Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

Конышева А.В.
Межкультурный аспект профессиональной подготовки студентов технических специальностей

Расширение профессионального международного общения, деловые переговоры с зарубежными партнерами, работа с технической документацией на иностранном языке, важность производственной стажировки за границей обусловливают необходимость более полного использования возможностей иностранного языка в профессиональной подготовке будущих инженеров. Поэтому предмет «Иностранный язык» и занимает особое место, так как он должен знакомить не только с языком как таковым, но и с культурой страны изучаемого языка, а также путем сравнения он может оттенять особенности национальной культуры и знакомить с общечеловеческими ценностями. Иными словами, иностранный язык должен содействовать воспитанию студентов, обучающихся на технических специальностях, в контексте диалога культур. Это в свою очередь требует знаний норм и традиций общения народаносителя языка, т.е. все то, что подразумевается под коммуникативным поведением как части национальной культуры. Знание норм и традиций общения позволяет участникам речевого акта, принадлежащим к разным национальным культурам, адекватно воспринимать и понимать друг друга, что способствует межкультурной коммуникации.

Сманцер А.П.
Педагогические условия проектирования индивидуальной образовательной траектории будущего специалиста в условиях университетского образования

Раскрывается сущность индивидуальной образовательной траектории студентов как вариативной программы самостоятельной деятельности студентов. Структура индивидуальной образовательной траектории включает инвариантный (обязательная программная информация), вариативный (дополнительная информация, интересующая студента), корректирующий (рефлексия и оценка результатов) и организационный (формы, методы, технологии, средства, контроль, усвоение, содержание) компоненты, позволяющие студентам управлять образованием, самообразованием, развитием и саморазвитием. Показаны концептуальные основания разработки индивидуальных образовательных траекторий студентов: идеи гуманизации образования, ориентированные на свободное развитие личности, совместную деятельность преподавателей и студентов по достижению запланированных целей; принципы целостности, непрерывности и преемственности; теория творческой самодеятельности личности. Технология моделирования представляет собой последовательность совместной деятельности преподавателя и студента по составлению индивидуальной образовательной траектории в рамках отдельной учебной дисциплины с учетом их индивидуальных особенностей. Выявлены педагогические условия проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов.

Невдах С.И.
Педагогические аспекты проектирования самостоятельной работы слушателей системы дополнительного образования взрослых

Исследуется проблема проектирования самостоятельной работы слушателей системы дополнительного образования взрослых. Самостоятельная работа слушателей является обязательной составляющей и важнейшим условием обеспечения качества педагогического процесса. Являясь одним из видов учебной деятельности, она способствует углубленному изучению теоретического материала и приобретению новых знаний; накоплению и закреплению опыта решения учебных и профессиональных практических задач. Разработанная технология педагогического проектирования самостоятельной работы слушателей системы дополнительного образования взрослых предусматривала построение моделей процессов, связанных с преобразованием личности и межличностных отношений, исходя из особенностей мотивации, восприятия информации, усвоения знаний, участия в деятельности, общении. Проектирование самостоятельной работы слушателей в системе дополнительного образования взрослых осуществлялось на концептуальном, содержательном, технологическом, процессуальном уровнях.

Ракова Н.А., Волощенко О.Г. Специфика подготовки педагога в условиях многоуровневой системы высшего образования

Исследуется проблема профессиональной педагогической подготовки будущего учителя в условиях многоуровневой системы высшего образования. Изучается цель высшего педагогического образования на современном этапе, рассматриваются направления его модернизации. Обосновывается основная задача преподавателя педагогических дисциплин, состоящая не только и не столько в активизации мыслительной деятельности будущего педагога по овладению содержанием дисциплин, сколько в том, чтобы усваиваемая информация способствовала развитию педагогического мышления и выработке собственной профессиональной позиции, индивидуального стиля педагогической деятельности. Выявляются варианты решения данной задачи посредством перехода преподавания на технологическую основу. Анализируются возможности использования различных педагогических технологий, направленных на усвоение содержания педагогических дисциплин.

Улитко С.А.
Развитие личности профессионала: образовательный подход

Подготовка офицера относится к числу проблем, которые всегда актуальны: меняются социально-экономические задачи общества, возникают новые требования к специалистам государственных служб, острыми остаются задачи на политической арене. В связи с этим актуализируется и проблема совершенствования подготовки офицера, поскольку от его знаний и умений, культуры, деятельности зависит безопасность государства. В настоящее время в учебных заведениях наблюдается дефицит самостоятельности обучаемых, который характеризуется не только недостаточным уровнем умений познающей личности овладевать знаниями и способностями деятельности без посторонней помощи, но и отсутствием внутреннего стремления человека к самореализации посредством самообразования. Новые требования предъявляются и к профессиональному становлению личности офицера органов пограничной службы. Этим проблемам и посвящена данная статья.

Марихин С.В., Чванкин В.А.
Системное педагогическое проектирование профессиональной подготовки специалистов

Установлено, что проектирование – обязательная часть профессионального обучения. Проектирование все шире начинает применяться как особый вид педагогической действительности, в том числе для решения задач гуманизации образования. В образовательном пространстве проектная деятельность не является самоцелью. Она всегда подчинена педагогическим целям и выступает в качестве средства достижения. Это обучение (воспитание) действием и в действии. В статье рассмотрены специфика инновационной деятельности, особенности педагогического проектирования и реализации инноваций. На основе анализа истории и современности философских и психолого-педагогических подходов обосновывается и раскрывается системное педагогическое проектирование профессиональной подготовки специалистов. Отражены изменения в профессиональном обучении, которые происходят в результате создания и внедрения педагогических инновационных технологий, новых идей, принципов, методик, средств обучения. Особенностью является подход, в котором обучение и исследование соединяются воедино.

Сороко О.Г.
Система подготовки учителей начальных классов к использованию средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности

Исследуется система подготовки учителей начальных классов к использованию средств информационных коммуникационных технологий в профессиональной деятельности, выделены основные направления подготовки педагогов в области использования информативно-коммуникативных технологий (ИКТ). Рассмотрены основные области применения средств ИКТ в образовательном процессе начальной школы. Данная система направлена на развитие профессиональной ИКТ-компетенции учителей и может быть реализована на этапе вузовской и послевузовской подготовки. Анализ существующего опыта позволил разработать систему подготовки учителей начальных классов на основе компетентностного подхода, включающую общетеоретический, технологический, дидактический и проектировочный компоненты. Методической основой подготовки педагогов является деятельностный подход. В статье описан опыт реализации системы на этапе профессиональной подготовки при преподавании курса «Применение электронных средств обучения» на факультете начального образования.

Лопатик Т.А.
Роль и значение М.В. Ломоносова в истории отечественной науки (к 300-летнему юбилею ученого)

Статья посвящена российскому ученому Михаилу Васильевичу Ломоносову, родившемуся 8(19) ноября (по другим данным 1 – 4 сентября) 1711 года в деревне Мишанинской на Курострове близ Холмогор. По мере удаления от времени, в котором он жил, биография Ломоносова приобретает все более канонический вид. Его имя было и остается по сей день консолидирующим для ученых разных областей и поколений и просто для людей. Все его мысли о достоинстве и необходимости науки, защита ее против неразумия и невежества в высокой степени важны именно тем, что они в первый раз были сказаны на русском языке. В действительности, и в его время, и долго потом, и даже до нашего времени в русском обществе не обеспечено это достоинство науки и не имеет полноправности то «свободное философствование», которое он считал основанием новейшей науки.

Андрущенко Н.Ю.
Факторы становления отечественной социальной педагогики в 20 – 30-е годы ХХ столетия

Анализируются факторы, детерминировавшие становление социальной педагогики в Беларуси (1920 – 1930-е гг.). Послеоктябрьский период характеризуется переустройством государства. В основу создания новой системы образования были положены принципы демократизации и социальной обусловленности воспитания. На практике данные идеи нашли воплощение в белорусизации, которая предполагала организацию процесса воспитания на родном языке с учетом знаний о среде, окружающей ребенка. На изучение и использование в практической деятельности знаний о «фоне воспитания», среды, в которой происходит развитие личности, были ориентированы все учебно-воспитательные учреждения. Педагогов нацеливали на исследование материальной и духовной культуры ребенка. Практический опыт изучения окружающей его социальной среды пропагандировали ведущие периодические издания, прежде всего педагогической направленности.

Жолнерчик Т.В.
Критерии и показатели структурных компонентов образовательной среды в системе переподготовки педагогических кадров

В статье отражена необходимость постановки принципиально новых целей при организации процесса подготовки и переподготовки педагогических кадров. Описаны характерные черты образовательной среды учреждения переподготовки педагогических кадров, которая представляет собой интеграцию «внутреннего» и «внешнего», то есть образовательных условий и возможностей, с одной стороны, и внутриличностных потребностей индивида к уровню своей профессиональной компетентности, с другой. Проанализированы структурные компоненты образовательной среды. Представлено развернутое описание каждого из компонентов: организационно-процессуального, информационно-содержательного и социального, на основе чего выделены их критерии и показатели, позволившие определить уровни сформированности структурных компонентов образовательной среды (неудовлетворительный, низкий, удовлетворительный, средний и высокий).

Мациевская С.В.
Методы обучения вокалу

Рассматриваются методы обучения вокалу и возможности их применения в педагогической практике по постановке певческого голоса учащихся. Представлены две классификации методов обучения вокалу: 1) по источнику получения знаний: словесные – рассказ, объяснение, беседа; наглядные – слуховые, зрительные, пластически-двигательные, словесно-образные; практические – упражнения, практическая работа); 2) по характеру познавательной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративные (информационно-репродуктивные); репродуктивные (границы мастерства и творчества); проблемные; эвристические (частично-поисковые); исследовательские. Дана содержательная характеристика методов обучения вокалу. Указаны основные направления их развития и совершенствования. Основной акцент делается на формировании певческих умений в процессе применения педагогами методов обучения вокалу.

Сухецкая А.В.
К вопросу о структуре педагогического мастерства

Анализируются взгляды известных ученых о структуре педагогического мастерства в научно-педагогической литературе; раскрывается сущность понятия «педагогическое мастерство»; на основе опубликованных научных источников выявляются «индикаторы» основ педагогического мастерства. Рассматриваются структурные элементы, характеризующие педагогическое мастерство преподавателя высшей школы, которые в основном включают: профессиональные знания педагога; педагогическую направленность его личности; развитые педагогические способности, основанные на профессиональной пригодности; педагогическую технику, которая выражается в умении педагога найти адекватные ситуации и способы, с помощью которых он может максимально выразить себя в учебно-воспитательной работе. Специфика структурных компонентов педагогического мастерства дает возможность обобщить важнейшие идеи о формировании высокого уровня профессионализма педагогов в трудах российских и белорусских ученых.

Власенко Н.Э.
Современные концепции повышения профессиональной компетентности руководителя физического воспитания дошкольного учреждения

Рассматриваются современные концепции повышения профессиональной компетентности руководителя физического воспитания дошкольного учреждения, необходимость концептуального осмысления проблем которой обусловлена развитием высокотехнологичного образовательного процесса в дошкольных учреждениях и острой потребностью в квалифицированных специалистах, способных осуществлять творческий подход в решении приоритетных задач профессиональной деятельности. Обозначены три основные группы теоретико-методологических концепций, определяющих становление, формирование и развитие профессиональной компетентности руководителя физического воспитания: концепции профессиональной подготовки специалистов в области физического воспитания дошкольников; концепции управления процессом физического воспитания дошкольников; концепции профессионального совершенствования руководителей физического воспитания. Подчеркивается актуальность дальнейшей разработки прогрессивных научно-обоснованных концепций повышения профессиональной компетентности руководителей физического воспитания, обеспечивающих максимальную реализацию их творческого потенциала.

Захарьева Л.В.
Многосторонняя коммуникация в системе взаимодействия преподавателя и студентов в процессе обучения иностранному языку

Рассматривается взаимодействие преподавателя и студентов в процессе обучения иностранно-му языку. Этот особый вид отношений предусматривает организацию многостороннего общения участников учебного процесса для передачи информации, развития профессиональных качеств, формирования отношения к себе, к другим людям, обществу в целом, обмена деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями и др. Предлагается модель взаимодействия преподавателя и студентов на занятии иностранного языка. Особое внимание уделяется компонентам представленной модели. Подчеркивается, что в процессе моделирования предстоящего взаимодействия со студентами преподавателю необходимо не только создать модель общения с учетом различных факторов и условий совместной творческой деятельности, но и реализовать на практике свои собственные резервы и потенциальные возможности обучаемых.

Ануфриенко Л.В.
Понятие лидерства в педагогической науке

В современных условиях выпускник вуза должен обладать не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и иметь определенный набор лидерских качеств, которые позволят ему, молодому специалисту, успешно реализовать свои лидерские задатки в практической деятельности. В этой связи необходимым является наличие такого обучения в высшей школе, где бы в полной мере использовались социально-воспитательные условия учебного процесса, содействующие формированию лидерских качеств в профессиональной деятельности студентов. В данной статье выделяется понятие «лидерство», приводится мнение авторов, определяющих данный феномен, описываются подходы к толкованию термина, отмечаются национальный аспект, социально-демографические особенности, этические вопросы работы лидера. Рассматривая проблему лидерства, необходимо акцентировать внимание на мотивации, типологии, на способах выявления лидеров и основных их характеристиках. Важно уточнить и пути обнаружения лидерского потенциала, и как его можно использовать в организационных целях.

Сергейко С.А.
Социальное партнерство школы и родителей по воспитанию употребляющих алкоголь детей

На основе проведенного исследования раскрыта проблема оказания социально-психологической помощи детям, употребляющим алкоголь, и их родителям. Полученные результаты свидетельствуют о том, что детям, употребляющим алкоголь, присущи психологические отклонения (страх, агрессия, враждебность, повышенная тревожность, эмоционально неустойчивое состояние, отсутствие умения управлять эмоциональными реакциями, безликие отношения со взрослыми, неспособность к любви и уважению окружающих людей и др.). Многие из обозначенных проблем являются следствием грубых педагогических ошибок родителей. Автором разработаны комплексная коррекционная программа по снятию негативных последствий у детей, употребляющих алкоголь; цикл занятий для родителей таких детей с целью качественной психолого-педагогической их подготовки. Предложены формы новых отношений школы и родителей, чьи дети употребляют алкоголь. Внедрение инноваций показало снижение основных социально-психологических проблем у пьющих детей. В статье представлены принципы, содержание, формы, методы и особенности взаимодействия с такими детьми и их родителями, выявлены условия, способствующие решению исследуемой проблемы.

Конышев Ф.В.
Влияние мер поощрения на исправление осужденных в местах лишения свободы

Исследуется проблема влияния мер поощрения на исправление осужденных в местах лишения свободы. Исправление осужденных является важнейшим направлением деятельности учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В статье анализируются определения понятий «исправление» и «перевоспитание», делается вывод о том, что в пенитенциарной науке в качестве одной из целей уголовного наказания использование термина «исправление осужденных» наиболее целесообразно. Раскрывается значение поощрения, объявляемое осужденному, которое является достаточно действенным средством воспитательного воздействия, направленного на исправление осужденного, так как если не поощрять осужденных, которые добросовестно относятся к соблюдению установленного порядка отбывания наказания, у них может возникнуть настроение бесперспективности или безразличия. В основу успешного использования применения мер поощрения с целью исправления в местах лишения свободы должна лечь направленность на подготовку к освобождению и включению осужденного в социум.

Можейко М.А.
Социальное пространство постмодерна: феномен семиотизации бытия

На основе современного специфического восприятия человеком мира в качестве хаоса и феномена постмодернистской чувствительности в статье проводится идея, что стратегия мировосприятия постмодернизма базируется на фундаментальной культурной стратегии семантизации бытия. Раскрываются такие установки постмодернистской культурной стратегии, как отказ от «эквивалентности» (Ж. Бодрияр), «трансцендентальное означаемое» (Ж. Деррида), «референциальная иллюзия» и фигура «мертвой руки» (Х. Брук-Роуз), а также многие другие, которые в целом подтверждают нелинейность культуры постмодерна и возможность утверждения для нее единственного универсального принципа – плюрализма.

Смолик А.И., Кухто Л.К.
Социодинамика современной белорусской культуры

Представлен анализ динамики инфраструктуры культуры белорусского общества в период системной трансформации. Сделан вывод о том, что качество потребления культуры социума измеряется развитостью структуры социокультурной сферы, доступностью для населения учреждений и мероприятий культуры, содержательным качеством культурных мероприятий, качеством организации и обслуживания в учреждениях культуры, посещаемостью их населением, удовлетворенностью населения предлагаемыми услугами. Показано, что уровень духовности социума влияет на качество культуры личности, которое определяется уровнем духовных потребностей личности, предпочтением к способам удовлетворения потребностей, типами потребительского поведения, мотивацией потребительского поведения, удовлетворенностью культурным развитием.

Лысова Н.Б.
Чалавек на ростанях культуры ХХІ стагоддзя: пошукі нацыянальнай ідэнтыфікацыі

У артыкуле разглядаюцца вызначэнні і характарыстыкі нацыянальнай культуры ў сучасных мастацкіх творах беларускай літаратуры. Аўтар адзначае залежнасць літаратурных вобразаў ад культуралагічных тэорый «нацыянальнага». У артыкуле таксама абгрунтоўваецца традыцыйны і новы падыход да адлюстравання ў літаратурных творах пошукаў нацыянальнай самасвядомасці. Калі традыцыйны падыход звязаны з рэалістычнай традыцыяй трагічнага апавядання аб знікненні нацыянальнай культуры, то новы – з літаратурным пераносам нацыянальна свядомага ў рэчышча сімвалічнага, фантастычнага, віртуальнага.

Сороко С.М.
Социокультурная динамика информационного пространства Северо-Западного края Российской империи

Рассматривается динамика информационного пространства Северо-Западного края Российской империи в контексте актуальных социальных и культурологических проблем. Проводится идея необходимости использования кибернетического подхода, сочетающего прямую и обратную коммуникационную связь с целью создания информационной эквивалентности. Представлен анализ и трактовка сущности универсальных понятий информации и кибернетики в социокультурологическом аспекте. В статье впервые методологическая проблематика теории информации проецируется на исследование информационного пространства Северо-Западного края Российской империи и белорусской культуры XIX – начала ХХ века. Показано, что информационное пространство, которое мы условно проецируем на какой-либо регион, имеющий полиэтническую и полилингвистическую культуру, не имеет этнических или национальных характеристик.

Саенкова Л.П.
Медиакритика как цивилизирующий фактор в деятельности СМИ

Анализируются качественные параметры журналистики в условиях современной медиакультуры. Делается акцент на том, что важной составляющей средств массовой информации должна быть медиакритика. Медиакритика рассматривается не только как вид творческой деятельности, но прежде всего как фактор, влияющий на эффективное и цивилизованное функционирование СМИ в социокультурном контексте. Рассматриваются традиции этого вида критической деятельности в журналистике советского времени, сопоставляются информационно-эстетические особенности литературно-художественной критики и медиакритики. Обозначено поле медиакритики в современном медиапространстве России, Украины. Подчеркивается, что в белорусских средствах массовой информации медиакритика представлена в основном в двух видах – кинокритике, реже, телекритике. Делается вывод о том, что приобщение журналистики к современным цивилизационным процессам в области информации невозможно без полноценного функционирования медиакритики.

Янковская Л.В.
Идеология как феномен духовной культуры

Раскрывается сущность, структура идеологии как специфической информационной системы. При этом подчеркивается, с одной стороны, сходство идеологии с гуманитарным научным знанием, а с другой – отличие от него, заключающееся в субъективном, оценочном характере идеологического знания. Обосновывается характер идеологии как необходимого элемента любого политически организованного общества. Указывается на возможность оценки гносеологической значимости конкретных идеологий, когда отраженные в них субъективные интересы определенных социальных групп совпадают с объективными тенденциями развития общества. Указывается на необходимость анализа функций идеологии в зависимости от их разновидности, статуса, условий политических режимов, в рамках которых они реализуются. Выявляется специфика государственной идеологии как неотъемлемого атрибута любой нации-государства. Государственная идеология выступает в виде концепции, объясняющей сущность главных закономерностей развития общества и содержащей идеи относительно его совершенствования. Рассматривается соотношение деятельности государства по распространению среди населения основных идей, ценностей той доктрины, которая лежит в основе его деятельности по управлению обществом и реализацией принципа идеологического плюрализма.

Бедрицкая Н.В.
Феноменология религии как экзистенциальная философия

На основании анализа идей М. Шелера, М. Хайдеггера, Р. Отто, Г. ван дер Леува обосновывается гипотеза о том, что феноменология религии является вариантом экзистенциальной философии. Основное внимание в статье уделено описанию специфики религиозного опыта, поскольку одним из программных принципов рассматриваемого направления является антиредукционизм в понимании религии, подразумевающий признание уникальности, специфичности религиозного опыта, его универсальности и конститутивности для любого человека, независимо от принадлежности к конкретной культурной и религиозной традиции. При этом религиозный опыт рассматривается как опыт экзистенциальный, поскольку представляет собой тот род подлинного опыта, который изменяет человека независимо от сохраняемого в памяти содержания этого опыта. Кроме того, в этом опыте проявляется глубинная основа человека, связанная с «избыточностью» его существа с точки зрения посюсторонней прагматики, с его особым положением в мире, с присущей ему способностью к самотрансцендированию как способу реализации своих подлинных возможностей.

Никонович Н.А.
Антропологическое измерение идей М. Элиаде

Анализируется и структурируется антропологическая концепция выдающегося румынского ученого, создателя Чикагской школы сравнительного религиоведения М. Элиаде, вычленяются такие базовые концепты его системы, как категория сакрального, свободы и творчества, дихотомия homo religiosus и homo historicus, показывается её методологическое значение для осмысления социокультурных процессов. Осуществлен детальный анализ понятия сакрального, который позволил сделать вывод о том, что данное понятие выступает одним из базисов философской антропологии М. Элиаде: представленная М. Элиаде модель когерентности бытия и сознания элиминирует классический дуализм воспринимаемого и воспринимающего, рецептора и реципиента, субъекта и объекта сакрального опыта. Выявлены два уровня функционирования сакрального – феноменологический и онтологический, что дает основание для моделирования культурориентированной стратегии онтологии сознания и культуры. Феноменология религии М. Элиаде представлена как универсальная методологическая модель, посредством операционализации которой становится возможным анализ мифологических и религиозных феноменов во всех культурах. Эта модель раскрывает возможности синхронного изучения как феноменов религиозного сознания, так и религиозного бытия.

Булло Л.А.
Реформа в имениях И. Хрептовича в контексте распространения идей физиократизма в Речи Посполитой во второй половине XVIII века

Рассматривается реформа И. Хрептовича, которую он провел в своих имениях в 70-х годах XVIII века. Данная реформа является наиболее значимым свидетельством влияния идей физиократизма на социальную практику в Речи Посполитой во второй половине XVIII века. Реформа, проведенная в имениях И. Хрептовича, соответствовала направленности идей физиократизма на повышение производительности сельского хозяйства путем рациональных реформ. Проведенные мероприятия содействовали расширению товарно-денежных отношений в аграрном секторе, повышению материального благосостояния сельских производителей. Однако радикальная коренная реформа экономических отношений в рамках данных мероприятий проведена не была. Крепостная зависимость крестьян не была ликвидирована, а лишь были упорядочены и нормированы производственные отношения в сельском хозяйстве.

Островская Т.В.
Другой как зеркало демократии: вопрос национальной идентичности в европейской перспективе

Исследуется проблема национальной идентичности в современном западноевропейском обществе. С точки зрения автора, отношение к иммигранту и соблюдение его прав является значимым критерием демократизации западноевропейского общества, анализ которого позволяет составить представление и о вопросе идентичности. В частности, именно проблемы с собственной национальной идентификацией порождают недоверие и настороженное отношение к иммигранту как Другому, что влечет за собой негативные последствия как для иммигрантов, так и для самих граждан. Автор рассматривает возможные решения данной проблемы как с перспективы совершенствования иммиграционного законодательства, так и с перспективы применения различных образовательных стратегий, опираясь при этом на идеи ведущих социальных философов нашего времени С. Бенхабиб и З. Баумана.

Халанский Ю.Н.
Методические аспекты применения и содержательная часть некоторых понятий в физической культуре

Рассматривая методические аспекты применения некоторых понятий в теории физической культуры как систематизированную совокупность действий, которые необходимо предпринять для решения определенной задачи и достижения поставленной цели, следует разобраться в содержательной сущности применяемых понятий. Необходимость такого подхода диктует неуклонно возрастающий уровень спортивных достижений и связанная с этим потребность более углубленного изучения всего комплекса причастных процессов, заставляющих более внимательно относиться не только к самим процессам, но и к их наименованиям. Неправильное или неправомерное их использование может увести специалистов от взаимопонимания и не позволит достоверно ориентироваться в сущности рассматриваемых проблем, возникающих в процессе спортивной деятельности. В теории физической культуры к наиболее часто употребляемым терминам и понятиям, обозначающим различные свойства и характе-ристики двигательных действий, относятся «физические качества» и «двигательные способности». Зачастую даже в профессиональной среде эти понятия воспринимаются как тождественные или взаимозаменяемые, что приводит к методическим ошибкам в процессе спортивной деятельности.

Антипин Н.И., Куриленок Д.Ю.
Повышение результативности физической культуры в развитии свойств внимания контингента системы «лицей – вуз – предприятие»

Исследуется результативность физической культуры в развитии свойств внимания контингента системы «лицей – вуз – предприятие». На современном этапе изменяется роль и место человека в системе современного производства, где одними из ведущих начинают выступать функции обслуживания и управления технологическим процессом с использованием персональных электронно-вычислительных машин. Специалист должен обладать широчайшими способностями и качествами внимания, чтобы не допускать ошибки и в полной мере реализовать свой человеческий потенциал. Физическая культура в этом смысле применительно к трудовой деятельности своими средствами и методами должна прежде всего поддерживать на оптимальном уровне психофизическое состояние человека. Физические упражнения, обладая корригирующими способностями, устраняя односторонность производственной деятельности, становятся в этом случае важным средством гуманизации труда и учебы, что имеет и существенное экономическое значение.

Глазырин А.А.
О некоторых закономерностях умственного труда в образовании курсантов Академии МВД Республики Беларусь с позиции укрепления здоровья

Рассмотрены вопросы, относящиеся к проблеме изучения закономерностей умственного труда курсантов Академии МВД Республики Беларусь. Выделены ключевые позиции образования курсантов в современных условиях (содержание идеологической работы в структуре образовательной деятельности учебного заведения; укрепление психического, социального и физического здоровья обучающихся на основе изучения общей теории функциональных систем психической деятельности человека и др.). Предлагается в рамках изучения дисциплины «Профессионально-прикладная физическая подготовка» формировать необходимые компетенции: знание теоретических и методологических основ психологии здоровья, современные концепции здоровья и здорового образа жизни; овладение навыками ведения научно-исследовательской работы в области теории и методики физической культуры и спорта, теории и методики физического воспитания, психологии здоровья и др.