Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

Вестник Полоцкого государственного университета. № 5.
Серия E. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2005г.

 

Кундас С.П., Тимощенко А.И. Экологическое образование в Республике Беларусь: состояние, проблемы и направления дальнейшего развития

Рассмотрено современное состояние экологического образования и воспитания в Республике Беларусь. Особое внимание уделено высшему экологическому образованию, организации учебного процесса на базовых специальностях, существующим проблемам, возможным путям их решения и координации работ заинтересованных министерств, ведомств и учреждений по дальнейшему совершенствованию форм и методов экологического образования.

 

ПЕДАГОГИКА

Сманцер А.П. Самопознание как фактор гуманизации обучения и воспитания школьников

Показано целенаправленное развитие самосознания школьников, являющееся важным направлением гуманизации педагогического процесса, элементом которой выступает развитие самосознания учащихся, их знаний о «Я-реальное», «Я-идеальное», «Я-глобальное», играющих важную роль в жизненном самоопределении.

 

Чепиков В.Т. Формирование и развитие личности: сущность, источники, механизмы

Рассмотрено формирование и развитие личности как совокупность индивидуальных социально-психологических свойств и качеств, характеризующих человека и определяющих систему его отношений к окружающему миру. Показано, что личность как совокупность социально-психологических свойств и качеств является результатом сложных диалектически взаимосвязанных процессов социализации и индивидуализации.

 

Воеводина С.А. Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов

Рассмотрено формирование профессиональной компетентности, являющееся актуальной проблемой современной педагогики. Показано, что в центре внимания становятся вопросы, связанные с подготовкой не просто квалифицированного специалиста, а с формированием и развитием творческой личности педагога, способного быть субъектом своей деятельности. В этой связи задачей профессиональной подготовки будущих педагогов является формирование профессиональной компетентности.

 

Жукова Т.Л. Осуществление преемственности воспитания как педагогическая проблема

Рассмотрена преемственность воспитания как педагогическая проблема. Показано, что в центре внимания педагогов, с переходом к личностно-ориентированной модели образования, находится личность ребенка во всей ее сложности и многофакторности развития и становления; важнейшим условием для успешного формирования личности является обеспечение преемственности воспитания в различные периоды возрастного развития.

 

Латыш В.Н. О некоторых дидактических аспектах подготовки спасателей

Представлены некоторые особенности переподготовки и повышения квалификации спасателей на базе Учреждения образования «Институт переподготовки и повышения квалификации МЧС Республики Беларусь». Рассмотрены особенности этого процесса, акцент сделан на основных формах и методах подготовки.

 

Лухверчик В.Н. Влияние образовательной политики царизма на становление среднего педагогического образования в Беларуси

Состояние образования зависит всецело от политики государства. В отличие от других регионов России, где наряду с государственными существовали частные и общественные педагогические учебные заведения, в Беларуси все они принадлежали только Министерству народного просвещения и церковному ве­домству. Это давало возможность правительству проводить такую кадровую политику, которая не отвечала национальным интересам бело­русского народа, но служила самодержавию и православной церкви.

 

Илюкевич А.И. Организация и проведение педагогической практики студентов педвузов на рубеже 60-х годов

Рассмотрены дидактические аспекты опыта проведение педагогической практики студентов педагогических вузов в начале 60-х годов. Показано, что содержание практики должно быть направленно на формирование и закрепление ценностных ориентаций будущего учителя, его профессиональной культуры.

 

ПСИХОЛОГИЯ

Янчук В.А. Эволюция методологических оснований исследований в социальных науках

Представлена эволюция методологических оснований социальных наук на этапе перехода от культурной традиции модернизма к постмодернизму. Показаны особенности трансформации социально-гуманитарного знания от объяснительного к понимающему. Обоснована центральность категорий «значение», «понимание» и «социокультурный контекст» для углубления представлений в области социальной феноменологии. Рассмотрена проблематика методологии исследования и научного доказательства в области социальной теории и намечены перспективы развития социальных наук.

 

Иванов С.П., Тумшайс О.С. О субъектности субъекта действия, взаимодействия

Рассмотрены задачи методологической проработки многих понятий, более точного определения их собственно психологической нагрузки, которые в психологии значительно актуализировались. Решение этих задач существенно для понимания избираемого исследователями уровня абстракции и более корректного разведения близких, но не тождественных понятий. Настоятельная потребность в обсуждении этого аспекта выявляется в анализе трактовок психологами и педагогами субъектности.

 

Прощицкая Е.Н. Самоотношение и его взаимосвязь с профессиональным самоопределением старшеклассника

Рассмотрена проблема профессионального самоопределения для юношеского возраста, являющаяся центральной. Ее решение зависит от развития определенных аспектов самосознания. Проанализирована возможность взаимосвязи профессионального самоопределения и особенностей самоотношения старшеклассника. Представлены результаты изучения компонентов самоотношения: самоуважения, аутосимпатии и ожидаемого отношения к себе. Развитие самоотношения обеспечивает достижение более высокого уровня профессионального самоопределения.

 

Дроботова Е.В. Образ профессии как результат развития профессионального самосознания личности

Исследование представлений о профессии, профессионального самосознания как высшей формы профессиональной деятельности выступает как важнейший инструмент в конкретизации представлений и о модели специалиста, и о соответствующих квалификационных его характеристиках, ибо позволяет сформировать модель как идеал, образ профессии, образец деятельности и как цель профессиональной подготовки, обеспечив тем самым основание для выработки собственно нормативных требований и критериев оценки эффективности достижения этой цели.

 

Елкина Е.А. Анализ современных исследований по проблеме связи мышления, речи и межличностного общения

Венцом эволюционного и исторического развития познавательных процессов человека является его способность мыслить. Благодаря понятийному мышлению человек беспредельно раздвинул границы своего бытия, очерченные возможностями познавательных процессов более «низкого» уровня – ощущения, восприятия и представления. С помощью мышления человек познает окружающий мир во всем его многообразии, свойствах и отношениях. Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности.

 

МЕТОДИКА

Конышева А.В. Формирование умений самостоятельной работы при изучении иностранного языка у студентов технических специальностей

Процесс обучения в техническом вузе не может быть успешным без вооружения студентов системой умений самостоятельной работы, что включает в себя умения самостоятельно прорабатывать необходимый материал, самостоятельно планировать свою работу, осуществлять самоконтроль за ее выполнением и вносить последующие коррективы. Уровень обучаемости студентов, темпы переработки и усвоения ими научной и технической информации и, в конечном итоге, качество знаний студентов находятся в зависимости от уровня сформированности вышеуказанных умений. Процесс овладения знаниями неразрывно связан с процессом овладения интеллектуальными, исследовательскими и практическими умениями. Поэтому формированию умений самостоятельной работы в настоящее время придается исключительное значение.

 

Кравченко М.В. Факторы организации иноязычной деловой беседы в условиях межкультурного делового взаимодействия

Рассмотрены социально-психологические и социокультурные особенности проведения иноязычной деловой беседы, современные структурные особенности групп специалистов радиотехнического профиля, а также действия студентов неязыкового технического вуза по овладению умениями вести иноязычную деловую беседу в условиях межкультурного делового взаимодействия.

 

Тарасова О.Т. Исследовательская деятельность как средство профессионального развития учителя иностранного языка

На современном этапе развития образования прослеживается тенденция перехода образовательной теории и практики повышения квалификации учителя от парадигмы обучения, в которой учитель выступает как «объект» обучающих воздействий, к парадигме непрерывного образования, предполагающей гуманистический тип отношений участников образовательного процесса, в котором целевая ориентация на повышение квалификации сочетается со смысловыми ориентирами личности. В рамках этой парадигмы необходимо организовать такое обучение, которое отвечало бы запросам конкретного учителя и способствовало развитию профессиональных и личностных качеств.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Шульженко А.К. Аксиологические ориентации в современной экологической педагогике и психологии

В процессе формирования образовательной политики на рубеже столетий происходят изменения в системе ценностей, затрагивающие сферу экологического сознания. Приоритеты смещаются в сторону духовных и моральных ценностей, способных сделать человека более нравственным, добрым, разбудить в нем чувство благоговения перед природным миром. Дана сравнительная характеристика аксиологических ориентаций в экологической педагогике западноевропейских и восточнославянских стран.

 

Морозик М.С. Междисциплинарные проблемы экологического образования

Анализируются проблемы экологического образования, возникающие в связи с наличием межведомственных барьеров, мешающих объективному развитию образовательного процесса. Предлагаются пути их устранения.

 

Ганопольский В.И. Экологические аспекты в структуре спортивно-туристского образования

Рассмотрены экологические аспекты в структуре спортивно-туристского образования. Показано, что без анализа и структурирования объема информации спортивно-туристской деятельности трудно рассчитывать на достижение ее высокой эффективности.

 

Марина И.А., Штокина А.А. Формирование знаний по здоровому образу жизни

Рассмотрена проблема здоровья в тесной взаимосвязи с другими проблемами человечества. Она изменяется вместе с прогрессом общественной культуры, является актуальной во все периоды жизни человека – от рождения до смерти. Показано, что вопрос здоровья и здорового образа жизни важен как для отдельного человека, так и для всего общества в целом.

 

Юшкевич Т.П., Наскалов В.М.
Инновационные технологии при формировании здорового образа жизни в неблагоприятных условиях экологической среды

Рассмотрены инновационные технологии при формировании здорового образа жизни в неблагоприятных условиях экологической среды; разработка теоретико-методических основ формирования физической культуры личности и здорового образа жизни.

 

ГИГИЕНА

Чеботарев П.А., Апрасюхина Н.И., Козлова Л.И., Яскевич В.В., Парчинская Т.В.
Гигиенические проблемы охраны здоровья населения в г.Новополоцке и пути их решения

Дана гигиеническая оценка степени загрязнения атмосферного воздуха г. Новополоцка. Проведено изучение состояния здоровья и смертности населения города. Изучена заболеваемость злокачественными новообразованиями и смертность от них у населения города и на одном из промышленных предприятий. Разработан комплекс биохимических, гематологических, иммунологических методик, примененный в натурном токсикологическом эксперименте и при обследовании сформированной группы риска.

 

Корзенко В.Н., Малашенко С.А., Головкова И.В., Балейко В.Э.
Эколого-гигиенические проблемы физической культуры детей, подростков и студентов в современный период

На основании литературных и собственных материалов рассмотрены ведущие направления эколого-гигиенических проблем физической культуры детей, подростков и студентов. Основное внимание уделено оценке воздействия неблагоприятных факторов естественного и антропогенного происхождения окружающей среды на здоровье человека. Представлены пути коррекции этих дезадаптаций в современных условиях Республики Беларусь.

 

Мирончик А.Ф., Мирончик Е.А. Влиянии вредных условий производства на здоровье трудоспособной части населения

Рассмотрена связь здоровья населения трудоспособного возраста с обеспечением безопасных условий труда.

 

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Прощаев К.И., Ильницкий А.Н. Проблемы питания лиц пожилого и старческого возраста

В пожилом возрасте наблюдается снижение функций пищеварительной системы. В то же время рациональное питание является важным фактором нормального функционирования организма пожилого человека. Представлены принципы обеспечения правильного питания лиц преклонного возраста.

 

Исютина-Федоткова Т.С. Некоторые аспекты образа жизни студентов белорусского государственного медицинского университета

Охрана здоровья и повышение работоспособности студентов в высших учебных учреждениях являются основной частью общегосударственной задачи по сохранению и укреплению здоровья населения Республики Беларусь. Представлены результаты исследования образа жизни студентов Белорусского государственного медицинского университета. Установлено воздействие на здоровье факторов риска.

 

Рыбаковски М. Жизнеохранная культура учащихся в их подготовке к активной деятельности

Современная техническая цивилизация содействует формированию «мобильного человека». Развитое мобильное общество считает важными и повсеместно доступными такие жизненные ценности, как свобода, чувство собственного достоинства, самодисциплина, права гражданина, свобода общения и передвижения, а также право жизнесохранения. Можно сказать, что уровень жизнеохранной культуры в повседневной жизни в условиях развитой технической и техногенной цивилизации зависит от уровня образования общества и от предпринимаемого жизнетворчества.

 

Емельянчик О.А. Концепция стресса и адаптации в исследованиях ископаемых популяций человека

Рассматриваются основные концепции, представляющие теоретическую основу экологического подхода в современной палеоантропологии. Особое внимание уделяется концепции стресса, занимающей центральное место в области реконструкции процессов адаптации с применением палеопатологических и палеодемографических методов.

 

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

Морозевич Т.А. Артистизм в спортивной акробатике: структурное представление базовых понятий

Определены понятие «артистизм в спортивной акробатике» и поддерживающая его структура в виде объединения трех многокомпонентных блоков. Полученные результаты расширяют традиционное понимание задач и содержания хореографической подготовки в акробатике и определяют направление коррекции системы многолетней тренировки акробатов.

 

Кудрицкий В.Н., Цапенко В.А. Роль гибкости в подготовке гандболистов высокого класса

Гибкость – это комплекс морфологических свойств опорно-двигательного аппарата, обусловливающий подвижность отдельных звеньев человеческого тела относительно друг друга и способствующий выполнению многих движений с наибольшей быстротой, легкостью и эффективностью. Для развития гибкости для гандболистов нами рекомендуется повторный метод, который предполагает выполнение упражнений на растягивание сериями по несколько повторений в каждой серии и интервалами активного отдыха между ними, достаточными для восстановления работоспособности.

 

Игнатищев Р.М. Оптимизационный анализ механики прыжков в длину

Представлен метод и дано обоснование его применения в технологии тренерской подготовки прыгунов в длину. Использование метода позволит легкоатлетам высокого класса существенно увеличить результаты прыжков в длину.

 

Медведев В.А., Маркевич О.П. Использование физкультурно-оздоровительных программ для повышения уровня физического здоровья студенток с заболеваниями опорно-двигательного аппарата

Рассмотрены физкультурно-оздоровительные программы и их использование для повышения уровня физического здоровья студенток с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Показано, что основной задачей физического воспитания студенток с такими заболеваниями при низких исходных показателях уровня физического здоровья является повышение функционального состояния сердечно-сосудистой системы.

 

ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ

Мурох В.И. Взаимосвязь экологических и алиментарных факторов риска заболеваний раком

Рассмотрена взаимосвязь экологических и алиментарных факторов риска заболеваний раком. Показано, что экологические факторы окружающей среды непосредственно или опосредованно через питание влияют на возникновение и развитие рака у человека.

 

Мойсеенок А.Г., Гуринович В.А., Мойсеенок Е.А., Доромейчик И.Л., Омельянчик М.С.
С-витаминная обеспеченность по данным мг-часовой экскреции аскорбиновой кислоты у женщин детородного возраста

С-витаминный статус связан с достаточно высоким употреблением в пищу продуктов, содержащих аскорбиновую кислоту, а также периодическим приемом витаминных препаратов. Прием последних является обязательным при курировании беременных с нормальным и патологическим течением беременности, что находит отражение в увеличении показателей экскреции витамина С у обследованных 2-й и 3-й групп. Различия показателей 1-й и 3-й групп имеют высокую достоверность. Специальное исследование фактического питания женщин с нормальным и патологическим течением беременности с использованием расчетно-документального метода выявляет несбалансированный и нерациональный характер питания.

 

Саваневский Н.К., Хомич Г.Е. Состояние кровеносной системы у девушек, долго проживавших на местности, загрязненной радионуклидами

Импедансометрическим методом установлено, что у девушек, много лет проживавших в районах радиоактивного загрязнения, слабее проявляются компенсаторные сосудодвигателъные рефлексы, препятствующие гравитационному перемещению крови в сосудистом русле при изменении положения тела в пространстве.

 

Уланова Е.А., Григорьев И.В. Мониторинг резервов здоровья студентов медицинского вуза

Необходимость изучения здоровья будущих медиков обусловлена значительным увеличением числа студентов, страдающих различными заболеваниями. Известно, что возникновение хронических заболеваний чаще всего происходит на фоне угнетения резервов здоровья при снижении физического развития и функционального состояния организма. Актуальным вопросом восстановительной медицины является мониторинг функциональных резервов человека, позволяющий прогнозировать риск развития заболеваний.

 

Тарасова И.П. Биохимическая оценка состояния здоровья человека

Рассмотрены экспертные системы, которые позволили бы на биохимическом уровне зарегистрировать ранние, доклинические изменения метаболизма и тем самым различить здоровый и больной организм. Математически рассчитана производная величина, отражающая «идеальный» уровень здоровья индивида. Полученные экспертные системы могут быть использованы для индивидуальной диагностики людей.

 

Артемьев В.П., Кудрицкий В.Н., Филиппов В.А.
Развитие типовых физических возможностей молодежи, проживающей в зонах радиационного загрязнения (пунктах постоянного дозиметрического контроля)

Рассмотрено развитие типовых физических возможностей молодежи, проживающей в зонах радиационного загрязнения. Показано, что охрана здоровья молодежи в Беларуси – одна из острейших социально-экономических проблем.

 

Наскалов В.М., Качанова Н.И. Состояние здоровья и уровень физической подготовленности учащейся молодежи Полоцкого региона

На основе анализа состояния здоровья и уровня физической подготовленности учащейся молодежи Полоцкого региона показано, что содержание физической подготовки следует формировать в зависимости от состояния окружающей среды.

 

ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

Конышева А.В. VI Международная научно-практическая конференция «Социально-психологические проблемы ментальности»

 

ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ

Чепиков В.Т. Педагогика: Краткий учебный курс / В.Т. Чепиков. – М.: Новое знание, 2003. – 173 с. (Воеводина С.А.)

Конышева А.В. Контроль результатов обучения иностранному языку. – СПб.: КАРО; Мн.: Четыре четверти, 2004. – 144 с. (Сятковская Н.В.)

Жук А.И. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: Учебно-методическое пособие / А.И. Жук, Н.Н. Кошель. – Мн.: Аверсэв, 2004. – 336 с. (Дроботова Е.В.)

Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения педагогике: Учебное пособие / С.С. Кашлев. – Мн.: Вышэйшая школа, 2004. – 176 с. (Воеводина С.А.)