Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

УМК Народные ремесла, техническое творчество и учебно-исследовательская работа студентов

Народные ремесла, техническое творчество и учебно-исследовательская работа студентов. Техническое творчество: учеб.-метод. комплекс для студ. спец. 1-02 06 02 «Технология» / сост. и общ. ред. С.В. Молчанова. – Новополоцк: ПГУ, 2007. – 320 с.
Приведены темы изучаемого курса, их обьем в часах лекционных и лабораторных занятий, изложены теоретические и практические основы технического творчества. Представлены методические материалы для преподавателей и студентов, лекции, лабораторные работы, контрольные вопросы к зачету для студентов очной формы обучения.

Молчанов Сергей Валерьевич

Сергей
Валерьевич
МОЛЧАНОВ

преподаватель кафедры «Технология и методика преподавания», магистр технических наук

Родился в 1980г. в городе Мозыре Гомельской области. С отличием окончил Мозырский государственный педагогический университет.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Методические материалы для преподавателей и студентов

Конспект лекций

Тема 1. Развитие технического творчества учащихся как социально-педагогическая проблема
1.1. Сущность и понятие технического творчества учащихся
1.2. Особенности технического творчества
1.3. Решение творческих задач – основа технической творческой деятельности
1.4. Контрольные вопросы

Тема 2. Организационные основы технического творчества, изобретательства и рационализации
2.1. Государственно-общественная система управления изобретательством и рационализацией
2.2. Организация и управление развитием технического творчества в профтехучилищах и техникумах
2.3. Формы участия молодежи в научно-техническом творчестве, рационализации и изобретательстве
2.4. Контрольные вопросы

Тема 3. Основные виды продуктов научно-технического творчества
3.1. Изобретение
3.2. Полезная модель
3.3. Промышленный образец
3.4. Товарный знак и знак обслуживания
3.5. Рационализаторское предложение
3.6. Научно-техническая и патентная информация
3.7. Контрольные вопросы

Тема 4. Методы поиска решений творческих технических задач
4.1. Образ задачи и его динамика
4.2. Метод «проб и ошибок» 4.3. Метод «мозгового штурма»
4.4. Метод «черного ящика»
4.5. Синектика и морфологический анализ
4.6. Метод контрольных вопросов
4.7. Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ)
4.8. Стратегия семикратного поиска
4.9. Метод конференции идей
4.10. Другие методы поиска технических решений
4.11. Приемы решения технических задач
4.12. Контрольные вопросы

Тема 5. Художественно-конструкторские разработки изделий
5.1. Художественное конструирование
5.2. Основные требования эргономики в художественном конструировании
5.3. Контрольные вопросы

Тема 6. Моделирование и конструирование простейших технических объектов
6.1. Модели и моделирование
6.2. Разработка технических объектов
6.3. Решение конструкторских, технологических и организационных задач
6.4. Типизация деталей и узлов с адекватными характеристиками
6.5. Общие вопросы технологии изготовления моделей и технических устройств
6.6. Контрольные вопросы

Тема 7. Конструирование технических объектов учебно-производственного назначения
7.1. Элементы поисково-конструкторской деятельности
7.2. Станочное и технологическое оборудование в технической деятельности учащихся
7.3. Оборудование для бездеформационного изготовления деталей сложной конфигурации из металла
7.4. Приспособления и оборудование для изготовления деталей из полимерных пластических материалов
7.5. Контрольные вопросы

Тема 8. Организация внеклассной и внешкольной работы по техническому творчеству
8.1. Внеурочная работа по техническому творчеству
8.2. Индивидуальная форма организации внеурочной работы по техническому творчеству учащихся
8.3. Групповые формы организации внеурочной работы по техническому творчеству учащихся
8.4. Массовые формы организации внеурочной работы по техническому творчеству учащихся
8.5. Планирование внеучебной работы по техническому творчеству
8.6. Контрольные вопросы

Тема 9. Содержание и методика работы в первичном творческом техническом объединении учащихся
9.1. Выбор профиля работы. Программы и планы
9.2. Материально-техническая база
9.3. Комплектование кружка и организация работы
9.4. Учебно-воспитательный процесс в кружке
9.5. Массовые мероприятия. Учет и подведение итогов работы кружка
9.6. Контрольные вопросы

Тема 10. Методика развития технического творчества учащихся
10.1. Логика и структура поисково-конструкторской деятельности учащихся
10.2. Моделирование и модельно-технический эксперимент (МТЭ)
10.3. Учебно-производственный технический эксперимент
10.4. Контрольные вопросы

Лабораторный практикум
Лабораторная работа 1. Автомоделирование
Лабораторная работа 2. Изготовление корпуса автомобиля «Амфибия»
Лабораторная работа 3. Изготовление рамы и салона автомобиля «Амфибия»
Лабораторная работа 4. Авиамоделирование
Лабораторная работа 5. Проектирование модели планера
Лабораторная работа 6. Изготовление крыла и хвостового оперения планера
Лабораторная работа 7. Изготовление фюзеляжа планера
Лабораторная работа 8. Судомоделирование
Лабораторная работа 9. Определение основных свойств судомоделей
Лабораторная работа 10. Разработка теоретического чертежа модели малого траулера
Лабораторная работа 11. Изготовление корпуса модели подводной лодки
Лабораторная работа 12. Изготовление двигательной установки и рулей модели подводной лодки
Лабораторная работа 13. Изготовление надстройки модели подводной лодки

Чертежи моделей

Курсовая работа

Организация рейтингового контроля
Вопросы к зачету по курсу «Техническое творчество»

Литература

Приложение