Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

Орлова А.П. Теоретико-методологические основы социально-педагогического образования

Цивилизационное развитие общества предопределяет приоритетность социально-педагогического образования, так как образование как важнейший феномен современности существенно влияет на модернизацию общества. Образование входит в ранг государственных приоритетов. В статье предпринимается попытка научного осмысления метопринципов, обусловливающих его реализацию в подготовке специалистов социальной сферы: гуманистического, аксеологического, культурологического, антропологического, синергетического. Данные метопринципы рассматриваются как стратегическое, руководящее положение, ведущая идея и основное правило деятельности в развитии социально-педагогического образования. Выдвинута идея создания регионального Центра данного образования, обеспечивающего повышение профессионализма специалистов социальной сферы на современном этапе развития общества. Объективная реальность привела к необходимости создания целостной системы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов социальной сферы с целью получения социально-педагогического образования.

Сманцер А.П. Подготовка будущих учителей к работе с детьми в условиях инклюзивного образования на основе компетентностного подхода

Подготовка будущего учителя к работе с детьми с особенными образовательными потребностями становится приоритетной задачей общества и государства. Инклюзивное образование позволяет включать таких детей в школьную систему и обеспечивать их полноценную социализацию. Выделены основные характеристики компетентностей, необходимых учителю для успешной работы в условиях инклюзивного образования: мотивационная, мониторинговая, диагностическая, содержательная, прогностическая, проектировочная, рефлексивная, коммуникативная, конфликтологическая, исследовательская. Обоснованы компетенции, связанные с технологиями и методикой работы с детьми в условиях инклюзивного образования. Предложенная иерархия компетенций, необходимых для успешной работы учителя в условиях инклюзивного обучения, выступает базой для обновления психолого-педагогических дисциплин в вузе для будущих педагогов, обеспечивающих работу с детьми с особенными образовательными потребностями.

Завадская Ж.Е. Воспитание социальной зрелости молодежи в целостном учебно-воспитательном процессе

Рассматривается проблема воспитания социальной зрелости будущего педагога, сформированность которой обеспечивает готовность его к выполнению важнейших функций в обществе: профессионала – труженика, гражданина – патриота, ответственного семьянина и целеустремлённого субъекта саморазвития. Даётся определение и структура понятия «социальная зрелость», его роль в становлении целостной личности; выделяются наиболее значимые, относительно самостоятельные этапы формирования социальной зрелости; приводится взаимосвязь социальной зрелости с другими видами зрелости; рассматриваются основные проблемы воспитания социальной зрелости будущего учителя в целостном учебно-воспитательном процессе вуза, факторы, тормозящие процесс социального становления будущих учителей; раскрывается воспитательный потенциал межпредметного воздействия педагогических дисциплин и средств его реализации; определяются основные задачи и направления внеаудиторной воспитательной работы в социальном, гражданском воспитании будущего учителя.

Улитко С.А. Некоторые подходы к управляемой самостоятельной работе курсантов

Подготовка офицера относится к числу проблем, которые всегда актуальны: меняются социально-экономические задачи общества, возникают новые требования к специалистам государственных служб, острыми остаются задачи на политической арене. В связи с этим актуализируется и проблема совершенствования подготовки офицера, поскольку от его знаний и умений, культуры, деятельности зависит безопасность государства. В настоящее время в учебных заведениях наблюдается дефицит самостоятельности обучаемых, который характеризуется не только недостаточным уровнем умений познающей личности овладевать знаниями и способностями деятельности без посторонней помощи, но и отсутствием внутреннего стремления человека к самореализации посредством самообразования. Новые требования предъявляются и к профессиональному становлению личности офицера органов пограничной службы. Этим проблемам и посвящена данная статья.

Сорока О.Г. Определение критериев оценки качества дидактических компьютерных игр

Рассматривается система критериев и показателей оценки дидактических компьютерных игр, которая позволит провести качественный анализ программного продукта как на этапе приемки электронного средства обучения, так и на этапе отбора его для включения в образовательный процесс. Система критериев включает критерии оценки дидактически значимых компонент игры и критерии оценки ее содержания. В процессе экспертизы анализу подвергаются следующие основные области игрового процесса: замысел игры, цели и задачи, представления о результатах, формы организации игрового взаимодействия, система оценивания игровых результатов, виртуальная игровая среда, игровые ситуации, предполагаемое поведение игрока. Практическая значимость выделенных критериев качества дидактических компьютерных игр связана с принципиальной возможностью их использования при разработке соответствующих инструктивно-методических, нормативных документов, технических заданий и технических проектов, проектировании и разработке структуры и содержания дидактических компьютерных игр.

Андрущенко Н.Ю. Теоретико-методологические основы исследования проблемы становления и развития социальной педагогики в Беларуси

Представлены теоретико-методологические основы исследования проблемы становления и развития социальной педагогики, которые включают в себя философско-методологический, общенаучный и конкретно-научный уровни. Данным уровням соответствуют определенные подходы, принципы и методы изучения действительности. Теоретическую базу работы составили труды известных просветителей и ученых прошлого и настоящего. Рассмотрен понятийно-категориальный аппарат, являющийся важной составляющей теоретико-методологических основ. В рамках нашего исследования необходимым является обозначение понятий – «социальная педагогика», «социальное воспитание», «социализация». Проанализированы различные точки зрения как исследователей зарубежных философов и педагогов, так и белорусских и русских просветителей и ученых на трактовку объекта и предмета социальной педагогики, а также ее принадлежности к той или иной области знания. Показано различие между социальной педагогикой и социальной работой.

Бусел Е.Н. Генезис дошкольного образования на территории Витебской губернии в XIX – начале ХХ века

Рассматривается история становления и развития дошкольного образования Витебской губернии ХІХ – начала ХХ века. До конца 80-х годов дошкольное образование развивалось в русле благотворительности, представленном попечением о детских домах и приютах. Организацией и содержанием данных учреждений в начале ХІХ века занимались частные лица, с 1844 года – Губернское попечительство детских приютов, с 1870 – Витебское благотворительное общество, благодаря чему их сеть значительно расширилась. Детские сады на территории Витебской губернии появляются после 1887 года, но из-за высокой стоимости они были доступными только для состоятельных слоев населения. Это способствовало возникновению нового этапа в развитии дошкольного образования на Витебщине и обусловило его определенную социальную специфику.

Картунова И.И. Становление и развитие ветеринарного образования в Беларуси (1917 – 1959 гг.)

Описываются основные этапы становления ветеринарного образования в Беларуси (1917 – 1959). Развитие в первой половине XX века ветеринарного образования явилось переломным моментом в развитии ветеринарного дела в Беларуси, что способствовало организации систематической подготовки ветеринарных кадров высшей квалификации и развертыванию научно-исследовательской работы в области ветеринарии. В стране в довоенный и послевоенный периоды была создана широкая система высшего и среднего специального ветеринарного образования, а также повышения квалификации ветеринарных специалистов, работающих на производстве. В данный период в республике значительно возросло количество ветеринарных специалистов, произошло качественное совершенствование ветеринарного образования, обусловленное улучшением материально-технической базы ветеринарных учебных заведений и повышением оснащенности ветеринарной службы в целом.

Туболец С.Р. Метады эстэтычнага выхавання беларускай народнай педагогікі (канец ХIХ – пачатак ХХ стагоддзя)

Аналізуецца рэалізацыя метадаў эстэтычнага выхавання падрастаючага пакалення (ад нараджэння да 20-гадовага ўзросту) у беларускай народнай педагогіцы. Шэраг традыцыйных метадаў народнай педагогікі (праца, назіранне, гульня, прывучэнне, расказванне, прыклад і аўтарытэт і г.д.) маюць спецыфічнасць выкарыстання на падставе адвечных сродкаў выхавання (праца, родная мова, народная творчасць (найперш фальклор), гульні, традыцыі, звычаі, святы, абрады) у розныя ўзроставыя перыяды. У маленстве праз метады назірання, унушэння, растлумачэння, пераканання ідзе фарміраванне непасрэднага пачуццёвага адлюстравання рэчаіснасці. Дзяцінства адметна метадамі эстэтычнага выхавання, што скіраваны на фарміраванне эстэтычных перажыванняў. З дапамогай метадаў працы, гульні, расповеда, гутаркі дзеці прывучаюцца рабіць усё, крытэрый якасці – прыгажосць. Падлеткавы ўзрост аб’ядноўвае папярэдні і наступны перыяды, характарызуецца перахо-дам ад фарміравання эстэтычных перажыванняў да арганізацыі практычнай дзейнасці. Юнацтва – час арганізацыі эстэтычна значнай практычнай дзейнасці, якая ідзе праз працу, святы, абрады, традыцыі.

Тарантей Л.М. Актуалгенез категорий «доверие» и «доверительные отношения» в педагогике

Рассмотрена педагогическая сущность категории «доверительные отношения» в педагогическом наследии, так как формирование гуманистически ориентированной ценностной позиции педагога во многом зависит от осмысления им сущности доверия и доверительных отношений. В педагогической науке категория «доверительные отношения» наиболее часто трактуется как понятие, относящееся к гуманистической педагогике. Анализ отдельных педагогических подходов позволил автору разделить их на группы, что расширило возможности вхождения категории «доверительные отношения» в язык современной педагогики. Наличие доверительных отношений между педагогом и воспитанниками обеспечивает реализацию принципа гуманизма в теории и практике обучения и воспитания, что отражает качественную сторону гуманизации педагогического процесса. От осознания педагогической сущности доверительных отношений во многом зависит сформированность гуманистически ориентированной ценностной позиции педагога.

Михайловская Е.Н. Экспериментальное апробирование модели развития познавательной самостоятельности студентов на основе применения креативных методов обучения

Рассматриваются результаты экспериментальной проверки и апробации педагогической модели развития познавательной самостоятельности студентов с внедрением креативных методов обучения в практику преподавания иностранного языка. Выделены основные четыре критерия: мотивационно-целевой, содержательно-операционный, эмоционально-волевой и оценочно-рефлексивный, согласно которым и определяется эффективность развития познавательной самостоятельности студентов. Автор определяет исходный уровень развития познавательной самостоятельности студентов в экспериментальных и контрольных группах, затем в ходе формирующего эксперимента вводит экспериментальный фактор (систему креативных методов обучения) и выявляет итоговый уровень развития компонентов познавательной самостоятельности студентов; описывает динамику развития исследуемого личностного образования; обосновывает применение креативных методов обучения в практике преподавания английского языка; доказывает их эффективность в развитии познавательной самостоятельности студентов.

Федорович Н.Я. Познавательная активность личности студента как педагогический феномен

Рассматриваются вопросы эволюции познавательной активности личности в истории педагогической мысли, даётся характеристика современного состояния проблемы, которая ещё далека от своего решения. Особенно это касается образовательного пространства вуза, в котором процесс эффективного развития познавательной активности личности будущих специалистов недостаточно изучен, что приводит к противоречию с объективными потребностями практики. За время обучения в вузе при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие познавательной активности личности, формируется профессиональный склад мышления. Организация и совершенствование системы образования учащейся молодёжи невозможны без целостного понимания сущности понятия познавательной активности личности студента. Раскрывается структура основных компонентов, уровней и критериев понятия на основе анализа исследований зарубежных, российских и отечественных авторов по данной проблематике.

Власенко Н.Э. Основные характеристики индикаторной функции в управлении физическим воспитанием дошкольников

Рассматриваются проблемы повышения эффективности управления процессом физического воспитания дошкольников. Раскрывается значение индикаторов как инструмента анализа педагогической деятельности и эффективного средства управления педагогическими системами, приводятся различные дефиниции понятия «индикатор». На основе анализа и обобщения современных публикаций выявлено многообразие существующих индикаторов, их нацеленность на решение специфических задач в различных сферах деятельности. Индикаторная функция представлена как новое научно-практическое направление в системе физического воспитания дошкольников, показана ее роль в оптимизации и интенсификации управления процессом физического воспитания дошкольников. В статье определены основные характеристики индикаторной функции, ее структура в рамках системно-информационного подхода, основанного на информационном взаимодействии субъектов управления. Рассматривается информационная основа обучения как фактор интеграции компонентов педагогической системы и как необходимое условие реализации индикаторной функции. Приведены индикаторы, позволяющие оценить эффективность и оптимальность педагогического процесса – меру отношения поставленных целей, прогнозируемого и достигнутого результата.

Романович Е.Е. Формирование дирижерской установки будущего учителя музыки

Рассматривается структура дирижерско-хоровой подготовки как педагогической системы. Выделены различные способности и качества личности, необходимые в овладении дирижерской профессией, определены уровни дирижерской установки, формирующейся в связи с потребностью дирижера в художественно-творческой деятельности и способствующей активизации этой потребности в процессе работы с хором. Успешная творческая деятельность будущего учителя музыки во многом зависит от его готовности к постоянному, гибкому реагированию на социальные требования. Поскольку процесс дирижерско-хоровой подготовки будущего учителя музыки направлен на формирование личности и является одной из сторон ее всестороннего воспитания, рассматриваемая нами проблема является актуальной. Дирижеру, кроме музыкальных способностей, необходимо обладать такими качествами, как умение руководить коллективом, устанавливать творческий контакт с исполнителями, уметь планировать репетиционную и концертную деятельность, а также уметь преобразовать творческую деятельность в конкретный результат.

Конышев Ф.В. Педагогические особенности применения мер взыскания к лишенным свободы осужденным

Привлечение осужденных к дисциплинарной ответственности с точки зрения педагогики является реализацией метода принуждения. Метод принуждения – это совокупность административных и педагогических мер, призывающая осужденных соблюдать правила поведения, установленные в исправительном учреждении. Суть метода принуждения – это не механическое наложение взыскания, т.е. до привлечения осужденного к дисциплинарной ответственности, допустившего нарушение установленного порядка отбывания наказания, следует применять систему педагогических мер, носящих не репрессивный характер. Дисциплинарное взыскание имеет важное педагогическое и правовое значение, поскольку его наложение, как правило, вводит дополнительные ограничения в установленном порядке отбывания наказания, сужает объем предоставленных осужденному льгот. Но наложение взысканий не должно преследовать цели причинения осужденному физических страданий или унижения его человеческого достоинства, оно должно носить сугубо воспитательный характер и быть направлено на исправление осужденного.

Сухецкая А.В. Педагогическая культура – основа мастерства преподавателя высшей школы

Рассматривается значение педагогической культуры в развитии мастерства преподавателя высшей школы. Педагогическая культура соединяет в себе высокий уровень общего и профессионального развития преподавателя, его психолого-педагогическую компетентность, профессионально-педагогическую воспитанность, мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности; способствует формированию многосторонних отношений и общения; обеспечивает саморазвитие и самосовершенствование педагога. В статье обосновывается утверждение о том, что педагогическая культура – основа, которая дает возможность подняться к вершинам мастерства. Раскрыта сущность, указаны признаки и обозначены стержневые компоненты педагогической культуры. Характеризуя педагогическую культуру, автор выделяет профессионально значимые качества личности преподавателя и приводит критерии, которые позволяют вычленить основные типы педагогической культуры, представляет уровни освоения преподавателем педагогической культурой.

Конышева А.В. Формирование иноязычной компетенции как компонент инженерного образования в вузе

Практика вузовского обучения показывает, что сочетание с традиционными методами новых информационных средств и обучающих технологий, основанных на использовании программного обеспечения, влечет эффективную рационализацию и грамотную организацию учебно-познавательной деятельности обучающихся, проектирует информационное поле для познания с широкими возможностями реализации в стенах вуза потенциала каждого студента. В этой связи актуальными становятся не только демонстрация студентам от случая к случаю возможностей программного обеспечения, но и привитие навыков его использования как необходимого аппарата в комплексе решения задач прикладной направленности, обоснования и анализа полученных результатов. В данной статье рассматриваются вопросы использования программного обеспечения при изучении математических дисциплин студентами нематематических специальностей, приведено обоснование необходимости привлечения для этого ПЭВМ. Выделены дидактические преимущества и возможности внедрения новых методических средств в учебно-познавательный процесс. В работе представлены конкретные примеры применения изложенной методики в учебно-познавательном процессе обучения математике.

Вакульчик В.С., Капусто А.В. Использование программного обеспечения – важная составная компонента обновления содержания и технологий при обучении математике студентов нематематических специальностей

Практика вузовского обучения показывает, что сочетание с традиционными методами новых информационных средств и обучающих технологий, основанных на использовании программного обеспечения, влечет эффективную рационализацию и грамотную организацию учебно-познавательной деятельности обучающихся, проектирует информационное поле для познания с широкими возможностями реализации в стенах вуза потенциала каждого студента. В этой связи актуальными становятся не только демонстрация студентам от случая к случаю возможностей программного обеспечения, но и привитие навыков его использования как необходимого аппарата в комплексе решения задач прикладной направленности, обоснования и анализа полученных результатов. В данной статье рассматриваются вопросы использования программного обеспечения при изучении математических дисциплин студентами нематематических специальностей, приведено обоснование необходимости привлечения для этого ПЭВМ. Выделены дидактические преимущества и возможности внедрения новых методических средств в учебно-познавательный процесс. В работе представлены конкретные примеры применения изложенной методики в учебно-познавательном процессе обучения математике.

Оськин А.Ф., Глухов Д.О. Один подход к оцениванию профессиональных компетенций выпускников вуза

Представлена методика построения системы тестирования профессиональных компетенций выпускников вуза, основанная на применении принципов и подходов, заимствованных из технологии тестирования программного обеспечения. Под тестом авторы понимают комплекс из задачи и эталонного решения к ней, причем предлагаемая испытуемому задача может иметь один из четырех уровней сложности. Рассматривается типичная последовательность процедур при организации тестирования программного обеспечения. Показано условие успешности применения описываемой методологии – широкое внедрение автоматизированных методов тестирования. Автоматизация снижает трудозатраты на организацию и проведение контрольно-оценочных мероприятий, повышает объективность оценки, позволяет накапливать статистику по пройденным тестам, проводить анализ и прогноз.

Шило Е.В. Нравственно-ориентированное воспитание на уроках иностранного языка (английский)

Рассматривается нравственное воспитание учащихся на уроках английского языка. Дается перечень целей, задач и приемов нравственного воспитания в школе, указываются нравственные качества личности, которые формируются посредством иностранного языка. Раскрывается сущность таких понятий, как «нравственное воспитание», «цели и задачи нравственного воспитания», «условия эффективного формирования нравственного поведения школьников», «приемы нравственно направленного обучения», «индивидуальный нравственный опыт», «качества личности ученика». Определяется актуальность вопроса нравственного воспитания школьников. Анализируется и раскрывается значимость содержательной стороны дисциплины «Иностранный язык (английский)» в процессе нравственного воспитания учащихся. Дается перечень тем и упражнений, которые способствуют созданию необходимой основы для эффективного овладения и демонстрации нравственных качеств школьников на занятиях по иностранному языку.


 ПСИХОЛОГИЯ

Мирзаянова Л.Ф. Перестройка мотивации учебно-познавательной деятельности студентов на этапе вхождения в профессиональное образование

Представлены результаты исследования динамических особенностей мотивов учебно-познавательной деятельности студентов при переходе с этапа школьного образования к высшему профессиональному образованию. Выявлено существенное усиление ряда узколичностных мотивов учебной деятельности студентов в адаптационный период. Установлено снижение удельного веса познавательных мотивов содержания и процесса учения, а также широкого социального мотива «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности» в системе учебно-познавательных мотивов студентов-первокурсников. Показано, что перестройка мотивационной сферы личности студентов, сопровождающаяся усилением мотивов внешнего порядка, преобладанием мотивов «дефицита» над мотивами «роста», обусловлена необходимостью адаптации личности к профессиональному образованию. Сделан вывод о необходимости формирования у студентов личностно-развивающей мотивации для обеспечения профессионального развития будущих учителей в кризисный по характеру период адаптации.

Ярославкина Е.В. Традиционно «мужские» и «женские» ценности в структуре образа мира женщин с разной гендерной идентичностью

Расширение спектра социальных ролей современной женщины напрямую связано с ее образом мира, системой представлений и ценностей. Успешная женщина уходит от традиционно закрепившейся в социальном сознании женской роли. Современная деловая женщина «уходит» от выполнения репродуктивной функции и функции воспитания ребенка. Типично женские, фемининные черты начинают восприниматься в культуре как несоответствующие современному стилю поведения. Изучение личностных ценностей и смыслов открывает перспективы для описания такого феномена, как гендерная идентичность. Исследования ценностно-смысловой сферы и её взаимосвязи с гендерной идентичностью позволяют раскрыть особенности образа мира современной женщины, понять способ ее ориентации в мире как основы ее жизнедеятельности. Выявленные особенности дают возможность прогнозировать тенденции, характерные для современной гендерной ситуации в обществе в целом.

Финькевич Л.В. Трансформация образа мира у детей вследствие Чернобыльской аварии

Проблема формирования картины мира человека рассматривается в контексте развития социального образа мира на ранних этапах онтогенеза. Описываются специфические особенности современного социального контекста, выступающие в качестве детерминант детской картины мира: социальная микросреда, информационное пространство, техногенная катастрофа – авария на Чернобыльской АЭС. Анализируется структура, содержание и механизмы формирования детской картины мира. Описаны специфические особенности влияния информационной связи социальной микросреды ребенка на развитие его отношения к миру, другим людям и самому себе. Представлены результаты эмпирического исследования образа мира у детей, описаны психологические особенности трансформации детской картины мира в постчернобыльский период, обнаруживающие себя в переживаниях негативного отношения к миру, опосредованного страхом и опасениями, ощущением угрозы смерти и утрат. На основании анализа фактологического материала прогнозируются проблемы в психологическом здоровье детей и актуализируется необходимость психологического сопровождения детей и помощи их семьям.

Сироткина М.М. Сущностные характеристики ценностного отношения к профессионально-педагогической деятельности

Интерес к ценностной составляющей профессионального образования – одно из условий эффективной подготовки педагогических кадров. Рассмотрена проблема ценностного отношения будущих специалистов к профессионально-педагогической деятельности. Изложены основные аспекты интерпретации категории ценности в рамках изучения проблемы ценностного отношения. В аналитико-теоретическом плане раскрыта сущность ценностного отношения к профессиональной деятельности, состоящая в виде устойчивой, избирательной и предпочтительной связи с будущей профессиональной деятельностью. В свете системного подхода ценностное отношение к будущей профессионально-педагогической деятельности представляет сложное личностное образование, включающее ряд компонентов: ценностно-мотивационный, обеспечивающий приобщение обучаемых к системе профессиональных ценностей, выработку мотивов профессиональной деятельности; когнитивно-операциональный, способствующий овладению соответствующими знаниями, умениями и навыками, а также опытом творческой деятельности; организационно-планирующий, дающий возможность умело планировать собственную деятельность и управлять временем; рефлексивно-оценочный компонент, позволяющий объективно рассматривать достижения и пробелы в своей профессиональной подготовке; эмоционально-волевой, стимулирующий саморегуляцию личности и развитие ее мотивационно-потребностной сферы.

Антипин Н.И., Кривцун В.П. Профессионально-прикладные и профилактические возможности троп здоровья

Компьютеризация, изменившая профессиографические требования к людям различных профессий, рассматривается как один из факторов, углубивших негативное влияние гипокинезии и гиподинамии на уровень физического здоровья всех слоев населения. Для решения данной проблемы необходимо отыскивать новые технологии в физкультурно-оздоровительной работе, позволяющие формировать мотивацию к регулярным занятиям физическими упражнениями. При организации и проведении физкультурно-оздоровительных занятий следует учитывать тот факт, что для укрепления здоровья эффективна не всякая двигательная активность, а только та, которая организована на фоне положительных эмоций в условиях индивидуального подхода к выбору инновационных форм, средств и объема физической нагрузки. Одним из таких условий является организация занятий физическими упражнениями на тропах здоровья с музыкальным дозированием физической нагрузки.

Глазырин А.А. Методологические подходы к организации профессионально-прикладной физической подготовки курсантов Академии МВД Республики Беларусь

Рассматриваются целевые установки образования курсантов Академии МВД Республики Беларусь в профессионально-прикладной физической подготовке. В ходе рассмотрения определены наиболее важные и значимые подходы: системный, деятельностный, личностно-ориентированный, культурологический, компетентностный, которые используются в процессе подготовки курсантов Академии МВД в условиях современных процессов реформирования высшей школы. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов как система социального порядка существует не сама по себе, не изолированно, а в определенной взаимосвязи с другими системами социального и природного порядка. Специфика данного вида подготовки, ее сущность определяются прежде всего внутренней природой образующих ее компонентов: знанием теоретических основ дисциплины; овладением методикой освоения профессионально-прикладных физических упражнений, способами и методами воспитания и самовоспитания основных физических качеств, разнообразными средствами.

Трощило П.П. Управление тренировочным процессом бегунов на средние дистанции

Рассматриваются вопросы разработки индивидуальных программ. Выявлены наиболее информативные и надежные критерии для оценки уровня подготовленности и функционального развития бегунов на средние дистанции. Разработана и обоснована система методов и критериев оценки текущего контроля бегунов на средние дистанции в годичном цикле. Определена структура функциональной подготовленности и ее взаимосвязь со спортивным результатом. Исследовано построение годичного цикла тренировки бегунов на средние дистанции. В результате проведенного исследования разработаны индивидуальные программы тренировочных заданий: в занятиях, направленных на повышение специальной выносливости (занятия комплексной направленности); в занятиях аэробной и аэробно-анаэробной преимущественной направленности; в занятиях, направленных на повышение специальной выносливости (занятий избирательной направленности); программы, включающие тренировочные отрезки, развивающие специальную выносливость спортсмена на различных дистанциях; скоростных режимов средств беговой подготовки. Выявлена зависимость длительности интервалов отдыха от интенсивности нагрузки и длины пробегаемой дистанции.

Макаров А.А. Система олимпийского образования в Республике Беларусь

В статье сформулированы основные цели, задачи олимпийского образования на различных образовательных уровнях (дошкольное образование, начальная школа, базовая школа, общеобразовательная средняя школа, высшая школа). Выявлено, что в современной теории и практике педагогической деятельности в рамках олимпийского движения, как правило, выхватываются отдельные аспекты, проводятся разрозненные, не связанные между собой акции, мероприятия, имеющие целью приобщение молодежи к идеалам и ценностям олимпизма. В настоящее время назрела необходимость перехода к осмыслению и практической реализации этой деятельности как определенной системы. Эффективная система олимпийского образования возможна на основе рассмотрения в совокупности всех образовательных институтов в их тесном взаимодействии, направленном на приобщение населения страны к идеалам и принципам олимпизма и воспитание гуманистической олимпийской идеологии.

Васильков П.С. Гражданско-патриотическая составляющая физического воспитания учащейся молодежи

Анализируется идейно-нравственный фактор в физическом развитии учащейся молодежи. Основой исследования являются результаты социологического мониторинга, которые позволили обнаружить определенные тенденции в формировании физических, социально-психологических и гражданско-патриотических качеств личности. Рассматриваются недостатки в школьной и вузовской системах физического воспитания, комплекс причин, снижающих у молодежи интерес к занятиям физическими упражнениями и спортом; исследуется физическая активность респондентов во внеурочное время; разрабатываются методологические основания физического воспитания. Анализируется сопряженность стихийных и сознательных процессов в физическом развитии личности, их взаимодействие и сбалансированность. Выявляются противоречия между общественными и личными интересами в физическом воспитании учащейся молодежи. Исследуется роль стихийных процессов в физическом развитии личности; ее активность в занятиях физическими упражнениями и спортом во внеурочное время.

Наскалов В.М., Ильницкий А.Н., Спащанская В.Н. Теоретико-методологические и практические основы формирования здорового образа жизни

Приводятся результаты проведенного исследования – разработанный и экспериментально подтвержденный технологический подход к формированию культуры здорового образа жизни личности. Определены основные структурные, содержательные и функциональные характеристики культуры здорового образа жизни личности; разработана технологическая модель оздоровительно-реабилитационного центра, обеспечивающая преемственность, самоопределение и развитие личности; установлена совокупность дидактических конструкций, являющихся основой технологического подхода в формировании культуры здорового образа жизни личности. Разработанная модель оздоровительно-реабилитационного центра здорового образа жизни (содержание его деятельности и функциональные особенности деятельности) может стать основой для разработки и внедрения аналогичных центров в других областях здоровьесберегающей деятельности. Достоверность и надежность полученных научных результатов и выводов обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических положений, применением совокупности методов, адекватных объекту, предмету, задачам исследования и подтверждена результатами эксперимента, свидетельствующими о позитивных изменениях в развитии культуры здорового образа жизни личности.

Мудров М.Ю. Оценка психофизического состояния студентов

Проведено изучение научно-методической литературы по вопросу психофизического состояния студентов. В ходе работы раскрыто понятие «психофизическое состояние», включающее совокупность следующих показателей: состояние здоровья, физическое развитие, функциональные возможности организма, уровень развития двигательных способностей, психологические особенности личности. Наиболее перспективное, доступное и эффективное направление для достижения улучшения психофизического состояния студентов – внедрение физической культуры в образ жизни, одним из препятствий к этому является психология отношения студентов к здоровью. Рассмотрена система двигательной нагрузки как одного из важнейших факторов повышения уровня психофизического состояния занимающихся, основа которой – воздействие разнообразных физических упражнений на организм занимающихся. Изучены основные показатели оценки психофизического состояния студентов, комплексная система оценки управления психофизическим состоянием студентов.

Ганскі У.А. Міжнародны турызм у Беларусі як форма развіцця інтэграцыйных камунікацый і фактар паспяховага міжнароднага эканамічнага супрацоўніцтва

Разглядаецца турыстычны патэнцыял краіны і магчымасці яго паспяховай рэалізацыі праз міжнароднае трансгранічнае супрацоўніцтва; ягоны ўплыў на ўзровень і якасць жыцця насельніцтва. Турыстычная дзейнасць у артыкуле падаецца як эфектыўны інструмент вырашэння сацыяльна-эканамічных праблем памежных рэгіёнаў. Міжнародны турызм як частка міжнародных эканамічных адносін таксама з’яўляецца перспектыўнай галіной сферы паслуг, якая дазваляе развіваць на памежных тэрыторыях малое прадпрымальніцтва, ствараць новыя працоўныя месцы, прыцягваць дадатковыя інвестыцыі ў сельскагаспадарчую і прамысловую вытворчасць рэгіёнаў і ў выніку – падвышаць узровень дабрабыту і якасці жыцця насельніцтва. Міжнародны турызм прывабны яшчэ і тым, што ён не арыентаваны на адначасовае прыцягненне буйных крэдытаў, можа развівацца паэтапна, абапіраючыся на раздробленыя мясцовыя сродкі, прыцягваючы невялікія інвестыцыі з розных крыніц. Сёння звяртанне да замежных інвестыцый засяроджваецца на стварэнні новага па форме і зместу турыстычнага бізнэсу не толькі як галіны эканомікі, якая дае павелічэнне даходнай часткі бюджэту, але і як сродку ўваходжання ў сістэму сусветных і еўрапейскіх эканамічных адносін.