Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
СЕРИЯ Е. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2010. № 5

Орлова А.П. Теоретико-методологические основы социально-педагогического образования

Цивилизационное развитие общества предопределяет приоритетность социально-педагогического образования, так как образование как важнейший феномен современности существенно влияет на модернизацию общества. Образование входит в ранг государственных приоритетов. В статье предпринимается попытка научного осмысления метопринципов, обусловливающих его реализацию в подготовке специалистов социальной сферы: гуманистического, аксеологического, культурологического, антропологического, синергетического. Данные метопринципы рассматриваются как стратегическое, руководящее положение, ведущая идея и основное правило деятельности в развитии социально-педагогического образования. Выдвинута идея создания регионального Центра данного образования, обеспечивающего повышение профессионализма специалистов социальной сферы на современном этапе развития общества. Объективная реальность привела к необходимости создания целостной системы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов социальной сферы с целью получения социально-педагогического образования.

THEORETIKO-METHODOLOGICAL BASIS OF THE SOCIAL-PEDAGOGICAL EDUCATION
ORLOVA A.

The civilizational development of the society determines the priority of social-pedagogical education, because the education as the most important the present’s phenomenon, influences greatly to the society’s modernization. Education comes into the rang of the state’s priorities. In the article, an attempt is made to scientifically comprehend the methoprinciples conditioning its realization in training specialists of social sphere: humanistic, axiological, culturological, anthropological, synergetic. These methoprinciples are regarded as a strategic, leading proposition, a major idea and a basic rule of activity in the development of social-pedagogical education. An idea is put forward to establish the regional Centre for this education which will ensure the increase in professionalism of social sphere specialists on the present stage of society’s development. The objective reality leads to the necessity of the creation of the unique system of the professional training and re-qualification of the social sphere’s specialists with the aim of receiving of the social-pedagogical education.

Сманцер А.П. Подготовка будущих учителей к работе с детьми в условиях инклюзивного образования на основе компетентностного подхода

Подготовка будущего учителя к работе с детьми с особенными образовательными потребностями становится приоритетной задачей общества и государства. Инклюзивное образование позволяет включать таких детей в школьную систему и обеспечивать их полноценную социализацию. Выделены основные характеристики компетентностей, необходимых учителю для успешной работы в условиях инклюзивного образования: мотивационная, мониторинговая, диагностическая, содержательная, прогностическая, проектировочная, рефлексивная, коммуникативная, конфликтологическая, исследовательская. Обоснованы компетенции, связанные с технологиями и методикой работы с детьми в условиях инклюзивного образования. Предложенная иерархия компетенций, необходимых для успешной работы учителя в условиях инклюзивного обучения, выступает базой для обновления психолого-педагогических дисциплин в вузе для будущих педагогов, обеспечивающих работу с детьми с особенными образовательными потребностями.

THE FUTURE TEACHER’S HIERARCHY OF COMPETENCE FOR WORKING WITH CHILDREN IN THE CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION
SMANTSER A.

The preparation of the future teacher for working with children with special educational requirements is becoming the prior problem of the society and the state. The Inclusive education allows to include such children into school system and to provide them with full-fledged socialization. There is the hierarchy of competence necessary for a teacher to work successfully in conditions of inclusive education sorted out: motivational, monitoring, diagnostic, substantive, prognostic, designing, reflexive, communicative, conflictive, investigative competences. The competences, connected with technologies and methodology of working with children in conditions of inclusive education, with mastering abilities and skills of working with children with special educational requirements are grounded. The offered hierarchy of competence, necessary for the teacher’s successful work in the conditions of inclusive education, and the realization of these competences in the process of educational work in the higher educational establishment will make a positive impact on the quality of teachers’ preparation.

Завадская Ж.Е. Воспитание социальной зрелости молодежи в целостном учебно-воспитательном процессе

Рассматривается проблема воспитания социальной зрелости будущего педагога, сформированность которой обеспечивает готовность его к выполнению важнейших функций в обществе: профессионала – труженика, гражданина – патриота, ответственного семьянина и целеустремлённого субъекта саморазвития. Даётся определение и структура понятия «социальная зрелость», его роль в становлении целостной личности; выделяются наиболее значимые, относительно самостоятельные этапы формирования социальной зрелости; приводится взаимосвязь социальной зрелости с другими видами зрелости; рассматриваются основные проблемы воспитания социальной зрелости будущего учителя в целостном учебно-воспитательном процессе вуза, факторы, тормозящие процесс социального становления будущих учителей; раскрывается воспитательный потенциал межпредметного воздействия педагогических дисциплин и средств его реализации; определяются основные задачи и направления внеаудиторной воспитательной работы в социальном, гражданском воспитании будущего учителя.

DEVELOPMENT OF SOCIAL MATURITY OF A FUTURE TEACHER IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS
G. ZАVАDSKAYA

The article deals with the concept of social maturity of a future teacher. The problem of educating social maturity of a future specialist in the educational process of higher educational establishments has been actualized; the essence, structural components and criteria of the given concept have been defined; development stages of the process of social maturity formation have been described; barriers to the personal growth have been considered; integrative pedagogical potential of the humanities have been revealed; the objectives and trends of extra-curricular activity in social education have been developed. Conclusions and recommendations provide conceptual basis for the improvements in the sphere of educating social maturity of future specialists that contributes to the development of the society.

Улитко С.А. Некоторые подходы к управляемой самостоятельной работе курсантов

Подготовка офицера относится к числу проблем, которые всегда актуальны: меняются социально-экономические задачи общества, возникают новые требования к специалистам государственных служб, острыми остаются задачи на политической арене. В связи с этим актуализируется и проблема совершенствования подготовки офицера, поскольку от его знаний и умений, культуры, деятельности зависит безопасность государства. В настоящее время в учебных заведениях наблюдается дефицит самостоятельности обучаемых, который характеризуется не только недостаточным уровнем умений познающей личности овладевать знаниями и способностями деятельности без посторонней помощи, но и отсутствием внутреннего стремления человека к самореализации посредством самообразования. Новые требования предъявляются и к профессиональному становлению личности офицера органов пограничной службы. Этим проблемам и посвящена данная статья.

SOME APPROACHS TO SELF EDUCATION OF CADETS
S. YLITKO

Preparation of the officers is among the problems which are always actual: the social and economic problems of a society are vary, there are new requirements to experts of public services, sharp there are prob-lems on a political arena. Because of this the problem of preparation of officers becomes very important, cause safety of the state depends on its knowledge and abilities. Now in educational institutions the deficit of independency of the trainers is observed, which characterized not only the insufficient level of the personality’s skills to possess the knowledge and action’s abilities without stranger’s help but the absence of the inner desire of the man to self-realization with the help of self-education. New requirements are shown to professional formation of the officer of a frontier service too. Given article is devoted to these problems.

Сорока О.Г. Определение критериев оценки качества дидактических компьютерных игр

Рассматривается система критериев и показателей оценки дидактических компьютерных игр, которая позволит провести качественный анализ программного продукта как на этапе приемки электронного средства обучения, так и на этапе отбора его для включения в образовательный процесс. Система критериев включает критерии оценки дидактически значимых компонент игры и критерии оценки ее содержания. В процессе экспертизы анализу подвергаются следующие основные области игрового процесса: замысел игры, цели и задачи, представления о результатах, формы организации игрового взаимодействия, система оценивания игровых результатов, виртуальная игровая среда, игровые ситуации, предполагаемое поведение игрока. Практическая значимость выделенных критериев качества дидактических компьютерных игр связана с принципиальной возможностью их использования при разработке соответствующих инструктивно-методических, нормативных документов, технических заданий и технических проектов, проектировании и разработке структуры и содержания дидактических компьютерных игр.

THE DEFINITION OF THE CRITERIA OF THE QUALITY’S MARK OF THE DIDACTIC COMPUTER’S GAMES
O. SOROKA

The article deals with the problem of the criteria’s system and mark’s index of the didactic computer games, which will give possibility to conduct the qualitative analyses of the programming product both on the stage of the reception of the electronic means of education and on the stage of its selection for including into the educational process. The criteria’s system includes the mark’s criteria of the didactic important components of a game and the mark’s criteria of its matter. The following main fields of the game’s process are subjected to analyses in the process of the examination: game’s intention, aims and tasks, imagination of the results, the forms of organization of the game’s interrelation, the system of estimation of the game’s results, game’s situations, the intended player’s behavior. The practical value of the distinguishing of the qualitative criteria of the didactic computer’s games connects with the principle possibility of its usage during the elaboration of the corresponding instructive-methodological, standard’s documents, technical tasks and technical projects, the projecting and elaboration of the structure and contents of the didactic computer games.

Андрущенко Н.Ю. Теоретико-методологические основы исследования проблемы становления и развития социальной педагогики в Беларуси

Представлены теоретико-методологические основы исследования проблемы становления и развития социальной педагогики, которые включают в себя философско-методологический, общенаучный и конкретно-научный уровни. Данным уровням соответствуют определенные подходы, принципы и методы изучения действительности. Теоретическую базу работы составили труды известных просветителей и ученых прошлого и настоящего. Рассмотрен понятийно-категориальный аппарат, являющийся важной составляющей теоретико-методологических основ. В рамках нашего исследования необходимым является обозначение понятий – «социальная педагогика», «социальное воспитание», «социализация». Проанализированы различные точки зрения как исследователей зарубежных философов и педагогов, так и белорусских и русских просветителей и ученых на трактовку объекта и предмета социальной педагогики, а также ее принадлежности к той или иной области знания. Показано различие между социальной педагогикой и социальной работой.

THEORETIKAL AND METHODOLOGICAL BASES OF THE RESEARCH OF PROBLEMS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF SOCIAL PEDAGOGICS IN BELARUS
N. ANDRUSHCHENKO

Theoretical and methodological bases of the research of problems of formation and development of social pedagogic are represented in the article. These bases include philosophical and methodological, general scientific and specifically scientific levels. Certain approaches, principles and methods of study of reality correspond to these levels. Works of famous enlighteners and scientists of the past and the present form the theoretical basis of this paper. Conceptually categorical framework, which is an important component of theoretical and methodological bases, has been considered. In the context of our study it is necessary to designate the following terms: “social pedagogics”, “social education”, “socialization”. It has been analyzed the different researchers’ points of view of both foreign philosophers and teachers and Belarussian and Russian enlighteners on the interpretation of the object and subject of social pedagogics and also its belonging to a particular field of knowledge. The difference between social pedagogics and social work is shown.

Бусел Е.Н. Генезис дошкольного образования на территории Витебской губернии в XIX – начале ХХ века

Рассматривается история становления и развития дошкольного образования Витебской губернии ХІХ – начала ХХ века. До конца 80-х годов дошкольное образование развивалось в русле благотворительности, представленном попечением о детских домах и приютах. Организацией и содержанием данных учреждений в начале ХІХ века занимались частные лица, с 1844 года – Губернское попечительство детских приютов, с 1870 – Витебское благотворительное общество, благодаря чему их сеть значительно расширилась. Детские сады на территории Витебской губернии появляются после 1887 года, но из-за высокой стоимости они были доступными только для состоятельных слоев населения. Это способствовало возникновению нового этапа в развитии дошкольного образования на Витебщине и обусловило его определенную социальную специфику.

GENESIS OF PRESCHOOL EDUCATION IN VITEBSK PROVINCE OF THE XIX – THE BEGINNING OF THE XX CENTURY
K. BUSEL

The history of preschool education in Vitebsk province in the 19th – the beginning of the 20th century is explored in the article. Until the end of the 80’s preschool education developed parallelly to charity and was presented by the activities of children's homes and orphanages. The organization and content of these institu-tions in the beginning of the 19th century was organized by individuals, in 1844 it was Provincial guardianship of children's Home and since 1870 it had been Vitebsk Charity Organization thanks to which their network expanded. Kindergartens on the territory of Vitebsk province appeared after 1887, but because of their high cost they were available only to wealthy people. It contributed to the occurrence of a new stage in the development of preschool education in the Vitebsk region and caused its certain social particularities.

Картунова И.И. Становление и развитие ветеринарного образования в Беларуси (1917 – 1959 гг.)

Описываются основные этапы становления ветеринарного образования в Беларуси (1917 – 1959). Развитие в первой половине XX века ветеринарного образования явилось переломным моментом в развитии ветеринарного дела в Беларуси, что способствовало организации систематической подготовки ветеринарных кадров высшей квалификации и развертыванию научно-исследовательской работы в области ветеринарии. В стране в довоенный и послевоенный периоды была создана широкая система высшего и среднего специального ветеринарного образования, а также повышения квалификации ветеринарных специалистов, работающих на производстве. В данный период в республике значительно возросло количество ветеринарных специалистов, произошло качественное совершенствование ветеринарного образования, обусловленное улучшением материально-технической базы ветеринарных учебных заведений и повышением оснащенности ветеринарной службы в целом.

THE DEVELOPMENT AND FORMATION OF VETERINARY EDUCATION IN BELARUS (1917 – 1959)
I. KARTUNOVA

The basic stages of formation of veterinary education in Belarus (1917 – 1959) are described in the article. The development of veterinary education in the first half of the 20th century was a turning-point in the development of veterinary business in Belarus that promoted the organization of systemic training of veterinary staff of the higher qualification and initiated scientific researches in the field of veterinary science. In the country during the pre-war and post-war periods the wide system of the tertiary and specialized secondary veterinary education was created as well as the system of improving qualification for veterinary specialists working in farm industries. At the given period the number of veterinary specialists grew significantly in the republic, the qualitative improvement of veterinary education founded on the development of material technical base of the veterinary educational institutions and better equipment of veterinary service on the whole was taking place; a large- scale diagnostic work was widely undertaken by veterinary laboratories. All this allowed to improve the measures of prevention and elimination of animal diseases.

Туболец С.Р. Метады эстэтычнага выхавання беларускай народнай педагогікі (канец ХIХ – пачатак ХХ стагоддзя)

Аналізуецца рэалізацыя метадаў эстэтычнага выхавання падрастаючага пакалення (ад нараджэння да 20-гадовага ўзросту) у беларускай народнай педагогіцы. Шэраг традыцыйных метадаў народнай педагогікі (праца, назіранне, гульня, прывучэнне, расказванне, прыклад і аўтарытэт і г.д.) маюць спецыфічнасць выкарыстання на падставе адвечных сродкаў выхавання (праца, родная мова, народная творчасць (найперш фальклор), гульні, традыцыі, звычаі, святы, абрады) у розныя ўзроставыя перыяды. У маленстве праз метады назірання, унушэння, растлумачэння, пераканання ідзе фарміраванне непасрэднага пачуццёвага адлюстравання рэчаіснасці. Дзяцінства адметна метадамі эстэтычнага выхавання, што скіраваны на фарміраванне эстэтычных перажыванняў. З дапамогай метадаў працы, гульні, расповеда, гутаркі дзеці прывучаюцца рабіць усё, крытэрый якасці – прыгажосць. Падлеткавы ўзрост аб’ядноўвае папярэдні і наступны перыяды, характарызуецца перахо-дам ад фарміравання эстэтычных перажыванняў да арганізацыі практычнай дзейнасці. Юнацтва – час арганізацыі эстэтычна значнай практычнай дзейнасці, якая ідзе праз працу, святы, абрады, традыцыі.

METHODS OF AESTHETIC UPBRINGING IN BELORUSSIAN FOLK PEDAGOGICS (THE END OF 19TH – THE BEGINNING OF 20TH CENTURY)
S. TUBOLETS

The realization of methods of aesthetic upbringing the younger generation (from birth till 20) in Belorussian pedagogics is analyzed. The range of traditional methods of the folk pedagogics (work, observation, game, habituation, retelling, example and authority and so forth ) has the specificity of employment on the grounds of age-long means of upbringing (in the first instance folklore), games, traditions, customs, holidays, rites) in age-dependent periods. In boyhood days through methods of observation, suggestion, explanation, persuasion the formation of immediate sensual reflection of reality takes place. Childhood is distinguished by methods of aesthetic upbringing, which is aimed at the formation of aesthetic experience. By means of methods of work, game, explanation, conversation children accustom themselves to do everything. The factor of quality is beauty. The age of adolescence unites preceding and the following periods, and is characterized by the passage from the formation of aesthetic experience to the organization of practical activities. The juvenility is the time of organization of aesthetically significant practical activities, which take place through work, holidays, rites, traditions.

Тарантей Л.М. Актуалгенез категорий «доверие» и «доверительные отношения» в педагогике

Рассмотрена педагогическая сущность категории «доверительные отношения» в педагогическом наследии, так как формирование гуманистически ориентированной ценностной позиции педагога во многом зависит от осмысления им сущности доверия и доверительных отношений. В педагогической науке категория «доверительные отношения» наиболее часто трактуется как понятие, относящееся к гуманистической педагогике. Анализ отдельных педагогических подходов позволил автору разделить их на группы, что расширило возможности вхождения категории «доверительные отношения» в язык современной педагогики. Наличие доверительных отношений между педагогом и воспитанниками обеспечивает реализацию принципа гуманизма в теории и практике обучения и воспитания, что отражает качественную сторону гуманизации педагогического процесса. От осознания педагогической сущности доверительных отношений во многом зависит сформированность гуманистически ориентированной ценностной позиции педагога.

ACTUALGENEZ OF THE CATEGORY OF THE “CONFIDENCE” AND “CONFIDENTIAL RELATIONS” IN PEDAGOGICS
L. TARANTEY

The pedagogical essence of the category of the “confidential relations” in the pedagogical heredity is under consideration in the article. The forming of the humanistic oriented valuable position of the teacher depends much of his comprehension of the essence of the confidence and confidential relations. In pedagogical science the category «confidential relations» is treated most often as the concept concerning humanistic pedagogics. The analysis of the separate pedagogical approaches has allowed to the author to divide them into groups that has expanded possibilities of occurrence in the modern pedagogics’ language of the confidential relations’ category. Presence of the confidential relations between a teacher and the pupils provides the realization of a principle of humanism in the theory and practice of the education and up bringing that reflects the qualitative party of humanization of the pedagogical process. On comprehension of pedagogical essence of the confidential relations it depends much the formed of the humanistic oriented valuable position of the teacher.

Михайловская Е.Н. Экспериментальное апробирование модели развития познавательной самостоятельности студентов на основе применения креативных методов обучения

Рассматриваются результаты экспериментальной проверки и апробации педагогической модели развития познавательной самостоятельности студентов с внедрением креативных методов обучения в практику преподавания иностранного языка. Выделены основные четыре критерия: мотивационно-целевой, содержательно-операционный, эмоционально-волевой и оценочно-рефлексивный, согласно которым и определяется эффективность развития познавательной самостоятельности студентов. Автор определяет исходный уровень развития познавательной самостоятельности студентов в экспериментальных и контрольных группах, затем в ходе формирующего эксперимента вводит экспериментальный фактор (систему креативных методов обучения) и выявляет итоговый уровень развития компонентов познавательной самостоятельности студентов; описывает динамику развития исследуемого личностного образования; обосновывает применение креативных методов обучения в практике преподавания английского языка; доказывает их эффективность в развитии познавательной самостоятельности студентов.

THE EXPERIMENTAL APPROBATION OF THE MODEL OF STUDENTS’ COGNITIVE INDEPENDENCE DEVELOPMENT ON THE BASIS OF CREATIVE METHODS OF TEACHING APPLICATION
E. MIKHAILOWSKAYA

The results of experimental verification and approbation of the pedagogical model of students’ cognitive independence development are being considered together with the introduction of creative methods of teaching in the practice of teaching a foreign language. The author singles out the basic four criteria, according to which she defines the efficiency of students’ cognitive independence development: motivation-purpose, knowledge-operational, emotional-volitional, estimation-reflexive one. In this research the author defines the initial level of students’ cognitive independence development in experimental and check groups, then in the course of forming experiment the author introduces the experimental factor (the system of creative methods of teaching) and reveals the final level of the development of students’ cognitive independence components; she describes the dynamics of the researched personal quality development; the author substantiates the use of creative methods of teaching in the practice of teaching English; she proves their efficiency in students’ cognitive independence development.

Федорович Н.Я. Познавательная активность личности студента как педагогический феномен

Рассматриваются вопросы эволюции познавательной активности личности в истории педагогической мысли, даётся характеристика современного состояния проблемы, которая ещё далека от своего решения. Особенно это касается образовательного пространства вуза, в котором процесс эффективного развития познавательной активности личности будущих специалистов недостаточно изучен, что приводит к противоречию с объективными потребностями практики. За время обучения в вузе при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие познавательной активности личности, формируется профессиональный склад мышления. Организация и совершенствование системы образования учащейся молодёжи невозможны без целостного понимания сущности понятия познавательной активности личности студента. Раскрывается структура основных компонентов, уровней и критериев понятия на основе анализа исследований зарубежных, российских и отечественных авторов по данной проблематике.

THE COGNITIVE ACTIVITY OF A STUDENT’S PERSONALITY AS A PEDAGOGICAL PHENOMENON
N. FEDOROVICH

The article is devoted to the problem of the evolution of a person’s cognitive activity in the history of pedagogical ideas. The characteristic of the contemporary state of the problem which is still far from its solution is given. It especially has a certain attitude toward the educational area of the institution of higher education where the process of the proficient development of a person’s cognitive activity of the specialists to be is not enough studied. This leads to the contradiction in the objective necessities of the practical work. If during the studying in the higher school the students have favorable conditions it takes place the development of a person’s cognitive activity and it forms the professional way of thinking.The development of a person’s cognitive activity takes place, the professional way of thinking is formed, if during training at the higher school the students have favorable conditions. The organization and perfection of the educational system of the students’ learning is impossible without the comprehension of the notion of the cognitive activity of a student’s personality. The attempt to discover the structure of the basic components, levels and criteria of the notion is undertaken. It is made on the basis of the analysis of foreign, Russian and native authors on the problems in question.

Власенко Н.Э. Основные характеристики индикаторной функции в управлении физическим воспитанием дошкольников

Рассматриваются проблемы повышения эффективности управления процессом физического воспитания дошкольников. Раскрывается значение индикаторов как инструмента анализа педагогической деятельности и эффективного средства управления педагогическими системами, приводятся различные дефиниции понятия «индикатор». На основе анализа и обобщения современных публикаций выявлено многообразие существующих индикаторов, их нацеленность на решение специфических задач в различных сферах деятельности. Индикаторная функция представлена как новое научно-практическое направление в системе физического воспитания дошкольников, показана ее роль в оптимизации и интенсификации управления процессом физического воспитания дошкольников. В статье определены основные характеристики индикаторной функции, ее структура в рамках системно-информационного подхода, основанного на информационном взаимодействии субъектов управления. Рассматривается информационная основа обучения как фактор интеграции компонентов педагогической системы и как необходимое условие реализации индикаторной функции. Приведены индикаторы, позволяющие оценить эффективность и оптимальность педагогического процесса – меру отношения поставленных целей, прогнозируемого и достигнутого результата.

THE MAIN CHARACTERISTICS OF THE INDICATED FUNCTION IN THE PHYSICAL CULTURE’S MANAGEMENT OF THE PRE-SCHOOL CHILDREN
N. VLASENKO

The article deals with the problem of the effectiveness rise of the management of the process of the pre-school children’s physical culture. The author reveals the indicators’ meaning as an instrument of the analysis of the pedagogical activity and as an affective means of the pedagogical systems’ management. Different definitions of the conception “indicator” are given. On the basis of the analysis and generalization of the modern publications it is revealed the variety of the existing indicators, their aim on the specific problems’ decision in the different activity’s spheres. The indicated function is presented as a new scientific-practical trend in the system of the physical culture’s upbringing of the pre-school children. In the article the main characteristics of the indicated function and its structure in the measures of the system-informational approach based on the informational interrelation of the management’s individuals are determined. The informational foundation of teaching as a factor of integration of the pedagogical system’s components and as the necessary condition of the indicated function’s realization is examined in the article. The author gives the indicators which allow to estimate the effectiveness and optimization of the pedagogical process that is the measure of the relations of the delivered aims and the result prognosis and achieved.

Романович Е.Е. Формирование дирижерской установки будущего учителя музыки

Рассматривается структура дирижерско-хоровой подготовки как педагогической системы. Выделены различные способности и качества личности, необходимые в овладении дирижерской профессией, определены уровни дирижерской установки, формирующейся в связи с потребностью дирижера в художественно-творческой деятельности и способствующей активизации этой потребности в процессе работы с хором. Успешная творческая деятельность будущего учителя музыки во многом зависит от его готовности к постоянному, гибкому реагированию на социальные требования. Поскольку процесс дирижерско-хоровой подготовки будущего учителя музыки направлен на формирование личности и является одной из сторон ее всестороннего воспитания, рассматриваемая нами проблема является актуальной. Дирижеру, кроме музыкальных способностей, необходимо обладать такими качествами, как умение руководить коллективом, устанавливать творческий контакт с исполнителями, уметь планировать репетиционную и концертную деятельность, а также уметь преобразовать творческую деятельность в конкретный результат.

FORMING OF THE CONDUCT MOUNTING TO THE FUTURE MUSIC TEACHER
E. ROMANOVICH

In the article the structure of the conduct-chorus’ training as a pedagogical system is under considera-tion. The different personal’s abilities and qualities necessary for possession of the conduct’s profession are distinguished. The levels of the conduct’s mounting forming because of the conduct’s needs in the artistic-creative activity and furthering the activeness of this necessity in the process of the work with the chorus are defined. The future music teacher’s fruitful creative activity depends much from his readiness to constant flexible reaction to the social demands. The problem under consideration is rather actual, because the process of conduct-chorus future music teacher’s training direct to a personal’s forming and it is one of the sides of its all-round up bringing. Besides the musical facilities, a conduct should have such qualities as the skill to lead the collective body, to establish the creative contacts with the performers. He should be able to plan the rehearsal’s and concert’s activity and to transform the creative activity into the final result.

Конышев Ф.В. Педагогические особенности применения мер взыскания к лишенным свободы осужденным

Привлечение осужденных к дисциплинарной ответственности с точки зрения педагогики является реализацией метода принуждения. Метод принуждения – это совокупность административных и педагогических мер, призывающая осужденных соблюдать правила поведения, установленные в исправительном учреждении. Суть метода принуждения – это не механическое наложение взыскания, т.е. до привлечения осужденного к дисциплинарной ответственности, допустившего нарушение установленного порядка отбывания наказания, следует применять систему педагогических мер, носящих не репрессивный характер. Дисциплинарное взыскание имеет важное педагогическое и правовое значение, поскольку его наложение, как правило, вводит дополнительные ограничения в установленном порядке отбывания наказания, сужает объем предоставленных осужденному льгот. Но наложение взысканий не должно преследовать цели причинения осужденному физических страданий или унижения его человеческого достоинства, оно должно носить сугубо воспитательный характер и быть направлено на исправление осужденного.

PEDAGOGICAL PECULIARITIES OF THE PENALTY MEASURES’ USAGE TO CONVICTS DEPRIVED THE FREEDOM
F. KONYSHEV

From the pedagogical point of view, the convicts’ prosecution to the disciplinary responsibility is the realization of the compulsion method. The compulsion method is the combination of the administrative and pedagogical measures, calling the convicts to observe the disciplinary rules determined in the correctional establishment. The essence of the compulsion method is not the mechanical penalty’s using. It means that it is necessary to use the system of pedagogical measures having non-repressive character before the convict’s prosecution to the disciplinary responsibility admitted the violation of the determined order of the served punishment. The disciplinary punishment has a very important pedagogical and law meaning, because its imposition, as a rule, introduce the additional limits in the determined order of the punishment serving and contract the volume of the privileges given to the convict. But the punishment’s imposition must not prosecute the aim to do the harm to a convict in the form of the physical sufferings or humiliate his man’s self respect. It should have especially up bringing character and it should be directed to the convict’s correction.

Сухецкая А.В. Педагогическая культура – основа мастерства преподавателя высшей школы

Рассматривается значение педагогической культуры в развитии мастерства преподавателя высшей школы. Педагогическая культура соединяет в себе высокий уровень общего и профессионального развития преподавателя, его психолого-педагогическую компетентность, профессионально-педагогическую воспитанность, мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности; способствует формированию многосторонних отношений и общения; обеспечивает саморазвитие и самосовершенствование педагога. В статье обосновывается утверждение о том, что педагогическая культура – основа, которая дает возможность подняться к вершинам мастерства. Раскрыта сущность, указаны признаки и обозначены стержневые компоненты педагогической культуры. Характеризуя педагогическую культуру, автор выделяет профессионально значимые качества личности преподавателя и приводит критерии, которые позволяют вычленить основные типы педагогической культуры, представляет уровни освоения преподавателем педагогической культурой.

PEDAGOGICAL CULTURE IS THE BASE OF TEACHER’S MASTERY IN HIGHER SCHOOL
A. SUKHETSKAYA

The article deals with the aspect of pedagogical culture in the development of the teacher’s mastery in higher school. Pedagogical culture combines the high level of the general and professional development of a teacher, his psychological and pedagogical competence, professional civility, motivational and value relations to the pedagogical activity; promotes the forming of the multilateral relationships and communication; ensures self-development and self-perfection of a teacher. The article depicts that pedagogical culture is the base which gives the opportunity to achieve the tops of mastery. Notions, indications and main components of pedagogical culture are shown in the article. The author, characterising the pedagogical culture, marks out the professionally valuable qualities of the teacher’s personality; outlines the criteria, which permit to point out the major types of pedagogical culture; presents the levels of the pedagogical culture’s mastering by a teacher.

Конышева А.В. Формирование иноязычной компетенции как компонент инженерного образования в вузе

Практика вузовского обучения показывает, что сочетание с традиционными методами новых информационных средств и обучающих технологий, основанных на использовании программного обеспечения, влечет эффективную рационализацию и грамотную организацию учебно-познавательной деятельности обучающихся, проектирует информационное поле для познания с широкими возможностями реализации в стенах вуза потенциала каждого студента. В этой связи актуальными становятся не только демонстрация студентам от случая к случаю возможностей программного обеспечения, но и привитие навыков его использования как необходимого аппарата в комплексе решения задач прикладной направленности, обоснования и анализа полученных результатов. В данной статье рассматриваются вопросы использования программного обеспечения при изучении математических дисциплин студентами нематематических специальностей, приведено обоснование необходимости привлечения для этого ПЭВМ. Выделены дидактические преимущества и возможности внедрения новых методических средств в учебно-познавательный процесс. В работе представлены конкретные примеры применения изложенной методики в учебно-познавательном процессе обучения математике.

FOREIGN LANGUAGE’S COMPETENCE FORMING AS A COMPONENT OF THE ENGENEERING EDUATION IN THE HIGHER SCHOOL
A. KONYSHEVA

The enlargement of the professional international communication, business negotiations with the foreign partners, work with the technical foreign language documents cause the necessity of the foreign language’s usage in the future engineers’ professional training. These facts propose the foreign language competence’s forming to the students of the technical specialities. The future engineer must know the achievements in the science and technique, the advanced national and foreign experience in the sphere of the manufacture, labour and management’s organization. That’s why the educational standards demand of the calculation of the professional specification during the foreign language’s study in its aiming at the future professional graduates’ activity. The acquisition of the foreign language competence by the students means the possession of this language on such level which allows to use it for satisfaction of the professional needs, for realization of the business contacts and further self-education and self-perfection.

Вакульчик В.С., Капусто А.В. Использование программного обеспечения – важная составная компонента обновления содержания и технологий при обучении математике студентов нематематических специальностей

Практика вузовского обучения показывает, что сочетание с традиционными методами новых информационных средств и обучающих технологий, основанных на использовании программного обеспечения, влечет эффективную рационализацию и грамотную организацию учебно-познавательной деятельности обучающихся, проектирует информационное поле для познания с широкими возможностями реализации в стенах вуза потенциала каждого студента. В этой связи актуальными становятся не только демонстрация студентам от случая к случаю возможностей программного обеспечения, но и привитие навыков его использования как необходимого аппарата в комплексе решения задач прикладной направленности, обоснования и анализа полученных результатов. В данной статье рассматриваются вопросы использования программного обеспечения при изучении математических дисциплин студентами нематематических специальностей, приведено обоснование необходимости привлечения для этого ПЭВМ. Выделены дидактические преимущества и возможности внедрения новых методических средств в учебно-познавательный процесс. В работе представлены конкретные примеры применения изложенной методики в учебно-познавательном процессе обучения математике.

THE USE OF SOFTWARE IS AN IMPORTANT CONSTITUENT OF THE RENEWAL OF CONTENT AND TECHNOLOGY WHILE TEACHING MATHEMATICS TO STUDENTS OF NON-MATHEMATICAL SPECIALTIES
V. VAKULCНIK, А. KAPUSTO

The practice of tuition at institutions of higher education shows that a competent combination of new information means and teaching technologies based on the use of software with traditional methods involves an effective improvement and competent organization of the student's instructional and cognitive activity as well as projects an information field for epistemology with wide possibilities of every student’s potential realization within the precincts of an institutions of higher education. In this connection not only is a chance demonstration of the software possibilities to students becoming pressing but also the inculcation of its usage skills as an essential apparatus in the complex of applied problem solving, basing and analysis of the obtained results. In the article in question we scrutinize the problems of the software use while teaching mathematical specialities, and we also give grounds for the use of computing techniques in this process. We have singled out the didactic advantages and possibilities of the introduction of new methodical means in the instructional and cognitive process. Some specific examples of the stated methods adoption in mathematics tuition are presented in this article.

Оськин А.Ф., Глухов Д.О. Один подход к оцениванию профессиональных компетенций выпускников вуза

Представлена методика построения системы тестирования профессиональных компетенций выпускников вуза, основанная на применении принципов и подходов, заимствованных из технологии тестирования программного обеспечения. Под тестом авторы понимают комплекс из задачи и эталонного решения к ней, причем предлагаемая испытуемому задача может иметь один из четырех уровней сложности. Рассматривается типичная последовательность процедур при организации тестирования программного обеспечения. Показано условие успешности применения описываемой методологии – широкое внедрение автоматизированных методов тестирования. Автоматизация снижает трудозатраты на организацию и проведение контрольно-оценочных мероприятий, повышает объективность оценки, позволяет накапливать статистику по пройденным тестам, проводить анализ и прогноз.

ONE APPROACH TO THE EVALUATION OF THE UNIVERSITY GRADUATES PROFESSIONAL COMPETENCE
A. OSKIN, D. GLUKHOV

Based on the application of principles and approaches, borrowed from the software testing technolo-gies, the procedure of the integration of the system of the university graduates professional competence testing is shown. The typical procedural path at the testing software organization is under consideration. The condition for success in application of the described methodology, broad implementation of automated meth-ods of testing, is shown. The automation reduces labor input at organization and realization of the control-estimative action, raises estimation objectivity, enables to accumulate statistics on the passed tests, carry out an analysis and prognosis.

Шило Е.В. Нравственно-ориентированное воспитание на уроках иностранного языка (английский)

Рассматривается нравственное воспитание учащихся на уроках английского языка. Дается перечень целей, задач и приемов нравственного воспитания в школе, указываются нравственные качества личности, которые формируются посредством иностранного языка. Раскрывается сущность таких понятий, как «нравственное воспитание», «цели и задачи нравственного воспитания», «условия эффективного формирования нравственного поведения школьников», «приемы нравственно направленного обучения», «индивидуальный нравственный опыт», «качества личности ученика». Определяется актуальность вопроса нравственного воспитания школьников. Анализируется и раскрывается значимость содержательной стороны дисциплины «Иностранный язык (английский)» в процессе нравственного воспитания учащихся. Дается перечень тем и упражнений, которые способствуют созданию необходимой основы для эффективного овладения и демонстрации нравственных качеств школьников на занятиях по иностранному языку.

MORALLY ORIENTED EDUCATION AT THE ENGLISH LANGUAGE LESSONS
E. SHILO

The article deals with the moral bringing up of students at the English language lessons. It is given the list of goals, tasks and ways of moral education at school; the moral qualities of the person which are formed by means of the foreign language are depicted. One can see the nature of such notions as «moral education», «goals and tasks of moral education», «the conditions of effective forming of students’ moral behaviour», «ways of morally oriented teaching», «personal moral experience», «students’ qualities». The article highlights the urgency of the question of students’ moral education. It is given the analyses of the content of the discipline «The Foreign Language (English)» during the process of students’ moral education. The article contains the list of topics and exercises which help to create necessary bases of effective mastery and showing students’ moral treats at the English lessons.

 

ПСИХОЛОГИЯ

Мирзаянова Л.Ф. Перестройка мотивации учебно-познавательной деятельности студентов на этапе вхождения в профессиональное образование

Представлены результаты исследования динамических особенностей мотивов учебно-познавательной деятельности студентов при переходе с этапа школьного образования к высшему профессиональному образованию. Выявлено существенное усиление ряда узколичностных мотивов учебной деятельности студентов в адаптационный период. Установлено снижение удельного веса познавательных мотивов содержания и процесса учения, а также широкого социального мотива «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности» в системе учебно-познавательных мотивов студентов-первокурсников. Показано, что перестройка мотивационной сферы личности студентов, сопровождающаяся усилением мотивов внешнего порядка, преобладанием мотивов «дефицита» над мотивами «роста», обусловлена необходимостью адаптации личности к профессиональному образованию. Сделан вывод о необходимости формирования у студентов личностно-развивающей мотивации для обеспечения профессионального развития будущих учителей в кризисный по характеру период адаптации.

THE MOTIVATION’S REBUILDING OF THE STUDENTS’ EDUCATIONAL-COGNITIVE ACTIVITY ON THE STAGE OF ENTERING INTO THE PROFESSIONAL SPACE
L. MIRZAYANOVA

The article presents the results of the dynamic features of the motives of students’ educational-cognitive activity during the transition phase from school to higher vocational education. A significant strengthening of a number of narrow personal motives for students’ learning activities in adaptation period is established. The decline of the proportion of cognitive motivation content and process of teaching as well as broader social motive «to ensure the success of future professional activity» in the structure of the educational motivation of the first-year students is revealed. It is shown that reorganization of motivational sphere of the students’ personality accompanied by strengthening of motives of an external order, prevalence of motives of «deficiency» over motives of «growth» is caused by necessity of the person adaptation to vocational training. The conclusion is drawn on necessity of formation of students’ personal developing motivation for maintenance of future teachers’ professional development in adaptation period.

Ярославкина Е.В. Традиционно «мужские» и «женские» ценности в структуре образа мира женщин с разной гендерной идентичностью

Расширение спектра социальных ролей современной женщины напрямую связано с ее образом мира, системой представлений и ценностей. Успешная женщина уходит от традиционно закрепившейся в социальном сознании женской роли. Современная деловая женщина «уходит» от выполнения репродуктивной функции и функции воспитания ребенка. Типично женские, фемининные черты начинают восприниматься в культуре как несоответствующие современному стилю поведения. Изучение лично-стных ценностей и смыслов открывает перспективы для описания такого феномена, как гендерная идентичность. Исследования ценностно-смысловой сферы и её взаимосвязи с гендерной идентичностью позволяют раскрыть особенности образа мира современной женщины, понять способ ее ориентации в мире как основы ее жизнедеятельности. Выявленные особенности дают возможность прогнозировать тенденции, характерные для современной гендерной ситуации в обществе в целом.

TRADITIONAL “MEN” AND “WOMEN” VALUES IN THE STRUCTURE OF THE WORLD’S IMAGE OF THE WOMEN WITH THE DIFFERENT GENDER IDENTITY
E. YAROSLAVKINA

Expanding of the range of the modern woman’s social roles is directly linked with her world’s image and the system of ideas and values. The successful woman goes away from the traditionally fastened the feminine role in the social consciousness. Modern business woman goes away from the fulfillment of the reproductive function and the function of the upbringing her child. Typical women’s and feminine’s features start to understand in the culture as not corresponding with the modern style of behaviour. The study of personal values and meanings opens perspectives to describe this phenomenon as gender identity. Studies of value-semantic sphere and its’ relationship to gender identity can reveal features of the world image of a modern woman, to understand her orientation in the world as the basis for her livelihoods. These peculiarities make it possible to predict the trends of the contemporary gender situations in the society as a whole.

Финькевич Л.В. Трансформация образа мира у детей вследствие Чернобыльской аварии

Проблема формирования картины мира человека рассматривается в контексте развития социального образа мира на ранних этапах онтогенеза. Описываются специфические особенности современного социального контекста, выступающие в качестве детерминант детской картины мира: социальная микросреда, информационное пространство, техногенная катастрофа – авария на Чернобыльской АЭС. Анализируется структура, содержание и механизмы формирования детской картины мира. Описаны специфические особенности влияния информационной связи социальной микросреды ребенка на развитие его отношения к миру, другим людям и самому себе. Представлены результаты эмпирического исследования образа мира у детей, описаны психологические особенности трансформации детской картины мира в постчернобыльский период, обнаруживающие себя в переживаниях негативного отношения к миру, опосредованного страхом и опасениями, ощущением угрозы смерти и утрат. На основании анализа фактологического материала прогнозируются проблемы в психологическом здоровье детей и актуализируется необходимость психологического сопровождения детей и помощи их семьям.

THE TRANSFORMATION OF THE WORLD REFLECTION AMONG CHILDREN DUE TO CHERNOBYL ACCIDENT
L. FINKEVICH

The problem of formation of the world image of an individual is regarded in the frame of development of social world image at early stages of the ontogenesis. Specific features of current social context, acting as determinants of the child’s world image: social microenvironment, information space, technogenic catastrophe Chernobyl NPP accident are depicted. Structure, content and mechanism of formation of child’s world image are analyzed. Specific features of the influence of informational connection of the social microenvironment of a child on the genesis of his attitude to the world, other people and to himself are described. Results of the em-piric study of the world image among children are presented, psychological peculiarities of transformation of the child’s world image in post-Chernobyl period, disclosed in experience of negative attitude to the world, mediated by fear and anxiety, feeling threaten of death and loss, are described. On the grounds of analysis factual matter issues in psychiatric health of children are projected and the necessity of psychological accompaniment of children and an aid to their familiers has become actual.

Сироткина М.М. Сущностные характеристики ценностного отношения к профессионально-педагогической деятельности

Интерес к ценностной составляющей профессионального образования – одно из условий эффективной подготовки педагогических кадров. Рассмотрена проблема ценностного отношения будущих специалистов к профессионально-педагогической деятельности. Изложены основные аспекты интерпретации категории ценности в рамках изучения проблемы ценностного отношения. В аналитико-теоретическом плане раскрыта сущность ценностного отношения к профессиональной деятельности, состоящая в виде устойчивой, избирательной и предпочтительной связи с будущей профессиональной деятельностью. В свете системного подхода ценностное отношение к будущей профессионально-педагогической деятельности представляет сложное личностное образование, включающее ряд компонентов: ценностно-мотивационный, обеспечивающий приобщение обучаемых к системе профессиональных ценностей, выработку мотивов профессиональной деятельности; когнитивно-операциональный, способствующий овладению соответствующими знаниями, умениями и навыками, а также опытом творческой деятельности; организационно-планирующий, дающий возможность умело планировать собственную деятельность и управлять временем; рефлексивно-оценочный компонент, позволяющий объективно рассматривать достижения и пробелы в своей профессиональной подготовке; эмоционально-волевой, стимулирующий саморегуляцию личности и развитие ее мотивационно-потребностной сферы.

ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF VALUE ATTITUDE TO PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ACTIVITY
M. SIROTKINA

The attention given to professional values represents one of the requirements of effective pedagogical training. The article focuses on the problem of professional values and the attitude of students to the profession of a teacher. Attitude as a psychological-pedagogical concept is considered from two points of view: of activity approach and systems approach. The category of value is also analysed within the studying of the approach to the pedagogical activity. The essence of value attitude to a profession can be described as a steady, selective and preferable communication of students with their future professional activity. Taking into account systems approach, value attitude can be characterized as a difficult personal structure containing a number of components: value-motivation component responsible for the familiarisation of students with a system of professional values, the development of professional motives; cognitive-operational component helping students to obtain the necessary knowledge, skills and the experience of creative activity as well; organizational-planning component giving an opportunity to plan one’s activity efficiently and to control time; reflective-assessing component which allows to judge about one’s achievements and mistakes in training; emotionally-volitional component stimulating self-control of a person and the development of his motivation.

Антипин Н.И., Кривцун В.П. Профессионально-прикладные и профилактические возможности троп здоровья

Компьютеризация, изменившая профессиографические требования к людям различных профессий, рассматривается как один из факторов, углубивших негативное влияние гипокинезии и гиподинамии на уровень физического здоровья всех слоев населения. Для решения данной проблемы необходимо отыскивать новые технологии в физкультурно-оздоровительной работе, позволяющие формировать мотивацию к регулярным занятиям физическими упражнениями. При организации и проведении физкультурно-оздоровительных занятий следует учитывать тот факт, что для укрепления здоровья эффективна не всякая двигательная активность, а только та, которая организована на фоне положительных эмоций в условиях индивидуального подхода к выбору инновационных форм, средств и объема физической нагрузки. Одним из таких условий является организация занятий физическими упражнениями на тропах здоровья с музыкальным дозированием физической нагрузки.

PROFESSIONALLY-APPLIED AND PREVENTIVE POTENTIALITIES OF HEALTH PATHS
N. ANTIPINE, V. KRIVTSUNE

Computerization, having changed professiographic requirements to people of different professions, is considered to be one of the factors that have deepened negative influence of hypokinesia and hypodynamics on the level of physical health of all layers of population. To solve this problem it is necessary to find new technologies in physical training and recreative work, allowing to form motivation for regular physical exercises. While organizing and conducting physical training and recreative classes it is essential to take into account the factor that not all motor activity is effective for health strengthening, but only the one which is organized on the background of positive emotions and under the conditions of individual approach to the choice of innovation forms, means and volumes of physical loading. One of such conditions is organization of physical training lesson on health paths with musical measuring of physical loading.

Глазырин А.А. Методологические подходы к организации профессионально-прикладной физической подготовки курсантов Академии МВД Республики Беларусь

Рассматриваются целевые установки образования курсантов Академии МВД Республики Беларусь в профессионально-прикладной физической подготовке. В ходе рассмотрения определены наиболее важные и значимые подходы: системный, деятельностный, личностно-ориентированный, культурологический, компетентностный, которые используются в процессе подготовки курсантов Академии МВД в условиях современных процессов реформирования высшей школы. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов как система социального порядка существует не сама по себе, не изолированно, а в определенной взаимосвязи с другими системами социального и природного порядка. Специ-фика данного вида подготовки, ее сущность определяются прежде всего внутренней природой образующих ее компонентов: знанием теоретических основ дисциплины; овладением методикой освоения профессионально-прикладных физических упражнений, способами и методами воспитания и самовоспитания основных физических качеств, разнообразными средствами.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE PROFESSIONAL-APPLIED ORGANIZATION OF THE PHISICAL PREPARATION OF ACADEMY OF THE INTERNAL AFFAIRES OF REPUBLIC BELARUS CADETS’
A. GLAZYRIN

This article is devoted to the problem of the purpose directions’ analyses of the cadets’ education of the Academy of the Internal Affaires of Republic Belarus in professional-applied physical preparation. In the course of analyses it was distinguished the more important and considerable approaches: systematic, actionable, personal-orientated, cultural, competence which are used in the process of the cadets’ of Academy of the Internal Affaires training in the conditions of the modern processes of the higher school’s reformation. Professional-applied cadets’ physical preparation as a system of the social order exist not in the isolated state but in the definite correlation with the other systems of the social and natural order. The specification of the given kind of the training and its essence are defined first of all by the inner nature of its organizing components: the knowledge of the theoretical discipline’s basis; the mastering of the methods of learning of the professional-applied physical exercises, means and methods of upbringing and self-upbringing of the main physical qualities and different means.

Трощило П.П. Управление тренировочным процессом бегунов на средние дистанции

Рассматриваются вопросы разработки индивидуальных программ. Выявлены наиболее информативные и надежные критерии для оценки уровня подготовленности и функционального развития бегунов на средние дистанции. Разработана и обоснована система методов и критериев оценки текущего контроля бегунов на средние дистанции в годичном цикле. Определена структура функциональной подготовленности и ее взаимосвязь со спортивным результатом. Исследовано построение годичного цикла тренировки бегунов на средние дистанции. В результате проведенного исследования разработаны индивидуальные программы тренировочных заданий: в занятиях, направленных на повышение специальной выносливости (занятия комплексной направленности); в занятиях аэробной и аэробно-анаэробной преимущественной направленности; в занятиях, направленных на повышение специальной выносливости (занятий избирательной направленности); программы, включающие тренировочные отрезки, развивающие специальную выносливость спортсмена на различных дистанциях; скоростных режимов средств беговой подготовки. Выявлена зависимость длительности интервалов отдыха от интенсивности нагрузки и длины пробегаемой дистанции.

THE MANAGING OF TRAINING PROCESS OF RUNNERS ON OVERAGE DISTANCES
P. TROSCHILO

This article contains questions connected working out on some individuals programs. There are some facts that say us about more informative and reliable criteria for estimating the level of readiness and functional development of runners on any average distances. There is a system of methods and criteria of the estimating court of runners on average distances in a year cycle. The structure of functional readiness is defined, with its connection with sports results. There is also a research of making year cycles of runners training classes a average distances the system of distances is also trying to be more perfect. This system of managing is generalized by own teacher's experience.During the research we can see some results: individuals programmers of training exercises at the training lessons that are directed on developing of special endurance (classes of complex direction); also there are aerobics and aerobics-anaerobics exercises of chief direction; training exercises in the classes that are directed on the developing of special endurance (these are of electoral direction); also some training sections, that develop special endurance of sportsmen on different distances; speed regimes of means of running preparation. There is also a dependence of length of rest intervals (in min., seconds) on intense of loading and length of run distance.

Макаров А.А. Система олимпийского образования в Республике Беларусь

В статье сформулированы основные цели, задачи олимпийского образования на различных образовательных уровнях (дошкольное образование, начальная школа, базовая школа, общеобразовательная средняя школа, высшая школа). Выявлено, что в современной теории и практике педагогической деятельности в рамках олимпийского движения, как правило, выхватываются отдельные аспекты, проводятся разрозненные, не связанные между собой акции, мероприятия, имеющие целью приобщение молодежи к идеалам и ценностям олимпизма. В настоящее время назрела необходимость перехода к осмыслению и практической реализации этой деятельности как определенной системы. Эффективная система олимпийского образования возможна на основе рассмотрения в совокупности всех образовательных институтов в их тесном взаимодействии, направленном на приобщение населения страны к идеалам и принципам олимпизма и воспитание гуманистической олимпийской идеологии.

THE SISTEM OF OLYMPIC EDUCATION IN BELARUS
A. MAKAROV

In the above paper the basic goals, objectives Olympic education at different educational levels (pre-school education, primary school, basic school, secondary school, high school). Revealed that in the modern theory and practice of educational activities within the Olympic Movement, as a rule, snatching some aspects, be held separate, unrelated action, the activities aimed at educating young people about the ideals and values of Olympism. Currently, there is need for a transition to understanding and practical implementation of this activity as a specific system. An effective system of Olympic education is possible on the basis of consideration in the aggregate of all educational institutions in their close collaboration, aimed at familiarizing the population to the ideals and principles of Olympism and Olympic Education humanistic ideology.

Васильков П.С. Гражданско-патриотическая составляющая физического воспитания учащейся молодежи

Анализируется идейно-нравственный фактор в физическом развитии учащейся молодежи. Основой исследования являются результаты социологического мониторинга, которые позволили обнару-жить определенные тенденции в формировании физических, социально-психологических и гражданско-патриотических качеств личности. Рассматриваются недостатки в школьной и вузовской системах физического воспитания, комплекс причин, снижающих у молодежи интерес к занятиям физическими упражнениями и спортом; исследуется физическая активность респондентов во внеурочное время; разрабатываются методологические основания физического воспитания. Анализируется сопряженность стихийных и сознательных процессов в физическом развитии личности, их взаимодействие и сбалансированность. Выявляются противоречия между общественными и личными интересами в физическом воспитании учащейся молодежи. Исследуется роль стихийных процессов в физическом развитии личности; ее активность в занятиях физическими упражнениями и спортом во внеурочное время.

CIVIC-PATRIOTIC CONSTITUENT OF PHYSICAL EDUCATION OF LEARNING YOUTH
P. VASILKOV

Article is devoted the analysis of the ideologically-moral factor in physical development of studying youth. A research basis are results of sociological monitoring which have allowed to find out certain tendencies in formation of physical, socially-psychological and grazhdansko-patriotic qualities of the person. Lacks of school and high school systems of physical training, a complex of the reasons reducing at youth interest to employment by physical exercises and sports are considered; physical activity of respondents during after-hour time is investigated; the methodological bases of physical training are developed. The associativity of spontaneous and conscious processes in physical development of the person, their interaction and equation is analyzed. Contradictions between public and personal interests in physical training of studying youth come to light. The role of spontaneous processes in physical development of the person is investigated; Its activity in employment by physical exercises and sports during after-hour time. Lacks of propagation and propaganda of a healthy way of life are found out.

Наскалов В.М., Ильницкий А.Н., Спащанская В.Н. Теоретико-методологические и практические основы формирования здорового образа жизни

Приводятся результаты проведенного исследования – разработанный и экспериментально подтвержденный технологический подход к формированию культуры здорового образа жизни личности. Определены основные структурные, содержательные и функциональные характеристики культуры здорового образа жизни личности; разработана технологическая модель оздоровительно-реабилитационного центра, обеспечивающая преемственность, самоопределение и развитие личности; установлена совокупность дидактических конструкций, являющихся основой технологического подхода в формировании культуры здорового образа жизни личности. Разработанная модель оздоровительно-реабилитационного центра здорового образа жизни (содержание его деятельности и функциональные особенности деятельности) может стать основой для разработки и внедрения аналогичных центров в других областях здоровьесберегающей деятельности. Достоверность и надежность полученных научных результатов и выводов обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических положений, применением совокупности методов, адекватных объекту, предмету, задачам исследования и подтверждена результатами эксперимента, свидетельствующими о позитивных изменениях в развитии культуры здорового образа жизни личности.

THEORETICAL-METHODOLOGICAL AND PRACTICAL BASES OF FORMATION OF HEALTH WAY OF LIFE
V. NASKALOV, A. ILNIТCKY, V. SPASCHANSKAYA

This article contains the results of held research, in that you can find a developed and conferred experi-mentally way to the formation of culture of health life. There are main structural, functional characteristics of culture of man’s health way of life; the technological model of the centre of health – rehabilitation that pro-vides contumely, self-definition and man’s development; there is also a combination of didactical constructions that are a base of technological way in the formation of culture of health way of life. There is a model of the centre of health rehabilitation of health way of life, its contents of its work and functional pe-culiarities, and it can be a base for working and introducing analogical centre in other fields of health saving work. Reliable sources and security of science results and conclusions are provided by methodological substation of outcome theoretical positions, by implement of combination of methods that are adequate to the subject, object, tasks of research; and all of them are confirmed by the results of the experiment that contain information about positive changes in the development of culture of health way of life.

Мудров М.Ю. Оценка психофизического состояния студентов

Проведено изучение научно-методической литературы по вопросу психофизического состояния студентов. В ходе работы раскрыто понятие «психофизическое состояние», включающее совокупность следующих показателей: состояние здоровья, физическое развитие, функциональные возможности организма, уровень развития двигательных способностей, психологические особенности личности. Наиболее перспективное, доступное и эффективное направление для достижения улучшения психофизического состояния студентов – внедрение физической культуры в образ жизни, одним из препятствий к этому является психология отношения студентов к здоровью. Рассмотрена система двигательной нагрузки как одного из важнейших факторов повышения уровня психофизического состояния занимающихся, основа которой – воздействие разнообразных физических упражнений на организм занимающихся. Изучены основные показатели оценки психофизического состояния студентов, комплексная система оценки управления психофизическим состоянием студентов.

PSYCHOPHYSICAL STATE OF STUDENTS
М. MUDROV

There was a research of the scientific-methodical literature connected with a student’s psychophysical state. During this research we can notice that there is a notion of psychophysical state included following indexes: health state, physical development, functional possibilities of organism, level of development of moving abilities, psychological peculiarities. The more perspective, available and effective way for reaching improvement of student’s psychophysical state is inculcation of physical culture in man’s way of life, one’s of the obstacles to this is psychology of student’s attitude to health. The system of moving load is introduced as one of the most important factors of rising the level of psychophysical state of those who study, and the base of that system is the influence of different physical exercises on man’s organism. There are principal indexes of estimate of student’s psychophysical state, the complex system of estimate of controlling of student’s psychophysical state.

Ганскі У.А. Міжнародны турызм у Беларусі як форма развіцця інтэграцыйных камунікацый і фактар паспяховага міжнароднага эканамічнага супрацоўніцтва

Разглядаецца турыстычны патэнцыял краіны і магчымасці яго паспяховай рэалізацыі праз міжнароднае трансгранічнае супрацоўніцтва; ягоны ўплыў на ўзровень і якасць жыцця насельніцтва. Турыстычная дзейнасць у артыкуле падаецца як эфектыўны інструмент вырашэння сацыяльна-эканамічных праблем памежных рэгіёнаў. Міжнародны турызм як частка міжнародных эканамічных адносін таксама з’яўляецца перспектыўнай галіной сферы паслуг, якая дазваляе развіваць на памежных тэрыторыях малое прадпрымальніцтва, ствараць новыя працоўныя месцы, прыцягваць дадатковыя інвестыцыі ў сельскагаспадарчую і прамысловую вытворчасць рэгіёнаў і ў выніку – падвышаць узровень дабрабыту і якасці жыцця насельніцтва. Міжнародны турызм прывабны яшчэ і тым, што ён не арыентаваны на адначасовае прыцягненне буйных крэдытаў, можа развівацца паэтапна, абапіраючыся на раздробленыя мясцовыя сродкі, прыцягваючы невялікія інвестыцыі з розных крыніц. Сёння звяртанне да замежных інвестыцый засяроджваецца на стварэнні новага па форме і зместу турыстычнага бізнэсу не толькі як галіны эканомікі, якая дае павелічэнне даходнай часткі бюджэту, але і як сродку ўваходжання ў сістэму сусветных і еўрапейскіх эканамічных адносін.

THE INTERNATIONAL TOURISM IN BELARUS AS A FORM OF DEVELOPMENT OF INTEGRATION TIES AND FACTOR IN SUCCESSFUL INTERNATIONAL ECONOMIC COOPERATION
U. GANSKI

Consider the country’s tourism potential and opportunities for its successful implementation through international cross-border cooperation, and his influence on the level and quality of life. Tourist activities in the article served as an effective tool for solving socio-economic problems of border regions. International tourism as part of international economic relations is also a promising service industries, which allows us to develop the border areas of small business, create jobs, attract more investment in agricultural and industrial production regions, and finally – increase of welfare and quality of life. International tourism attracted by the fact that he is not focused on the simultaneous involvement of large loans, can be developed in phases, based on local means, attracting a small investment from various sources Today the appeal to foreign investment is concentrated on creating a new shape and content of tourism not only as a branch of the economy, which represents an increase of budget revenues, but also as a means of entry into world and European economic relations.