – помогли создать лабораторию, перед ним открылись такие горизонты. Двенадцать лет он заведовал кафедрой строительного производства, воспитал немало учеников. Он фактически создал здесь свою школу. Над докторской диссертацией начал работать, но, к сожалению, болезнь подкосила его…

После смерти Леонида Федоровича я осталась работать в университете. В свое время меня, конечно, приглашали и в Гомель, и в Брест, и в Гродно, и в Минск. Но я уже сжилась с университетом, маму сюда привезла из Ростова-на-Дону, дети, внуки. Как говорится, пустила корни!

Семья

Хорошо помню, свои первые дни в НПИ. Тогда еще Эрнст Михайлович Бабенко ректором был. Собрал он нас, молодых специалистов, беседовал с нами. Я, конечно же, поинтересовалась, планируется ли открытие специальности «Архитектура». «Вы знаете, – честно ответил Эрнст Михайлович, – в обозримом будущем – нет». Так что, прежде чем у моей мечты появились реальные очертания, прошло более 25 лет.

В НПИ мне пришлось вести дисциплины у студентов специальности «Промышленное и гражданское строительство», ПГС. Не переучивалась, а расширяла свои знания в области строительных конструкций. Я, например, вела дисциплину «Архитектура», но, на самом деле, студенты выполняли проекты, в которых представлялись конструктивные решения разного рода гражданских и промышленных зданий с элементами архитектурно-планировочных решений.

Я тогда очень хорошо вникла в строительные конструкции, у меня появились любимые разделы: крупноразмерные конструкции, большепролетные плоскостные и пространственные конструкции, а особенно монолитное домостроение (по этой теме муж работал над докторской диссертацией). Понятно, творчества мне не хватало. Но было очень много талантливых, творческих студентов, с даром архитектора! Они с нуля разрабатывали проекты, их архитектурно-планировочные и конструктивные решения, творчески подходили к делу. Встречи с такими студентами для меня были настоящим праздником!

Корр.: Уверен, в учебных аудиториях на Ваших занятиях присутствовало немало студентов, которые сегодня занимают видные позиции у нас в университете, в нашей строительной отрасли.

Г.И. Захаркина: Министры архитектуры и строительства вышли из института еще до меня. Но моими студентами были и ректор Дмитрий Николаевич Лазовский, и в прошлом декан инженерно-строительного факультета и декан по работе с иностранными студентами Валерий Викторович Баранов, декан инженерно-строительного факультета Александр Александрович Бакатович, начальник Проектного института реконструкции и строительства ПГУ Александр Николаевич Ягубкин и многие-многие другие уважаемые люди, замечательные профессионалы. На должностях главных архитекторов города Новополоцка работали наши выпускники Д.Лукьяненок, О.Коваленко, М.Платонова. В настоящее время главный архитектор Новополоцка В.Корнилова, главный архитектор Полоцкого района и Полоцка Е.Фондукова, главный архитектор Бобруйска А.Дарашкевич, руководитель мастерской ГАП филиала «Витебскгражданпроекта» Д.Васькович.

Многие мои студенты специальности ПГС и «Архитектура», в которых я душу вкладывала, остались работать в университете. Мы с ними очень активно занимались наукой. Я всегда объясняла студентам, зачем наука нужна строителю. «Учеными, – говорю, – вы можете и не быть, но занятие наукой даст вам очень мощный толчок: вы научитесь мыслить, анализировать, систематизировать, прогнозировать, отделять главное от второстепенного и принимать обоснованные решения».

У нас на кафедре было четыре дипломированных архитектора: Анатолий Сергеевич и Тамара Леонтьевна Давидовичи, Жанна Александровна Хоминич и я. Мы при участии студентов активно разрабатывали малые архитектурные формы: скамейки, цветочницы, балконные экраны. Это было очень интересно и для ребят с ПГС. Они конструктивно мыслили и четко работали на стыке архитектуры и строительства.

Спасибо Татьяне Васильевне Гончаровой, которая будучи начальником отдела патентоведения подвигла меня на создание промышленных образцов. У меня порядка 90 патентов. Заявок у нас на кафедре было много, но внедрение, к сожалению, стопорится.

Галина Ивановна Захаркина и Татьяна Васильевна Гончарова

Корр.: Галина Ивановна, Вам довелось работать с целой плеядой прекрасных педагогов и ученых. Возможно, кто-то служил для вас примером, особенно вдохновлял на работу со студентами, на научную деятельность?

Г.И. Захаркина: У нас заведующим кафедрой в 1976-1978 годах был Венедикт Демьянович Гринев. Он приехал в Новополоцк из Ростова-на-Дону. Поскольку у меня там родители жили, мы с ним часто пересекались. Это был очень неординарный, требовательный, конкретный человек, нацеленный на результат! Как с творческой личностью я познакомилась с ним позже.

Венедикт Демьянович старался определять студентов с необычными темами дипломных проектов мне. А темы были сложные! Вот, например, есть объемные блоки и нужно их использовать для строительства многоэтажных гаражей. Ребята делали расчеты нагрузок, разрабатывали конструктивные решения, а я, как консультант по архитектуре помогала создавать интересное и функциональное архитектурно-планировочное решение, организацию въездов-выездов. Это была очень интересная работа!

Хочу вспомнить Нонну Владимировну Ощепкову! В ответ на замечания, высказанные в МАРХИ, мне нужно было доработать диссертацию. Так как я занималась стеклоэмалевыми покрытиями, требовалась классификация по их фактурам. Вот муж мне и посоветовал: «Сходи к Нонне Владимировне! Она физику ведет. Может что-то подскажет».

Нонна Владимировна с пониманием отнеслась к моей проблеме. Предложила использовать отражение лазерного луча от стеклоэмалевой поверхности, что дало интересные результаты, на основе которых удалось разработать классификацию видов эмалей. Полученные результаты, естественно, были использованы в диссертации. Я очень благодарна Нонне Владимировне! Мы и дальше плодотворно сотрудничали. В частности, выпустили справочник для архитекторов «Архитектурная физика: климатология, светотехника, акустика». Нонна Владимировна была очень интересным, энергичным человеком! Она очень много сделала для преподавателей, студентов и для университета.

Корр.: В начале 90-х годов, когда шло преобразование политехнического института в классический университет, Вам показалось, что Ваша мечта – открытие специальности «Архитектура» стала более достижима?

Г.И. Захаркина: Да, конечно! Университет предполагает более широкое, классическое образование, в котором достойное место должны занимать гуманитарные науки и искусство. К нам обратились за помощью: необходимо ввести в учебный процесс творческие дисциплины. Мы предложили для студентов ПГС новый предмет – «Архитектурная композиция». Вы знаете, ребята потом такие интересные творческие работы делали – и на плоскости, и в объеме!

Тогда же ввели дисциплину «Технический рисунок». Студенты, которые были совсем далеки от искусства и не знали, как за мольбертом сидеть, начали рисовать. А для нас это такая отдушина была! Я им разрешала для создания творческого настроения приносить в аудиторию и слушать легкую негромкую музыку.

Тогда уже шли разговоры о передаче вузу Полоцкого иезуитского коллегиума, что вселяло надежду на открытие специальности «Архитектура». Вот на этой основе мы потихоньку и начали двигаться к ее открытию.

Корр.: Между преобразованием института в университет и появлением специальности «Архитектура» – десять лет. Очевидно, процесс шел не так быстро, как Вам того хотелось бы. Сколько времени заняла непосредственная подготовка к ее открытию?

Г.И. Захаркина: Уже в 2001 году руководство нашего университета в лице Эрнста Михайловича Бабенко добилось передачи комплекса Полоцкого иезуитского коллегиума нашему университету, что явилось толчком к возрождению архитектурного образования на Полоцкой земле. Значительный вклад в это благородное дело внес кандидат архитектуры, доцент Анатолий Сергеевич Давидович. Он провел исследование реальной и перспективной потребностей проектных организаций, городских и районных комитетов в архитектурных кадрах. Подготовил базу из заявок и гарантийных писем соответствующих организаций на трудоустройство дипломированных специалистов-архитекторов.

Анатолий Сергеевич Давидович

Подготовительные работы мы провели за два года. Прежде всего, необходимо было подготовить обоснование, что мы обладаем квалифицированными преподавательскими кадрами. Как я уже говорила, на кафедре работали четыре дипломированных архитектора, двое из которых имели ученую степень кандидата архитектуры. Но для организации подготовки студентов по специальности «Архитектура» этого было еще недостаточно. Мы обращались в БНТУ с просьбой направлять к нам своих выпускников. Безуспешно! Вчерашние студенты, вкусившие столичной жизни, а, тем более, коренные жители Минска, не хотели ехать в Новополоцк по распределению.

С другой стороны, нужно было доказать, что в регионе существует реальная потребность в архитекторах. Нередко должность главного архитектора занимал инженер-строитель, и архитекторов-проектировщиков также не хватало. Приходилось убеждать в том, что сможем готовить специалистов-архитекторов, которые потом останутся работать в нашем Витебском регионе. Большую помощь в решении этой проблемы нам оказал первый проректор университета Леонид Степанович Турищев. Он ездил с нами в Минск и сумел найти убедительные доводы в пользу открытия в ПГУ архитектурной специальности.

Леонид Степанович Турищев

Корр.: Кто из Ваших коллег в столице посодействовал реализации этого смелого начинания?

Г.И. Захаркина: Нужно сказать большое спасибо Галине Владимировне Полянской, в то время возглавлявшей архитектурный факультет БНТУ. Она была недовольна тем, как шла подготовка архитекторов в Брестском государственном техническом университете, бывшем БИСИ, и Белорусском государственном университете транспорта (БГУТ, Гомель), и опасалась, что у нас будут те же проблемы. Но, в конце концов, Галина Владимировна дала согласие на открытие у нас специальности «Архитектура».

В дальнейшем неоценимую учебно-методическую помощь и поддержку в становлении учебного процесса оказали и другие уважаемые специалисты: Армен Сергеевич Сардаров, декан архитектурного факультета БНТУ с 2006г., доктор архитектуры; Валерий Францевич Морозов, заведующий кафедрой «Теории и история архитектуры», доктор архитектуры, доцент; Сергей Алексеевич Сергачёв, заведующий кафедрой «Архитектура жилых и общественных зданий, доктор архитектуры, профессор; Елена Борисовна Морозова, заведующая кафедрой «Архитектура производственных объектов и архитектурных конструкций», доктор архитектуры, профессор; Георгий Александрович Потаев, заведующий кафедрой «Градостроительство», доктор архитектуры, профессор; Анна Андреевна Литвинова, зав. кафедрой «Дизайн архитектурной среды», доцент. Богатство опыта и знаний передавали и ряд преподавателей архитектурного факультета, приезжавшие в ПГУ для чтения лекционных курсов.

Мы получали помощь и поддержку от многих коллег и в нашем университете. Взять, например, Юрия Петровича Голубева. Будучи аспирантом на кафедре физики, он помог в лабораторных условиях проводить занятия по дисциплине «Цветоведение» для студентов-архитекторов. Наглядно, с помощью спектральных приборов он продемонстрировал интересные опыты по разложению света, провел исследование спектра, показал получение новых сложных цветов, в том числе и белого.

Корр.: С чем были связаны претензии к брестскому и гомельскому университетам?

Г.И. Захаркина: Там, например, в тот период времени не было преподавателей со степенью кандидатов архитектуры, вступительные экзамены принимали в сокращенном варианте. У нас экзамен по предмету «Творчество», как и в БНТУ, состоит из трех этапов. На «Рисунке» на протяжении 6 часов абитуриенты карандашом рисуют гипсовую голову. На «Композиции» за 4 часа они должны создать оригинальную композицию из геометрических фигур. И, наконец, на выполнение задания по «Черчению» им отводится еще 4 часа, в течение которых абитуриенты должны построить три проекции геометрической фигуры, представленной в аксонометрии. То есть, наши вступительные испытания ничем не отличаются от тех, которые сдают абитуриенты столичного вуза.

Корр.: Что Вы почувствовали, когда Ваша мечта стала реальностью?

Г.И. Захаркина: Конечно, была эйфория! Столько сил и энергии было на это положено! Но когда появились студенты-архитекторы, долго почивать на лаврах уже не пришлось. Нужно было читать по три-четыре новых лекционных курса, вести архитектурное проектирование, а главное – двигаться дальше. На протяжении нескольких лет подготовка на специальности «Архитектура» в университете была не полной. Студенты обучались у нас два года (первый-второй курсы), а на заключительные три года уезжали в БНТУ, где и защищались, получали диплом. Постепенно мы вышли на обеспечение полного курса обучения в нашем университете. При этом приходилось постоянно осваивать новые дисциплины. Нам помогали преподаватели из БНТУ, которые на протяжении нескольких лет приезжали с лекционными курсами. К сожалению, в последнее время эта практика не по нашей вине прекратилась

Аттестационная комиссия по защите дипломных работ

Защита дипломных проектов

Корр.: Вы довольны плодами работы кафедры?

Г.И. Захаркина: Подготовка по специальности «Архитектура» вышла на достойный уровень. Это прослеживается в результатах дипломного проектирования, научной работы, творческих конкурсов. К настоящему времени кафедра выпустила 164 дипломированных специалиста. В следующем году будет произведен первый выпуск по специальности «Дизайн».

Выпускники кафедры

К нам часто поступают ребята, которые еще почти ничего не умеют, и нам нужно их буквально с нуля обучать. И такие вещи, бывает, проектируют! Я говорю: «Сережа, что ты нарисовал?!» В ответ: «А мне нравится!» Там же ни идеи, ни композиции, ни соразмерности нет! Так этого Сережу было трудно переубедить! Отучившись у нас два года, он уехал в Минск, где не без сложностей окончил БНТУ. Но, надо сказать, сейчас Сережа работает по специальности в Германии! Наверное, в силу того, что нашим ребятам приходится много бороться, доказывать, они успешно пробиваются наверх. Очень много наших выпускников-архитекторов работает в Москве. Кто-то устраивается в Санкт-Петербурге. Очень широкая география! Но, конечно, большинство остается в регионе и трудится в областных проектных организациях.

Да, не все выпускники работают по специальности. Некоторые еще в университете говорят, что не собираются связывать свою жизнь с архитектурой, что попали к нам по желанию родителей. Но таких студентов совсем немного. Когда мы принимаем абитуриентов, говорим, что при условии старания и хорошей работы они могут быть и архитекторами-проектировщиками, и «ландшафтниками», и дизайнерами, работать в администрации города или, в конце концов, учителем рисования и черчения в школе. Как говорят, инженеру-строителю нужно знать все о немногом, а архитектору – немного, но обо всем. Главное помнить, что архитектор работает для людей и его творения остаются на долгие годы!

Курсовое и дипломное проектирование полностью выполняется в компьютерном варианте на основе программ AutoCAD и ArchiCAD. Растет новое поколение! Кстати, мы первые в республике пошли на эксперимент: студенты уже на втором курсе часть проектов выполняют в компьютерной графике. Это дает хорошие плоды!

А еще не нужно забывать о том, что «Архитектура» – особенная специальность. Наши студенты с успехом принимают участие в различных художественных выставках и творческих конкурсах.

Участие в художественных выставках

Демографическая ситуация, конечно же, вносит свои поправки. Абитуриентов становится меньше, но группу архитекторов мы все равно набираем.

Вести подготовку архитекторов в условиях маленького города непросто, а далеко выезжать нет возможности. Поэтому с самого начала я была инициатором организации экскурсионных поездок. Были в Глубоком, на Гродненщине – выезжали посмотреть памятники архитектуры. Ежегодно посещали строительные выставки «Белэкспо», архитектурные выставки, конкурсы дипломных работ «Леонардо». Одна студентка, очень талантливая, будучи уже на пятом курсе, как-то сказала: «Галина Ивановна, а я ведь только сейчас поняла, зачем Вы нас возили, почему Вы нас заставляли и уговаривали!»

За 13 лет коллектив кафедры увеличился с 7 до 40 штатных единиц. С преподавательским кадрами было непросто: состоявшиеся архитекторы, опытные проектировщики не шли на работу в вуз, приезжие молодые специалисты долго не задерживались: пресловутый «квартирный вопрос»... Но со временем стали оставлять на кафедре своих выпускников. Из БГУТ по распределению к нам приехали Сюзанна Юрьевна Сафонова, уже магистр архитектуры, и Янина Дмитриевна Филиппенко, которая окончила целевую аспирантуру и готовится к защите кандидатской диссертации.

Большой блок дисциплин – рисунок, живопись, скульптура – курирует Виктор Григорьевич Лукьяненко. Он очень творчески подошел к переработке учебных программ, учитывая слабую начальную подготовку студентов, и максимально приблизил учебный процесс к специфическим особенностям специальности «Архитектура». Так, студенты, обучающиеся на старших курсах и достигшие должного уровня подготовки по рисунку и живописи, уже способны выполнять работы по разработке и внедрению элементов монументально-декоративного искусства в архитектуру и дизайн интерьера.

Преподаватели кафедры творчески работают со студентами и во вне учебное время. Андрей Валентинович Вериго создал неформальное сообщество студентов-архитекторов ПГУ с целью развития их творческих и организаторских способностей. По его инициативе в Полоцке был проведен республиканский студенческий форум «АрхПроСвет».

Материальную базу собирали с нуля: скульптуры, гипсовые изделия, планшеты, мольберты. В 2003 году на кафедре был только один компьютер, а сейчас у каждого преподавателя на рабочем столе персональный компьютер, есть специализированный компьютерный класс. В ПГУ бывают преподаватели из Гомеля, из Бреста, из Минска. Они уезжают под сильным впечатлением от увиденного. Доктор архитектуры Елена Борисовна Морозова из БНТУ читала у нас лекции. Привезла слайды и попросила найти эпидиаскоп. А у нас уже позабыли о такой технике! Сравнение материально-технической базы ПГУ и того, что есть в Минске, в БНТУ, в Гомеле и Бресте уже в нашу пользу.

Корр.: Как обстоят дела со студенческой наукой?

Г.И. Захаркина: На кафедре успешно ведется научная работа со студентами. У нас создана студенческая научно-исследовательская лаборатория (СНИЛ), в работе которой принимает участие до 60-ти студентов. Ежегодно на республиканский конкурс студенческих научных работ отправляем около тридцати работ, из которых более 70 % отмечаются дипломами первой и второй категории. А Юлия Суворова в 2010 году и Мария Платонова в 2011 году были удостоены звания лауреата. Сегодня за организацию научной работы со студентами отвечает Екатерина Юрьевна Орловская – очень ответственный и настойчивый человек. Уже второй год она учится заочно в аспирантуре БНТУ и показывает хорошие результаты.

Корр.: Вы сделали немало для нашего университета. Все ли из задуманного Вам удалось реализовать?

Г.И. Захаркина: Основной целью моей работы с 2003 года в должности заведующего кафедрой было наладить учебный процесс студентов по специальности «Архитектура», сформировать материальную базу, учебно-методический фонд, и выйти на полный курс обучения с выполнением дипломных проектов и защитой их в стенах ПГУ.

Главное – удалось собрать на кафедре дружную команду единомышленников.

Преподавательский состав кафедры архитектуры

От должности заведующей кафедрой отказалась в 2014 году из-за ухудшения состояния здоровья.

Сейчас у меня происходит переоценка ценностей. В 1970 году получила диплом, думала проектировать красивые здания и сооружения, которые будут украшать города и села. Но так получилось, что фактически, за исключением каких-то мелких работ, мне так и не удалось что-то спроектировать и построить. Не довелось поработать в проектных организациях. Из-за этого чувствую себя несколько неловко: я ведь должна учить ребят практическому применению знаний, полученных в университете! Хотелось бы сказать, что вот это построено по моему проекту, но… Докторскую диссертацию не написала. Столько сил нужно было затратить на создание кафедры и открытие специальности!

Но так уж сложилась моя жизнь!

Корр.: Почти вся Ваша жизнь отдана нашему университету, инженерно-строительному факультету, кафедре архитектуры, оставалось ли, есть ли сейчас свободное время для отдыха и любимых занятий?

Г.И. Захаркина: Очень люблю классическую музыку, театр. Бывая в Минске, Витебске, стараюсь попасть на концерт или спектакль.

В последнее время увлеклась китайской живописью. В ней используются совершенно другие принципы, приемы и подходы. В китайской живописи всего пять мазков, чаще преобладает монохромная гамма, характерен язык образов. А главное, если в классической живописи мы смотрим и рисуем с натуры, то в китайской – принцип иной: сначала посмотришь, а потом рисуешь, не глядя на натуру. Я выставлялась на недавней выставке работ преподавателей кафедры архитектуры и удостоилась лестных слов от Эрнста Михайловича Бабенко.

А недавно попробовала себя в живописи маслом. Жалею, что только сейчас уделила этой технике внимание. Мне очень понравились возможности масляной живописи. Они гораздо шире, чем в работе с акварельными красками, с которыми я работаю со школьных лет.

Г.И. Захаркина: «Главное помнить, что архитектор работает для людей!»

Не так давно появилось увлечение горными лыжами: несколько раз ездила в Карпаты, горнолыжный комплекс «Буковель», удивительная природа, великолепные трассы. У нас – в Силичах и Логойске условия для катания поскромнее, но тоже получаешь удовольствие.

Увлечение горными лыжами

Обожаю КВН! Раньше детей своих водила, а в последнее время внука с собой беру. Илья Костюк, постоянный член жюри КВН, – мой бывший студент! Вспоминается такая история. У моего сына были летние каникулы. Думаю: «Лето! Чем его занять?!» Узнала, что ребята из моей любимой группы собираются в стройотряд. Обратилась к Илье с просьбой взять моего сына с собой. Он не отказал. До меня уже позже дошло, какую ответственность они на себя взвалили! Но все прошло просто замечательно! Сын многому научился. На даче, например, самостоятельно выложил кирпичный очаг для шашлыка! Когда-то у нас в университете работали супруги Волики – инициаторы развития туризма на факультете. И я с сыном несколько раз принимала участие в турслетах. При организации похода в Хибины я не задумываясь отпустила с ними сына. Зима, мороз, 40-килограммовый рюкзак за спиной. Но он до сих пор с удовольствием вспоминает это незабываемое приключение.

Игра в КВН

Люблю путешествовать и я. В последнее время стало получаться выезжать в Европу. Побывала во Франции, Италии, Испании. В Хорватию прошлым летом съездила. Эта страна поразила меня: мраморные пляжи, дорога из мраморных плит! Море там удивительное! Памятники архитектуры – что-то бесподобное! Сплит, один Дубровник чего стоит: в старом городе удивительно соседствуют дворцы, крепости, здания в стиле готики, барокко и ренессанса.

Недавно побывала и в Ростове-на-Дону. Ездила на могилу отца. Город настолько преобразился! Когда мои родители приглашали переехать к ним, я ощущала, что климат не мой, город не мой, народ не мой. Раньше Ростов-на-Дону казался мне городом с беспорядочной застройкой, неухоженным по сравнению с белорусскими городами. А сейчас сколько всего понастроили: один микрорайон – во французском стиле, другой – в скандинавском. В центральной части города ветхие дома снесли, а на их месте возвели суперсовременные здания, которые прекрасно вписались в застройку прошлого века.

И в Беларуси есть много удивительных мест. На это лето запланировала поездку в Верхнедвинский район – хочу посетить Сарью, Росицу, там очень интересные памятники архитектуры. В шестьдесят лет я получила водительские права и уже представить себя не могу без машины! Появились новые ощущения в жизни, чувство свободы, возможность легко преодолевать расстояния. И поэтому нет проблем съездить на машине в Верхнедвинск, Глубокое, побывать в живописных местах Беларуси.

Корр.: Галина Ивановна, в 2014 году Вы побывали в командировке в Швеции. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от увиденного.

Г.И. Захаркина: Командировка в Стокгольм произвела на меня неизгладимое впечатление. Эти пять дней были очень насыщенными! Поначалу немного мешал языковой барьер. Но потом освоилась, стала свободнее общаться, лучше ориентироваться в городе, в общественном транспорте.

Королевский технический институт является ведущим исследовательским вузом Швеции. Я, конечно, сопоставляла особенности и условия обучения. Но очень трудно сравнивать! Там ребята приходят в университет после двух-трех лет архитектурной подготовки. Но, самое главное, там есть все: постоянно закрепленное за студентом место, где можно работать даже ночью, а также мастерские, где имеются различные материалы, станки, специальное оборудование и инструменты. Студенты приходят и сами все делают. А быт! В учебном корпусе даже предусмотрена кухня для студентов: несколько микроволновок, пара холодильников, столы и столовые приборы. Студенты могут туда прийти, приготовить себе или разогреть пищу, спокойно поесть. А на первом этаже – еще и прекрасный буфет, столовая.

Командировка в Стокгольм

Привезла немало «архитектурных» впечатлений. Очень суровая страна: кругом камни, через которые с трудом пробиваются растения, холодная вода. Такая же суровая, сдержанная и архитектура. Но зато шведы не боятся цвета. Ярко раскрашенные фасады компенсируют недостаток солнца. А сколько я там увидела интересных дизайнерских решений: малые архитектурные формы, применение скульптуры в экстерьере!

Корр.: Галина Ивановна, что бы Вы пожелали университету, а значит и его студентам, и сотрудникам, и преподавателям?

Г.И. Захаркина: Студентам хотела бы пожелать не бояться жить, браться за новое! Сейчас у молодежи столько возможностей! А университету и его коллективу – дерзать и продолжать в том же духе! Нужно идти вперед, не забывая при этом о своей истории!

 

Уважаемая Галина Ивановна!

От всего коллектива кафедры архитектуры примите искренние поздравления с этой замечательной датой. За все эти годы Вы в полной мере смогли проявить свой талант и человеческое отношение к окружающим. Любой, кто просил у Вас помощи и поддержки, всегда получал ее. У Вас по-настоящему доброе и благородное сердце. Вы по-прежнему восхищаете нас своей позитивной энергией и трудолюбием. Мы нуждаемся в Вашем душевном тепле, мудрых советах, и всегда стараемся брать с Вас пример. Желаем Вам здоровья, сил, счастья. Пусть болезни обходят стороной, сердце всегда поет, а душа остается молодой и веселой. Мы также желаем Вам одарять своим теплом окружающих, не терять молодого блеска в глазах и радовать нас своей любовью к жизни.

Дорогая Галина Ивановна, пусть золотая осень жизни дарит Вам безграничную радость и любовь ещё на долгие годы!

Поздравляем!

Коллектив кафедры архитектуры ПГУ

 

Дорогая Галина Ивановна!

Хорошие знакомые, как известно, значительно украшают жизнь, и потому решительно невозможно пропустить Ваш юбилей! Что и говорить, дата более чем солидная… Но Вам и того мало! Ведь, судя по Вашему горячему сердцу, Вы только начинаете жить, и впереди Вас ждут тысячи счастливых дней! Так пусть на всех дорогах и каждый миг Ваша жизнь наполняется новыми, незабываемыми впечатлениями, радостными событиями и чарующими мгновениями, которые сделают вас по-настоящему счастливой, ведь Вы этого достойны!

Я благодарна судьбе за знакомство и дружбу с Вами. Я всегда удивлялась и училась у Вас отношению к работе, к жизни. Ведь только Вы из-за сына ехали на турслет, который впоследствии стал необходим и Вам, могли без устали ходить по всем улочкам Италии (у меня не хватало сил), путешествовать, открывать новую специальность, получать права на вождение автотранспортом, дружить, помогать и просто радоваться жизни.
Сегодня примите мои поздравления и пожелания держаться так же славно еще долгие годы!

Алла Ричардовна Волик,
декан инженерно-строительного факультета Гродненского государственного университета имени Я. Купалы, г. Гродно

 

 

Уважаемая Галина Ивановна!

Хочу искренне поздравить Вас с юбилеем!

Вы – удивительный человек, и я благодарен судьбе за то, что на одной из художественных выставок в 2003 году состоялось наше знакомство, и Вы пригласили меня преподавать рисунок и живопись на только что открытой кафедре «Архитектура».

Как первый заведующий кафедрой Вы сумели подобрать и сформировать высокопрофессиональный и дружный коллектив. Уважение к Вам со стороны коллег и особенно студентов неоспоримо. Студенты, да и молодые преподаватели учатся у Вас не только архитектуре, но и интеллигентности и человеческому такту.

Наблюдая как Вы беседуете с выпускниками кафедры, которые приезжают к Вам за советом или просто повидаться, которые работают не только в Беларуси, но и за рубежом, я вижу их благодарные взоры, обращенные к Вам, – пожалуй это и есть самая высокая награда для каждого из нас.

Зачастую мы знаем (как бы очень много), однако мы не Осознаем. В эти чудесные июльские дни я вдруг понял – Вы тот самый архитектор-преподаватель, женщина, которой выпала честь быть первой, кто возглавил кафедру архитектуры после её 200-летнего забвения. Ведь именно здесь, в Полоцке, находится одна из первых и старейших кафедр архитектуры в Восточной Европе!

Ваши нынешние исследования самых ранних сакральных объектов культуры Придвинья дают каждому из нас шанс задать себе самый простой вопрос – кто мы, откуда пришли, куда идем? Вы тот человек, который находится в вечном движении и поиске – а это как раз то, что отображает девиз Полоцкого государственного университета: «Docendo Discimus» – «Обучая, обучаюсь».

От чистого сердца желаю Вам, Галина Ивановна, крепкого здоровья, удачи, творческих успехов и всяческих благ!

Виктор Григорьевич Лукьяненко,
доцент кафедры архитектуры ПГУ, член союза художников Республики Беларусь

Беседовал Владимир Филипенко