Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА.
№ 5. Серия Е. Педагогические науки. 2009

Лазовский Д.Н., Булах В.В., Голубев Ю.П.
Пути модернизации университетского образования

Рассмотрены актуальные вопросы развития инновационной составляющей в образовательном процессе при подготовке специалистов с высшим образованием в Полоцком государственном университете. Определены перспективы развития инновационных образовательных технологий и задачи, которые необходимо решить в целях повышения качества образования. Показана необходимость комплексной модернизации содержания и методик современного высшего образования. Следуя указанному направлению, можно добиться улучшения качества подготовки специалистов, которые будут способны решать самые сложные задачи, реализовывать проекты, адекватные новому времени, проявлять лучшие качества личности.

ПЕДАГОГИКА

Сманцер А.П. Аксиологические основания современного образовательного процесса

Важной задачей педагогики становится осознание, понимание и усвоение обучающимися определенной системы ценностей, отношения к человеку как субъекту познания, общения и творчества. Рассматриваются современный образовательный процесс и его аксиологические основания. Показана одна из характеристик качества – наличие ценностного отношения студентов к образованию, будущей профессиональной деятельности. Образовательный процесс всегда был связан с освоением учащимися важнейших ценностей. Выработанные человечеством идеалы и ценности становятся богатством личности. Показана универсальность ценностей образовательного процесса, проявляющаяся в их пригодности как для отдельного человека, так и системы образования в целом. Ценностное отношение к образованию, к его качеству и уровню способствует наиболее полному развитию и реализации потенциальных возможностей студентов, позволяет им приобрести мобильность в профессиональной сфере, увеличить шансы получения более интересной и престижной работы.

Глазырина Л.Д., Шоцкая Г.А. Социальная фасилитация как фактор использования техник педагогической арттерапии в процессе обучения иностранному языку

Раскрывается понятие арт-терапии и специфика ее педагогического направления. Дается определение психологическому феномену социальной фасилитации, указываются его психофизиологические аспекты и условия возникновения, а также зависимость фасилитирующего эффекта присутствия других людей от пола, возраста, статуса и других характеристик субъекта, от его отношения к присутствующим. Отмечается целесообразность использования техник педагогической арт-терапии в условиях социальной фасилитации. Приводятся варианты использования средств искусства для усиления таких психических процессов студентов, как эмоциональная реакция, возникновение ассоциаций, генерирование критических идей, а также указывается задача, стоящая перед присутствующими на занятии «посторонними» людьми и имеющая фасилитирующую функцию. Даются примеры практической реализации методических приемов обучения иностранному языку, основанных на использовании техник педагогической арт-терапии в условиях социальной фасилитации.

Карнелович М.М. Формирование педагогической рефлексии у молодых учителей

Анализируется проблема понимания роли рефлексии в профессиональной педагогической деятельности. Раскрывается актуальность диагностики и формирования педагогической рефлексии молодых учителей. Приведено обоснование возможности управления развитием педагогической рефлексии у молодых учителей в условиях специально организованной педагогической деятельности. Описана специально разработанная программа, направленная на развитие личностной и коммуникативной рефлексии молодых учителей. Представлены апробированные способы формирования умений личностной и коммуникативной рефлексии, доказательства их эффективности. Приведены эффекты личностной рефлексии в процессах профессионально-личностного развития и саморазвития, коммуникативной рефлексии – в построении развивающей стратегии педагогического взаимодействия учителей с учащимися и конструктивного делового сотрудничества с коллегами. Принимая во внимание результаты проведенного исследования, предлагаются некоторые рекомендации, направленные на повышение эффективности обучения молодых учителей умениям педагогической рефлексии.

Кедрова Е.М. Интеллектуальная зрелость личности в контексте интенционально-динамической модели «акме»

Анализ функционирования сложных многокомпонентных систем невозможен без специального понятийного аппарата. Ключевым в нашем исследовании является понятие «зрелость». Зрелость рассматривается в контексте интенционально-динамической модели «акме», ориентирующей человека в личностном росте на постоянное совершенствование и творческое развитие, которое при соответствующих его усилиях и социальных условиях может идти непрерывно по восходящей траектории. Следовательно, зрелость есть не конечное состояние, к которому направлено развитие и которым оно завершается, а длительный процесс, отражающий развитие субъекта деятельности до возможности его самореализации. Зрелость – понятие расчленённое, требующее пояснения вида зрелости: «социальная», «интеллектуальная», «нравственная», «личностная». Интеллектуальная зрелость представляет собой единый процесс накопления знаний, опыта самостоятельного творческого мышления, формирования способностей к постановке перспективных задач интеллектуального развития и качественной реализации их в будущей деятельности. Интеллектуальная зрелость личности есть и состояние, и результат, и продуктивный процесс создания и усвоения интеллектуально-нравственных ценностей. Сту-денческий возраст рассматривается исследователями как наиболее благоприятный период для интенсивного интеллектуального развития личности. Решению задач интеллектуального воспитания благоприятствует также осуществляемая в вузе профессиональная специализация.

Легкоступова Н.Г. Роль куратора в гражданском становлении личности студента

Современная эпоха динамического общества подразумевает новое видение воспитания человека как гражданина государства и члена общества. Анализируя различные подходы к определению гражданственности, подчеркивается многоаспектность данного понятия; обозначены цели гражданского воспитания, актуальные для сегодняшнего времени. Представлены результаты педагогического мониторинга степени ориентации всех элементов гражданского воспитания учащейся молодежи по достижении гражданской зрелости; гражданское поведение студентов приобретает все более четкую направленность, вытесняя социальную апатию, растерянность и неуверенность в завтрашнем дне. Выделены основные направления работы куратора студенческой группы, предложены разнообразные формы проведения информационного часа. Результаты исследования свидетельствуют о том, что гражданские качества личности могут быть сформированы лишь в результате согласованного воздействия на сознание, эмоционально-волевую сферу в сочетании с организацией соответствующей деятельности.

Якубовская Е.С. Определение критериев оценки уровня овладения технологией инженерного проектирования студентами агротехнического университета

Рассматривается система критериев и показателей оценки уровня овладения технологией инженерного проектирования, которая позволит объективно и точно определить уровень компетентности студента агротехнического профиля в области современного проектирования как предпосылки фор-мирования способности воспринимать, разрабатывать и внедрять технические новшества. Система критериев опирается на структуру компетентности в проектировочной деятельности. Оценка значимости критериев экспертами и инженерами, а также статистическая корреляция между оценкой руководителей дипломного проектирования и членов ГЭК доказывает объективность оценки когнитивной, операционно-технологической, личностной и креативно-оценочной составляющих компетентности в проектировочной деятельности. Разработанная система критериев и показателей оценки уровня овладения проектировочной деятельностью позволяет достичь более точной и объективной оценки ввиду единых требований к студентам, прозрачности критериев для преподавателей и студентов, доказательности оценки.

Нечай О.А. Образование для устойчивого развития в системе внешкольных учреждений

Образование для устойчивого развития как система переживает период становления и активной разработки теоретических положений. Представлен анализ многочисленных работ, позволяющий выделить существующие на сегодняшний день подходы к определению предмета исследования образования для устойчивого развития, его цели, задачи и принципы. Образование для устойчивого развития представлено как открытая целостная система, имеющая системообразующий фактор и характеризующаяся функциональным и структурным взаимодействием. Сформулированы основные идеи образования для устойчивого развития, выделены виды деятельности для их реализации. На примере работы кружка «Экология и краеведение» рассмотрены возможности детских внешкольных учреждений для осуществления образования для устойчивого развития. Раскрыты особенности, внедряемые в учебно-воспитательный процесс такого кружка.

Протасова Н.А. Компетентностный подход к подготовке выпускника высшей школы

Внедрение компетентностного подхода в образование находит все более широкое обсуждение и применение в образовательной сфере. Качество подготовки выпускника высшей школы сегодня является одной из наиболее важных задач образования. Необходимо трансформировать образовательное пространство, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым обществом, государством, работодателями. Результатом образования рассматривается формирование ключевых компетенций выпускника высшей школы. Рассматривается компетентностный подход как один из путей решения данной проблемы. При практическом воплощении компетентностного подхода необходимо придерживаться принципа преемственности нового и старого, традиций и инноваций. Дан анализ понятий «компетентность» и «компетенция».

Квитченко Г.В. История развития и становления тестирования как метода контроля знаний

Представлен краткий экскурс в историю развития тестовых методик от Древнего мира и до наших дней. Центральной темой является обоснование влияния работ ученых-тестологов конца XIX – начала XX века на становление основных принципов современного тестирования: надежности и валидности. Описан вклад в тестологию Френсиса Гальтона, Дж. Кеттелла, Э.А. Торндайка, В.С. Аванесова, В.П. Беспалько, А.Н. Майорова, А.М. Радькова, Б.Д. Чеботаревского и других ученых. Показано изменение направлений использования тестов. В настоящее время особое внимание уделяется централизованному тестированию. Все чаще современные тесты используются не только для контроля, но и для обучения. В статье указано направление исследования современной тестологии, связанное с адаптацией тестовых методик к технологиям обучения.


МЕТОДИКА

Конышева А.В. Принципы модульного обучения и их характеристики

Ведущее место при переводе высшей школы в новое качественное состояние отводится самостоятельной работе студентов, управляемой преподавателями. При управлении самостоятельной работой модульный метод предоставляет возможности для деятельностного характера обучения, за счет сочетания различных режимов работы для реализации индивидуального подхода к обучению. Появляется возможность путем организации образовательной среды и варьирования учебной нагрузки создать каждому студенту условия для возможного выбора предпочитаемых им заданий. Студент имеет возможность самостоятельно планировать выполнение упражнений и их количество. Использование модульного обучения предоставляет преподавателю возможность осуществления дифференцированного подхода к студентам, создает условия для развития мотивации учения, рефлексии, самостоятельности студентов, что обеспечивает развитие таких черт характера, как воля, целеустремленность, трудолюбие, дисциплинированность, а также потребность в самосовершенствовании, самообразовании, самовоспитании. У студентов появляется возможность самостоятельно добывать знания, что является существенным моментом для организации процесса обучения в современном вузе.

Маслов Ю.В., Щербина О.Н. Творчество в деятельности преподавания иностранного языка: пора договориться о терминах

Профессия учителя наиболее потенциальна для выявления творчества на всех его уровнях. Неоспоримым фактом является и то, что процесс преподавания в целом, а иностранного языка в частности, взаимообратный и взаимообусловленный. Это означает, что творчество учителя определенный старт для развития творческой личности учащегося. Рассматривается проблематика творчества в деятельности преподавания иностранного языка. В настоящее время данная задача достаточно часто декларируется, однако не всегда до конца ясно, какие именно аспекты деятельности должны становиться более «творческими» в первую очередь. Системный взгляд на феномен творчества в преподавании иностранного языка может стимулировать процесс прогрессивных изменений в иноязычном образовании в целом, что является актуальной задачей сегодняшнего дня. Тем не менее в современной научно-методической литературе термин «творчество», являясь достаточно часто употребляемым, рассматривается весьма пространно. Вопрос о творчестве учителя, обсуждаемый уже достаточно давно, не потерял своей актуальности и в наши дни.

Минчукова Е.М. Организация самостоятельной работы при обучении иноязычному монологическому высказыванию студентов неязыковых специальностей с использованием графических опор

В современной методике преподавания иноязычной речи в вузе большое внимание уделяется организации самостоятельной работы студентов. Анализ речевой деятельности как объекта обучения, т.е. того, посредством чего достигается основная цель обучения – формирование коммуникативной компетенции, доказывает необходимость точного представления преподавателем уровневого строения речевой деятельности, имеющей две цели – информационную и коммуникативную. Одним из путей повышения эффективности организации самостоятельной работы студентов при обучении иноязычному монологическому высказыванию студентов технических специальностей может быть использование различных видов опор. Опоры как вспомогательное средство играют роль смысловых опорных пунктов, позволяющих программировать речевой замысел, общее направление, а также предметное содержание и в определенной мере план высказывания. Они способствуют логическому построению высказывания, обеспечивают качественную и количественную полноту раскрытия темы или ситуации. Управление процессом обучения иноязычному монологическому высказыванию при организации самостоятельной работы студентов неязыковых специальностей с использованием опор регулирует потребностно-мотивационную сферу обучаемых, способствует накоплению знаний и развитию речевых навыков и умений, а также способствует достижению творческого отношения к общению.

Сасина Н.В. Лингвокультурологический подход в обучении студентов гуманитарного профиля иностранному языку

На современном этапе развития современного общества с расширением экономических связей и контактов отмечается глобализация мира, предполагающая сближение народов, усиление их межкультурного взаимодействия. Однако каждое общество имеет особую национальную культуру, которая получает отражение в языке. Особенности культуры влияют на формирование внутреннего мира человека, определяют его национальный менталитет. Специфику национального мировидения важно учитывать не только в переводческой деятельности при извлечении культуроведческой информации из языковых единиц, но и в процессе обучения иностранным языкам, для формирования у обучающихся целостного представления о языке и культуре. Данное положение является основой идеи реализации лингвокультурологического подхода в обучении иностранному языку. Современное общество нуждается в специалистах, способных достойно представлять себя и свою культуру на международной арене, что может быть осуществлено только на принципах интеграции и диалога культур. Обучение иностранному языку студентов гуманитарного профиля не должно ограничиваться только развитием речевых умений на изучаемом языке, должна учитываться взаимосвязь и взаимодействие культуры и языка в его функционировании, что и определяет актуальность идеи реализации лингвокультурологического подхода в обучении студентов иностранному языку.

Фоменко А.А. Содержание методики формирования духовных ценностей подростков средствами художественного краеведения

Исследуется актуальная проблема формирования духовных ценностей личности. Рассматривается новый подход к моделированию содержания данного процесса средствами художественного краеведения. Раскрывается структура методики в рамках критериально-целевого, нормативно-педагогического, содержательно-информационного, процессуально-деятельностного блоков. Рассматриваются основные тактики формирования духовных ценностей подростков, создающие условия для обогащения духовного мира подростков мотивами и навыками личностного самоопределения и творческой самореализации в различных видах художественно-краеведческой деятельности. Раскрываются особенности кластерно-деятельностного метода как основного механизма активизации эмоционально-оценочного, когнитивного и деятельностного компонентов духовного становления личности.

Спиридонов А.В. Совершенствование методики преподавания дисциплин технологии и информатики с использованием современных технических средств обучения

Представлен анализ и основные педагогические условия совершенствования преподавания учебных дисциплин с применением информационных технологий и мультимедиа. Изложены требования обеспечения систематичности и последовательности обучения с использованием этих технологий. Приведены требования к преподавателю, использующему мультимедийные средства в образовательной деятельности. Показаны пути устранения противоречий образовательного процесса вследствие несоответствия между возможностями информационных технологий и их реализацией в процессе преподавания ряда учебных дисциплин. Также показаны причины возникновения противоречий между запросами студентов, требованиями общества и государства к современному уровню преподавания, применения в педагогической деятельности информационных технологий и реальным состоянием данного явления.
 

ПСИХОЛОГИЯ

Вержибок Г.В. Этнокультурное многообразие среды и проблемы адаптации

Изменчивость современного социального пространства задает новые перспективы в реализации личности, требуя от нее высокой активности, определяющей во многом социальную стабильность и общественную динамику. Значимым становится вопрос культуры молодых граждан, а накопление специфического человеческого капитала у выпускников университетов делает их наиболее конкурентоспособными на современном рынке труда. Культурный капитал аккумулируется прежде всего в языковой и культурной компетенции человека. В статье обозначена необходимость компетентностного подхода к проблемам этнических и межкультурных коммуникаций. Раскрываются положения эмпирических исследований, на основе которых возможно успешное функционирование и достижение согласованных действий в разных этнокультурных средах. Подчеркивается значение создания «картины мира» как адаптационного потенциала позитивного взаимодействия.

Мирзаянова Л.Ф. Психологические требования к подготовке и проведению пресс-конференции бывших наркозависимых для студентов вуза

Отмечена связь приобщения к наркотикам с переживанием первокурсниками адаптационных кризисов, порождаемых неготовностью студентов к новым условиям жизнедеятельности, трудностями овладения новыми способами учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности на этапе профессионализации. Сформулирован вывод о необходимости управления адаптационными кризисами на этапе перехода студентов в новую образовательную среду с целью предупреждения деструктивных вариантов развития личности. В качестве одного из превентивных средств рассмотрена пресс-конференция бывших наркозависимых для студентов вуза. Определены методологические и методические основания данной технологии. На основе анализа результатов теоретических и практико-ориентированных исследований сформулированы требования к эффективной реализации технологии пресс-конференции бывших наркозависимых. Определен ключевой фактор, обеспечивающий повышение эффективности сообщаемой информации в ходе пресс-конференции, – подверженность слушателей влиянию нескольких компетентных коммуникаторов.
  
Сергейко С.А. Социально-психологическая помощь депривированным детям из приемных семей

На основе проведенного исследования раскрыта проблема оказания социально-психологической помощи депривированным детям из приемных семей. Полученные результаты констатировали, что детям, выросшим вне семьи в условиях родительской депривации, присущи психологические отклонения (страх, агрессия, отсутствие умения управлять эмоциональными реакциями, безличностные отношения со взрослыми, неспособность к любви и уважению окружающих людей, ограниченность познавательных функций). Одним из путей выхода из сложившейся ситуации является воспитание таких детей в приемных семьях. Однако многие из обозначенных проблем, несмотря на положительный опыт жизни в прием-ных семьях, продолжают оставаться актуальными, что указывает на грубые педагогические ошибки приемных родителей. Представлены разработанная автором комплексная коррекционная программа по снятию негативных последствий у депривированных детей из приемных семей и цикл занятий для приемных родителей с целью качественной психолого-педагогической их подготовки, внедрение которых показали снижение основных социально-психологических проблем у депривированных детей из приемных семей. Показаны принципы, содержание, формы, методы и особенности взаимодействия с депривированными детьми и их приемными родителями, выявлены условия, способствующие решению исследуемой проблемы.
  
Бараева Е.И. Особенности мотивации достижения и избежания неудач у студентов аграрно-технического вуза

Исследуются мотивации достижения успеха как устойчивой характеристики личности. Рассмотрены особенности психологического портрета личностей с мотивацией достижения цели и успеха и личностей с выраженным стремлением к самозащите и избежанию неудачи. Представлены данные пилотажного исследования мотивации достижения успеха и избежания неудач у студентов аграрно-технического вуза. Результаты исследования показали различия в выраженности мотивации на достижение успеха у студентов различных по престижности факультетов обучения. Мотивация на достижение успеха в условиях низкой познавательной потребности может стать основой мотивации учения студентов, освоения профессиональной деятельности. Полученные данные могут быть использованы в практике коррекционной и развивающей работы психологической службы вуза.
  
Андреева Н.И., Трущенко В.В., Станский Н.Т. Средства и методы достижения духовно-нравственного, физического и психического благополучия

Рассматриваются средства и методы достижения духовно-нравственного, физического и психического благополучия. Человек должен стремиться к тому, чтобы стать полезным стране и обществу. В полной мере это может быть осуществлено только людьми с всесторонне развитыми духовными, физическими и психическими сторонами личности. Обосновано, что такими они могут стать исключительно под влиянием определенных общественных условий жизни, среди которых особая роль принадлежит физическому воспитанию. Это обусловливает многосторонний характер воздействий на человека в процессе физического воспитания и предопределяет органическую связь между различными видами воспитания, которые должны учитываться и целенаправленно использоваться в процессе формирования личности. В ускоренном ритме нашей жизни физическая нагрузка становится все меньше, а психическая все возрастает. Показано, что каждый день, проведенный человеком без активной двига-тельной составляющей, ведет к возникновению болезней, а с ними и к преждевременному старению организма.
 

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Наскалов В.М. Современные подходы к содержанию и организации физического воспитания студентов вузов

Организация физического воспитания студентов в вузах не позволяет эффективно использовать физические упражнения в современной экологической ситуации. Существует противоречие между уровнем социальных требований и состоянием физического здоровья студентов. Создавшаяся ситуация вызывает необходимость модернизации системы физического воспитания на основе комплексного подхода, предусматривающего использование современных педагогических технологий. Эта проблема для теории и практики физической культуры указывает на необходимость создания многоуровневой системы физического воспитания студентов, учитывающей экологически неблагоприятные условия. Процесс физического воспитания в вузе нами рассматривается как многоуровневое комплексное взаимодействие подсистем (модулей), взаимно связанных в трех основных блоках модулей. Каждый блок имеет свои задачи и этапы их реализации, заключенные в модулях. Каждому модулю подготовки также соответствуют свои задачи, полное решение которых обеспечивает возможность перехода к следующему модулю и их взаимосвязи. Эта взаимосвязь обеспечивается использованием технологии модульно-блочного обучения, включающей в себя обучающие модули различного направления, в каждый из которых входят операционные функциональные блоки. Такая организация учебного процесса на циклической основе позволила ориентировать содержание занятий на свободу в выборе вида и формы физкультурно-спортивной деятельности, переход к гибким программно-модульным обучающим технологиям, придающим им личностный смысл.

Бойченко С.Д., Леонов В.В., Костюкович В.Е., Карсеко Е.Н., Антипин Н.И. Особенности проявления координационной функции у студентов специальных учебных заведений

Рассмотрены возможности оценки координационной подготовленности курсантов специальных учебных заведений милиции по показателям специфических двигательных заданий. Дана оценка экономичности их реализации по показателям динамики частоты сердечных сокращений испытуемых в комплексных испытаниях нарастающей координационной сложности, моделирующих противодействие преступнику, в «форсированном» режиме обучения двигательным действиям. Данные, полученные в результате проведённого исследования, могут служить предпосылками для выбора средств педагогического контроля за эффективностью процесса профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в средних и высших учебных заведениях милиции.

Павловский С.В., Апрасюхина Н.И. Динамика состояния здоровья студентов Полоцкого государственного университета

На основании данных ежегодных профилактических медицинских осмотров проведено изучение динамики состояния здоровья студентов, обучавшихся на дневном отделении УО «Полоцкий государственный университет» в 2007 – 2008 учебном году. Установлено, что в целом по университету за годы обучения ухудшилось состояние здоровья у 28,9% студентов; у 35,6% уже имелись определенные заболевания при поступлении в университет; 33% студентов не имеют нарушений в состоянии здоровья; 2,4% – студенты, которые не проходили медосмотры. Первое место по университету в структуре наиболее распространенных заболеваний, которые появились у студентов в процессе учебы, занимают болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (35,1%), на втором месте – болезни глаза и его придаточного аппарата (32,2%), на третьем – психические расстройства и расстройства поведения (9,4%), на четвертом – болезни эндокринной системы (7,4%).

Миненок Е.В., Максимушкина Н.И. Стратегия снижения суицидального риска у студентов посредством здорового образа жизни

Рассматриваются распространенность и демографические особенности суицидального поведения среди студенческой молодежи. Проведен анализ предлагаемых экспертами ВОЗ стратегий суицидального поведения, основанных на модели относительных факторов риска суицида, и приемлемость их для нашей молодежи. Основное внимание уделено стратегиям, основанным на раннем выявлении и адекватном лечении психических расстройств. Особо подчеркивается важность своевременной диагностики и терапии депрессивных состояний. Первичная диагностика депрессивного синдрома, тревожных расстройств и суицидального риска является задачей не только медицинских работников широкого круга лечебных специальностей, но и родителей, и преподавателей. Современная система преддипломной и последипломной подготовки врачей в области психиатрии и диагностики суицидального риска не удовлетворяет современным требованиям. Предлагается модель обучения психиатрической суицидологи, состоящая из «субъективного» (анализ психологических защит специалиста) из «субъективного» (информированность в вопросах прогнозирования и профилактики суицидального риска) компонентов.

Баранаев Ю.А. Факторы, способствующие привлечению детей для занятий легкой атлетикой

Проблема отбора тесно связана с вопросами спортивной ориентации, с выявлением первоначальных мотивов, которыми руководствуются дети, приступающие к занятиям. Представлены результаты проведенного социологического исследования с целью выявления основных факторов, способствующих началу занятий детей легкой атлетикой. Для сбора первичной информации в социологическом аспекте спортивного отбора проведено анкетирование. В результате выявлены основные факторы, которые в детстве и юношестве способствовали привлечению будущих легкоатлетов к занятиям спортом. Показано, что для достижения высоких спортивных результатов необходимо уже в детском возрасте формировать систему мотивов, стимулирующих и направляющих деятельность занимающихся в избранном виде легкой атлетики. Полученные данные позволяют более осмысленно проводить отбор легкоатлетов на начальных этапах многолетней тренировки.

Кругленя А.Н. Коррекция тренировочных нагрузок в беге на выносливость на основе ортостатической пробы

Представлена методика контроля за изменением функционального состояния организма легкоатлетов под воздействием тренировочной нагрузки на выносливость. Показано, что проведение контроля функционального состояния спортсмена посредством ортостатической пробы позволило улучшить спортивные результаты во время проведения исследования. проверка достоверности спортивных результатов контрольного и экспериментального сезона обнаружила, что взаимосвязь между методикой контроля и результатами на соревнованиях в экспериментальном сезоне очень тесная, коэффициент корреляции составил r = 0,99. Также с помощью используемой методики контроля можно лучше сочетать тренировочную нагрузку, учитывая индивидуальные особенности спортсмена. Однако выявлено, что методика контроля функционального состояния спортсмена на основе ортостатической пробы не применима для спортсменов с брадикардией – не разработаны критерии оценки ортостатической пробы, учитывающие эту группу занимающихся.

Ильницкий А.Н., Прощаев К.И., Совенко Г.Н. Роль физической реабилитации в обеспечении качества жизни пожилых больных с патологией сердечно-сосудистой системы

Исследуются социальные и клинические эффекты физической реабилитации у пожилых больных с артериальной гипертензией как ведущей сердечно-сосудистой патологией в пожилом возрасте. Рассмотрены разные формы организации проведения физической реабилитации в условиях многопрофильной поликлиники. Показано, что мероприятия физической реабилитации, проводимые в условиях дневного стационара, улучшают показатели физической работоспособности. При этом ведение пациентов с артериальной гипертензией в дневном стационаре было более эффективно по сравнению с традиционным наблюдением участковым терапевтом, поскольку способствовало достоверному увеличению качества жизни, а также таких параметров, как физическая работоспособность, мобильность. Кроме того, снижаются показатели, которые характеризуют временную нетрудоспособность у работающих пожилых больных. По большинству показателей, характеризующих качество жизни, также наблюдается положительная динамика. Показано, что положительное воздействие стационарзамещающих технологий при ведении пожилых больных с артериальной гипертензией обусловлено положительным воздействием такого компонента технологий, как мероприятия физической реабилитации.