14 марта 2016 года отдел международных связей и учебно-методический отдел Полоцкого государственного университета начали цикл семинаров, посвященных актуальным задачам, которые встают перед ПГУ в связи с присоединением Беларуси к Болонскому процессу – процессу сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

Начальник отдела международных связей ПГУ Сергей Васильевич Пешкун, лектор первого семинара, напомнил о сущности и целях Болонского процесса. Движение в сторону создания Европейского пространства высшего образования стало естественным продолжением интеграционных процессов в Старом Свете и призвано способствовать поддержанию устойчивого социально-экономического развития европейского континента. Необходимость подготовки специалистов для рынка труда и обеспечения социальной справедливости выдвинули новые требования к системе высшего образования.

В новых условиях, подчеркнул С.В. Пешкун, должна расширяться автономия университетов, в том числе за счет реализации студентоцентричного подхода в образовании: «Это предполагает участие студентов не только в управлении вузом, но и в управлении своим собственным образованием. В странах, которые стояли у истоков Болонского процесса, ведется индивидуальная подготовка студентов в соответствии с индивидуальным планом подготовки специалиста». Без внедрения такой системы в нашей стране, по мнению докладчика, ни о каком выходе университета и его выпускников на международный рынок труда говорить нельзя. Стремительная интернационализация рынка труда и необходимость обеспечения социальной справедливости с точки зрения доступа к высшему образованию потребовало международного признания квалификаций и введения универсальных систем кредитно-зачетных единиц.

С.В. Пешкун акцентировал внимание на то, что в рамках Болонского процесса огромное значение приобретает открытость студентов и самих университетов внешнему миру: «Интерактивное обучение в команде, которое имитирует будущую профессиональную деятельность на предприятии (в организации), проходит не в одном, а в нескольких вузах. Университеты приводят в аудиторию работодателей, заинтересованных в приобретении выпускниками соответствующих компетенций, и совместно с ними разрабатывают учебные планы по дисциплине. Университет не может быть замкнутой системой!» Открытость внешнему миру предполагает интернационализацию образования. «Интернационализация, – отметил С.В Пешкун, – это не только привлечение и обучение иностранных граждан или приглашение иностранных специалистов. Это также интернационализация самой аудитории благодаря обмену студентами».

Одним из самых ключевых моментов Болонского процесса является продуманная система обеспечения качества образования в университете. По мнению С.В. Пешкуна, особого внимания заслуживает проблема подготовки педагогических кадров: «Выпускаясь из университета, человек, не имея педагогической подготовки, не может автоматически стать преподавателем. Он должен год проучиться на специальных курсах и получить соответствующий сертификат доступа к педагогической деятельности. Без этого сертификата человек не имеет права преподавать». Подобная педагогическая подготовка требуется даже опытным профессионалам из сферы науки и производства, какими бы званиями и статусом они не обладали».

По окончании семинара его участники имели возможность обсудить наиболее принципиальные вопросы, касающиеся присоединения Беларуси к Болонскому процессу. Следующий семинар будет посвящен кредитно-зачетной системе в высшем образовании.

Корреспондент сайта Владимир Филипенко