Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

УМК История развития бухгалтерского учета, анализа и аудита

История развития бухгалтерского учета, анализа и аудита: Учеб.-метод. комплекс для студ. спец. 1-25 01 08 «Бух. учет, анализ и аудит» / Сост. М.В. Примакова, М.В. Лукашевич; под ред. М.В. Примаковой. – Новополоцк: ПГУ, 2007. – 103 с.
Приведены темы изучаемого курса. Изложены теоретические и практические основы эволюции истории развития бухгалтерского учета, анализа и аудита. Представлены задания для практических занятий, рекомендации по организации рейтингового контроля изучения дисциплины, вопросы к зачету, методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения.

Примакова Марина Владимировна

Марина
Владимировна
ПРИМАКОВА

старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита

В 2001 году окончила финансово-экономический факультет Полоцкого государственного университета.

Лукашевич Маргарита Владимировна

Маргарита
Владимировна
ЛУКАШЕВИЧ

ассистент кафедры бухгалтерского учета и аудита

В 2005г. закончила финансово-экономический факультет ПГУ по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». С 2006г. аспирант Белорусского государственного экономического университета кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в отраслях народного хозяйства».

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

КУРС ЛЕКЦИЙ

ТЕМА 1. Возникновение учета и формирование его принципов
1.1. Исторические предпосылки возникновения учета и появления специальной профессии счетных работников
1.2. Периодизация развития бухгалтерского учета. Условия и предпосылки возникновения письменного учета
1.3. Учет в странах Древнего Востока (Древнем Египте, Вавилоне)
1.4. Учет в странах античного мира (Древней Греции, Риме)
1.5. Хозяйственный учет средневековья

ТЕМА 2. Возникновение и развитие двойной бухгалтерии в Европе (XV – XVIII вв.)
2.1. Характеристика и эволюция счета. Классификация счетов
2.2. Условия и предпосылки возникновения двойной бухгалтерии
2.3. Развитие учета в Италии (ХV – ХVIII вв.)
2.4. Развитие учета в странах Европы (ХV – ХVIII вв.)

ТЕМА 3. Становление бухгалтерского учета как науки (XIX – XX вв.)
3.1. Предпосылки и причины возникновения теории бухгалтерского учета
3.2. Развитие науки об учете в Италии (XIX – XX вв.)
3.3. Развитие теории бухгалтерского учета во Франции (XIX – XX вв.)
3.4. Немецкая школа бухгалтерского учета (XIX – XX вв.)

ТЕМА 4. Этапы развития бухгалтерского учета в России
4.1. Принципы русской бухгалтерии. Особенности учета в дореформенной России (862 – 1700 гг.)
4.2. Развитие учета в России в эпоху реформ Петра I
4.3. Распространение двойной записи и рождение науки об учете (1700 – 1917 гг.)
4.4. Бухгалтерский учет в пореформенной России
4.5. Организация учета в период военного коммунизма (1917 – 1921 гг.). Развитие социалистического учета
4.6. Реставрация традиционной системы бухгалтерского учета в период НЭПа (1921 – 1929 гг.)
4.7. Особенности учета в годы Великой Отечественной войны. Проблемы и задачи учета в годы восстановления народного хозяйства (1929 – 1953 гг.)
4.8. Совершенствование советского производственного учета (1953 – 1984 гг.)

ТЕМА 5. Возникновение и развитие анализа хозяйственной деятельности организаций
5.1. Возникновение анализа хозяйственной деятельности, его сущность и задачи. Три направления экономического анализа в XIX – XX вв.
5.2. Роль и значение анализа хозяйственной деятельности в царской России
5.3. Становление анализа хозяйственной деятельности в послеоктябрьский период
5.4. Дальнейшее развитие анализа хозяйственной деятельности в 1930-е гг.
5.5. Характерные особенности становления анализа хозяйственной деятельности в послевоенный период
5.6. Развитие экономического анализа в период рыночных отношений

ТЕМА 6. История становления аудита
6.1. Исторические предпосылки зарождения аудита
6.2. Этапы становления аудита
6.3. Развитие аудита в Республике Беларусь

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ для подготовки к зачету
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЙТИНГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

ЛИТЕРАТУРА