27-30 июня 2016 года в Полоцком государственном университете находился преподаватель Политехнического университета Лейрии (IPLeiria, Португалия) Фернанду Гашпар. Визит португальского специалиста стал возможен благодаря участию нашего университета в европейском проекте RETHINK (Reform of Education Thru International Knowledge exchange) – «Реформа образования посредством международного обмена знаниями».

Флоринду Гашпар обсудил с представителями ректората и руководством инженерно-строительного факультета ПГУ актуальные вопросы реализации действующей магистерской программы двойного диплома по специальности «Строительство», а также провел ряд встреч с преподавательским составом кафедры строительных конструкций ИСФ и магистрантами – участниками данной программы.

Проект RETHINK, в финансировании которого задействована программа Евросоюза ТЕМПУС, направлен на объединение стратегии Организации Объединенных Наций по образованию в интересах устойчивого развития, стратегии «Европа 2020» и Болонского процесса, в соответствии с основными целями программы Tempus: «Модернизация высших учебных заведений (вузов) в странах, соседствующих с Европейским Союзом». В рамках проекта RETHINK осуществляется пересмотр учебных планов подготовки специалистов в вузах-партнёрах с целью получения инновационной совместной (joint) или двойной (double) магистерской и кандидатской степеней в следующих областях:

  • архитектура/строительство;
  • климатическая инженерия/экология.

В реализации данного проекта принимает участие консорциум, в который наряду с Полоцким государственным университетом входит 21 партнер из стран ЕС, Азербайджана, Армении, Грузии, Украины и Беларуси:

  • Политехнический институт Лейрии (Португалия);
  • Бизнес-ассоциация предпринимателей NERSANT (Португалия);
  • Лиссабонский университет (Португалия) – вуз-координатор проекта;
  • Университет Ла-Коруньи (Испания);
  • Технический университет Делфта (Нидерланды);
  • Падеборнский университет (Германия);
  • Консалтинговое агентство по вопросам управления Кауфмана (Германия);
  • Гаварский государственный университет (Армения);
  • Государственный инженерный университет Армении (Армения);
  • Азербайджанского университета архитектуры и строительства (Азербайджан);
  • Бакинский государственный университет (Азербайджан);
  • Министерство образования Азербайджана;
  • Брестский государственный технический университет;
  • Полоцкого государственного университета;
  • Министерства образования Республики Беларусь;
  • Грузинский технический университет (Грузия);
  • Тбилисский государственный университет (Грузия);
  • Бельцкий государственный университет имени Алеку Руссо (Молдова);
  • Технический университет Молдовы (Молдова);
  • Донецкий национальный технический университет (Украина);
  • Донбасская национальная академия строительства и архитектуры (Украина);
  • Министерство образования и науки, молодёжи и спорта Украины.

Внедрения новых двойных или совместных магистерских или кандидатских программ в образовательную систему каждого вуза-партнера предполагает:

  1. создание учебных материалов для двойных (или совместных) магистерских или кандидатских программ на английском языке;
  2. курсы английского технического языка для студентов и преподавателей;
  3. создание кабинетов для дистанционного обучения (e-Learning), где будет осуществляться проведение лекций преподавателями из ЕС для студентов из вузов-партнёров стран, не входящих в Европейский Союз;
  4. мобильность студентов из вузов-партнёров стран, не входящих в Европейский Союз, в вузы ЕС для прохождения практики «Инновация/Предпринимательство», которая войдет в состав новых двойных (или совместных) магистерских или кандидатских степеней;
  5. мобильность преподавателей из вузов-партнёров стран, не входящих в Европейский Союз, в вузы ЕС для обновления навыков преподавания лекций, для приобретения нового опыта в преподавании на английском языке;
  6. внедрение европейских стандартов качества высшего образования.

Двухлетняя магистерская программа двойного диплома по специальности «Строительство» осуществляется совместно Полоцким государственным университетом и Политехническим университетом Лейрии, одним из лучших португальских технических вузов, уже почти год. Ее главная цель – вооружить выпускников необходимыми знаниями и практическим опытом, которые позволят им успешно конкурировать на рынке труда и сделать хорошую карьеру в строительной отрасли. В частности, магистранты ПГУ имеют уникальную возможность не только заработать степень магистра в своем родном университете, но и на протяжении семестра обучаться в португальском вузе-партнере и по завершении образовательной программы получить в нем свой второй диплом и магистерскую степень (Master Degree in Civil Engineering – Building Construction)!

О первых результатах участия в программе и впечатлениях, о перспективах сотрудничества между ПГУ и IPLeiria мы побеседовали с Флоринду Гашпаром и нашими магистрантами – Александром Белосовым и Олегом Строгановым.

А. Белосов: «Я окончил в прошлом году инженерно-строительный факультет ПГУ и уже один год отучился в «португальской» магистратуре. Пошел я туда, во-первых, потому что это самый первый опыт нашего университета участия в подобной программе, и, я думаю, быть первопроходцем в этой системе очень перспективно. Естественно, интересует получение незабываемого и уникального опыта поездки в другую страну, учебы в другой стране, в Европе.

Пока в этой программе меня абсолютно все устраивает: отличные преподаватели, все идет по плану, мы имеем уникальную возможность заниматься на английском языке. Я уверен, что в дальнейшем эта система будет развиваться и улучшаться. Небольшие недочетики, которые изредка возникают, в процессе будут устранены, и сотрудничество с португальским вузом будет еще более плодотворным».

О. Строганов: «Я окончил Полоцкий государственный университет в 2013 году. Два года отработав на стройке, узнал об этой «португальской» программе и решил попробовать в ней свои силы. Получилось сразу поступить и начать обучение. Надеюсь получить опыт общения с другими людьми, а также новые знания как в нашей, так и в португальской образовательной системе.

Как показывает уже полученный опыт общения с господином Флоринду Гашпаром, английский язык не должен стать препятствием для обучения в Лейрии. Нас там ожидает три специальных предмета и еще четыре предмета на выбор. Господин Гашпар также считает, что наш уровень английского позволяет общаться и понимать друг друга».

Корр.: Господин Гашпар, расскажите, пожалуйста, о Политехническом институте Лейрии, о его международных связях (участии в международном сотрудничестве), как известно, в нем обучается более 700 иностранных студентов.

Ф. Гашпар: Я работаю в одном из подразделений Политехнического института Лейрии – в Школе политехнического образования и менеджмента. По образованию я инженер-строитель. На факультете гражданского строительства преподаю дисциплины, связанные со строительными материалами из дерева и камня.

Я горд возможностью представлять здесь свой институт. Мне оказали здесь очень теплый прием. Сотрудничество с ПГУ, действительно, идет успешно. Одним из приоритетных направлений развития нашего вуза является интернационализация. Поэтому мы, наряду с другими европейскими высшими учебными заведениями, в том числе из Беларуси, а также из Азербайджана, участвуем в проекте RETHINK. В рамках проекта мы организовали магистратуру двойного диплома. Цель этого проекта – дать магистрантам возможность учиться сразу в двух вузах и в итоге получить магистерский диплом в каждом из них.

Корр.: Что Вы думаете о том, как идет реализация проекта двойного диплома в Полоцком государственном университете и каково его будущее?

Ф. Гашпар: Этот проект способствует более тесному взаимодействию наших вузов и создает условия для разработки и реализации исследовательских проектов. Мы уже обсуждаем возможность сотрудничества в других областях, что, в конце концов, может вывести нас на создание новых магистерских программ. Интернационализация для ПГУ также является приоритетной задачей, поэтому у нашего сотрудничества есть будущее.

Корр.: Какие впечатления у Вас сложились о нашем университете, об инженерно-строительном факультете, о кафедрах, которые Вы посетили?

Ф. Гашпар: Не знал, что ПГУ – настолько старый университет! У него за плечами огромный опыт и это очень важный ресурс. Я много общался с моими коллегами с инженерно-строительного факультета. С такими открытыми и общительными людьми я чувствую себя, как дома. Кроме того, я вижу, что здесь ведется работа над интересными научными проектами. Одним словом, ПГУ – достойный университет, а ИСФ – хороший факультет, где трудятся квалифицированные специалисты.

Корр.: А как Вам наши магистранты?

Ф. Гашпар: Да, я уже имел возможность поработать с ними. Хорошие ребята! Португалию и Беларусь разделяет не такое уж большое расстояние – всего-то «несколько километров». Но, если серьезно, общего между нами гораздо больше, чем мы привыкли думать. Это относится и к сфере высшего образования. Я буду с нетерпением ждать сентября, когда магистранты из ПГУ приедут на обучение к нам.

Корр.: Вы, наверное, впервые в Беларуси. Как Вам наша страна?

Ф. Гашпар: Да, я здесь впервые. С точки зрения численности населения Португалия и Беларуси примерно одинаковы. Возможно, поэтому между нами много общего. Взять, например, португальский и белорусский государственные флаги. Они очень похожи: те же цвета. Мне понравилась Беларусь! По дороге из Минска в Новополоцк я любовался природой, порядком на земле. Ваши леса – очень ценный природный ресурс, а его использование – большое подспорье для национальной экономики. В Беларуси высокий уровень образования. Замечательная страна!

Владимир Филипенко