Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА.
№ 5. Серия Е. Педагогические науки. 2008

Бабенко Э.М. Приоритеты современного образования

Рассматриваются приоритеты современного образования. Ключевым моментом происходящей сейчас модернизации высшего образования является компетентностная модель. При этом через образовательные стандарты нового поколения определяется структура компетенций, которые должны быть сформированы у выпускников образовательной программой специальности и новыми образовательными технологиями. Показаны три объединяющие группы компетенций специалистов: личностные, академические и профессиональные. Ведущими принципами, которые должны определить структуру этих групп компетенций являются нравственность, научность и инновационность. Первый принцип всегда был присущ образованию Беларуси, однако в последние десятилетия он подвергается отрицательному влиянию происходящих в мире процессов глобализации. Одним из путей повышения теоретического уровня обучения является междисциплинарная интеграция, в первую очередь фундаментальных и специальных дисциплин. Показана инновационная модель образования, формирующая педагогическую систему, в которой инновации затрагивают все составляющие: цели, содержание, формы, технологии обучения и контроля знаний, а также многообразную деятельность профессорско-преподавательского состава и студентов.

ПЕДАГОГИКА

Сманцер А.П. Профессионально-педагогические компетенции в превентивной деятельности педагога

Сложившаяся социальная ситуация качественно по-новому ставит проблему подготовки педагогических кадров, требует научного переосмысления ценностей системы формирования профессиональной компетенции учителя, актуализует поиск оптимальных форм данного процесса в период обучения в вузе. Профессионально-педагогическая компетенция превентивной деятельности – это готовность педагога использовать усвоенные знания, умения и навыки в сложных ситуациях для предупреждения асоциального поведения школьников. Ее структуру можно представить как совокупность знаний, умений, навыков, а также способность и готовность их применять в конкретных ситуациях. Выделены компетенции профессионально-педагогической превентивной деятельности педагога, а именно, компетенции, связанные с диагностикой, мотивацией и целями, с ценностными отношениями, содержательные и процессуальные, с эмоциями и волей, организационно-планирующие компетенции, а также личностные качества учителя. Приведены возможные уровни овладения будущими педагогами компетенциями превентивной педагогической деятельности.

Соколов В.И. О системах оценки качества образования

Современное образование должно готовить будущего гражданина к жизни и деятельности в современных условиях, которые предъявляют новые требования к личности. Выпускник любого учебного заведения должен обладать способностью понимать возникающие ситуации, синтезировать новые знания, владеть способами творческой деятельности, быть готовым к диалогу различных культур, самоопределению, самореализации в системе «человек – мир». Предпринимается попытка выявить, обобщить и классифицировать те основания, на которых строятся современные системы оценки эффективности образовательных систем. Акцентируется внимание на субъектном характере процесса оценивания. Констатируется сложность понятия качества в педагогике, что иллюстрируется многомерной моделью подходов и способов оценки. Приводится краткое инструментальное описание экспертной методики оценки качества адаптивных образовательных систем.

Лухверчык В.М. Народная школа ў дакастрычніцкі час (паводле твораў Я. Коласа)

Даследуецца народная школа ў дакастрычніцкі час (паводле твораў Я. Коласа). Творы мастацкай літаратуры могуць стаць прадметам гісторыка-педагагічнага аналізу, асабліва калі іх стваральнік прафесійна займаўся адукацйна-выхаваўчай справай. З пункту гледжання гісторыі педагогікі, творы Я. Коласа даюць магчымасць пазнаеміцца з асаблівасцямі арганізацыі народнай адукацыі ў Беларусі канца XIX – пачатку XX стагоддзя: асноўнымі тыпамі школ (хатняя, дзяржаўная, нелегальная), адносінамі сялян да навучання, прафісійнымі магчымасцямі настаунікаў і інш. У сувязі з тым, што пісьменнік скончыў у 1902 годзе Нясвіжскую настаўніцкую семінарыю і некаторы час займаўся педагагічнай дзейнасцю, яны маюць гістарычную дакладнасць, хоць і не пазбаўлены некаторых мастацкіх дапаўненняў (накшталт наяўнасці ў Лабановіча рэвальвера («На ростанях»)). Ідэя стварэння ныцыянальнай сістэмы адукацыі была пазначана яшчэ ў творах вядомых беларускіх пісьменнікаў, паэтаў, палітычных дзеячаў другой паловы XIX стагоддзя: В. Дуніна-Марцінкевіча, К. Каліноўскага, А. Кіркора, А. Багдановіча і інш.

Орлова А.П. Факторы преемственности народной и научной педагогики в советской школе (1917-й – середина 30-х годов ХХ столетия)

На основе изучения документов по вопросам школьного строительства и воспитания, теоретико- и историко-педагогических исследований, педагогической прессы («На путях к новой школе», «Путь просвещения», «Вестник просвещения», «Працаўнiк асветы», «Асвета», «Шлях освiти», «Комунiстична освiта», «Камунiстычнае выхаванне», «Школа и культура Советской Белоруссии», «Радянська школа», «Советская педагогика»), учебно-методической литературы для школы, учебных пособий по педагогике, этнопедагогических исследований, архивных документов и материалов выявлены факторы, влияющие на преемственность народной и научной педагогики в советской школе в период 1917-го – середины 30-х годов ХХ столетия: ориентация школы на использование материала местной жизни и труда, введение обучения на родном языке, белорусизация и украинизация, краеведческая работа, дискуссия в педагогической печати по вопросу отношения к воспитательному опыту народа, изучение проблемы среды воспитания, подготовка учителей к использованию народной педагогики в учебно-воспитательной работе школы.

Титовец Т.Е. Генезис подходов к антропологической подготовке будущего учителя

Раскрываются взаимосвязи антропологической и профессиональной подготовки будущего учителя, анализируются исторические подходы к реализации антропологической подготовки в практике педагогического образования, а также парадигмальный характер взаимодействия антропологического и педагогического знания. Подчеркивается, что реализация антропологической подготовки студента в рамках генетической парадигмы наиболее отвечает требованиям системного подхода к интеграции педагогических и человековедческих дисциплин. На основе анализа отечественных и зарубежных позиций видения их интеграции предлагается новая модель антропологической подготовки студентов. Показана необходимость введения интегрированного курса по человековедению, расширения междисциплинарных связей, которые бы показали проекцию антропологических знаний в предстоящей педагогической деятельности, а также объясняли природу педагогических ценностей и их взаимосвязь с общими законами эволюции человека.

Возмитель И.И. Факторы развития высшего медицинского образования в Республике Беларусь в постсоветский период

В теории и методике профессионального медицинского образования до сих пор отсутствует классификация факторов, детерминирующих развитие медицинского образования, что вызывает необходимость их изучения и систематизации. Анализ научной и научно-методической литературы по вопросам развития медицинского образования республики позволяет выделить три группы факторов, обусловливающих развитие медицинского образования: макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы. Рассмотрено содержание макрофакторов развития высшего медицинского образования в Беларуси в постсоветский период, таких как природно-географический фактор; политика Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), направленная на достижение целей стратегии здоровья для всех; процесс интернационализации высшего образования; международное сотрудничество в области высшего образования; развитие гуманистического направления в философии, мировой педагогике и психологии; широкомасштабная информатизация мирового общественного пространства и развитие глобальной системы сетевых коммуникационных технологий.

Бакановская И.Г. Противоречия обеспечения преемственности в музыкально-педагогическом процессе

Рассматриваются основные противоречия, обосновывающие актуальность и определяющие состояние проблемы преемственности в музыкальной педагогике. Противоречия структурированы в две группы: социокультурные и педагогические. Первые порождены требованиями современной социокультурной ситуации к музыкально-педагогической реальности и выявляют статус проблемы преемственности, ориентируют на ряд изменений методологического характера в ее исследовании и решении. Акцентируется значимость школьного обучения в осуществлении духовной преемственности между поколениями. Педагогические противоречия выявляют пробелы действующей теории и практики, касающиеся преемственности как категории музыкальной педагогики, традиционного (организационно-структурного) основания ее исследования и поиска путей обеспечения. В целом представленные противоречия выявляют источники дальнейшего развития теоретического и практического знания, определяя тем самым перспективы становления целостной музыкально-педагогической теории и практики преемственности.

Стрелкова И.Б. Профессиональное развитие персонала вузовских библиотек в условиях системы дополнительного обучения

На основе материалов формирующего педагогического эксперимента и разработанной модели формирования профессионального и педагогического мастерства библиотечных специалистов показано, что применение инновационных образовательных технологий, активных методов обучения в системе повышения квалификации библиотекарей-практиков, являющихся одновременно преподавателями информационно-библиотечного цикла дисциплин, в рамках постоянно действующего практико-ориентированного, дифференцированного, проблемно-функционального образовательного мероприятия – международной Зимней школы «Актуальные проблемы непрерывного библиотечного образования» – создает условия для более сознательного и прочного овладения профессиональными знаниями и компетенциями; способствует их самосовершенствованию, самореализации и саморазвитию; педагогическая деятельность библиотечных специалистов-практиков принимает инновационное, творческое направление. Показано, что данный опыт может быть успешно использован в системе дополнительного профессионального обучения специалистов-практиков, являющихся преподавателями дисциплин других специальностей.


МЕТОДИКА

Конышева А.В. Организация рефлексивной деятельности при управлении самостоятельной работой по иностранному языку студентов технических специальностей

Исследуется организация рефлексивной деятельности при управлении самостоятельной работой по иностранному языку студентов технических специальностей. Организация рефлексивного процесса в рамках технического вуза не является простым процессом, но в то же время он достаточно интересен, так как дает возможность студентам посмотреть на себя как бы «изнутри» – самостоятельно оценить свои знания, а значит и возможности по овладению иностранным языком. Рефлексия представляет собой своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга, взаимоотображения, содержанием которого является субъективное воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию. Показано управление рефлексивной деятельностью по иностранному языку студентов технических специальностей, которое преподавателю следует организовывать таким образом, чтобы студенты действительно осознавали полезность/бесполезность того, что они выполнили в ходе обучения.

Макаренко Н.С. Профессионально ориентированный мониторинг в системе иноязычного образования

Инновационное развитие системы иноязычного образования не представляется возможным без своевременного получения педагогической информации в ходе использования педагогического мониторинга как одного из видов информационно-педагогической деятельности. Приводятся результаты контент-анализа определений термина «педагогический мониторинг» в отечественной и зарубежной педагогической и методической литературе. С точки зрения современной трактовки целей иноязычного образования, основываясь на системе принципов педагогического мониторинга, вводится понятие «профессионально ориентированный мониторинг». Анализируется модель речевой способности человека Г.И. Богина, и на ее основе предлагается технология профессионально ориентированного мониторинга иноязычной подготовки студентов I курса. Представлены некоторые выводы на основе полученных данных в результате пилотажного исследования автора.

Сухецкая А.В. Реализация принципа профессионально ориентированного обучения иностранному языку на примере специальности «Практическая психология»

Целью иноязычного образования в высших учебных заведениях является единство профессионального и социокультурного развития личности студента. Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам призвано обеспечить эффективную коммуникацию специалиста во всех предполагаемых сферах профессиональной деятельности. Результаты проведенного исследования показали эффективность внедрения в учебный процесс по иностранному языку (английский) комплекса упражнений, направленного на профессионально-ориентированное обучение. В процессе обучения студенты экспериментальной группы статистически значимо улучшили свои языковые возможности и показали свои способности в сравнении с контрольной группой. Свидетельством этому служат показатели уровня владения иностранным языком по испытуемым критериям. В ходе эксперимента подтверждена гипотеза исследования, которая заключается в том, что целенаправленное обучение монологическому профессионально-ориентированному высказыванию на основе предлагаемого комплекса упражнений способствует повышению эффективности развития монологической речи студентов специальности «Практическая психология».

Трофимова Е.В. Тестовый контроль в системе обучения иностранным языкам

В практике обучения иностранным языкам роль тестирования постоянно растет. Интерес к тестированию объясняется тем, что, помимо своей основной функции – контроля, тестирование может служить средством диагностики трудностей языкового материала для обучаемых, мерой определения эффективности обученности и способом прогнозирования успешности или неуспешности обучения. Основная роль тестирования в обучении иностранным языкам заключается в обратной связи и в контроле: чем теснее взаимосвязаны тестирование и учебный процесс, тем эффективнее учебный процесс и качественнее тестирование. Рассматриваются актуальные вопросы современной тестологии, определяется место и функции тестирования в системе обучения иностранным языкам, освещается процесс конструирования тестов, т.е. техника составления заданий контрольного типа.

Цзэн Тин Трехступенчатая методика освоения многозначной лексики
(на примере китайского и русского языков)

Новые социально-экономические условия развития российского и китайского обществ, процессы глобализации экономики, интеграции в различных сферах жизни обусловили в последние десятилетия возросший интерес к проблемам методики преподавания китайского языка русскоговорящим и русского – китайским учащимся. В процессе преподавания важное место занимает знакомство с историей и культурой страны изучаемого языка. При этом педагогам следует уделять внимание методу сопоставления и анализа. На примере слова-цвета «белый» представлен анализ трехэтапного метода обучения иностранным словам: пояснение основного значения, анализ культурной коннотации и проведение семантического сопоставления. Знание данного метода необходимо для адекватной семантизации китайских лексических единиц при обучении русскоязычных учащихся/студентов.

Вакульчик В.С., Цывис Н.В., Жак В.А., Кузнецова А.П.
К вопросу использования информационных технологий в обучении математике на технических специальностях

Рассматриваются вопросы использования информационных технологий (УМК, компьютерного тестирования и т.д.) на частнодидактическом уровне относительно обучения математике на технических специальностях. Выделенная проблема рассматривается в контексте общей проблемы повышения качества подготовки специалистов инженерного профиля. Выделены дидактические преимущества и возможности внедрения новых методических средств в учебно-познавательный процесс. Основываясь на положениях теории Л.С. Выготского о роли обучения в развитии умственных функций, представлен один из возможных подходов к решению методической проблемы выбора задач для УМК и компьютерного тестирования, уровневого по внутреннему содержанию. В работе выделены компоненты, учет которых необходим при конструировании тестовых заданий для контролирующей компьютерной программы: мотивация; содержание; микроцели темы; уровень усвоения темы; характеристики студентов; критерий оценки; инструкции по работе с контролирующей программой.
 

ПСИХОЛОГИЯ

Мирзаянова Л.Ф., Яценко Т.Е.
Творческая активность превентивной деятельности как психологический феномен

Под творческой активностью превентивной деятельности следует понимать динамическую составляющую совместной творческой деятельности школьников, проявляющуюся в их инициативности и личной вовлеченности как субъектов в процесс реализации само­стоятельно разработанных ими принципиально или субъективно новых способов решения задач превентивного содержания. Анализируется феномен активности на физиологическом, социальном и психическом уровнях. Отмечена неоднозначность трактовки феномена активности в сфере психологического знания. Представлен анализ взглядов психологов на феномены активности и творческой активности с позиций деятельностного, социально-когнитивного и феноменологического подходов. Сформулирован вывод о сопряженности творческой активности с самим творчеством. На основе анализа научной литературы определены мотивы творческой активности личности в русле разных подходов. Выделены признаки проявления творческой активности. Выявлено, что наиболее благоприятный период в развитии творческой активности – подростковый и юношеский возраст. Определены содержательный аспект и структурные компоненты концепта «творческая активность превентивной деятельности школьников». Обосновано рассмотрение творческой активности превентивной деятельности как фактора профилактики зависимости от психоактивных веществ.

Радчикова Н.П., Попкович И.А. Влияние прайминга на типичность категорий объектов у полезависимых и поленезависимых студентов

Типичность различных представителей категории является столь важной характеристикой организации семантической памяти, что послужила основанием теории прототипов и базисного уровня. Типичность коррелирует с продуктивной частотностью, временем категоризации, порядком усвоения слов детьми и т.д. В данном исследовании проверялась гипотеза о влиянии прайминга (предварительной активации соответствующего понятия) на типичность категорий объектов. В результате проведенного эксперимента оказалось, что прайминг приводит к увеличению оценок типичности данного объекта испытуемыми, причем для полезависимых испытуемых это влияние проявляется в большей мере, чем для поленезависимых. Полученные данные свидетельствуют о том, что хотя типичность является достаточно стабильной при отсутствии контекста или прайминга, она отражает динамические процессы семантической памяти и легко поддается изменениям.
  
Дроботова Е.В. Исследование содержания и динамики эмоциональной составляющей профессионального самосознания на разных этапах профессионализации личности

На основе эмпирического исследования раскрывается структура эмоционального компонента профессионального самосознания личности, содержание и особенности динамики на разных этапах профессионализации личности. Изучены основные содержательные составляющие эмоционального компонента профессионального самосознания: мотивационные комплексы профессиональной мотивации студентов и специалистов с различным стажем работы; позитивность их профессиональной установки и самоустановки; удовлетворённость профессией и профессиональным «Я». Рассмотрена динамика данных компонентов на разных этапах профессионального развития личности. Представлен вывод о том, что изменения в структуре эмоциональной составляющей профессионального самосознания обусловлены уровнем профессионализации личности, но это условие не является основным для перехода его на более высокий уровень развития. Выявлена тенденция к профессиональной деформации личности, переживаемой специалистами уже после 8 лет профессиональной деятельности, которая характеризуется снижением оптимальности мотивационного комплекса, удовлетворённости профессией и собой как специалистом, увеличением позитивности когнитивного компонента профессиональной установки на фоне значительного снижения позитивности поведенческого компонента, т.е. на фоне снижения стремления к профессионально-личностному самосовершенствованию и развитию, что указывает на наличие профессиональных стереотипов, ригидных моделей профессионального поведения и является формой проявления профессиональной деформации личности.
  
Мартыненко С.А. Особенности стихийно протекающих кризисов учебно-профессиональной ориентации старшеклассников школ

Подчеркивая роль профориентационной работы в структуре деятельности школьного психолога, обращается внимание на недостаточную изученность феномена кризиса учебно-профессиональной ориентации, его симптоматики и параметров, на необходимость повышения эффективности школьного профориентационного компонента. Возникающий у учащихся школ кризис учебно-профессиональной ориентации протекает стихийно и выпадает из поля зрения школьных психологов, учителей и родителей. Предложены к рассмотрению некоторые психологические особенности переживания стихийно возникающих кризисов учебно-профессиональной ориентации у выпускников школ, в частности их границы, отдельные симптомы. Представлен анализ, свидетельствующий о наличии двух «пиков» интереса учащихся к проблеме выбора профессии. Всплеск посещений учащимися определенного возраста индивидуальных психологических консультаций говорит о переживании учащимися кризисной ситуации, поиск выхода из которой заставляет школьников искать ответы на поставленные вопросы.
 

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Наскалов В.М. Интегральное педагогическое воздействие физического воспитания студентов в экологически неблагоприятных условиях

Представлены актуальные вопросы теории и практики олимпийского образования. Для повышения эффективности работы по разъяснению и пропаганде идей олимпизма работа должна проводиться не только на занятиях физической культурой, но и в рамках других учебных дисциплин, особенно гуманитарных. Создание эффективной системы олимпийского образования возможно, в частности, на основе включения олимпийской тематики в государственные образовательные стандарты, учебные программы по физической культуре общеобразовательных школ, учебные планы спортивных школ, программы деятельности внешкольных учреждений, в которых уже сегодня представлена тематика Олимпийских игр, но отсутствуют вопросы олимпизма и олимпийского движения, во-вторых, выпуск принципиально нового издания культурологической направленности в форме учебного пособия, отражающего обоснованный объем знаний.

Гулидин П.К. Оптимизация скоростно-силовой подготовки юных спортсменов

Рассмотрены проблемы скоростно-силовой подготовки спортсменов, проведенной на базе средних школ г. Витебска в течение 10-ти лет. Исследование позволило установить, что скоростно-силовые способности отдельных групп мышц в возрастном периоде от 7 до 17 лет у школьников, не занимающихся спортом, имеют поступательное, неравномерное развитие с характерными периодами скачкообразного роста и замедления в различные возрастные отрезки. При разработке методики оптимизации скоростно-силовой подготовки юных спортсменов выявлена возможность использования нескольких направлений: учет сенситивных периодов в развитии скоростно-силовых способностей отдельных групп мышц и объема педагогических воздействий в зависимости от задач учебно-тренировочного процесса; учет положительного влияния уровня развития скоростно-силовых способностей мышц-антагонистов. Результаты педагогического эксперимента подтвердили преимущество данной методики по сравнению с другими подходами к скоростно-силовой подготовке, основанными на упражнениях общего воздействия.

Морозевич Т.А., Белявский Д.Н. Приоритетные физические качества и их развитие в танцевальном спорте среди команд формейшн

Исследуются приоритетные физические качества и их развитие в танцевальном спорте среди команд формейшн. Показаны задачи и специфические особенности танцевального спорта. Рассмотрена физическая подготовка команды формейшн в танцевальном спорте. Представлен анализ, на основе которого выявлены и теоретически обоснованы приоритеты физической подготовки команды формейшн в танцевальном спорте: координационные качества, специальная выносливость и скоростно-силовые качества. Насыщение танца спортсмена ритмами в разнообразном их сочетании значительно украшает исполнение, но, с другой стороны, требует и более высокого уровня развития координационных способностей спортсмена и определяет уровень ритмической интерпретации исполняемого танца. Определены особенности тренировочной и соревновательной деятельности в данном виде танцевального спорта.

Антипин Н.И. Новые здоровьесберегающие технологии и средства подготовки современного специалиста

Социализация молодого поколения, связанная с условиями и характером общественного производства, уровнем развития компьютеризации, предъявляет повышенные требования к уровню его физического здоровья. Большую часть времени учащиеся и студенты находятся в малоподвижном состоянии (уроки, лекции, семинары, домашние задания, зачеты, экзамены и т.д.), широко используя компьютерную технику, что оказывает негативное влияние на состояние здоровья. Физическая реабилитация и профессионально-прикладная физическая подготовка находят свое место в программах инновационного развития и вносят существенный вклад в реальный сектор экономики Республики Беларусь. Рассматриваются новые здоровьесберегающие технологии и средства подготовки современного специалиста – средства физической культуры и спорта. Показана их особая роль в разработанности здоровьесберегающих технологий подготовки специалиста. Представлены специальные программы и методики для оздоровления, развития профессионально важных физических качеств, направленных на качество подготовки специалиста.

Оськин А.Ф., Наскалов М.В. Организация управляемой самостоятельной работы студентов с использованием системы информационной поддержки обучения

Рассматривается концепция построения информационно-образовательной среды для поддержки самостоятельной работы студентов. Определены структура и состав среды и сформулированы условия, позволяющие эффективно использовать описанный инструментарий в учебном процессе. Представлены примеры организации управляемой самостоятельной работы студентов с использованием системы информационной поддержки обучения, а также методика практического применения разработанной технологии и детали реализации разработанной информационно-образовательной среды. Организация управляемой самостоятельной работы студентов складывается из нескольких этапов. Прежде всего, необходимо определить, какие разделы изучаемой дисциплины будут вынесены на самостоятельную проработку, и определить необходимый для выполнения этой работы ресурс времени. Применение информационных технологий позволяет эффективно организовать самостоятельную работу студентов и эффективно управлять ею.

Макаров А.А. Актуальные вопросы теории и практики Олимпийского образования

Представлены актуальные вопросы теории и практики олимпийского образования. Для повышения эффективности работы по разъяснению и пропаганде идей олимпизма работа должна проводиться не только на занятиях физической культурой, но и в рамках других учебных дисциплин, особенно гуманитарных. Создание эффективной системы олимпийского образования возможно, в частности, на основе включения олимпийской тематики в государственные образовательные стандарты, учебные программы по физической культуре общеобразовательных школ, учебные планы спортивных школ, программы деятельности внешкольных учреждений, в которых уже сегодня представлена тематика Олимпийских игр, но отсутствуют вопросы олимпизма и олимпийского движения, во-вторых, выпуск принципиально нового издания культурологической направленности в форме учебного пособия, отражающего обоснованный объем знаний.

Баранаев Ю.А. Оценка индивидуальных способностей легкоатлетов

Представлены систематизированные данные о возможностях использования комплексного подхода в легкой атлетике, который включает в себя определение различных значимых для спортивной деятельности характеристик (педагогические, психологические, морфологические, функциональные, генетические). Полученные результаты проведенного исследования доказывают целесообразность использования комплексного подхода в выявлении и прогнозировании двигательных способностей легкоатлетов, который основывается на объективных данных о перспективах в развитии индивидуальных двигательных способностей занимающихся. Комплексная оценка особенностей индивидуальных двигательных способностей позволяет тренеру выявить как ведущие, так и отстающие двигательные способности спортсмена. На основании этого возможно более эффективно индивидуализировать спортивную подготовку, выбрав адекватные средства и методы тренировки, обеспечивающие максимально возможное соответствие текущей подготовленности индивида требованиям вида легкой атлетики.


ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Апрасюхина Н.И., Ахтямова И.В., Яскевич В.В.
Изучение состояния здоровья студентов

На основании данных ежегодного профилактического медицинского осмотра проведено изучение состояния здоровья студентов, обучающихся на дневном отделении Учреждения образования «Полоцкий государственный университет» в 2006 – 2007 учебном году. Показано, что наиболее распространенными заболеваниями на всех факультетах являются болезни глаза и его придатков, болезни костно-мышечной системы (сколиоз, кифоз и др.) и болезни системы кровообращения. Проведенный сравнительный анализ общей заболеваемости студентов 9-ти факультетов университета показал, что первое место по общей заболеваемости занимает историко-филологический факультет; второе место разделили инженерно-строительный и геодезический факультеты; далее факультеты располагаются в следующем порядке: экономический, юридический, радиотехнический, технологический, машиностроительный и спортивно-педагогический.

Артемьев В.П. Особенности физического развития и подготовленности молодёжи в зависимости от экологической обстановки проживания

Характеризуя уровень физической подготовленности молодежи, проживающей в различных социально-экономических условиях, следует заметить, что однозначно утверждать об отставании её для жителей, ранее проживавших в зонах повышенного радиационного фона, не всегда правомерно. Доказательством такового являются достоверные данные о некоторых преимуществах в развитии качества общей выносливости у девушек этих мест, а также отсутствие существенных отличий в скорости бега и силовой динамической выносливости рук у молодёжи различных мест проживания. На этом основании можно сказать, что, очевидно, лица, проживавшие в экологически неблагополучных местах, вели более здоровый образ жизни, чем те, кто постоянно проживает в благополучной среде, кто, возможно, переоценивает свои возможности в расчете на то, что им нет необходимости постоянно следить за своим здоровьем. Необходимо отметить, что всё же у молодежи, проживающей в пунктах постоянного дозиметрического контроля, имеет место достоверно худшее развитие подвижности позвоночника (как характеристики физического качества гибкости). Причем это касается абсолютно всех половозрастных групп.
  
Орлова Н.В. Педагогическая технология применения оздоровительного плавания при структурно-функциональных нарушениях позвоночника в современных условиях развития общества

По данным Минздрава Республики Беларусь, в последние годы значительно увеличилось количество людей, имеющих структурно-функциональные нарушения позвоночника. По статистическим данным этими заболеваниями страдает до 60 % взрослого населения Беларуси. Объединенные под общим названием «остеохондроз» структурно-функциональные нарушения позвоночника характеризуются дегенеративно-дистрофическим заболеванием межпозвоночных дисков и сопровождающимися диструктивными изменениями ткани позвонков. Среди средств профилактики и коррекции структурно-функциональных нарушений позвоночника важное место может занять оздоровительное плавание в комплексе с другими средствами, выполняемыми с учетом различных синдромов остеохондроза. Таким образом, применение специальных упражнений оздоровительной физической культуры может служить эффективным средством профилактики и лечения людей, страдающих структурно-функциональными нарушениями позвоночника. Приводится технология применения оздоровительного плавания для профилактики и лечения лиц, страдающих структурно-функциональными нарушениями позвоночника.
  
Максимушкина Н.И., Егорова С.В.
Оздоровление студентов специальной медицинской группы посредством аэробных упражнений в сочетании с выполнением основных составляющих ЗОЖ

С целью улучшения оздоровительного эффекта для студентов специальной медицинской группы на историко-филологическом факультете нами был проведен следующий эксперимент: на занятиях по физическому воспитанию использовалась специальная методика с применением дозированных аэробных упражнений и читался курс лекций по здоровому образу жизни. Дозированные аэробные упражнения положительно влияют на состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а именно: улучшилась частота дыхания; улучшилась частота сердечных сокращений до и после нагрузки, а также улучшились показатели пробы Штанге и пробы Генчи, что свидетельствует о формировании выносливости сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Наиболее эффективно оздоровительный эффект проявился в комплексном подходе к методике обучения, а именно: систематические дозированные аэробные упражнения проводились параллельно с внедрением в быт студентов основных составляющих здорового образа жизни. В результате анкетирования выявлено, что большая часть студентов начала понимать значимость овладения валеологическими знаниями и умениями с целью бережного отношения к своему здоровью и сохранения активного долголетия (большинство студентов стало избавляться от вредных привычек, научилось справляться со стрессовыми ситуациями, старается применять методику сбалансированного, рационального питания и закаливающих процедур).
  
Дейкало В.В. Учет возрастных особенностей юных футболистов в тренировочном процессе

Проведенный анализ научной, научно-методической литературы, документов планирования тренировочного процесса, педагогическое наблюдение за тренировочным процессом показали, что оптимальными и эффективными учебно-тренировочные воздействия могут быть только тогда, когда они будут соответствовать возрастным особенностям и возможностям детского организма. Особенности возрастного развития футболистов 15 – 16 лет обусловлены активными процессами полового созревания, наблюдается быстрый рост при отставании веса тела, временные нарушения регуляторных механизмов управления двигательными и вегетативными функциями и значительные расхождения в индивидуальном развитии. Учет закономерностей роста и развития организма, динамики развития спортивно-значимых качеств, психологических возрастных особенностей юных футболистов позволяет организовать учебно-тренировочный процесс на основе сотрудничества, взаимопонимания, акцентируя внимание на самовоспитании, саморазвитии подростков, путем обучения их анализу тренировочного процесса, сохранению и укреплению здоровья в процессе учебно-тренировочной деятельности.


РЕЦЕНЗИИ

Конышева, А.В. Игра в обучении иностранному языку: теория и практика
/ А.В. Конышева. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 288 с. (Тарасова О.Т.)

Сивашинская, Е.Ф. Лекции по педагогике: интегрированный курс. В двух частях
/ Е.Ф. Сивашинская. – Минск: Жасскон, 2008. – 384 с. (Воеводина С.А.)
 
Карпович, Т.Н. Психологическая диагностика социального интеллекта личности
/ Т.Н. Карпович – Мозырь: Содействие, 2007. – 164 с. (Вышинская Е.Г.)
 

ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

Инновационное педагогическое образование: значение и смыслы:
методологическая сессия,
Минск, 15 февраля 2008 года (Воеводина С.А.)

Обучение взрослых иностранным языкам в системе вузовского и последипломного образования: формирование иноязычной коммуникативной компетенции:
международная научно-практическая конференция,
Минск, 13 – 14 марта 2008 года (Конышева А.В.)

Наука. Образование. Технологии-2008:
международная научно-практическая конференция,
Барановичи, 21 – 22 марта 2008 года (Лебедева И.Г.)