Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

 

Конышева А.В. Межкультурный аспект профессиональной подготовки студентов технических специальностей

Расширение профессионального международного общения, деловые переговоры с зарубежными партнерами, работа с технической документацией на иностранном языке, важность производственной стажировки за границей обусловливают необходимость более полного использования возможностей иностранного языка в профессиональной подготовке будущих инженеров. Поэтому предмет «Иностранный язык» и занимает особое место, так как он должен знакомить не только с языком как таковым, но и с культурой страны изучаемого языка, а также путем сравнения он может оттенять особенности национальной культуры и знакомить с общечеловеческими ценностями. Иными словами, иностранный язык должен содействовать воспитанию студентов, обучающихся на технических специальностях, в контексте диалога культур. Это в свою очередь требует знаний норм и традиций общения народа-носителя языка, т.е. все то, что подразумевается под коммуникативным поведением как части национальной культуры. Знание норм и традиций общения позволяет участникам речевого акта, принадлежащим к разным национальным культурам, адекватно воспринимать и понимать друг друга, что способствует межкультурной коммуникации.

INTERCULTUCAL ACPECT OF THE PROFESSIONAL TRAINING TO THE STUDENTS’ OF TECHNICAL SPECIALITIES

A. KONYSHEVA

The enlargement of the professional international communication, business talks with the foreign part-ners, work with the technical documents on the foreign language, the importance of the industrial probation abroad – all those factors stipulate the necessity to use the foreign language’s possibility in the professional preparation of the future engineers more intensive. That’s why the subject “Foreign Language” occupies the special place because it has to make acquaintance not only with the language itself but with the culture of the studying language’s country as well. This subject can also shade the national culture’s peculiarities and make acquaintance with the general human’s values. In other words, the foreign language must assist to the students’ upbringing, studying at the technical specialities, in the context of the culture’s dialogue. This fact, in its turn, demand the knowledge of the norms and traditions of the people’s communication who speak this language, that is everything what is meant under the communicative behavior as a part of the national culture. The knowledge of the communication ‘s norms and traditions gives the possibility to the participants of the speech act, who belong to the different national cultures, to percept and to understand each other and this fact furthers to the intercultural communication.

Сманцер А.П. Педагогические условия проектирования индивидуальной образовательной траектории будущего специалиста в условиях университетского образования

Раскрывается сущность индивидуальной образовательной траектории студентов как вариатив-ной программы самостоятельной деятельности студентов. Структура индивидуальной образователь-ной траектории включает инвариантный (обязательная программная информация), вариативный (дополнительная информация, интересующая студента), корректирующий (рефлексия и оценка результатов) и организационный (формы, методы, технологии, средства, контроль, усвоение, содержание) компоненты, позволяющие студентам управлять образованием, самообразованием, развитием и саморазвитием. Показаны концептуальные основания разработки индивидуальных образовательных траекторий студентов: идеи гуманизации образования, ориентированные на свободное развитие личности, со-вместную деятельность преподавателей и студентов по достижению запланированных целей; принципы целостности, непрерывности и преемственности; теория творческой самодеятельности личности. Технология моделирования представляет собой последовательность совместной деятельности преподавателя и студента по составлению индивидуальной образовательной траектории в рамках отдельной учебной дисциплины с учетом их индивидуальных особенностей. Выявлены педагогические условия проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY’S DESIGNING OF THE FUTURE EXPERT IN THE UNIVERSITY EDUCATION’S CONDITIONS

A. SMANTSER

The essence of individual educational students’ trajectory as various programs of independent activity of students reveals. The structure of an individual educational trajectory includes invariant (the obligatory program information), variant (the additional information, interesting the student), correcting (reflection and an estimation of results) and organizational (forms, methods, technologies, means, control maintenance mastering) the components allowing to the students to operate the formation of the self-education, development and self-development. The conceptual bases of working out the individual students’ educational trajectories are ideas of humanization of the formations focused on free development of the person, joint activity of the teachers and students on achievement of the planned purposes, and also principles of integrity, a continuity and continuity, the theory of the person’s creative amateur performance. The technology of modeling represents sequence of joint activity of the teacher and the student on drawing up of an individual educational trajectory within the limits of a separate subject matter taking into account their specific features. Pedagogical conditions of designing of the students’ individual educational trajectories are revealed.

Невдах С.И. Педагогические аспекты проектирования самостоятельной работы слушателей системы дополнительного образования взрослых

Исследуется проблема проектирования самостоятельной работы слушателей системы дополнительного образования взрослых. Самостоятельная работа слушателей является обязательной составляющей и важнейшим условием обеспечения качества педагогического процесса. Являясь одним из видов учебной деятельности, она способствует углубленному изучению теоретического материала и приобретению новых знаний; накоплению и закреплению опыта решения учебных и профессиональных практических задач. Разработанная технология педагогического проектирования самостоятельной работы слушателей системы дополнительного образования взрослых предусматривала построение моделей процессов, связанных с преобразованием личности и межличностных отношений, исходя из осо-бенностей мотивации, восприятия информации, усвоения знаний, участия в деятельности, общении. Проектирование самостоятельной работы слушателей в системе дополнительного образования взрос-лых осуществлялось на концептуальном, содержательном, технологическом, процессуальном уровнях.

PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE INDEPENDENT WORKS’ PROJECTION OF THE SUPPLEMENTARY EDUCATION SYSTEM’S FOR ADULTS

S. NEVDAKH

The article deals with the problem of designing the independent work of students of the supplementary education system of adults. The independent work of students is mandatory and essential to ensure the quality of the pedagogical process. As one of the training activities, it contributes to an in-depth study of theoretical material and acquiring new knowledge, to the accumulation and consolidation of experience in dealing with educational and professional practical problems. The worked out technology of the pedagogical designing of the independent work of students of the supplementary education system of adults included the construction of models of processes associated with the transformation of personality and interpersonal relationships, based on the features of motivation, information perception, learning, participation in activities, and communicating. Designing the independent work of students in the supplementary education system of adults was carried out at the conceptual, content, technological, and procedural levels.

Ракова Н.А., Волощенко О.Г. Специфика подготовки педагога в условиях многоуровневой системы высшего образования

Исследуется проблема профессиональной педагогической подготовки будущего учителя в условиях многоуровневой системы высшего образования. Изучается цель высшего педагогического образования на современном этапе, рассматриваются направления его модернизации. Обосновывается основная задача преподавателя педагогических дисциплин, состоящая не только и не столько в активизации мыслительной деятельности будущего педагога по овладению содержанием дисциплин, сколько в том, чтобы усваиваемая информация способствовала развитию педагогического мышления и выработке собственной профессиональной позиции, индивидуального стиля педагогической деятельности. Выявляются варианты решения данной задачи посредством перехода преподавания на технологическую основу. Анализируются возможности использования различных педагогических технологий, направленных на усвоение содержания педагогических дисциплин.

THE SPECIFICATION OF TEACHER’S PREPARATION IN THE CONDITIONS OF THE MULTILEVELED HIGH EDUCATIONAL SYSTEM

N. RAKOVA, O. VOLOSCHENKO

This article is devoted to the problem of the professional pedagogical preparation of the future teacher in the conditions of the multileveled high educational system. The aim of the high pedagogical education on the modern stage is studied and the directions of its modernization are examined. The main task of the pedagogical subjects’ teachers is settled. This task consists not only in the thinking activity’s work of the future teacher in the process of the disciplines contents’ possession. The main problem is that the learning information should assist to the development of the pedagogical thinking, the output of the personal professional position, the individual pedagogical action’s style. Versions of the given task’s decision with the help of the teaching’s transition on the technological basis are revealed. The possibilities of the different pedagogical technologies’ usage, directed to the learning of the pedagogical disciplines’ contents are analyzed.

Улитко С.А. Развитие личности профессионала: образовательный подход

Подготовка офицера относится к числу проблем, которые всегда актуальны: меняются социально-экономические задачи общества, возникают новые требования к специалистам государственных служб, острыми остаются задачи на политической арене. В связи с этим актуализируется и проблема совершенствования подготовки офицера, поскольку от его знаний и умений, культуры, деятельности зависит безопасность государства. В настоящее время в учебных заведениях наблюдается дефицит самостоятельности обучаемых, который характеризуется не только недостаточным уровнем умений познающей личности овладевать знаниями и способностями деятельности без посторонней помощи, но и отсутствием внутреннего стремления человека к самореализации посредством самообразования. Новые требования предъявляются и к профессиональному становлению личности офицера органов пограничной службы. Этим проблемам и посвящена данная статья.

PROFESSIONAL PERSONALITY’S DEVELOPMENT: EDUCATIONAL APPROACH

S. ULITKO

Preparation of the officers stands among the problems which are always actual: social and economic problems of the society are vary, there are new requirements to experts of public services, sharp there are prob-lems on a political arena. Because of this the problem of officers’ preparation become very important. Officer’s knowledge, skills, habits, culture and actions cause safety of the state boundary. Now in the educational institutions we notice the deficit of the students’ independency, which characteristic not only to the level of skills of the creative person to possess the knowledge and active’s abilities without stranger’s help, but we also notice the absence of the man’s inner desire to self-realization with the help of self education. New requirements are shown to the professional formation of the frontier service’s officer too. Given article also is devoted to these problems.

Марихин С.В., Чванкин В.А. Системное педагогическое проектирование профессиональной подготовки специалистов

Установлено, что проектирование – обязательная часть профессионального обучения. Проектирование все шире начинает применяться как особый вид педагогической действительности, в том числе для решения задач гуманизации образования. В образовательном пространстве проектная деятельность не является самоцелью. Она всегда подчинена педагогическим целям и выступает в качестве средства достижения. Это обучение (воспитание) действием и в действии. В статье рассмотрены специфика инновационной деятельности, особенности педагогического проектирования и реализации инноваций. На основе анализа истории и современности философских и психолого-педагогических подходов обосновывается и раскрывается системное педагогическое проектирование профессиональной подготовки специалистов. Отражены изменения в профессиональном обучении, которые происходят в результате создания и внедрения педагогических инновационных технологий, новых идей, принципов, методик, средств обучения. Особенностью является подход, в котором обучение и исследование соединяются воедино.

THE SYSTEM SCHOOL DESIGNING OF PROFESSIONAL TRAINING OF EXPERTS

S. MARIKHIN, V. CHVANKIN

It is established that designing – an obligatory part of vocational training. In experience of high school training design activity is used divergently. In educational space design activity isn’t end in itself. She is al-ways subordinated to the pedagogical purposes and represents itself as achievement means. This training (education) by action and in operation. In article specificity of innovative activity, feature of pedagogical de-signing and realization of innovations are considered. On the basis of the analysis of history and the present of philosophical and psihologo-pedagogical approaches system pedagogical designing of vocational training of experts is proved and reveals. Changes in vocational training which result from creation and introduction of the pedagogical innovative technologies, new ideas, principles, techniques, tutorials are reflected. Feature is the approach in which training and research incorporate together.

Сороко О.Г. Система подготовки учителей начальных классов к использованию средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности

Исследуется система подготовки учителей начальных классов к использованию средств информационных коммуникационных технологий в профессиональной деятельности, выделены основные направления подготовки педагогов в области использования информативно-коммуникативных технологий (ИКТ). Рассмотрены основные области применения средств ИКТ в образовательном процессе начальной школы. Данная система направлена на развитие профессиональной ИКТ-компетенции учите-лей и может быть реализована на этапе вузовской и послевузовской подготовки. Анализ существующего опыта позволил разработать систему подготовки учителей начальных классов на основе компе-тентностного подхода, включающую общетеоретический, технологический, дидактический и проектировочный компоненты. Методической основой подготовки педагогов является деятельностный подход. В статье описан опыт реализации системы на этапе профессиональной подготовки при преподавании курса «Применение электронных средств обучения» на факультете начального образования.

SYSTEM OF THE JUNIOR SCHOOL TEACHERS’ TRAINING TO THE USAGE OF INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES’ MEANS IN THE PROFESSIONAL WORK

O. SOROKO

The article deals with the system of junior school teachers’ training to the usage of the information-communication technologies’ means in their professional work. The article points out the basic approaches to teachers’ training in the sphere of ICT usage, describes the basic spheres of ICT means usage in the process of education in junior school. The given system aims at the development of teachers’ professional ICT-competence and can be put into practice during undergraduate and postgraduate studies. The analysis of the existing experience helped work out the system of junior school teachers’ training based on the competence approach. The system includes theoretical, technological, didactic, and projecting components. The methodic basis of teachers’ training is the activity approach. The article describes the experience of putting the system into practice during professional training while reading the course “The usage of electronic means of teaching” at the department of primary education.

Лопатик Т.А. Роль и значение М.В. Ломоносова в истории отечественной науки (к 300-летнему юбилею ученого)

Статья посвящена российскому ученому Михаилу Васильевичу Ломоносову, родившемуся 8(19) ноября (по другим данным 1 – 4 сентября) 1711 года в деревне Мишанинской на Курострове близ Холмогор. По мере удаления от времени, в котором он жил, биография Ломоносова приобретает все более канонический вид. Его имя было и остается по сей день консолидирующим для ученых разных областей и поколений и просто для людей. Все его мысли о достоинстве и необходимости науки, защита ее против неразумия и невежества в высокой степени важны именно тем, что они в первый раз были сказаны на русском языке. В действительности, и в его время, и долго потом, и даже до нашего времени в русском обществе не обеспечено это достоинство науки и не имеет полноправности то «свободное философствование», которое он считал основанием новейшей науки.

M.V. LOMONOSOV’S ROLE AND MEANING IN THE HUSTORY OF NATIVE’S SCIENCE (TO THE 300-TH SCIENTIST’S JUBILEE)

T. LOPATIK

The article is devoted to the Russian scientist Mihail Vasilyevich Lomonosov, who was born on the 8th(19th) November (according to other data on the 1st – 4th September) 1711 in the village of Mishaninskaya on Kurostrov near Kholmogory. With time Lomonosov’s biography looks more and more canonical. His name is consolidating for scientists in different spheres and generations and for all other people. All his ideas of the nobility and importance of science, protecting it from ignorance are extremely important because they were expressed in Russian for the first time. In reality both in his time and much later the nobility of science was not supported in Russian society and “the free philosophizing”, which he considered the basis of modern science, didn’t have its rights either.

Андрущенко Н.Ю. Факторы становления отечественной социальной педагогики в 20 – 30-е годы ХХ столетия

Анализируются факторы, детерминировавшие становление социальной педагогики в Беларуси (1920 – 1930-е гг.). Послеоктябрьский период характеризуется переустройством государства. В основу создания новой системы образования были положены принципы демократизации и социальной обусловленности воспитания. На практике данные идеи нашли воплощение в белорусизации, которая предполагала организацию процесса воспитания на родном языке с учетом знаний о среде, окружающей ребенка. На изучение и использование в практической деятельности знаний о «фоне воспитания», среды, в которой происходит развитие личности, были ориентированы все учебно-воспитательные учреждения. Педагогов нацеливали на исследование материальной и духовной культуры ребенка. Практический опыт изучения окружающей его социальной среды пропагандировали ведущие периодические издания, прежде всего педагогической направленности.

THE FACTORS OF SOCIAL PEDAGOGY’S ESTABLISHMENT IN 20 – 30-ies OF THE XX-th CENTURY

N. ANDRUSHCHENKO

Analyzes the factors that determinate the establishment of social pedagogy in Belarus (1920 – 1930-ies.). Post-October period was characterized by reorganization of the state. The basis of creating a new education system was based on the principles of democracy and social conditioning of education. In practice, these ideas are embodied in byelorussization, which assumed the organization of education in their native language with the knowledge of the environment surrounding the child. To study and use in the practice of knowledge about “the background of education”, the environment in which the personality development, focused all the educational institutions. Practical experience of studying the social environment surrounding the child pro-moted leading periodicals, primarily pedagogical orientation.

Жолнерчик Т.В. Критерии и показатели структурных компонентов образовательной среды в системе переподготовки педагогических кадров

В статье отражена необходимость постановки принципиально новых целей при организации процесса подготовки и переподготовки педагогических кадров. Описаны характерные черты образовательной среды учреждения переподготовки педагогических кадров, которая представляет собой интеграцию «внутреннего» и «внешнего», то есть образовательных условий и возможностей, с одной стороны, и внутриличностных потребностей индивида к уровню своей профессиональной компетентности, с другой. Проанализированы структурные компоненты образовательной среды. Представлено развернутое описание каждого из компонентов: организационно-процессуального, информационно-содержательного и социального, на основе чего выделены их критерии и показатели, позволившие определить уровни сформированности структурных компонентов образовательной среды (неудовлетворительный, низкий, удовлетворительный, средний и высокий).

THE STRUCTURAL COMPONETS’ CRITERIA AND INDEX OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE SYSTEM OF THE PERSONNELS’ REQUALIFICATION

T. ZHOLNERCHYK

The need for the statement of new goals in the organization of the retraining of teachers is reflected in the article. The identity of educational environment on the retraining faculty is described. Educational environment is presented as the integration of “internal” and “external”, that is educational potentialities on the one hand, and intrapersonal requirements to the level of professional competence on the other hand. The structural components of educational environment are studied. The detailed description of each component (organizational and procedural; informational and intensional; social) is given. As a result the criteria and rates were marked out. These criteria and rates allowed to define the levels of formation of the structural components of educational environment (unsatisfactory, low, satisfactory, medium and high).

Мациевская С.В. Методы обучения вокалу

Рассматриваются методы обучения вокалу и возможности их применения в педагогической практике по постановке певческого голоса учащихся. Представлены две классификации методов обучения вокалу: 1) по источнику получения знаний: словесные – рассказ, объяснение, беседа; наглядные – слуховые, зрительные, пластически-двигательные, словесно-образные; практические – упражнения, практическая работа); 2) по характеру познавательной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративные (информационно-репродуктивные); репродуктивные (границы мастерства и творчества); проблемные; эвристические (частично-поисковые); исследовательские. Дана содержательная характеристика методов обучения вокалу. Указаны основные направления их развития и совершенствования. Основной акцент делается на формировании певческих умений в процессе применения педагогами методов обучения вокалу.

VOCAL’S METHODS OF TEACHING

S. MATSIEVSKAYA

The article deals with the methods of teaching singing and the possibilities of their usage in teaching practice aiming at students’ singing voice training. Two classifications of singing training methods are de-scribed in the article: 1) based on the source of acquiring knowledge: verbal – description, explanation, con-versation; visual – aural, visual, plastic-motor, verbal-figurative; practical – exercises, practical work; 2) on the character of students’ acquiring knowledge: explanatory-illustrative (reproducing information); reproductive (the borders of skills and creativity); problem solving; heuristic (partially searching); exploratory. The article gives the characteristics of singing training methods. The basic stress is made on singing skill formation during the process of singing training methods usage.

Сухецкая А.В. К вопросу о структуре педагогического мастерства

Анализируются взгляды известных ученых о структуре педагогического мастерства в научно-педагогической литературе; раскрывается сущность понятия «педагогическое мастерство»; на основе опубликованных научных источников выявляются «индикаторы» основ педагогического мастерства. Рассматриваются структурные элементы, характеризующие педагогическое мастерство преподавателя высшей школы, которые в основном включают: профессиональные знания педагога; педагогическую направленность его личности; развитые педагогические способности, основанные на профессиональной пригодности; педагогическую технику, которая выражается в умении педагога найти адекватные ситуации и способы, с помощью которых он может максимально выразить себя в учебно-воспитательной работе. Специфика структурных компонентов педагогического мастерства дает возможность обобщить важнейшие идеи о формировании высокого уровня профессионализма педагогов в трудах российских и белорусских ученых.

ABOUT THE STRUCTURE OF PEDAGOGICAL MASTERY

А. SUKHETSKAYA

The ideas of famous scientists about the structure of pedagogical mastery in educational literature are analyzed in the article; the notion of the term «pedagogical mastery» is revealed; on the base of published scientific works the indicators of pedagogical mastery are shown. The structural elements which characterize pedagogical mastery of the teacher of higher school are described. They mostly include: the professional knowledge of the teacher; the pedagogical direction of his personality; developed pedagogical capabilities, which are based on the professional suitability; pedagogical technique is described in the skill of the teacher to found adequate situations and methods with the help of which he can express himself as much as possible in educational work. Specific character of pedagogical mastery’s components gives the possibility to summarize the most important ideas about the high level of professionalism of the teachers in the works of Russian and Belorussian scientists.

Власенко Н.Э. Современные концепции повышения профессиональной компетентности руководителя физического воспитания дошкольного учреждения

Рассматриваются современные концепции повышения профессиональной компетентности руководителя физического воспитания дошкольного учреждения, необходимость концептуального осмысления проблем которой обусловлена развитием высокотехнологичного образовательного процесса в дошкольных учреждениях и острой потребностью в квалифицированных специалистах, способных осуществлять творческий подход в решении приоритетных задач профессиональной деятельности. Обозначены три основные группы теоретико-методологических концепций, определяющих становление, формирование и развитие профессиональной компетентности руководителя физического воспитания: концепции профессиональной подготовки специалистов в области физического воспитания дошкольников; концепции управления процессом физического воспитания дошкольников; концепции профессионального совершенствования руководителей физического воспитания. Подчеркивается актуальность дальнейшей разработки прогрессивных научно-обоснованных концепций повышения профессиональной компетентности руководителей физического воспитания, обеспечивающих максимальную реализацию их творческого потенциала.

MODERN CONCEPTIONS OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE’S IMPROVEMENT OF A PHYSICAL TRAINING’S TEACHER AT A PRESCHOOL INSTITUTION

N. VLASENKO

Modern conceptions of professional competence improvement of a physical training teacher at a pre-school institution are considered. The development of high-technology educational process at preschool institutions and the need for qualified specialists who are able to solve the main tasks of professional activity creatively stipulated the necessity of conceptual understanding of the problems of professional competence of a physical training teacher. Three main groups of theoretical and methodical conceptions are denoted: the conception of specialists’ professional training in the field of preschool physical education, the conception of process control of preschool physical education and conceptions of improvement of a professional competence of a physical training teacher. The urgency of further development of progressive scientifically grounded conceptions of professional competence improvement of a physical training teacher providing the maximum realization of creative potential is accentuated in the article.

Захарьева Л.В. Многосторонняя коммуникация в системе взаимодействия преподавателя и студентов в процессе обучения иностранному языку

Рассматривается взаимодействие преподавателя и студентов в процессе обучения иностранно-му языку. Этот особый вид отношений предусматривает организацию многостороннего общения участников учебного процесса для передачи информации, развития профессиональных качеств, формирования отношения к себе, к другим людям, обществу в целом, обмена деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями и др. Предлагается модель взаимодействия преподавателя и студентов на занятии иностранного языка. Особое внимание уделяется компонентам представленной модели. Подчеркивается, что в процессе моделирования предстоящего взаимодействия со студентами преподавателю необходимо не только создать модель общения с учетом различных факторов и условий совместной творческой деятельности, но и реализовать на практике свои собственные резервы и потенциальные возможности обучаемых.

MULTILATERAL COMMUNICATION IN THE SYSTEM OF THE TEACHER AND STUDENTS’ INTERACTION IN A FOREIGN LANGUAGE TEACHING PROCESS

L. ZAKHARYEVA

The interaction of the teacher and students in a foreign language teaching process is considered. This special type of relationship provides a multilateral communication between the members of an educational process for transmitting information, the development of competencies; forming attitude to themselves, to others and to society as a whole; exchange activities, innovative methods, technologies, etc. The model of interaction between the teacher and students at a foreign language lesson is brought forward. Particular attention is paid to the components of this model. It is emphasized that in the simulation of the forthcoming interaction with the students the teacher must not only create a model of communication and take into account various factors and conditions for joint creative work, but also to put into practice the teacher’s own reserves and potentialities.

Ануфриенко Л.В. Понятие лидерства в педагогической науке

В современных условиях выпускник вуза должен обладать не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и иметь определенный набор лидерских качеств, которые позволят ему, молодому специалисту, успешно реализовать свои лидерские задатки в практической деятельности. В этой связи необходимым является наличие такого обучения в высшей школе, где бы в полной мере использовались социально-воспитательные условия учебного процесса, содействующие формированию лидерских качеств в профессиональной деятельности студентов. В данной статье выделяется понятие «лидерство», приводится мнение авторов, определяющих данный феномен, описываются подходы к толкованию термина, отмечаются национальный аспект, социально-демографические особенности, этические вопросы работы лидера. Рассматривая проблему лидерства, необходимо акцентировать внимание на мотивации, типологии, на способах выявления лидеров и основных их характеристиках. Важно уточнить и пути обнаружения лидерского потенциала, и как его можно использовать в организационных целях.

THE CONCEPT OF LEADERSHIP IN PEDAGOGICS

L. ANUFRYENKA

Under modern conditions of a university, graduates should possess not only professional knowledge, skills and abilities, but also have a specific set of leadership skills that will enable them, young professionals, to successfully implement their leadership inclinations in practice. In this regard, it is necessary to have such courses in high schools, which would take full advantage of socio-educational conditions of the educational process, contributing to the formation of professional students’ leadership skills. In this paper we consider the concept of “leadership”, we provide a number of definitions for this phenomenon, we distinguish the approaches to the interpretation of this term, we refer to the national aspect of socio-demographic characteristics of the ethical issues of leadership. Considering this question, we dwell on the motivation, typology, on how to identify leaders, as well as on the spacecraft and its basic characteristics. In conclusion we are talking about the ways to find the leadership skills and about how one can use them for organizational purposes.

Сергейко С.А. Социальное партнерство школы и родителей по воспитанию употребляющих алкоголь детей

На основе проведенного исследования раскрыта проблема оказания социально-психологической помощи детям, употребляющим алкоголь, и их родителям. Полученные результаты свидетельствуют о том, что детям, употребляющим алкоголь, присущи психологические отклонения (страх, агрессия, враждебность, повышенная тревожность, эмоционально неустойчивое состояние, отсутствие умения управлять эмоциональными реакциями, безликие отношения со взрослыми, неспособность к любви и уважению окружающих людей и др.). Многие из обозначенных проблем являются следствием грубых педагогических ошибок родителей. Автором разработаны комплексная коррекционная программа по снятию негативных последствий у детей, употребляющих алкоголь; цикл занятий для родителей таких детей с целью качественной психолого-педагогической их подготовки. Предложены формы новых отношений школы и родителей, чьи дети употребляют алкоголь. Внедрение инноваций показало снижение основных социально-психологических проблем у пьющих детей. В статье представлены принципы, содержание, формы, методы и особенности взаимодействия с такими детьми и их родителями, выявлены условия, способствующие решению исследуемой проблемы.

SCHOOL AND PARENTS’ SOCIAL PARTNERSHIP BY THE UPBRINGING OF THE CHILDREN TAKING ALCOHOL

S. SERGEIKO

In article on the basis of the carried out research the problem of rendering of the socially-psychological help to children taking alcohol, and their parents is opened. The received results ascertained that to children taking alcohol, psychological deviations (fear, aggression, the animosities, the raised uneasiness, emotionally unstable condition, and absence of ability to operate emotional reactions, impersonal relations with adults, inability to love and respect of surrounding people, limitation of informative functions) are inherent. Many of the designated problems are a consequence of rough pedagogical errors of parents. By the author are developed the complex correctional program on removal of negative consequences at children taking alcohol; a cycle of employment for parents of such children for the purpose of qualitative their psychology-pedagogical preparation; forms of new relations of school and parents are offered, whose children take alcohol. Introduction of innovations has shown decrease in the basic socially-psychological problems at drinking children. In article principles, the maintenance, forms, methods and features of interaction with such children and their parents are presented, the conditions promoting the decision of the investigated problem are revealed.

Конышев Ф.В. Влияние мер поощрения на исправление осужденных в местах лишения свободы

Исследуется проблема влияния мер поощрения на исправление осужденных в местах лишения свободы. Исправление осужденных является важнейшим направлением деятельности учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В статье анализируются определения понятий «исправление» и «перевоспитание», делается вывод о том, что в пенитенциарной науке в качестве одной из целей уголовного наказания использование термина «исправление осужденных» наиболее целесообразно. Раскрывается значение поощрения, объявляемое осужденному, которое является достаточно действенным средством воспитательного воздействия, направленного на исправление осужденного, так как если не поощрять осужденных, которые добросовестно относятся к соблюдению установленного порядка отбывания наказания, у них может возникнуть настроение бесперспективности или безразличия. В основу успешного использования применения мер поощрения с целью исправления в местах лишения свободы должна лечь направленность на подготовку к освобождению и включению осужденного в социум.

STIMULATION MEASURES’ INFLUENCE TO THE CORRECTION OF THE CONVICTS DEPRIVED THE FREEDOM

F. KONYSHEV

Stimulation measures’ influence to the correction of the convicts deprived the freedom is considered. The convicts’ correction is the most important direction in the institutions’ work which fulfil the punishment in the form of depriving the freedom. The definitions of the notions “correction” and “reeducation” are analyzed. The conclusion that the term “the convicts’ correction” as one of the aims of the criminal punishment in penitentiary science is more valuable. The meaning of the stimulation, declared to a convict is disclosed. Stimulation is a rather efficient measure of the upbringing influence directed to a convicts’ correction because if we would not stimulate the convicts, who treat conscientiously to the observation of the serving punishment’s determined order, they could have the mood of indifference to everything. In the bases of the fruitful usage of the stimulation’s measures with the aim of the correction in the places of the freedom’s deprivation it is necessary to conduct the policy directed to convict’s preparation to the liberation and to his inclusion in the socium.

Можейко М.А. Социальное пространство постмодерна: феномен семиотизации бытия

На основе современного специфического восприятия человеком мира в качестве хаоса и феномена постмодернистской чувствительности в статье проводится идея, что стратегия мировосприятия постмодернизма базируется на фундаментальной культурной стратегии семантизации бытия. Рас-крываются такие установки постмодернистской культурной стратегии, как отказ от «эквивалентности» (Ж. Бодрияр), «трансцендентальное означаемое» (Ж. Деррида), «референциальная иллюзия» и фигура «мертвой руки» (Х. Брук-Роуз), а также многие другие, которые в целом подтверждают нелинейность культуры постмодерна и возможность утверждения для нее единственного универсального принципа – плюрализма.

POSTMODERN SOCIAL SPACE: ENTITY SEMIOTIZATION PHENOMENON

М. МOZHEIKO

On the basis of a person’s modern specific perception of the world as chaos and a phenomenon of post-modern sensitivity, the article spends the idea that the strategy postmodernist attitude is based on the fundamental cultural strategy – semantic action of being. Such installations of postmodern cultural strategy as the refusal of ‘equivalence’ (J. Baudrillard), ‘transcendental meant’ (J. Derrida), ‘referral illusion’ and a figure of ‘a dead hand’ (Chr. Brook-Rose), as well as many other things are revealed, which confirm non-linearity of culture of Postmodernism and a possibility of the statement for it – a unique universal principle of Pluralism.

Смолик А.И., Кухто Л.К. Социодинамика современной белорусской культуры

Представлен анализ динамики инфраструктуры культуры белорусского общества в период системной трансформации. Сделан вывод о том, что качество потребления культуры социума измеряется развитостью структуры социокультурной сферы, доступностью для населения учреждений и мероприятий культуры, содержательным качеством культурных мероприятий, качеством организации и обслуживания в учреждениях культуры, посещаемостью их населением, удовлетворенностью населения предлагаемыми услугами. Показано, что уровень духовности социума влияет на качество культуры личности, которое определяется уровнем духовных потребностей личности, предпочтением к способам удовлетворения потребностей, типами потребительского поведения, мотивацией потребительского поведения, удовлетворенностью культурным развитием.

SOCIAL-DYNAMIC OF MODERN BELORUSSIAN CULTURE

А. SMOLIC, L. KUHTO

The analysis of dynamics of culture infrastructure of Belorussian society in transformation systems is presented. It is made a conclusion that quality of society culture consumption is measured by development of social and culture spheres’ structure, availability to population of establishments and culture actions, sub-stantial quality of cultural actions, quality of organization and service in culture establishments, attendance by their population and satisfaction of population offered services are drawn. It is shown that level of society spirituality influences on quality of person culture which is defined by level of person spiritual needs, preference to satisfaction ways, types of consumer behavior, motivation of consumer behavior, satisfaction of cultural development.

Лысова Н.Б. Чалавек на ростанях культуры ХХІ стагоддзя: пошукі нацыянальнай ідэнтыфікацыі

У артыкуле разглядаюцца вызначэнні і характарыстыкі нацыянальнай культуры ў сучасных мастацкіх творах беларускай літаратуры. Аўтар адзначае залежнасць літаратурных вобразаў ад культуралагічных тэорый «нацыянальнага». У артыкуле таксама абгрунтоўваецца традыцыйны і новы падыход да адлюстравання ў літаратурных творах пошукаў нацыянальнай самасвядомасці. Калі традыцыйны падыход звязаны з рэалістычнай традыцыяй трагічнага апавядання аб знікненні нацыянальнай культуры, то новы – з літаратурным пераносам нацыянальна свядомага ў рэчышча сімвалічнага, фантастычнага, віртуальнага.

A PERSON AT THE CULTURAL CROSSROADS OF THE XXI CENTURY: IN SEARCH FOR THE NATIONAL IDENTITY

N. LYSOVA

The article explores definition and characteristics of national culture in modern belorussian literary works. The author points out the dependence of the imagery on the culturological theory of the national. The article also describes the traditional and the new approaches to the depiction of the search for the national identity in literary works. While the traditional method is connected to the tradition of the realistic tragic narrative, describing the collapse of the national culture, the new approach actualizes the shift of the national identity to the spheres of the symbolic, the fantastic, and the probable.

Сороко С.М. Социокультурная динамика информационного пространства Северо-Западного края Российской империи

Рассматривается динамика информационного пространства Северо-Западного края Российской империи в контексте актуальных социальных и культурологических проблем. Проводится идея необходимости использования кибернетического подхода, сочетающего прямую и обратную коммуникационную связь с целью создания информационной эквивалентности. Представлен анализ и трактовка сущности универсальных понятий информации и кибернетики в социокультурологическом аспекте. В статье впервые методологическая проблематика теории информации проецируется на исследование информационного пространства Северо-Западного края Российской империи и белорусской культуры XIX – начала ХХ века. Показано, что информационное пространство, которое мы условно проецируем на какой-либо регион, имеющий полиэтническую и полилингвистическую культуру, не имеет этнических или национальных характеристик.

SOCIOCULTURALDYNAMICS OF INFORMATION SPACE THE NORTHWEST PART OF RUSSIAN EMPIRE

S. SOROKO

The dynamics of information space in the Northwest part of Russian Empireis considered in the context of the actual sociocultural problems. The idea of necessity to use acybernetic approach combining direct and feed-back connection of communication is advanced in order to found information equivalence. In the article for the first time methodological problems of information theory is projected on the investigation of informa-tion spacein the Northwest part of Russian Empire and Byelorussian culture of the XIX century and the beginning of the XX century.

Саенкова Л.П. Медиакритика как цивилизирующий фактор в деятельности СМИ

Анализируются качественные параметры журналистики в условиях современной медиакультуры. Делается акцент на том, что важной составляющей средств массовой информации должна быть медиакритика. Медиакритика рассматривается не только как вид творческой деятельности, но прежде всего как фактор, влияющий на эффективное и цивилизованное функционирование СМИ в социокультурном контексте. Рассматриваются традиции этого вида критической деятельности в журналистике советского времени, сопоставляются информационно-эстетические особенности литературно-художественной критики и медиакритики. Обозначено поле медиакритики в современном медиапространстве России, Украины. Подчеркивается, что в белорусских средствах массовой информации медиакритика представлена в основном в двух видах – кинокритике, реже, телекритике. Делается вывод о том, что приобщение журналистики к современным цивилизационным процессам в области информации невозможно без полноценного функционирования медиакритики.

MEDIA-CRITICISM AS A CIVILIZATION ELEMENT OF THE MASS MEDIA ACTIVITY

L. SAJENKOVA

Journalistic qualities features in conditions of the modern media-culture are analyzed. Author notices, that one of the important part of the mass media must be media-criticism. Media-criticism as an effective and civilization elementof the mass media activity is considered. Traditions of this kind of creative activity in the soviet journalism are given; informational-esthetical peculiarities of the literature-art criticism and media-criticism are compared. Media-criticism as an important sphere of the Russian and the Ukrainian mass media is denoted. Only two kinds of media-criticism in the belarusian mass media – cinema criticism and television criticism – are allocated. Author draws a conclusion, that joining of the journalism to the modern civilization processes in the informational sphere is impossible without media-criticism.

Янковская Л.В. Идеология как феномен духовной культуры

Раскрывается сущность, структура идеологии как специфической информационной системы. При этом подчеркивается, с одной стороны, сходство идеологии с гуманитарным научным знанием, а с другой – отличие от него, заключающееся в субъективном, оценочном характере идеологического знания. Обосновывается характер идеологии как необходимого элемента любого политически организованного общества. Указывается на возможность оценки гносеологической значимости конкретных идеологий, когда отраженные в них субъективные интересы определенных социальных групп совпадают с объективными тенденциями развития общества. Указывается на необходимость анализа функций идеологии в зависимости от их разновидности, статуса, условий политических режимов, в рамках которых они реализуются. Выявляется специфика государственной идеологии как неотъемлемого атрибута любой нации-государства. Государственная идеология выступает в виде концепции, объясняющей сущность главных закономерностей развития общества и содержащей идеи относительно его совершенствования. Рассматривается соотношение деятельности государства по распространению среди населения основных идей, ценностей той доктрины, которая лежит в основе его деятельности по управлению обществом и реализацией принципа идеологического плюрализма.

IDEOLOGY AS A SPIRITUAL CULTURE PHENOMENON

L. JANKOVSKAYA

The essence, the structure of ideology as a specific informational systems is under examination in the given article. At that the identity of ideology with humanitarian sciences on the one hand as well as the difference from the subjective evaluating mode of ideology on the other hand is underlined here. The mode of ideology as a necessary element of any politically organized society is grounded in this article. The possibility of evaluating of gnosiological importance of the concrete ideologies, when the reflected subjective interests of the certain social groups coincide with the objective tendencies of the society development is pointed to. The necessity of the analysis of the ideological functions depending on their varieties, status, opportunities of the political regimes is stressed as well. The particularity of the state ideology as an immanent part of any nation-state is revealed here. The state ideology is a conception which explains the essence of the main laws of the society development and contains the ideas concerning its perfection. The respect to the state activity including the distribution the main ideas among population, the values of the doctrine which is the base of the society ruling, the realization of the principle of the ideological pluralism is under examination in the given article.

Бедрицкая Н.В. Феноменология религии как экзистенциальная философия

На основании анализа идей М. Шелера, М. Хайдеггера, Р. Отто, Г. ван дер Леува обосновывается гипотеза о том, что феноменология религии является вариантом экзистенциальной философии. Основное внимание в статье уделено описанию специфики религиозного опыта, поскольку одним из программных принципов рассматриваемого направления является антиредукционизм в понимании религии, подра-зумевающий признание уникальности, специфичности религиозного опыта, его универсальности и конститутивности для любого человека, независимо от принадлежности к конкретной культурной и религиозной традиции. При этом религиозный опыт рассматривается как опыт экзистенциальный, поскольку представляет собой тот род подлинного опыта, который изменяет человека независимо от сохраняемого в памяти содержания этого опыта. Кроме того, в этом опыте проявляется глубинная основа человека, связанная с «избыточностью» его существа с точки зрения посюсторонней прагматики, с его особым положением в мире, с присущей ему способностью к самотрансцендированию как спо-собу реализации своих подлинных возможностей.

PHENOMENOLOGY OF RELIGION AS EXISTENTIAL PHILOSOPHY

N. BEDRITSKAYA

In the article adverts the author to conceptions of M. Scheler, M. Heidegger, R. Otto and gives proof of the hypothesis that phenomenology of religion is an variant of existential philosophy. Much attention is given by the article to consideration of religious experience as existential experience, i.e. as a kind of experience of authenticity, which can highlight deep basis of human being and which changes a person – no matter how the person interprets content of this experience.

Никонович Н.А. Антропологическое измерение идей М. Элиаде

Анализируется и структурируется антропологическая концепция выдающегося румынского ученого, создателя Чикагской школы сравнительного религиоведения М. Элиаде, вычленяются такие базовые концепты его системы, как категория сакрального, свободы и творчества, дихотомия homo religiosus и homo historicus, показывается её методологическое значение для осмысления социокультурных процессов. Осуществлен детальный анализ понятия сакрального, который позволил сделать вывод о том, что данное понятие выступает одним из базисов философской антропологии М. Элиаде: представленная М. Элиаде модель когерентности бытия и сознания элиминирует классический дуализм воспринимаемого и воспринимающего, рецептора и реципиента, субъекта и объекта сакрального опыта. Выявлены два уровня функционирования сакрального – феноменологический и онтологический, что дает основание для моделирования культурориентированной стратегии онтологии сознания и культуры. Феноменология религии М. Элиаде представлена как универсальная методологическая модель, посредством операционализации которой становится возможным анализ мифологических и религиозных феноменов во всех культурах. Эта модель раскрывает возможности синхронного изучения как феноменов религиозного сознания, так и религиозного бытия.

THE ANTHROPOLOGICAL DIMENSION OF M. ELIADE’S IDEAS

N. NIKONOVICH

The anthropological conception of the outstanding Romanian scientist, the founder of the Chicago school of comparative religion, M. Eliade is analyzed and structured, such basic concepts of his system, as category of the sacred, freedom and creativity, dichotomy homo religiosus and homo historicus have been singled out, her methodological significance for the interpretation of social and cultural processes is shown. The detailed analysis of the concept sacred, which led to the conclusion that this concept is one of the bases of Eliade’s philosophical anthropology carried out: Eliade’s model of coherence of entity and consciousness eliminates the classic dualism of the perceived and the perceiver, the receptor and the recipient, subject and object of the sacral experience. Two levels of entity’s operation – phenomenological and ontological have been found out, what is the basis for modeling cultural strategy of consciousness’s ontology and culture. Eliade’s phenomenology of religion is a universal methodological model, through the operationalization of which it becomes possible to analyze the mythological and religious phenomena in all cultures. This model uncovers the possibilities of simultaneous study of both phenomena of religious consciousness and religious entity.

Булло Л.А. Реформа в имениях И. Хрептовича в контексте распространения идей физиократизма в Речи Посполитой во второй половине XVIII века

Рассматривается реформа И. Хрептовича, которую он провел в своих имениях в 70-х годах XVIII века. Данная реформа является наиболее значимым свидетельством влияния идей физиократизма на социальную практику в Речи Посполитой во второй половине XVIII века. Реформа, проведенная в имениях И. Хрептовича, соответствовала направленности идей физиократизма на повышение производительности сельского хозяйства путем рациональных реформ. Проведенные мероприятия содействовали расширению товарно-денежных отношений в аграрном секторе, повышению материального благосостояния сельских производителей. Однако радикальная коренная реформа экономических отношений в рамках данных мероприятий проведена не была. Крепостная зависимость крестьян не была ликвидирована, а лишь были упорядочены и нормированы производственные отношения в сельском хозяйстве.

THE REFORM IN I. CHREPTOVITCH’S ESTATES IN THE FRAME OF PROPAGATION OF THE PHYSIOCRATIST IDEAS IN RZECZPOSPOLITA IN THE SECOND HALF OF THE XVIII CENTUTY

L. BULLO

Iоаkhim Chreptovitch’s reform carried out in his estates in the 70-s of the XVIII century is under exami-nation in the given article. The studied reform is the most significant evidence of the influence of the physiocratic ideas on the social practice in Rzeczpospolita in the second half of the XVIII century. The reform conducted in Chreptovitch’s estates corresponded to the direction of the physiocratic ideas which aimed at the increase in performance of agriculture by means of rational reforms. Taken measures contributed to the expansion of exchange relationships in the agricultural sector, to the improvement of rural manufacturers’ material welfare.

Островская Т.В. Другой как зеркало демократии: вопрос национальной идентичности в европейской перспективе

Исследуется проблема национальной идентичности в современном западноевропейском обществе. С точки зрения автора, отношение к иммигранту и соблюдение его прав является значимым критерием демократизации западноевропейского общества, анализ которого позволяет составить представление и о вопросе идентичности. В частности, именно проблемы с собственной национальной идентификацией порождают недоверие и настороженное отношение к иммигранту как Другому, что влечет за собой негативные последствия как для иммигрантов, так и для самих граждан. Автор рассматривает возможные решения данной проблемы как с перспективы совершенствования иммиграционного законодательства, так и с перспективы применения различных образовательных стратегий, опираясь при этом на идеи ведущих социальных философов нашего времени С. Бенхабиб и З. Баумана.

THE OTHER AS A MIRROR FOR DEMOCRACY: THE QUESTION OF NATIONAL IDENTITY IN EUROPEAN PERSPECTIVE

T. ASTROUSKAYA

The article is devoted to the problem of national identity in modern western European society. From the author’s point of view, the relation to immigrant and maintenance of his/her rights is the important criterion of democratization and can be helpful to the analysis of identity. In particular, exactly the problems with one’s own national identification lead to distrust and alerted attitude to the Other, which influences negatively both on immigrants and citizens. The author examines possible decisions from the perspective of immigration legislation improvement and the perspective of different educational strategies application through the prism of theoretical implications of modern social philosophers – Z. Bauman and S. Benhabib.

Халанский Ю.Н. Методические аспекты применения и содержательная часть некоторых понятий в физической культуре

Рассматривая методические аспекты применения некоторых понятий в теории физической культуры как систематизированную совокупность действий, которые необходимо предпринять для решения определенной задачи и достижения поставленной цели, следует разобраться в содержательной сущности применяемых понятий. Необходимость такого подхода диктует неуклонно возрастающий уровень спортивных достижений и связанная с этим потребность более углубленного изучения всего комплекса причастных процессов, заставляющих более внимательно относиться не только к самим процессам, но и к их наименованиям. Неправильное или неправомерное их использование может увести специалистов от взаимопонимания и не позволит достоверно ориентироваться в сущности рассматриваемых проблем, возникающих в процессе спортивной деятельности. В теории физической культуры к наиболее часто употребляемым терминам и понятиям, обозначающим различные свойства и характе-ристики двигательных действий, относятся «физические качества» и «двигательные способности». Зачастую даже в профессиональной среде эти понятия воспринимаются как тождественные или взаимозаменяемые, что приводит к методическим ошибкам в процессе спортивной деятельности.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE APPLICATION AND CONTENT PART OF SOME CONCEPTS IN PHYSICAL CULTURE

Y. KHALANSKI

Considering the methodological aspects of the application of certain concepts in the theory of physical culture as a systematic set of actions to be taken to solve a specific problem and achieve the goal you must understand the concepts being used. Importance of this approach dictates the increasing level of athletic achievement and the consequent need for a deeper study of complex processes, causing to be attentive not only to the processes themselves, but their names, incorrect or improper use may distract professionals from understanding. “Physical qualities” and “motor ability” are most frequently used terms and concepts that denote different properties and motor actions in the theory of physical culture. Often, even in a professional environment, these concepts are perceived as identical or interchangeable, which leads to methodological errors in this sport.

Антипин Н.И., Куриленок Д.Ю. Повышение результативности физической культуры в развитии свойств внимания контингента системы «лицей – вуз – предприятие»

Исследуется результативность физической культуры в развитии свойств внимания контингента системы «лицей – вуз – предприятие». На современном этапе изменяется роль и место человека в системе современного производства, где одними из ведущих начинают выступать функции обслуживания и управления технологическим процессом с использованием персональных электронно-вычислительных машин. Специалист должен обладать широчайшими способностями и качествами внимания, чтобы не допускать ошибки и в полной мере реализовать свой человеческий потенциал. Физическая культура в этом смысле применительно к трудовой деятельности своими средствами и методами должна прежде всего поддерживать на оптимальном уровне психофизическое состояние человека. Физические упражнения, обладая корригирующими способностями, устраняя односторонность производственной деятельности, становятся в этом случае важным средством гуманизации труда и учебы, что имеет и существенное экономическое значение.

INCREASE IN EFFECTIVENESS OF PHYSICAL CULTURE IN ELABORATION OF ATTENTION PROPERTIES OF CONTINGENT IN THE SYSTEM “LYCEUM – UNIVERSITY – ENTERPRISE”

N. ANTIPIN, D. KURILYONOK

On present-day stage the role and place of a person in the system of present-day production is being transformed and service and production control functions using PC start emerging. Specialist on scientific and technical stage should possess the widest ability and quality attention lest that commit error and to realize one’s own human potential to the full extent. Physical culture in this respect in the context of labor activity should by one’s own means and methods in the first place support on optimal level psychophysical condition of a person. Physical exercises possessing resolving abilities and removing one-sideness of operating activities become in this case important means of humanization of labour and studies and this is out of question possesses substantial economic value as well.

Глазырин А.А. О некоторых закономерностях умственного труда в образовании курсантов Академии МВД Республики Беларусь с позиции укрепления здоровья

Рассмотрены вопросы, относящиеся к проблеме изучения закономерностей умственного труда курсантов Академии МВД Республики Беларусь. Выделены ключевые позиции образования курсантов в современных условиях (содержание идеологической работы в структуре образовательной деятельности учебного заведения; укрепление психического, социального и физического здоровья обучающихся на основе изучения общей теории функциональных систем психической деятельности человека и др.). Предлагается в рамках изучения дисциплины «Профессионально-прикладная физическая подготовка» формировать необходимые компетенции: знание теоретических и методологических основ психологии здоровья, современные концепции здоровья и здорового образа жизни; овладение навыками ведения научно-исследовательской работы в области теории и методики физической культуры и спорта, теории и методики физического воспитания, психологии здоровья и др.

ABOUT SOME REGULARITIES OF THE MENTAL’S WORK IN THE EDUCATION OF THE CADETS OF THE ACADEMY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE REPUBLIC OF BELARUS FROM THE POSITION OF THE HEALTH’S STRENGTHING

A. GLAZIRIN

This article discusses the issues related to the problem of studying the objective laws of mental work of the cadets of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus. It highlights the key points of education of the cadets in the present conditions (the content of ideological work in the structure of educational activities of the educational establishment, strengthening of mental, social and physical health of the cadets through the study of the general theory of functional systems of human mental activity, etc.). In the framework of the subject “Professionally-applied physical training” the author proposes to form the necessary competence: knowledge of theoretical and methodological foundations of health psychology, modern concepts of health and healthy lifestyles; mastering of skills of conducting scientific research in the theory and methodology of physical culture and sports, in the theory and methodology of physical education, psychology of health, etc.