Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА.
№ 11. Серия Е. Педагогические науки. 2007

Конышева А.В. Модель управления самостоятельной работой студентов технических специальностей по иностранному языку

Само управление самостоятельной работой студентов технических специальностей по иностранному языку мы понимаем в контексте его модели. Если рассматривать педагогическую деятельность преподавателя иностранного языка как управление учебной самостоятельной деятельностью студентов, то целесообразно сделать модельное описание процесса организации самостоятельной работы с позиций теории управления. Модель как особая форма может быть понята с точки зрения ее предназначения на всех ступенях педагогического познания, а не только в связи с методом моделирования. Педагогическая модель выступает как средство организации исследования, которое в разных формах присутствует на всех этапах организации самостоятельной познавательной деятельности в качестве исходного идеализированного объекта, обозначающего непосредственный предмет познания на эмпирическом уровне, систематизирующего начала теоретического исследования, гипотезы исследования, результата, если построение модели являлось целью. Моделирование в нашем исследовании служит для обнаружения закономерностей в управлении самостоятельной работой студентов по иностранному языку и представляет собой способ анализа существующих проблем в данной области, а также определению направлений для дальнейшего изучения этой темы.

ПЕДАГОГИКА

Сманцер A.П. Педагогические условия подготовки будущего педагога к превентивной профессионально-педагогической деятельности

Исследуются педагогические условия подготовки будущего педагога к превентивной профессионально-педагогической деятельности. Эффективность подготовки студентов к превентивной профессионально-педагогической деятельности обеспечивается путем реализации следующих педагогических условий: обоснования теоретико-методологических и концептуальных оснований превенции; отбора и структурирования содержания психолого-педагогических дисциплин на основе интегративности и междисцип-линарности с акцентом на превентивную деятельность будущего педагога; выработки у них ценностно-смыслового отношения к превентивному аспекту педагогической деятельности как значимому системообразующему компоненту деятельности; опоры на модель подготовки педагога к превентивной деятельности совершенствования педагогических практик; разработки спецкурсов по выбору; согласованности действий всех кафедр вуза с целью формирования у студентов готовности к превентивной деятельности.

Жукова Т.Л. Особенности развития возрастного кризиса в контексте инновационного процесса

Значимость изучения кризисных периодов определяется широко известным в педагогической практике фактом особой трудности работы с детьми на этих этапах. В переломные моменты развития ребенок становится относительно трудновоспитуемым вследствие того, что изменение системы педагогических методов и средств, применяемых в процессе двустороннего взаимодействия, не соответствует быстрым изменениям личности ребенка. Следовательно, без выяснения сущности кризисных периодов нельзя уверенно строить процесс обучения и воспитания ребенка. Рассмотрение кризиса возрастного развития в контексте инновационного процесса позволяет более продуктивно управлять данным явлением и способствует тому, чтобы доминирующую позицию в воспитании и развитии школьника занимали созидательные, а не разрушительные моменты.

Воеводина С.А. Формирование профессиональной компетентности средствами активных методов обучения педагогике

Рассматривается проблема формирования профессиональной компетентности будущих педагогов посредством активных методов обучения педагогике. Особенностью профессиональной компетентности, формируемой посредством активных методов обучения, является способность человека строить свою профессиональную деятельность в динамических условиях. Это означает не просто осознавать цели и задачи, задаваемые обществом, коллективом, руководителем школы и т.д., а вырабатывать собственные путем согласования их с общественными, производственными, педагогическими интересами; не просто умело применять имеющиеся профессиональные знания соответственно сложившейся ситуации, а самостоятельно их получать, преобразовывать, переосмысливая каждый раз их содержание в зависимости от поставленных задач; не просто использовать приобретенные в процессе подготовки средства деятельности, а трансформировать их и создавать собственные, согласовывая их с целями, задачами и процессом осуществляемой деятельности; не ориентироваться на изначально заданную норму активности, а самому генерировать критерии и оценивать сделанное.

Котловский О.А. Проблема профессионального самоопределения будущих преподавателей физики

Исследуется проблема профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей физических факультетов, в частности такой ее аспект, как мотивы выбора абитуриентами профессии преподавателя физики и мотивы учения студентов физического факультета. Приводятся данные проведенных автором исследований. Анализируются основные причины, которые приводят к пересмотру профессиональных намерений будущих преподавателей физики, потере их интереса к выбранной профессии. Обозначены научные проблемы, которые необходимо решить в теории и методике профессионального образования для преодоления вышеприведенных негативных тенденций. Сделан вывод о необходимости качественно иного подхода в организации учебного процесса для педагогических специальностей физических факультетов и разработки на теоретическом уровне новой концепции профессиональной подготовки преподавателя физики.

Курцова Л.В. Педагогическое эссе как средство диагностики подготовленности студентов-первокурсников по предмету «Музыка» в школе

Анализируются результаты диагностики подготовленности студентов-первокурсников по предмету «Музыка». Смысл педагогической диагностики музыкальной подготовки студентов-первокурсников состоит в выявлении обстоятельств, способствующих успешному овладению студентами музыкально-педагогическими знаниями, умения и навыками. Педагогическая диагностика позволяет получить объективную информацию об уровне музыкальной подготовки студентов-первокурсников, об их интересах к тому или иному направлению в музыке, о готовности к продолжению музыкального образования, освоению как классического, так и народного музыкального искусства, а также об обеспечении музыкального развития личности. Педагогическая диагностика основывается на методе педагогического эссе, анализ которого позволил выделить три группы суждений, касающихся личностной, профессиональной и социальной сфер жизни и деятельности человека. Первая сфера – личностная, показывающая влияние музыки на развитие личности; вторая – профессиональная, способствующая музыкальному образованию учителя начальных классов; третья – социальная, способствующая социализации личности с помощью музыки.


ПСИХОЛОГИЯ

Мирзаянова Л.Ф., Каральчук Т.И. Особенности мотивации студентов-первокурсников в период адаптации к профессиональному образованию и профессиональной деятельности

Представлены результаты исследования учебно-познавательной и учебно-профессиональной мотивации студентов первого года обучения в период вхождения их в профессиональное образование и профессиональную деятельность на этапе профессионализации. Изучены мотивационные комплексы учебно-профессиональной мотивации первокурсников и рассмотрена их динамика на протяжении первого года обучения студентов в вузе. Выявлена симптоматика мотивационного кризиса, переживаемого студентами в период адаптации к вузовской реальности, который характеризуется снижением познавательных мотивов учебно-познавательной деятельности и усилением внешней отрицательной мотивации к учебно-профессиональной деятельности. Полученные данные можно использовать в деятельности психологической службы высшего педагогического образования.

Вышинская Е.Г. Взаимосвязь адаптации и механизмов психологической защиты личности

Отражена актуальность проблемы взаимосвязи защитных механизмов личности с процессом адаптации. Проанализированы основные теоретические подходы в психологии к вопросу о роли механизмов защиты в процессе социально-психологической адаптации. Среди них основные положения психоаналитической концепции А. Фрейда, Э. Эриксона, а также результаты исследований по данной проблематике таких отечественных исследователей, как Б.В. Зейгарник, А.А. Налчаджян, Л.Р. Гребенников, В.А. Ташлыков, А.М. Богомолов, А.Г. Портнова. Наиболее детально представлен подход Р. Плутчика, предложившего оригинальную теорию защиты, согласно которой защитные механизмы являются производными базовых эмоций и служат для адаптации организма. В рамках данного подхода представлены основные механизмы защиты с краткой характеристикой поведенческих проявлений в контексте социально-психологической адаптации.

Дроботова Е.В. Влияние уровня удовлетворённости профессиональным «Я» и процесса профессионализации личности на согласованность образных элементов профессионального самосознания

Представлены результаты исследования проблемы профессионального самосознания личности, на основе анализа его образных элементов – «образа Я», «образа профессионального Я» и «образа профессии». Высказывается предположение о том, что согласованность данных образов зависит от этапа профессионализации личности и степени удовлетворённости человека своим профессиональным «Я». Даётся теоретическое обоснование данного предположения, приводятся результаты эмпирического исследования. Эмпирическим путём устанавливается статистически достоверная корреляция между основными образными элементами профессионального самосознания (образом «Я» – «Я специалист» – «идеальный специалист») на разных этапах профессионализации личности и разных уровнях удовлетворённости личности профессиональным «Я». На основании сравнительного анализа определены характер и особенности влияния данных независимых переменных на согласованность образных элементов профессионального самосознания личности. Даётся описание динамических тенденций профессионального самосознания, устанавливаются закономерности и рассматриваются особенности его развития на разных этапах профессионализации личности.

Остапчук С.В. Осознание и переживание негативно окрашенных ролей у детей младшего школьного возраста

Осознание и переживание социальных ролей являются важным элементом самосознания ребенка, они помогают его социальной адаптации и поэтому особое внимание взрослые должны уделять тем ролевым ожиданиям и требованиям, которые они предъявляют для растущего человека. Изучено понятие роли, переживания и осознания ролей, Я-концепции. Рассмотрен вопрос о патологизирующих ролях, мотивах их появления и их влиянии на развитие личности в ведущих системах взаимодействия ребенка, а именно: «ребенок – родители», «ребенок – учитель», «ребенок – одноклассники». Приведены эмпирические данные исследования по осознанию и переживанию негативно окрашенных ролей в ведущих системах взаимодействия ребенка младшего школьного возраста.

Петриашвили Н.Н. Взаимосвязь ценностных отношений личности и субъективного ощущения себя счастливым в период ранней взрослости

Предпринята попытка конкретно-научного решения вопроса о ценностной специфике счастья. Последнее включено нами в предмет исследования ценностных отношений личности. В данной работе ценностные отношения определяются нами как составляющая эмоционально-потребностной сферы личности. Рассматривая ценности как элемент эмоционально-потребностной сферы личности, можно говорить о субъективной значимости тех или иных ценностных отношений для личности в зависимости от того, насколько велик их радующий потенциал, насколько счастливым может сделать человека ориентация на данные ценности. В рамках работы проведено эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных отношений личности и субъективного ощущения себя счастливым-несчастным человеком.
 

МЕТОДИКА

Маслов Ю.В., Красовская С.А. Домашнее чтение в процессе иноязычной подготовки: к проблеме отбора содержания

Сегодня в современном иноязычном образовании существует много нерешённых проблем. Одной из них мы выделяем проблему обучения студентов зрелому чтению, которая может быть реализована в ряде специальных дисциплин иноязычной подготовки в вузе, в частности (по нашему мнению) в дисциплине «Домашнее чтение». При правильном отборе содержания чтения, адекватном языковому уровню студентов, а также при грамотной методической организации работы с аутентичным материалом (включая внеаудиторный и аудиторный этапы) будет успешно решаться основная цель профессионально-педагогической иноязычной подготовки – совершенствование коммуникативной компетенции студентов. Для организации обучения чтению на начальном этапе вузовской подготовки содержание должно включать в себя аутентичные произведения. Допускается использование минимально адаптированного оригинального текста. При этом наиболее приемлемым способом обработки текста является замещение: грамматическое и лексическое замещение языковых явлений.

Виницкая О.А. Структура самостоятельной исследовательской работы студентов по иностранному языку в техническом вузе

Процесс обучения иностранному языку в техническом вузе не будет эффективен без приобщения студентов к исследовательской деятельности. Рассматривается самостоятельная исследовательская работа студентов по иностранному языку с точки зрения системного подхода. Выделена ее структура – мотивационно-целевой, эмоционально-волевой, организационно-планирующий, содержательно-операциональный, иррационально-творческий, рефлексивно-оценочный компоненты. Определено содержание каждого компонента и целесообразность его развития для качественной подготовки будущих специалистов – для высокого уровня результативности самостоятельной исследовательской работы по иностранному языку в техническом вузе необходимо формирование всех компонентов в относительно равной степени.
  
Пинюта И.В. Методика формирования социокультурной компетенции у студентов как потенциальных межкультурных посредников

Представлена методика формирования социокультурной компетенции у студентов языкового вуза, рассматриваемых нами как потенциальных межкультурных посредников. Предлагаемый функциональный подход к формированию социокультурной компетенции позволяет на основе таких принципов, как направленность на минимизацию риска возникновения межкультурных барьеров, учет функций межкультурного посредника и открытость системы его формирования, разработать специальный комплекс упражнений и заданий. Основные требования к данному комплексу заключаются в комплексном решении практической, образовательной, воспитательной и развивающей целей в ходе выполнения полифункциональных упражнений и учете видов деятельности межкультурного посредника. Показано, что выполнение разработанного комплекса упражнений и заданий на ориентирующем, воспроизводящем, ролево-игровом и аналитическом этапах способствует формированию основных умений межкультурного посредничества, необходимых для реализации межкультурным посредником соответствующих функций в перцептивном, воспроизводящем, эвристическом и творческом видах деятельности.
 

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Наскалов В.М. Значение экологического мониторинга состояния атмосферного воздуха для реализации оздоровительных и тренировочных программ

В настоящее время активно развиваются различные системы экологического мониторинга, предназначенные прежде всего для накопления данных о состоянии окружающей среды, а также статистических сведений о заболеваемости различных категорий населения. К сожалению, большинство из этих систем не обеспечивает анализ взаимосвязей между состоянием среды и реакцией на нее организма человека. Поэтому в современных условиях актуальным является проведение медико-экологического мониторинга как комплексной системы наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенных воздействий, обеспечивающего выявление маркеров экологического неблагополучия и отражающего влияние различных загрязнений окружающей среды на состояние здоровья человека. Цель такого мониторинга – регулярное сопоставление заболеваемости населения с характером загрязнения окружающих территорий, их анализ и прогноз развития, что даст возможность определять содержание и предусматривать эффективность различных оздоровительных мероприятий. В связи с тем, что химические вещества в основном попадают в организм из загазованной среды через дыхательные пути, изучение мониторинга атмосферного воздуха городов Республики Беларусь может служить основой для разработки региональных оздоровительных программ.

Бойченко С.Д., Руденик В.В., Костюкович В.Е., Курилёнок Д.Ю. Сетевые методы в специальной физической подготовке студентов учебных заведений милиции

В целях оптимизации учебного процесса по физическому воспитанию курсантов средних учебных заведений милиции исследовалась эффективность освоения раздела «Самозащита», построенного на основе принципов сетевых методов планирования, позволяющих оптимизировать структуру процесса обучения. Результаты проведённого исследования показали эффективность внедрения в процесс физического воспитания курсантов сетевых методов планирования: в процессе обучения курсанты экспериментальной группы статистически значимо улучшили свои кондиционные и координационные возможности в сравнении с испытуемыми контрольной группы. Свидетельством этому выступили позитивные сдвиги показателей уровня физического развития, общей и специальной физической подготовленности и функционального состояния курсантов. В ходе эксперимента подтверждена целесообразность использования для анализа эффективности обучающих программ оценки координационных проявлений испытуемых в тестах, сгруппированных по проявлению механизмов регулирования движений.

Сыманович П.Г., Сороковик К.И., Драчевский В.В., Мысливчик А.Е.
Обоснование эффективности использования комплексов атлетической гимнастики в профессионально-прикладной физической подготовке студентов технического университета

Основой физического воспитания студентов является всесторонняя общефизическая подготовка. Требования к уровню физической подготовленности студентов установлены программой и определены комплексом зачётных нормативов. На протяжении всего срока обучения в высшем учебном заведении общефизическая подготовка и профессионально-прикладная физическая подготовка не противопоставляются, а взаимно дополняют друг друга. Соотношения того или иного вида подготовки может меняться как на протяжении определённого периода (семестра, учебного года), так и в каждом отдельном занятии. Включение комплексов упражнений атлетической гимнастики в занятия по физическому воспитанию студентов способствует улучшению работоспособности, адаптации к психофизическим нагрузкам и анатомо-физиологическим изменениям организма, что способствует решению задач как непосредственно профессионально-прикладной подготовки, так и всесторонней физической подготовки студентов.
 

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Рыбак В.А. Влияние факторов окружающей среды на здоровье населения

Представлен анализ факторов окружающей среды, оказывающих наибольшее неблагоприятное воздействие на здоровье населения в городских условиях проживания. Выполнен обзор отечественных и зарубежных исследований. Проведен анализ статистических данных, отражающих уровень детской заболеваемости в областных городах, построены соответствующие картографические схемы. Актуальной видится разработка системы мероприятий, направленных на улучшение качества окружающей среды крупных промышленных центров с целью снижения уровня заболеваемости детского населения. Кроме того, важной представляется разработка информационно-аналитической системы оценки и анализа влияния загрязненных природных сред на состояние здоровья населения и автоматизация процессов сбора и хранения первичных статистических данных.

Вакульская О.А. Состояние и тенденции трансформации здравоохранения в условиях белорусской модели социально-экономического развития

Приведены результаты анализа состояния национальной системы здравоохранения, выявлены ее сильные и слабые стороны. Наметившиеся положительные тенденции в сфере сохранения и укрепления здоровья в целом свидетельствуют об эффективности используемых специалистами форм и методов работы по формированию здорового образа жизни. Проводимые мероприятия по формированию здорового образа жизни и пропаганде гигиенических знаний становятся более востребованными со стороны населения. Исследованы основные модели организации управления и финансирования здравоохранения в разных странах. Проанализирован мировой опыт реформирования системы здравоохранения и с его учетом предложен вариант совершенствования белорусской модели здравоохранения в условиях особенностей социально-экономического развития Республики Беларусь. В ходе реформ, осуществляемых в отечественном здравоохранении, четко наметились позитивные перемены – обеспечена стабильная работа отрасли, ряд показателей деятельности, непосредственно регулируемых здравоохранением, поддерживается на лучшем уровне среди стран СНГ.
  
Незгодинская В.В. Исследование некоторых функциональных показателей девушек под влиянием занятий фитнес-аэробикой

Представлена разработанная программа занятий по фитнес-аэробике для студенток и школьниц старших классов. Проведен сравнительный анализ изменения основных показателей физического и функционального состояния занимающихся в результате использования этой программы в тренировочном процессе. Характерная особенность занятий – сочетание аэробной и силовой нагрузки в недельном цикле занятий; соотношение объемов и интенсивности нагрузки в отдельном занятии. Использование методики экспериментальной программы по оздоровительной аэробике в экспериментальной группе способствовало улучшению показателей по всем четырем тестам (скоростно-силовая выносливость, силовая выносливость, гибкость, скоростные показатели) и лишь недостоверна для теста по функциональной пробе Руфье и антропометрическим измерениям. Выявлено, что статистически достоверные положительные изменения в динамике выполнения контрольных нормативов произошли по четырем тестам в экспериментальной группе (скоростно-силовые показатели, скоростные и силовая выносливость), по одному – в контрольной (силовая выносливость). В результате проведения экспериментального исследования доказано, что применение предложенной программы по фитнес-аэробике обеспечивает существенное повышение физической и функциональной подготовленности, а также способствует улучшению и коррекции фигуры.


РЕЦЕНЗИИ

Конышева, А.В. Английский язык. Современные методы обучения
/ А.В. Конышева. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 352 с. (Тарасова О.Т.)

Чуприкова, Н.И. Умственное развитие: принцип дифференциации
/ Н.И. Чуприкова. – СПб.: Питер, 2007. – 448 с. (Жукова Т.Л.)
 
Воронецкая, Л.Н. Народная педагогика / Л.Н. Воронецкая, М.Ю. Мелешко.
– Минск: Красико-принт, 2007. – 176 с. – (Педагогическая мастерская) (Жукова Т.Л.)

Пахальян, В.Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст
/ В.Э. Пахальян. – СПб.: Питер, 2006. – 240 с.: ил. (Петриашвили Н.Н.)
 

ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

Управление качеством высшего образования в условиях перехода к двухступенчатой системе подготовки кадров: международная научно-практическая конференция,
Минск, 6 – 7 июня 2007 года (Конышева А.В.)

Проблема совершенствования содержания педагогического образования:
методологическая сессия, Минск, 4 октября 2007 года (Конышева А.В.)

Современные технологии обучения иностранным языкам:
международная научно-практическая конференция,
Пинск, 17 октября 2007 года (Тарасова О.Т.)