Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА.
№ 5. СЕРИЯ Е. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2006

 

Шульженко А.К. Воспитание экологической культуры молодежи в западноевропейских и славянских странах:
тенденции и приоритеты международной интеграции

Исследуется воспитание экологической культуры молодежи в западноевропейских и славянских странах: тенденции и приоритеты международной интеграции. Показаны современные приоритеты социально-педагогической деятельности, нацеленной на формирование экологической культуры молодежи.

 

ПЕДАГОГИКА

Воеводина С.А. Компетентностный подход в подготовке будущих педагогов

Важнейшая задача высшей школы, имеющая государственное значение – это повышение эффективности подготовки будущих специалистов. На наш взгляд, один из путей решения этой задачи – формирование профессиональной компетентности. Компетентностный подход учитывает не только формирование теоретической и практической готовности к профессиональной деятельности, как это представлено в традиционной подготовке, но и развитие личности специалиста, что позволяет будущему педагогу быть субъектом своей деятельности. Профессиональная компетентность – это существенная предпосылка эффективности педагогической деятельности после окончания вуза, решающее условие быстрой адаптации к условиям педагогического труда, дальнейшего профессионального совершенствования, самообразования и саморазвития.

 

Майстер А.И. Совершенствование профессионально-педагогической подготовки преподавателя музыки

Проведен анализ содержания современного профессионального музыкального образования. Показана необходимость совершенствования подходов к структурированию и организации учебного процесса, основывающихся на принципах целостности, системности, интеграции, учета межпредметных связей и анализа деятельности профессионального педагога.

 

Жукова Т.Л. Актуальные проблемы преемственности в воспитании отношений в кризисные периоды возрастного развития

Преемственность в воспитании обусловлена проблемами преемственности в развитии общества в целом и каждого его члена в частности. В настоящее время имеются все необходимые условия по реализации преемственности воспитания в практике работы общеобразовательных учреждений. Современные тенденции развития образования и педагогической теории обусловили возрастание актуальности проблемы преемственности воспитания школьников в различные возрастные периоды. Особое внимание в этом процессе должно быть уделено кризисным периодам возрастного развития.

 

Мазурок И.А. Теоретико-аксиологические основы организации нравственного воспитания учащихся в процессе обучения

Рассмотрены теоретические положения, ценностные основания, аргументирован выбор научных подходов и способов реализации принципов организации нравственного воспитания учащихся в процессе обучения.

 

Сотник Е.И. Процесс самореализации студента вуза: теоретико-методологические факторы

Проблема самореализации человека является актуальной в психолого-педагогической литературе и практической деятельности. Предлагаются теоретико-методологические факторы процесса самореализации студента вуза.

 

Jenner Hakan. The Pygmalion Effect

The Pygmalion effect refers to the formation and transmission of expectations and their influence on educational outcomes. The application of these principles to the treatment of addictions setting is the focus of this chapter.

 

МЕТОДИКА

Конышева А.В. Анализ различных классификаций видов самостоятельной работы студентов

Анализируются подходы различных ученых к классификации самостоятельной работы студентов. Единства мнения по этому вопросу в настоящее время у ученых не существует, так как само понятие «самостоятельная работа» обладает большой емкостью и определяется несколькими признаками, порождающими разнообразие подходов к основе классификации.

 

Маслов Ю.В., Панасюк И.А. К проблеме обучения монологической речи в ходе профессионально-педагогической иноязычной подготовки

Одним из эффективных способов решения проблемы улучшения качества преподавания иностранного языка в языковом вузе является усиление профессионально-педагогической направленности процесса обучения монологической речи. Для успешной реализации данного процесса необходимо акцентирование деятельности на преимущественное развитие умений инициативной иноязычной монологической речи в условиях применения разнообразных стимулов ее порождения, в частности проблемных вопросов.

 

Степановская О.В. К вопросу определения номенклатуры компонентов коммуникативного задания

При всем разнообразии параметров описания задания определение номенклатуры компонентов задания как единицы учебного процесса остается открытым вопросом в методике обучения иностранным языкам. До настоящего времени не разработана общепринятая классификация типов заданий в плане их внутренней организации и по направленности учебных действий, осуществляе­мых при выполнении задания; не выстроена последовательность заданий в системе, которая была бы основана на трудностях, представляемых структурой за­дания и характером учебных действий.

 

Вакульчик В.С., Жак В.А., Цывис Н.В., Скоромник О.В.
Прикладная направленность обучения математике на технических специальностях

На основе изучения обозначенной проблемы выделены три вида межпредметных связей математики с преподаванием других дисциплин, а также педагогические требования, выполнение которых необходимо для решения задачи формирования у студентов умения строить математические модели и находить математический аппарат для их реализации.

 

ПСИХОЛОГИЯ

Вышинская Е.Г. Проблема психологической защиты личности в отечественной и зарубежной психологии

Представлен теоретический анализ проблемы психологической защиты личности. Затрагиваются исторические данные о развитии понятия «психологическая защита» в зарубежной и отечественной психологии. Рассматриваются основные подходы к вопросу о конструктивности психологической защиты и о ее значении в развитии личности.

 

Мазаник А.В. Социально-функциональная типология учреждений внедомашнего воспитания сирот

Социально-функциональная типология учреждений внедомашнего воспитания сирот, необходимая для разработки нормативных документов на их проектирование, строится с помощью исторического анализа развития этих учреждений, анализа сложившейся в Республике Беларусь современной классификации учреждений, принятой в отраслях, организующих их функционирование и государственный учет, натурных обследований и опросов специалистов. Выявленные функциональные программы учреждений объединяют типологию жилища с типологией общественных зданий.

 

Мирзаянова Л.Ф. Творчество – альтернатива наркотикам

Рассмотрена проблема профилактики наркозависимости. Представлены результаты исследования отношения студентов к употреблению наркотиков. Дано описание теоретико-методологических оснований проекта профилактики наркозависимости в студенческой среде «Творчество – альтернатива наркотикам», принципов разработки и применения здровьесберегающих технологий, в частности, совместной творческой деятельности студентов в дидактическом театре на занятиях по общей психологии. Предлагаются результаты ее апробации.

 

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Наскалов В.М. Инновационные технологии в комплексном подходе к физическому воспитанию студентов

Одним из способов внедрения новых инновационных технологий в физическое воспитание студентов вузов является создание студенческих оздоровительно-реабилитационных центров, которые призваны снижать влияние таких факторов, как гиподинамия и гипокинезия, действие стрессовых ситуаций. Кроме того, для занятий в центрах создаются возможности для выведения из организма вредных веществ, которые в течение учебного дня попадают в организм студентов. Для этой цели в оздоровительно-реабилитационном центре с помощью специально разработанного воздухоочистителя, создаются искусственные благоприятные условия. Эти и другие реабилитационные мероприятия: гидромассаж, биомеханическая стимуляция, гипоксическая тренировка, аэробные физические упражнения способствуют повышению оздоровительной эффективности применяемых средств физической культуры. Разработанная и внедренная в оздоровительно-реабилитационном центре программа способствовала повышению оздоровительного эффекта от занятий физическими упражнениями, увеличению количества студентов, занимающихся в спортивных секциях.

 

Наскалов В.М., Юшкевич Т.П. Образовательные технологии в комплексном подходе к физическому воспитанию

В качестве основы учебно-методического комплекса используется модульно-рейтинговая система обучения. Эта система позволяет рационально организовывать их самостоятельную работу в семестре, регулярно отслеживать результаты работы обучающихся по физическому воспитанию, создавать условия для последовательного становления индивидуального стиля профессиональной деятельности. Это дает возможность студентам получать образование в пределах избранного пространства профессионального развития с учетом индивидуального комплекса способностей, индивидуальных предпочтений и возможностей. Модульно-рейтинговая система представляет собой эффективный метод организации учебного процесса, стимулирующий заинтересованную работу студента. Это происходит за счет организации перехода от репродуктивного получения знаний к саморазвитию обучающегося и самосовершенствованию как ведущей цели обучения, за счет предоставления возможности обучаемому развивать в себе адекватную самооценку.

 

Зимницкая Р.Э., Квятковская Н.А. Уровень общей физической подготовленности студентов в зависимости от избранного направления спортивно-педагогического совершенствования

Рассмотрен уровень общей физической подготовленности студентов в зависимости от избранного направления спортивно-педагогического совершенствования. Показано, что преподавание дисциплины «Спортивно-педагогическое совершенствование» является обязательным для студентов на протяжении всего времени обучения и составляет важную часть учебного процесса.

 

Спащанская В.Н. Исследование эффективности различных программ занятий аэробикой для повышения уровня физической подготовленности студентов вуза

Для активизации спортивного интереса студенток вузов к занятиям по физическому воспитанию, для повышения уровня физической подготовленности и улучшения у занимающихся координации движений является широкое внедрение ритмической гимнастики непосредственно в учебный процесс.

 

Лаврик Н.Г. Условия достижения максимальной гибкости у мальчиков 11 – 13 лет с низким исходным уровнем ее развития

Специалистам в области физического воспитания и спорта необходимо обладать достаточной полнотой знания о двигательных качествах человека, среди которых одно из важнейших мест занимает гибкость. При помощи специально разработанного устройства для измерения гибкости позвоночного столба установлена динамика роста максимальных результатов проявления гибкости у мальчиков 11 – 13 лет.

 

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Максимушкина Н.И. Комплексный подход в формировании здорового образа жизни студентов Полоцкого государственного университета

Рассматриваются вопросы формирования здорового образа жизни студентов как сложного системного процесса, охватывающего множество компонентов образа жизни современного общества и включающего основные сферы и направления жизнедеятельности студентов

 

Чеботарев П.А., Апрасюхина Н.И., Яскевич В.В., Козлова Л.И., Парчинская Т.В.
Заболеваемость детского населения, проживающего в городах с различным спектром и уровнем загрязнения атмосферного воздуха

Проведено изучение состояния здоровья у детей, проживающих в городах с различным спектром и уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Показано, что наиболее часто у детей в обоих городах встречаются заболевания органов дыхания, нервной системы и органов чувств, органов пищеварения. Установлено, что уровни заболеваемости и смертности детского населения выше в г. Новополоцке.

 

Рыбак В.А., Грищенко М.В., Сочнева Т.Н.
Исследование влияния качества окружающей среды города Витебска на здоровье детского населения

Представлен краткий обзор разработки Территориальной комплексной схемы охраны окружающей среды города Витебска по разделу «Здоровье населения». Выполнены исследования влияния качества окружающей среды на здоровье детского населения. Проведен сопоставительный анализ эколого-медицинской обстановки в областных городах Республики Беларусь.

 

Рыбак В.А. Методика учета влияния факторов производственной среды на здоровье людей

Проведено исследование ряда промышленных предприятий для выявления и оценки влияния факторов производственной среды на здоровье людей. Предложен новый подход к учету влияния физических факторов среды (шум и температура) на здоровье работающих. Получены статистически значимые зависимости, составлены уравнения регрессии, осуществлен прогноз состояния здоровья при изменении факторов производственной среды.

 

Муравская Е.В., Скрягина Т.А., Лапко А.Г. Дисметаболизм жирных кислот при сахарном диабете 2 типа

Ранее нами было показано, что у пациентов с диагнозом сахарный диабет наблюдается модификация транспортных параметров этого белка, сопровождающаяся значительным снижением эффективности транспорта жирных кислот альбумином. В результате данного исследования методом газовой хроматографии было установлено, что при сахарном диабете имеют место количественно-качественные изменения состава жирных кислот, по сравнению с нормой.

 

Прощаев К.И., Ильницкий А.Н. Социально-медицинские проблемы пожилого и старческого возраста: осведомленность населения и анализ ситуации

Рассмотрена социально-медицинская проблема пожилого и старческого возраста. Проанализированы осведомленность населения и проблемная ситуация в области здоровья пожилых людей.

 

Шарухо И.Н. Ландшафты Полоцкой культурно-географической зоны как основа для развития экотуризма

Рассмотрены культурные ландшафты Полоцкой культурно-географической зоны как наиболее надежная основа для развития всех видов туризма, и прежде всего экотуризма.

 

ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

Конышева А.В. Республиканский межвузовский научно-методический семинар «Традиционные и новаторские подходы к формированию языковой компетенции как элемента интеркультурного образования студента»

Воеводина С.А. Международная научно-практическая конференция «Инновационные подходы к профессиональной подготовке педагогических кадров»

 

ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ

Цыркун И.И. Общие основы педагогической профессии. Жукова Т.Л.

Сманцер А.П. Гуманизация педагогического процесса. Воеводина С.А.

Цыркун И.И. Генеративное обучение педагогике: программно-методический комплекс для организации самостоятельной работы студентов. Воеводина С.А.