Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА.
№ 5. Серия Е. Педагогические науки. 2007

Сманцер А.П. Творческое саморазвитие будущего педагога в условиях университетского образования

Творческое саморазвитие рассматривается как результат работы человека над собой, обеспечивающее изменения статуса личности, выраженное в потребности самосовершенствоваться, в построении себя как личности. Творческое саморазвитие будущего педагога обусловливается как внутренними, так и внешними факторами. Оно трактуется как внутренний процесс самоизменения человека, как высший уровень его самодвижения на основе имеющихся внутренних ресурсов, как результат работы над собой, обеспечивающий изменение статуса личности. Саморазвитие является сознательным регулируемым процессом раскрытия потенциальных возможностей личности, обогащения ее творческих способностей. Исследуются компоненты творческого саморазвития: мотивационно-целевой (потребности, мотивы, цели, интересы); содержательно-информационный (знания, информация); процессуально-продуктивный (самодеятельность, комбинирование, смыслотворчество); прогностико-иррациональный (прогнозирование, воображение, фантазия, озарение); организационно-планирующий (самоорганизация, самопланирование, самопрогнозирование); оценочно-рефлексивный (самоанализ, самопроверка, самооценка, рефлексия); эмоционально-волевой (целеустремленность, настойчивость, самоуверенность, собственные усилия, радость достижения успеха). Формирование каждого из названных компонентов способствует более полному саморазвитию педагогов, обеспечивает успешное овладение ими творческими умениями и навыками, стимулирует личностный рост и готовность к будущей профессиональной деятельности.

МЕТОДИКА

Корнеева Л.И. Инновационная программа развития лингвистического образования в техническом университете

Существенные изменения, которые происходят в настоящее время в результате развития науки и техники оказывают значительное влияние на содержание обучения в области лингвистического образова-ния в технических университетах. От специалиста данного профиля требуется не только усвоение опре-деленной суммы знаний по специальности, но и умение пользоваться специальной научно-технической ли-тературой на иностранном языке (особенно зарубежными научными источниками), а также свободно пользоваться иностранным языком как средством общения, так как важнейшие задачи системы рос-сийского образования состоят в том, чтобы выпускники были конкурентоспособными. Для этой цели на кафедре иностранных языков и разрабатывается инновационная программа лингвистического обра-зования в техническом университете.

Мильруд Р.П. Проблема качества обучения иностранным языкам

Изучение иностранных языков пока еще остается одной из наиболее сложных областей познавательной деятельности учащихся. Наиболее частыми причинами учебных неудач традиционно считаются недостаточное количество учебных часов, невысокая мотивация учения, индивидуальные различия языковых способностей учащихся, педагогические просчеты в обучении, ограничения применяемой методики учебной работы, отсутствие окружающей языковой среды и др. Реже говорят о системном характере причин, снижающих качество обучения иностранным языкам. Еще реже выявляется зависимость между качеством педагогического процесса и степенью удовлетворенности учащихся, а также других заинтересованных лиц, например, родителей. Причина заключается в том, что преподавание иностранного языка далеко не всегда рассматривается как «образовательная услуга», где оценивается прежде всего качество услуги, а не учебные результаты учащихся. Этим обусловлена необходимость более подробно рассмотреть проблему обеспечения качества обучения иностранным языкам в педагогическом процессе.

Конышева А.В. К вопросу об особенностях управления самостоятельной работой по иностранному языку студентов технических специальностей

Рассматриваются особенности управления самостоятельной работой по иностранному языку студентов технических специальностей. Эти особенности имеют достаточно сложную структуру. При планировании управленческой деятельности по иностранному языку важно учитывать фактор времени и выбирать варианты, дающие быстрейшую отдачу при минимальной затрате времени, принимая во внимание малую сетку часов, отводимую на изучение языка в техническом вузе. Преподавателю, приступая к управлению, необходимо понимать роль и значение факторов управления в организации самостоятельной работы по иностранному языку. Осуществление управления самостоятельной работой гарантирует каждому студенту определенный уровень обученности в основных видах речевой деятельности, что существенно продвигает студентов в самостоятельном изучении иностранного языка как средства общения и имеет большое психологическое значение.

Кагукина Т.В. Психологические условия развития иноязычно-речевых способностей будущих учителей иностранного языка

Раскрывается проблема диагностики и развития иноязычно-речевых способностей будущих учителей иностранного языка. Предложена структура иноязычно-речевых способностей студентов языковых факультетов. Описана специально разработанная программа, направленная на развитие иноязычно-речевых способностей данной категории обучаемых. Приведено обоснование возможности управления развитием иноязычно-речевых способностей в условиях специально организованной учебной деятельности. Доказывается взаимосвязь между структурой иноязычно-речевых способностей студентов и качественным своеобразием иноязычно-речевого высказывания. Принимая во внимание результаты проведенного исследования, предложены некоторые рекомендации, направленные на повышение эффективности обучения иноязычной речи будущих учителей иностранного языка.

Казакова О.П. Лингвистические ориентиры восприятия и понимания дискурса англоязычного интервью

В процессе обучения английскому языку на старших курсах языкового вуза в качестве средства звуковой наглядности широко используются аутентичные интервью. Восприятие и понимание дискурса интервью – это сложный речемыслительный процесс, успешность которого зависит от многих факторов. Содержательное поле интервью, набор языковых средств, используемых интервьюером и респондентом, суперструктурная организация интервью варьируются в зависимости от жанровой разновидности. В статье представлены следующие жанровые разновидности интервью: интервью-портрет, проблемно-аналитическое интервью, информативное интервью и блиц-интервью. Знание жанровых характеристик позволяет слушающему интерпретировать дискурс интервью адекватно замыслу его создателей и обеспечивает более полное и глубокое понимание. При помощи лингвометодического анализа определяются композиционная, логико-смысловая и интенционально-речевая структуры интервью. Выделенные структуры являются объектами различения и узнавания и служат ориентирами восприятия и понимания дискурса интервью.

Глобенко М.В. Содержание и структура профессиональной компетентности будущего учителя иностранных языков
и особенности ее формирования в новых поликультурных условиях

Сложившаяся социальная ситуация качественно по-новому ставит проблему подготовки педагогических кадров, требует научного переосмысления ценностей системы, формирования профессиональной компетентности учителя, актуализирует поиск оптимальных форм данного процесса в период обучения в вузе. Основная задача профессиональной подготовки педагогов в современных условиях – формирование профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность – это существенная предпосылка эффективности педагогической деятельности после окончания вуза, решающее условие быстрой адаптации к условиям педагогического труда, дальнейшего профессионального совершенствования и повышения квалификации. Актуальными являются вопросы, связанные с подготовкой не просто квалифицированного специалиста, а с формированием и развитием творческой личности педагога, способного быть субъектом своей деятельности. В данной статье исследуются составляющие компоненты структуры профессиональной компетентности, раскрывается их содержание, рассматриваются различные подходы процесса ее формирования у будущих учителей.

ПЕДАГОГИКА

Глазырина Л.Д., Нестерова Л.И. Ключевые компетенции как исходный элемент
в профессиональном образовании студентов (на примере преподавания иностранного языка)

Анализируются ключевые компетенции как исходный элемент в профессиональном образовании студентов. Представлена авторская классификация ключевых компетенций. Формирование теоретической ключевой компетенции основывается на теоретической модели «субъект – объект – средства – условия» с определенным типом иерархии компонентов и взаимосвязей между ними. Формирование методологической ключевой компетенции представляет собой процесс овладения способами организации и построения теоретической и практической деятельности специалиста. Формирование аксиологической ключевой компетенции проходит в процессе познания системы ценностей в структуре индивидуального и общественного сознания. Впервые в отечественной педагогической литературе высказывается мысль о том, что ключевые компетенции могут быть сформированы в контексте изучения научных теорети-ческих и методологических основ лингвистических учений, методологического аппарата лингвистиче-ских исследований, концептосферы культуры изучаемого языка.

Капранова В.А. Особенности развития элитарных университетов

Элитарные университеты обеспечивают воспроизводство национальной элиты и оказывают большое влияние на развитие культуры, науки, образования. Социальная значимость элитарных вузов заключается в том, что их выпускники всегда составляли цвет нации – политическую, управленческую и научную элиту страны. В статье раскрываются сущностные характеристики элитарных университетов, особенности их развития в различных странах мира, анализируются взгляды специалистов, приводятся данные о показателях, на основе которых составляются ежегодные рейтинги лучших вузов. Делается вывод о том, что элитарные вузы стали реальностью современного образования. Важнейшим показателем элитности вуза является высокий рейтинг, поддержание которого является ключевой задачей университета, его администрации и спонсоров. Рейтинг университета прямо отражается на его благосостоянии и конкурентоспособности.

Воеводина С.А. Формирование компетентности как цель профессиональной подготовки будущих педагогов

Проблема компетентностного представления образования в настоящее время является актуальной в современной педагогике. Именно компетентностный подход в профессиональном образовании предполагает не только теоретическую и практическую подготовку, но прежде всего развитие личности будущих специалистов. Это позволит разрешить одно из основных противоречий в высшем педагогическом образовании – противоречие между индивидуально-творческим процессом становления будущего педагога и массово-репродуктивным характером его подготовки. Формирование профессиональной компетентности возможно только путем включения будущего педагога в педагогическую деятельность, требующую активного участия в решении профессиональных задач. Это предполагает использование активных методов обучения, направленных на активизацию мыследеятельности обучаемого путем формирования специальных условий; формирование навыков самостоятельной, творческой выработки решений в условиях игрового имитационного моделирования, повышенной мотивации и эмоциональности обучаемых; диалогическое взаимодействие обучаемых и преподавателей, развивающее обе стороны с рефлексивных позиций; активное предъявление и использование знаний и умений в процессе решения профессиональных задач.

Ёлкина Е.А. Развитие способности к проблематизации и решению жизненных и профессиональных противоречий

Теоретическое и экспериментальное исследование личностной детерминированности социального мышления заключается в выявлении способности личности к проблемному рассмотрению социальной действительности, в фиксации момента перехода от беспроблемного рассмотрения социальной действительности к осмыслению её проблем. Предметом изучения становится совокупность критериев, позволяющих характеризовать качественный переход от пассивной констатации проблем к их интеллектуальной личностной проработке (постановке, решению). Выявлено, что проблемность есть результат процесса проблематизации, обусловленный личностными особенностями протекания этого процесса. Определены типы проблемности социального мышления личности, которые отражают преобладающие тенденции избирательности в осмыслении личностью социальных проблем. Показано, что типы проблемности определяются тем, какими критериями руководствуется личность при выборе социальных проблем. Рассмотрен уровневый характер проблемности социального мышления и детерминирующая роль личностного конструкта «Я – общество».

Жукова Т.Л. Модель осуществления преемственности воспитания учащихся в кризисные периоды возрастного развития

Сущность педагогического моделирования состоит в научном определении основных параметров и состояний реально существующих или возникающих педагогических явлений, систем, технологий. Использование модели как высшей и особой формы наглядности, необходимой для выявления и фиксации в структурированном виде существенных особенностей и отношений изучаемых явлений, позволяет определить последовательность и содержание основных этапов преемственности воспитания в кризисные периоды возрастного развития и разработать педагогические основы данного процесса. Структура предложенной модели преемственности воспитания в кризисные периоды возрастного развития состоит из таких элементов, которые позволяют одновременно увидеть динамику осуществления преемственности воспитания и его результат – переход личности от одной системы отношений к другой как целостное, единое в системном и функциональном отношении явление.

Міхайлава А.Л. Вопыт фарміравання маральнага і фізічнага здароўя дзяцей дашкольнага ўзросту ў беларускай народнай педагогіцы

У артыкуле праводзіцца апісанне і аналізаванне вопыту фарміравання маральнага і фізічнага здароўя дзіцяці дашкольнага ўзросту (а менавіта: «анёлкаў» і «блазнюкоў») у беларускай народнай педагогіцы. Такі вопыт меў пэўныя характэрныя рысы: 1) працэсы фарміравання маральнага і фізічнага здароўя асобы адбываліся не адасоблена, а ўзаемадапаўнялі адзін аднаго; 2) клопат аб маральным і фізічным здароўі дзіцяці пачынаўся задоўга да яго нараджэння ( будучыя бацькі павінны былі клапаціцца аб сваім рэпрадуктыўным здароўі), падчас нараджэння дзіцяці; 3) сродкі і метады аздараўленчага ўздзеяння ўскладняліся згодна з узростам асобы, што фарміравалася; 4) фарміраванне маральнага і фізічнага здароўя асобы мела сваю канкрэтную мэту – ідэал маральна і фізічна здаровага чалавека, якім мог быць як герой казкі або легенды, так і рэальная асоба.

Ракей И.Р. Теоретические предпосылки и принципы практической реализации учебного курса «Основы делового общения»

Анализируются теоретические и практические аспекты перспективного вхождения самобытного педагогического пространства Республики Беларусь в международную образовательную сферу. Для последней характерен существенный рост дисциплин, связанных с активным изучением последствий культурного «взрыва коммуникации». Впервые в отечественной педагогической литературе осмысливается существенная роль комплекса учебных предметов, связанных с формированием у будущих специалистов с квалификацией «педагог-инженер» знаний, умений и навыков «делового общения». Компетентное освоение курса «Основы делового общения» предполагает овладение студентами совокупности программ деятельности, поведения и общения, ориентированных на воспроизведение, развитие и трансляцию коммуникационной культуры, а также на конструктивное преодоление конфликтов в сферах межличностной, межгрупповой и межкорпоративной коммуникации.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Бойченко С.Д., Руденик В.В., Куриленок Д.Ю. Система двигательных задач как специфическая цель физического воспитания

В ходе проведенных исследований определены непосредственные двигательные задачи, научить решать которые необходимо воспитываемых в процессе базового физического воспитания, спорта, профессионально-прикладной, оздоровительно-реабилитационной и «фоновой» физической культуры. Исследователям удалось выявить и проследить связи между мотивационными побуждениями, связанными с развитием организма человека (оздоровление, формирование форм тела, умственное воспитание) и специфической двигательной деятельностью. На основе выявленных связей сформулированы опосредствованные двигательные задачи физического воспитания. Определена специфическая цель физического воспитания как система непосредственных и опосредствованных двигательных задач. Выявлен и показан алгоритм трансформации социальных заказов в систему конечных и промежуточных специфических целей физического воспитания.

Орлова Н.В. Особенности методики применения организационно-деятельностных игр
для профессионального совершенствования руководителей физического воспитания учебных заведений

Рассматривается технология построения и методика применения организационно-деятельностных игр для профессионального совершенствования руководителей физического воспитания учебных заведений. Предложенная методика продемонстрировала достаточно выраженную эффективность экспериментального механизма педагогического воздействия, который оказал прогрессивное влияние на решение образовательных задач профессионального совершенствования руководителей физического воспитания учебных заведений. Раскрыто содержание основных профессиональных задач, которые приходится решать руководителям физического воспитания в процессе профессиональной деятельности. Приведены результаты педагогического эксперимента, в ходе которого респонденты дают оценку уровню своей удовлетворенности объемом полученных профессиональных знаний и умений, а также раскрыты показатели успешности овладения руководителями физического воспитания экспериментальной тематикой.

Кудрицкий В.Н. Об эффективности специальных технологий в физическом воспитании студентов

Применение специальных технологий в физическом воспитании студентов имеет преимущество перед традиционными средствами. Использование их в учебном процессе исключает отрицательное влияние на опорно-двигательный аппарат, позволяет учитывать индивидуальные особенности занимающихся, эффективно воздействовать на различные группы мышц, в том числе и на те, которые в процессе обычных занятий имеют меньшую возможность для своего развития и совершенствования. К специально разработанным технологиям можно отнести использование в учебном процессе тренажеров, тренировочных устройств и дополнительного оборудования, которые будут перспективным направлением в совершенствовании учебного процесса. В этом случае появляется реальная возможность в короткие сроки значительно увеличить объем и интенсивность учебных занятий, направленных на целенаправленную подготовку студентов к сдаче контрольных нормативов и требований программы по профессионально-прикладной физической подготовке. Занятия в специально оборудованных тренажерных залах и на тренировочных устройствах дают возможность более качественно воздействовать на нервно-мышечный аппарат занимающихся путем локального воздействия на отдельные мышечные группы, что позволит эффективно решать вопросы целенаправленной физической подготовки студентов в условиях высшего учебного заведения.

Артемьев В.П. Анализ физического развития студентов в зависимости от экологических условий проживания

Цель предлагаемой работы – определить и сравнить варианты соматометрического и гиподинамического типа; на этом основании – здоровье молодежи, проживающей в так называемых пунктах постоянного дозиметрического контроля и в относительно благополучной местности (так называемых «чистых» регионах). Сравнительная характеристика уровней физического развития по таким данным, как рост, вес, окружность грудной клетки и частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое, показатель «идеального» веса по Бонгарду, индексы Кетле, Эрисмана, Пинье и ВМ1, позволяет утверждать, что по перечисленным показателям расхождений между молодёжью, проживающей в различных условиях, нет. Исследование показало, что следует улучшать защитно-оздоровительные мероприятия на всей территории Белоруссии, в том числе в зонах постоянного дозиметрического контроля, а среди социальных факторов особое место должна занять физическая культура, помогающая защитным силам организма, обеспечивающая в значительной мере оптимальный режим учёбы и быта молодежи.

Зданевич А.А., Шукевич Л.В. Возрастные особенности развития скоростно-силовых способностей младших школьников

Представлены результаты исследования по выявлению возрастных особенностей развития скоростно-силовых способностей школьников. Обследованию были подвергнуты дети 7 – 11 лет, обучающиеся в различных общеобразовательных учреждениях города Бреста. Общее число испытуемых – 1129 человек, из них – 513 девочек. В работе дан анализ показателей в прыжках в длину с места, характеризующих уровень развития скоростно-силовых способностей школьников, которые соотносились с различными уровнями физического развития. Выявлены возрастно-половые особенности уровня развития скоростно-силовых способностей школьников 7 – 11 лет с учетом паспортного возраста и уровня физического развития. Полученные результаты необходимо учитывать при разработке и модернизации существующих программ по физической культуре для школьников младшего возраста, а также при развитии скоростно-силовых способностей этих учащихся на уроках физической культуры и во внеклассной спортивно-массовой работе.

Дейкало В.В. К вопросу о классификации тренировочных упражнений, используемых в практике подготовки квалифицированных футболистов

Проведенный анализ научно-методической литературы, документов планирования тренировочного процесса, педагогическое наблюдение за тренировочным процессом показали, что применяемые в практике подготовки квалифицированных футболистов классификации тренировочных упражнений не полностью отражают систему воздействий, направленных на совершенствование функциональной подготовки футболистов. При планировании тренировочных воздействий для развития и совершенствования технических и тактических действий квалифицированных футболистов и их двигательных качеств необходимо учитывать структуру проявления этих качеств и действий в соревнованиях, физическое состояние футболистов, правила нормирования компонентов тренировочной нагрузки. С учетом этого целесообразно выделение следующих видов тренировочных упражнений: упражнения, направленные на совершенствование действий футболиста без мяча; упражнения неигровые, направленные на совершенствование технических действий футболиста; упражнения, направленные на совершенствование тактических действий; упражнения, направленные на развитие физических качеств футболистов.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Наскалов В.М., Максимушкина Н.И. Изменение показателей функционального состояния дыхательной и
центральной нервной систем организма студентов под влиянием отрицательных факторов учебной деятельности

На организм студентов оказывают отрицательное воздействие не только вредные факторы окружающей внешней среды на территориях, где они обучаются, но и интенсивность учебного про-цесса. Кроме этого отрицательно действуют вредные вещества во время лабораторных занятий и прохождения практики на промышленных предприятиях, а также работа в компьютерных классах продолжительное время. Воздействие на организм химических веществ вызывает значительно отличающиеся изменения в состоянии функций внешнего дыхания и колебаний альфаритма коры головного мозга по сравнению с деятельностью в благоприятных условиях. При частых воздействиях это приводит к заболеваниям, а иногда и к патологическим изменениям. Угнетение деятельности центральной нервной системы отражается и на уровне физической подготовленности занимающихся, росте их спортивных результатов. При выполнении физической нагрузки в замкнутом объеме эти отклонения от нормы более значительные. Приведенные данные подтверждают предположения о вредности интенсивных занятий физическими упражнениями по традиционной методике в загрязненной химиче-скими веществами воздушной среде.

Башкова Л.Н. Системный подход к реализации преемственности в формировании основ культуры здоровья школьников

Рассмотрены структурные компоненты реализации преемственности в формировании основ культуры здоровья учащихся начальной и средней школы, приведены уровни сформированности культуры здоровья учащихся. Раскрыты направления и этапы экспериментальной работы по внедрению разработанной системы в учебно-воспитательный процесс, приведены диагностические данные. Выделены следующие структурные компоненты, единство которых обусловлено их взаимосвязью и взаимодополнением друг друга: мотивационно-ценностный, содержательно-деятельностный, учебно-операциональный, эмоционально-волевой, рефлексивно-оценочный, личностно-творческий. Экспериментальная работа показала, что разработанная система по реализации преемственности в формировании основ культуры здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе начальной и средней школы дала положительные результаты. Использование здоровьесберегающих технологий, а также системность воспитательной работы в данном направлении позволили повысить уровень здоровьесберегающих знаний, умений, навыков учащихся, сформировать у них стойкую мотивацию на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих, научить их творчески подходить к решению проблем, связанных со здоровьем, и адекватно оценивать состояние здоровья своего организма.

РЕЦЕНЗИИ

Педагогическое образование в Республике Беларусь: аналитические материалы:
практ. пособие / П.Д. Кухарчик [и др.]; под общ. ред. И.И. Цыркуна. – Минск: БГПУ, 2007. – 235 с. (Жукова Т.Л.)

Научно-методические основы разработки и внедрения современных образовательных технологий в систему профессиональной подготовки педагогических кадров / П.Д. Кухарчик [и др.];
под общ. ред. А.В. Торховой. – Минск: БГПУ, 2006. – 105 с. (Воеводина С.А.)

Конышева А.В. Теория и методика организации самостоятельной работы по иностранному языку студентов технических специальностей (на материале английского языка):
Монография / А.В. Конышева. – Новополоцк: ПГУ, 2006. – 292 с. (Казакова О.П.)

ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

Социальные проблемы современного общества и человека:
пути решения. Международная научно-практическая Конференция, Витебск, 15 – 16 марта 2007 года (Любецкая О.И.)

Актуальные проблемы управления качеством языкового образования в высших учебных заведениях.
Республиканская межвузовская научно-практическая конференция, Минск, 4 апреля 2007 года (Глобенко М.В.) ТехноОБРАЗ 2007.

Технология непрерывного образования и саморазвития личности одаренных учащихся и студентов.
VI Международная научная конференция, Гродно, 5 – 6 апреля, 2007 года (Лухверчик В.Н.)

Иноязычное образование: лингвистический и методический аспекты. Международная научно-практическая конференция, Барановичи, 25 – 26 апреля 2007 года (Лебедева И.Г.)