В университете активно продолжает реализовываться принцип профилактической работы «равный обучает равного» (далее РОР). Это можно проследить на примере тесного сотрудничества кафедры технологии и методики преподавания спортивно-педагогического факультета и социально-педагогической и психологической службы отдела по воспитательной работе с молодежью. А это значит, продолжает накапливаться уникальный опыт взаимодействия психологов-теоретиков и психологов-практиков.

За учебный год студентами РОР были проведены адаптационные тренинги для студентов учебных групп 1-го курса, тематические акции в рамках Дня психического здоровья и Дня психологии, проведены кураторские часы на темы: «Социальные роли», «Профилактика конфликтов», «Ролевое взаимодействие» и т.д.

Тренинги со студенческим активом в общежитиях

Итоговой инициативой в текущем учебном году явилось проведение коррекционно-развивающих тренингов для студенческих советов в общежитиях университета, задуманных методистом О.В. Павловой и старшим преподавателем кафедры технологии и методики преподавания С.В. Остапчук. С апреля по май студенты группы 12-ПИ, провели серии психологических тренингов для студенческих советов в общежитиях №№ 1, 2, 4 и для студентов «Школы лидера».

Проведение коррекционно-развивающих тренингов для студенческих советов

Студенты-психологи смогли почувствовать себя в роли тренеров и на практике апробировать накопленный теоретический опыт. Темы тренингов касались командообразования, сплочения, формирования лидерских качеств, – что так важно в работе студенческого актива. Студенты-психологи смогли высказать свое мнение о проведенных тренингах, оставив любопытные отзывы.

Психологические тренинги РОР

Милена Медведская и Вера Григорович: «Мы усердно готовились к проведению тренинговых занятий. Это был наш второй опыт в проведении тренингов. Несмотря на это, мы все равно волновались, возможно, напрасно. В общежитии нас встретила, оказала поддержку и помощь психолог Татьяна Владимировна Кривицкая. Мы провели 3 тренинга (тренинг на командообразование, на коммуникативную компетентность и тренинг на развитие лидерских качеств).

После 1-го тренинга мы заметили недочеты и недостатки своей работы, что подтвердили некоторые участники: «…тренинг был нужен и был проведён хорошо... Нам очень понравились интересные и разнообразные «энерджайзеры», их уверенная подача с некоторой долей импровизации, – это неплохо, пояснений по упражнениям не хватало... Так же хорошо, что упражнения были и пассивные и подвижные, и мы немного размялись... Это хорошо. Каркас из упражнений есть, просто нужно добавить объяснений и всё будет отлично!».

Проведение тренинговых занятий

В дальнейшем, мы учли все замечания, уделили больше внимания проговариванию задач тренинга, а также старались как можно понятней донести инструкцию. По итогам тренинга участники и мы получили обширный багаж знаний и массу положительных эмоций. Вот отзывы участников тренинга:

«Я считаю, что такие тренинги нужны, так как они помогают людям познакомиться и возможно найти новых друзей, даже просто провести время весело. Мне все упражнения понравились; не было таких упражнений, которые могли каким-то образом быть невыполнимы из-за каких либо стеснений и прочего. Тренинг в целом понравился. Не понравилось только то, что тренинг был коротким на мой взгляд…».

«Была добрая и дружелюбная атмосфера, мы все могли нормально общаться, участвовать в тренинге и охотно делиться своими мыслями».

Адаптационные тренинги для студентов учебных групп

«Не знаю как остальным, но мне очень понравилось! Единственное что не понравилось, это то, что было мало людей, но это только наша вина. Но даже это не испортило впечатление о самих тренингах. Спасибо Вам за такие тренинги, я бы хотела, чтобы такое проводилось почаще».

В заключение хотелось бы сказать спасибо огромное за возможность почувствовать себя в роли тренеров. Это большой и ценный опыт для нас!».

Профилактическая работа «равный обучает равного»

Настя Езерская: «В целом можно сказать, что тренинги прошли успешно. Вначале было тяжело. Но в процессе работы мы установили доверительный контакт с ребятами, и участники тренинга охотно выполняли задания. Было видно, что тренинг их заинтересовал. Конечно, есть над чем поработать, но, я надеюсь, что этот тренинг пошел ребятам на пользу и они остались довольны проведенной работой».

Алена Цыфра: «В целом тренинги прошли достаточно успешно. Были, конечно, некоторые нюансы: сложности и страхи. Изначально мы очень боялись, потому что шли, можно сказать, к нашим ровесникам, и в голове все время крутились вопросы: «А воспримут ли они нас всерьез? Будут ли слушать нас? Понравится ли им?».

Конечно, очень хотелось, чтобы всем все понравилось, и чтобы студенты захотели встретиться с нами вновь. Ну и само собой, чтобы был какой-то толк и прогресс после наших тренингов.

Но после того как мы получили «телеграммки» от ребят, нам стало очень приятно, так как отзывы в основном были положительные, – для нас это было очень важно!

Мы получили кучу эмоций и огромный опыт! Спасибо тем, кто вообще организовал и придумал это!».

А вот отзывы участников тренинга: «Тренинг был веселым, у меня не возникало какого-то напряжения, скованности», «Мне не понравилось упражнение «позиции в контакте», но в целом тренеры молодцы, постарались!», «Сначала было странное ощущение, но с каждым упражнением мое настроение улучшалось», «Мне очень понравилось! Девчонки – умнички! Приходите еще, будем рады Вас видеть!», «Мне понравились упражнения, было весело, позитивно, увлекательно, здорово! Хочу еще!», «Я хотел бы еще поучаствовать в тренинге, – я запомню это надолго!», «Я думаю, мы получили много полезной информации друг о друге, супер!».

Ирина Фруцкая: «В целом нам понравилось работать в этом направлении. Приятно видеть, как ребята постепенно раскрываются, становятся дружнее и активнее. Хотелось бы, чтобы у студентов было больше информации и меньше опасений психологов и их работы, чтобы не тратить время на разъяснение целей своего визита и снятие неприязни».

Но в конце тренингов ребята оставили радушные отзывы: «Было весело. Неожиданно для себя получили истинное удовольствие!», «Для души в сложный период зачетов и проверок – это то, что надо!» «Наконец-то познакомились с теми, с кем уже столько времени жили рядом», «Оказывается, мы очень много не знали о себе и друг о друге!».

Воспитатели так же не остались равнодушными, ведь это, действительно, огромная помощь в работе со студенческим активом общежития.

Наталья Викторовна Красько, воспитатель общежития № 2: «Тренинг на сплочение коллектива очень важен для повышения эффективности работы студенческого совета. Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижения конкретных целей и задач. Только в слаженном коллективе возможно установление необходимой рабочей атмосферы, позволяющей эффективно взаимодействовать всем его членам и максимально использовать таланты и навыки каждого. Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!».

Мероприятия по дальнейшему взаимодействию социально-педагогической и психологической службы и кафедры технологии преподавания планируются и в будущем.

Татьяна Владимировна Кривицкая, педагог-психолог СППС отдела по воспитательной работе с молодежью