Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

УМК Теория спорта

Теория спорта: учеб.-метод. комплекс / В.М. Наскалов. – Новополоцк: ПГУ, 2008. – 308 с.
Рассмотрены основные проблемы спорта в современных экономических условиях, основы спортивной тренировки, характеристики основных закономерностей методики воспитания физических качеств, двигательных умений и навыков, тактической подготовки. Представлены организация и построение процесса спортивной тренировки, система рейтингового контроля, позволяющего объективно оценить полученные студентами знания.

Наскалов Виктор Михайлович

Виктор
Михайлович
НАСКАЛОВ

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики физического воспитания

В 2005г. окончил докторантуру в Белорусском государственном уни­верситете физической культуры с представлением к защите докторской диссертации. Автор 3 монографий и более 100 научных статей, материалов и тезисов международных и республиканских симпозиумов, конгрессов и конференций. Руководит подготовкой магистрантов ПГУ по специаль­ности 1-13 00 04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры». Под его руководством защищены 6 магистерских диссертаций.

СОДЕРЖАНИЕ

Модуль 0. Введение

Модуль 1. Теоретические основы спортивной тренировки
Лекция 1. Основные термины в спортивной деятельности
Лекция 2. Спорт в современных экономических отношениях

1. История развития спорта
2. Развитие спорта в современном обществе
3. Спорт как особая отрасль общественного производства
4. Спорт – фактор прибыли международных производственных монополий
5. Здоровье подрастающего поколения и спорт
6. Применение допинга
7. Вопросы к практическим занятиям

Модуль 2. Основы спортивной тренировки
Лекция 3. Тренировка как планируемый педагогический процесс, включающий обучение спортсмена спортивной технике и тактике и развитие его физических способностей

1. Цели и задачи спортивной тренировки
2. Средства спортивной тренировки
3. Методы спортивной тренировки
4. Вопросы к практическим занятиям
Лекция 4. Общая характеристика закономерностей методики спортивной тренировки
1. Направленность к высшим достижениям, углубленная специализация
2. Единство общей и специальной подготовки спортсмена
3. Непрерывность
4. Единство постепенности и тенденции к максимальным нагрузкам
5. Волнообразность динамики нагрузок
6. Цикличность
7. Вопросы к практическим занятиям

Модуль 3. Основные стороны подготовки спортсмена
Лекция 5. Физическая подготовка

1. Общие основы физической подготовки в процессе спортивной тренировки
2. Специальная физическая подготовка
3. Вопросы к практическим занятиям
Лекция 6. Воспитание скоростно-силовых качеств спортсмена
1. Понятие о скоростных качествах
2. Средства и методы развития быстроты
3. Задачи и стороны силовой подготовки
4. Средства и основные положения методики силовой подготовки
5. Развитие мышечной силы
6. Развитие взрывной силы
7. Вопросы к практическим занятиям
Лекция 7. Гибкость как физическое качество спортсмена
1. Факторы, определяющие проявление гибкости
2. Способы измерения гибкости
3. Классификация качеств гибкости
4. Методика воспитания гибкости
5. Вопросы к практическим занятиям
Лекция 8. Теоретико-методические основы воспитания координационных способностей
1. Виды координационных способностей
2. Классификация координационных способностей
3. Особенности методики применения и организация занятий упражнениями для развития координационных способностей
4. Методы развития координационных способностей
5. Критерии оценки координационных способностей
6. Содержание и структура равновесия как двигательно-координационного качества
7. Вопросы к практическим занятиям
Лекция 9. Выносливость и основы методики ее воспитания
1. Понятие физического качества выносливость и факторы ее определяющие
2. Средства воспитания выносливости
3. Методы воспитания выносливости
4. Вопросы к практическим занятиям
Лекция 10. Техническая подготовка спортсмена
1. Задачи технической подготовки спортсмена
2. Средства и методы технической подготовки
3. Особенности формирования спортивно-технических навыков и умений
4. Спортивно-техническая подготовка
5. Вопросы к практическим занятиям
Лекция 11. Тактическая подготовка
1. Задачи, средства и методы тактической подготовки
2. Теоретическая подготовка спортсмена
3. Психологическая подготовленность спортсмена
4. Интегральная подготовленность спортсмена
5. Методические указания
6. Вопросы к практическим занятиям
Лекция 12. Тренировочные и соревновательные нагрузки
1. Понятие "нагрузки" и их характер
2. Классификация физиологических границ тренировочных и соревновательных нагрузок
3. Педагогическая характеристика тренировочных нагрузок
4. Вопросы к практическим занятиям

Модуль 4. Основы организации процесса спортивной тренировки
Лекция 13. Круглогодичная тренировка и ее периодизация
1. Круглогодичность тренировки одно из условий эффективности подготовки спортсменов
2. Подготовительный период
3. Соревновательный период
4. Организация тренировочного процесса в год главных соревнований
5. Заключительный (переходный) период
6. Вопросы к практическим занятиям
Лекция 14. Построение процесса спортивной тренировки
1. Многолетняя тренировка
2. Спортивная подготовка как многолетний процесс и ее структура
3. Сенситивные периоды развития физических качеств
4. Основные этапы многолетней подготовки спортсменов
5. Вопросы к практическим занятиям
Лекция 15. Построение процесса тренировки в годичном цикле
1. Построение тренировки в малых циклах (микроциклах)
2. Построение тренировки в средних циклах (мезоциклах)
3. Построение тренировки в больших циклах (макроциклах)
4. Вопросы к практическим занятиям

Модуль 5. Технология планирования в спорте
Лекция 16. Планирование спортивной тренировки как система управления

1. Управление как система
2. Общие положения технологии планирования в спорте
3. Планирование спортивной подготовки в многолетних циклах
4. Планирование тренировочно-соревновательного процесса в годичном цикле
5. Оперативное планирование
6. Планирование в системе тренировочного процесса
7. Вопросы к практическим занятиям

Модуль 6. Проблемы отбора на различных этапах подготовки спортсменов
Лекция 17. Отбор в процессе многолетней подготовки
1. Факторы, определяющие направленность подготовки спортсменов
2. Этапы спортивного отбора
3. Вопросы к практическим занятиям

Модуль 7. Управление процессом спортивной тренировки
Лекция 18. Педагогический контроль и учет в процессе тренировки

1. Учет данных педагогического контроля за уровнем подготовленности спортсмена
2. Ежедневный самоконтроль спортсмена
3. Анализ динамики показателей и регулирование нагрузки
4. Вопросы к практическим занятиям
Лекция 19. Комплексный контроль и учет в подготовке спортсмена
1. Реализация комплексного контроля
2. Виды контроля
3. Контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями
4. Контроль за состоянием подготовленности спортсмена
5. Контроль за факторами внешней среды
6. Учет в процессе спортивной тренировки
7. Вопросы к практическим занятиям

Модуль 8. Теория соревновательной деятельности
Лекция 20. Классификационные признаки спортивных соревнований

1. Классификационные подходы в систематизации спортивных соревнований
2. Собственно спортивные соревнования
3. Субспортивные соревнования
4. Вопросы к практическим занятиям
Лекция 21. Основы системы спортивных соревнований
1. Единый спортивный календарь
2. Индивидуальная система состязаний
3. Период основных соревнований
4. Тенденция многолетней динамики соревновательной практики спортсмена
5. Вопросы к практическим занятиям
Лекция 22. Соревнования и непосредственная подготовка к ним
1. Дифференцирование цели состязаний
2. Направленность соревнований
3. Число соревнований в году
4. Непосредственная подготовка к соревнованиям
5. Соревновательный микроцикл
6. Предсоревновательные дни
7. Участие в соревновании
8. Вопросы к практическим занятиям
Лекция 23. Характеристика системы тренировочно-соревновательной подготовки
1. Система отбора и спортивной ориентации
2. Система соревнований
3. Система спортивной тренировки
4. Система факторов, повышающих эффективность функционирования системы соревнований и системы тренировки
5. Спортивные достижения и тенденции их развития
6. Тенденции развития спортивных достижений
7. Вопросы к практическим занятиям

Рейтинговый контроль
Вопросы к экзамену

Список литературных источников