Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

Кондаков Д.А. На присутствие Ея Величества в Белоруссии: оды 1780 года и культурная политика Екатерины II

На материале малоизученных произведений в честь Екатерины II рассматриваются особенности культурной политики российской императрицы на белорусских землях. Прокомментированы и проанализированы оды и хвалебные речи, написанные в 1780 году на французском языке анонимными клириками и церковными иерархами католических (св. Доминика) и униатских (св. Василия Великого) орденов по случаю прибытия Екатерины II в Полоцк. Также для сопоставления привлечена малоизвестная ода Г.Р. Державина «На отсутствие Ея Величества в Белоруссию». Выявлены функции обращения к французскому и другим языкам в панегириках Екатерине II, специфика образности (топосов) в описании государыни. Рассмотрена переписка императрицы с Вольтером и Ф.М. Гриммом по вопросам культурной политики и просвещения и сделаны выводы о причинах ее благосклонности к Обществу Иисуса и пренебрежительного отношения к деятельности других церковных орденов.

ON HER MAJESTY’S PRESENCE IN BELORUSSIA: ODES DATED 1780 AND CATHERINE II POLITICS OF CULTURE

D. KONDAKOV

Peculiarities of Catherine II politics of culture are studied on the basis of little known works in Empress’s honour. Odes and eulogies written in French in 1780 by anonymous clergymen and leading clerics of Catholic (st. Dominic) and Unian (st. Basil the Great) monastic orders on the occasion of Catherine II arrival at Polotsk are commented and analysed. Little known ode “On Her Majesty’s absence in Belorussia” by G.R. Derzhavin is taken to comparison. Functions of French and other languages in these writings as well as peculiarities of their imagery are exposed. Catherine II correspondence with Voltaire and F.M. Grimm on her politics of culture and education is examined in order to explain Her Majesty’s favour to the Jesus Society and disdain to the activity of other monastic orders.

Лушневская Е.В. Христианские и языческие мотивы в средневековом эпосе

Исследуются христианские и языческие мотивы средневекового эпоса на примере латинской поэмы «Вальтариус» и германского эпоса «Песнь о нибелунгах». Теоретическую основу исследования составляют труды А.Я. Гуревича, отдельные работы М.Л. Гаспарова и Н.А. Ганиной, посвященные анализу данных средневековых памятников. Внешне насыщенная христианскими элементами германская «Песнь о нибелунгах» по своему содержанию очень близка героическим песням, поскольку в ней особое место уделяется вещим снам, предсказаниям, мифическим подвигам и героической чести. В то же время «Вальтариус», являясь латинским эпосом, служит отражением христианских догм, таких как покорность, смирение, богобоязненность, вера в бессмертие души и пр. Наличие общей сюжетики поэм, обусловленное единым историческим фоном, позволяет сравнивать эти произведения. Сравнительная характеристика данных поэм позволит уточнить композиционные элементы эпосов и соотнести их с историческими событиями прошлого.

CHRISTIAN AND HEATHEN MOTIVES IN THE MEDIEVAL EPIC

E. LUSHNEVSKAYA

On the example of the Latin poem of «Waltharius» and German epos «The Song of the Nibelungs» christian and heathen motives of medieval epos are investigated. The works of А.Y. Gurevich, separate articles of M.L. Gasparov and N.A. Ganina, are fixed in basis of theoretical research, sanctified to the analysis of these medieval monuments. Outwardly saturated by christian elements German «The Song of the Nibelungs» on the maintenance is very near to the heroic songs, as in her the special place is spared to prophetic sleeps, predictions, to the mythical exploits and heroic honour. At the same time the poem «Waltharius», being the Latin epos, serves as the reflection of christian dogmas, such as obedience, humility, godfearingness, faith in immortality of the soul, etc. Presence general plots of poems, conditioned by a single historical background, allows to compare these works. Comparative description of these poems will allow to specify the composition elements of eposes and correlate them with the historical events of the past.

Курилов Ю.Г. Особенности создания и функционирования символа «Незнакомка» в поэтическом сборнике Стефана Георге «Год души»

Исследуется поэтический сборник Стефана Георге «Год души» («Das Jahr der Seele», 1898), который стал вершиной ранней лирики немецкого поэта. Проанализированы особенности создания и функционирования центрального символа «Незнакомка» в рамках символистской парадигмы названного сборника. Все члены данной структуры находятся в контекстуальной связи с символом «Незнакомка», которая выражает Душу мира и Мировую Поэзию и намекает на трансцендентное. Лирический образ посредством суггестии, а также неологизмов, анжанбеманов и звуковой инструментовки стиха преодолевает свои границы и превращается в символ. Символ «Незнакомка» во многом определяет художественное своеобразие исследуемого сборника, для которого характерны следующие черты: амбивалентный характер поэтической реальности, находящейся на границе динамики и статики, синтеза и распада, надежды и отчаяния; движение мысли поэта приводит к именованию действительности; расширение смыслового поля символов посредством суггестивного воздействия.

PECULIARITIES OF THE CREATION AND FUNCTIONING OF THE SYMBOL “STRANGER” IN THE POETIC COLLECTION OF STEPHAN GEORGE “THE YEAR OF THE SOLE”

J. KURILOV

Stephan George (1868 – 1933) is one of the most prominent representatives of the German symbolism, impressionism, neoromanticism, aestheticism; his impact on cultural life of Germany is considered to be incredible. The poetic collection “The Year of the Sole” (“Das Jahr der Seele”, 1898) is believed to be the best of the early lyric poetry of the German poet. This article shows the peculiarities of the creation and functioning of the focus symbol “Stranger” in the symbolist paradigm of the mentioned above poetic collection. All of the con-stituents of the given structure are in contextual relationship with the symbol “Stranger” which expresses the Sole of The World and the World Poetry and hints at transcendental. The lyric image is transformed into a sym-bol by means of suggestion, neologisms, anzhanbemans and sound instrumentation of the verse. The symbol of “Stranger” quite to a big extent defines the artistic originality of the collection in question to be characteristic of the following features: ambivalent character of the poetic reality which borders among dynamics and statics, synthesis and disintegration, hope and despair; the poet’s move of the thought leads to the naming of reality; extension of the sense field of symbols by means of suggestive influence.

Полукошко А.И. Рецепция творчества Ф. Кафки в ранней прозе П. Хандке

Исследуется проблема рецепции творчества Ф. Кафки в произведениях П. Хандке. Рассмотрены этапы обращения современного австрийского автора к личности и художественному наследию великого классика. Особое внимание уделяется ранней прозе П. Хандке, так как именно здесь влияние Ф. Кафки сказалось наиболее ощутимо. Подробно анализируются такие тексты П. Хандке, как «Процесс (для Франца К.)» и «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым»; приводятся примеры из этих произведений, свидетельствующие о тесном диалоге писателя со своим наставником. В итоге отмечается, что идеи, мотивы и образы Ф. Кафки не просто заимствуются П. Хандке, а подвергаются переосмыслению, насыщаются новыми глубинными значениями.

THE RECEPTION OF F. KAFKA’S CREATION IN THE EARLY PROSE OF P. HANDKE

A. PALUKOSHKA

The article is devoted to the problem of reception of F. Kafka’s creation in the works of P. Handke. In it the stages of treatment of the contemporary Austrian author to the personality and artistic heritage of the great classic are examined. Particular attention is given to the early prose of P. Handke, because the influence of F. Kafka was reflected just here the most perceptibly. Such texts of P. Handke as “The Process (for Franz K.)” and “The Goalie’s Anxiety at the Penalty Kick” are analyzed in detail; the examples from theses works are given, that evidence of a close dialogue of the writer with his mentor. Ultimately, it is noted, that the ideas, motives and images of F. Kafka are not simply borrowed by P. Handke, but also are rethought, are filled with new senses.

Гордеёнок Т.М. Осмысление проблемы исторической правды в романе Кристофа Хайна «Смерть Хорна»

Исследуется идейно-художественное своеобразие творчества Кристофа Хайна. Доказывается, что отношение к истории – важнейший пункт эстетической программы писателя. В романе «Смерть Хорна» мотив памяти определяет развитие сюжета, выступает средством отражения проблемы исторической правды и способом углубленного изображения внутренних переживаний героев. Хайн подвергает острой критике сущность тоталитарных государств, механизмы манипулирования и подавления личной свободы. Прослеживается восприятие опыта литературы эпохи романтизма, что позволяет писателю создать «вертикальный контекст» и обнаружить глубокие связи между прошлым и настоящим. В реалистическое повествование К. Хайн вводит образы-символы, которые открывают перед ним возможности для широких философских обобщений.

THE UNDERSTANDING OF HISTORICAL TRUTH IN THE HORNS ENDE BY CHRISTOPH HEIN

T. HARDZIAYONAK

The article deals with the main ideas, and the artistic originality of Christoph Hein’s creativity. The treatment of history is critical to the aesthetic agenda of the writer. In the Horns Ende novel the memory motif determines the plot development, is a means of reflecting the historical truth, and of the deeper representation of the inner experiences of the characters. Christoph Hein keenly criticizes the nature of the totalitarian states, the mechanisms of manipulation and of personal freedom suppression. The perception of the romantic literary ex-perience, and the “vertical context” development enable the writer to discover the deep ties between the past and the present. Christoph Hein enriches the realistic narratives with metaphors, that provide him the possibility to make sweeping philosophical generalizations.

Клос О.Ю. Вашингтон Ирвинг и Вальтер Скотт: к проблеме взаимосвязи

Исследуются взаимосвязи двух выдающихся писателей XIX века: Вальтера Скотта и Вашингтона Ирвинга, принадлежащих к разным национальным литературам. Проанализирована история их знакомства, развитие дружеских отношений, участие Скотта в творческой судьбе Ирвинга, восприятие творчества и личных качеств друг другом. Особое внимание уделено роли Скотта в становлении романтического мироощущения американского писателя. Под влиянием Скотта Ирвинг обратился к изучению фольклора и обогатил национальную литературу необходимым легендарным материалом. Основой для ряда важных выводов о взаимосвязи двух писателей послужила книга воспоминаний Ирвинга о Скотте («Абботсфорд», 1835), которая, однако, до сих пор недостаточно изучена исследователями. Тем не менее она внесла свой вклад в создание образа Скотта и способствовала росту его популярности.

WASHINGTON IRVING AND WALTER SCOTT: TO THE PROBLEM OF INTERCONNECTION

O. KLOS

The article is devoted to the problem of interaction between two outstanding writers of the XIXth century Walter Scott and Washington Irving. The history of their meeting, the development of friendship, Scott’s participation in Irving’s literary career, the perception of each other’s works and personalities are described in the article. Particular attention is paid to Scott’s role in the formation of Irving as a romantic writer. Irving became interested in folklore under Scott’s influence. Later he enriched American literature with the legendary material it lacked. Irving’s book «Abbotsford» (1835) formed the basis for some important conclusions about the interaction of the writers in question. The book has not attracted much critical attention though it is also significant as Irving’s contribution to Walter Scott’s image created by his contemporaries.

Забогонская И.Л. Жанровая дифференциация медитативного странствия в английской романтической поэзии

Исследуется проблема трансформации жанровых канонов в романтической медитативно-философской лирике и лирических балладах английских поэтов-лейкистов У. Вордсворта и С.Т. Кольриджа, для которых мотив странствия был традиционен в качестве одного из жанрообразующих речевых средств. Рассмотрены обновленные формы репрезентации мотива статического медитативного странствия как антитезы динамическому не только в рамках жанров медитативно-философской лирики, но и в такой малой эпической форме, как баллада. Выделены основные стилевые признаки «романтизации» этих жанров, их идейная и художественная соотнесенность с антиномичными концепциями медитативного и динамического странствий. Особое внимание уделяется анализу доминантных функций мотива странствия в том или ином жанре, его жанрообразующим и композиционным характеристикам.

GENRE DIFFERENTIATION OF MEDITATIVE WANDERING IN THE POETRY OF ENGLISH ROMANTICISM

I. ZABAHONSKAYA

The article dwells upon the problem of genre transformation in romantic meditative-philosophic lyrics and ballads of the “lakers” such as W. Wordsworth and S.T. Coleridge. The motif “wandering” is concerned, that was a traditional genre-making device. The work deals with the renewed representations of “meditative wandering” motif as the antithesis to “dynamic” both in meditative and ballad form. Much attention is paid to the major style features of the romantization process within these genres. The article is focused on the analysis of the “wandering” motif dominant functions in these genres, its genre-making and structural characteristics.

Кононова А.С. Литературная аллюзия как форма присутствия личности автора в произведении (на примере романов Джейн Остен)

На примере романов английской писательницы Дж. Остен рассматривается использование литературной аллюзии (в самом широком ее понимании) как формы присутствия личности автора в художественном тексте, а также обосновывается целесообразность использования таких аллюзий, как надежного источника дополнительной информации об авторе, его отдельных произведениях и творчестве в целом. В качестве материала для практического анализа выбраны произведения разных периодов творчества писательницы с целью получения наиболее полной информации, а все использованные в произведениях аллюзии разделены на группы в зависимости от принадлежности к тому или иному литературно-культурному направлению. По результатам анализа сделаны выводы о том, можно ли считать употребление аллюзий формой присутствия автора в произведении, а также о функциях данного приема.

A LITERARY ALLUSION AS ONE OF THE FORMS OF THE ATHOR’S PRESENCE (IN THE WORK OF FICTION BY EXAMPLE OF JANE AUSTEN)

A. KONONOVA

The article dwells upon a literary allusion (in its widest sense) as one of the forms of the author’s presence in the literary text by example of Jane Austen’s novels. It is also proved that such allusions provide a researcher with an additional reliable source of information about the author and her personality as well as about her creative activity in general. For analyses were chosen novels of different periods of the author’s creative activity in order to obtain as much information as possible. All allusions are classified into groups depending on the literary school they belong to. On the grounds of the carried analyses a conclusion is made whether a literary allusion can be viewed as one of the forms of the author’s presence in a novel, as well as about the functions of this literary device.

Траццяк З.І. «Страчанае пакаленне» як літаратурны феномен (на прыкладзе рамана «І ўзыходзіць сонца» Э. Хемінгуэя)

Даследчыкі літаратурных твораў, прысвечаных падзеям першай сусветнай вайны, неаднаразова звярталіся да катэгорыі “страчанае пакаленне”. Традыцыйна дадзены тэрмін выкарыстоўваўся для характарыстыкі твораў Р. Олдынгтана, Э.М. Рэмарка і Э. Хемінгуэя. Асаблівая ўвага надавалася раману “Фіеста” амерыканскага пісьменніка, дзе ўпершыню быў згаданы выраз “страчанае пакаленне”. Пазней крытыкі ва ўсім свеце пачалі ўспрымаць твор Э. Хемінгуэя як энцыклапедыю па быцці ветэранаў вайны, якія расчараваліся ў сучаснай ім светабудове. Павярхоўнае прачытанне кнігі не дазволіла заўважыць, што “страчаныя” персанажы для празаіка ўяўляюць сабой неаднастайную масу.“Страчанае пакаленне” ў артыкуле разглядаецца комплексна: на прыкладзе трох асноўных груп дзеючых асоб у рамане “Фіеста”. Вылучаюцца агульныя і адметныя элементы ў сістэме іх каштоўнасцей, сцвярджаецца, што Э. Хемінгуэй і галоўны герой рамана цалкам не адносяць сябе да “страчанага пакалення”.

‘LOST GENERATION’ AS LITERARY PHENOMENON (BY THE EXAMPLE OF ‘THE SUN ALSO RISES’ BY E. HEMINGWAY)

Z. TRATSIAK

At various times scientists investigating the fiction devoted to the First World War dealt with the category of ‘lost generation’. The term was traditionally used to characterize R. Aldington’s, E.M. Remarque’s and E. Hemingway’s works. Special attention was given to the novel ‘Fiesta’ by the American writer. There the phrase ‘lost generation’ was used for the first time. Later the critics all over the world started to perceive E. Hemingway’s work like an encyclopedia dealing with the disillusioned war veterans’ existence. Reading the book superficially the researchers did not notice that for the writer the ‘lost’ protagonists are not the indiscrete mass.‘Lost generation’ in the article is studied in an integral way: by the example of the three major groups of characters. Similarities and differences in their value system are pointed out. It is emphasized that E. Hemingway as well as the main character does not completely belong to the ‘lost generation’.

Антипова И.А. Проблема назначения искусства в творчестве Ричарда Олдингтона

Анализируются роман Ричарда Олдингтона «Смерть героя» и его критические статьи 1930-х годов с целью выявления эстетических взглядов писателя. Прослеживается и обосновывается эволюция мировоззрения писателя от модернистского течения имажизма к реалистическому изображению действительности. Олдингтон, преодолев увлечение имажизмом, выступил против субъективных крайностей модернистского искусства, осудил его интеллектуальный снобизм и бессодержательность. Показаны основные разногласия во взглядах на цель и назначение искусства с Дж. Джойсом, Т.С. Элиотом, Э. Паундом и Д.Г. Лоуренсом. Выступая с позиции сторонника реалистического искусства, Олдингтон отстаивал связь искусства с действительностью, отрицая крайности модернистского искусства, его антигуманные тенденции.

THE QUESTION OF ART IN RICHARD ALDINGTON’S CREATIVITY

I. ANTIPOVA

Richard Aldington’s “Death of a Hero” novel, and his 1930’s critiques are analyzed in order to identify the aesthetic views of the writer. The evolution of the outlook of the writer from the modernist current of imagism to the realistic depiction of reality is traced. The major issues of Richard Aldington with James Joyce, T.C. Eliot, E. Pound, D.G. Lawrence concerning the views on the aim and the purpose of art are analysed. Pleading from a position of an advocate of realistic art, Aldington defended the connection between art and reality, rejecting the extremes of modern art, its inhumane tendencies.

Кучеровская-Марцевая В.И. Пространственно-временная организация романа Антонио Табукки «Тристан умирает»

В художественной литературе XX – XXI веков категории времени и пространства приобретают особое значение и выступают в качестве главных структурных и тематических компонентов. Их анализ помогает раскрыть авторский замысел. В статье рассматриваются особенности пространственно-временной организации романа современного итальянского писателя Антонио Табукки «Тристан умирает». Тематика романа – проблема смысла жизни и суть смерти – позволяет говорить о связи художественного времени и пространства со временем и пространством человеческого бытия вообще. Особое внимание уделяется анализу двух основных хронотопов, воплощающих смыслы романа, – хронотопу жизни и хронотопу смерти. Данное художественное произведение, написанное в рамках постмодернистской поэтики, отражает потребность современного человека в духовных ценностях и истине.

SPATIOTEMPORAL ORGANIZATION OF THE NOVEL “TRISTANO DIES” BY ANTONIO TABUCCHI

V. KUCHEROVSKAYA-MARTSEVAYA

The categories of time and space are getting special significance in the fiction of the XX – XXI centuries and serve as fundamental structural and thematic components. Their analysis enables to reveal the author’s message. The article deals with the specific features of the spatiotemporal organization of the novel “Tristano Dies”, written by the contemporary Italian author Antonio Tabucchi. The novel’s subject area – the meaning of life and death – enables the author to set up the relations between narrating time and space and these of human existence in general. Special attention is paid to the analysis of two main chronotopes, a chronotope of life and a chronotope of death, due to which the meanings of the novel are revealed. This novel, written according to the postmodern principles, reflects the contemporary human need for spiritual values and truth.

Жлобо Н.Э. Инверсия шекспировского мироздания в романе Глории Нейлор «Мама Дэй»

Рассмотрены интертекстуальные переклички с шекспировскими пьесами в романе афроамериканской писательницы Глории Нейлор «Мама Дэй». Особое внимание уделяется адаптации и трансформации образов и мотивов, заимствованных из шекспировской романтической драмы «Буря», а также из Библии. Интертекстуальные взаимодействия с классическими интертекстами имеют место на уровне сюжета, персонажей, символов, тематики и идей. Осуществляя в романе «Мама Дэй» постколониальное феминистское «перепрочтение» канонизированных текстов западной культуры, Г. Нейлор деконструирует андроцентричные иерархии, развенчивает расистскую идеологию и полемизирует с патриархальными ценностными ориентациями, представленными в классической литературе. В своем романе автор создает утопическую матриархальную вселенную, основанную на альтернативной системе ценностей и традициях предков.

DECONSTRUCTION OF SHAKESPEARE’S UNIVERSE IN GLORIA NAYLOR’S NOVEL “MAMA DAY”

N. ZHLOBO

The article discusses the intertextuallinks between Shakespeare’s plays and Gloria Naylor’s novel «Mama Day». Special emphasis is given to Naylor’s adaptation and transformation of the images and motifs borrowed from Shakespeare’s romantic drama “The Tempest” as well as from the Bible. It is stated that the novel “Mama Day» is a postcolonial feminist revision of canonized Western texts which subverts the andocent-ric hierarchies, exposes misogynistic and racist ideologies, and develops an openly polemical attitude towards patriarchal values that dominate male-written classics. In her novel Gloria Naylor creates an alternative Uto-pian universe based on feminine values and age-old traditions.

Путрова М.Д. Субморфные унификации с именем собственным как маркеры пространственного видения мира

Представлены результаты сопоставительного исследования субморфных унификаций с именем личным (антропонимом) в роли маркеров пространственной концептуализации мира говорящим субъектом на материале подлинного говорения в четырех культурах: белорусской, русской, английской и американской. Термин «субморф» используется в его якобсоновском понимании, то есть как внеморфемный языковой знак типа -удэма в тудэма-сюдэма, -issi в Lissie-Missie, -авушка в Клавушка-Мавушка, -аўка в Клаўка-маўка. Показывается проксемическая, то есть дистантнообразующая роль внеморфемных объединений с именем личным, а также корреляция передаваемых ими созначений степени удаленности/ приближенности с гендерной идентичностью коммуниканта. Отмечаются некоторые культурно-специфические черты реализации субморфных унификаций обсуждаемой разновидности.

UNIFICATIONS WITH PERSONAL NAMES AS MARKERS OF SPATIAL WORLD VIEW

М. POUTROVA

The article reports results of comparative study into submorphemic unifications with personal names (an-throponemes) in the role of markers of spatial conceptualization of the world by the speaking subject on the material of authentic verbal behaviour in four cultures – Belarusian, Russian, English and American. Submor-phemes are meant to be units described by R. Jackobson, that is submorphemic linguistic signs of the type -удэма in тудэма-сюдэма, -issi in Lissie-Missie, -авушка in Клавушка-Мавушка, -аўка in Клаўка-маўка. The article describes proximic, that is distance creating role of submorphemic unifications with personal names and establishes considerable correlation between the degree of proximity, connoted by them, and the gender identity of the speaker. It also reveals some culturally specific features in the realization of the unifications.

Белютин Р.В. Семантические принципы организации спортивного дискурса (на материале немецкого языка)

Исследуются особенности построения семантического пространства немецкого спортивного дискурса. Анализ примеров показывает, что принципы организации данного дискурса во многом пересека-ются с общеязыковыми семантическими механизмами, хотя метафора, метонимия, другие средства формирования дискурсивных значений предлагают здесь помимо стандартных, типовых формул специальные образцы, которые определяют самобытность всего дискурса и его конституентов. В наибольшей степени спаянные со спортивным дискурсом семантические явления – метафоризация с участием пространственных ориентиров «Верх – Низ», развитие профессиональной полисемии у заимствованных из стандартного языка лексических единиц и др. Выявленные особенности позволяют уточнить некоторые данные лексикографии, они помогают в интерпретации тех участков картины мира, в которых рассеяны концепты спортивной коммуникации.

SEMANTIC PRINCIPLES OF SPORTS DISCOURSE ARRANGEMENT (BE THE EXAMPLE OF THE GERMAN LANGUAGE)

R. BELYUTIN

The article is devoted to the peculiarities of semantic space arrangement in the German sports discourse. As the analysis of the examples shows the given discourse arrangement principles are similar to the general semantic mechanisms, though metaphor, metonymy and other instruments for producing discourse meanings offer alongside standard, typical models special patterns that determine the discourse originality and the unique na-ture of its constituents. The most characteristic semantic phenomena of the sports discourse are metaphorization using space marks “Top – Bottom”, developing professional polysemy of lexical units borrowed from the standard language and others. These traits help specify some lexicographical facts, which enable the users to interpret the world view fragments that contain sports communication concepts.

Трощинская-Степушина Т.Е. Коммуникативные особенности речевого поведения персонажа в прозе Елены Поповой

Рассматриваются коммуникативные особенности речевого поведения персонажа литературного произведения на примере диалога как базовой формы речевой коммуникации и как важнейшего компонента композиционно-речевой структуры художественного текста. Обосновывается актуальность изучения литературного героя как языковой личности. Определяется роль речевой коммуникации в художественном тексте. Выявляются языковые и композиционные приемы создания диалога, являющиеся специфичными для прозы современного белорусского писателя Елены Поповой. Определяется роль персонажа как субъекта внутритекстовой коммуникации. Доказывается, что основной формой, в которой могут раскрываться коммуникативные особенности речевого поведения персонажа в художественном тексте, является диалог.

COMMUNICATIVE PECULIARITIES OF CHARACTER’S SPEECH ELENA POPOVA’S PROSE

T. TROSHCHINSKAYA-STEPUSHINA

The article deals with the description of communicative peculiarities of character’s speech in fiction using the example of a dialogue as the basic form of speech and as the main component of composition and speech structure of fiction. The currency of the study of the character as the linguistic personality is grounded. The role of speech in fiction is defined. Linguistic and composition methods of dialogue making specific for Elena Popova’s modern Belarusian prose are detected. The character’s role as the subject of intratextual communication is found out. It is proved that the basic revealing form of the communicative peculiarities of character’s speech in fiction is dialogue.

Шпакоўская В.А. Сінтаксіс складанага сказа ў беларускіх літаратурных афарызмах (бяззлучнікавы сказ)

Вызначаюцца асноўныя мадэлі бяззлучнікавых сказаў, якія выкарыстоўваюцца ў беларускіх літаратурных афарыстычных выслоўях. Акрэсліваецца прадуктыўнасць асобных мадэляў і семантычных адносін паміж прэдыкатыўнымі часткамі бяззлучнікавых складаных сказаў, іх абумоўленасць катэгарыяльнымі ўласцівасцямі афарызма і яго стылістычнымі асаблівасцямі ў мове мастацкай літаратуры. У афарыстычных выказваннях, якія з’яўляюцца бяззлучнікавымі сказамі, ніколі не сустракаюцца адносіны паслядоўнасці з’яў і падзей, а рэалізуюцца толькі адносіны адначасовасці паміж прэдыкатыўнымі часткамі. Гэта адпавядае адной з асноўных катэгарыяльных асаблівасцей афарызма – абагульненасці зместу, якая грунтуецца на пазачасавым характары паведамлення.

SYNTAX OF COMPOSITE SENTENCE IN BELARUSIAN LITERARY APHORISMS (ASYNDETIC SENTENCE)

V. SHPAKOVSKAYA

The major patterns of an asyndetic sentence used in the Belarusian literary aphorisms are studied in the article. The author focuses on efficiency of the patterns, types of syntactic connections and semantic relations between predicative parts of an asyndetic sentence, as well as their agreement with aphorisms’ categorial char-acteristics and their stylistic peculiarities in belletristic literature.

Струкава С.М. Лексіка лацінскага паходжання ў беларускай і раманскіх мовах

Ва ўступнай частцы артыкула асвятляецца пытанне, звязанае з прычынамі пашырэння сярэдне-вяковай латыні ў Беларусі: працэс інтэнсіўнай паланізацыі грамадскага і культурнага жыцця беларусаў, выкарыстанне лацінскай мовы ў тагачаснай сістэме адукацыі і інш. Падкрэсліваецца факт шырокага выкарыстання латыні ў Беларусі, якое мела вынікам сваім значную вагу лацінізмаў у слоўнікавым складзе старабеларускай мовы, – лацінізмы складалі ў ёй другую групу пасля паланізмаў. У асноўнай частцы артыкула праводзіцца супастаўляльны аналіз асобных традыцыйных лексічных адзінак беларускай мовы, якія ўзыходзяць да лацінскіх этымонаў (бульба, цыбуля, алей і густ), і адпаведных паралеляў раманскіх моў, што дазваляе выявіць пэўнае падабенства і адметнасць у іх лексіка-семантычным развіцці.

VOCABULARY OF LATIN ORIGIN IN BYELORUSSIAN AND ROMANIC LANGUAGES

S. STRUKAVA

The introductory part of the article deals with reasons for the spread of Latin in Belarus: the process of intensive polonisation of social and cultural life of Byelorussian people, the usage of Latin in education of that time, etc. The fact of wide usage of Latin in Belarus is stressed, that has resulted in considerable percent of Latinisms in the vocabulary of the Old Byelorussian language, – Latinisms were second in it after Polonisms. The main part of the article considers a comparative analysis of separate traditional lexical units of the Byelo-russian language, which derive from Latin etymons (бульба, цыбуля, алей, густ) and corresponding parallels of Romanic languages, that shows a certain similarity and peculiarity in their lexico-semantic development.

Василенко Е.Н. Местоимения как средство реализации коммуникативной стратегии убеждения (на материале политического дискурса)

Рассматривается коммуникативная стратегия убеждения в рамках политического дискурса. Автор исследует роль личных и притяжательных местоимений в реализации рассматриваемой стратегии. Подчеркивается актуальность исследования прагматического потенциала указанных разрядов местоимений, предлагается классификация тактик, выделяемых в рамках коммуникативной стратегии убеждения, описывается роль местоимений в каждой из них. Сделан вывод о прагматической значимости в политической коммуникации личных и притяжательных местоимений, которые в последнее время все чаще рассматриваются исследователями как единицы, обладающие вполне самостоятельным, прагматически обусловленным, значением. Материалом исследования послужили послания президентов США Конгрессу «О положении союза».

PRONOUNS AS A MEANS OF REALIZATION OF THE COMMUNICATIVE STRATEGY OF PERSUASION

E. VASILENKO

The article is devoted to the study of the communicative strategy of persuasion in political discourse. The author focuses on the role of personal and possessive pronouns in the realization of the strategy studied. The actuality of research of the pragmatic potential of the mentioned types of pronouns is underlined, the classifica-tion of the tactics of the communicative strategy of persuasion is suggested and the role of the pronouns in each of them is described. The article deals with the material of the State of the Union Addresses of the USA presidents to the Congress.

Галковская Ю.М. Узловые моменты в истории изучения мотивов номинативной деятельности

Исследованы узловые моменты в истории изучения мотивов номинативной деятельности. Рассмотрены фундаментальные труды писателей (С.Р. Минцлов) и философов начала ХХ века (С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский), посвященные вопросам имянаречения. Дан дескриптивный анализ состояния проблемы во второй половине ХХ – начале ХХI века. Систематизирован научно-исследовательский материал, посвященный изучению мотивов выбора имени новорожденному, позволивший выявить состояние проблемы на современном этапе развития антропонимической науки, осветить ее малоизученные и остро дискуссионные вопросы. Обзор существующей литературы позволил заключить, что в современной лингвистической науке отсутствует четкая дефиниция понятия «мотив выбора имени», исследования мотивов номинативной деятельности представлены единично, что не дает возможности оценить состояние проблемы в регионе и стране в целом.

FOCAL POINTS IN THE HISTORY OF THE NOMINATIVE ACTIVITY STUDIES

Yu. GALKOVSKAYA

In the given article the focal points in the history of the nominative activity studies are investigated. The fundamental works of Russian writers (S.R. Mintslov) and philosophers (S.N. Bulgakov, P.A. Florensky) devoted to the name giving are studied. Descriptive analysis of the problem in the second part of the XXth – at the beginning of the XXIth centuries is given. Scientific material concerning the problem is systematized. It revealed the weak points and outfields of the current situation in the name giving practice. The review of the scientific literature helped to conclude that there is no well-defined conception of the term «name choosing motive» and the studies of the name choosing motives are fragmentary. These aspects impede further investigations of the situation in a region or in the whole country.

Мастацкі свет Максіма Багдановіча: адметнасць, шматграннасць, універсальнасць:
Міжнародная навуковая канферэнцыя, Мінск, 15 – 16 снежня 2011 года (С.М. Лясовіч)