Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА.
№ 1. Серия А. Гуманитарные науки. 2007

Дук Д.У. Выратавальныя археалагічныя раскопкі
на тэрыторыі Вялікага пасада Полацка ў 2005 годзе

Прапануюцца вынікі выратавальных археалагічных раскопак на Вялікім пасадзе старажытнага Полацка ў 2005 годзе. Прадстаўлена апісанне стратыграфіі культурных напластаванняў раскопа 1. Упершыню публікуецца асноўная колькасць артэфактаў з раскопу 1 па вул. Камуністычнай, 4, у тым ліку унікальны археалагічны комплекс златарскіх вырабаў з ювелірнай майстэрні XVII стагоддзя, рарытэты ХІ – ХІІ стагоддзяў. Зроблена выснова аб высокім сацыяльным статусе сярэднявечнага насельніцтва Вялікага пасада, якое пражывала на тэрыторыі сучаснай плошчы Свабоды. Пацверджана думка аб заснаванні Вялікага пасада ў ХІ стагоддзі. Даказана, што на тэрыторыі сучаснай плошчы Свабоды ў Полацку існавалі ювелірныя майстэрні не толькі ў ХІІ стагоддзі, але і ў XVII таксама.

ИСТОРИЯ

Соловьев А.А. Керамические люльки в Полоцке в XVII – XVIII веков

В работе рассматривается один из видов мелкой декоративной пластики – люльки для курительных трубок. Описаны виды и три варианта нанесения орнамента и формы люлек. Показаны люльки, из-готовленные в Полоцке, а также привозные, преимущественно из Голландии. Изготовление люлек в Полоцке не было самостоятельной отраслью гончарного производства в силу ограниченности круга потребителей продукции и большой конкуренции с привозными изделиями. На основе приведенных формообразующих элементов составлена таблица их комбинаций. Представлена хронология полоцких люлек. Несмотря на наличие богатой коллекции люлек в фондах Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника, этот материал мало изучен.

Цель работы – определение времени возникновения производства люлек в Полоцке и выделение среди изучаемых материалов продукции местного производства.

Філіпенка У.С. Анатамічна-фізіялагічныя ўяўленні, этыялогія і прафілактыка хвароб
у сістэме традыцыйнай народнай медыцыны беларусаў Падзвіння

Разглядаюцца анатамічна-фізіялагічныя ўяўленні, этыялогія і прафілактыка хвароб у сістэме традыцыйнай народнай медыцыны беларусаў Падзвіння. Зварот у ходзе даследавання да шырокага кола фальклорна-этнаграфічных крыніц ХІХ – пачатку ХХ стагоддзя і матэрыялаў сучасных палявых этнаграфічных экспедыцый, выкарыстанне новых навуковых падыходаў дазваляе выявіць некаторыя сутнасныя характарыстыкі хвароб ў традыцыйным светапоглядзе беларусаў Падзвіння.

Прадстаўлен аналіз анатамічна-фізіялагічных уяўленняў беларусаў Падзвіння, які сведчыць, што цэнтральнае месца ў стратэгіі супрацьстаяння хваробам займае засцеражэнне семантычна разнарод-ных зон чалавечага «верху» і «нізу» і лекавае ўздзеянне на іх.

Прапанавана прынцыповая мадэль этыялагічнай класіфікацыі хваробаў. Слушнасць прапанаванай класіфікацыі даказваюць звесткі аб шматлікіх засцерагальных захадах і сродках беларусаў Падзвіння супраць хваробаў – калектыўныя, сямейныя ды індывідуальныя абярэгі.

Алексейчикова Н.Н. Формы и виды браков XVI – XVII веков в Беларуси
(по материалам актовых книг Могилевского магистрата)

Рассматриваются различные формы и виды браков, распространенных на территории Великого княжества Литовского. В XVI – XVII веках в Беларуси параллельно существовали венчанный и невенчан-ный браки. На определенных этапах исторического развития одна из форм брака являлась преобладаю-щей, а другая – наоборот, хотя и не исчезала полностью. Приводится характеристика вышеуказанных брачных союзов и прослеживается эволюция на протяжении рассматриваемого времени. Исследуется отношение общества к существовавшим формам брака. Кроме того, в статье рассматриваются особенности матримониального поведения жителей Великого княжества Литовского, связанные с бытованием различных форм брачных союзов. В статье также на основе анализа памятников канонического права рассматриваются такие виды брака, как «духовное», «смотрительное» и «телесное малженства».

Лавринович Д.С. Деятельность «Союза 17 октября» в Витебской губернии (1905 – 1915)

Исследуется деятельность октябристов на территории Витебской губернии. Автор показывает процесс образования отделов «Союза 17 октября», анализирует динамику изменения их численного и социального состава, раскрывает особенности политических воззрений и тактики. Особое внимание уделяется борьбе октябристов с революционным движением и участию в выборах I – IV Государственных дум. В конце выявляются причины распада их организаций. Показано, что образованию отделов «Союза 17 октября» в Витебской губернии предшествовало формирование местных, неполитических по своим целям, общественных объединений охранительного толка – союзов мира. Раскрываются особенности социального состава октябристских организаций северной Беларуси – ведущая роль городской интеллигенции и чиновников, незначительное представительство крупных землевладельцев. Определяется либерально-консервативный характер программы витебских октябристов. Более сильно, чем в общей программе партии, они подчеркивали необходимость сохранения и усиления унитарного характера государства, сходу отвергая идею образования национальных автономий. Местные октябристы делали бóльший упор на сохранение сильной царской власти, причем порой их риторика была созвучна пропаганде черносотенцев. Основными причинами низкой эффективности деятельности «Союза 17 октября» был отрыв от народа, сугубо парламентская тактика, политическое противоборство в их руководстве.

Корсак А.І. Правядзенне нацысцкай палітыкі ізаляцыі яўрэйскага насельніцтва:
стварэнне гета на тэрыторыі Віцебскай вобласці ў 1941 – 1942 гадах

Нягледзячы на наяўнасць значнай колькасці прац, у якіх закраналася праблема Халакоста, застаецца шмат звязаных з ёю маладаследаваных і недаследаваных праблем, таму ў дадзеным артыкуле аб’ектам даследавання з’яўляецца правядзенне нацысцкай Германіяй палітыкі ізаляцыі яўрэйскага насельніцтва і стварэнне гета на тэрыторыі Віцебскай вобласці ў 1941 – 1942 гадах. У працы вырашаюцца наступныя задачы: па-першае, паказаны меры, якія прадпрымаліся нямецка-фашысцкімі акупантамі дзеля пазбаўлення асоб яўрэйскай нацыянальнасці палітычных і эканамічных праў; па-другое, разглядаецца працэс паступовага ізалявання ад іншага насельніцтва і стварэння гета – канцэнтрацыйнага лагера «адкрытага» і «закрытага» тыпу для размяшчэння яўрэйскага насельніцтва – на прыкладзе тэрыторыі Віцебскай вобласці. Асобая ўвага ўдзяляецца пытанню ўнутранага самакіравання ў гета – арганізацыі яўрэйскага савета (юдэнрата) і паліцыі, якія знаходзіліся пад назіраннем гебітскамісара ці асобы, назначанай ім. Вызначаюцца асобныя рысы ў працэсе стварэння гета ва ўсходніх і заходніх раёнах Віцебскай вобласці, якія пад час акупацыі знаходзіліся ў розных тэрытарыяльных межах, што і сказалася на працэсе адасаблення асоб яўрэйскай нацыянальнасці ад мясцовага неяўрэйскага насельніцтва.

ФИЛОСОФИЯ

Сокольчик В.Н. Допонятийное мышление (реконструкция параллелей онто- и социогенеза)

Предпринимается попытка реконструкции допонятийного мышления и выявления на этой основе важнейших характеристик этого способа мировосприятия, проводится сравнительный анализ мифологического сознания и рационального мышления, выделяются основные принципы допонятийного мышления. Современному человеку, воспитанному на принципах и законах классической логики, не просто признать несовершенство дискурсивного способа познания и оценить положительные стороны додискурсивного (чувственно-интуитивного), однако развитие познания, совершенствование науки настоятельно этого требуют.

На основании проведенного исследования делается вывод о том, что допонятийное мышление видит мир целостно и образно, однако не может приподняться над чувственно-конкретным восприятием действительности. Налицо взаимодополнение и взаимосовершенствование двух типов мышления, симбиоз которых мог бы стать основой нового «сверхрационального» мировидения, позволяющего воспринять мир в единстве его индивидуальности, целостности и структурности.

Мовсесян А.Г. Понятие идеального коммуникативного сообщества
в трансцендентально-герменевтической философии К.-О. Апеля

Осуществляется реконструкция теоретикопознавательной концепции К.-О. Апеля и ее отношения к классическим и постклассическим моделям познания. Дается оценка предпринятой Апелем попытки синтеза стратегий, предложенных философской герменевтикой и аналитической философией. При этом в качестве центрального выделяется понятие идеального коммуникативного сообщества, разработка которого приводит к формированию семантико-синтаксического взгляда на язык и создается концепция познания. Стратегия трансцендентальной прагматики призвана выявить условие возможности понимания. В традиционной семиотике эти условия считаются ситуативными и поэтому случайными. К.-О. Апель полагает возможным обрести эти условия в самом языке. Для того чтобы пользоваться ими, необходимо кроме грамматической компетенции (Н. Хомский) коммуникативная компетенция.

Ракей И.Р. Культура делового общения как социальный индикатор развития личности

Проблема осознания собственной взаимосвязи себя с другими, умение строить взаимоотношение и взаимодействие с миром, людьми и самим собой – одна из важнейших задач современности. Формирование «культуры делового общения» – важнейший компонент становления профессиональной культуры молодого специалиста, выработки у него предпринимательской культуры, коммуникативных умений и коммуникативных способностей в целях более эффективного его участия в организации и оптимизации современного рыночно обусловливаемого производства.

Культуру делового общения правомерно понимать как совокупность программ деятельности, поведения и общения, ориентированную на воспроизведение, развитие и трансляцию культуры творческого менеджмента и предпринимательства, а также на конструктивное преодоление конфликтов в сферах межличностной, межгрупповой и межкорпоративной коммуникации.

В контексте реализации задачи перехода белорусского общества к рыночной экономике анализируется проблема воспитания культуры делового общения как компонента культурной коммуникации.

Устанавливаются главные содержательные параметры, характеризующие уровень культуры делового общения.

Определяется статус культуры делового общения как значимой характеристики личности.

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Можейко М.А. Кросс-культурные процессы: методология нелинейного моделирования

Осуществляется попытка формирования нелинейной модели кросс-культурного взаимодействия. Исследуется процесс взаимодействия культурных традиций; анализируется механизм осуществления этого процесса. Автор обосновывает вывод о том, что ситуация взаимодействия культурных традиций нарушает равновесное состояние культурной среды и приводит к ее децентрации, что является условием для новых версий структурирования культуры. Культурная среда может приходить в неравновесные состояния вследствие изменений параметров ее развития, которые могут быть как внутренними, так и внешними. Среди факторов, вызывающих нарушение аксиологического равновесия культурной среды, одним из важнейших выступает фактор взаимодействия культурных традиций. В ситуации неравновесности культурная среда характеризуется, с одной стороны, утратой жестких аксиологических ориентиров, а с другой – актуализацией и реализацией творческого креативного потенциала.

Ненадавец А.М. На сінім Дунаі: вобраз міфічнага Дунаю ў народнай песеннай лірыцы

У артыкуле на багатым фальклорным матэрыяле сямейна-бытавых, валачобных, казацкіх (салдацкіх, рэкруцкіх) песень беларусаў разглядаецца вобраз ракі Дунай, міфічна-гістарычнай прарадзімы славян. Культурная памяць, што ўвасобілася ў вуснапаэтычнай творчасці народа, захавала своеасаблівыя ўяўленні аб Дунаі, «вялікай вадзе», моры, і адначасова любой беларускай крыніцы, возеры, рачулцы. Рака – гэта мяжа, па ёй пралягае падзел прасторы на «сваё» і «чужое». Гэта таксама месца, дзе разгортваюцца драматычныя падзеі. Адсюль сімвалічнае значэнне Дунаю як памежжа сусвету жывых і мёртвых. Другі сэнс гэтага тапоніма ў вуснай народнай творчасці, што раскрываецца праз мастацкія прыёмы вобразна-псіхалагічнага паралелізму і персаніфікацыі, – далёкая родная старонка, куды імкнуцца вярнуцца разлучаныя з ёю маладзіцы альбо ваяры.

Постоева А.Ю. Авторские интенции и постмодернистские тенденции
в фильмах независимых белорусских студий начала 90-х годов ХХ века

В начале 90-х годов ХХ века авторские интенции своеобразно отразились в игровых фильмах не-зависимых белорусских студий. Они сочетались с постмодернистскими тенденциями (в основном, принцип контаминации, игра «игрушками культуры»). Соединение постмодернистских черт с претензиями на создание авторского кино дает повод говорить о феномене «белорусского постмодернизма». В ряде картин отразилось, видимо, стремление, характерное для конца 80-х – начала 90-х годов, затронуть в одном произведении как можно больше ранее запрещенных тем и авторов, вызвать с помощью классики как можно больше современных аллюзий. Влияние времени приводит к тому, что в некоторых лентах происходит стихийный выход на постмодернистскую трактовку, а не осознанный, как в большинстве рассматриваемых работ. В ряде случаев стремление охватить большой спектр проблем приводит к фрагментарности сюжетной композиции фильмов, к разрозненности ее элементов

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Паспелава Н.В. «Адвечная песня» Янкі Купалы і «Жыцце чалавека»
Леаніда Андрэева ў кантэксце сімвалізму

У артыкуле супастаўляюцца драматычная паэма Янкі Купалы «Адвечная песня» і драма Л. Андрэева «Жыццё чалавека». Крытэрыем супастаўлення з’яўляецца суаднесеннасць эстэтычнай сістэмы памянутых твораў з канонамі лірычнай драмы сімвалізму. Мэта даследавання – паглыбіць веды аб стылі драматычнай паэмы беларускага класіка. Насычаныя канкрэтна-сацыяльным зместам канфліктныя сітуацыі «Адвечнай песні» і «Жыцця чалавека» не адпавядаюць патрабаванням сімвалізму і маюць рамантычны характар. Адметнасцю паэтыкі андрэеўскай п’есы з’яўляецца перавага сімвалічных і рэалістычных элементаў над рамантычнымі і наяўнасць экспрэсіяністычнай стылізацыі. У мастацкай сістэме «Адвечнай песні» дамінуе рамантычны пачатак. Гэта дазваляе вызначыць, што ў дадзеным творы атрымала ўвасабленне спецыфічная мадэль неарамантызму, вызначаная перапляценнем рамантычных тэндэнцый з рэалізмам і сімвалізмам.

Несцер Н.В. Антычная літаратурная традыцыя ў паэзіі М. Багдановіча і Э. Паўнда

У артыкуле разглядаюцца агульныя і адметныя напрамкі творчасці Максіма Багдановіча (1891 – 1917) і Эзры Паўнда (1885 – 1972) у адносінах да антычнай літаратурнай традыцыі. Станаўленне мастацкай спадчыны беларускага і амерыканскага паэтаў адбывалася на аснове класічнай традыцыі, якая была крыніцай для пераймання найбольш актуальных вобразаў і матываў. Літаратурная спадчына антычнасці аказала значны ўплыў на творчасць паэтаў, якія ўсведамлялі неабходнасць засваення не толькі нацыяльных традыцый, але і багатага вопыту сусветнай літаратуры, менавіта антычнай. Багдановіча і Паўнда аб’ядноўвае імкненне распачаць адраджэнне ў сваіх краінах і прыўнесці ў нацыянальныя культуры здабыткі мінулага, аб’ядноўвае іх так званая «туга па сусветнай культуры», інтарэс да антычнасці як да «радзімы Еўропы», паколькі для іх антычнасць – гэта фундамент культуры.

Гордеенок Т.М. Пространственные образы леса и сада как художественные формы воплощения
идеи судьбы в немецкой романтической прозе (Новалис, Л. Тик, Э.Т.А. Гофман)

Статья является продолжением предыдущих публикаций автора, посвященных исследованию понятия судьбы в немецкой романтической прозе. Идея судьбы, воспринимаемая романтиками главным образом в контексте традиции иррационализма, раскрывается для них в природе, в частности в пространственных образах леса и сада. Пространственные образы, обладая многозначностью, иносказательностью, глубиной смыслов и универсальностью, позволяют романтикам перевести свой индивидуальный опыт в символическое, надличностное измерение и отразить «сверхобычность» судьбы. Пространственные образы леса и сада, олицетворяющие контакт судьбы с человеком либо сами судьбоносные силы, являются в сознании немецких романтиков амбивалентным символом. Зависимость человека от судьбы и природы, синкретический характер этого взаимодействия делает пространственную символику оптимальным средством обнаружения судьбы в человеческом мире. Исследование пространственных образов леса и сада, обеспечивающих диалог разных литературных эпох и поколений романтиков, ведет к более глубокому пониманию романтической эстетики.

Шадурский М.И. Топос острова в структуре художественной модели мира английской литературной утопии

Анализируются особенности пространственной организации и семантической атрибуции худо-жественной модели мира, составляющие топосферу английской литературной утопии; определяется место топоса острова в структуре утопической модели мира (топосфера – этосфера – телеосфера). Устанавливается, что художественное пространство утопических произведений сохраняет свой статус недосягаемого края, доступного только избранным мореплавателям из внешнего мира; топосфера литературной утопии обнимает плоскость художественного эксперимента, позволяющую с максимальной концентрацией выявлять специфику авторского мировидения.

ЛИНГВИСТИКА

Путрова М.Д. К обоснованию одного из значений кода молчания

В широком семитическом ракурсе рассматривается молчание, которое может быть представлено нулевым означающим и нулевым означаемым и имеющее своей целью релаксацию, автономию, отдых, покой. Прослеживаются гендерные особенности употребительности такого молчания на материале записей аутентичного поведения представителей четырех культур: английской, американской, русской, белорусской. Делается вывод, что молчание с нулевым обозначающим и нулевым обозначаемым может соотноситься с целым рядом смысловых нюансов, связанных с удовольствием, расслаблением, гармонией, тишиной и т.п. Предполагается, что молчание как коммуникативный феномен представляет собой самостоятельный код, используемый человеком в его коммуникативном поведении наряду с другими кодовыми системами, в первую очередь вербальной и целым рядом невербальных. Молчание-автономия в таком случае представляет собой одну из его единиц.

Лебедева И.Г. Динамика становления дифференциальных признаков
французских гласных в артикуляции белорусов

Рассматриваются характеристики, осложняющие процесс овладения нормативным французским произношением, обосновывается необходимость изучения фонетических интерферентных явлений в динамике их совершенствования на разных этапах лингвистического развития индивида, формулируются полученные экспериментально выводы о резистентности становления дифференциальных признаков французских гласных в артикуляции белорусов. Показаны три существенных отличия, касающихся плана реализации звуков во французском и белорусском языках. Выявлены изменения, происходящие в формирующейся фонологической системе индивида, имеющие место по мере расширения его лингвистического опыта. Представлен анализ динамики становления дифференциальных признаков французских гласных у испытуемых белорусов.

Морозова Л.П. Просодия иноязычной речи: от стереотипического к индивидуальному

В статье обсуждается соотношение стереотипического и индивидуального в просодии и связан-ная с этим проблема отбора образцов звучащей иноязычной речи в качестве учебного материала. Показывается необходимость четкой дифференциации просодических характеристик речи, общих для большинства носителей языка, в том числе приобретших стереотипические черты, и индивидуальных, специфичных для отдельного говорящего. Представлен анализ просодических характеристик данных идиолектов, который показывает, что нормативная речь ограничена достаточно широкими рамками, в которых остается значительное место для проявления индивидуальных особенностей. Представление о частотности, коммуникативной значимости, степени стереотипичности/индивидуальности просодических характеристик является необходимым требованием при использовании образцов звучащей речи с тем, чтобы четко разграничить содержащуюся в них просодическую информацию с точки зрения обязательно-сти/факультативности ее усвоения.

Струкава С.М. Бытавыя найменні ўстарэлага характару

У артыкуле прааналізаваны ўстарэлыя найменні бытавой сферы з мікрагрупы ‘беларускі народны касцюм’ з улікам комплексных дадзеных помнікаў пісьменнасці, лінгвагеаграфіі, этымалагічных і этнаграфічных звестак. Разгледжаныя намінацыі тэматычнага аб’яднання ‘бытавыя найменні’ у адносінах да сучаснай беларускай літаратурнай лексікі можна прадставіць як лексічныя гістарызмы. Паказан старажытны характар гэтых намінацый, які пацвярджаецца адлюстраваннем іх у старажытнарускіх і старабеларускіх помніках пісьменнасці, функцыянаваннем у шэрагу славянскіх моў з тоеснымі ці блізкімі значэннямі, лакалізацыяй у беларускіх дыялектах, дзе яны ўжо набылі гістарычны характар.

РЕЦЕНЗИИ

Васильчикова, Т.Н. Драматургия Ханса Хенни Янна / Т.Н. Васильчикова. – Ульяновск: УлГУ, 2005. – 330 с.;
Васильчикова, Т.Н. Драматургия немецкого экспрессионизма: учеб. пособие / Т.Н. Васильчикова. – Ульяновск: УлГУ, 2005. – 112 с. (Гугнин А.А.)