Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА.
№ 11. Серия Е. Педагогические науки. 2006

Сманцер А.П. Гуманистическая направленность образовательного процесса в вузе

Рассматривается гуманистическая направленность образовательного процесса в вузе. Гуманизм процесса обучения проявляется в стремлении преподавателей развить профессионально-значимые качества будущего специалиста. Показано, что гуманность процесса обучения состоит в стимулировании стремления обучающегося к получению такого образования, которое давало бы ему возможность решать творческие задачи, умение находить выход из нестандартных ситуаций, быстро приспосабли-ваться к изменяющимся условиям производственной или другой деятельности, что позволит быть востребованным специалистом на рынке труда.

МЕТОДИКА

Конышева А.В. Модульное обучение как один из элементов организации самостоятельной работы студентов
технических специальностей по иностранному языку

Без правильно организованной и регулярной самостоятельной учебной работы студентов вузовское образование не может быть успешным. Поэтому в последние годы заметно и возрос интерес к самостоятельной организации учебного процесса на всех ступенях обучения. Обучение иностранному языку в неязыковом вузе отличается специфическими трудностями, по этой причине данный процесс следует рассматривать как учебное сотрудничество преподавателя со студентами, т.е. этот процесс носит кооперативный характер. Оптимизация учебного процесса по иностранному языку, а соответственно, и его результативность зависят от адекватности применяемых методов обучения. Одним из эффективных методов при организации самостоятельной работы студентов может служить модульное обучение, которое характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками-модулями. Поуровневая индивидуализация учебной и дифференциация обучающей деятельности создают ситуации выбора для преподавателя и студента и обеспечивают последнему возможность дальнейшего успешного самообразования. В данной статье рассматриваются преимущества использования модулей при обучении грамматике иностранного языка.

Казакова О.П. Анализ трудностей восприятия и понимания диалогической речи на слух

Рассматривается целесообразность обучения восприятию и пониманию иноязычной речи на слух на материале аутентичных диалогов, так как именно диалог является доминирующей формой общения в условиях реальной коммуникации. Успешность восприятия и понимания диалогической речи на слух зависит от многих факторов, которые систематизируются в три основные группы. Особенности самого акта слушания и речевой деятельности слушающего (отсутствие возможности регулировать свою деятельность, темп речи говорящего, условия предъявления аудиосообщения, паузы, количество предъявлений, длительность звучания и др.) составляют первую группу трудностей. Ко второй группе относятся лингвистические, экстралингвистические и паралингвистические особенности диалогической речи. Третья группа обусловлена ограниченным знанием студентами социокультурных особенностей стран изучаемого языка, что препятствует адекватному декодированию текста диалога. Развитие навыков восприятия и понимания диалогической речи на слух невозможно без учета и градации вышеперечисленных трудностей.

Сироткина М.М. К вопросу об использовании графических опор для обучения иноязычной лексике

Несмотря на то, что обучение иностранным языкам предполагает приобретение учащимися навыков и умений во всех видах речевой деятельности, а выработка навыков и умений происходит ком-плексно на базе усвоения материала аспектов языка, предметом практического изучения является именно слово в разных его ракурсах. Однако, не отрицая достаточного рассмотрения проблемы формирования иноязычного речевого лексического навыка в исследованиях по психологии, педагогике и методике обучения, нельзя сказать, что все аспекты обучения лексике хорошо изучены. Одним из них является использование наглядности в этом процессе. Зачастую обучение лексике с использованием наглядности не выходит за рамки предъявления предметной вещественной наглядности, хотя изобразительные средства, такие как графические опоры, несут в себе большой развивающий потенциал, особенно на старшем этапе обучения в школе. Различные виды графических опор являются оптимальным средством презентации лексических правил и могут использоваться на различных стадиях формирования иноязычного речевого лексического навыка.

Тарасова О.Т. Система совершенствования исследовательских умений учителя иностранного языка

Рассмотрены основные подходы к определению понятия «система». Выделены элементы и компонентный состав системы совершенствования исследовательских умений учителя иностранного языка: цели, задачи, содержание, средства, формы и методы обучения, контроль. Определены содержание системы (информационно-аналитические, проектировочные, организационно-технические, рефлексивные), средства (исследовательские задания и практические исследования). Представлены алгоритмы проведения поисково-рефлексивных, проектировочных, описательно-обобщающих, творческих практических исследований по методике преподавания, которые способствуют развитию умений.

Унсович А.Н. Модульно-рейтинговая технология обучения математике

Система высшего образования должна использовать такие модели организации учебного процесса, которые способны быстро и эффективно реагировать на изменения в социокультурной среде. Повышение качества подготовки специалиста нового типа, способного плодотворно работать в условиях рыночной экономики, требует внедрения в учебный процесс новых современных форм и педагогических технологий. На примере инженерно-экономических специальностей показана эффективность модульно-рейтинговой технологии – ставит студентов перед необходимостью регулярной учебной работы, повышает заинтересованность в ее результатах, активизирует управляемую самостоятельную работу студентов и существенно повышает ее.

Капусто А.В., Кепчик Н.В. Формы контроля и их функции при реализации накопительной системы оценок
в модульном построении курса «Высшая математика»

Рассмотрены вопросы организации и проведения разных форм контроля знаний, умений и навыков студентов при организации учебного процесса по дисциплине «Высшая математика» на базе модульно-го построения курса с использованием накопительной системы оценок, раскрыты функции контроля на каждом этапе изучения модуля.

Оськин А.Ф. Система информационной поддержки обучения на основе технологий e-Learning

Сформировавшаяся к настоящему времени новая среда обитания человека требует соответствующих изменений в подходах к информационному обеспечению высшего образования. Важнейшей зада-чей реформирования образования становится задача формирования информационно-образовательной среды как сегмента глобальной инфосреды. Рассматриваются программные комплексы, предназначенные для поддержки учебного процесса. Приводится пример реализации такого комплекса на кафедре информационных технологий Полоцкого государственного университета.

Спиридонов А.В., Сухарев Е.P. Учебное программное обеспечение на основе тестовых сред

Представлена методика тестового контроля знаний студентов. Предложена структура программного обеспечения для его эффективного применения, а также рассмотрены вопросы использования компьютерных средств обучения иностранным языкам. Рассмотренное в данной работе применение компьютерного тестирования для оперативного контроля уровня знаний обладает преимуществом перед традиционными методами контроля.

Акулов А.В. Повышение эффективности высшего технического образования
на основе инновационных процессов (региональный аспект)

Рассматривается роль инновационных процессов в образовании. Анализируются пути совершенствования высшего технического образования в региональных условиях. В условиях развивающегося регионального вуза предложены формы использования базы промышленных предприятий и совершенствования структуры непрерывного образования. Аргументируется необходимость пересмотра подходов и способов приобретения знаний и отбора информации для повышения квалификации специалиста в современных условиях информатизации общества.

ПСИХОЛОГИЯ

Вержибок Г.В., Брагинец И.А. Изучение отношения старшеклассников к проблеме сексизма

Рассмотрена проблема дискриминации по половому признаку, существующая в каждом обществе. Выявлены основные подходы к данной проблеме в отечественной и зарубежной литературе. Уточнен и конкретизирован термин «сексизм». Отмечено, что огромную роль в формировании данного явления играют гендерные (или полоролевые) стереотипы, которые могут иметь как позитивную, так и негативную окраску и в соответствии с этим оказывать различное влияние на поведение людей. Представлены результаты эмпирического исследования по вопросу отношения старшеклассников к проблеме сексизма, позволившие выявить представления учащихся о существовании дискриминации по признаку пола в нашем обществе.

Вышинская Е.Г. Особенности адаптации личности юношеского возраста

Рассмотрены основные психологические особенности периода юношества, а также специфика адаптации студентов к условиям вуза. Затронуты основные подходы к изучению механизмов психологической защиты личности. Приведены эмпирические данные пилотажного исследования по изучению степени выраженности защитных механизмов у личности юношеского возраста. Показана актуальность проблемы адаптации студентов к новым жизненным условиям.

Лобанов А.П., Дроздова Н.В. Модели самостоятельной работы студентов в системе высшего образования

В условиях мобильности и динамичности современного общества, быстрого обновления информации и технологий способность к самообразованию становится неотъемлемым компонентом специалиста. Рассматриваются модели самостоятельной работы студентов в системе высшего образования. Исследуются использование компетенций и акцент на результатах образования, что позволит преодолеть разрыв между теорией и практикой, интегрировать усвоение знаний и формирование практических навыков. Показаны три основных подхода к самостоятельной учебной деятельности студентов в системе высшего образования Республики Беларусь.

Савчик О.М. Ориентировочная основа совместной деятельности как условие создания волевого единства группы

Одним из важных направлений исследований в области интенсификации обучения является поиск оптимальных форм организации учебно-воспитательного процесса. В этой связи рассматривается актуальная проблема объединения волевых усилий в процессе совместной учебной деятельности. Обосновывается необходимость повышения компетентности педагогов в сфере организации учебного сотрудничества. Описываются понятие, критерии и условия создания волевого единства учебной группы. Раскрыто понятие волевого единства группы.

ПЕДАГОГИКА

Воеводина С.А. Активные методы обучения в формировании профессиональной компетентности будущих педагогов

Рассматривается проблема формирования профессиональной компетентности будущих педаго-гов посредством активных методов обучения. Под компетентностью понимается такой уровень профессионализма, который достигается не только в результате теоретической и практической подготовки, но и в результате личностного развития специалиста. Именно активные методы обучения в процессе преподавания педагогики способствуют формированию важнейших личностных качеств, обеспечивающих компетентность будущего педагога, позволяющих действовать самостоятельно и ответственно при решении профессиональных задач. Используя активные методы обучения педагогике, мы влияем на формирование субъектности, создавая условия для перестройки структуры личности студента в структуру личности педагога. Это будет являться основанием для формирования профессиональной компетентности и впоследствии для достижения профессионального мастерства в будущей самостоятельной профессиональной деятельности.

Ёлкина Е.А. Формирование у студентов умений и навыков социальной перцепции

Динамическое взаимодействие между людьми в обществе происходит в процессе социально-перцептивного общения, которое выступает как важнейшая составляющая механизма социального взаимодействия. У выпускника вуза с целью осуществления полноценного общения с людьми в ходе своей профессиональной деятельности должны быть сформированы умения и навыки межличностного, группового общения. Его эффективность зависит от степени сформированности соответствующих перцептивных умений – идентификационных, рефлексивных и эмпатических, а также вербальных перцептивных, невербальных перцептивных и социокультурных перцептивных навыков. Проведён анализ функций и механизмов формирования социальной перцепции, который показал, что в организованном процессе социально-перцептивного общения, построения диалога, дискуссии, развития навыков и умений понять, принять точку зрения партнёра и в свою очередь быть услышанным и понятым большое значение отводится занятиям по предметам социально-гуманитарного цикла, в особенности педагогике, психологии и иностранному языку.

Жукова Т.Л. Системный подход в осуществлении преемственности воспитания в кризисные периоды возрастного развития

Преемственность воспитания исследуется с позиции системного подхода, который предусматривает познание закономерностей и взаимообусловленностей исследуемого процесса, обеспечивающих его целостность. При этом система рассматривается не как совокупность множества элементов, в которой каждый подчиняется законам причинно-следственных связей, а как единство отношений и связей отдельных частей, обусловливающих выполнение определенной функции, которая возможна лишь благодаря структуре из большого числа взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом элементов. Преемственность воспитания понимается как диалектически последовательная взаимосвязь между сферами отношений личности с окружающим миром и самим собой, способствующая саморазвитию, самоопределению и самореализации воспитанника, основанная на упорядоченном множестве компонентов (целевом, содержательном, организационно-деятельностном, контрольно-оценочных компонентах деятельности воспитателя; когнитивно-рациональном, эмоционально-чувственном, деятельностно-поведенческих компонентах деятельности воспитанника), взаимодействие которых способствует развитию личности учащегося.

Зуев В.Н. О технологической схеме формирования экологической культуры специалистов

Экологические знания необходимы специалистам, работающим во всех сферах хозяйства. Важ-ное место среди педагогических условий формирования экологической культуры занимает система непрерывного экологического образования. Мировоззренческую основу разработки системы непрерывного экологического образования составляют понимание единства природы и общества, знание основных законов и закономерностей функционирования социальных и экономических систем. В работе представлена модель формирования экологической культуры. Дано определение терми-на «экологическая культура». Автор указывает, что при постановке задачи по формированию у студентов экологической культуры необходимо учитывать сложную структуру данного понятия.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Наскалов В.М. Характеристика физического воспитания студентов в экологически неблагоприятной среде

Изменения, происходящие в природе и в современном обществе вследствие значительного загрязнения окружающей среды, гиподинамии, снижения деятельного интереса к занятиям физической культурой и спортом, а также увеличения стрессовых ситуаций в результате террористических актов и различных катаклизмов, являются основными причинами ухудшения здоровья детей, молодежи и других возрастных групп населения. Вследствие этого в современном обществе создалась объективная необходимость осознания органической взаимосвязи между состоянием здоровья населения и качеством окружающей среды. Загрязненная окружающая среда при интенсивном и длительном воздействии вызывает перенапряжение, нарушение адаптационных механизмов организма, способствует развитию предболезненных и различных патологических состояний человека. Ухудшение экологической обстановки во многих регионах Республики Беларусь, вызванное Чернобыльской аварией в комплексе с загрязнением окружающей среды химическими предприятиями и автотранспортом, оказывает отрицательное влияние на уровень физической подготовленности подрастающего поколения. Занятия физическими упражнениями в таких неблагоприятных экологических условиях не дают ожидаемого оздоровительного эффекта, а в некоторых случаях отрицательно сказываются на состоянии здоровья занимающихся.

Наскалов В.М., Панкратьев В.М., Оськин А.Ф. Информационно-экологическое обеспечение физического воспитания студентов вузов

Экологические проблемы современного общества вызвали необходимость повышения экологического образования как условие дальнейшего выживания человека. Актуальность экологического образо-вания молодежи в вузах республики заключается в том, что студенческая молодежь не умеет грамотно оценить экологическую информацию, выделить принципиальные для конкретного региона неблаго-приятные факторы окружающей среды, указать возможные способы минимизации влияния негативных факторов на здоровье человека. К недостаткам в области организации и управления экологическим образованием следует отнести отсутствие систематического информационного обеспечения деятельности специалистов. Студенты в процессе общей подготовки должны получать информацию и навыки практической деятельности в соответствии с основной экологической концепцией. Современные методы экологического мониторинга, изучение процессов, происходящих в окружающей среде, исследование биологических объектов предполагают широкое использование информационных технологий как для обработки результатов измерений, анализа накопленных данных, так и для информационной поддержки принятия решений, что предоставляет возможность для моделирования. Полученные в процессе моделирования результаты позволят построить динамическую модель системы физического воспитания в регионе с учетом субъективных и объективных экологических факторов. Так как экология становится важнейшим элементом системы образования, нами разработан проект информационно-экологической программы для использования в физическом воспитании студентов.

Куриленок Д.Ю. Изучение специфических координационных способностей на примере слежения за движущимся объектом

Координационные способности на протяжении длительного времени являются объектом пристального внимания многих специалистов. Ведущие отечественные и зарубежные ученые в настоящее время видят один из путей решения проблем, накопившихся в области физического воспитания и спортивной тренировки, в углубленной разработке концепции координации и координационных способностей. Одна из ветвей, проводимой в данном направлении работы, связана с изучением отдельных (специфических) координационных способностей, поиском новых подходов интерпретации полученных результатов.

Куликов В.М. Использование сопряженного подхода в физическом воспитании школьников старших классов, проживающих в различных экологических условиях

Рассмотрен сопряженный подход в физическом воспитании школьников старших классов, проживающих в различных экологических условиях. Результаты исследования показали, для того чтобы успешно противостоять отрицательному воздействию неблагоприятных эндогенных и экзогенных факторов, организация учебного процесса по физическому воспитанию должна иметь ярко выраженную оздорови-тельную направленность и что решить проблему можно, лишь опираясь на современные технологии.

Бельский И.В., Сыманович П.Г., Драчевский В.В., Мишенский М.Ю., Бойченко С.Д., Курилёнок Д.Ю.
Инновационно-информационные технологии в физическом воспитании студентов технического университета

Рассмотрены инновационно-информационные технологии в физическом воспитании студентов технического университета на примере усовершенствованной методики физического воспитания – внедрения в педагогический процесс инновационно-информационных технологий в процессе практических занятий физической культурой и овладения студентами средствами и методами физической культуры, а также индивидуальных занятий физическими упражнениями. С целью изучения и апробирования инновационно-информационных технологий внедрена методика оценки индивидуального уровня физической кондиции и общего уровня физической кондиции, модифицированная в десятибалльную шкалу.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Лис Л.С. Комплексные факторы окружающей среды и показатели здоровья населения

Исследована взаимосвязь параметров экологического состояния трех административных районов с показателями здоровья населения. Показано, что изменения состояния территории значимо влияют на заболеваемость взрослого и детского населения с различными временными задержками.

Ганопольский В.И., Даниличева Е.А. Факторная модель безопасности спортивно-туристской деятельности:
экологические факторы – климат и погода

Рассматриваются вопросы моделирования спортивно-туристской деятельности с использованием разработанной нами факторной модели. Особое внимание уделено проблеме обеспечения жизнедеятельности и безусловного обеспечения безопасности путешественников, методам количественных оценок состояния погоды. Приведены результаты анализа проблемы «холодовой усталости» и количественных методов определения «холодового фактора».

Киселева Д.В. Динамика адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы и уровня физического здоровья подростков
за время краткосрочной адаптации к возросшим нагрузкам и естественно-средовым факторам

Одной из важнейших задач, стоящих перед обществом, является забота о здоровье детей и подростков. Данные статистики указывают на увеличение в последние годы заболеваемости среди подрастающего поколения. В статье рассматривается проблема адаптации сердечно-сосудистой системы подростков к физическим нагрузкам при занятиях спортивным туризмом и естественно-средовым факторам. Представлены данные по изменению адаптационного потенциала, а также результаты исследований состояния физического здоровья старшеклассников в норме и под влиянием неадекватных условий среды. Установлено, что даже кратковременное пребывание старшеклассников в условиях эколого-туристических лагерей ведет к повышению адаптационного потенциала и увеличению резистентности их организма.

Залеская Ю.И. Влияние образовательного пространства вуза на формирование экологической культуры студентов

Одним из важнейших алгоритмов организации и осуществления педагогического процесса по формированию экологической культуры является алгоритм «знание + отношение». В рамках проводимого исследования изучалось влияние образовательного пространства вуза на формирование экологической культуры студентов. Были установлены особенности формирования отношений личности к самому себе, другим людям и окружающей действительности в различных видах деятельности.

Андреев И., Никитенко П.Г. Человеческий мир ноосферного развития

На основе системного подхода, базирующегося на использовании накопленного планетарного разума и знаний, анализе этапов и механизмов их становления, функционирования и трансформации в контексте развивающихся процессов глобализации и ноосферизации, рассматриваются вопросы эволюции и проблемы формирования ноосферной экономики и социальной политики в Беларуси. Предложенные теория и методология на основе приоритетного накопления и ненасильственного развития планетарной сферы человеческого разума (ноосферы) и инновационного труда могут определять не только содержание белорусской модели социально-экономического устойчивого инновационного развития каждой страны мира в XXI веке на нашей, возможно, единственной в обозримом космическом пространстве планете Земля.

Прачшаеў К.І., Ільніцкі А.М., Зязюлін П.М., Філіпаў С.В. Сучасная геранталогія і гуманітарная адукацыя. у пошуках страчанага

У гэтым артыкуле паказана ўзаемадзеянне паміж гуманітарнымі ведамі і самымі сучаснымі навуковымі дасягненнямі ў галіне такой дынамічнай навукі, як геранталогія. На прыкладзе геранталагічнай навукі абгрунтавана роля міждысцыплінарнага падыходу ў сучасных даследаваннях. Гуманітарная адукацыя і гуманітарныя веды павінны набываць усе большую вагу, што прывядзе да сапраўдных вынікаў у навуцы.

РЕЦЕНЗИИ

Мирзаянова Л.Ф. Общая психология в дидактических спектаклях: учебно-методическое пособие / Л.Ф. Мирзаянова. – Барановичи: БарГУ, 2006. – 244 с. (А.В. Конышева)

Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение / Л.М. Митина, [и др.]; Под общ. ред. Л.М. Митиной. – М.: Академия, 2006. – 336 с. (С.А. Воеводина) Конышева А.В.

Игровой метод в обучении иностранному языку / А.В. Конышева. – СПб.: КАРО; Мн.: Изд-во «Четыре четверти», 2006. – 192 с. (О.Т. Тарасова)

ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

Тарасова О.Т. II Международная научно-практическая конференция «Организация самостоятельной работы студентов по иностранному языку в вузе»

Конышева А.В. VII Международная научно-практическая конференция «Социально-психологические проблемы ментальности/менталитета»