Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

УМК Культурология

Культурология: учеб.-метод. комплекс для студентов гуманит. спец. / С.М. Сороко. – Новополоцк: ПГУ, 2008. – 236 с.
Содержит системное изложение программного курса культурологии: основы научно-теоретических знаний по теории и истории мировой культуры; включенные в темы модулей словари понятий и краткие перечни сведений о деятелях мировой культуры; материалы для практических и семинарских занятий; вопросы управляемой самостоятельной работы студентов. Приведена предлагаемая автором система рейтинговой оценки знаний студентов, а также вопросы текущего и результативного контроля.

Сороко Светлана Михайловна

Светлана
Михайловна
СОРОКО

кандидат филологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин

Имеет высшее гуманитарное образование по специальности журналистика и высшее техническое образование по специальности инженер-механик. Одиннадцать лет работала журналистом в различных периодических изданиях г.Молодечно и г.Новополоцка. В Полоцком государственном университете работает с 2000 года. Преподает дисциплины: «Культурология», «Этика», «Эстетика». В 2001 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Витебские губернские ведомости в системе белорусской дореволюционной прессы». Опубликовала около 20 научных статей и методических разработок, монографию «Витебские губернские ведомости» (Официальная часть и Неофициальная часть)» (2004г.).

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

МОДУЛЬ 0: МЕТОДИЧЕСКИЙ
Введение
Схема изучения материала (учебно-информационные блоки)

МОДУЛЬ 1: ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Введение
План лекций по «Теории культуры»
Семинарские занятия по «Теории культуры»
Темы и задания УСРС по «Теории культуры»
Основы научно-теоретических знаний по модулю «Теория культуры»

Тема 1. Система культурологического знания
1.1. Понятия культуры и культурологии
1.2. Универсалии культуры и категории культурологии
1.2.1. Ценность как категория культурологии
1.2.2. Традиция и новация – основные универсалии культуры и категории культурологии
1.2.3. Понятие об архетипе. «Запад» и «Восток» как архетипы мировой культуры
1.3. Функции культуры в обществе

Тема 2. Многообразие культурных форм
2.1. Художественная культура
2.1.1. Символ. Символизм в искусстве, литературе и культурологии
2.2. Материальная и духовная культуры
2.2.1. Мифология и религия как формы духовной культуры
2.3. Теоретические модели типологии культуры
2.3.1. Мировая культура. Национальные и этнические культуры
2.3.2. Элитарная, массовая и маргинальная культуры
2.4. Культура в природе и в обществе. Экологическая культура

Тема 3. Культурная динамика
3.1. Противоречия как источники культурной динамики
3.2. Основные понятия культурной динамики: культурная эволюция, культурная революция, культурный кризис, декаданс и ренессанс

Тема 4. Культура социальных отношений
4.1. Нравственная культура
4.2. Политическая культура
4.3. Правовая культура

Тема 5. Культурологические теории и концепции
5.1. Концепции культурогенеза
5.2. Культура как живой организм. Теория культурных циклов
5.2.1. Культура и цивилизация
5.3. Теория локальных культур
5.3.1. Теория О. Шпенглера
5.4. Единство культурно-исторического процесса. Европоцентризм
5.4.1. Теория «осевого времени» Карла Ясперса
5.5. Психоаналитические концепции культуры (З. Фрейд, К. Юнг)
Сведения о теоретиках культуры

МОДУЛЬ 2: ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Введение
План лекций по «Истории культуры»
Семинарские занятия по «Истории культуры»
Темы и задания УСРС по «Истории культуры»
Основы научно-теоретических знаний по модулю «Истории культуры»

Тема 6. Архаическая культура
6.1. Культура первобытности
6.1.1. Синкретизм первобытной культуры
6.1.2. Архаичные формы верований
6.1.3. Памятники первобытного искусства
6.2. Неолитическая революция

Тема 7. «Доосевые» культуры и древние цивилизации
7.1. Культура Месопотамии
7.1.1. Шумеро-Аккадская цивилизация
7.1.2. Культура Вавилона
7.2. Культура Древнего Египта
7.3. Культура Восточного Средиземноморья
7.3.1. Древнееврейская культура
7.4. Культура Мезоамерики: ольмеки, майя, тольтеки, ацтеки

Тема 8. «Осевые» культуры
8.1. Культура Древней Индии
8.1.1. Искусство Древней Индии
8.2. Традиционная культура Китая. Конфуцианство и даосизм
8.3. Культура античности
8.3.1. Культура Древней Греции
8.3.1.1. Классическая культура
8.3.1.2. Концепции воспитания: пайдейя, калокагатия
8.3.1.3. Греческая философия
8.3.1.4. Культура эллинизма
8.3.1.5. Деятели древнегреческой культуры
8.3.2. Культура Древнего Рима
8.3.2.1. Римское право. Риторика
8.3.2.2. Художественная культура эллинизма. Августовский классицизм
8.3.2.3. Библия – основной христианский канон
8.3.2.4. Деятели древнеримской культуры

Тема 9. Эпоха Средневековья
9.1. Культура европейского Средневековья
9.1.1. Художественная культура. Архитектурные стили: романский, готический
9.1.2. Мыслители европейского Средневековья
9.2. Культура византийской империи
9.3. Арабо-мусульманская культура. Духовные ценности ислама
9.3.1. Художественная культура ислама
9.3.2. Деятели арабо-мусульманской культуры
9.4. Тибетская культура
9.5. Культура Японии

Тема 10. Культура Возрождения и Реформации
10.1. Итальянское Возрождение (Ренессанс)
10.2. Северное Возрождение. Реформация католической церкви
10.3. Представители европейского Возрождения

МОДУЛЬ 3: КУЛЬТУРА НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ
Введение
План лекций по «Культуре Нового и Новейшего времени»
Семинарские занятия по «Культуре Нового и Новейшего времени»
Темы и задания УСРС по «Культуре Нового и Новейшего времени»
Основы научно-теоретических знаний по модулю «Культура Нового и Новейшего времени»

Тема 11. Общая характеристика европейской культуры Нового времени
11.1. Европейская культура века абсолютизма
11.1.1. Естественное право и общественный договор
11.1.2. Рационализм как метод познания действительности
11.1.3. Художественная культура XVII века
11.1.3.1. Европейская литература XVII века
11.2. Теория культивирования разума
11.3. Западноевропейская культура эпохи Просвещения
11.3.1. Основные тенденции Просвещения
11.3.2. Художественная культура XVIII века
11.3.2.1. Литературные школы Франции
11.3.2.2. Музыка и театр
11.3.2.3. Новые стили искусства эпохи Просвещения
11.4. Мыслители и деятели художественной культуры «эпохи разума»

Тема 12. Европейская культура XIX – нач. ХХ веков
12.1. Эпоха национальных государств
12.2. «Золотой век» европейской художественной культуры
12.2.1. Романтизм
12.2.2. Декаданс. Реализм и натурализм
12.2.3 Музыка. Архитектура XIX века
12.2.4. Представители западноевропейского искусства ХІХ века
12.2.5. Импрессионизм и постимпрессионизм
12.2.5.1. Представители импрессионизма и постимпрессионизма
12.3. Научно-техническая революция конца XIX века. Культура индустриального общества
12.4. Философия культуры конца XIX – начала XX веков
12.4.1. Ф. Ницше. Переоценка ценностей

Тема 13. Проблемы свободы и гуманизма нового времени
13.1. Понятие отчуждения
13.2. Понятие свободы
13.3. Свобода и этика долга И. Канта
13.4. Свобода и гуманизм экзистенциализма
13.5. Персонализм о свободе и гуманизме
13.6. Психоаналитический взгляд на свободу
13.7. Постмодернистское разнообразие понятий свободы и гуманизма
13.8. Теоретики философии культуры XIX – XX веков

Тема 14. Модернизм и постмодернизм в европейской культуре
14.1. Модернизм. Школы и течения
14.1.1. Представители модернизма
14.2. Постмодернизм или ситуация постмодерна

Тема 15. Русская культура XIX – ХХ вв.
15.1. Западники и славянофилы
15.2. Теория Николая Данилевского
15.3. Русский космизм
15.3.1. Вл. Соловьев. Теория всеединства. Учение о Софии
15.3.2. Учение Владимира Вернадского
15.3.3. Теория этногенеза Льва Гумилева
15.4. Русский неотомизм и персонализм
15.5. Художественная культура «серебряного века»
15.6. Деятели русской культуры

Тема 16. Белорусская культура
16.1. Исторические деятели белорусской культуры

МОДУЛЬ 4: КОНТРОЛЬНЫЙ
Система рейтинговой оценки знаний студентов

Литература