Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

УМК Теория и методика физического воспитания Ч.1

Теория и методика физического воспитания: учеб.-метод. комплекс для студентов спец. 1-03 02 01, магистрантов спец. 1-08 80 04 и слушателей ИПК УО «ПГУ» спец. 1-89 02 75. В 2 ч. Ч.1 / В.М. Наскалов. – Новополоцк: ПГУ, 2008. – 228 с.
Приведены темы изучаемого курса, их объем в часах лекционных и практических занятий, в которых раскрывается сущность физического воспитания, изложены принципы, формы, методы и средства физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста, студенческой молодежи. Рассматрена методика обучения двигательным умениям и навыкам развития физических качеств с учетом возрастных особенностей организма дошкольников и учащихся.

Наскалов Виктор Михайлович

Виктор
Михайлович
НАСКАЛОВ

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и мето­дики  физического  воспитания

В 2005г. окончил докторантуру в Белорусском государственном уни­верситете физической культуры с представлением к защите докторской диссертации. Автор 3 монографий и более 100 научных статей, материалов и тезисов международных и республиканских симпозиумов, конгрессов и конференций. Руководит подготовкой магистрантов ПГУ по специаль­ности 1-13 00 04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической  культуры». Под его руководством защищены 6 магистерских диссертаций.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Модуль 1 Общие основы теории и методики физического воспитания
Лекция 1. Введение в теорию физической культуры
1.1. Структура предмета «Теория и методика физического воспитания»
1.2. Основные понятия и терминологический словарь
1.3. Контрольные вопросы к практическим занятиям
Лекция 2. Социальное значение системы физического воспитания
2.1. Состояние физического воспитания на современном этапе
2.2. Формы физического воспитания
2.3. Функции физического воспитания
2.4. Цель, задачи и содержание физического воспитания
2.5. Контрольные вопросы к практическим занятиям
Лекция 3. Исторические истоки физического воспитания
3.1. Вопросы физического воспитания в работах ученых и педагогов конца ХIХ – начала ХХ веков
3.2. Вклад физиологов в обоснование физического воспитания
3.3. Вопросы физического воспитания в первые годы Советской власти
3.4. Развитие физкультурного движения
3.5. Контрольные вопросы к практическим занятиям
Лекция 4. Связь физического воспитания с различными видами воспитания
4.1. Взаимосвязь физического воспитания с умственным
4.2. Взаимосвязь физического воспитания с нравственным
4.3. Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим
4.4. Взаимосвязь физического воспитания с трудовым
4.5. Контрольные вопросы к практическим занятиям
Лекция 5. Система физического воспитания
5.1. Организационные основы структуры системы физического воспитания
5.2. Понятие о системе физического воспитания и ее структуре
5.3. Общеподготовительное и специализированное направления системы физического воспитания
5.4. Контрольные вопросы к практическим занятиям

Модуль 2 Методологические основы физического воспитания
Лекция 6. Цель, задачи и наиболее общие принципы физического воспитания
6.1. Цель и задачи физического воспитания
6.1.1. Задачи физического воспитания в узком смысле слова
6.1.2. Специальные образовательные задачи
6.1.3. Общие задачи по формированию личности человека
6.2. Методические принципы физического воспитания
6.2.1. Принцип сознательности и активности
6.2.2. Принцип наглядности
6.2.3. Принцип доступности и индивидуализации
6.2.4. Принцип систематичности
6.2.5. Принцип динамичности
6.2.6. Принцип связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой
6.2.7. Принцип оздоровительной направленности воспитания
6.3. Контрольные вопросы к практическим занятиям
Лекция 7. Средства физического воспитания
7.1. Физические упражнения как основное средство физического воспитания
7.2. Форма и содержание физических упражнений
7.3. Техника физических упражнений
7.4. Структура движений
7.5. Характеристики движений
7.5.1. Пространственные характеристики движений
7.5.2. Временные характеристики движений
7.5.3. Пространственно-временные характеристики движений
7.5.4. Динамические характеристики движений
7.5.5. Ритмическая характеристика движений
7.6. Основные правила эффективного использования мышечных сил
7.7. Классификация физических упражнений
7.8. Оздоровительные факторы и гигиенические мероприятия как средства физического воспитания
7.9. Контрольные вопросы для практических занятий
Лекция 8. Методы физического воспитания
8.1. Специфические методы физического воспитания
8.2. Методы строгого регламентированного упражнения
8.3. Игровой метод
8.4. Соревновательный метод
8.5. Использование в процессе физического воспитания словесных и сенсорных методов
8.5.1. Словесные методы
8.5.1. Сенсорные методы
8.6. Контрольные вопросы к практическим занятиям

Модуль 3 Основы обучения движениям
Лекция 9. Методика обучения двигательным действиям
9.1. Основные понятия о двигательных действиях
9.2. Двигательные действия как предмет обучения
9.3. Учение и обучение двигательным действиям
9.4. Основы формирования двигательного навыка
9.5. Структура процесса обучения и особенности его этапов
9.5.1. Этап первоначального разучивания
9.5.2. Этап углубленного разучивания
9.5.3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования
9.6. Обобщающие выводы и практические рекомендации по обучению двигательному действию
9.7. Контрольные вопросы к практическим занятиям

Модуль 4 Основы развития физических качеств
Лекция 10. Теоретико-практические основы развития физических качеств
10.1. Понятие о физических качествах
10.2. Сила и основы методики ее воспитания
10.3. Средства воспитания силы
10.3.1. Основные средства
10.3.2. Дополнительные средства
10.4. Методы воспитания силы
10.5. Методики воспитания силовых способностей
10.5.1. Воспитание собственно силовых способностей с использованием непредельных отягощений
10.5.2. Воспитание скоростно-силовых способностей с использованием непредельных отягощений
10.5.3. Воспитание силовой выносливости с использованием непредельных отягощений
10.5.4. Воспитание собственно силовых способностей с использованием околопредельных и предельных отягощений
10.6. Основные методические направления
10.6.1. Предварительные замечания
10.6.2. Характеристика основных методических направлений
10.7. Некоторые условия эффективного выполнения силовых упражнений
10.7.1. Правила регулирования дыхания
10.7.2. Силовые упражнения в системе занятий
10.8. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития силовых способностей
10.9. Контрольные вопросы к практическим занятиям
Лекция 11. Скоростные способности и основы методики их воспитания
11.1. Основные понятия о быстроте
11.2. Скоростные способности
11.3. Задачи по развитию скоростных способностей
11.4. Средства воспитания скоростных способностей
11.5. Методы воспитания скоростных способностей
11.6. Методика воспитания скоростных способностей
11.6.1.Основы методики воспитания быстроты
11.6.2. Воспитание быстроты простой двигательной реакции
11.6.3. Воспитание быстроты сложных двигательных реакций
11.6.4. Воспитание быстроты движений
11.7. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития скоростных способностей
11.8. Контрольные вопросы к практическим занятиям
Лекция 12. Выносливость и основы методики ее воспитания
12.1. Теоретические основы воспитания выносливости
12.2. Средства воспитания выносливости
12.3. Методы воспитания выносливости
12.4. Методика воспитания общей выносливости
12.5. Воспитание выносливости путем воздействия на анаэробные возможности человека
12.6. Особенности воспитания специфических типов выносливости
12.7. Оценка уровня развития выносливости
12.8. Контрольные вопросы к практическим занятиям
Лекция 13. Гибкость и основы методики ее воспитания
13.1. Теоретические основы воспитания гибкости
13.2. Средства и методы воспитания гибкости
13.3. Методика развития гибкости
13.4. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития гибкости
13.5. Контрольные вопросы к практическим занятиям
Лекция 14. Теоретико-методические основы воспитания координационных способностей
14.1. Основные понятия и структура содержания изучаемого физического качества
14.2. Виды координационных способностей
14.3. Классификация координационных способностей
14.4. Методика развития координационных способностей
14.5. Особенности методики применения и организация занятий упражнениями для развития координационных способностей
14.6. Методы развития координационных способностей
14.7. Критерии оценки координационных способностей
14.8. Содержание и структура равновесия как двигательно-координационного качества
14.9. Стимулирование развития двигательно-координационных способностей на уроках физической культуры
14.10. Системы физических упражнений с учетом разновидностей двигательно-координационных качеств
14.11. Контрольные вопросы к практическим занятиям

Модуль 5 Организационно-методические основы физического воспитания
Лекция 15. Классификация форм занятий в физическом воспитании

15.1. Формы организации занятий физическими упражнениями
15.1.1. Урочные формы занятий
15.1.2. Неурочные формы занятий
15.2. Формы организации физического воспитания школьников
15.2.1. Урок физической культуры
15.2.2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня
15.2.3. Внеклассные формы организации занятий
15.2.4. Формы организации физического воспитания в системе внешкольных учреждений
15.3. Формы физического воспитания в семье
15.4. Контрольные вопросы к практическим занятиям

ЛИТЕРАТУРА