Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА.
№ 1. Серия А. Гуманитарные науки. 2009

Дук Д.У. Полацкі пасад IX – XVII стагоддзяў: гісторыка-параўнаўчая характарыстыка

На падставе звестак археалагічных і пісьмовых крыніц, а таксама абагульнення гіста­рыяграфічных даных у артыкуле разглядаюцца пытанні развіцця сацыятапаграфічнай структуры полацкіх пасадаў у ІХ – XVII стагоддзях. Дадзена характарыстыка паняцця «пасад», вызначаны час станаўлення полацкіх пасадаў, этапы развіцця іх сацыятапаграфічнай структуры і кіравання. Праведзены параўнаўчы аналіз з сінхроннымі працэсамі ў гарадах Паўночнай Русі (Віцебск, Ноўгарад, Пскоў). Зроблена выснова аб адсутнасці ў Полацку «канчанскай» структуры арганізацыі пасадскага насельніцтва, што адрознівае Полацк ад Ноўгарада, Пскова і іншых гарадоў Паўночнай Русі. Пазначаны этапы станаўлення гарадской абшчыны. Пацверджана думка, што юрыдычнае замацаванне мяшчанскай абшчыны адбылося пасля надання Полацку магдэбургскага права (1498 г.). З гэтага часу і да канца XVII стагоддзя існавала соценная структура кіравання пасадскага насельніцтва.


ИСТОРИЯ

Емельянчик О.А., Кошкин И.В. Население Полоцка XVII – XVIII веков по данным антропологии (по материалам раскопок на Полоцком городище)

Представлены результаты антропологического исследования погребений XVII – XVIII веков, выявленных в ходе раскопок на территории полоцкого городища. Скелетные останки были изучены по комплексной программе, включающей палеодемографический анализ, оценку патологий, измерение длинных костей с последующей реконструкцией прижизненной длины тела, измерение черепов по традиционной краниометрической программе. Средняя продолжительность жизни (с учетом детской смертности) в исследованной группе населения Полоцка XVII – XVIII веков составляла 24,7 года. Пик смертности приходился на период первого детства, большинство детей умирало в возрасте до 6-ти лет. Средний рост мужчин из исследованной группы составлял около 167 см, средний рост женщин – около 154 см. Травмы, выявленные у мужчин, могут отражать участие мужской части населения в военных действиях. Для населения, оставившего кладбище на полоцком городище, была характерна низкая встречаемость патологии, известной как cribra orbitalia. Патология полностью отсутствует у взрослых, у детей встречается лишь в 25 % случаев. Это указывает на сравнительно хорошие условия жизни в исследованной группе. Выявленное морфологическое сходство полоцкой краниологической серии и хронологически близкой серии сельского населения Беларуси в целом указывает на местное происхождение полоцкой шляхты.

Усціновіч Ю.Ф. Арганізацыя сістэмы ўтрымання дзяржаўных умацаванняў Вялікага княства Літоўскага ў XVI стагоддзі

Вызначаны асаблівасці функцыянавання сістэмы ўтрымання дзяржаўных умацаванняў у Вялікім княстве Літоўскім у XVI стагоддзі. Спецыяльныя працы па гэтаму пытанню ў гістарыяграфіі адсутнічалі. Вызначана, што да сярэдзіны ХVІ стагоддзя кіраўніцтва ВКЛ апынулася перад неабходнасцю пераадолення крызісу ў справе ўтрымання дзяржаўных умацаванняў. Пазначаюцца прычыны крызісных з’яў. Прыводзіцца характарыстыка даўняга прынцыпа ўтрымання дзяржаўных фартэцый і іх зменаў у XVI стагоддзі. Даецца характарыстыка прававых нормаў утрымання крэпасцей у розных землях ВКЛ, дынаміка і шляхі іх стварэння. Аналіз зроблены на падставе даследавання гістарыяграфіі і апублікаваных пісьмовых крыніц метрыкі Вялікага княства Літоўскага.

Воробьев А.А. К вопросу о выборах во Всероссийское Учредительное собрание в Невельском уезде Витебской губернии

Исследуется вопрос о выборах во Всероссийское Учредительное собрание на территории Невельского уезда Витебской губернии. В научный оборот вводится персональный состав всех членов Невельской уездной избирательной комиссии с указанием их служебного положения. Большое значение имеет информация о том, что солдаты Северного фронта русской армии, находившиеся на территории Невельского уезда Витебской губернии, должны были голосовать вместе с гражданским населением. Значительным вкладом автора является публикация материалов, свидетельствующих о нарушениях, допущенных в ходе выборов, которые в большинстве своем, как это явствует из архивных источников, были осуществлены представителями партии большевиков. Большевики заняли первое место и получили наибольшее количество голосов, главным образом за счет голосования вместе с гражданским населением солдат Северного фронта, а также за счет правонарушений, допущенных ими при проведении выборов.

Мельникова А.С. Организационное оформление парламентской трудовой группы и формирование ее партийных установок в период деятельности I Государственной думы

Анализируется процесс организационного оформления Парламентской трудовой группы и формирования ее партийных установок в период деятельности I Государственной думы. Приводятся данные о количественном и социальном составе трудовиков, а также о партийной принадлежности ее членов. Дается характеристика устава и основных пунктов программы Трудовой группы. Раскрываются некоторые аспекты деятельности депутатов группы по реализации программных установок как в самой Думе, так и на местах. Представлены сведения о деятельности белорусских депутатов-трудовиков. Показаны и анализируются причины, которые привели депутатов фракции к переходу от тактики «мирного парламентаризма» к более решительным формам борьбы.

Волженков В.В. Полемика «Нашай Нівы» с правой прессой

Исследуется дискуссия «Нашай Нівы» с органами правой консервативной печати, проходившей в начале ХХ века. Показаны различные подходы и проблемы, существующие в современной историографии по поводу изучаемого вопроса. Отражены важнейшие темы полемики. Показаны причины конфликтов противостоящих друг другу политических сил, проблемы взаимоотношений белорусского национального движения с такими монархическими изданиями, как газеты «Северо-западная жизнь», «Окраины России», журнал «Крестьянин». В качестве важнейших тем полемики автор называет проблему признания белорусского языка как языка самостоятельной белорусской нации и его места в образовании, религии и других сферах общества. Публикация обращает внимание на способы ведения полемики оппонентами, при этом указывается взаимная некорректность, надуманность обвинений участников диспута. Причинами дискуссии выступают различные оценки исторического прошлого белорусов, которые давали на своих страницах конфликтующие издания. Автор делает вывод о важности рассмотрения изучаемой проблемы с различных сторон: как с позиций представителей национального возрождения, так и с точки зрения консервативных сил белорусского общества.


ФИЛОСОФИЯ

Сокольчик В.Н. Национально-культурная самоидентификация белорусов и возможности интеграции восточнославянского мира

Рассматривается проблема культурной самоидентификации применительно к носителям белорусской культуры. Показано решение проблемы национально-культурной самоидентификации, напрямую связанное с вопросами принятия национальной идеи, самоощущением личной принадлежности к определенной национальной культуре, ее семиотическому и ценностному полю. Культурная самоидентификация рассматривается как необходимое условие интеграции культур в глобализирующемся мире и, соответственно, как главная предпосылка возможной восточнославянской интеграции. Решение обществом и отдельными его представителями вопроса культурной самоидентификации – это только начало подлинного диалога и общения культур, построенного на основе национальной уникальности вкупе с признанием самобытности других культур и их внутреннего единства. Сегодня интеграция славянского мира возможна лишь на основе паритета и равноправия, сохранения территориальной целостности и суверенитета государств и, что немаловажно, осознания собственной культурной уникальности. Только в соединении культурных организмов способна родиться новая культурная общность восточнославянского мира – не аморфная и маложизнеспособная, а активная и творческая.

Табачков А.С. Феномен исторического времени в аспекте его онтогносеологических свойств

Рассматривается проблематика истории развития представлений о времени и истории, а также связь процессов осмысления и теоретизации феномена исторического времени со сложившимися и альтернативными, в том числе и предлагаемыми автором, интерпретациями его онтогносеологических свойств. Несмотря на весь присущий ему неоромантический пафос, трудно все же не согласиться с тезисом о том, что Время – это один из тех первофеноменов, удивление перед которыми породило саму философию. Но удивление перед этим феноменом оказалось, по-видимому, все же слишком велико для человека: он постарался как-то избыть его и избавить себя от непомерной тяжести его фундаментальной онтологичности, поскорее «сбыть с рук» неожиданно обретенную и настоятельно требующую осмысления первооснову мира, спрятав Время от себя при помощи редукций тотальных дискурсивных практик религии и науки.


КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Лобач У.А. Рускія, украінскія і польскія землі ў міфапаэтычных уяўленнях беларусаў XIX – пачатку XX стагоддзя

На падставе гістарычных, этнаграфічных і фальклорных матэрыялаў характарызуюцца міфапаэтычныя вобразы рускіх, украінскіх, польскіх зямель і гарадоў у традыцыйнай карціне свету беларусаў ХІХ – пачатку ХХ стагоддзя. Прыходзім да высновы, што ва ўяўленнях беларусаў Расія, Украіна і Польшча рэпрэзэнтавалі адно з вымярэнняў іншасвету – «чужую старану», якая характарызуецца інфернальнай сутнасцю і суаднесенасцю з ідэяй смерці. З другога боку, буйнейшыя гарады гэтых краін – Кіеў, Масква, Варшава – маглі ў залежнасці ад рытуальнага кантэксту ўвасабляць міфалагічны Цэнтр светабудовы.

Сороко С.М., Салахова Ю.Ш., Судакова А.С. Памятники всемирного наследия в национальной культуре беларуси

С культурологической точки зрения анализируется взаимосвязь мировой культуры и национальной культуры Беларуси, находящейся сегодня, по мнению авторов, на стадии расцвета. Утверждается, что отчасти культуры базируются на одних и тех же ценностях. Каждый уникальный объект Всемирного наследия ЮНЕСКО из расположенных сегодня на территории Беларуси памятников находится под постоянным контролем Правительства Беларуси, деятелей белорусской культуры, к ним приковано пристальное внимание мировой общественности. Эту проблематику освещают научные исследования, проводимые в республике, в том числе и в Полоцком государственном университете. Рассматриваются различные факты исторического прошлого. Показана слитность исторического наследия различных народов на примерах объектов, получивших мировое признание в качестве исторических ценностей человечества: Беловежская пуща, внесенная в список международной организации ЮНЕСКО в 1992 году, Мирский замок, ставший всемирной ценностью в 2000 году, Несвижский архитектурно-культурный комплекс и Геодезическая дуга Струве, включенные в 2005 году в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Павильч А.А. Становление и развитие культурологической компаративистики как исследовательской парадигмы в изучении межкультурных различий

Рассматривается становление исследовательской парадигмы культурологической компаративистики и ее роль в развитии гуманитарного знания. На основе анализа историко-культурных и философских источников изучается методологический опыт межкультурных исследований и его прикладное значение в коммуникативной практике. Опыт культурологической компаративистики, прошедшей длительный путь своего становления и развития, позволяет применение сравнительно-культурологического знания в выявлении закономерностей историко-культурного процесса, определении конкретно исторических и локальных особенностей функционирования культурных форм и осмыслении их социокультурной специфики. В практике межкультурной коммуникации сравнительно-культурологическое знание помогает осмыслению культурного своеобразия народов и формированию толерантных моделей межкультурного взаимодействия.

Саенкова Л.П. Полифункциональность и многоаспектность журналистики как вида культуры

Журналистика анализируется как вид культуры, рассматривается её аксиологическая сущность. Автор акцентирует внимание на такой неотъемлемой культурной части СМИ, как публикации по искусству. Исследуется трансформация литературно-художественной критики в арт-журналистику. В контексте новых мировоззренческих парадигм, поля формирования нового мышления в ситуации, когда журналистика набирает масскультовые «обороты», не стоит забывать (а тем более отказываться) то, что было хорошим и достойным в недавнем прошлом. Показана одна из традиций отечественной журналистики того времени – традиция, связанная с культурой информации, культурой диалога с читателем, культурой мышления. Следовательно, потребность в культурном чтении в условиях тотального засилья массовой культуры не исчезнет.


ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Захаревич А.Г. Эпический театр: проблема использования смеховых форм

Исследуется феномен эпического театра и проблема использования в нём смеховых форм (иронии, сарказма, пародии, гротеска). Термин «эпический театр» в статье употребляется в широком смысле, определяя не только творчество немецкого драматурга и режиссёра, автора теории «эпического театра» Бертольта Брехта, но и его последователей – швейцарских драматургов Макса Фриша, Фридриха Дюрренматта. Широкая трактовка термина «эпический театр» позволила подчеркнуть общую характерную направленность творческого метода Брехта, Фриша и Дюрренматта на создание «эффекта очуждения», или «остранения». Сущность «эффекта очуждения» заключается в целенаправленном разрушении драматургами иллюзии правдоподобия театрального представления, в дистанцировании зрителя от непосредственного, основанного на вживании восприятия постановки и в активизации его мыслительной деятельности. Показана специфика смеховых форм, выявляются предпосылки использования иронии, сарказма, гротеска, пародии в эпическом театре. В качестве примеров приводятся произведения Б. Брехта, М. Фриша, Ф. Дюрренматта.

Жигур М.В. Графическое наследие Марка Шагала. Витебский пейзаж

Рассматриваются графические пейзажи Марка Захаровича Шагала, излюбленной темой которого был мотив «старого города». Его творчество отображает город не только с большой подробностью архитектурного облика, но и стремится передать образ города, его характер, по-своему интерпретировать «городскую природу». Пейзаж в творчестве мастера всё больше превращается в средство передачи социальной ориентации, откликается на то, что происходит в обществе. Это не только декорация, фон, на котором можно разместить цветы, персонажи или предметы. Это сильный элемент композиции, который всегда эмоционально насыщен. Его формальное соединение с другими элементами картины обусловлено, конечно же, не только эстетическим выбором, но и чувствами. Привязанный к конкретным этнографическим или документальным деталям и приметам, художник чаще всего создавал не обобщённый образ города как такового, а узнаваемый в своей натуралистичности образ Витебска.

Иноземцева О.А. Семиотико-тематические особенности отображения мироздания современными художниками (на примере материалов изобразительного искусства Витебска второй половины 1980-х – первой половины 1990-х годов)

Анализируются креативные искания витебских художников, отражающие развитие интеграционных процессов 1980-х годов. Образно-стилистические изменения в творчестве витебских художников проявились в использовании новых форм изобразительного языка, отхода от реалистической традиции и обращении к знаку, символу. Примером развития данной тенденции в витебском изобразительном искусстве является деятельность творческого объединения «Квадрат», члены которого осуществили попытку реабилитировать в белорусском искусстве наследие Витебского авангарда 1920-х годов. В заключение дается логический вывод о том, что на новой фазе исторического развития витебское изобразительное искусство второй половины 1980-х годов развивает базовые принципы авангардизма 1920-х годов. Витебские художники обращаются к данному опыту, не только цитируя его, но и наделяя современными мотивами. А потому данный процесс следует принимать не как копирование, а скорее как преемственность идей и концепций, наработанных предыдущими поколениями.

Чупринский И.А. Метаморфозы экранного искусства

В современном научном мире происходит «экологизация» многих гуманитарных наук, не исключая искусствоведения. Показана одна из главных задач науки об экологии экранных искусств – помочь индивиду остаться разумным, высокодуховным человеком, компетентно интерпретировать увиденное реципиентом на экране. Экология экранных искусств (кино, телевидение, видео, медиа и др.) как новейшая прикладная искусствоведческая наука призвана не только выявить творческие аспекты, негативно воздействующие на конечного потребителя (зрителя), но и предложить эффективные методы создания «экологически чистой» экранной продукции. Это вопросы не только морально-нравственного и психологического здоровья нации, но и ее патриотического воспитания. Вопросы морали и нравственности в новейших произведениях кино-, теле- и других экранных искусствах стоят особенно остро. Это связано с внедрением в общественное сознание отрицательных примеров («экранная парадигма») посредством произведений кинематографа, телевидения, видео, мультимедиа, которые по своему функциональному назначению призваны в первую очередь не только просвещать, воспитывать и образовывать, но и сохранять исконные национальные традиции.


ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Третьяк З.И. Сравнительный анализ основных способов изображения первой мировой войны на примере творчества Э. Хемингуэя и М. Горецкого

Исследуются события первой мировой войны, изображенные в литературно-художественных произведениях американских и белорусских художников слова. На примере творчества Э. Хемингуэя и М. Горецкого выявляется общее и различное при описании событий 1914 – 1918 годов. Внимание акцентируется на таких общих положениях, как изображение человека в экстремальной военной ситуации, проблема выбора модели поведения, фактор случайности на поле боя и в тылу, природа подвига на войне, мотив фронтового братства и «равенства сторон». Автор обращает внимание на ряд различий, обусловленных социально-историческими предпосылками творчества прозаиков, их менталитетом и личным опытом.

Кіявіцкая Т.У. Катэгорыя радасці ў апавяданнях К. Чорнага

У прозе К. Чорнага можна вызначыць шэраг сэнсавых катэгорый (нешта новае, радасць і інш.). У дадзеным артыкуле аналізуецца катэгорыя радасці ў некаторых з апавяданняў 20-х гадоў К. Чорнага, вызначаюцца яе аспекты (радасць жыцця, радасць маладосці, радасць дзеяння, звярыная радасць, ціхая радасць і інш.), робіцца акцэнт на радасці, прычынна не абумоўленай, вызначаецца роля катэгорыі ў пабудове вобразнай сістэмы. Пісьменнік напоўніў свае творы пэўным настроем; радасць – ад сумнай і ціхай да звярынай і ненармальнай – стварае своеасаблівы псіхалагічны фон і з’яўляецца важным сродкам для стварэння вобразаў герояў. Радасць вырастае ў апавяданнях К. Чорнага да цэлай жыццёвай філасофіі, становіцца той прызмай, праз якую герой глядзіць на свет.

Гетман-Крывецкая Н.В. Праблема мастацкай свядомасці (на прыкладзе параўнальнага аналізу паэтычных твораў Ганны Ахматавай і Раісы Баравіковай)

Разглядаецца праблема мастацкай свядомасці на прыкладзе творчасці беларускай паэтэсы Раісы Баравіковай. Аўтар лічыць неабходным размяжоўваць паняцці «мастацкая свядомасць» і «мастакоўская свядомасць». Разам з тым вылучае шэраг крытэрыяў, якія выступаюць важнымі пры даследаванні эвалюцыі мастацкай свядомасці творцы: этапы станаўлення мастацкай свядомасці, уплыў творчасці іншых мастакоў слова, мадыфікацыя сістэмы найбольш распаўсюджаных у мастацкіх творах вобразаў і матываў. Даследчык адзначае ўплыў творчасці Ганны Ахматавай на станаўленне і развіццё адметнага паэтычнага голасу Раісы Баравіковай.

Забогонская И.Л. Поэма Дж.Г. Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» в контексте понятий «путешествие» и «паломничество»

Анализируется поэма Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» в контексте понятий «путешествие» и «паломничество» с элементами анализа пространственно-временных отношений. В поэме представлены три уровня паломничества в соответствии с существующими концепциями: физическое, моральное и внутреннее. Привлечение морально-этических и философских концепций к интерпретации данного произведения помогает открыть в нём новые грани и смысловые связи. Также проводятся биографические параллели для обоснования гипотез, выдвигаемых в процессе анализа. Автором создана собственная модель паломничества, где один уровень последовательно переходит в другой и далее их движение происходит одновременно, с постепенным угасанием предыдущих.

Клос О.Ю. «История Нью-Йорка» Вашингтона Ирвинга: особенности жанра и композиции

Рассмотрены особенности творческого замысла, жанра и композиции «Истории Нью-Йорка» Вашингтона Ирвинга с учетом его раннего творчества, а также в контексте европейской и американской просветительской литературной традиции. По-своему осмыслив исторический опыт американского народа, в «Истории Нью-Йорка» писатель осуществил романтическую реконструкцию национальной истории. Стремление раскрыть национальную тему позволило Ирвингу создать оригинальное комическое произведение, которое оценили как американские, так и европейские читатели. Для литературы США «История Нью-Йорка» стала явлением, а для творчества Ирвинга – первым серьезным достижением, определившим его литературный путь.

Рогачевская М.С. Дискурс «традиции» и «потока сознания» в романах Д. Лоджа «Терапия» и «Думают…»

Рассматриваются проблемы взаимодействия традиционных литературных практик и эксперимента в форме «потока сознания» в постмодернистских романах Д. Лоджа. Традиция анализируется на трех уровнях: жизненные аналоги художественных форм, классические философские концепции и использование известных текстов без пародирования. «Поток сознания» рассматривается как пародийное воспроизведение модернистского самосознания. Результатом исследования стал вывод о телесности сознания и конфликте «культуры» и «цивилизации» в современном обществе. Д. Лодж наследует и обновляет некоторые литературные традиции: обращение к классической философии и Библии, традиции телесности в литературе в русле постмодернистских теорий.

Кондаков Д.А. Поэтика и эстетика «эпического театра» Б. Брехта как основа творческой концепции Р. Барта

Рассматриваются особенности адаптации и переосмысления эстетических идей и драматургической практики создателя «эпического театра» Б. Брехта в театральной критике и эссеистике Р. Барта. Идеи «эпического театра» стали концептуальной основой «Мифологий» и других книг Барта 1950-х годов. В них, несмотря на эволюцию взглядов, Барт разоблачает штампы «буржуазного», массового сознания, занимается демифологизацией, отдавая себе отчет в неистребимости мифов. Он избегает принимать ответственность за слово, выносить окончательные суждения, скрывает авторскую индивидуальность за маской, как и Брехт. В то же время разделение Бартом литературных произведений на «тексты для чтения» и «тексты для письма», отстаивание принципиальной многозначности в качестве эстетического достоинства произведения противопоставляет его основам брехтовского идеологизма в искусстве.

Лушневская Е.В. Композиционно-жанровая характеристика «Песни о Нибелунгах»

«Песнь о нибелунгах» – это наиболее изучаемая, но так и не изученная до конца поэма герман­ского героического эпоса. Сложность «Песни» заключается в синтезе нескольких пластов; куртуазный период миннезанга, бурные события эпохи «переселения народов», мифические сказания о героях определяют ее композиционно-жанровую характеристику. В современной медиевистике ограничение сферы изучения «Песни о нибелунгах» рамками анализа произведения на уровне содержания во многом исчерпало себя. Целесообразно рассмотреть взаимодействие обеих частей «Песни о нибелунгах» (ее композиционно-жанровую структуру) не как статическое соотношение (соединение частей), но с точки зрения динамики, опираясь на выделение ведущего образа в поэме.


ЛИНГВИСТИКА

Струкава С.М. Этымолага-анамасіялагічная інтэрпрэтацыя этноніма «крывічы» і ідэя яго адраджэння

Праводзіцца этымолага-анамасіялагічны аналіз старажытнай назвы крывічы, якая магла выконваць функцыю этноніма і тапоніма з рэалізацыяй адпаведных этнічнага і тэрытарыяльна-геаграфічнага значэнняў. Указваецца геаграфічная лакалізацыя назвы, даецца этымалагічная інтэрпрэтацыя з пералікам існуючых версій яе паходжання. Адна з версій, паводле якой этнонім крывічы ўзыходзіць да паняцця «кроўныя, сваякі», прывяла да ўспрымання гэтага этноніма як выражальніка нацыянальнай прыроды беларусаў і супрацьпастаўлення этноніму беларусы. Акцэнтуецца ўвага на імкненні творчай беларускай ітэлігенцыі ў канцы ХІХ – пачатку ХХ стагоддзя адрадзіць спрадвечны этнонім крывічы, што звязана было з нацыянальна-адраджэнцкім рухам і перакананнем, што будучыню перад сабой мае толькі той народ, які мае выражаныя індывідуальныя рысы ў мове.

Лянцевич-Иванюк Т.М. поэтическая грамматика Б. Пастернака (на примере анализа цикла «Послесловье»)

Используя анализ грамматической формы художественного текста и его системно-структурной организации, исследуется речевой смысл поэтического цикла Б. Пастернака «Послесловье». Описание языковых особенностей поэтической речи Б. Пастернака основывается на теории поля. В качестве структурно-смысловой единицы художественного текста используется блок информации. С целью выявления речевого смысла на уровне цикла стихотворений устанавливаются дистантные отношения блоков информации на синтагматическом и интегративно-парадигматическом (системном) уровнях.

Старасціна Г.М. Паўтор як моўна-стылістычны сродак у раманах I. Мележа «Людзі на балоце», «Завеі, снежань» і яго перадача на нямецкую мову

Аналізуецца з’ява паўтору моўных адзінак у раманах з «Палескай хронікі» І. Мележа і яе адлюстраванне ў нямецкамоўным тэксце. У аснову даследавання пакладзены фактычны матэрыял, які быў вылучаны з раманаў «Людзі на балоце», «Завеі, снежань» і іх перакладаў на нямецкую мову. Разглядаюцца розныя віды паўтораў, такія як канструкцыі з паўторнымі сінтаксічнымі пазіцыямі, анафара, эпіфара, кальцо, кампазіцыйны стык, падваенне, шматзлучнікавасць, сінтаксічны паралелізм, лейтматыўны паўтор. Не застаецца па-за ўвагай і іх стылістычная функцыя. У выніку супастаўляльнага аналізу раманаў І. Мележа «Людзі на балоце», «Завеі, снежань» і іх перакладаў на нямецкую мову вылучаюцца перакладныя адпаведнікі паўтораных у арыгінале моўных адзінак. Разглядаюцца выпадкі, калі паўтор у перакладзе не адлюстроўваецца.

Буракова О.М. Адаптация полевой теории к новой научной парадигме

Статья посвящена выявлению путей и средств адаптации теории поля, структурной в своих истоках, к новой научной парадигме, в центре внимания которой оказался человек. Показаны причины незатухающего интереса к исследованиям в данной области, обосновывается их актуальность, выявляются сферы применения полевой теории в современной науке о языке, в смежных дисциплинах, указывается методологическая значимость теории. Автор приходит к выводу, что изучение семантических полей может быть особенно эффективным в рамках когнитивного направления лингвистики, увязывающего такие понятия, как язык, языковая картина мира, культура, мышление, человек, поэтому релевантным становится рассмотрение семантического поля как языковой репрезентации одноименных конструктов мышления: концептов, фреймов, сценариев и др.

Дзячэня А.А. выкарыстанне гатовых лексічных сродкаў пры стварэнні тэрмінаў грамадска-палітычнай лексікі

Даследуецца лексіка-семантычны спосаб тэрмінаўтварэння. Разгля­даюцца віды гатовых лексічных сродкаў і іх асаблівасці пры ўтварэнні грамадска-палітычнай лексікі. Адзначаецца, што семантычная дэрывацыя як адзін са спосабаў намінацыі навуковых паняццяў у беларускім грамадска-палітычным тэрмінаўтварэнні праяўляецца ў спецыялізаціі значэння агульнаўжывальных слоў, звужэнне іх семантыкі, метафарычных і метанімічных пераносаў, а таксама ў семантычным калькаванні. Выкарыстанне гатовых лексічных сродкаў пры стварэнні тэрмінаў грамадска-палітычнай лексікі спрыяе далейшаму развіццю і ўзбагачэнню ўласных лексічных рэсурсаў беларускай мовы ў функцыянальных адносінах, выпрацоўцы беларускай грамадска-палітычнай лексікі на нацыянальнай аснове.

Романовская Е.И. Концептуализация зла в русской и белорусской фразеологии

Исследуется концептуализация зла в русской и белорусской фразеологии. Зло – аксиологический абстрактный концепт, выражающий ценностное отношение человека к окружающему миру. В статье представлены особенности концептуализации зла в русской и белорусской фразеологии. Используя методику профилирования концепта по Е. Бартминскому, репрезентированы и сопоставлены такие фасеты, как происхождение зла, категоризация, объект. В результате моделирования концепта выясняется, что несмотря на большие сходства проявляются различия, свидетельствующие о некотором расхождении во взглядах русских и белорусов на зло.