Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

Вестник Полоцкого государственного университета. № 11.
Серия Е. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2005г.

 

Конышева А.В. Самостоятельная работа по иностранному языку как фактор развития творческого мышления студентов технических специальностей

Рассмотрены проблемы развития мышления и вопросы, актуальные для самостоятельной работы студентов по иностранному языку. Определен основной фактор развития творческого мышления студентов технических специальностей, а также показано взаимодействие между субъектом и объектом в учебном познании, определяемое непосредственно общими закономерностями процесса учебного познания и специфическими психологическими и логическими особенностями решения предлагаемых заданий.

 

ПЕДАГОГИКА

Кедрова Е.М. Использование межпредметных связей дисциплин гуманитарного цикла в развитии интеллектуально зрелой личности студента

Воспитание интеллектуально зрелой личности средствами гуманитарных предметов – сложный процесс, результативность которого может быть более значимой на основе осуществления межпредметных связей цикла дисциплин, связанных с изучением иностранного языка («Зарубежная литература», «Детская зарубежная литература», «Экстенсивное чтение»), педагогики и психологии.

 

Ёлкина Е.А. Формирование социального мышления личности как задача современного образования

Проведен анализ функций и структуры социального мышления, который показал, что организованный процесс формирования этого важнейшего личностного образования должен стать самостоятельным объектом процессов обучения и воспитания как в общеобразовательной, так и высшей школе. Проанализированные источники позволили определить основные методы и структурные компоненты содержания процесса формирования социального мышления.

 

Дорошко Н.В. Эвристика в структуре инновационной педагогической деятельности

Изучена роль эвристики в структуре инновационной педагогической деятельности. Проведенное исследование позволяет рассматривать эвристику в структуре инновационной педагогической деятельности как несомненное условие организации учебного процесса, способствующее повышению уровня специальной и общенаучной подготовки выпускников вуза. Эвристические методы и приемы способствуют формированию гармонично развитой социально активной творческой личности, развитию интеллектуального потенциала студентов, повышению качества высшего образования.

 

Егорова Н.А. Определение содержания методической грамотности будущих учителей в эпоху новейшего времени

Проблема разработки образовательных стандартов, определяющих уровень готовности выпускников педагогического вуза к профессиональной деятельности, является актуальной в психолого-педагогической литературе. Содержание методической грамотности как стандарта определяется традициями, опытом подготовки специалистов в педагогическом учреждении, философскими, психолого-педагогическими концепциями мыслителей XIX – сер. ХХ в. Рассмотрены различные подходы Новейшего времени к определению содержания методической грамотности будущих учителей.

 

ПСИХОЛОГИЯ

Вержибок Г.В. Концептуальные основы гендерной психологии

Формирование и развитие личности происходит через включение в систему разнообразных социально-ролевых отношений. В современном обществе, с одной стороны, в целом сохраняется традиционная тенденция распределения половых ролей. С другой стороны, жесткая поляризация социальных функций разрушается, изменяются стереотипы мужского и женского поведения. Поэтому вопрос влияния полоролевой ориентации на специфически мужское и женское поведение должен рассматриваться через призму психолого-эмоционального благополучия индивида. Изменение в современном обществе установок и стереотипов поведения вызывает необходимость изучения полоролевых ориентаций индивидов всех возрастных групп.

 

Казакова О.П. Функционально-прагматический подход к анализу диалогической речи

Рассматриваются роли говорящего и слушающего в процессе диалоговой интеракции, признаки, релевантные для организации и моделирования диалога, механизмы кодирования и декодирования смыслового компонента в рамках диалогической речи, а также анализируется связь диалоговой интеракции с прагматической пресуппозицией общения.

 

Вышинская Е.Г. Краткий теоретический обзор основных подходов к проблеме адаптации личности в зарубежной психологической науке

Отражена актуальность изучения проблемы адаптации как в прошлом, так и в настоящем времени. Рассмотрена история развития понятия адаптации, проанализированы взгляды на проблему адаптации представителей психодинамического, бихевиорального, интеракционистского, социально-когнитивного и гуманистического направлений в психологии.

 

Остапчук С.В. Проблема развития индивидуального сознания в период младшего школьного возраста

Рассмотрены проблема развития индивидуального сознания в период детства и вопрос о развитии самосознания. Приведены эмпирические данные исследования по развитию индивидуального сознания в младшем школьном возрасте.

 

Жук Н.Я. Концептуализация гендера в культурной антропологии и системе гуманитарных наук США в последней трети ХХ века

Рассматривается логика развития феминистской антропологии в контексте становления гендерной методологии. Показано, что приход женщин с феминистскими воззрениями в антропологическую науку был возможен благодаря их участию в женском движении. Предлагается периодизация гендерных исследований, кратко характеризуются этапы.

 

МЕТОДИКА

Конышева А.В. Использование опор для обучения иноязычному высказыванию

Анализ профессиональной деятельности и производственных функций будущих специалистов инженерного профиля указывает на необходимость подготовки специалистов, которые умеют делать сообщения на иностранном языке, влияя на собеседника и оценивая объект своего сообщения. В связи с этим возникает необходимость совершенствования методики обучения иноязычному высказыванию студентов технических специальностей на основе профессионально ориентированных материалов и комплексного подхода к построению учебного процесса. Рассматриваются опоры как эффективный прием организации самостоятельной работы студентов по овладению устной речью.

 

Тарасова О.Т. Развитие исследовательских умений учителя иностранного языка на последипломном этапе образования

Стремление к исследованию собственной деятельности ставит человека перед необходимостью анализа объекта или субъекта, по отношению к которому он осуществляет данную деятельность. Без владения приемами исследования собственной деятельности не может быть подлинного педагогического творчества. Анализ результатов обучения и путей их достижения помогает учителю постоянно корректировать свою работу, внедрять в свою практику новые достижения психологии и методики.

 

Сасина Н.В. О необходимости использования краеведческого материала при обучении иностранному языку

Использование краеведческого материала в процессе обучения иностранному языку всегда привлекало внимание со стороны педагогов и методистов. Проблемы соизучения культуры родного края и культуры изучаемого языка стали особенно интенсивно исследоваться в наше время в связи с социальным заказом общества высококвалифицированных специалистов, владеющих всеми формами коммуникации. Необходимость краеведческого наполнения учебно-воспитательного процесса обусловлена потребностью создавать все необходимые условия для успешного диалога культур.

 

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Наскалов В.М., Чесновицкий В.В. Методика проведения занятий по спортивным играм в неблагоприятных экологических условиях

Показано, что методика физкультурно-оздоровительных занятий в экологически неблагоприятных условиях отдает предпочтение спортивным играм с повышенным требованием к точности движений и неконтактным видам, поскольку при занятиях этими видами спорта легче регулировать нагрузку. Использование контактных игровых видов спорта целесообразно проводить в закрытых помещениях с искусственно созданным благоприятным составом воздушной среды.

 

Наскалов В.М. Теоретические основы комплексного подхода к физическому воспитанию студентов

Комплексный подход к физическому воспитанию является многоуровневой системой, обеспечивающей сочетание взаимосвязанных и взаимодополняющих средств и методов, которые на каждом из уровней иерархичной организации системы физического воспитания призваны решать те или иные задачи и обеспечивать связи как между элементами внутри каждого уровня, объединяя эту систему в единое целое, так и с внешними факторами.

 

Шур М.М., Куриленок Д.Ю. Воспитание физических качеств у спортсменов, занимающихся скоростно-силовыми видами спорта

Предлагаются разработанные для практического использования в подготовке спортсменов в скоростно-силовых видах спорта тренировочные программы воспитания физических качеств спортсмена, использование которых в практике подготовки спортсменов позволяет добиться высоких результатов.

 

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Прашчаеў К.І., Ільніцкі А.М. Заўчаснае старэнне як грамадская праблема

Разгледжана заўчаснае старэнне як грамадская праблема. Адзначана, што яна выходзіць за межы медыцынскіх праблем. Гэтыя працэсы шчыльна сутыкаюцца з экалагічнымі, педагагічнымі, эканамічнымі і іншымі пытаннямі, што патрабуе комплекснага падыходу і стаўлення да заўчаснага старэння як да шырокай агульнаграмадскай праблемы.

 

Рыбаковски М. Педагогические предпосылки безопасности человека и сохранения его здоровья в современном мире

Представлена проблематика сохранения здоровья и жизни человека на основе использования основ педагогики. Рассмотрена сущность воспитания культуры безопасности как важной составляющей современной педагогики. Показаны основные цели обучения безопасному участию в дорожном движении детей и молодежи. Обращается внимание на основные факторы, обеспечивающие полное и комплектное усвоение детьми и молодежью знаний, умений и основных положений безопасного движения на дорогах.

 

Сырица Е.И., Фурашова О.Н., Лобанова Е.М.
Влияние электромагнитного излучения сотовых телефонов на фагоцитарную активность альвеолярных макрофагов

Вместе с неоспоримыми преимуществами сотовая связь имеет и свои недостатки. Рассмотрен главный из них – электромагнитное излучение сотовых телефонов. Изучено влияние электромагнитного излучения сотовых телефонов на фагоцитарную активность альвеолярных макрофагов

 

Ільніцкі А.М., Прашчаеў К.І. Патрэбнасць у медыцынскай рэабілітацыі асоб пажылога і старэчага ўзросту. Аспекты арганізацыі службы медыцынскай рэабілітацыі

Разгледжана медыцынская рэабілітацыя асоб старэчага і пажылога ўзростаў у сувязі з павышэннем іх агульнай вагі ў папуляцыі, а таксама высокага ўзроўню паталагічнага захворвання. Паказана, што рэабілітацыйная дапамога асобам пажылога і старэчага ўзросту, якая аказваецца ў медыцынскіх установах, з’яўляецца асновай для наступнай сацыяльнай рэабілітацыі.

 

Баневич Т.А. Исследование отношения к курению студентов Полоцкого государственного университета

Рассмотрены существенные аспекты аддиктивного поведения студентов, часто выпадающие из поля зрения исследователей. Изучен «личностный (человеческий)» фактор зависимости студентов от сигарет; раскрыто содержание данного фактора. Синтезированы теоретическое и практическое направления в изучении данной проблемы. Первое направление – анализ табакокурения как общественного явления, психосоциальной патологии; изучение общих механизмов и факторов формирования аддиктивного поведения. Второе – взгляд «изнутри личности студента», исследование психологических особенностей отношения студентов к курению.

 

Маркевич О.П. Результаты исследования морфофункциональных показателей студенток первого курса

Проанализированы исходные морфофункциональные показатели студенток. Выявлены у большинства из них неудовлетворительные показатели сердечно-сосудистой и мышечной систем организма, что отражается на интегральной оценке уровня их физического здоровья.

 

Спащанская В.Н., Саваневский Н.К., Хомич Г.Е.
Состояние кровеносной системы у девушек, долго проживавших в местности, загрязненной радионуклидами

Импедансометрическим методом установлено, что у девушек, много лет проживавших в районах радиоактивного загрязнения, слабее проявляются компенсаторные сосудодвигательные рефлексы, препятствующие гравитационному перемещению крови в сосудистом русле при изменении положения тела в пространстве.

 

Савко Э.И. Функциональное состояние организма детей 3 – 6-летнего возраста

Представлены исследования функциональных возможностей детей дошкольного возраста. Оцениваются адаптивные возможности сердечно-сосудистой системы их организма на нагрузку.

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Урбанович П.П., Кишкурно Т.В., Брусенцова Т.П., Сухорукова И.Г., Мороз Л.С., Бракович А.И.
Компьютерные программные средства для экологического воспитания и изучения проблем экологии

Описаны особенности внедрения современных информационных технологий в сферу экологического образования. Охарактеризованы особенности разработанных мультимедийных программных продуктов для дошкольников, школьников и студентов.

 

Урбанович П.П., Кишкурно Т.В., Брусенцова Т.П., Сухорукова И.Г., Мороз Л.С., Бракович А.И.
Мультимедийные компьютерные учебники как средство непрерывного экологического образования

Рассмотрены некоторые аспекты реализации требований по непрерывности экологического образования, в частности подходы в создании и использовании компьютерных программных средств экологического содержания для различных категорий населения.

 

РЕЦЕНЗИИ

Конышева А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. – СПб.: Каро, Мн.: Четыре четверти, 2005. – 208 с. (Тарасова О.Т.)

Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с. (Воеводина С.А.)

Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2004. – 352 с. (Дроботова Е.В.)

 

ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

Международная научно-практическая конференция «Проблемы развития педагогического образования» (Воеводина С.А.)

Методологическая сессия для заведующих кафедрами педагогики, психологии, частных методик «Управление качеством педагогического образования: контроль и оценка качества педагогического образования» (Конышева А.В.)

V Международная научно-практическая конференция «Самостоятельная работа и академические успехи: теория, исследования, практика» (Конышева А.В.)

V международная научно-практическая конференция «Технообраз 2005 – технологии непрерывного образования и творческого саморазвития личности студентов: обеспечение качества подготовки специалистов в высшей школе» (Конышева А.В.)

Семинар «Учебные технологии XXI века: обучение иноязычной речи методом интегративного лингвопсихологического тренинга» (Тарасова О.Т.)