Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА.
№ 11. Серия Е. Педагогические науки. 2008

Вержибок Г.В. Профессионализм и компетентность педагога: традиции и современность

Представлены различные концепты воззрений по вопросу о профессионализме педагога, структурные и функциональные компоненты педагогической системы, обозначена необходимость модификации взглядов в связи с изменениями социального и индивидуального порядка. Анализируются аспекты профессиональной компетентности как интегративного образования, важным элементом которого выступают личностные качества, включенные в составляющие компетенций педагога. Выделены ключевые позиции и параметры профессионализации, где уникальность построения и уровень развития выступают отправной точкой индивидуализации процесса обучения и воспитания. Обозначены личностные ориентиры специалиста, позволяющие развивать коммуникативную толерантность и выйти на иной уровень успешности и результативности в педагогической деятельности.

ПЕДАГОГИКА

Сманцер А.П. Диагностика подготовленности будущих учителей к предупреждению отклоняющегося поведения детей и подростков

Представлены результаты анализа готовности будущих преподавателей к превентивной деятельности. Исследование показало, что, с одной стороны, многие студенты имеют достаточно хорошее представление о сути превентивной деятельности, правильно оценивают негативное влияние табака, алкоголя и наркотиков на жизнь и деятельность человека, отрицательно относятся к агрессии как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, а с другой – значительная часть опрошенных студентов недостаточно хорошо понимают сущность основных понятий, связанных с превенцией. Будущие преподаватели достаточно хорошо информированы о вреде употребления алкоголя, табака, наркотиков. Студенты указывают на недостаточную их подготовку к превентивной профессионально-педагогической деятельности и предлагают введение специальных курсов по превентивной педагогике.

Бондаренко Е.Н. Новая парадигма западноевропейского образования в условиях глобализации

В XXI веке система образования многих стран становится одним из самых значительных и динамичных элементов социальной инфраструктуры. В то же время во всем мире образование переживает кризис, обнаруживает в каждой стране в той или иной мере несоответствие объективным требованиям современной цивилизации. Этим обусловлен интенсивный процесс реформирования образования, принявший глобальный характер. Рассматривается новая парадигма высшего образования в Западной Европе как особая институциональная область культуры, обеспечивающая трансляцию становления национального образовательного института в условиях глобализации. Анализируются основные функции современных университетов. Отмечается, что обострение глобальных проблем, растущая взаимосвязь и взаимозависимость стран и народов мира, интернационализация экономики, науки и культуры обуславливают значимость изучения мирового опыта во многих сферах общественной жизни и областях научного знания, стимулируют все больший интерес к сопоставлению экономических показателей, социально-политических систем, моделей образования в разных странах.

Завадская Ж.Е. Развитие самосознания старших школьников как основа процесса их личностного самоопределения

Одним из важнейших аспектов становления зрелой личности в организованном педагогическом процессе является позитивное развитие ее субъектности, проявляющейся прежде всего в способности к самоопределению. Показано психологическое основание интегративной сущности самоопределения старшеклассника – творческая работа сознания. Целенаправленно развивая личностные структуры сознания и самосознания учащихся, школа тем самым может активизировать внутренний механизм процесса воспитания социально-ценностной направленности личности, ее творческого конструктивного социального мышления, эмоционально-ценностной отзывчивости на все происходящее вокруг, социально ответственную позицию в жизни, способность к личностному самоопределению.

Андрущенко Н.Ю. Предпосылки становления социальной педагогики в Беларуси (1917 – 1936 гг.)

Представлена сущность ведущих предпосылок (краеведческая работа, белорусизация, исследования быта детей) становления социальной педагогики в Беларуси (1917 – 1936 гг.). Краеведческая работа, белорусизация и исследования быта детей стимулировали развитие социально-педагогических знаний и практической социально-педагогической деятельности. Показаны основные пути осуществления идей краеведения и белорусоведения (кружки и экскурсии, которые способствовали социализации и социальному воспитанию детей). На работу с учетом «фона» воспитания, т.е. на основе материалов социальной действительности, окружающей ребенка, исторического опыта белорусского народа в области воспитания, результатов изучения быта, материальной и духовной культуры ребенка, его роли в семье, обществе, хозяйстве, были ориентированы все учебно-воспитательные учреждения. Показана значимость социально-педагогических знаний. Осуществлялась профессиональная подготовка и переподготовка работников системы социального воспитания к использованию краеведческих знаний, материалов белорусоведения социально-педагогической направленности и результатов исследования быта ребенка в своей практической деятельности.

Титовец Т.Е. Нерешенные проблемы междисциплинарной интеграции в теории профессионального образования

Раскрываются результаты анализа теоретических подходов к междисциплинарной интеграции в содержании высшего профессионального образования. Автор обосновывает ведущий принцип интеграции – принцип системного сепаратизма, который находит дидактическое выражение в дисциплинарной организации знаний, и анализирует достоинства и недостатки имеющихся в педагогической теории и практике подходов к конструированию интеграции на его основе. Делается вывод о том, что перспективы совершенствования междисциплинарного обучения состоят в определении спектра объектов для интеграции, ее системообразующего фактора, а также в достижении ее природо- и культуросообразности. Доказывается необходимость переориентации задач интеграции на выявление связей между профессиональным объектом и системами более высокого порядка, а также демонстрации посредством антропологических и синергетических знаний места профессиональной деятельности в сохранении и эволюции человека.

Дорошко Н.В. Эвристическое обучение в аграрном техническом университете: перспективы исследования

Описаны требования, предъявляемые к уровню подготовки специалистов-аграриев и предполагающие достаточный уровень знаний и умений в области социально-гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, дисциплин специализации, навыки самообразования и саморазвития, готовность к самосовершенствованию. На основе анализа современного состояния проблемы включения творческого компонента в учебный процесс уточнено понятие эвристического обучения применительно к учебному процессу в аграрном университете. Представлена модель эвристического обучения студентов, включающая нормативный, организационно-процессуальный, технологический уровни. Определены принципы эвристического обучения. Описаны результаты эффективности и перспективы использования модели эвристического обучения на примере изучения дисциплины социально-гуманитарного цикла «Иностранный язык». Определены дальнейшие направления исследовательских работ по использованию эвристического обучения студентов в аграрном университете.

Чекина Е.В. Становление общетеоретических подходов к проблеме нравственного воспитания в российской и белорусской педагогике второй половины XX – начала XXI века

В историко-теоретическом плане раскрыта сущность и сформулированы исходные положения основных концептуальных направлений разработки вопросов нравственного воспитания в российской и белорусской педагогике второй половины XX – начала XXI века: отношенческо-деятельностного и личностно ориентированного, определено их историко-педагогическое значение и обозначены перспективные линии развития данной области педагогического знания. Отношенческо-деятельностная концепция, методологической основой которой является социальный подход к нравственному воспитанию, разрабатывается в основном российскими учеными. Нравственное воспитание рассматривается представителями данной концепции как процесс формирования у растущего человека нравственных отношений. Личностно ориентированная концепция, базирующаяся на личностном подходе, конструктивно разрабатывается белорусскими исследователями, в чьих трудах нравственное воспитание рассматривается как целенаправленный процесс формирования нравственных качеств личности.

Сотник Е.И. О готовности студентов вуза к самореализации

Рассмотрена проблема самореализации студента вуза. Представлены результаты исследований по изучению готовности студентов к самореализации, выявлены внутренние структурные характеристики мотивационно-целевого, креативно-деятельностного, аксиологического, оценочно-рефлексивного компонентов и установлено, каким образом каждый из компонентов влияет на уровень сформированности готовности студентов к самореализации. С помощью педагогической диагностики получена информация о развитости всех компонентов самореализации у испытуемых, определены уровни сформированности каждого компонента. Предложены критерии и показатели изучения эффективности процесса самореализации, показатели определения уровней, а также результаты исследования осознания преподавателями важности процесса самореализации, способы устранения имеющихся пробелов в организации деятельности студентов и пути решения наиболее значимых задач в процессе формирования готовности студентов к самореализации.

Сироткина М.М. Формирование ценностного отношения к будущей профессии студентов педагогических специальностей

Исследуется формирование ценностного отношения к будущей профессии студентов педагогических специальностей. Образование исходя из позиций личностно-деятельностного и профессионально-творческого подходов призвано обеспечить деятельность человека и становление его личности. Становление личности всегда связано с обретением ценностей. Показана природа ценностей и источник их возникновения. Рассматривается сущность понятия «ценность», затронута субъективно-релятивистская трактовка сущности ценностей. Ценность определяется как значимость, которая является производной от интереса, потребности, желания индивида. Обосновывается необходимость целенаправленного и поступательного формирования эмоционально-ценностного отношения к педагогической профессии.

Аль-Юсифи М.Н., Дубовик М.В. Влияние исторически сложившихся государственно-политических институтов Йемена на развитие системы образования

Раскрывается генезис Йеменской системы образования, сообразной развитию государственно-политических систем этого государства. Показана структура современной системы образования. На характер генезиса наибольшее влияние оказывают, во-первых, наследие древних культурных цивилизаций арабского мира, во-вторых, параллельное самостоятельное развитие образования в Йемене вследствие историко-политического деления страны на северную и южную части, в-третьих, широкий спектр многоуровневого воздействия, многочисленных иностранных специалистов и их методик на образовательную среду страны и, наконец, деятельность кадровых работников, получивших высшее образование в странах Европы, которые сегодня и формируют Йеменскую систему образования. Результаты выполненных научных исследований могут быть использованы в определении содержания обучения при разработке учебных программ, учебников и учебных пособий.


МЕТОДИКА

Конышева А.В. Организация самостоятельного обсуждения проблемы с опорой на иноязычный текст студентов технических специальностей

Один и тот же текст на занятиях по иностранному языку со студентами технических специальностей может служить речевым материалом как для обучения чтению, так и для развития устной речи. Успешное обучение иноязычной речи по специальности зависит от правильного отбора учебного текста и адекватной работы над текстовым материалом, т.е. текст может выполнять ту или иную учебную функцию, служить для решения тех или иных практических задач обучения. Текст на проблемной основе при такой постановке вопроса выполняет тройную функцию: является источником информации по данной специальности, средством овладения специальностью и стимулом для развития навыков устной профессиональной речи. В данном исследовании мы рассматриваем текст как опору для организации самостоятельного обсуждения проблемы, предлагаемой преподавателем.

Терешкова О.Н. Формирование навыков слушания и говорения на иностранном языке

Изучение иностранного языка в неязыковом вузе является составной частью общей профессиональной подготовки современного специалиста и несомненно имеет свою специфику как в отношении конечных целей, так и в отношении отбора способов и приемов обучения. Определение конечных целей представляет собой результат моделирования профессиональной деятельности специалиста в ситуациях, где необходимы навыки владения иностранным языком. Анализируется состояние проблемы с точки зрения психологии и педагогики, определяется роль психолого-педагогических приемов в практическом обучении навыкам слушания и говорения на иностранном языке студентов неязыкового вуза, проводится последующее исследование этих приемов как целостного образования, обеспечивающего их коммуникативное применение. Представлена попытка системно-деятельностного подхода к формированию навыков слушания и говорения на иностранном языке. Приводятся развернутые примеры психолого-педагогических приемов, их систематизация по обучающим и психологическим признакам, обозначается их прикладное значение для преподавателей иностранного языка.

Шоцкая Г.А. Интенсификация процесса обучения студентов высших учебных заведений в условиях социальной фасилитации (на примере преподавания иностранного языка)

Раскрывается понятие интенсивного обучения. Приводятся социальные причины возникновения и развития интенсивных методов обучения иностранным языкам, в частности таких, как суггестопедический метод Г. Лозанова и метод активизации резервных возможностей личности и коллектива Г.А. Китайгородской. Раскрывается сущность психологического феномена социальной фасилитации и возможность его применения для интенсификации процесса обучения иностранному языку. Описываются изменения психической деятельности человека в условиях социального присутствия, указываются психические процессы, усиление которых наиболее важно в процессе обучения иностранному языку. Раскрываются условия использования фактора социального присутствия, обеспечивающие наибольший фасилитирующий эффект. Приводятся виды заданий, основанных на вариативном использовании фактора социальной фасилитации, и этапы проведения занятия при организации процесса обучения в условиях социальной фасилитации.

Завистовский В.Э., Коренский В.Ф., Коровкин В.Н., Шумов О.В. Развитие теории интегративного технического образования на базе классической механики

Основной принцип межпредметной интеграции заключается в том, что элементы знаний общеинженерных и специальных дисциплин должны конструироваться из элементов знаний фундаментальных дисциплин путем их укрупнения. При таком подходе к организации учебно-познавательной деятельности обеспечивается непрерывность и преемственность в изучении дисциплин, отсутствие дублирования материала. В механике как науке о явлениях природы исходят из наблюдаемых и устанавливаемых экспериментально фактов. Практика, опыт должны подтвердить приемлемость принимаемых допущений. Технологический аспект проектирования интегрированного содержания раскрыт на примере интеграции дисциплин «механического» цикла: «Теоретическая механика», «Теория механизмов и машин», «Детали машин», которые в значительной мере формируют специфику профессионального мышления. Переход к модернизированной дидактической модели должен осуществляться поэтапно и по нескольким направлениям. Одним из них может стать введение в практику технических вузов междисциплинарных учебных комплексов.
 

ПСИХОЛОГИЯ

Дубинко Н.А. Психологическая диагностика и коррекция синдрома эмоционального «выгорания» у руководителей

Анализируются проблемы использования человеческих ресурсов в профессиональной деятельности организации и феномен современной психологии управления – «синдром профессионального выгорания». Определена феноменология понятия профессионального выгорания, дана смысловая нагрузка стадий эмоционального выгорания. Охарактеризованы такие признаки эмоционального выгорания, как «эмоциональное истощение», «личностная отстраненность», «ощущение утраты эффективности». Изучены фазы протекания синдрома выгорания от предупреждающей фазы, которая выражена чувством чрезмерного участия в деятельности организации и истощения, до фазы разочарования как чувства беспомощности и бессмысленности жизни, экзистенциальное отчаяние. Решена поставленная цель по выявлению уровня и особенностей эмоционального «выгорания» у руководителей. Для выявления ведущих симптомов «выгорания» была использована методика «Диагностики уровня эмоционального «выгорания» В.В. Бойко. Данная методика дает подробную картину синдрома эмоционального «выгорания». Последующий анализ позволяет определить фазу «выгорания» и степень ее сформированности. Решены эмпирические задачи по психологическому обеспечению руководителей необходимыми знаниями и умениями в области превенции эмоционального выгорания.

Мирзаянова Л.Ф., Балакирев М.В. Результаты апробации технологии социально-психологической реабилитации наркоманов в условиях Христианского стационарного центра

Дано определение технологии социально-психологической реабилитации наркоманов. Определен социально-психологический «портрет» наркомана в момент поступления в Христианский стационарный реабилитационный центр и на этапе завершения программы реабилитации. Выявлены негативные изменения в когнитивной, мотивационной и эмоционально-волевой сферах личности наркозависимых, поступающих в центр реабилитации, утрата ими социально значимых целей, ценностей и потребностей; неспособность к саморегуляции и адекватному восприятию социальных ситуаций, связанных с необходимостью преодоления жизненных трудностей, налаживания отношений с окружающими. Представлены результаты исследования влияния технологии социально-психологической реабилитации, реализованной в христианских реабилитационных центрах благотворительной миссии «Возвращение», расположенных на территории Беларуси, на результат восстановления утраченных наркозависимыми социально-психологических функций.
  
Башкирова Ю.В. Эмоциональный интеллект в структуре эмоциональной саморегуляции студента вуза

Проблема формирования социально-профессиональных компетенций выпускника вуза стоит на современном этапе особенно остро. Злободневность вопроса обусловлена меняющейся системой требований к знаниям, умениям и навыкам молодого специалиста, интегрирована ожиданиями работодателя в отношении не только профессиональных, но и личностных образований выпускника вуза. В связи с этим рассмотрена проблема формирования и развития эмоциональной саморегуляции. Содержатся некоторые результаты исследования эмоциональной саморегуляции, эмоционального интеллекта, самоактуализации студентов вуза в процессе учебно-познавательной деятельности, места эмоционального интеллекта в структуре эмоциональной саморегуляции. Обнаружена взаимосвязь между показателями эмоциональной осведомленности и показателями ориентации во времени и поддержки. Сделан вывод о том, что более организованный во времени человек точнее ощущает себя, лучше понимает эмоциональное состояние другого человека, управляет процессами развития эмоциональной саморегуляцией.
  
Клещёва Е.А. Типы воспитания в повторнобрачных семьях

Представлен теоретический анализ научной и научно-популярной литературы, статистические данные и данные эмпирических исследований типов воспитания в повторнобрачной семье. Проанализированы подходы к классифицированию типов семейного воспитания. Представлена комплексная классификация существующих конструктивных и деструктивных типов воспитания со сходными характеристиками, предложенными исследователями различных научных школ. Показаны результаты сравнительного анализа типов семейного воспитания в повторнобрачных семьях. Исследование проведено с помощью методики «Анализ семейного воспитания» Э.Г. Эйдмиллера и В. Юстицкиса. Эта диагностическая методика предназначена для изучения опыта родителей в воспитании ребенка, выявления ошибок в родительском воспитании. Статистически достоверно доказывается различие в отношении отца к воспитанию родного и неродного ребенка в условиях повторного брака.
  
Конышев Ф.В. Взыскания и поощрения в специфической социальной среде мест лишения свободы как средство реализации убеждения и принуждения в исправительных целях

Исследования в области пенитенциарной психологии и педагогики сегодня являются наиболее актуальными, поскольку в работе с людьми, независимо от того, какое положение в обществе они занимают, невозможно обойтись без рекомендаций психологов и педагогов. Значение рекомендаций указанных ученых для работы с лишенными свободы осужденными не возможно переоценить, несмотря на то, что некоторые практики (по данным нашего опроса почти 20 %) скептически относятся к возможности позитивно повлиять на отдельные категории осужденных. Результаты нашего исследования убеждают в обратном и наглядно показывают преимущество методов убеждения по сравнению с методами принуждения. Поощрения как раз являются средством реализации указанного метода, но в работе с осужденными невозможно обойтись и без методов принуждения. Естественно, при этом необходимо учитывать особенности контингента осужденных, неоднозначность которого подтверждена самим видом исправительного учреждения. Тем не менее и в исправительной колониях, и в тюрьмах на практике широко используется как поощрение, так и взыскание, что и отражено в настоящем исследовании.
 

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Наскалов В.М. Физическое воспитание студентов вузов на современном этапе

Одним из путей повышения эффективности физического воспитания является создание многоуровневой системы физического воспитания, которая позволила в проведенном исследовании использовать технологию модульно-блочного обучения как системообразующий фактор построения учебного процесса на циклической основе, состоящей из трех блоков, взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга на четырех уровнях: комплексно-целевого, информационно-экологического, инновационных технологий. Представлены данные о том, что традиционные методики проведения занятий по физическому воспитанию не пользуются популярностью у студенческой молодежи; упускаются задачи по формированию у студентов глубоких и полных знаний о физическом состоянии организма и путях улучшения его кондиций, осознания необходимости оптимальной двигательной активности как основного компонента ведения здорового образа жизни. Обоснованы принципы «экологической комфортности» и «соответствия выбираемых средств, интенсивности нагрузки и методики проведения занятий уровню загрязнения окружающей воздушной среды».

Гулидин П.К. Развитие скоростно-силовых способностей отдельных групп мышц с применением тренировочного устройства «качалка»

Рассмотрены проблемы создания тренировочного устройства для развития скоростно-силовых способностей отдельных групп мышц: разгибателей и сгибателей предплечья, плеча, туловища, бедра, голени, стопы. Разработаны тренировочное устройство и методика его применения, для развития скоростно-силовых способностей отдельных групп мышц, с применением ударного и изокинетического метода. Созданная методика применения тренировочного устройства «качалка» позволяет осуществлять индивидуальный подход в создании нагрузки в зависимости от уровня развития скоростно-силовых способностей у каждого занимающегося. Подобраны упражнения для развития скоростно-силовых способностей различных групп мышц занимающихся на тренировочном устройстве «качалка». Подтверждена эффективность применения представленного тренировочного устройства в результате проведенного педагогического эксперимента на базе ДЮСШ г. Витебска по легкой атлетике.

Антипин Н.И. Модельные ориентиры успешности в профессиональной деятельности

Рассмотрены проблемы формирования профессионально важных физических качеств в целях повышения профессиональной и учебной работоспособности, снижения утомляемости контингента системы «лицей – вуз – предприятие» Полоцкого региона. Исследование позволило установить корреляционную зависимость психической работоспособности и утомляемости от развития таких физических качеств, как быстрота, сила, выносливость и другие. При разработке методики оптимизации учебной и профессиональной работоспособности учащихся, студентов и работников производственной сферы выявлена возможность использования данных профессиографии в образовательных учреждениях, осуществлен подбор содержательных программ педагогических воздействий средствами физической культуры и спорта.Показана их особая роль в здоровьесберегающих подходах при формировании и деятельности специалиста. Представлены специальные программы занятий и методики исследований, направленных на сохранение здоровья и качества подготовки специалиста.

Руденик В.В., Лепешев Д.И., Курилёнок Д.Ю. Специфика обучения решению двигательных задач в физическом воспитании

Эффективность процесса обучения напрямую связана с тем, насколько точно и глубоко методические положения, которыми руководствуются практики, отражают закономерности этого процесса. На основании этого в целях совершенствования процесса обучения в физическом воспитании исследовалась направленность и значимость методических положений при решении частных задач на этапах обучения технике физических упражнений. Результаты проведенных исследований показали, что при решении конкретных задач обучения ведущие специалисты руководствуются ограниченной совокупностью дидактических положений, отражающих специфические закономерности обучения в физическом воспитании, что обусловлено степенью положительного влияния соответствующих положений на результаты обучения. Полученные результаты исследований послужили основой для разработки системы дидактических принципов, регламентирующих деятельность педагогов при решении задач на этапах начального и углубленного разучивания, закрепления и дальнейшего совершенствования техники действия.

Миненок Е.В., Максимушкина Н.И., Ильницкий А.Н. Физическая реабилитация при умственном переутомлении студенческой молодежи

Изучена структура мероприятий физической реабилитации при умственном переутомлении студентов с хроническими заболеваниями, которая представлена тремя этапами (поликлинический, стационарный и санаторно-курортный). Проанализированы данные (выкопировка) из медицинской документации (медицинских карточек) 122 студентов с синдромом умственного переутомления. Рассмотрены поликлинический этап (студенты находятся на лечении в поликлиниках); стационарный этап (студенты лечатся под наблюдением врача, непосредственно в стационаре); санаторно-курортный этап (студенты оздоравливаются в профилакториях, санаториях или на курортах). Поликлинический этап является центральным в организации физической реабилитации у больных студентов с хронической патологией, где проводятся «базисные» реабилитационные, в том числе кинезотерапевтические мероприятия. Санаторно-курортный и стационарный этапы направлены на поддержание достигнутого на поликлиническом этапе уровня физической работоспособности.

Волынец Ю.П., Апрасюхина Н.И. Проблема допинга в спорте

Исследуется проблема допинга в спорте. Представлены результаты проведенного поиска и сбора литературных данных по проблеме применения допинга в спорте. По данным научной литературы изучено, что представляют собой допинги, какие вещества к ним относятся. Показаны краткая история допинга в спорте, как влияют допинги на организм и т.п. Представлены результаты анализа, выполненного по результатам исследования, сделаны соответствующие выводы. Допинг наносит огромный вред здоровью спортсменов, но основной проблемой счита­ется этическая – применение допинга убивает идею честных соревнований, лежащую в основе спорта и олимпийского движения. Исследование показало, что именно нравственные позиции тренеров имеют приоритет для воспитанников перед его спортивными и даже педагогическими достижениями.
 

ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

Конышева А.В. Пути, тенденции и направления развития социальной сферы
(международная научно-практическая конференция, Витебск, 23 мая 2008 года)

Вержибок Г.В. Экспериментальные исследования речи: традиции и современность школы Б.А. Бенедиктова
(республиканская научная конференция, Минск, 15 октября 2008 года)

Тарасова О.Т. Управление самостоятельной работой студентов по иностранному языку в вузе
(международная научно-практическая конференция, Полоцк, 18 – 19 ноября 2008 года)

Конышева А.В. Разработка научно-методического обеспечения учебных дисциплин: подходы, опыт, перспективы
(методологическая сессия, Минск, 27 ноября 2008 года)