Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

Кондаков Д.А. Франкофония ордена иезуитов в Беларуси XVIII – XIX веков

На материале впервые вводимых в научный оборот поэтических сочинений членов Общества Иисуса, трудившихся на территории Беларуси во второй половине XVIII – начале XIX века, представлена франкофонная составляющая литературно-педагогической деятельности ордена в Полоцком коллегиуме и других его учебных заведениях. Прокомментированы и проанализированы панегирики, написанные иезуитами в честь их высоких покровителей в России: Екатерины II, князя Григория Потемкина, Павла I, Александра I. Прослежено, как менялась топика, образность этих произведений в соответствии с изменениями в политической и культурной жизни империи. Неизменными оставались лишь средство выражения (французский язык), основные религиозно-философские (опровержение идеологии французского Просвещения), литературно-педагогические задачи (обучение высокому слогу, служащему средством нравственного совершенствования сочинителя) и канон (классическое наследие французской словесности XVII века).

JESUITES’ FRANCOPHONIE IN XVIII – XIX CENTURY BELARUS

D. KONDAKOV

The study is based on poetical works created in the late XVIIIth and early XIXth centuries by the Reverend Fathers of Jesus Society in Belarus. The pieces newly found and introduced for the first time in scientific use represent the francophone literary and pedagogic activity of the order in Polotsk collegium and its other schools. Panegyrics written by Jesuites for their friends at court, Catherine II, prince Grigory Potemkin, Paul I, Alexander I. The change in the topics and imagery of the works according to the political and cultural changes of the Empire is retraced. Only things unchanged were French language as a medium of communication, refuta-tion of French Enlightenment ideology as a religious and philosophic goal, teaching elevated style as a way of moral development of the author, and canon in classical heritage of the XVIIth century French literature.

Давыдова Е.В. Категория метода в практике сопоставительного анализа художественного текста (на примере лирики Новалиса, Ф.И. Тютчева и И. Коневского)

В компаративистике актуальной проблемой является исследование не только конкретных фактов литературного взаимодействия, но и изучение причин возникновения этих взаимодействий. Найти эти причины позволяет сопоставление художественного метода (общих закономерностей художественного мышления) и литературного направления как исторического инварианта метода. Предметом исследования стали «Гимны к ночи» Новалиса, стихотворение Ф.И. Тютчева «День и ночь» и сонет И. Коневского «Starres Ich», которые объединены темой Дня и Ночи. Сопоставительный анализ текстов показал, что ранний романтизм, романтизм 1820 – 1830-х годов и символизм как инварианты романтического метода демонстрируют сходство в трактовке оппозиции «День – Ночь» и в принципах отображения пространства и времени. Различия в изображении характера связаны с функционированием категорий романтического универсализма и романтической иронии.

THE CATEGORY OF METHOD IN THE COMPARATIVE ANALYSIS OF LYRICS BY NOVALIS, F.I. TUTSCHEV, AND I. KONEVSKY

E. DAVYDOVA

In comparative studies the actual problem is to investigate not only the specific facts of literary interac-tion, but also the study of the causes of these interactions. The comparison of artistic method (the general laws of art thinking) with the literary school as a historical invariant of the method allows to find these causes. The objects of the study are Novalis’ “Hymns to the Night”, F.I. Tyutchev’s poem “Day and Night” and I. Konevsky’s sonnet “Starres Ich”, which are united by the theme of the Day and Night. The comparative analy-sis of these texts show that the early romanticism, the romanticism of the 1820 – 1830-s and symbolism as the invariants of romantic method demonstrate the similarities in the treatment of the Day-Night-opposition and in the principles of picture of space and time. The differences in the representation of the character are connected with the functioning of the categories of romantic universalism and romantic irony.

Антипова И.А. «Образы войны» в поэзии Ричарда Олдингтона

Исследуется сборник Р. Олдингтона «Образы войны», в котором отразились переживания поэта на фронтах первой мировой. Прослежена эволюция писателя от модернистского течения имажизма к реалистическому изображению действительности. Выявлены основные тенденции поэтического творчества Р. Олдингтона 1917 – 1919 годов, проанализированы тематика и проблематика сборника, отмечены особенности выбора выразительных средств языка, выделены три тематические группы стихотворений: прощание с юношескими мечтами, переход к новой реальности, изображение войны через призму личных переживаний.

THE WAR IMAGES IN RICHARD OLDINGTON’S POETRY

I. ANTIPOVA

The collection of the “Images of War”, by R. Oldington reflecting the poet's experience at the First World War front is considered. The writer’s advance from Imagism to realistic depiction of the reality is re-traced. The basic trends of R. Aldington’s poetic creativity in 1917 – 1919 are detected. The subject and prob-lem area of the collection is analysed, the choice of the expressive language is noted. The three thematic groups of poems: a farewell to youthful dreams, the transition to a new reality, the image of war in the light of personal experience are marked out.

Траццяк З.І. Гісторыка-кантэкстуальны падыход да твора М. Гарэцкага «На імперыялістычнай вайне»

Да дакументальна-мастацкай кнігі М. Гарэцкага “На імперыялістычнай вайне (Запіскі салдата 2-й батарэі N-скай артылерыйскай брыгады Лявона Задумы)” звярталіся айчынныя гісторыкі беларускай літаратуры, тэкстолагі, спецыялісты па параўнальна-гістарычнаму літаратуразнаўству і інш. Іх пра-цы склалі навуковы падмурак для далейшага вывучэння твора на аснове новых методык, у прыватнасці гісторыка-кантэкстуальнага метаду. Яго выкарыстанне дазваляе ўдакладніць жанравую прыналежнасць твора М. Гарэцкага, вызначыць уплыў кнігі на далейшую творчасць празаіка, прасачыць яе ролю ў станаўленні сучаснай беларускай літаратуры, падкрэсліць сувязі з сусветным мастацтвам слова і інш. Дадзены падыход дазваляе абагульніць некаторыя эмпірычныя факты, што заставаліся па-за межамі літаратуразнаўчых прац, выкананых на аснове іншых метадаў аналізу мастацкага тэксту.

HISTORICAL-CONTEXTUAL APPROACH TO M. HARETSKY’S WORK ‘AT THE IMPERIALISTIC WAR’

Z. TRATSIAK

M. Haretsky’s documentary-fictional book ‘At the Imperialistic War’ has been thoroughly studied by national scientists specializing in the history of Belarusian literature, textology and comparative literary studies. Their works can be treated as an important basis for the further research of this work using new methodology, for example historical-contextual method. Its use allows to specify the genre properties of the book, to state its influence on M. Haretsky’s creative work, to emphasize its contacts with the world literature. This method gives an opportunity to generalize some empiric facts that have never been included into major works in literary criticism basing on some other methods of fiction analysis.

Багарадава Т.Р. Чалавек як выразнік асноўных ідэй і прынцыпаў «ваеннай» аповесці І. Пташнікава

Аналізуецца творчасць І. Пташнікава, прысвечаная ваеннай тэматыцы. За аснову бяруцца тры аўтарскія аповесці: «Лонва» (1964), «Тартак» (1967), «Найдорф» (1976). На прыкладзе жанру аповесці разглядаюцца асноўныя прынцыпы адлюстравання ваеннай праблематыкі ў творчасці аўтара. Адным з вядучых пытанняў беларускай ваеннай літаратуры з’яўляецца даследаванне феномена чалавека, што абумоўлена павышанай цікавасцю да праблем чалавечага быцця. У аўтара сустракаюцца розныя сродкі і спосабы перадачы ваеннага і мірнага быцця. Паслядоўна прасочваюцца перажыванні герояў у той ці іншай жыццёвай сітуацыі, якая падаецца ў рэтраспекцыі. У творах І. Пташнікава жыццёвая аснова носіць асабісты характар. З’яўляючыся пісьменнікам-аналітыкам, І. Пташнікаў своеасабліва паказвае час. Гэта можна заўважыць перш за ўсё ў паказе аўтарам пэўнага моманту дзеяння ў творах. Асаблівасцю беларускай прозы пра вайну з’яўляецца перапляценне праблем быцця з момантамі нацыянальнай гісторыі і сучаснасцю.

AN INDIVIDUAL AS A MOUTHPIECE OF THE MAIN IDEAS AND PRINCIPLES OF THE WAR NARRATIVE BY I. PTASHNIKOV

T. BАGАRADАVA

The article dwells on the analysis of works by I. Ptashnikov, dedicated to war, notably, the “Lonva” (1964), “Tartack” (1967), and “Naidorf“(1976) stories. The main principles of the exposition of the war range of problems in the I. Ptashnikov’s stories are researched. One of the principal issues of the Belarusian war literature is the study of the individual, which is conditioned by the heightened interest to the problems of human life. The author reflects war and peaceful life in a great number of ways. He traces the characters’ emotional experiences in different life situations, given in retrospection. In the works by I. Ptashnikov there is a vital power based on individuality. As a writer skilled in analysis, I. Ptashnikov displays time in a peculiar way. First of all, it can be deduced from his attachment to the present moment. The special feature of the Belarusian war prose is in the interweaving of the life problems of the individual, the moments of the national history, and the modernity.

Пасютина Ю.Н. Григорий и Петро Мелеховы: трагедия братьев-казаков (М.А. Шолохов «Тихий Дон»)

В зависимости от того, что становится предметом изображения: индивид или личность, можно выделить социоцентрический, индивидоцентрический и персоноцентрический типы романных героев. Следует отметить, что встречаются смешанные типы романных героев. В романе-эпопее «Тихий Дон» есть все вышеперечисленные типы романного героя, однако преобладают герои социоцентрического и персоноцентрического типов. В работе анализируются образы Григория и Петра Мелеховых (роман-эпопея М.А. Шолохова «Тихий Дон»), раскрывается суть их трагедии, определяется, к какому типу романного героя относятся данные персонажи, рассматриваются особенности, характерные черты каждого из типов. Важно, что для социоцентрического типа романного героя характерно бессознательное выполнение требований социума, а для персоноцентрического типа романного героя философско-эстетической точкой отсчета является личность, ее нравственное развитие.

GRIGORIY AND PETER MELEKHOV: THE TRAGEDY OF THE BROTHERS-COSSACKS (M.A. SHOLOKHOV “QUIET FLOWS THE DON”)

Y. PASIUTSINA

We can distinguish social-centered, individual-centered and personality-centered types of novel heroes depending on the subject of depicting: individual or personality. It should be mentioned that we can also observe mixed types. In M.A. Sholokhov’s novel “Quiet flows the Don” we can find all these types, but social-centered and personality-centered types of novel heroes dominate. The author tries to investigate the tragedy of Grigoriy and Peter Melekhov: the main heroes of M.A. Sholokhov’s novel “Quiet flows the Don”, to determine their types, to explain the distinctive features of these types of novel heroes. It is important that fulfillment of society’s demands is a main task for social-centered type of the novel hero. For personality-centered type of the novel hero the philosophical and esthetic reference point is personality, its moral development.

Каяло И.В. Традиции «Энеиды» Вергилия в восточнославянских литературах конца XVIII – XIX века

Рассмотрены традиции эпической поэмы «Энеида» Вергилия в восточнославянских литературах конца XVIII – начала XIX века. На границе двух столетий, сначала в России, а затем в других восточно-славянских странах появляются пародии на поэму Вергилия «Энеида»: «Вергилиева “Энеида” наизнанку» Н.П. Осипова, перелицованная «Энеида» И.П. Котляревского и «Энеида навыворот» анонимного бело-русского автора. Причины обращения авторов к травестированию античного первоисточника следует искать как в социально-исторических процессах, так и в художественной атмосфере, сложившейся в Восточной Европе в этот период. В литературах XVIII века в процессе гуманизации общественной жизни на основе усвоения в разной мере идей и традиций античности, средневековой культуры и Ренессанса, складывается иная концепция человека и мира, формируются новые идейно-тематические принципы художественного познания бытия и жанрово-стилевая система в целом.

THE TRADITION OF VIRGIL’S AENEID IN THE EAST-SLAVONIC LITERATURES IN THE LATE XVIII – XIX CENTURY

I. KAYALA

The traditions of the Virgil’s epic poem “Aeneid” in the East Slavonic literature of the late XVIII – early XIX centuries are explored. Parodies on the ‘Aeneid’ by Virgil appeared in Russia and other East Slavonic countries in the late XVIII – early XIX centuries. They were “Virgil’s ‘Aeneid’ Inside Out” by N.P. Osipov, the turned ‘Aeneid’ by I.P. Kotlyarevsky and ‘Aeneid Inside Out’ by an anonymous Belarussian author. The reasons for the authors to travesty the ancient work should be searched for in the social and artistic atmosphere of the East Europe of the period. In the XVIII century literature the process of humanisation, based on the adoption of the ancient, medieval and renaissance tradition took place, which led to the formation of the different conception of the man and the world. Consequently, the new selection of artistic ideas and topics, and the new genre and style integration appeared.

Семчёнок Л.И. Проблема демонического в новеллистическом наследии И.В. Гёте (на примере диалогического цикла «Добрые женщины» и вставного рассказа «Не заходи слишком далеко» романа «Годы странствий Вильгельма Мейстера»)

Исследуется природа демонической составляющей человеческой индивидуальности и её образное воплощение в краткой повествовательной прозе И.В. Гёте. Противоречивый характер энергетики демонического раскрывается на основе анализа диалогического цикла «Добрые женщины» и вставного рассказа «Не заходи слишком далеко» из романа И.В. Гёте «Годы странствий Вильгельма Мейстера». В своих произведениях автор отталкивается от традиции популярного в XVIII столетии моралистического рассказа, существенно перерабатывая её. Постулируемая моралистическим рассказом картина мира утрачивает свою категорическую завершенность, а трактовка демонического приобретает амбивалентный характер. Демоническое для Гёте это не только злая, сверхчеловеческая сила, игнорирующая все нравственные законы, но и созидательная энергетика человеческой индивидуальности, позволяющая герою не утратить свое собственное «я».

THE PROBLEM OF DEMONIC IN THE NOVELLISTIC HERITAGE BY J.W. GOETHE (BY EXAMPLE OF THE “GOOD WOMEN” CYCLE OF DIALOGUES, AND THE “DON’T GO TOO FAR” TALE IN THE “WILHELM MEISTER’S APPRENTICESHIP”)

L. SEMTCHYONOK

The demonic component of the human individuality and its figurative realisation in J.W. Goethe’s short narrative prose is analysed. The contradictory character of the demonic energy is revealed while analysing the“Good Women” cycle of dialogues, and the “Don’t go too far” tale in the “Wilhelm Meister’s Apprenticeship” by J.W. Goethe. Goethe follows and rethinks in his works the tradition of moralising tales popular in the XVIII century. The pic-ture of the world postulated in the moralising tale ceases to be categorically complete, and the interpretation of the demonic becomes ambivalent. The demonic for J.W. Goethe is not just an evil, preterhuman power that ig-nores the moral law, but the creative energy of human individuality, that allows the hero not to lose his own “self”.

Кононова А.С. К вопросу о периодизации творчества Дж. Остен

Представлена новая периодизация творчества известной британской писательницы Дж. Остен, поскольку существующее общепринятое деление ее творчества на этапы не отражает многие существенные моменты изменения стиля, тематики и проблематики ее произведений. Предлагаемая периодизация призвана устранить эти недостатки и обеспечить возможность проследить преемственность в творчестве писательницы, а также то, какое место творчество Остен занимает в контексте современной ей британской литературы.

ON THE ISSUE OF PRIOODIZATION OF JANE AUSTEN’S CREATIVE ACTIVITY

А. KONONOVA

The main aim of the article is to suggest a new periodization of the creative activity of the famous British novelist, as the existing one does not reflect many of the essential changes in style, plot and the range of problems touched upon in her works. The suggested periodization should overcome those faults and give an opportu-nity to observe succession in her creative activity, as well as to understand the place of her works in context of the English literature contemporary for the author.

Лукьянова О.А. Влияние художников-импрессионистов на творчество Э. Хемингуэя

Предметом исследования является влияние художников-импрессионистов на становление Э. Хемингуэя как писателя. В основе работы лежит сравнительно-сопоставительный метод исследования. Отражены основные приемы письма Хемингуэя, которые перекликаются с приемами живописи художников-импрессионистов. Особое внимание уделяется влиянию творчества постимпрессиониста Поля Сезанна и тем чертам стиля Хемингуэя, которые появились благодаря созерцанию картин художника. Среди них особо отмечены такие, как «принцип айсберга», краткость и точность фраз, выражение общего через частное, методы построения пространства, сдвиг перспективы. Таким образом, основные принципы письма Хемингуэя в значительной степени сформировались благодаря любви писателя к живописи и умению видеть и проникать в природу вещей, будь то реальная жизнь или художественное пространство.

THE INFLUENCE OF IMPRESSIONIST ARTISTS ON E. HAMINGWAY’S CREATIVE WORK

O. LUKYANAVA

The object of the research is the influence of impressionist artists on the Hemingway’s formation as a writer. The work is based on the comparative and contrastive-comparative methods of studying. The article reflects the main writing techniques of E. Hemingway, which reecho painting techniques of impressionist artists. Special attention is paid to the influence of the creative work of a postimpressionist artist Paul Cezanne and to those features of Hemingway’s style that appeared due to his contemplation of the artist’s paintings. Among them especially marked are “iceberg” principle, laconism and accuracy of his phrases, the expression of the general through the particular, the methods of space formation, the perspective shift. S o, the main principles of Hemingway’s writing are largely formed due to the writer’s love to painting and to his ability to see and pene-trate with the nature, whether it is real life or artwork.

Матырко С.А. Традиции аристотелевской «Поэтики» в теоретических работах «Об экспериментальном театре» Бертольта Брехта и «Проблемы театра» Фридриха Дюрренматта

Представлены особенности переосмысления основных тезисов «Поэтики» Аристотеля немецкоязычными драматургами и теоретиками театра Бертольтом Брехтом и Фридрихом Дюрренматтом. Брехт не считал основным положением «Поэтики» требование трех единств. Наибольший интерес для него представляло аристотелевское определение цели трагедии, а именно катарсиса. Исследуя и анализируя процесс как актерского, так и зрительского вживания в персонажа, Брехт критикует позицию Аристотеля и предлагает заменить принцип катарсиса принципом «эффект очуждения». Дюрренматт же считал, что учение Аристотеля о единстве времени, места и действия наиболее оптимально подходит также и для современного театра, хотя и нуждается в модернизации.

TRADITIONS OF ARISTOTELES’ “POETICA” IN THE THEORETICAL WORKS “ABOUT THE EXPERIMENTAL THEATRE” BY BERTOLT BRECHT AND “THEATRE PROBLEMS” BY FRIEDRICH D?RRENMATT

S. MATYRKA

The peculiarities of reinterpretation of main ideas of Aristotle’s “Poetica” by German-speaking play-wrights and theater scientists Bertolt Brecht and Friedrich D?rrenmatt are presented. Brecht does not con-sider the demand of the unities of place, time and action as the main proposition of “Poetica”. Aristotle’s definition of the aim of tragedy is of the largest interest to Brecht, particularly the definition of catharsis. Exploring and analyzing the process of actors’ and spectators’ getting the feel of a character he criticizes Aris-totle’s position and suggests replacing the principle of catharsis by the principle of “distancing effect”. D?rrenmatt considered that Aristotle’s doctrine about the unities of place, time and action did for modern theatre, too, although it needed some modernization.

Мостобай Т.Ф. Специфика обращения к викторианству в романе Дж. Фаулза «Женщина французского лейтенанта» и Д. Лоджа «Хорошая работа»

На примере романа Джона Фаулза «Женщина французского лейтенанта» и Дэвида Лоджа «Хорошая работа» производится анализ причин и сущности широко распространенного в последние десятилетия обращения в британской литературе к своему «золотому фонду» – пласту художественных произведений викторианства. Это взаимодействие представляется плодотворной переработкой и одновременно критическим переосмыслением литературных традиций, а также канонов поведения, стереотипного мышления и мировоззрения в целом викторианской эпохи и современности. Акцентируется внимание на тесной связи данных эпох, явно демонстрируемой в рассматриваемых романах Фаулза и Лоджа как на уровне преемственности литературных традиций, так и общности социально-нравственной проблематики. В качестве основных средств установления такой взаимосвязи писателями анализируется богатая интертекстуальность, ироничный критицизм и одновременно признание ценности достижений прошлого.

THE SPECIFICITY OF ADDRESSING THE VICTORIAN IN THE NOVEL «THE FRENCH LIEUTENANT’S WOMAN» BY J. FOWLES AND «NICE WORK» BY D. LODGE

T. MASTABAI

Using the material of the novel «The French Lieutenant’s Woman» by J. Fowles and «Nice Work» by D. Lodge an analysis of the nature of addressing the gold fund of the Victorian literary works, which is wide-spread throughout recent time in the British literature is carried out. This interaction seems to be productive reworking and simultaneously critical reassessment of the Victorian literary works, behavior stereotypes and world outlook in general from the perspective of today. The attention is focused on the interconnection of the two epochs both at the level of literary traditions succession and the unity of the social and moral range of problems. Rich intertextuality, ironical criticism and at the same time recognition of the past achievements values are regarded as the key means of establishing such interrelation.

Свительская О.М. Трагедия одного заблуждения (концепция героя в романе Теодора Парницкого «Круги на песке»)

Роман «Круги на песке» известного польского писателя Теодора Парницкого (1908 – 1988), рас-смотрен как пример исследования психологии «мешаньца» – человека, воплотившего в своём сознании образ жизни и культуры нескольких народов. Главный герой произведения Лептин, сын грека и еврейки, с детства преследуемый и унижаемый за своё смешанное происхождение, предстаёт перед читателем в качестве гордящегося своим поступком убийцы, пытавшегося таким способом избавиться от привитого ему комплекса неполноценности и доказать своё превосходство над теми, кто стал виновником его трагедии. Используя художественный приём «исторического костюма», автор романа на примере своего героя также раскрывает основные механизмы формирования и поведения личности в эпоху глобализации, приведшей к затиранию культурных и религиозных границ в обществе.

THE TRAGEDY OF ONE DELUSION (THE CONCEPT OF THE HERO IN THE NOVEL BY TEODOR PARNICKI “CIRCLES IN THE SAND”)

O. SVITELSKAYA

The article discusses the novel “Circles in the sand” by famous Polish writer Teodor Parnicki (1908 – 1988) as an example the study of psychology of the metis – the human, who embodied in his consciousness the way of life and culture of several nations. The protagonist of the work Leptin, the son of Greek and Jewess, who was pursued and humiliated for his mixed birth from childhood, appears before the reader as the killer, who is proud of his act, because in this way he tried to get rid of the inferiority complex, and to prove his superiority over those, who became responsible for his tragedy. Using the artistic technique of “historical costume”, on the example of his hero the author of the novel also reveals the basic mechanisms of behavior and development of in-dividual in the era of globalization, which led to vanishing of cultural and religious boundaries in society.

Лебедева И.Г., Вакурова Ю.В. Особенности восприятия речи на иностранном языке

Проводится краткий обзор теорий, поднимающих проблему минимальной единицы восприятия. Рассматриваются крайние точки зрения, принимающие в качестве минимальной гиперпризнак и дифференциальный признак. Указывается на наличие двух различных процессов, обеспечивающих восприятие речи – узнавание и идентификацию. Для разворачивания процесса идентификации необходим учет информации, содержащейся в структурах, больших по протяженности, чем слог. Идентификация осуществляется на основании информации, заключенной в слоге. Описываются результаты проведенного исследования качества восприятия естественной французской речи белорусами. При недостаточном уровне развития эталонных обобщений в перцептивной базе иностранного языка слушающий трансформирует иноязычную речь в своем перцептивном поле, что приводит как к абсолютным, так и неадекватным идентификациям сегментов текста. Недостаточность сформированности перцептивной базы французского языка у белорусов обусловливает трансформации слоговой длительности в восприятии слушающих, проявляющиеся в модификациях выпадения и вставки гласных и согласных звуков, а также в трансформациях их дифференциальных признаков.

PARTICULARITY OF SPEECH PERCEPTION IN FOREIGN LANGUAGE

I. LEBEDZEBA, Y. VAKURAVA

A brief observation of linguistic achievements in the field of theories which treat minimal perceptive uni-ties problems. Scientists of different schools consider word or phoneme differential treat as a minimal perceptive unit. There are two processes assuring speech perception: recognition and identification. Recognition needs information which disperses in structures longer than syllable. Identification uses information the syllable includes. The results of the experiment carried out at Polotsk State University are described. Insufficient level of model accumulations of melodical and rhythmical structures and phoneme characteristics in a foreign language perceptive base causes transformations in the perceptive field of a hearer. This leads to the absence of identification and false identification of the segments of a text. Insufficient level of French perceptive base of Belorussian speakers causes transformations in the length of syllables.

Шук С.В. Акустические признаки позитивной и негативной оценки в британском радиорепортаже

Анализируются акустические признаки позитивной и негативной оценки информации в британских радиорепортажах. Было установлено, что характер новостей, позитивных или негативных, находит свое отражение в просодической организации радиорепортажа. Объектом анализа были средние, максимальные и минимальные значения частоты основного тона (ЧОТ) фразы, средние, максимальные и минимальные значения ЧОТ первого ударного слога во фразе и первого слога предшкалы (при ее наличии), а также средняя, максимальная и минимальная интенсивность фразы. Исследование показало, что речь репортеров имеет ярко выраженную оценочность на просодическом уровне, которая способствует созданию и передаче атмосферы происходящего. Наблюдаемая разница в акустических значениях средней и максимальной ЧОТ фразы, средней, максимальной и минимальной ЧОТ первого ударного слога во фразе между позитивными и негативными вариантами одной и той же фразы является устойчивой и стати-стически достоверной и распространяется на речевое поведение всех других радиорепортеров.

ACOUSTIC CUES OF NEGATIVE AND POSITIVE REPORTER’S ATTITUDE IN BRITISH RADIO REPORTS

S. SHUK

This article investigates how reporters exploit their pitch-range for signalling different degrees of the seriousness of the topic they are talking about. Although generally it is considered that a reporter’s presentation should be neutral, they allow personal attitude to be introduced. In many cases reporters are strongly emotionally involved in what they are commenting on. Single broadcast journalists presenting different reports display considerable attitude shifts to suit the topic. A comparison of news reports, relating diverse events ranging from catastrophes to festive occasions, confirmed the hypothesis of their different prosodic properties. The study re-ported here investigates acoustic cues that help listeners differentiate between negative and positive reports when reporters adapt their pitch-range to ‘package’ the content of their messages so that they reflect the emo-tional connotation of the news items. Analysis reveals that the topic has an effect of the reporters’ pitch variation, especially as the positive topics tended to have wider variations in pitch-range.

Дружина Н.Л. Микрополе «брачно-семейная общность» как фрагмент семантического поля «семья» (на материале немецкого языка)

Рассматриваются особенности построения семантического поля «Familie» ‘семья’ в немецком языке (на материале публицистического и педагогического типов дискурса). Обосновывается актуальность исследований в области системной организации лексики, подчеркивается необходимость изучения рассматриваемой лексической группировки, намечаются границы и тезаурус семантического пространства «Familie» ‘семья’. Определяются количественный состав и особенности функционирования лексических единиц, структурирующих микрополе «familiale Lebensgemeinschaft» ‘брачно-семейная общность’. Выявляются особенности употребления языковых единиц исследуемого фрагмента поля в публицистических и педагогических контекстах.

“MATRIMONIAL UNITY” MICROFIELD AS A PART OF “FAMILY” SEMANTIC FIELD

N. DRUJINA

The article deals with features of building semantic field ‘family’ in the German language using material of publicistic and pedagogical types of discourse. The actuality of research is based in the area of systemic organization of vocabulary, the necessity of learning of the discussed lexical groups is underlined, borders and vocabulary of semantic space ‘family’ are projected. The quantitative composition and features of using lexical units making field «a conjugal and family generality» are defined. The features of using language units of researched extract of field in publicistic and pedagogical contexts are displayed.

Никитина Ю.Л. Номинация внутригородских объектов у славян: сходства и отличия

Исследуется проблема сопоставительного изучения урбанонимиконов славянских стран. Проанализированы номинационные и структурные особенности славянских урбанонимов на материале внутригородских названий Минска, Варшавы и Софии. Предпринятый автором анализ названий, мотивированных местными топонимами, позволил выявить особенности их функционирования на современном этапе как языковых знаков, являющихся памятниками истории и культуры. Автор систематизировал современные наименования славянских внутригородских объектов, определил общее и специфическое в урбанонимных системах изучаемых городов. Несмотря на то, что исследуемые урбанонимы относятся к зонам с близкими культурными традициями, урбанонимикон каждого города обладает своим национальным своеобразием.

THE NOMINATION OF SLAVONIC INTRAURBAN OBJECTS: SIMILARITIES AND DIFFERENCES

J. NIKITINA

The present article is devoted to the problem of comparative study of the urbanonyms of slavonic countries. It analyses nominal and structural peculiarities of Slavonic urbanonyms on the material of the street names of Minsk, Warsaw and Sofia. The analysis undertaken by the author on the material of the names, motivated by local toponyms, allowed to reveal features of their functioning at the present stage as the language signs, which are the monuments of history and culture. The author distinguished and systematized the body of modern names, revealed general and specific features typical of a given subsystem of urbanonyms of the cities. Despite the reference of the studied urbanonyms to the zones with close cultural traditions, the urbanonymic system of each city has its own national singularity.

Слесарева Т.П. Предикативные конструкции в романе Г. Сенкевича «Крестоносцы» как средство экспликации семантических свойств имен персонажей

Семантические свойства имени персонажа развертываются в тексте различными средствами, в том числе через предикативные глагольные сочетания. Глаголы при этом учитываются в пределах лексико-семантических групп, которые выражают в сочетании с именами лиц обобщенные семантические признаки. Учет лексической сочетаемости имен персонажей позволяет вычислить коррелятивную связь между теми сопоставляемыми значениями имен, которые проявляются в предикативных конст-рукциях через сочетаемость с глаголами.

THE PREDICATIVE CONSTRUCTIONS IN “THE CRUSADERS” BY H. SIENKIEWICZ AS AN EXPLICATION MEDIUM OF THE SEMANTIC PROPERTIES OF THE CHARACTERS’ NAMES

T. SLESAREVA

Semantic properties of a character’s name are shown in the text by different means including predicative verbal combinations. The verbs are taken into account within the limits of lexical and semantic groups, that, in combination with the name of a personage, express the summarized semantic features. The record of the lexical combinations of the characters’ names allows to determine the correlation between the juxtaposed meanings of the names, that appear in predicative constructions in combination with verbs.