Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

УМК Педагогика Ч.1

Педагогика: учеб.-метод. комплекс. В 2 ч. Ч.1 / Т.Л. Жукова, С.А. Воеводина. – Новополоцк : ПГУ, 2013. – 264 с.
Составлен с учетом новых образовательных стандартов. Содержит лекционный курс, вопросы для самоконтроля, темы рефератов и список литературы. Изложены основы педагогического знания, пути, условия и факторы эффективного использования его потенциала. Полезен не только при подготовке к занятиям и экзамену, но и при решении актуальных практических проблем в процессе прохождения педагогической практики и в будущей профессиональной деятельности.

Жукова Татьяна Леонидовна

Татьяна
Леонидовна
ЖУКОВА

старший преподаватель кафедры технологии и методики преподавания, магистр педагогики

Окончила Минский государственный педагогический институт им. А.М. Горького, магистратуру ВГУ им. П.М. Машерова и аспирантуру по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)». В Полоцком государственном универ­ситете работает с 2000г. Постоянно участвует в международных, республиканских конференциях. Занимается научной и научно-методической работой. Сфера научных интересов – проблемы воспитания подрастающего поколения.

Воеводина Светлана Анатольевна

Светлана
Анатольевна
ВОЕВОДИНА

старший преподаватель кафедры техноло­гии и методики преподавания

Окончила факультет педагогики и психологии Минского государственного педагогического института им. А.М. Горького, аспирантуру по специальности «Теория и методика профессиональной деятельности». Работала преподавателем педагогики и методики обучения изобразительной деятельности в Могилевском педаго­гическом училище им. К.Д. Ушинс­кого, препо­дава­телем педагогики в Полоцком педагогическом колледже. С 1998г. работает в Полоцком государственном университете. Постоянно участвует в международных, республиканских конференциях. Сфера научных интересов – вопросы профессиональной подготовки будущих педагогов.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Учебная программа по дисциплине
Содержание программы по разделу «Педагогика современной школы»

1. Образование как социокультурный феномен. Система образования Республики Беларусь
1. Понятие образования
2. Основные тенденции развития современного образования
3. Сущность и структура системы образования
4. Принципы национальной системы образования
Вопросы и задания
Темы рефератов
Тестовые задания для самопроверки

2. Педагогическая профессия и ее особенности. Профессиональные качества педагога. Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции
1. Возникновение и становление педагогической профессии
2. Специфика педагогической профессии
3. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
4. Структура педагогической деятельности
5. Педагог как субъект педагогической деятельности. Педагогическое взаимодействие
6. Уровни педагогического профессионализма. Профессиональная компетентность и мастерство педагога. Саморазвитие педагога
7. Индивидуальный стиль деятельности педагога. Имидж педагога
Вопросы и задания
Темы рефератов
Тестовые задания для самопроверки

3. Педагогическое общение. Конфликты в педагогическом общении и их преодоление
1. Сущность педагогического общения. Функции общения
2. Этапы профессионально-педагогического общения
3. Средства и особенности речевого общения
4. Понятие конфликта в педагогике
5. Управление конфликтом
Вопросы и задания
Темы рефератов
Тестовые задания для самопроверки

4. Ребенок как самоценность и его позиция в образовательном процессе. Права ребенка
1. Атмосфера учебного заведения как средство развития ребенка в образовательном процессе школы
2. Формирование у ребенка способности быть субъектом
3. Педагогическая поддержка ребенка в образовательном процессе
4. Права ребенка как педагогические ценности
Вопросы и задания
Тестовые задания для самопроверки

5. Педагогика в системе наук о человеке
1. Педагогика как наука и искусство
2. Основные категории педагогики
3. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками
Вопросы и задания
Темы рефератов
Тестовые задания для самопроверки

6. Методология и методы педагогических исследований
1. Понятие о методологии педагогики и методах исследования
2. Характеристика методов педагогического исследования
Вопросы и задания
Темы рефератов
Тестовые задания для самопроверки

7. Личность ученика как субъект и объект воспитания. Внешние и внутренние факторы развития
1. Личность как объект воспитания. Развитие личности как процесс
2. Влияние наследственности на развитие личности
3. Влияние среды на развитие личности
4. Развитие и воспитание
5. Деятельность как фактор развития
Вопросы и задания
Темы рефератов
Тестовые задания для самопроверки

8. Образование как целостный педагогический процесс
1. Понятие педагогического процесса
2. Этапы педагогического процесса
3. Закономерности педагогического процесса
Вопросы и задания
Тестовые задания для самопроверки

9. Проблема целеполагания в педагогике
1. Понятие цели воспитания
2. Иерархия целей в педагогике
3. Методика целеполагания
Вопросы и задания
Темы рефератов
Тестовые задания для самопроверки

10. Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания
1. Воспитание как педагогический процесс. Диалектика и особенности процесса воспитания
2. Структура и содержание процесса воспитания
3. Закономерности процесса воспитания
4. Принципы процесса воспитания
Вопросы и задания
Тестовые задания для самопроверки

11. Методы, средства и формы воспитания
1. Понятие о методах, приемах, средствах и формах воспитания
2. Методы формирования сознания личности
3. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения
4. Методы стимулирования и мотивации
Вопросы и задания
Темы сочинений-рассуждений
Темы рефератов
Тестовые задания для самопроверки

12. Формирование базовой культуры личности в процессе воспитания
1. Понятие о базовой культуре личности как основе разработки содержания воспитания
2. Идеологическое воспитание школьников
3. Умственное воспитание и формирование научного мировоззрения школьников
4. Воспитание здорового образа жизни и физическое воспитание школьников
5. Трудовое и профессиональное воспитание школьников
6. Гражданское и патриотическое воспитание школьников
7. Нравственно-эстетическое воспитание школьников
8. Экологическое воспитание школьников
9. Гендерное воспитание школьников
10. Формирование культуры самопознания и положительной Я-концепции школьников
Вопросы и задания

13. Социальное пространство воспитательного процесса. Воспитание учащихся в коллективе, семье, социуме
1. Понятие о социальном пространстве воспитательного процесса
2. Ученический коллектив в социальном пространстве воспитательного процесса
3. Педагогическое руководство коллективом
4. Роль и место семьи в социальном пространстве воспитательного процесса
5. Типология семьи
6. Особенности семейного воспитания
7. Взаимодействие семьи и школы в воспитании школьников
Вопросы и задания
Темы рефератов
Тестовые задания для самопроверки

14. Ученическое самоуправление в школе. Деятельность организаций и объединений учащихся
1. Ученическое самоуправление: цели, задачи, принципы, функции
2. Динамика развития ученического самоуправления
3. Структура ученического самоуправления
4. Детские и молодежные движения и организации как фактор развития личности и ее социализации
Вопросы и задания
Тестовые задания для самопроверки

15. Воспитательная система школы
1. Воспитательная система школы как педагогическое явление. Типы воспитательных систем
2. Этапы развития воспитательной системы школы
3. Воспитательная система класса, ее компоненты
4. Вариативные воспитательные системы
Вопросы и задания
Тестовые задания для самопроверки

16. Организация педагогической деятельности классного руководителя
1. Классный руководитель в школе, специфика его работы
2. Основные функции и обязанности классного руководителя
3. Формы работы классного руководителя
4. Планирование работы классного руководителя
Вопросы и задания
Темы рефератов

Литература
Приложение Словарь педагогических понятий