Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

УМК Права человека

Права человека: Учеб.-метод. комплекс / Сост. и общ. ред. И.В. Вегера. – Новополоцк: ПГУ, 2007. - 320 с.
Изложены теоретические основы дисциплины «Права человека», предложены различные формы контроля полученных знаний (задачи, творческие задания, вопросы для самоконтроля, тесты, примерные вопросы к зачету и т.д.). Методическая часть комплекса представлена в виде руководства по обучению, текущих советов и рекомендаций, иной информации, направленной на повышение эффективности учебного процесса.

Вегера Ирина Владимировна

 

Ирина
Владимировна
ВЕГЕРА

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права.

Родилась в г.Новополоцке. В 2003 году окончила юридический факультет Полоцкого государственного университета, в 2006 году - аспирантуру Белорусского государственного университета по специальности «Конституционное право; муниципальное право». С 2003 года работает преподавателем кафедры теории и истории государства и права Полоцкого государственного университета. В 2006 году защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Законодательные акты как источник конституционного права: Республика Беларусь и романо-германская юридическая традиция». Является автором 26 научных публикаций в области конституционного права. Сфера научных интересов - конституционное право; права человека.

СОДЕРЖАНИЕ

М–0. ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ КУРСА

М–1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
УЭ–0. УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ «ВВЕДЕНИЕ В МОДУЛЬ»

УЭ–1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Понятие и сущность категории «Права человека»
1.2. Основополагающие принципы прав человека
1.3. Пределы и основания ограничения прав и свобод
1.4. Взаимосвязь прав человека с правовым, социальным государством и гражданским обществом. Права человека и интересы государства
1.5. Взаимосвязь прав человека с обязанностями и ответственностью

УЭ–2. ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
2.1. Исторический подход
2.2. Цивилизационный подход

УЭ–3. ГЕНЕЗИС НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА
3.1. Формирование идей о правах и свободах в античном мире
3.2. Права человека в Средние века
3.3. Представления о правах человека в эпоху Возрождения и Реформации
3.4. Преставления о правах человека в XVII–XVIII вв.
3.5. Права человека в западноевропейской философии и правовой науке в конце XIX – начале XX вв.
3.6.Права человека в русской и белорусской социально-философской, юридической и политической мысли
3.7. Концепции прав человека

УЭ–4. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
4.1. Понятие и структура правового статуса личности
4.2. Гражданство Республики Беларусь. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

УЭ–5. СТРУКТУРА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
5.1. «Поколения» прав человека
5.2. Классификация прав человека по сферам их действия
5.3. Права человека и права гражданина
5.4. Права индивида и коллективные права
5.5. Права отдельных социальных групп

УЭ–R. УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ-РЕЗЮМЕ

Э–К. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО МОДУЛЮ

М–2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
УЭ–0. УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ «ВВЕДЕНИЕ В МОДУЛЬ»

УЭ–1. МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Международные документы по защите прав человека
1.2. Международные органы и организации по защите прав человека

УЭ–2. ЕВРОПЕЙСКАЯ И ДРУГИЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
2.1. Основные европейские документы по правам человека
2.2. Основные документы государств-участников СНГ в области прав человека
2.3. Европейские органы и организации по защите прав человека
2.4. Другие региональные системы защиты прав человека

УЭ–3. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
3.1. Понятие и основы международно-правовой ответственности в области прав человека
3.2. Ответственность физических лиц за совершение международных преступлений
3.3. Концепция «гуманитарного вмешательства»и «гуманитарной интервенции»

УЭ–R. УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ-РЕЗЮМЕ

УЭ–К. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО МОДУЛЮ

М–3. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
УЭ–0. УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ «ВВЕДЕНИЕ В МОДУЛЬ»

УЭ–1. НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1. Национальный механизм защиты прав человека в Республике Беларусь. Факторы, влияющие на состояние и развитие прав и свобод человека в Республике Беларусь
1.2. Судебная форма защиты прав человека
1.3. Защита прав человека органами конституционного контроля. Институт индивидуальной жалобы. Деятельность Конституционного суда Республики Беларусь в области защиты прав человека
1.4. Административно-правовая форма защиты прав человека: Республика Беларусь и опыт зарубежных стран
1.5. Общественная форма защиты прав человека(защита общественными объединениями, профсоюзами)

УЭ–2. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
2.1. Национальное законодательство Республики Беларусь о личных правах и имплементация международных стандартов
2.2. Право на жизнь: различные аспекты его реализации (смертная казнь, аборты, эвтаназия, пределы необходимой обороны)
2.3. Право на свободу и личную неприкосновенность: белорусское законодательство и международно-правовые стандарты
2.4. Реализация права на свободное передвижение и свободный выбор места жительства в Республике Беларусь
2.5. Свобода общественных объединений: проблемы реализации в Республике Беларусь
2.6. Свобода мирных собраний: проблемы реализации в Республике Беларусь
2.7. Национальное и международно-правовое регулирование трудовых прав человека, их защита
2.8. Право на здравоохранение в Республике Беларусь: связь с другими правами

УЭ–R. УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ-РЕЗЮМЕ

М–К. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
УЭ–0. УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ «ВВЕДЕНИЕ В МОДУЛЬ»
УЭ–1. ИТОГОВЫЙ ТЕСТ-КОНТРОЛЬ
УЭ–2. ИТОГОВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ЗАДАЧА
УЭ–3. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

М–Д. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
УЭ–1. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЙТИНГОВОГО КОНТРОЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1.Оценка отношения студента к выполнению своих обязанностей на этапе изучения дисциплины
1.2. Текущий контроль успешности этапа изучения дисциплины
1.3. Итоговый контроль успешности этапа изучения дисциплины
1.4. Оценка активности и творческого отношения студента к овладению выбранной специальностью
1.5. Ведение учета баллов в семестре, подведение итогов и определение рейтинга студента

УЭ–2. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА

УЭ–3. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
3.1.Нормативные правовые акты Республики Беларусь
3.2.ДОКУМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
3.3. Документы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе
3.4. Документы Совета Европы
3.5. Документы Содружества Независимых Государств
3.6. УЧЕБНАЯ И НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
3.7.Сайты по правам человека на русском языке

ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Великая хартия вольностей. Извлечения.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Декларация прав человека и гражданина от 26 августа 1789г.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Членство Республики Беларусь в международных Организациях
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Участие Республики Беларусь в международных договорах