Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

Хведченя Л.В. Дидактические категории цели и содержания иноязычного образования в контексте современных образовательных тенденций

Исследуются вопросы формирования целей и содержания иноязычного образования в контексте современных общепедагогических преобразований. К числу последних относится приоритет личностно-образующих целей, повлекший за собой смену всех механизмов образования: целей, средств, форм, предметной организации, содержания, парадигмы оценки качества и т.п. Методологическую основу обучения иностранным языкам составляют соответственно личностно-ориентированное обучение, признание иноязычной культуры в качестве источника формирования содержания, коммуникативность как общая стратегия иноязычного образования, профессионально ориентированное обучение иностранным языкам в неязыковом вузе. В статье анализируются особенности целеполагания в контексте компетентностного подхода, заложенного в основу Стандарта и Типовых учебных программ социально-гуманитарного блока дисциплин. Отмечается необходимость теоретико-методологической коррекции и методической адаптации компетентностного подхода к исконно гуманистическим традициям отечественного развивающего образования. Рассматривается специфика формирования содержания иноязычного образования в неязыковом вузе, утверждается ведущая роль принципа профессиональной направленности обучения.

 

ПЕДАГОГИКА

Сманцер А.П. Культурно-образовательная среда учебного заведения как фактор гуманизации воспитания и образования школьников

Культурно-образовательная среда – это совокупность духовных, культурных и материальных условий и влияний, обеспечивающих воспитание и образование школьника в соответствии с культурой, последовательной педагогической поддержкой его развития. Как сложное структурное образование она включает образовательный процесс, воспитательную работу, программы культурного и дополнительного образования, внеклассную работу, а также взаимосвязи с окружающей средой. Все компоненты культурно-образовательной среды, действуя согласованно, оказывают влияние на воспитание личности школьника в соответствии с его потребностями, интересами и склонностями. Культурно-образовательная среда учебного заведения способствует формированию гуманной личности, созданию соответствующей обстановки, при которой содержание, структура, методы обучения и воспитания в совокупности отражают процессы, происходящие в культуре в целом, а также обеспечивают возможности для развивающей деятельности учащихся в учебном заведении.

Северин С.Н. Педагогический процесс как объект системного дескриптивного и прескриптивного анализа

Раскрывается сущность понятий: «педагогическая система», «педагогический процесс как динамическая система», «системное проектирование педагогического процесса», «педагогические закономерности», «педагогические нормы». Осуществляется критическая рефлексия структуры педагогического процесса, который осуществляется в специально организованных условиях, связанных прежде всего с содержанием и технологией педагогического взаимодействия. Педагог и воспитанники показаны как активные участники, субъекты педагогического процесса, определяющие его ход и результаты. Связи компонентов – педагоги и воспитанники, содержание образования и средства образования – порождают реальный педагогический процесс как динамическую систему. Они необходимы и достаточны для возникновения любой педагогической системы. В статье представлена закономерно-нормативная модель педагогического процесса как результат дескриптивного («сущее») и прескриптивного («должное») анализа.

Сергейко С.А. Становление и развитие института гувернерства в Европе

Рассматривается историографический аспект развития института гувернерства. Анализ идей и взглядов мыслителей различных эпох о домашнем учителе и изучение реальной практики домашнего образования в различных странах позволяет установить, что его осуществляли няни и кормилицы, домашние наставники и учителя, гувернантки и гувернеры, выполняющие разнообразные функции в соответствии с существующими национальными традициями. Рассматриваются традиции организации домашнего обучения и воспитания в таких зарубежных странах, как Англия, Германия, Франция. Использование в России домашних учителей и наставников было значительно видоизменено в соответствии с особенностями русской культуры и формированием собственно русского национального менталитета. Обобщение представлений об институте гувернерства в Беларуси позволило выделить этапы в его становлении и развитии. Осмысление их особенностей определило ряд прогрессивных традиций гувернерства, применимых в современных условиях домашнего образования дошкольников и позволило автору сделать вывод, что дальнейшее изучение и оценка вклада гувернерства в отечественную педагогическую теорию и практику будет способствовать выявлению педагогических условий и механизмов, стимулирующих высокое качество образовательных услуг современного домашнего учителя.

Вожгурова О.В. Роль социально-гуманитарных дисциплин в процессе политической социализации студенческой молодежи

Исследуется проблема актуализации роли социально-гуманитарных дисциплин в условиях высшей школы. Обосновывается значимость образования, в частности политического образования как необходимой формы подготовки к политической социализации, в ходе которой формируются качества и свойства, необходимые человеку для адаптации к данной политической системе и выполнения им определенных политических ролей. Раскрывается сущность политической социализации как неотъемлемой части общей социализации, определяются ее стадии, факторы. В статье приводятся данные социологического исследования, позволяющие определить уровень политической активности студентов, наличие у них интереса к политической жизни страны, выявляются источники получения ими информации о политических событиях. Актуальность изучения социально-гуманитарных дисциплин, в частности политологии как фактора политической социализации, также подтверждается проведенным социологическим исследованием.

Глобенко М.В. Проектно-ориентированный подход в системе управления качеством высшего педагогического образования

Качество образования – одна из составляющих и важнейшая характеристика образовательного производства, педагогической деятельности как в закрытой образовательной ситуации, так и в условиях открытой конкуренции при существовании рыночных механизмов регулирования образовательной практики. Само по себе качество – это только средство, помогающее выявить соответствие конечного продукта цели (описание качества продукта с точки зрения производителя), применению (система гарантии качества в течение такого времени, которое определено производителем) и запросам потребителя (востребованность продукции, услуг на рынке в течение времени спроса на нее). Сегодня проблема эффективности и качества педагогического образования является одной из приоритетных. Речь идет не столько о развитии системы контроля качества, сколько о внедрении комплексной системы обеспечения качества, охватывающей учебные планы, преподавательские кадры, учебно-методическое обеспечение учебного процесса, систему итоговой аттестации на выходе. На повестке дня остро стоит проблема под-готовки кадров, которые бы профессионально занимались менеджментом в области качества. Очевидно, что сегодня в странах СНГ есть только отдельные элементы системы подготовки кадров в области качества. Создание единой, целостной, скоординированной системы – задача ближайшего будущего.

Конышев Ф.В. Реализация принципов применения мер поощрения к лишенным свободы осужденным

Рассматриваются принципы применения мер поощрения к лишенным свободы осужденным, стре-мящихся к исправлению. Автором выделяются следующие принципы: индивидуализации, гуманизма, целесообразности, эффективности, законности, справедливости и соразмерности поощрения. Всестороннее знание данных принципов и правильное их использование сотрудниками уголовно-исполнительной системы помогает проникать в структуру исправительного процесса, видеть перспективу его организации, результативно использовать в практической деятельности разнообразные направления и методы влияния на сознание и поведение нарушителей установленного порядка отбывания наказания, определять наиболее оптимальные средства и формы работы с нарушителями с целью формирования готовности вести правопослушный образ жизни как в местах лишения свободы, так и в условиях свободы. В соответствии с поставленными задачами Уголовно-исполнительный кодекс также устанавливает правовое положение осужденных и систему гарантий защиты их прав и законных интересов.

Михайловская Е.Н. Развитие познавательной самостоятельности студентов на основе креативных методов обучения

Рассматривается роль креативных методов обучения в развитии познавательной самостоятельности студентов, показано несколько из возможных вариантов внедрения данных методов в практику преподавания английского языка. Креативные методы обучения, цель которых заключается в развитии творческой составляющей познавательной самостоятельности личности, систематизированы на основе изученного отечественного и зарубежного опыта. Дано определение сущности понятия «познавательная самостоятельность», приведены практические разработки занятий по английскому языку, где применяются данные методы. Однако автор замечает, что не эпизодическое использование креативных методов обучения в преподавании, а применение их в комплексе и в системе даёт положительный результат. При этом автор статьи не отрицает использование традиционных методов обучения, но в связи с изменением целей и направленности парадигмы образования Республики Беларусь полагает необходимым увеличивать долю креативных методов обучения.

Жукова Т.Л. Формирование системы отношений школьников как условие реализации преемственности воспитания

Представлены основные направления деятельности по обеспечению преемственности воспитания. В качестве одного из эффективных средств данной деятельности выступает программа «Наши отношения». Внедрение данной программы в педагогический процесс общеобразовательной школы предполагает активное взаимодействие всех субъектов образовательного пространства: непосредственных воздействий на подростка или юношу со стороны авторитетных для них взрослых (родителей и педагогов), ученического коллектива класса и непременное привлечение в этот процесс самих школьников с их проблемами и особенностями протекания возрастных кризисов. Программа требует со стороны педагогов создания такой воспитательной среды, которая отвечает современным требованиям воспитания и образования и создает возможности для разрешения возрастных проблем школьников в процессе обеспечения преемственности воспитания.

Андрущенко Н.Ю. Социально-педагогические идеи: история и современность

В исторической последовательности показано формирование ключевых идей, которые в результате своего развития и приращения послужили основой становления социальной педагогики в Беларуси в 1917 – 1936 годах. Ведущие идеи в последующем трансформировались в принципы социальной педагогики. Вопросы социально-педагогического характера затрагивали в своих работах зарубежные философы древних времен. К проблемам социально-педагогической направленности обращались и просветители Беларуси. Прогрессивному развитию отечественной социальной педагогики после 1936 года способствовали идеи, сформировавшиеся в период становления социальной педагогики: акцентирование внимания на целесообразности исследования внешних факторов, определяющих развитие ребенка; воспитание личности с учетом знаний о социальной среде; формирование у детей необходимых социальных умений и навыков, позволяющих им адаптироваться к окружающей среде и успешно функционировать в обществе.

Бабенко Э.М. Формирование готовности студентов к освоению компетенций

Для успешной реализации в учебном процессе компетентностной модели обучения у студентов необходимо сформировать понимание их новых задач – переход от изучения отдельных дисциплин к освоению компетенций. С этой целью в Полоцком государственном университете студентам первого курса читаются специальные лекции, а в текущем учебном году впервые предложено написать эссе «Мои планы обучения в университете». В статье обсуждаются результаты написания этой работы студентами разных специальностей.

Хмель В.М. Междисциплинарное взаимодействие в процессе практической подготовки учащихся экономического колледжа

Направление социально-экономического развития нашего государства сегодня является решаю-щим фактором, который определяет содержание и форму профессиональной подготовки в средних специальных учебных заведениях. Анализ проблемы повышения качества обучения без увеличения его продолжительности указывает на актуальность разработки новых технологий, интенсифицирующих учебный процесс. Технология «Учебная фирма», широко применяемая в странах Запада и достаточно известная в России, сочетает в себе интеграционный подход и практическую направленность профессионального образования. В статье приведены обоснования необходимости и возможность внедрения технологии в процесс подготовки бухгалтеров, описаны разработанные организационно-педагогические условия применения технологии в учебном процессе, представлена структура и форма дидактического материала, предложена методика работы учащихся со специализированным программным обеспечением, направленная на развитие их активности и креативность мышления.

 

МЕТОДИКА

Конышева А.В. Проблема формирования критического мышления студентов на занятиях иностранного языка в техническом вузе

В статье анализируется проблема формирования критического мышления у студентов технических специальностей на занятиях по иностранному языку. Эффективное управление творческим процессом обучения возможно только в том случае, когда он основан на активном мыслительном процессе студентов. Человек с таким стилем мышления готов к постоянному развитию производства и приветствует любую возможность для разрешения более сложных интеллектуальных проблем. Разрабатывая проблему развития критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку, мы исходили из того, что сегодня идет постепенная смена традиционной парадигмы обучения, которую условно можно представить в виде схемы «преподаватель – учебник – студент», на новую, где приоритетной является деятельность учения, а не преподавания. Критическое мышление рассматривается в качестве системообразующего компонента структуры личности специалиста.

Качалов Н.А., Конышева А.В. Основы оптимизации процесса языкового образования

Необходимость пересмотра концепции подготовки специалистов с высшим образованием, усиление гуманитарной составляющей в содержании высшего профессионального образования, включая языковое образование, обусловливается глубокими кризисными явлениями в развитии цивилизационного процесса. Одним из важных направлений реализации гуманитарного образования в высшей школе является работа по переподготовке научно-педагогических кадров по гуманитарным наукам, издание новой учебной и научной литературы по вопросам гуманитарного образования, включая работы зарубежных авторов. Среди целевых проектов, разрабатываемых по приоритетным направлениям развития высшего образования, должны быть предусмотрены проекты, направленные в том числе на оптимизацию обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. В статье рассматриваются активные методы обучения иностранным языкам и подходы к его оптимизации, отмечаются резервы повышения эффективности обучения иностранному языку в неязыковом вузе.

Бутор Ю.А. Использование метода проектов в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей (на материале краеведения)

Метод проектов возник в XIX веке, положительно зарекомендовал себя в зарубежной практике обучения и успешно используется отечественными педагогами в качестве альтернативной формы обучения. Использование проектного метода в обучении иностранным языкам направлено на включение студентов в активную мыслительную деятельность, посредством которой они учатся излагать свои мысли на иностранном языке. В процессе взаимодействия и общения на иностранном языке со своими партнерами по проектной работе у студентов формируется коммуникативная компетенция, которая является залогом осуществления успешной иноязычной коммуникации в будущем. Кроме того, проектный метод предоставляет студентам возможность реализовать их творческий потенциал, приобрести практические знания и умения. Учитывая дидактические и воспитательные преимущества краеведческого материала в обучении иностранному языку, целесообразно организовывать проектную деятельность на его основе, таким образом обеспечивая содержательную сторону процесса обучения, повышая мотивацию в обучении и готовность студентов участвовать в непосредственном диалоге культур.

Захарьева Л.В. Модульная технология обучения иностранному языку в техническом вузе

Рассматривается модульная технология обучения иностранному языку в техническом вузе, что позволяет стимулировать учебно-познавательную деятельность студентов, повышает качество знаний и профессиональной подготовки, активизирует формы и методы управляемой самостоятельной работы. Модуль выступает основным средством обучения. Он представляет собой законченный блок информации, имеющий собственные цели, содержание, собственное программное, дидактическое и методическое обеспечение. Студенты полностью самостоятельно или с определенной помощью преподавателя достигают конкретных целей в процессе работы с модулем. Модуль можно зафиксировать в учебно-методическом комплексе, который представляет собой систему взаимосвязанных средств обучения, обеспечивающих познавательную деятельность студентов в соответствии с их индивидуальными характеристиками. Раскрыто примерное содержание модуля и предложены рекомендации по его разработке.

 

ПСИХОЛОГИЯ

Мирзаянова Л.Ф. Кризис успешности и компетентности в дидактической адаптации студентов колледжа

Представлен анализ результатов исследования параметров и симптоматики кризиса успешности и компетентности в дидактической адаптации студентов колледжа. На основе анализа результатов исследования сформулирован вывод о несопряженности успеваемости студентов, их академической самоэффективности в адаптационный период с общей уверенностью юношей и девушек в успешность предпринимаемых действий. На основе корреляционного анализа обнаружены связи между силой самоэффективности в учебно-познавательной деятельности студентов-первокурсников и их успеваемостью. Определены причины переживания когнитивного кризиса в дидактической адаптации первокурсников колледжа. Обоснована необходимость оптимизации адаптационных механизмов путем оказания поддержки первокурсникам, создания условий для их самореализации в разных видах деятельности, придания самим педагогом стихийно возникающему кризису проектируемого характера.

 Малиновский Е.Л. Кросс-конфессиальный дискурс в педагогическом общении

Структура педагогического общения имманентно включает в себя дискурс познания, оценки, достоинства и свободы, вместе составляющих перекрест (cross) c ризомой в качестве «аппликаты конфессиальности», то есть «признания». Признание содержит элемент сингулярности, исключительности каждого человека, индекс общения с которым отличается от нуля. Конфессиальность личности как её концептуальная интенция отражается фреймом психологической рефлексии, позитивно коррелируя с показателями благополучия личности в группе сверстников и стадиальными характеристиками морального развития. Субъектная интерпретация дискурса в диалоге создаёт возможность раскрытия моральных ценностей с вершины признания каждого в условиях благоприятного климата межличностных отношений. В силу чего подтверждается предположение о взаимосвязи конфессиальной широты фрейма и уровня морального развития личности.

Трафимчик Ж.И. Игровая компьютерная зависимость: специфика, особенности влияния на личность молодых людей на этапе юношеского возраста

В статье представлена информация об актуальной проблеме современного общества – игровой компьютерной зависимости или зависимости от компьютерных игр. В частности, данная статья посвящена изучению особенностей межличностного взаимодействия, социальной адаптации, структуры психологических защит и Я-концепции лиц с игровой компьютерной зависимостью на этапе юношеско-го возраста. В результате изучения Я-концепции лиц с игровой компьютерной зависимостью на этапе юношеского возраста определено соотношение понятий Я-реальное и Я-идеальное как компонентов Я-концепции личности, уточнена их взаимосвязь в структуре личности. В статье представлены результаты эмпирического исследования нового компонента Я-концепции личности с игровой компьютерной зависимостью – Я-виртуального. Разработан ряд рекомендаций для практических психологов, работающих с лицами, страдающими игровой компьютерной зависимостью.

Улитко С.А. Эмоциональное благополучие как показатель успешной деятельности пограничника

В статье актуализирована проблема эмоционального благополучия военнослужащего, раскрыта сущность данного состояния и его роль в успешности профессиональной деятельности пограничника. Акцентируется внимание на ряд состояний эмоционального неблагополучия человека, особенностях их про-явления и путях по предупреждению эмоционального неблагополучия военнослужащих. Автор ставит своей целью – вооружение курсантов военных учебных заведений и офицерский состав знаниями и навыками работы со своими подчиненными по формированию у них высоких эмоционально-нравственных состояний, способствующих успешному решению оперативно-служебных задач. Понимание психического здоровья в мировоззрении должно стать фундаментальным носителем общечеловеческой надежности военнослужащих. Материалы статьи имеют рекомендательный характер и могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе военной организации, работе силовых структур Республики Беларусь.

 

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

Глазырин А.А. Духовно-нравственные аспекты патриотического воспитания курсантов Академии МВД средствами физической культуры и спорта

В настоящее время определены ключевые позиции идеологической и воспитательной работы в системе органов внутренних дел Республики Беларусь. Важным признаком патриотизма является ответственное отношение к исполнению своих служебных обязанностей сотрудниками органов внутрен-них дел. Данная статья посвящена рассмотрению духовно-нравственных аспектов патриотического воспитания курсантов Академии Министерства внутренних дел средствами физической культуры и спорта. В ходе рассмотрения уточняется понятие «патриотизм», показаны особенности спартанской и афинской систем воспитания, а также обосновывается духовно-нравственная сторона патриотического воспитания, которая представлена теоретическими и практико-ориентированными компонентами в системе профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников органов внутренних дел. Констатируется тот факт, что началом деятельности в духовно-нравственном патриотическом воспитании курсантов Академии МВД средствами физической культуры и спорта может быть включение в содержание конкретных тем лекционного курса, семинарских и практических занятий материала воспитательной направленности в целях формирования у курсантов чувства патриотизма.

Наскалов В.М. Повышение оздоровительного эффекта физического воспитания студентов вузов

Неблагоприятная экологическая обстановка рассматривается как один из факторов, оказывающих негативное влияние на уровень физического развития, физической подготовленности и вызывающих негативные последствия в состоянии здоровья подрастающего поколения. Уровень физической подготовленности поступивших в вузы студентов зачастую не удовлетворяет требованиям, а современные программы по физическому воспитанию не дают ожидаемого оздоровительного эффекта из-за того, что при организации физического воспитания не учитывается экологическая обстановка и ее влияние во время занятий физическими упражнениями. В результате проведенного исследования разработана многоуровне-вая система физического воспитания, позволившая повысить оздоровительный эффект физического вос-питания студентов. Отличительные особенности методики этой системы: учет мониторинга состояния окружающей воздушной среды как в ежедневной, так и годовой динамике; перед выходом на занятия на открытой спортивной площадке при неблагоприятной экологической обстановке в специально обору-дованном зале проводилась гипоксическая тренировка до начала и после окончания занятий.

Баранаев Ю.А. Прогностическая значимость показателей физического развития, двигательной подготовленности, психофизиологического тестирования и дерматоглифики у легкоатлетов на этапе начальной спортивной специализации

В статье представлены систематизированные данные о прогностической значимости различных показателей физического развития, двигательной подготовленности, психофизиологического тестирования и дерматоглифики у легкоатлетов различной квалификации на этапе начальной спортивной специализации. Проведенное исследование позволило рассмотреть не только корреляционную структуру взаимосвязей, но и проследить её изменения, связанные с ростом спортивного мастерства юных легкоатлетов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что такие показатели, как весоростовой индекс, кистевая динамометрия, результаты в беге на 30 метров с ходу, в прыжке в длину с места, в тройном прыжке с места, показатели простой зрительно-моторной реакции и дерматоглифики (тип узора и гребневый счет на первом большом пальце правой руки) могут широко использоваться в качестве надежных критериев при отборе и прогнозировании скоростных, скоростно-силовых способностей легкоатлетов на этапе начальной спортивной специализации.

Руденик В.В., Гавроник В.И., Антипин Н.И. Совершенствование механизмов принятия решений как основа повышения эффективности технико-тактической подготовки

В целях оптимизации обучения решению двигательных задач исследовалась тактическая подготовка, ее взаимосвязь с технической подготовкой в спорте, в профессионально-прикладной физической подготовке. В результате исследований определен принцип дифференциации «принятия решений», позволяющий разделить процесс тактической подготовки на логически взаимосвязанные этапы, осуществлена дифференциация двигательных задач. Процесс технической подготовки и процесс тактической подготовки взаимосвязаны в единый процесс обучения решению двигательных задач, возникающих в условиях двигательной деятельности. Эффективность разработанной теоретической модели подтверждена результатами экспериментальных исследований.

Станский Н.Т. Управление тренировочным процессом биатлонистов на основе комплексного тестирования

Рассматриваются вопросы методики подготовки биатлонистов с использованием в тренировочном процессе комплексного тестирования показателей физической и специальной подготовленности, определяющих спортивный результат в биатлоне. В результате исследования был определен уровень развития отдельных сторон подготовленности биатлонистов в зависимости от спортивной квалификации, определена корреляционная взаимосвязь спортивного результата с тестами, характеризующими физическую и специальную работоспособность. Приведена система комплексного тестирования, на основе которой можно определить основные факторы тренированности квалифицированных биатлонистов и динамику их развития на этапах круглогодичной подготовки; разработать модельные характеристики физической и специальной работоспособности биатлонистов с учетом уровня спортивного мастерства, которые могут использоваться как критерий контроля за ходом тренировочного процесса на этапах годичного цикла, отбора перспективных спортсменов и прогнозирования спортивных результатов; выявить слабые и сильные стороны подготовленности спортсменов для дифференцированного подхода к управлению тренировочным процессом с учетом индивидуальных особенностей биатлонистов.

Лещина М.А. Система тейпирования Kinesio Tex Taping

Рассматриваются научные работы в области кинезио тейпинга путем исследования научно-методической и спортивно-педагогической литературы, Интернет-ресурсов. В ходе исследования были изучены основные принципы и особенности кинезио тейпирования, а также проанализированы клинические исследования эффектов кинезио тейпинга на сократительную способность мышцы, проприорецепцию, на диапазон движения туловища, лимфодренаж. Кинезио тейпинг является уникальной методикой, которую уже на протяжении многих лет используют спортивные врачи и физиотерапевты многих стран мира. Он обладает целым набором уникальных свойств, которые отсутствуют у классического белого тейпа. В результате многолетних исследований, проанализированных нами, было доказано, что кинезио тейпинг способен увеличивать биоэлектрическую активность и амплитуду движения мышц. Однако кинезио тейпирование не является самостоятельным методом восстановления спортивной работоспособности, он должен использоваться как дополнение к основной терапии и другим средствам лечения, таким как криотерапия, гидротерапия, массаж и электростимуляция.

Захараў А.В., Ганскі У.А. Месца аграрна-экалагічнага турызму ў канцэптуальнай мадэлі эколага-сацыяльна-эканамічнага развіцця перыферыйнай тэрыторыі (на прыкладзе Полацкага рэгіёну)

Перспектывы развіцця аграрна-экалагічнага турызму ў Полацкім рэгіёне вызначаюцца існуючымі аб’ектыўнымі тэндэнцыямі: імкненнем да павелічэння аб’ёмаў экспарту турыстычных паслуг ва ўмовах недастатковага развіцця і невялікага ўзроўню якасці айчыннай турыстычнай інфраструктуры, зыхо-дзячы з гэтага – арыентацыя на турыстаў з базавымі патрабаваннямі да ўмоў размяшчэння, а таксама шэрагам тэрытарыяльных фактараў, рэалізацыяй Дзяржаўнай праграмы адраджэння і развіцця вёскі, задачамі Нацыянальнай праграмы развіцця турызму ў Рэспубліцы Беларусь і інш. У артыкуле змешчаны абагульненыя вынікі экспертнай ацэнкі патэнцыялу Полацкага рэгіёну на прадмет развіцця пазначанага віду турыстычнага бізнесу; падаецца абгрунтаванне неабходнасці правядзення комплекснай эколага-сацыяльна-эканамічнай экспертызы як найбольш эфектыўнага інструмента высвятлення эфектыўнасці любога віду гаспадарчай дзейнасці з сацыяльна-эканамічнага і экалагічнага пунктаў гледжання.

Апрасюхина Н.И., Денисов Д.Е. Динамика состояния здоровья школьников

На основании данных ежегодных профилактических медицинских осмотров проведено изучение динамики состояния здоровья учащихся одиннадцатых классов средней школы № 14 города Новополоцка. Установлено, что за годы обучения в школе состояние здоровья школьников ухудшилось (наибольший показатель составил 58,7 %, наименьший – 20,0 %); при поступлении в школу у них уже имелись определенные заболевания (наибольший показатель – 53,4 %, наименьший – 29,5 %); только 26,5 % выпускников не имеют нарушений в состоянии здоровья. Первое место в структуре наиболее распространенных заболеваний школьников занимают болезни глаза и его придаточного аппарата, на втором месте – болезни системы кровообращения, на третьем – болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани. Установлено, что уровень заболеваемости в общеобразовательных классах ниже, чем в профильных лицейских.