17 мая 2016 года в конференц-зале Научной библиотеки Полоцкого государственного университета в рамках празднования Дня университета состоялось чествование победителей конкурса эссе первокурсников «О себе, учебе в университете и профессии».

Конкурс эссе, инициатором проведения которого шесть лет назад выступил первый ректор ПГУ, доктор технических наук, профессор Эрнст Михайлович Бабенко, успел стать доброй и полюбившейся всеми университетской традицией. По окончании цикла занятий по дисциплине «Введение в специальность» студенты всех факультетов пишут итоговую контрольную работу, в которой нужно рассказать о себе, своих жизненных и профессиональных предпочтениях, о причинах выбора той или иной специальности, о компетенциях, которыми предстоит овладеть в процессе обучения, продемонстрировать четкое понимание своих академических и профессиональных устремлений. Самые лучшие студенческие работы выносятся на суд специальной университетской комиссии. В нынешнем году в ее состав входили:

  • Эрнст Михайлович Бабенко, профессор кафедры химии и технологии переработки нефти и газа (председатель);
  • Денис Владимирович Дук, проректор по учебной работе;
  • Павел Васильевич Коваленко, проректор по воспитательной работе;
  • Юрий Петрович Голубев, начальник учебно-методического отдела;
  • Галина Вячеславовна Полякова, начальник отдела по воспитательной работе с молодежью;
  • Светлана Викторовна Волочник, председатель профкома студентов;
  • Кристина Николаевна Кислова, секретарь ПО ОО «БРСМ» УО «ПГУ».

Перед представительным жюри стояла непростая задача, ведь в лучших эссе студенты-первокурсники не только сумели традиционно ярко проявить свои литературные способности, умение грамотно и стилистически точно излагать мысль, но и продемонстрировать искреннюю заинтересованность в избранной специальности, готовность к саморазвитию и самосовершенствованию и, наконец, показать себя как социально зрелую личность.

Чествование победителей конкурса эссе 2016

Первокурсники отчетливо понимают значение в дальнейшей жизни человека выбора профессии. Трудно не согласиться с размышлениями Вероники Федоровой (15-БК, ФЭФ): «Человека нередко отождествляют с его профессией, и это не без причины: профессия тесно переплетается с повседневной жизнью, накладывая свой отпечаток, и зачастую влияет на формирование личности человека. Именно поэтому выбор будущей профессии – это весьма ответственное решение. Ситуация такова, что вчерашние школьники редко в полной мере осознают его значимость. Когда тебе семнадцать лет, будущая профессия воспринимается скорее как побочная, а не составная часть жизни, и это может стать серьезной преградой для правильного осознанного выбора. Мне хочется верить, что мой выбор был достаточно осознанным, чтобы в будущем не заставить меня пожалеть о нем. Посвятить свои лучшие годы изучению того дела, которое пригодится и которое по-настоящему нравится, – значит, в первую очередь, проявить уважение к себе и своему времени».

Николай Чупров (15-ПЭЛ, РТФ) также со всей ответственностью подходит к выбору, который может стать одним из важнейших в его жизни, не просто изучив предложение образовательных услуг со стороны российских и белорусских университетов, но и сопоставив свои желания и возможности с современными требованиями рынка: «Родители устроили мне собеседование с директорами крупнейших предприятий нашего родного города: Великолукского машиностроительного завода («Велмаш»), Кабельного завода «Алюр», Завода электротехнического оборудования. Я узнал, какие специалисты нужны этим предприятиям, и мой выбор стал намного уже».

Молодые люди уже на первом курсе тонко чувствуют стремительность бега времени и осознают важность студенческих лет. «Обучения в университете, – убеждена Алёна Кобзова (15-ТВ, ИТФ), – только на первый взгляд кажется долгим, но, как показывает практика, оно, как и все, очень быстротечно. После окончания университета перед любым человеком встает масса иных вопросов и задач, которые будут отнимать драгоценное время и силы, в связи с чем у меня складывается четкое убеждение в том, что время обучения должно быть использовано для самообразования и развития. На мой взгляд, благополучие страны и общества зависит от профессионализма любого из специалистов».

Лучшие студенты-первокурсники прекрасно понимают, над овладением какой специальности они работают в университете. «Профессия программиста, – пишет Евгений Куриленко (15-ИТ, ФИТ), – связана с высоким умственным напряжением, требует терпеливости, выдержки, творческого подхода и определенных профессионально важных качеств, среди которых: аналитические способности, логическое мышление, воображение, усидчивость, внимательность, высокая работоспособность, четкость и организованность действий, коммуникабельность».

Мария Черниченко (15-ТЭА, ФМиАТ) убедительно доказала, что для умной и целеустремленной девушки по плечу и такая «мужская» квалификация, как инженер-механик: «Он должен знать и уметь: использовать данные анализа технического состояния автотранспорта по результатам, полученным с использованием современной диагностической аппаратуры; методы восстановления эксплуатационных характеристик и ремонта; эффективные материалы и технологии, применяемые при техническом обслуживании и текущем ремонте; принципы и методы разработки технологических проектов реконструкции и перевооружения автопредприятий; методы модернизации транспортной техники, организации дорожного движения».

Наша завтрашняя смена готова к упорному труду и самосовершенствованию. «Слова «стресс», – уверена Екатерина Коваленко (15-ДИЗ, ИСФ), – для меня практически не существует. Стараюсь развивать в себе пунктуальность (дедлайн – превыше всего!), владение графическими редакторами, аккуратность и другие необходимые навыки. Хочу развиваться, а не стоять на месте, поэтому и работу хочу с хорошими нагрузками и новыми задачами».

Овладение профессиональными компетенциями, убежден Евгений Холява (15-АС, ФМиАТ), возможно только при условии каждодневной серьезной работы над личностными компетенциями: «1. Начни жить. Не начинай готовиться к жизни, которая будет в будущем. 2. Все страдания в мире происходят от того, что ты полностью забыл, что нужно жить. Ты стал заниматься деятельностью, которая не имеет никакого отношения к жизни. 3. И самое главное, не зацикливаться на неприятностях, не жить обидами, не упиваться раздражением, не таить злобу. Не стоит тащить разный хлам в душу». Разделяет точку зрения Евгения и Александра Мордяхина (15-РГФ, ИФФ): «Я хочу совершенствовать чувство ответственности, умение направлять, обучать, помогать, когда нужно; хочу стать более уверенной в себе, своих способностях и уме».

Приятно осознавать, что первокурсники не разочарованы своим выбором. «Несмотря на то, что сейчас получают широкое распространение различные специальности сферы услуг либо специальности, связанные с современными технологиями, – признается Дмитрий Чижевский (15-РК, РТФ), – меня больше влечет быть инженером. И я не стал изменять своим внутренним желаниям. Пошел по пути наибольшего сопротивления и выбрал радиотехнический факультет, о чем ни на секунду не пожалел. Учиться здесь очень интересно, а главное, есть стремление познавать что-то новое и повышать уровень своих знаний, в чем главная заслуга, конечно, преподавательского состава».

Знакомясь с работами победителей конкурса, крепнет надежда, что будущее нашей страны в скором времени окажется не в руках бездушных профессионалов, готовых на выполнение любой работы ради личного успеха и денег, а высоконравственных, достойных граждан своей страны: «Я уверена, – пишет Ольга Войтехович (15-ФК, ФЭФ), – что мы справимся с любыми трудностями и выйдем из университета, прежде всего, людьми».

Открывая торжественное мероприятие, проректор по учебной работе Д.В. Дук особо подчеркнул его значимость и высокий общий уровень работ нынешних первокурсников первокурсников, а затем передал слово начальнику учебно-методического отдела университета Ю.П. Голубеву, который также сказал немало теплых слов в адрес участников конкурса и объявил имена лауреатов.

Проректор по учебной работе Д.В. Дук

Начальник учебно-методического отдела Ю.П. Голубев

В соответствии с решением университетской комиссии лучшими работами на юридическом и спортивно-педагогическом факультетах были признаны эссе Александры Сергеевны Ткаченко (15-ПР-3) и Анастасии Валерьевны Хрол (15-ФС).

Награждение победителей конкурса эссе первокурсников

Вручение дипломов победителям конкурса эссе

Победители конкурса эссе «О себе, учебе в университете и профессии»

Поощрительными дипломами по номинациям были отмечены:

  • «За лучшую работу иностранного студента» – Николай Дмитриевич Чупров (15-ПЭЛ, РТФ);
  • «За искренность» – Владислав Александрович Пятница (15-ПГС-2, ИСФ);
  • «За доброту» – Евгений Андреевич Холява (15 АС, ФМиАТ);
  • «За литературность» – Александра Владимировна Мордяхина (15-РГФ, ИФФ);
  • «За основательность» – Вероника Олеговна Федорова (15-БК, ФЭФ).

А победителями конкурса эссе «О себе, учебе в университете и профессии» 2016 года стали:

  • Алёна Сергеевна Кобзова (15-ТВ, ИТФ) – 1-ое место;
  • Евгений Михайлович Куриленко (15-ИТ-2, ФИТ) – 2-ое место;
  • Ольга Игоревна Войтехович (15-ФК, ФЭФ) – 2-ое место;
  • Дмитрий Леонидович Чижевский (15-РК, РТФ) – 3-е место;
  • Екатерина Юрьевна Коваленко (15-ДИЗ, ИСФ) – 3-е место;
  • Мария Александровна Черниченко (15-ТЭА, ФМиАТ) – 3-е место.

Очередной конкурс эссе первокурсников остался позади. Его победители получили заслуженное признание, дипломы и приятное дополнение к этому в виде ценных подарков и высокой оценки и похвалы из уст замечательного педагога, организатора и ученого – профессора Эрнста Михайловича Бебенко. Но жизнь – это не банальное воспроизведение ранее заученного и, тем более, не состязание в формулировании благих намерений.

Профессор Эрнст Михайлович Бебенко

Очень приятно, что это прекрасно понимают и сами участники конкурса. Владислав Пятница признается: «Честно говоря, я не знаю, как можно понять человека по эссе. По-моему мнению, его вообще нельзя понять по написанному, так как он может написать что угодно. Чтобы понять, нужно пообщаться с ним». Взяв в союзники латинскую мудрость, еще точнее эту идею сформулировал Евгений Куриленко: Facta sunt potentiora verbis.

Да, поступки сильнее слов! Успех в жизни и в профессии, ощущение полноты бытия приходят только к тем, кто способен на творческий поиск, умеет принимать сложные решения и упорно трудиться. Но Verba volant, scripta manent – «слова улетают, написанное остается». Надеемся, что высокие слова и глубокие мысли, высказанные в эссе участниками и победителями конкурса, не станут неважным и ни к чему не обязывающим текстом, а послужат им надежным ориентиром в жизни и позволят, не останавливаясь на достигнутом, продолжить покорение учебных, научных и профессиональных вершин!

Чествование авторов лучших эссе

Награждение студентов 1 курса, победивших в конкурсе эссе

По окончании мероприятия счастливые обладатели дипломов различного достоинства рассказали о пользе участия в конкурсе и поделились планами на университетское и «последипломное» будущее.

Алёна Кобзова (15-ТВ): «Это эссе дало мне возможность на основе новых знаний еще раз поразмыслить над будущим и помогло окончательно убедиться в правильности выбора специальности. Я оканчивала Новополоцкий лицей, училась на филологическом профиле, а потом за год резко изменила свои планы. Очень не хотелось ошибиться сейчас. Я связываю все свои мысли с продолжением учебы в университете. Мечтаю работать по специальности».

Екатерина Коваленко (15-ДИЗ): «Выполняя эссе, я писала не столько для дисциплины «Введение в специальность», а чтобы разобраться в себе и определить: правильный ли выбор я сделала, какое меня ждет будущее в профессии дизайнера. Убедилась в том, что приняла правильное решение. Начала рисовать в пять лет, занималась в Новополоцкой художественной школе, а мечта стать дизайнером появилась где-то в 7-ом классе. По окончании университета, конечно же, планирую работать по специальности. Очень люблю творчество и хотела бы не только получать от работы моральное и материальное удовлетворение, но и приносить радость и эстетическое удовольствие людям, обеспечивать им комфорт».

Мария Черниченко (15-ТЭА): «Для меня диплом третьей степени оказался настоящим сюрпризом! Когда пишешь эссе – излагаешь свои мысли на бумаге, получаешь возможность более глубоко поразмыслить над своими поступками, более серьезно задуматься над будущим. В этом смысле конкурс мне очень помог: я окончательно убедилась в правильности выбора специальности. В современном мире только лишь владеть иностранным языком – слишком дорогая роскошь! Вот и я подумала, что гораздо лучше в дополнение к любимому испанскому языку получить еще и хорошую инженерную специальность. Надеюсь, что учеба на факультете машиностроения и автомобильного транспорта ПГУ обеспечит мне хорошее будущее, а я буду полезна обществу».

Евгений Холява (15-АС): «И я совсем не ожидал, что мое эссе будет отмечено дипломом! Особо не задумывался о том, что мой текст будут внимательно читать и анализировать. Я просто честно высказывал свое мнение о жизни и специальности «Автосервис». Очень приятно, что мои размышления были так высоко оценены комиссией. Я с детства мечтал стать военным и поступил в ПГУ в надежде получить здесь хорошую «мужскую» специальность, чтобы потом иметь возможность продолжить свою профессиональную карьеру в вооруженных силах или структурах МВД Республики Беларусь».

Поделился своими впечатлениями об успешном опыте участия в конкурсе эссе первокурсников и его первый победитель – пока еще студент, но уже без нескольких недель выпускник историко-филологического факультета Алесь Круткин (11-ИС):

«Конкурс эсэ ў першую чаргу запомніўся нечаканасцю таго, што перамог я. З моманту напісання прайшло некалькі месяцаў, а тут даведваюся, што з тысячы удзельнікаў перамагла менавіта мая праца. Наколькі памятаю, пісаў пра тое, што планую прыймаць удзел у навуковых канферэцыях, пісаць артыкулы і гэтак далей, а таксама пра важнасць валодання студэнтамі замежных моваў і кампутарных тэхналогіяў. Яшчэ быў крышку здзіўлены, што толькі адна мая праца была на беларускай мове. Зрэшты праз тры гады Дар’я Палынская таксама пісала эсэ па-беларуску і таксама перамагла.

 

Ці спраўдзіліся мае спадзяванні... Наконт кампутарных тэхналогіяў лепей прамаўчу, бо яны і цяпер застаюцца маім даволі слабым месцам пры афармленні науковых прац. Што датычна моваў, то нямецкую ведаю на досыць сярэднім узроўні, польскую – лепш. Спрабую цяпер вучыць англійскую. Значыць, і з мовамі пакуль не ўсё так добра, як я спадзяваўся.

 

У любым выпадку, ёсць многа рэчаў з майго эсэ, пра якія нельга сказаць, што яны не збыліся. Тут варта прыгадаць словы 16-га прэзыдэнта ЗША Аўраама Лінкальна: «Я крочу марудна, але затое ніколі не рушу назад». Да 3-га курсу я быў выдатнікам, вучыўся на адны 10-кі (за выключэннем 8 балаў па нямецкай). Потым то праз хваробы, то праз жорсткую пракрастынацыю, крышку запаволіў рух наперад. Гэтая чорная паласа ў жыцці, спадзяюся, засталася ў мінулым. Не так даўно як студэнт 5-га курса на рэспубліканскім конкурсе навуковых работ студэнтаў узяў першую катэгорыю. Маю некалькі навуковых артыкулаў.

 

Пераможцам сёлетняга конкурса хацелася б пажадаць пераадольваць свае слабасці, вучыцца цярплівасці, не хварэць на «зорную хваробу», быць настойлівымі ў навуковай дзейнасці, а, перадусім, упартымі ў адстойванні тых прынцыпаў, якія яны пазначылі ў сваіх эсэ».

Владимир Филипенко