Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

УМК Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент: Учеб.-метод. комплекс для студ. спец. 1-26 02 02 «Менеджмент» / Сост. и общ. ред. М.Ж. Банзекуливахо. – Новополоцк: УО «ПГУ», 2006. – 252 с.
Рассмотрены теоретические вопросы и практические проблемы стратегического менеджмента предприятий. Дана современная трактовка реализации стратегии и описана вся цепочка стратегического менеджмента – от возникновения идеи разработки стратегии до ее реализации. Представлены лекционные материалы, материалы к практическим занятиям, в том числе деловые игры, рекомендации по организации рейтингового контроля знаний, примерный перечень вопросов к экзамену, тематика письменных работ. Изложенные принципы стратегического менеджмента можно использовать для управления как крупными предприятиями, так и небольшими фирмами.

Банхекуливахо Жан Мухизи

Жан
Мухизи
БАНЗЕКУЛИВАХО

кандидат технических наук, доцент кафедры отраслевого менеджмента и экономики

Окончил Новополоцкий политехнический институт по специальности «Промышленное и гражданское строительство» и Белорусский государственный экономический университет по специальности «Экономика и управление производством». Сфера научных интересов - стратегическое планирование и маркетинг.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
ТЕМА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Этапы развития стратегического менеджмента
1.2. Концепция стратегического менеджмента
ТЕМА 2. ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
2.1. Функции стратегического менеджмента
2.2. Стратегические решения в менеджменте организации
2.3. Принципы стратегического менеджмента

РАЗДЕЛ 2. ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
ТЕМА 3. ЭТАПЫ ЦИКЛА СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
3.1. Этапы стратегического менеджмента
3.2. Характеристика процесса стратегического менеджмента
3.3. Стратегическая роль и задачи менеджеров организации
3.4. Преимущества стратегического подхода к управлению организацией
ТЕМА 4. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВИДЕНИЯ И МИССИИ ОРГАНИЗАЦИИ – ПЕРВЫЙ ЭТАП СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
4.1. Понятие стратегического видения и миссии организации
4.2. Значение миссии организации
4.3. Требования, предъявляемые к миссии организации
4.4. Принятие своевременного решения об изменении стратегического курса и миссии организации
ТЕМА 5. УСТАНОВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ – ВТОРОЙ ЭТАП СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
5.1. Понятие цели развития организации
5.2. Области определения целей развития организации
5.3. Классификация и значимость целей развития организации
5.4. Необходимость постановки целей на всех уровнях управления организацией
5.5. Требования, предъявляемые к целям развития организации
ТЕМА 6. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ – ТРЕТИЙ ЭТАП СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
6.1. Понятие стратегии развития организации
6.2. Классификация стратегий развития организации
6.3. Факторы, влияющие на формирование стратегии развития организации
6.4. Правила и процедуры разработки стратегии развития организации
6.5. Подходы к выполнению задачи по разработке стратегии развития организации

РАЗДЕЛ 3. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Тема 7. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБЩЕЙ СИТУАЦИИ В ОТРАСЛИ И УСЛОВИЙ КОНКУРЕНЦИИ В НЕЙ
7.1. Определение основных экономических показателей отрасли и их стратегических возможностей
7.2. Выявление конкурентных сил отрасли и степени их влияния
7.3. Определение движущих сил и степени их влияния на отрасль
7.4. Изучение положения на рынке конкурирующих предприятий
7.5. Выявление наиболее вероятных стратегических шагов конкурентов
7.6. Определение ключевых факторов успеха в конкурентной борьбе
7.7. Оценка степени привлекательности отрасли в перспективе
ТЕМА 8. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СТРАТЕГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
8.1. Оценка эффективности действующей стратегии предприятия
8.2. Выявление и анализ сильных и слабых сторон предприятия, учет его возможностей и угроз
8.3. Оценка конкурентоспособности цен и издержек предприятия
8.4. Оценка конкурентного потенциала предприятия
8.5. Осознание стратегических проблем предприятия
ТЕМА 9. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ
9.1. Общие сведения о конкурентном преимуществе предприятия
9.2. Основные типы стратегий конкуренции предприятия
9.3. Использование наступательных стратегий для сохранения конкурентного преимущества предприятия
9.4. Использование оборонительных стратегий для защиты конкурентного преимущества предприятия
9.5. Использование стратегии вертикальной интеграции для усиления конкурентного преимущества предприятия
ТЕМА 10. АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНЦИИ НА МЕЖДУНАРОДНЫХ РЫНКАХ
10.1. Особенности стратегии предприятия для конкуренции на международных рынках
10.2. Сравнение многонациональной и глобальной конкуренций
10.3. Международные стратегические возможности
10.4. Конкурентное преимущество глобальной стратегии
10.5. Создание стратегических альянсов (объединений) на международных рынках
ТЕМА 11. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫХ КОМПАНИЙ
11.1. Анализ текущей стратегии диверсифицированной компании
11.2. Оценка хозяйственного портфеля диверсифицированной компании
11.3. Сравнение привлекательности отраслей, представленных в хозяйственном портфеле компании
11.4. Сравнение конкурентной силы хозяйственных подразделений компании
11.5. Оценка перспектив развития хозяйственных подразделений компании
11.6. Анализ стратегического соответствия хозяйственных подразделений компании
11.7. Ранжирование хозяйственных подразделений по инвестиционному приоритету
11.8. Разработка стратегии улучшения деятельности диверсифицированной компании

РАЗДЕЛ 4. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ. ВЫБОР И РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
ТЕМА 12. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ – ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
12.1. Роль руководства в реализации стратегии развития организации
12.2. Роль человеческого фактора в реализации стратегии развития организации
12.3. Увязка бюджета со стратегией развития организации
12.4. Создание политики, поддерживающей стратегию развития организации
12.5. Разработка систем материального поощрения при реализации стратегии развития организации
12.6. Создание корпоративной культуры, поддерживающей стратегию развития организации
12.7. Создание стратегического лидерства для реализации стратегии развития организации
ТЕМА 13. УПРАВЛЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЕМ ИЗМЕНЕНИЯМ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
13.1. Сущность сопротивления изменениям
13.2. Типы реакции на изменения и подход к управлению ими
13.3. Планирование проведения изменений
13.4. Методы управления сопротивлением
ТЕМА 14. КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ – ПЯТЫЙ ЭТАП СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
14.1. Требования, предъявляемые к системе стратегического контроля за реализацией стратегии развития организации
14.2. Характеристики эффективного контроля за реализацией стратегии развития организации

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
1. МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ВЫСШЕМ И СРЕДНЕМ УРОВНЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1. Деловая игра № 1. Принятие и реализация управленческих решений на высшем и среднем уровне управления предприятием
2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ЕГО РОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Методы стратегического анализа
2.2. Деловая игра № 2. Проведение анализа внутренней и внешней среды предприятия (Метод SWOT)
2.3. Деловая игра № 3. Оценка стратегического положения предприятия и выбор направления формирования экономической стратегии (Метод SPACE)
3. ПОРТФЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
3.1. Матрица Бостонской консалтинговой группы (BCG)
3.2. Матрица «Дженерал Электрик» (GE)
3.3. Матрица жизненного цикла отрасли (ADL)

ТЕСТЫ
ТЕМАТИКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ
РЕЙТИНГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

ГЛОССАРИЙ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ