Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА.
№ 11. Серия Е. Педагогические науки. 2009

Мирзаянова Л.Ф. Особенности психологического сопровождения студентов в условиях развивающей образовательной среды вуза

Исследуется проблема психологического сопровождения студентов вуза в период переживания ими стихийно протекающих адаптационных кризисов. Актуализируется необходимость их психологической поддержки для придания управляемого характера кризисам в адаптации. Показана важность проектирования развивающей образовательной среды для сохранения и укрепления здоровья студентов в адаптационный период, самореализации их личности. Показано, что эффективная помощь студентам в адаптационный период достигается при учете имеющейся сферы затруднения, параметров, симптоматики адаптационных кризисов, переживаемых студентами на этапе профессионализации, специфики кризисов, обусловленной полом и реализуемой моделью высшего педагогического образования, а также комплексной реализации стратегий сопровождения. Представлены типология адаптационных кризисов в профессиональном образовании, а также научно-методическая, антиципирующая и креативно-компетентностная стратегии сопровождения студентов в период вхождения в вузовскую и конструируемую профессиональную реальность.


ПЕДАГОГИКА

Сманцер А.П. Методологические основания гуманизации образовательного процесса в высшей школе

Содержание современного образования должно готовить будущего гражданина к жизни и деятельности в современных условиях, которые предъявляют новые требования к личности. Переориентация с уровня формального на уровень личностного знания предполагает гуманизацию учебно-воспитательного процесса в вузах. В статье обсуждаются вопросы методологии гуманизации образовательного процесса в высшей школе, показывается ее общенаучный характер, отмечается роль законов и категорий диалектики как основной базы методологии образовательного процесса. На основе системного анализа гуманизации образовательного процесса выделяется ее структура и компоненты, раскрываются возможности аксиологического, синергетического подходов к гуманизации образовательного процесса. Обосновывается гуманная постановка цели, определение содержания и методов обучения, выявляются соотношения доверия, свободы и ответственности, свободы и достоинства как составляющих гуманизации педагогического процесса.

Качалов Н.А. Модернизация языкового образования в контексте коммуникативно-информационного развития

Качество подготовки специалистов сегодня, как и ее потенциальное воздействие на структуру общественных приоритетов, зависит от того, насколько последовательно, глубоко и осмысленно реализуется в высшем образовании гуманистическая парадигма, насколько профессиональное образование сопрягается с развитием гуманитарной культуры, формированием духовно богатой, интеллектуально оснащенной, социально ответственной личности. Разрыв между уровнем невостребованной производством квалификации специалистов-выпускников технических вузов и возможностями системы высшего профессионального образования привел к превращению ее в обслуживающий механизм народнохозяйственного комплекса, что вступило в противоречие с дифференцированными образовательными запросами личности и обусловило разработку новых концепций профессионального и личностного образования. Особую научную и практическую значимость приобретает разработка теоретических проблем создания интенсивных оптимальных систем и вариантов технологий. Данная идея актуальна также для интенсификации профессионального образования специалистов на основе кооперирования образования, производства и социальных сфер жизнедеятельности общества, взаимопроникновения социальных, психологических, экономических, культурологических, научно-технических, педагогических, юридических, физиологических, медицинских и юридических факторов при комплексном решении учебно-воспитательных задач.

Глазырина Л.Д., Колбышева С.И. Пространство media в социокультурном измерении

Рассматривается вопрос об особенностях процесса информатизации общества, информации как социокультурном феномене и медиапространстве, результирующем в себе выявленные особенности. Основным действующим лицом процесса информатизации становится интеллектуальный работник («когнитариат»), обладающий не только профессиональным мастерством, но умеющий квалифицированно и эффективно работать с всё более сложной и разнообразной информацией. Анализируются зарубежные, российские и отечественные исследования по данной проблематике. С позиций ученых ключевыми проблемами информационного общества являются: проблема выживаемости человека в техногенной цивилизации, проблема сохранения целостности личности человека как биосоциальной структуры, проблема коммуникативного единства человечества. Определяется структура «media». Делается вывод о том, что, с одной стороны, media можно рассматривать как источник информации, знаний, средство культурных и образовательных контактов, фактор всестороннего развития и социализации личности, с другой – как разрушительный фактор конкретной личности и общества в целом.

Башкова Л.Н. Пути обеспечения преемственности в формировании основ культуры здоровья учащихся начальной и средней школы

Раскрыты основные научные подходы к определению преемственности в обучении. Обоснована необходимость реализации преемственности между начальной и средней школами в формировании культуры здоровья учащихся. Преемственность между начальной и средней школой обеспечивает непрерывное и результативное осуществление учебной деятельности (использование ранее изученного, пропедевтика изучаемого в дальнейшем), совершенствование и систематизацию знаний, умений и навыков учащихся, а также их психическое развитие. Процесс обеспечения преемственности представлен как целостная педагогическая система, обеспечивающая взаимосвязь в принципах, направлениях, формах и методах формирования основ культуры здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе начальной и средней школы.

Бартошевич И.А. Генезис отечественной системы контроля в высшей школе

Рассматривается история развития отечественной системы контроля в высшей школе (XX – XXI вв.) на основе анализа ее компонентов: целевого, содержательного, процессуального, оценочно-результативного. Исследование особенностей контроля на различных этапах развития дидактической системы позволило установить следующие тенденции: педагогические традиции в области контроля в высшей школе в XX веке представляют закономерности в развитии дидактической системы, инновации детерминированы ее развитием; в основе внедрения инноваций в дидактическую систему высшего учебного заведения при организации контроля в XX веке лежит анализ опыта функционирования отечественной системы обучения, а в XXI веке – анализ опыта функционирования зарубежной системы обучения, достижений науки. Изучение состояния контроля в различные периоды развития дидактической системы высшей школы позволило выявить в его истории экстенсивный и интенсивный типы взаимодействия традиций и инноваций.

Конышев Ф.В. Принципы наложения дисциплинарных взысканий к лишенным свободы осужденным

Показана роль всестороннего знания и правильного применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы принципов наложения дисциплинарных взысканий нарушителям установленного порядка отбывания наказания для эффективного решения задач, которые стоят перед органами, исполняющими уголовные наказания, успешного достижения его социально-педагогических целей. Это помогает проникать в структуру исправительного процесса, видеть перспективу карательно-воспитательной сущности, результативно использовать в практической деятельности разнообразные направления и методы влияния на сознание и поведение нарушителей установленного порядка отбывания наказания, определять наиболее оптимальные средства и формы работы с нарушителями с целью формирования готовности вести правопослушный образ жизни как в местах лишения свободы, так и в условиях свободы. В соответствии с поставленными задачами Уголовно-исполнительный кодекс также устанавливает: правовое положение осужденных и систему гарантий защиты их прав и законных интересов.

Кунцевич И.П. К проблеме содержания курса «Дискретная математика» для студентов машиностроительных специальностей

Рассматривается проблема содержания курса дискретной математики для студентов машиностроительного профиля. На основе анализа содержания учебных пособий по дискретной математике, по общеобразовательным и специальным дисциплинам, а также на основе общеобразовательного стандарта обоснована актуальность обозначенной проблемы. Устанавливаются межпредметные связи дисциплины «Дискретная математика» и других дисциплин, изучаемых студентами машиностроительного факультета. В данной работе сделан акцент на то, что преподавание фундаментальных математических дисциплин должно способствовать выработке у студентов навыков построения и анализа математических моделей, разработке алгоритмов решения задач, доведения исследования до количественного результата. С учетом необходимости включения в процесс обучения студентов теории и практики построения дискретных моделей, связанных с решением производственных задач, предложено содержание курса «Дискретная математика» для машиностроительных специальностей.

Маковчик А.В. Организационно-педагогические условия, способствующие успешной интеграции содержания образования

Исходя из закона о целостности и единстве педагогического процесса, а также принципа систематичности и последовательности обучения на основе анализа литературных источников показан процесс становления, исторического развития и современные требования к интеграции содержания образования. Предпринята попытка определения организационно-педагогических условий, способствующих успешной интеграции содержания образования. Как условие для обеспечения интеграции в содержании образования рассматривается комплексный подход, приводится перечень основных компетенций, которые необходимы для успешной реализации данного процесса. Представлены основные линии взаимоотношений между интеграцией содержания образования, законом о целостности и единстве педагогического процесса и дидактическим принципом систематичности и последовательности обучения.

Сухецкая А.В. Формирование педагогического мастерства в научно-педагогической литературе

Рассматривается проблема формирования педагогического мастерства преподавателя в педагогике. Современный преподаватель как специалист должен владеть мастерством обучения и воспитания. Мастерство выражается в успешном решении разнообразных педагогических задач, в высоком уровне организации учебно-воспитательного процесса, в педагогически целесообразных действиях и поступках преподавателя, в отточенности умений эффективной организации учебно-познавательной деятельности студентов, формировании педагогического общения со всеми участниками учебно-воспитательного процесса, а также в умениях и навыках самосовершенствования своих педагогических способностей и других значимых профессионально-педагогических свойств и качеств. Выделяется сущность понятия педагогического мастерства, структура, основные слагаемые, имеющие особое значение для профессиональной деятельности преподавателя, представлена классификация профессионально-значимых качеств личности преподавателя-мастера, приведены этапы становления и уровни развития профессионально-педагогических умений.

Федорович Н.Я. Теоретические предпосылки развития познавательной активности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла

Выявляются противоречия между потребностями общества и реально существующим положением в образовательном пространстве высшей школы, что делает целесообразным исследование проблемы познавательной активности студентов в новом ракурсе. Рассматривается состояние проблемы развития познавательной активности студентов в теории и практике высшего образования. Анализ психолого-педагогических исследований позволяет утверждать, что познавательная активность – сложное интегративное понятие, имеющее многоаспектный характер. Значение познавательной активности заключается не только в объеме прочно усвоенных и глубоко осмысленных знаний, но и в формировании жизненной позиции личности. Высокообразованная личность, обладающая широтой кругозора – наиболее действенный аргумент в необходимости изучения гуманитарных дисциплин. Изучение гуманитарных предметов в вузе способствует формированию способа мышления, который помогает всесторонней реализации творческих потенций студента, от чего напрямую зависит успешность профессиональной деятельности человека и в целом позитивное развитие всего общества.

Черникова Н.В. Диагностика уровней сформированности эстетической культуры студентов педагогического вуза

Рассматривается проблема формирования эстетической культуры личности. Раскрывается диагностика уровней сформированности эстетической культуры студентов. Приводятся данные, полученные в ходе анкетирования студентов и преподавателей Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка, а также данные использования диагностической методики «Эстетические предпочтения студентов-первокурсников» и следующих методов: контент-анализа, незаконченных предложений, тестирования, беседы, творческих эссе, самооценки, экспертных оценок и др. Представлена трактовка студентами и преподавателями понятий «эстетическая культура личности», «эстетическая воспитанность». Проведен сравнительный анализ мнений студентов-первокурсников и преподавателей о степени значимости различных факторов, влияющих на процесс формирования эстетической культуры: семья, ближайшее окружение, СМИ, Интернет, школа, вуз, учреждения дополнительного образования, самообразование и самовоспитание. По результатам диагностики выделены и охарактеризованы три группы студентов: с высоким, средним и низким уровнем сформированности эстетической культуры.

Колбышева С.И. Образовательный и воспитательный потенциал экранной культуры

Экранная культура рассматривается как социокультурный феномен. Анализируется сущность экранной культуры в исторической репрезентации. Прослеживается её взаимосвязь с техническими артефактами и социальными условиями. Принципы массовой культуры – потребности, интересы, вкусы, стремления и предпочтения зрителя – легли в основу рождения киноискусства. В связи с этим в целях настоящего исследования определяются основные группы потребностей современного человека, реализуемые посредством киноискусства, такие как индивидуально-личностные, социальные и идеальные. Данные группы потребностей реализуются благодаря возможностям кино, выражающимся в ряде функций: информативной, познавательной, образовательной, коммуникативной, социальной, гносеологической, компенсаторно-развлекательной, креативной, художественно-развлекательной, прогностической. В качестве лидера экранной культуры выделяется кино, определяются его сущность и функции, влияющие на формирование мировоззренческих основ растущей личности.


МЕТОДИКА

Конышева А.В. Проблема формирования творческого мышления студентов технических специальностей на занятиях по иностранному языку

Исследуется активная мыслительная деятельность обучаемых – необходимая и важная основа обучения иностранному языку студентов технических специальностей. Показано, что наряду с усвоением готового учебного материала, его запоминанием и воспроизведением по требованию преподавателя, студентов следует ставить перед необходимостью поиска новых фактов, их объяснения и построения доказательных выводов, использования различных источников информации, т.е. создавать условия, при которых часть новых знаний студенты будут приобретать самостоятельно. В связи с этим в педагогических поисках последних лет особое внимание уделяется специальному формированию не просто мышления, а целенаправленному развитию интеллектуальных возможностей обучаемых, иначе говоря, процессам познавательного поиска, а именно обучению творческому мышлению. Цель исследования состоит в том, чтобы определить, как проявляются в учебном познании студентов взаимосвязь мышления и знания при усвоении иностранного языка и на этой основе обосновать возможность развития творческого мышления, которое необходимо специалисту с высшим образованием.

Лисицкая Л.Г. Традиционные и инновационные технологии изучения русского языка и культуры речи

Рассматриваются культура речи и три её компонента: нормативный, коммуникативный, этический. Нормативный компонент показан как один из основополагающих, тем не менее существенное значение для подготовки будущего учителя русского языка имеют все компоненты речи, так как учитель – это речевой образец и коммуникативный лидер, сказанное им не только запоминается, но и многократно воспроизводится, формируя общую культуру подрастающего поколения. Для учителя культура речи – это филологическая (содержание), педагогическая (способ подачи материала) и социальная (формирование лица нации) дисциплина. Последовательное и систематическое использование традиционных и инновационных технологий при изучении русского языка и культуры речи в вузе позволяет вырабатывать у студентов мотивационную готовность постоянно совершенствовать свое речевое мастерство.

Рыженкова Н.А. О современных методах преподавания иностранного языка в неязыковом вузе

Рассматриваются некоторые современные методы преподавания иностранных языков в неязыковом вузе, что является достаточно актуальным в современной методике преподавания иностранных языков, дается обзор и излагается суть наиболее признанных из них. Предлагаемые методы относятся к методам активного обучения и представляют коммуникативно-ориентированное направление методики преподавания иностранных языков. Использование этих методов позволяет учащимся видеть в иностранном языке не только внешний источник информации и иноязычное средство общения, но и использовать его для выражения собственных мыслей и понимания других людей. Кроме того, информационно-коммуникативные технологии, заложенные в основу определенных современных методов, способствуют реализации принципа интерактивности и совместного творчества участников образовательного процесса.

Терешкова О.Н. Проектное обучение, направленное на развитие навыков говорения на иностранном языке в неязыковом вузе

Рассмотрена сущность проектного обучения с точки зрения психологии, социологии, методики и педагогики. Обозначены основные характеристики проектного обучения, определены критерии, составляющие его основу. Проектное обучение рассматривается как альтернатива традиционному подходу к образованию, в частности к обучению иностранному языку в неязыковом вузе. Отмечены трудности, возникающие при организации проектного обучения. Обосновывается необходимость опоры на содержательную часть проектного обучения, связанную с жизненными интересами обучаемых, приводятся этапы проектных заданий. Раскрывается система применения мини-проектов в ходе изучения иностранного языка, обозначается содержание проектных заданий. На основе экспериментального анализа и математической обработки представлены результаты, подтверждающие положительную динамику в развитии навыков говорения на иностранном языке у студентов неязыкового вуза в ходе применения проектного обучения.

Спиридонов А.В., Халил В.Б. Программное обеспечение для обучения и контроля знаний по технике безопасности и охране труда

Представлена методика тестового контроля знаний сотрудников нефтехимических производств. Предложено программное обеспечение, а также рассмотрены вопросы использования вычислительной техники для обучения технике безопасности и охране труда персонала промышленных предприятий и в учебном процессе по дисциплине «Информационные технологии в охране труда» ИПК УО «ПГУ». Применение компьютерного тестирования для оперативного контроля уровня знаний, рассмотренного в данной работе, обладает рядом преимуществ перед традиционными методами контроля. Представлен анализ поставленных задач. Рассмотрена организация программной структуры, логическая и физическая структура базы данных, проектирование и взаимодействие классов, редактор, создание интерфейса серверной и клиентской части, а также приложение для просмотра, особенности реализации программного обеспечения и организация сетевого взаимодействия. Показано, что данная разработка позволяет автоматизировать аспект подготовки кадров, способствуя лучшей организованности и результативности работников, а именно более безопасной и эффективной работе.


ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Наскалов В.М. Организация управляемой самостоятельной работы студентов по модульно-рейтинговой системе

Эффективная реализация системы физкультурного образования студентов предусматривает использование современных педагогических технологий. Специфику высокой степени готовности к социально-профессиональной деятельности обеспечивает освоение содержания инновационных технологий. В рамках структурирования форм, методов и содержания обучения необходимо выделить для физкультурного образования как наиболее приемлемую модульно-блочную технологию. Для активизации мотивов к учебно-профессиональной деятельности студентов нами использовалась модульно-рейтинговая система обучения и контроля. Эта система позволяет рационально организовывать их самостоятельную работу в семестре, регулярно отслеживать результаты работы обучающихся по дисциплине «Теория и методика физического воспитания», создавать условия для последовательного становления индивидуального стиля профессиональной деятельности. В учебно-методическом комплексе в 9 модулях изложены вопросы теории и методики физического воспитания. Каждый модуль содержит в качестве текущего рейтинговый контроль. По сумме баллов, набранных по каждому модулю, по специально разработанной таблице определяется окончательная оценка за весь период обучения.

Незгодинская В.В. Комплексный подход к занятиям фитнес-аэробикой со студентками высших учебных заведений

На современном этапе физического воспитания студенток актуальной остается проблема поиска наиболее эффективных путей и методов повышения работоспособности в процессе оздоровительной физической тренировки. Для того чтобы занятия физической культурой оказывали положительное влияние на здоровье человека, необходимо применять только такие средства и методы физического воспитания, которые имеют научное обоснование их оздоровительной ценности. Рассматривается и экспериментально обосновывается комплексный подход к проведению занятий фитнес-аэробикой по блоковому и линейному принципу для студенток высших учебных заведений. Представленная экспериментальная методика способствовала в большей степени развитию силы мышц рук и туловища. В экспериментальной группе наиболее эффективно осваивались элементы и связки данных видов оздоровительной аэробики, студентками выполнялись требования по технической подготовке исполнения упражнений, ускорилось их усвоение и совершенствование двигательных навыков, наблюдалось уменьшение массы тела.

Лещина М.А. Средства восстановления, профилактики и реабилитации в спорте

Исследуются средства восстановления, профилактики и реабилитации в спорте. Современный спорт предъявляет повышенные требования к организму спортсмена. Частые физические перегрузки вызывают перенапряжения опорно-двигательного аппарата и предпатологические состояния. Поэтому проблема восстановления в спорте является чрезвычайно актуальной. Рациональное и планомерное применение средств восстановления, определение их роли и места в тренировочном процессе как на уровне годичного цикла, так и на его отдельных этапах, во многом определяет эффективность всей системы подготовки спортсменов различной квалификации. Представлен сравнительный анализ изменения функционального состояния организма спортсменок в начале и конце игрового сезона. В ходе исследования разработан комплекс различных средств восстановления работоспособности волейболисток команды «Дружба – ПГУ» и определено влияние системы предложенных восстановительных средств на уровень спортивной работоспособности игроков.


ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Гляк Д.А. Психофизическое состояние здоровья учащихся старших классов школ Полоцка и Новополоцка

Исследуется психофизическое состояние здоровья учащихся старших классов школ городов Полоцка и Новополоцка. Анализ изучения психофизического состояния здоровья учащихся экспериментальных школ подтверждает данные многолетних наблюдений об увеличении количества детей с различными заболеваниями за период обучения в школе. К основным факторам риска формирования здоровья школьников, в первую очередь, относятся несоблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях, неполноценное питание, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе. Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы. В формировании здорового стиля жизни школьников немаловажное значение имеет потребностно-мотивационная сфера, позволяющая включаться в процесс познания и формирования индивидуальной философии здоровья.

Минёнок Е.В., Максимушкина Н.И. Влияние режима питания школьников на состояние здоровья

Исследуется рациональное питание школьников – один из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие и хорошее здоровье подрастающего поколения. На молодой организм влияет как недостаточная, так и избыточная калорийность пищи. Представлена оценка суточного питания школьников. Выявлен и проанализирован основной рацион питания в режиме школьного дня. Проведено изучение и сравнение степени рациональности питания 11-классников и учащихся 5 и 6 классов. Установлено, что в целом учащиеся младших классов питаются неправильно (80 % от общего числа). Выявлены различия между рационом питания школьников старших и младших классов. Школьники 5 – 6 классов предпочитают «быструю» еду всухомятку и лакомство; 85 % школьников старших классов предпочитают полноценные горячие блюда, и употребляемая ими пища разнообразна и полезна для здоровья. Вопросам сбалансированного и рационального питания в школах в настоящее время уделяется должное внимание.