9 декабря 2011г. в Полоцком коллегиуме ПГУ состоялась встреча преподавателей и студентов-германистов с представителями Германской службы академических обменов (Deutscher Akademischer Austauschdienst – ДААД) – главой представительства ДААД в Москве Грегором Бергхорном, руководителем минского отдела ДААД Михаэлем Клеесом и лектором ДААД в нашем университете Ларсом Ендрайциком.

Хотя с ДААД наш университет сотрудничает уже достаточно давно, не лишним будет напомнить, что Германская служба академических обменов, центральное управление которой располагается в г.Бонне, является крупнейшей немецкой организацией, объединяющей высшие учебные заведения Германии и оказывающей содействие развитию академических отношений с зарубежными вузами. Ее главная задача заключается в культурном и научном обмене между странами. Помимо этого, широкий спектр программ, предлагаемый ДААД, дает возможность студентам, молодым и уже заслуженным ученым получить стипендии для обучения и стажировок в вузах Германии.

В стенах университета сотрудников ДААД ожидала разнообразная программа. В рамках визита гости передали кафедре мировой литературы и культурологии учебники и художественную литературу на немецком языке, встретились с деканом ИФФ Натальей Богдановной Лысовой и заведующим кафедрой МЛиК, профессором Александром Александровичем Гугниным, в сопровождении доцента кафедры МЛиК Татьяны Михайловны Гордеёнок совершили экскурсию в Спасо-Ефросиньевский монастырь. Во второй половине дня состоялась официальная встреча сотрудников ДААД с первым проректором УО «ПГУ» Александром Петровичем Кастрюком, в ходе которой была достигнута договоренность о дальнейшем расширении сотрудничества между ДААД и нашим университетом.

Во время пребывания гостей в Кадетском корпусе студенты 4 курса специальности «Романо-германская филология» не упустили возможность и задали гостям несколько актуальных вопросов.

ДААД в гостях у ПГУ - Студенты 4 курса

- Господин Бергхорн, по роду своей деятельности Вы в основном имеете дело с российской системой образования. А что вы думаете о белорусской системе образования?

Российская и белорусская системы образования выросли на основе советской образовательной модели, которая была создана еще в 1920–1930гг. и существует до сих пор. Отличительным признаком является то, что в белорусских университетах отсутствуют медицинские факультеты, а есть специальные образовательные учреждения – медицинские академии. Различие заключается также в том, что Беларусь пока еще не вступила в Болонский процесс. Положительным признаком является отсутствие коррупции в белорусских вузах. Хочется отметить, что в Беларуси уделяется большое внимание качеству образования. Как будет развиваться система дальше, зависит от вас. В настоящее время важную роль играют развитие технологий и изучение нескольких – двух или более – иностранных языков, так как владение только одним иностранным языком уже оказывается недостаточным.

ДААД в гостях у ПГУ - Встреча с сотрудниками ДААД

- Господин Ендрайцик, где Вы работали ранее, и какие отличия Вы можете отметить между Беларусью и другими странами?

С сентября 2008г. по июнь 2011г. я работал лектором ДААД в Туркменистане и должен признать, что белорусская и туркменская образовательные модели в некоторой степени схожи, однако туркменская система образования еще должна пройти путь больших реформ. Белорусская система образования более европеизирована, страна нацелена на вступление в Болонский процесс.

- Господин Клеес, во время предыдущих встреч Вы говорили, что белорусские студенты отличаются активностью, прилежанием и дисциплинированностью. А чего не хватает белорусским студентам?

Белорусским студентам и ученым свойственна сдержанность. Это, безусловно, хорошее качество, однако в определенных ситуациях это может иметь и негативные последствия, например, во время профессионального роста специалиста и его продвижения по карьерной лестнице. Белорусским студентам следует, на мой взгляд, быть более уверенными в своих силах и стремиться к поставленной цели. Немаловажным фактором является также умение подать себя в выгодном свете.

- Господин Бергхорн, в одном из своих интервью вы называли качества, необходимые соискателю стипендий ДААД. А что может препятствовать получению стипендии?

Он должен быть личностью, открытым, честным и любознательным человеком. Наука не имеет никаких границ, кроме финансовых, поэтому соискателю следует быть толерантным к остальным людям. Преподаватель, в свою очередь, должен воспринимать студента как будущего коллегу, а не смотреть на него свысока. Хорошим примером является Оксфордский университет, где преподаватели и студенты живут под одной крышей, вместе питаются и находятся в равных условиях. Правда, профессора иногда жалуются на своих шумных молодых коллег.

ДААД в гостях у ПГУ - Германская служба академических обменов

Беседа представителей ДААД и студентов ИФФ протекала не в одностороннем порядке: вопросы задавали и сами гости. В частности, пришедшим на конференцию студентам пришлось вспомнить историю и ответить на некоторые вопросы г-на Бергхорна, которые касались развития университетского образования в Европе, а также ряда простых и одновременно сложных вещей. Так, например, г-н Бергхорн спросил: «Представителями какого ордена являлись монахи, оказавшие большое влияние на развитие школьной системы в Западной Европе?», «Почему занятия в европейских университетах длятся именно 90 минут?», «В какой стране находятся старейшие европейские университеты?», «Какие задачи ставили перед собой первые университеты?». Может ли каждый ответить на эти вопросы? Проверить свои знания будет, наверняка, интересно многим.

В заключение хотелось бы отметить, что встреча представителей Германской службы академических обменов с преподавателями и студентами-германистами прошла интересно и плодотворно. Была выражена уверенность в необходимости дальнейшего углубления сотрудничества между немецкими культурно-просветительскими организациями и нашим университетом.

ДААД в гостях у ПГУ - Беседа представителей ДААД и студентов ИФФ

студенты 4 курса группы 08–НЯ специальности «Романо-германская филология» историко-филологического факультета: Алексей Критов, Виктория Нестеренко, Марина Барановская

доцент кафедры мировой литературы и культурологии Т.М. Гордеенок