Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

УМК Управление качеством и сертификация

Управление качеством и сертификация: Учеб.-метод. комплекс для студ. спец. 1-25 01 07, 1-25 01 04 / Сост. и общ. ред. А.С.Кириенко – Новополоцк: ПГУ, 2006. – 315 с.
Содержит методические материалы, авторские лекции, практические работы, контрольные вопросы к экзамену для студентов очной формы обучения. Курс предусматривает лекции с изложением основ и проблемных вопросов управления качеством и сертификации, практические и семинарские занятия по наиболее сложным, ключевым проблемам, таким как политика в области качества, выбор концепции в управлении качеством, сертификация продукции, сравнительная оценка эффективности систем управления качества.

Кириенко Александр Сергеевич

Александр
Сергеевич
КИРИЕНКО

магистр технических наук, старший преподаватель кафедры  «Технология  и  методика  преподавания».

В 1996г. окончил Оршанский механико-технологический техникум, в 2001г. - Полоцкий государственный университет  и  курсы  Института  высших  управленческих кадров при Академии управления Президента Республики Беларусь, в 2002г. - магистратуру, в 2005г. - аспирантуру УО «ПГУ». Участвует в государственных научно-технических программах,  готовит к защите диссертационную работу на  соискание  степени  кандидата  технических  наук. Опубликовал  30  научных  и  методических  работ.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
ЛЕКЦИЯ 1. КАЧЕСТВО КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

1.1. Повышение качества продукции, как закономерность развития предприятия.
1.2. Основные понятия и показатели оценки качества
1.3. Основные направления в управлении качеством
1.4. Взаимосвязь основных понятий и категорий управления качеством

ЛЕКЦИЯ 2. ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К МЕНЕДЖМЕНТУ КАЧЕСТВА
2.1. Зарождение и развитие элементов менеджмента качества на предприятиях
2.2. Эволюция стандартизации систем менеджмента качества
2.3. Основные понятия о системах менеджмента качества
2.4. Сущность процессного подхода к технологии менеджмента качества
2.5. Сущность системного подхода к технологии менеджмента качества

ЛЕКЦИЯ 3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМАМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
3.1. Общие принципы международной стандартизации
3.2. Организационно - правовые основы стандартизации в Республике Беларусь.
3.3. Международные стандарты ИСО серии 9000 в системах менеджмента качества
3.4. Структура стандартов ИСО серии 9000
3.5. Основное содержание стандартов ИСО серии 9000:2000
3.6. Соответствие между версиями ИСО 9001:2000 и 9001:1994
3.7. Общефирменная система менеджмента качества.
3.8.Зарубежный опыт менеджмента качества продукции

ЛЕКЦИЯ 4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
4.1. Политика в области качества
4.2. Роль руководства в системе менеджмента качества
4.3. Организация и планирование систем менеджмента качества
4.4. Документация системы менеджмента качества

ЛЕКЦИЯ 5. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
5.1. Экономическая эффективность качества
5.2. Конкурентоспособность и качество
5.3. Методы калькуляции затрат на качество
5.4. Менеджмент качества продукции
5.4.1. Контроль и оценка качества продукции
5.4.2 Методы определения показателей качества продукции
5.4.3.Моральное старение продукции
5.4.4. Оптимальный уровень качества
5.4.5. Качество продукции и защита потребителей

ЛЕКЦИЯ 6. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СЕРТИФИКАЦИИ
6.1. Основные термины и понятия сертификации
6.2. Правовое обеспечение оценки соответствия

ЛЕКЦИЯ 7. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕРТИФИКАЦИИ
7.1. Разновидности систем сертификации
7.1.1. Обязательное подтверждение соответствия
7.1.2. Добровольная сертификация
7.2. Схемы сертификации и условия их применения
7.3. Органы сертификации, испытательные лаборатории и центры сертификации
7.4. Основные принципы, правила и порядок проведения сертификации продукции
7.5. Аккредитация органов по сертификации и испытательных (измерительных) лабораторий
7.6. Сертификация систем качества на основе международных стандартов ИСО 9000, ИСО 14000, НАССР
7.7. Развитие сертификации на международном, региональном и национальном уровнях
7.7.1. Международная сертификация
7.7.2. Региональная сертификация
7.7.3. Национальные организации по сертификации в зарубежных странах

ЛЕКЦИЯ 8. О ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ПРОИЗВОДСТВА, ПОСТАВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ И ТОВАРОВ

ЛЕКЦИЯ 9. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И КАЧЕСТВА
9.1. Экологическая безопасность и качество продукции
9.2. Экологическая безопасность и сертификация по ИСО 14000

ЛЕКЦИЯ 10. СТИМУЛИРОВАНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАСЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1. Экспертный метод определения коэффициента весомости показателей качества
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2. Определение экономического эффекта от повышения качества продукции
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3. Анализ задач и функций службы технического контроля качества продукции на предприятии
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4. Классификация, учет и анализ брака и рекламаций
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5. Учет и анализ затрат на качество продукции
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6. Экономические проблемы метрологии
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №7. Экономическая оценка работы по сертификации продукции, услуг и систем качества

СПИСОК ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ ЗАЧЕТА

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Приложение Б
Приложение В

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ