Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

Кондаков Д.А. Франкофония ордена иезуитов в Беларуси XVIII – XIX веков

На материале впервые вводимых в научный оборот поэтических сочинений членов Общества Иисуса, трудившихся на территории Беларуси во второй половине XVIII – начале XIX века, представлена франкофонная составляющая литературно-педагогической деятельности ордена в Полоцком коллегиуме и других его учебных заведениях. Прокомментированы и проанализированы панегирики, написанные иезуитами в честь их высоких покровителей в России: Екатерины II, князя Григория Потемкина, Павла I, Александра I. Прослежено, как менялась топика, образность этих произведений в соответствии с изменениями в политической и культурной жизни империи. Неизменными оставались лишь средство выражения (французский язык), основные религиозно-философские (опровержение идеологии французского Просвещения), литературно-педагогические задачи (обучение высокому слогу, служащему средством нравственного совершенствования сочинителя) и канон (классическое наследие французской словесности XVII века).

Давыдова Е.В. Категория метода в практике сопоставительного анализа художественного текста (на примере лирики Новалиса, Ф.И. Тютчева и И. Коневского)

В компаративистике актуальной проблемой является исследование не только конкретных фактов литературного взаимодействия, но и изучение причин возникновения этих взаимодействий. Найти эти причины позволяет сопоставление художественного метода (общих закономерностей художественного мышления) и литературного направления как исторического инварианта метода. Предметом исследования стали «Гимны к ночи» Новалиса, стихотворение Ф.И. Тютчева «День и ночь» и сонет И. Коневского «Starres Ich», которые объединены темой Дня и Ночи. Сопоставительный анализ текстов показал, что ранний романтизм, романтизм 1820 – 1830-х годов и символизм как инварианты романтического метода демонстрируют сходство в трактовке оппозиции «День – Ночь» и в принципах отображения пространства и времени. Различия в изображении характера связаны с функционированием категорий романтического универсализма и романтической иронии.

Антипова И.А. «Образы войны» в поэзии Ричарда Олдингтона

Исследуется сборник Р. Олдингтона «Образы войны», в котором отразились переживания поэта на фронтах первой мировой. Прослежена эволюция писателя от модернистского течения имажизма к реалистическому изображению действительности. Выявлены основные тенденции поэтического творчества Р. Олдингтона 1917 – 1919 годов, проанализированы тематика и проблематика сборника, отмечены особенности выбора выразительных средств языка, выделены три тематические группы стихотворений: прощание с юношескими мечтами, переход к новой реальности, изображение войны через призму личных переживаний.

Траццяк З.І. Гісторыка-кантэкстуальны падыход да твора М. Гарэцкага «На імперыялістычнай вайне»

Да дакументальна-мастацкай кнігі М. Гарэцкага “На імперыялістычнай вайне (Запіскі салдата 2-й батарэі N-скай артылерыйскай брыгады Лявона Задумы)” звярталіся айчынныя гісторыкі беларускай літаратуры, тэкстолагі, спецыялісты па параўнальна-гістарычнаму літаратуразнаўству і інш. Іх пра-цы склалі навуковы падмурак для далейшага вывучэння твора на аснове новых методык, у прыватнасці гісторыка-кантэкстуальнага метаду. Яго выкарыстанне дазваляе ўдакладніць жанравую прыналежнасць твора М. Гарэцкага, вызначыць уплыў кнігі на далейшую творчасць празаіка, прасачыць яе ролю ў станаўленні сучаснай беларускай літаратуры, падкрэсліць сувязі з сусветным мастацтвам слова і інш. Дадзены падыход дазваляе абагульніць некаторыя эмпірычныя факты, што заставаліся па-за межамі літаратуразнаўчых прац, выкананых на аснове іншых метадаў аналізу мастацкага тэксту.

Багарадава Т.Р. Чалавек як выразнік асноўных ідэй і прынцыпаў «ваеннай» аповесці І. Пташнікава

Аналізуецца творчасць І. Пташнікава, прысвечаная ваеннай тэматыцы. За аснову бяруцца тры аўтарскія аповесці: «Лонва» (1964), «Тартак» (1967), «Найдорф» (1976). На прыкладзе жанру аповесці разглядаюцца асноўныя прынцыпы адлюстравання ваеннай праблематыкі ў творчасці аўтара. Адным з вядучых пытанняў беларускай ваеннай літаратуры з’яўляецца даследаванне феномена чалавека, што абумоўлена павышанай цікавасцю да праблем чалавечага быцця. У аўтара сустракаюцца розныя сродкі і спосабы перадачы ваеннага і мірнага быцця. Паслядоўна прасочваюцца перажыванні герояў у той ці іншай жыццёвай сітуацыі, якая падаецца ў рэтраспекцыі. У творах І. Пташнікава жыццёвая аснова носіць асабісты характар. З’яўляючыся пісьменнікам-аналітыкам, І. Пташнікаў своеасабліва паказвае час. Гэта можна заўважыць перш за ўсё ў паказе аўтарам пэўнага моманту дзеяння ў творах. Асаблівасцю беларускай прозы пра вайну з’яўляецца перапляценне праблем быцця з момантамі нацыянальнай гісторыі і сучаснасцю.

Пасютина Ю.Н. Григорий и Петро Мелеховы: трагедия братьев-казаков (М.А. Шолохов «Тихий Дон»)

В зависимости от того, что становится предметом изображения: индивид или личность, можно выделить социоцентрический, индивидоцентрический и персоноцентрический типы романных героев. Следует отметить, что встречаются смешанные типы романных героев. В романе-эпопее «Тихий Дон» есть все вышеперечисленные типы романного героя, однако преобладают герои социоцентрического и персоноцентрического типов. В работе анализируются образы Григория и Петра Мелеховых (роман-эпопея М.А. Шолохова «Тихий Дон»), раскрывается суть их трагедии, определяется, к какому типу романного героя относятся данные персонажи, рассматриваются особенности, характерные черты каждого из типов. Важно, что для социоцентрического типа романного героя характерно бессознательное выполнение требований социума, а для персоноцентрического типа романного героя философско-эстетической точкой отсчета является личность, ее нравственное развитие.

Каяло И.В. Традиции «Энеиды» Вергилия в восточнославянских литературах конца XVIII – XIX века

Рассмотрены традиции эпической поэмы «Энеида» Вергилия в восточнославянских литературах конца XVIII – начала XIX века. На границе двух столетий, сначала в России, а затем в других восточно-славянских странах появляются пародии на поэму Вергилия «Энеида»: «Вергилиева “Энеида” наизнанку» Н.П. Осипова, перелицованная «Энеида» И.П. Котляревского и «Энеида навыворот» анонимного бело-русского автора. Причины обращения авторов к травестированию античного первоисточника следует искать как в социально-исторических процессах, так и в художественной атмосфере, сложившейся в Восточной Европе в этот период. В литературах XVIII века в процессе гуманизации общественной жизни на основе усвоения в разной мере идей и традиций античности, средневековой культуры и Ренессанса, складывается иная концепция человека и мира, формируются новые идейно-тематические принципы художественного познания бытия и жанрово-стилевая система в целом.

Семчёнок Л.И. Проблема демонического в новеллистическом наследии И.В. Гёте (на примере диалогического цикла «Добрые женщины» и вставного рассказа «Не заходи слишком далеко» романа «Годы странствий Вильгельма Мейстера»)

Исследуется природа демонической составляющей человеческой индивидуальности и её образное воплощение в краткой повествовательной прозе И.В. Гёте. Противоречивый характер энергетики демонического раскрывается на основе анализа диалогического цикла «Добрые женщины» и вставного рассказа «Не заходи слишком далеко» из романа И.В. Гёте «Годы странствий Вильгельма Мейстера». В своих произведениях автор отталкивается от традиции популярного в XVIII столетии моралистического рассказа, существенно перерабатывая её. Постулируемая моралистическим рассказом картина мира утрачивает свою категорическую завершенность, а трактовка демонического приобретает амбивалентный характер. Демоническое для Гёте это не только злая, сверхчеловеческая сила, игнорирующая все нравственные законы, но и созидательная энергетика человеческой индивидуальности, позволяющая герою не утратить свое собственное «я».

Кононова А.С. К вопросу о периодизации творчества Дж. Остен

Представлена новая периодизация творчества известной британской писательницы Дж. Остен, поскольку существующее общепринятое деление ее творчества на этапы не отражает многие существенные моменты изменения стиля, тематики и проблематики ее произведений. Предлагаемая периодизация призвана устранить эти недостатки и обеспечить возможность проследить преемственность в творчестве писательницы, а также то, какое место творчество Остен занимает в контексте современной ей британской литературы.

Лукьянова О.А. Влияние художников-импрессионистов на творчество Э. Хемингуэя

Предметом исследования является влияние художников-импрессионистов на становление Э. Хемингуэя как писателя. В основе работы лежит сравнительно-сопоставительный метод исследования. Отражены основные приемы письма Хемингуэя, которые перекликаются с приемами живописи художников-импрессионистов. Особое внимание уделяется влиянию творчества постимпрессиониста Поля Сезанна и тем чертам стиля Хемингуэя, которые появились благодаря созерцанию картин художника. Среди них особо отмечены такие, как «принцип айсберга», краткость и точность фраз, выражение общего через частное, методы построения пространства, сдвиг перспективы. Таким образом, основные принципы письма Хемингуэя в значительной степени сформировались благодаря любви писателя к живописи и умению видеть и проникать в природу вещей, будь то реальная жизнь или художественное пространство.

Матырко С.А. Традиции аристотелевской «Поэтики» в теоретических работах «Об экспериментальном театре» Бертольта Брехта и «Проблемы театра» Фридриха Дюрренматта

Представлены особенности переосмысления основных тезисов «Поэтики» Аристотеля немецкоязычными драматургами и теоретиками театра Бертольтом Брехтом и Фридрихом Дюрренматтом. Брехт не считал основным положением «Поэтики» требование трех единств. Наибольший интерес для него представляло аристотелевское определение цели трагедии, а именно катарсиса. Исследуя и анализируя процесс как актерского, так и зрительского вживания в персонажа, Брехт критикует позицию Аристотеля и предлагает заменить принцип катарсиса принципом «эффект очуждения». Дюрренматт же считал, что учение Аристотеля о единстве времени, места и действия наиболее оптимально подходит также и для современного театра, хотя и нуждается в модернизации.

Мостобай Т.Ф. Специфика обращения к викторианству в романе Дж. Фаулза «Женщина французского лейтенанта» и Д. Лоджа «Хорошая работа»

На примере романа Джона Фаулза «Женщина французского лейтенанта» и Дэвида Лоджа «Хорошая работа» производится анализ причин и сущности широко распространенного в последние десятилетия обращения в британской литературе к своему «золотому фонду» – пласту художественных произведений викторианства. Это взаимодействие представляется плодотворной переработкой и одновременно критическим переосмыслением литературных традиций, а также канонов поведения, стереотипного мышления и мировоззрения в целом викторианской эпохи и современности. Акцентируется внимание на тесной связи данных эпох, явно демонстрируемой в рассматриваемых романах Фаулза и Лоджа как на уровне преемственности литературных традиций, так и общности социально-нравственной проблематики. В качестве основных средств установления такой взаимосвязи писателями анализируется богатая интертекстуальность, ироничный критицизм и одновременно признание ценности достижений прошлого.

Свительская О.М. Трагедия одного заблуждения (концепция героя в романе Теодора Парницкого «Круги на песке»)

Роман «Круги на песке» известного польского писателя Теодора Парницкого (1908 – 1988), рас-смотрен как пример исследования психологии «мешаньца» – человека, воплотившего в своём сознании образ жизни и культуры нескольких народов. Главный герой произведения Лептин, сын грека и еврейки, с детства преследуемый и унижаемый за своё смешанное происхождение, предстаёт перед читателем в качестве гордящегося своим поступком убийцы, пытавшегося таким способом избавиться от привитого ему комплекса неполноценности и доказать своё превосходство над теми, кто стал виновником его трагедии. Используя художественный приём «исторического костюма», автор романа на примере своего героя также раскрывает основные механизмы формирования и поведения личности в эпоху глобализации, приведшей к затиранию культурных и религиозных границ в обществе.

Лебедева И.Г., Вакурова Ю.В. Особенности восприятия речи на иностранном языке

Проводится краткий обзор теорий, поднимающих проблему минимальной единицы восприятия. Рассматриваются крайние точки зрения, принимающие в качестве минимальной гиперпризнак и дифференциальный признак. Указывается на наличие двух различных процессов, обеспечивающих восприятие речи – узнавание и идентификацию. Для разворачивания процесса идентификации необходим учет информации, содержащейся в структурах, больших по протяженности, чем слог. Идентификация осуществляется на основании информации, заключенной в слоге. Описываются результаты проведенного исследования качества восприятия естественной французской речи белорусами. При недостаточном уровне развития эталонных обобщений в перцептивной базе иностранного языка слушающий трансформирует иноязычную речь в своем перцептивном поле, что приводит как к абсолютным, так и неадекватным идентификациям сегментов текста. Недостаточность сформированности перцептивной базы французского языка у белорусов обусловливает трансформации слоговой длительности в восприятии слушающих, проявляющиеся в модификациях выпадения и вставки гласных и согласных звуков, а также в трансформациях их дифференциальных признаков.

Шук С.В. Акустические признаки позитивной и негативной оценки в британском радиорепортаже

Анализируются акустические признаки позитивной и негативной оценки информации в британских радиорепортажах. Было установлено, что характер новостей, позитивных или негативных, находит свое отражение в просодической организации радиорепортажа. Объектом анализа были средние, максимальные и минимальные значения частоты основного тона (ЧОТ) фразы, средние, максимальные и минимальные значения ЧОТ первого ударного слога во фразе и первого слога предшкалы (при ее наличии), а также средняя, максимальная и минимальная интенсивность фразы. Исследование показало, что речь репортеров имеет ярко выраженную оценочность на просодическом уровне, которая способствует созданию и передаче атмосферы происходящего. Наблюдаемая разница в акустических значениях средней и максимальной ЧОТ фразы, средней, максимальной и минимальной ЧОТ первого ударного слога во фразе между позитивными и негативными вариантами одной и той же фразы является устойчивой и статистически достоверной и распространяется на речевое поведение всех других радиорепортеров.

Дружина Н.Л. Микрополе «брачно-семейная общность» как фрагмент семантического поля «семья» (на материале немецкого языка)

Рассматриваются особенности построения семантического поля «Familie» ‘семья’ в немецком языке (на материале публицистического и педагогического типов дискурса). Обосновывается актуальность исследований в области системной организации лексики, подчеркивается необходимость изучения рассматриваемой лексической группировки, намечаются границы и тезаурус семантического пространства «Familie» ‘семья’. Определяются количественный состав и особенности функционирования лексических единиц, структурирующих микрополе «familiale Lebensgemeinschaft» ‘брачно-семейная общность’. Выявляются особенности употребления языковых единиц исследуемого фрагмента поля в публицистических и педагогических контекстах.

Никитина Ю.Л. Номинация внутригородских объектов у славян: сходства и отличия

Исследуется проблема сопоставительного изучения урбанонимиконов славянских стран. Проанализированы номинационные и структурные особенности славянских урбанонимов на материале внутригородских названий Минска, Варшавы и Софии. Предпринятый автором анализ названий, мотивированных местными топонимами, позволил выявить особенности их функционирования на современном этапе как языковых знаков, являющихся памятниками истории и культуры. Автор систематизировал современные наименования славянских внутригородских объектов, определил общее и специфическое в урбанонимных системах изучаемых городов. Несмотря на то, что исследуемые урбанонимы относятся к зонам с близкими культурными традициями, урбанонимикон каждого города обладает своим национальным своеобразием.

Слесарева Т.П. Предикативные конструкции в романе Г. Сенкевича «Крестоносцы» как средство экспликации семантических свойств имен персонажей

Семантические свойства имени персонажа развертываются в тексте различными средствами, в том числе через предикативные глагольные сочетания. Глаголы при этом учитываются в пределах лексико-семантических групп, которые выражают в сочетании с именами лиц обобщенные семантические признаки. Учет лексической сочетаемости имен персонажей позволяет вычислить коррелятивную связь между теми сопоставляемыми значениями имен, которые проявляются в предикативных конструкциях через сочетаемость с глаголами.