Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

СЕРИЯ E. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 2012. № 7

Сманцер А.П. Интеграция учебной, научно-исследовательской и самостоятельной работы как условия повышения качества подготовки специалистов в вузе

Рассматриваются возможности интеграции учебной, научно-исследовательской и самостоятельной работы студентов. Показаны этапы интеграции учебной и учебно-исследовательской их деятельности. Характеризуются типы самостоятельных работ: 1) позволяющий решать алгоритмические задачи и усваивать элементы учебно-исследовательской деятельности; 2) направленный на усвоение знаний и способов исследовательской деятельности; 3) способствующий овладению способами эвристической деятельности и решению нетиповых задач; 4) направленный на формирование способов исследовательской деятельности посредством выполнения творческих заданий. Выделяются три уровня самостоятельной деятельности обучающихся: репродуктивно-тренировочный, реконструктивно-вариативный и исследовательско-творческий. Приводятся основные формы научно-исследовательской работы студентов: предметные и проблемные кружки, проблемные студенческие лаборатории, участие в научных и научно-практических конференциях. Обсуждаются результаты опытно-исследовательской деятельности.

EDUCATIONAL, RESEARCH AND SELF-STUDY INTEGRATION AS CONDITIONS OF SPECIALISTS` TRAINING QUALITY IMPROVEMENT IN HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

A. SMANTSER

In the article the possibilities of students’ educational, research and self-study integration are discussed, the stages of students’ educational and research activity integration are singled out, such as: adaptable, directed on students’ entry into the system of higher education; stabilizing, deepening integration of educational, research and independent activity; final, providing stable integration of educational, research and independent students’ activity; it is characterized by four types of self-study: the first allows to solve algorithmic problems and to master elements of educational and research activity; the second is directed towards knowledge and ways of research activity mastering; the third type promotes heuristic activity methods’ and non-standard tasks’ solutions mastering; the fourth is directed towards research activity formation by means of creative tasks’ fulfillment; three levels of self-study are allocated: reproductively-training, reconstructively-variational and investigatively-creative; the basic forms of students’ research activity are mentioned: subject and problem study groups; problem students’ laboratories; scientific and practical conferences’ participation, etc.; also the results of development work are discussed.

Марихин С.В., Чванкин В.А. Педагогический менеджмент как феномен управления в профессиональном образовании

Рассматривается педагогический менеджмент в теории и практике управления образованием. Установлено, что конкретизация действий и сопоставление фактов позволяют осуществлять мыслительные процессы переноса, сравнения, сопоставления, тем самым раскрыть логические связи, анализировать, а также обосновывать конкретные решения, опираясь на ситуации из различных отраслей человеческой деятельности. В то же время делается попытка увидеть место менеджмента в сфере образования среди других его видов в различных отраслях хозяйствования. Показано, что познание законов и закономерностей теории и практики менеджмента в целом целесообразнее осуществлять на материале, не связанном с педагогической теорией и практикой, что позволит глубже и основательнее изучить и осознать сферу образования как самостоятельную отрасль производства, а теорию и практику управления ею – как отраслевой менеджмент. Изучение особенностей менеджмента в других сферах деятельности человека дает возможность познать образовательную отрасль как область деятельности людей по созданию трудовых ресурсов не только в рамках учреждений сферы образования, но и в других сферах деятельности, на базе кадровых центров и центров обучения на предприятиях при обучении на рабочем месте.

PEDAGOGICAL MANAGEMENT AS THE MANAGEMENT PHENOMENON IN VOCATIONAL TRAINING

S. MARIHIN, V. CHVАNKIN

Pedagogical management in the theory and practice of management by formation is considered. It is established that the concrete definition of actions and comparison of the facts allow to carry out the thoughts’ processes of carrying over, comparison, thereby to open logic communications, to analyze, and also to prove concrete decisions, leaning upon situations from various branches of human activity. At the same time we try to see the management’s place in an education sphere among its other kinds in various branches of managing. It is shown that the knowledge of laws and regularities of the theory and management practice as a whole is more expedient for carrying out on the material which has not been connected with the pedagogical theory and practice. It will allow deeper and more thouroughly to study and to realize an education sphere as independent branch of manufacture, and the theory and practice of its management – as branch management. Studying the management’s peculiarities in other fields of person’s activity gives the chance to learn the educational branch as the sphere of people’s activity on creation of a manpower not only within the limits of education sphere establishments, but also in other fields of activity, on the basis of the personnel centers and the training centers at the enterprises at training on a workplace.

Андрущенко Н.Ю. Направления и проблемы развития социальной педагогики в Беларуси в конце 1950-х – 1960-е годы

Исследуется отечественная социальная педагогика в Беларуси в конце 1950-х – 1960-е годы. В обозначенный период активизировалось теоретическое осмысление проблем социально-педагогического характера; появился ряд работ белорусских педагогов, рассматривавших вопросы социального воспитания и развития ребенка. В педагогической периодике обсуждались проблемы социально-педагогической направленности; пропагандировался опыт социально-педагогический работы. Создавались структуры (консультационные пункты для родителей, советы содействия семье и школе в воспитании, советы общественности по работе с детьми и подростками при домовых комитетах, детские комнаты, организованные на общественных началах при домоуправлениях и жилищно-эксплуатационных конторах), деятельность которых носила социально-педагогический характер. Специалисты (организатор внеклассной и внешкольной работы, педагог-организатор домоуправления, инспектор детской комнаты), выполнявшие функции защиты, профилактики, реабилитации детей, стали прообразом современного социального педагога.

DIRECTIONS AND PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF SOCIAL PEDAGOGICS IN BELARUS IN THE END OF 1950h – 1960th YEARS

N. ANDRUSHCHENKO

The article is devoted to domestic social pedagogics. In time specified period the theoretical judgement of problems of socially-pedagogical character became more active. There was a number of works of the Belorussian teachers devoted to the questions of social education and development of a child. The problems of a socially-pedagogical orientation were discussed in the pedagogical periodical press. The socially-pedagogical works’ experience was propagandized. Structures (consulting points for parents, councils of assistance to a family and school in education, councils of the public about work with children and teenagers at house committees, the children’s rooms organized on public principles at house managements and housing-operational offices) which activity had socially-pedagogical character were created. Experts (the organizer of out-of-class and out-of-school work, the teacher-organizer of a house management, the inspector of a children’s room), carrying out the functions of protection, preventive maintenance, rehabilitation of children, became a prototype of the modern social teacher.

Туболец С.Р. Інтравертаваныя і экстравертаваныя метады эстэтычнага выхавання ў беларускай народнай педагогіцы: тэарэтычныя асновы вызначэння

Артыкул прысвечаны вывучэнню тэарэтычных асноў вызначэння інтравертаваных і экстравер-таваных метадаў эстэтычнага выхавання ў беларускай народнай педагогіцы. Аўтар разглядае сродкі і метады беларускай народнай педагогікі, што традыцыйна ўжываліся ў эстэтычным выхаванні. У арты-куле прадстаўлена аўтарская класіфікацыя інтравертаваных і экстравертаваных метадаў эстэтычнага выхавання ў беларускай народнай педагогіцы згодна з накіраванасцю на ўнутраны або знешні духоўны ці матэрыяльны свет. Сукупнасць метадаў рэалізуецца праз сям’ю, мясцовую суполку жыхароў, калектыў аднагодкаў і працэс самавыхавання. Адзначаецца, што мэта інтравертаваных метадаў – далучыць асобу да свету прыгажосці праз развіццё ўмення бачыць, адчуваць, успрымаць, разумець, ацэньваць, эстэтычна перажываць з’явы прыгажосці (іх адсутнасць). Спецыфічная рыса экстравертаваных метадаў – скірава-насць на фарміраванне ўменняў ствараць і захоўваць прыгажосць зносін, працы, творчасці, прыроды.

INTROVERSIVE AND EXTRAVERSIVE METHODS OF AESTHETIC EDUCATION IN BELARUSIAN FOLK PEDAGOGY: THEORETICAL BASIS FOR DEFINITION

S. TUBOLETS

The article is devoted to studying of the theoretical foundations and definition of introversive and extraversive methods of aesthetic education in Belarusian folk pedagogy. The author examines means and methods of Belarusian folk pedagogy, that have been traditionally used in aesthetic education. The article presents the author’s classification of introversive and extraversive methods of aesthetic education in Belarusian folk pedagogy guided by the internal or external spiritual or material world. A combination of methods is employed through the family, local community, educators and peer-education process. It is noted that introversive methods pursue the purpose of linking a person to the world of beauty by developing the ability to see, feel, perceive, understand, evaluate and aesthetically experience the phenomenon of beauty (absence thereof). A specific feature of the extraversive methods resides in their focus on the formation of skills meant to help recognize and maintain the beauty of communication, work, creativity and nature.

Ануфриенко Л.В. История изучения лидерства в мировой психолого-педагогической науке

Исследуется лидерство как центральная психолого-педагогическая проблема. К какой бы области исследований в психологии или педагогики мы не обратились, проблему лидерства обойти невозможно. Лидерство известно с давних времен. Оно существует в больших и малых организациях, в бизнесе и в религии, в профсоюзах и благотворительных учреждениях, в компаниях и университетах. Лидерство по всем своим намерениям и целям есть признак номер один любых общностей. Подготовка будущих лидеров воспринимается как государственная, стратегическая задача. Особая роль в решении этой задачи отводится именно современной системе образования, с ее новыми психолого-педагогическими подходами к процессу развития лидерских качеств современной молодежи. Однако создание новых моделей формирования лидеров невозможно без знаний истории изучения данного явления, без систематизации существующих методик, а также анализа опыта исследователей по вопросам лидерства.

THE HISTORY OF LEADERSHIP SURVEY IN THE WORLD’S PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL STUDY

L. ANUFRYENKA

Leadership is a central psychological-pedagogical problem. And no matter what field of survey in psychology or pedagogics we apply the problem of leadership cannot be avoided. Leadership is as old as the mankind. It exists everywhere – in big and small organizations, in business, in religion, in trade unions and in mercy institutions, in different companies and universities. Leadership, in all its intentions and goals, is a sign number one in every community. Leaders-to-be trainings are perceived as a state strategic aim. The system of education is given the most special role in disclosing this problem, because education needs new psychological-pedagogical approaches to the processes of leadership development of the modern youth. But the creation of new models for leadership cannot exist without the knowledge of the history of the given phenomenon, without systematization of methods existing, as well as without the analysis of researchers’ experience in the field of leadership.

Глазырин А.А. Организация профориентационной работы в образовательном процессе курсантов Академии МВД Республики Беларусь

Рассматривается одно из основных направлений работы кафедры профессионально-прикладной физической подготовки Академии МВД Республики Беларусь в процессе образования и воспитания курсантов. Данное направление рассматривается в сфере организации профориентационной работы с потенциальными абитуриентами с позиций ориентаций, соответствующих социальным ценностям физической культуры. В этой связи одним из действенных направлений обеспечения эффективности профориентационной работы в Академии выступает преемственность в профильной подготовке будущих абитуриентов. Приводится организационная структура профориентационной работы в образовательном процессе, включающая следующие элементы: индивидуальный когнитивный стиль, развитие памяти, принципы учета социально-экономических процессов, происходящих в современном обществе; непрерывного приобретения знаний в области профориентационной работы; перманентного совершенствования рациональных норм двигательной активности в современных условиях, обеспечивающих возможность воспитания требуемых физических качеств; требование научиться профессионально выполнять свои обязанности; принцип «выращивания»; принцип адаптации к современным условиям жизни.

THE ORGANIZATION OF PROFESSIONALLY ORIENTED WORK WITH THE CADETS OF ACADEMY OF IAM OF THE REPUBLIC OF BELARUS

A. GLAZIRIN

The article deals with one of the main work directions of professionally applied physical training chair of the Academy of IAM of the Republic of Belarus in the process of educating and bringing up cadets. The given direction is studied in the sphere of work with professional orienting organizing. It id done according to pgysical culture social values. One of the most effective approaches of the work aimed at profession orientation at the Academy is sucseccion in future students’ training. The article gives the structure of work aimed at profession orientation which includes the following elements: individual cognition style, memory development, principles aimed at socio-economic processes which take part in modern society, continuous knowledge acquiring in the sphere of work aimed at profession orientation, permanent work at the rational norms of physical activity in modern circumstances which help to develop nacessary physical qualities, the demand to learn to fulfill professional duties, the principle of “bringing up”, the principle of adaptation to modern life conditions.

Невдах С.И. Синкретическое преодоление в подготовке педагогов в системе дополнительного образования взрослых

Исследуется проблема синкретического преодоления в подготовке педагогов в системе дополнительного образования взрослых. Основой подготовки специалиста становится культура, поскольку именно она охватывает все виды человеческой деятельности, открывает широкие возможности для изучения духовного наследия, дает ориентир в жизни современного общества, определяет направленность интересов и мировосприятие личности, помогает оценить и упорядочить знания. Синкретическое преодоление позволяет организовать процесс подготовки педагога в контексте природосообразности, направить на создание условий для усвоения личностью социокультурного опыта в ходе активной деятельности; осуществлять с учетом индивидуальных особенностей и профессиональных запросов обучающихся, содействовать их самоактуализации, овладению необходимыми компетенциями и ориентировать на непрерывность самосовершенствования. Главным показателем подготовки педагогов в системе дополнительного образования взрослых является уровень сформированности личности, ее духовности, интеллектуально-нравственной свободы, творческой индивидуальности, социальной активности.

SYNCRETIC OVERCOMING IN THE TEACHERS’ TRAINING IN THE SYSTEM OF AN ADDITIONAL ADULT EDUCATION

S. NEVDAKH

The article considers the problem of syncretic overcoming in teachers` training in the system of an additional adult education. The basis of specialist training is culture because it encompasses all human activities, opens up wide possibilities for the study of the spiritual heritage, provides a landmark in modern society, determines the orientation of a person`s interests and their perception of the world, helps to assess and organize knowledge. Syncretic bridging allows to organize teachers` training in the context of adhering to nature; to direct this process to the creation of conditions for an individual`s acquiring socio-cultural experience through activity; to take into account individual characteristics and professional needs of students, to promote their self-actualization, mastering necessary competencies and to focus on continuous improvement. The main criterion of teachers` training in the system of an additional adult education is the level of personality forming as well as its spirituality, intellectual and moral freedom, creative individuality, and social activity.

Капранова Е.А. Интерактивное обучение: концептуальные основания и подходы

Рассматриваются концептуальные основания интерактивного обучения, его теоретические истоки, генезис и эволюция взглядов ученых на интеракцию. Основной акцент делается на работы зарубежных социологов и социальных психологов, стоявших у истоков символического интеракционизма. Дана содержательная характеристика исходных позиций представителей символического интеракционизма, их вклада в развитие, интерпретацию и популяризацию идей концепции Дж. Мида. Показывается палитра взглядов ученых, принадлежащих к разным научным школам, разнообразие подходов к трактовке сущности и природы интерактивного взаимодействия, группового и ролевого обучения. Раскрывается значение исследований социальных психологов, социологов, педагогов ХХ века для современной системы образования, работающей в режиме инновационного поиска, апробации новых технологий обучения, основанных на сотрудничестве и диалоге с обучаемыми.

INTERACTIVE LEARNING: CONCEPTUAL BASIS AND APROACHES

E. KAPRANOVA

Conceptual basis of interactive learning, its theoretical sources, origin and evolution of scientists’ opinions about interaction are examined. The main focus is on researches of foreign sociologists and social psychologists who gave birth to symbolic interaction. The extensive characteristic of initial views of representatives of symbolic interaction, their contribution to the development, interpretation and popularisation of ideas of George Mead’ concept are given. Large range of opinions of researchers belonging to diverse scientific schools, different approaches to defining the essence and nature of interactive process, group and role learning are shown. The importance of researches of sociologists, social psychologists and pedagogues of the 20th century for the modern educational system, functioning in the framework of innovative search, approbation of new learning techniques, based on cooperation and dialogue with students, is revealed.

Гуща Ю.В. Интерактивное обучение: теоретико-аналитический аспект

Показаны подходы к термину «интерактивное обучение», а также соотношение родственных понятий «интерактивное обучение» и «интерактивность». С учетом анализа данных научных понятий в работе выделено четыре подхода к раскрытию сущности интерактивного обучения. В современных исследованиях интерактивное обучение рассматривается: как вид электронного обучения в режиме взаимодействия компьютерной техники и обучающегося; как тождественное с понятием «активное обучение»; как процесс взаимодействия и общения всех субъектов процесса обучения; как режим обучения. Показана основная причина внутренней рассогласованности существующих подходов в определении «интерактивное обучение» – параллельное существование двух подходов к термину «интерактивность».

CONCEPT AND NATURE OF INTERACTIVE TEACHING

Y. HUSHCHA

The existence of several approaches to the definition “interactive education” and correlation of definitions “interactive education” and “interactivity” is grounded in the article. Taking into account the analysis of such scientific definitions the author points out four approaches to the disclosing of the essence of interactive education. In modern researches interactive education is defined as: a kind of electronic education in the regime of interaction of computer techniques and a trainee; as identical notions “active education” and “interactive education” when the symbol of equality is done; as the process of interaction and communication of all subjects of the process of education; the regime of education.

Селиванова Л.И. Становление теоретических основ идейно-нравственного саморазвития личности

Исследуются вопросы идейно-нравственного саморазвития и воспитания личности, актуальные в настоящее время. Эта тема затрагивалась в трудах известных деятелей прошлого. В данной статье рассматриваются современные социокультурные потребности в мыслящих, высоконравственных, активных людях, способных обеспечить прогрессивное гуманитарное и техническое развитие в социально значимой деятельности. При опоре на философские, педагогические, психологические идеи выдающихся мыслителей, а также альтернативный опыт образовательной и воспитательной практики рубежа XIX и XX веков автор раскрывает историко-педагогические предпосылки становления теоретических основ идейно-нравственного саморазвития личности в современной педагогике. Важным аспектом представленного материала является также демонстрация роли идейно-нравственного направления саморазвития личности в процессе формирования социальной компетентности обучающихся.

FORMATION OF THE THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE IDEOLOGICAL AND MORAL SELF-DEVELOPMENT OF PERSONALITY

L. SELIVANOVA

The issues concerning person’s upbringing, ideological and moral self-development are very acute nowadays. They are touched on in the works of prominent scholars of the past and now these issues are used in training of coming generations. The article deals with the following problem: at present our society needs thoughtful, moral and active people, who are able to provide progressive development (in humanities and technical sciences) in socially important activity. On the basis of philosophical, pedagogical and psychological ideas of eminent scholars of the XIX – XX century, the author speaks of historical and pedagogical reasons for theoretical ideological and moral basis of self-development in modern pedagogics. The role of ideological and moral self-development while forming social competency is very important.

Думский А.В. Теория пограничного контроля как элемент системы подготовки сотрудников органов пограничной службы

Для противодействия нелегальной миграции, контрабандной деятельности и другим угрозам в пограничном пространстве органам пограничной службы требуется адекватное реагирование на складывающуюся обстановку, в том числе и на путях международного сообщения. Показано одно из условий выполнения этой задачи – совершенствование системы специальной подготовки сотрудников органов пограничной службы, для чего необходим методологический анализ теории пограничного контроля как комплекса учебных дисциплин, обеспечивающих их подготовку. Приводится анализ объекта, предмета и методов познания теории пограничного контроля. Перечислены применяемые методы познания: наблюдение, систематизация, статистический метод, научный эксперимент, анализ и синтез. Раскрыты общенаучные принципы историзма, актуализма, конкретности, которые должны обеспечивать объективное содержание теоретической подготовки специалистов пограничного контроля.

BORDER CONTROL THEORY AS AN ELEMENT OF THE TRAINING OF BORDER GUARDS

А. DUMSKY

To counter illegal migration, smuggling and other threats in the border area of the border service requires an adequate response to the evolving situation, including the ways of international communication. One of the conditions of this task is to improve the system of special training of border guards. This requires a methodological analysis of theory of border control, as a set of disciplines that provide their training. The article analyzes the object, the object of knowledge and methods of the theory of border control. Lists the methods: observation, classification, statistical method, scientific experiment, analysis and synthesis. Disclosed to the general scientific principles of historicism, actualism, concreteness, which should ensure that the objective content of the theoretical training of border control.

Сорока О.Г. Проектирование электронных средств обучения для начального образования

Рассматриваются основные аспекты педагогического проектирования электронных средств обучения (ЭСО) для системы образования. Охарактеризованы тенденции и подходы к проектированию и разработке ЭСО. Описаны принципы, этапы, уровни проектирования ЭСО для системы образования. Раскрыта специфика проектирования как деятельности по построению формальной модели образовательного процесса посредством предъявления конкретного содержания каждого элемента методической системы обучения, определению содержания учебного материала и системы заданий, принятию принципиальных дидактических и программно-технических решений, определению структуры ЭСО и модели содержания учебного материала. Проанализированы научные исследования по проектированию ЭСО для младших школьников в Республике Беларусь. Определены характерные особенности ЭСО для начального образования.

THE PROJECTING OF ELECTRONIC EDUCATIONAL MEANS FOR PRIMARY EDUCATION

O. SOROKA

The article deals with the basic aspects of the projecting of electronic educational means for the system of education. The article characterizes tendences and approaches to electronic educational means projecting. It describes the principles, stages, and levels of electronic educational means projecting for the system of education. The article reveals the specific character of projecting as a kind of activity aimed at the designing the formal model of the process of education by means of presenting the definite contents of each element of the methodical system of education, defining educational material contents and the system of tasks, making fundamental didactic and technichal decisions, defining the structure of electronic educational means and the model of educational materials contents.The article analizes scientific research aimed at electronic educational means projecting for junior pupils in the Republic of Belarus. The characteristic peculiarities of electronic educational means for primary education are defined.

Конышева А.В. Использование «кейса» на занятиях по иностранному языку в вузе

Иностранный язык в вузе должен способствовать решению задач, составляющих его специфику как учебной дисциплины, а также вносить свой вклад в профессиональное воспитание студентов. Иностранный язык рассматривается как средство повышения активности будущего специалиста, умеющего работать самостоятельно и креативно. Поэтому использование «кейса» на занятиях по иностранному языку в вузе выступает как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, развить творческий потенциал студентов. Этому способствует и широкая демократизация и модернизация учебного процесса, когда преподаватель может самостоятельно выбирать именно те приемы обучения, которые способствуют раскрепощению студентов, формированию у них прогрессивного стиля мышления, этики и мотивации к изучению иностранного языка, но при этом следует учитывать и индивидуальные особенности каждого студента.

CASE USAGE AT THE FOREIGN LANGUAGE LESSONS IN HIGH SCHOOL

A. KONYSHEVA

Foreign language in the high school must promote to the tasks’ solving, composing its specification as a teching subject, and also bring its deposit in the students’ professional upbringing. Foreign language is consided as a means of increasement of the future specialist’s activity who can creatively work. That’s why the case’s usage at the foreign language lessons appear as image of teacher’s thinking, his special paradigm, giving possibilite to think and act in the other way, to develop the students’ creative potencial. Wide democratization and modernization of the studying process promote to all this. In such situation a teacher can independently choose just those methods of teaching which promote to the students’ liberation, to forming their progressiva thinking style, ethics and motivation to foreign language study. But it is neseccary to take into considaration the individual particularities of every student.

Вакульчик В.С., Капусто А.В. Систематический и научно организованный контроль как решающий элемент в процессе обучения математике на технических специальностях

Представлены разработанные методические основы проектирования целостной, гибкой системы проверки и оценки качества результатов математической познавательной деятельности студентов технических специальностей, выделены основные виды и формы контроля, его функции и задачи, выполняемые проектируемой системой контроля в учебно-познавательном процессе. Приведены методические рекомендации реализации системы в процессе обучения математике. Результаты исследований, представленных в данной статье, носят практико-ориентированный характер, могут быть полезны начинающим преподавателям, аспирантам, и являются, на наш взгляд, инвариантными относительно проблем проектирования системы контрольных мероприятий в процессе обучения дисциплинам естественнонаучного цикла. В работе показаны конкретные примеры применения изложенной методики в учебно-познавательном процессе обучения математике.

SISTEMATIC AND SCIETIFICALY ORGANIZED CONTROL, AS A CRUCIAL ELEMENT IN THE PROCESS OF TEACHING MATHEMATICS IN TECHNICAL SPECIALTIES

V. VAKULCHIK, A. KAPUSTO

In this research methodical fundamentals of designing an integral and adaptable system are developed for testing and evaluating the results of mathematical cognitive activity of technical students. Some basic types and forms of control, functions and tasks performed by the designed system of control in the cognitive and educational process are also described. In addition in this research some recommendations for this system realization in the process of teaching mathematics are given. Practical orientation of investigation results presented in this article and their usefulness for young teachers and post-graduates has to be noted. The investigation results are in our opinion invariant concerning the problems of designing a system of control measures in the process of teaching natural science disciplines. Some specific examples of application of the above mentioned system in the process of teaching mathematics are also presented in this work.

Максимович Е.Г. Особенности формирования иноязычной компетенции студентов технических специальностей

В центре внимания высшего образования находятся условия, позволяющие будущему выпускнику успешно позиционировать себя, быть конкурентоспособным, отличаться высокой креативностью и адаптивностью к новым требованиям рынка труда. Становление такого специалиста не представляется возможным без овладения им иноязычной компетенцией, которая позволит обеспечить профессионально-ориентированное общение в условиях развития международной активности. Обладать же иноязычной компетенцией значит достичь такого уровня владения иностранным языком, который даст возможность использовать его для удовлетворения профессиональных потребностей, реализации личных и деловых контактов, а также дальнейшего самообразования. Содержание обучения иностранному языку в техническом вузе предусматривает закрепление и дальнейшее совершенствование базового общеобразовательного уровня владения языком в сочетании с углубленной профильной языковой подготовкой.

THE PECULIARITIES OF FOREIGN LANGUAFE COMPETENCE FORMING WITH STUDENTS OF TECHNICAL SPECIALITIES

E. MAKSIMOVICH

In the centre of attention of higher education there are such conditions which allow students to successfully position themselves, be competitive, notable for high creativity and adaptivity to meet new labor market demands. To become such a specialist is not likely without having a foreign language competence which enables to ensure profession oriented communication under the conditions of international activity development. To possess a foreign language competence means to reach such a level of proficiency which will make it possible to use this knowledge for satisfaction of professional necessities, personal and business contacts realization as well as for further self-education. The contents of foreign language training at technical university includes consolidation and further perfection of basic educational level of language knowing combined with profound professional language learning.

Кириенко О.П. Актуальные проблемы интерактивного обучения и стимулирования речевой активности студентов в процессе обучения иностранному языку

Рассматриваются актуальные проблемы интерактивного обучения и стимулирования речевой активности студентов в процессе обучения иностранному языку, уточняются позиции педагогов-теоретиков на вопрос классификации интерактивных методов обучения. Раскрывается специфика обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза и дается обоснование целесообразности использования стимулирующего эффекта методов интерактивного обучения с целью формирования положительных устойчивых мотивов изучения иностранного языка как фактора повышения продуктивности обучения иноязычному общению. Необходимо учитывать, что внедрение методов, приемов интерактивного обучения иностранному языку должно осуществляться преподавателем системно на всех этапах обучения общению для создания оптимальных условий развития речевых умений студентов и формирования у них целостного представления о языке и культуре иноязычного общения. Принципиально новым являются сформулированные нами положения, раскрывающие дидактический потенциал дискуссии и выступающие в качестве обоснования эффективности методически грамотного и оправданного использования данного метода в процессе обучения иноязычному общению в неязыковом вузе.

ACTUAL PROBLEMS OF AN INTERACTIVE LEARNING AND ENCOURAGEMENT OF STUDENTS’ SPEECH ACTIVITY WHILE TEACHING FOREIGN LANGUAGE

O. KIRIENKO

This article investigates actual problems of interactive learning and stimulating of students’ speech activity while teaching a foreign language, educationalists’ viewpoints relative to the classification of interactive methods of learning. The article is also aimed at exposing specific character of teaching a foreign language in a non-linguistic higher school and it explains reasonability of using a stimulating effect of interactive methods with the aim of forming positive motives towards learning a foreign language. Novelty of the article consists in defining propositions, which expose didactic potential of discussion and justify the effectiveness of the mentioned method while teaching a foreign language in a non-linguistic higher school.

Шоцкая Г.А. Социальная фасилитация как фактор усиления процесса возникновения ассоциаций при обучении студентов иностранному языку

Исследуется феномен социальной фасилитации в контексте его использования в процессе обучения иностранному языку. Приводится дефиниция данного психологического явления, результаты исследований в области социальной психологии по изучению влияния социальной фасилитации на процесс возникновения ассоциаций. Обосновывается целесообразность экстраполяции этого феномена на процесс обучения студентов иностранному языку. Рассматриваются конкретные методические приемы (анализ предметов народного творчества, перекодирование информации, написание стихов в жанре хайку, создание метафорических образов-представлений, поток сознания, стилевой анализ) и примеры их реализации в педагогической практике. Теоретическое обоснование целесообразности использования социальной фасилитации как фактора усиления процесса возникновения ассоциаций при обучении студентов иностранному языку подтверждается результатами опытной работы, направленной на развитие навыков монологической и диалогической иноязычной речи у студентов экспериментальных групп.

SOCIAL FACILITATION AS A FACTOR OF ENHANCING THE PROCESS OF ASSOCIATION EMERGENCE WHILE TEACHING STUDENTS A FOREIGN LANGUAGE

G. SHOTSKAY

The article deals with the phenomemon of social facilitation in the context of its usage in the process of teaching foreign languages. The definition of this psychological phenomemon is given, as well as research results in the sphere of social psychology aimed at studying the influence of social facilitation on the process of association emergence. Grounds for the expediency of this phenomenon extrapolation to the process of teaching students a foreign language are given. Definite methodical approaches are presented (folk arts analysis, information recoding, writing poems in the haiku genre, metaphorical emages creation, the stream of consciousness, style analysis) as well as the examples of their putting into teaching practice. The theoretical grounds for the expediency of social facilitation extrapolation to the process of teaching students a foreign language as a factor of enhancing association emergency are proved by experimental work results. The work was aimed at monological and dialogic speech skills development in the students of experimental groups.

Кирюшин И.В. Интеграционная лекция проблемного характера по математике при подготовке физиков и инженеров

Разработаны методические основы интеграционной лекции проблемного характера по математике. Впервые предлагается алгоритм введения математических понятий на проблемной лекции, опирающийся на решение физико-технических задач. Алгоритм базируется на идеях содержательного обобщения, разработанного В.В. Давыдовым, и методике проблемной лекции, обоснованной А.А. Вербицким. Приводятся примеры, связанные с введением понятий несобственных интегралов. Ожидается, что проблемные лекции обеспечат творческое усвоение знаний, развитие теоретического мышления, усиление мотивации к учебе, а также приобретение навыков математического моделирования, связанных с компетентностями по специальности.

AN INTEGRATIVE LECTURE OF PROBLEM-BASED NATURE ON MATHEMATICS IN TRAINING PHYSICISTS AND ENGINEERS

I. KIRYUSHIN

Methodical foundations of an integrative lecture of problem-based nature on mathematics have created by us. An algorithm for introduction of mathematical notes (on the lecture) rested upon solving of physics problems is proposed for the first time. The algorithm is based on ideas of substantial generalization designed by V.V. Davydov and on the methodology of problem-based lecture founded by A.A. Verbickiy. The examples of introduction of notions of improper integrals are given. It is expected that problem-based lectures will provide the creative assimilation of the knowledge, development of theoretical thinking, growth in motivation to learn as well as acquisition of the habits in mathematical modeling connected with competencies on specialty.

Соколовская С.Н., Забелин Н.Н. Экологические аспекты совершенствования преподавания дисциплины «физика и биофизика» на примере модульно-рейтинговой системы

В данном исследовании уделяется внимание совершенствованию преподавания предмета «Физика и биофизика». Применение в учебном процессе контролируемой самостоятельной работы студентов позволяет сформировать и развить умение и навыки самостоятельной работы. Поиски новых форм обучения и контроля знаний привели к внедрению в учебный процесс модульно-рейтинговой системы, которая повышает заинтересованность студентов в оценке знаний, полученных в процессе обучения, и вместе с этим повышает качество образования. Исследования показали, что за учебный год, когда обучение впервые велось по модульно-рейтинговой системе, результаты более высокие, чем за предыдущий год, когда оценивали знания студентов традиционным методом. Заметно увеличилось количество оценок 5, 6, 7 и 8, в то же время произошло уменьшение оценки 4. В следующем учебном году увеличилось количество оценок 8, появились оценки 9, а затем и оценки 10. Факты свидетельствуют о заинтересованности студентов в модульно-рейтинговой системе оценки знаний, которая значительно активизирует работу студентов во время учебного семестра, заставляет их систематически и регулярно готовиться к занятиям.

ECOLOGICAL ASPECT PERFEKTION OF TEACHING OF A SUBJECT «PHYSICS AND BIOPHYSICS» WITH MODULATED-RATING SYSTEM

S. SOKOLOVSKAIA, N. ZABELIN

Ecological education in modern conditions is especially actual for the high schools which profile is directed on agricultural production conducting. The special attention is given to perfection of teaching of a subject «Physics and biophysics». Application in educational process of controllable independent work of students allows to impart skills of independent work. Searches of new modes of study and control of knowledge have led to introduction in educational process of modulated-rating system which raises interest at students in an estimation of the knowledge received in the course of training, and together with it, raises quality of formation. Researches have shown that for 2007-2008 when training was conducted for the first time on modulated-rating system, results higher, than for previous year when estimated knowledge of students a traditional method. The quantity of estimations 5,6,7 has considerably increased, and 8, at the same time there was a reduction of an estimation 4. In 2008-2009 educational year the quantity of estimations 8 has increased, there were estimations 9, and in 2009-2010 educational year of estimations 10. The mentioned facts testify to interest of students in modulated-rating system of an estimation of knowledge, is capable to speed up considerably work of students during an educational semester, forces them regularly and regularly to prepare to lectures.

Скороходов В.П. Модернизационные и информатизационные направления в социокультурном процессе

Анализируются проблемы модернизации и информатизации в социокультурной сфере. Раскрывается проблематика совершенствования художественной жизни общества как важнейшего фактора развития потенциальных возможностей человека. Основное внимание уделяется различным возрастным и образовательным группам, которые представляют интерес с точки зрения внедрения инноваций в сферу культуры. В культурологическом контексте рассматриваются основные противоречия между традиционными подходами и новационными возможностями в сфере информационных технологий, которые отражены в современной социокультурной деятельности и связаны со становлением информационной культуры в Республике Беларусь. Выявлен механизм модернизационных процессов в белорусской культуре.

MODERNIZATION AND INFORMATIZATION TRENDS IN THE SOCIAL AND CULTURAL PROCESS

V. SKOROHODOV

The article is devoted to problems of modernization and informatization in social and cultural spheres. These ideas are considered as the most important factors of the potential human resources development and the improvement of the artistic life of the society. The main attention is paid to the different age and educational groups which are interesting from the point of view of adoption of new technologies to the cultural sphere.

Сарока С.М. Асіметрычная інфармацыя ў культуралагічным даследаванні, ці Эфект перагорнутага часу

Разглядаецца праблематыка з’яўлення сіметрычнай і асіметрычнай інфармацыі ў культурала-гічным даследаванні; вызначаюцца асноўныя паказчыкі і характарыстыкі абстрактных інфармацыйных сістэм культуры. У артыкуле ўпершыню ўводзіцца і абгрунтоўваецца паняцце «эфект перагорнутага часу» як жорстка дэтэрмінаваныя сучаснасццю інфармацыйныя працэсы мінулага, перанесеныя з адной абстрактнай інфармацыйнай сістэмы ў іншую. Праводзіцца ідэя, што з’яўленне асіметрычнай інфар-мацыі адбываецца менавіта на падставе інфармацыйнай прычыннасці, злучана з прастора-часавай ра-зарванасцю інфармацыйных працэсаў. Інфармацыйны аналіз праводзіцца на прыкладзе беларускай куль-туры XIX стагоддзя як інфармацыйнай сістэмы. Тлумачыцца магчымасць і ўмовы разгляду розных ін-фармацыйных сістэм культуры ў межах больш складанай, якой быў, напрыклад, Паўночна-Заходні край поліэтнічнай дзяржавы Расійскай імперыі.

ASYMMETRICAL INFORMATION IN CULTURE OR AN EFFECT OF INVERTED TIME

S. SAROKA

An appearance of symmetrical and asymmetrical information in culturological researches is described; main factors and descriptions of abstract culture information systems are considered. For the first time in the article the author gives a proof of an adverse time effect as past information prosess determined by morden information systems. The principle idea put forward in the article is that asymmetrical information is a resalt of space-time incoherent of information systems. Information analysis is carried out through the example of XIX-th century Byelorussian culture as an abstract information system.

Вярбіцкая В.І. Мнеманічная аксіялогія культуры ў творчай спадчыне Якуба Коласа

Разгледжана культурная памяць як адзін з важнейшых кампанентаў духоўнай культуры. Адзна-чаецца, што яна арыентавана на захаванне, падтрыманне, замацаванне і ўзнаўленне навыкаў індыві-дуальных і групавых паводзін, камунікацыі розных грамадскіх супольнасцей. Дадзеная фундаментальная катэгорыя культуралогіі аналізуецца ў кантэксце нацыянальна-культурнага адраджэння, аперцэпцыі яе адным з ідэолагаў Беларускага адраджэння Якубам Коласам, 130-годдзе якога адзначае ў бягучым годзе сусветная грамадскасць. Абгрунтоўваецца думка, што Я. Колас лічыў культурную памяць сацыяльным феноменам, без якога немагчыма дзяржаўнае і культурнае будаўніцтва, паколькі яна выступае асноў-ным механізмам узнаўлення сутнасных рыс і якасцей, уласцівых беларускаму грамадству. Аўтар мета-дам інтэрпрэтацыі коласаўскіх тэкстаў даказвае, што пісьменнік разглядаў этнічную культуру белару-саў як форму сацыяльнай памяці, генерыруючы творчы механізм падтрымання і ўзнаўлення этнакуль-турнага зместу ў працэсе нацыянальна-культурнага адраджэння.

MNEMONIC AXIOLOGY OF CULTURE IN CREATIVITY OF KOLASA

O. VIARBITSKAYA

In article cultural memory as one of the major components of culture is considered. The thought that J. Kolas considered cultural memory as a social phenomenon without which is proved the state and cultural building as it acts as the basic mechanism of reproduction of intrinsic and essential lines and qualities inherent in the Belarus society is impossible. The author a method of interpretation texts proves that the writer considered ethnic culture of Byelorussians as the form of social memory, in the course of national-cultural revival.

Бодунова И.И. Исторический танец в контексте современной парадигмы

С позиций актуальной постмодернистской парадигмы рассматривается танец в качестве многопланового культурологического феномена и активного агента глобальной межкультурной коммуникации. В этой связи предлагается методология его исследования посредством последовательного выделения в этой процедуре взаимосвязанных аспектов, благодаря чему танец трактуется и исследуется в контексте культурного процесса. Раскрывается целесообразность постановки проблемы состояния и тенденций развития европейского исторического танца как самобытного достояния мировой танцевальной культуры.

HISTORICAL DANCE IN CONTEXT OF THE MODERN PARADIGM

I. BADUNOVA

Dance is considered as a multiplane culturological phenomenon and the active agent of global intercultural communications from position of an actual postmodernist paradigm. The methodology of its research is offered by means of consecutive selection in this procedure of the interconnected aspects thanks to what dance is treated and investigated in a context of cultural process. The suitability of statement of a problem of condition and tendencies of development of the European historical dance as original property of world dancing culture is discovered.

Метеж О.А. Белорусско-германские проекты в области художественной культуры как средства преодоления последствий второй мировой войны в 90-е годы ХХ – начале ХХІ века

На основе обширного круга источников рассматриваются вопросы, посвященные белорусско-германскому сотрудничеству в области художественной культуры в 90-е годы ХХ – начале XXI века. Основное внимание уделяется изучению деятельности общественно-культурных организаций и роли проведенных ими проектов как средств преодоления последствий второй мировой войны и устранения идеологических предубеждений в отношениях между народами. Также исследуется договорно-правовая база как необходимое условие для развития отношений в общественно-культурной сфере. Показано, что культурное сотрудничество между Республикой Беларусь и Федеративной Республикой Германия развивалось на достаточно высоком уровне, имеет большой потенциал к углублению развития и установлению прочных контактов.

BELARUSSIAN-GERMANIC ARTISTIC CULTURE PROJECTS AS THE MEANS OF OVERCOMING THE CONSEQUENCES OF WORLD WAR ?? IN THE 1990S – EARLY 2000S

V. MIATSEZH

In the article on the basis of an extensive range of sources the questions devoted to cultural relations in the arts between the Republic of Belarus and the Federal Republic of Germany in the 1990s – early 2000s are considered. The researcher pays main attention to the study of socio-cultural organizations activity as well as the role of the projects conducted by them being the means of overcoming the consequences of World War ?? and getting rid of ideological prejudices between the peoples. In the article also the legal treaty base as requirement for development in the socio-cultural sphere is researched. In opinion of the author, cultural cooperation between two countries developed at a rather high level and has large potential to a deepening of development and establishment of durable contacts.

Свечникова Е.В. Черты массовой культуры в белорусской антиутопии

Статья посвящена культурологическому анализу белорусской антиутопии. В статье показано, как соотносятся массовая культура и антиутопия. Автор считает, что антиутопия играет роль жанра апокалипсиса в секуляризованном обществе, что доказывается наличием тождественных мотивов в произведениях обоих жанров. Белорусская антиутопия имеет мифологическую основу, она включает помимо древних мифов современные оккультные, паранаучные и политические мифы. Анализ текстов показывает, что современная белорусская антиутопия включает ряд черт массовой культуры: профанацию науки и религии, элементы мифов и идеологий, эксплуатацию Танатоса, приверженность художественным клише.

FEATURES OF MASS CULTURE IN THE BELARUSIAN ANTI-UTOPIA

E. SVECHNIKOVA

The article deals with the cultural studies and analysis of Belarusian anti-utopia. The article reveals how the mass culture and the anti-utopia corresponds. The author considers that the anti-utopia plays the role of the apocalypse in secular society as evidenced by the presence of identical motifs in the works of both genres. Belarusian anti-utopia has a mythological basis, it includes, in addition to ancient myths, modern occult, parascientific and political myths. Analysis of texts shows that the modern Belarusian anti-utopia includes a number of the mass culture features: profanation of science and religion, the elements of myths and ideologies, the exploitation ofThanatos, the adherence to an artistic cliche.

Хударганова С.С. Социокультурная динамика гендерной самоидентификации в советский период

Представлен анализ взаимосвязи между моделями гендерных ролей и социокультурными изменениями в советском обществе в периоды, последовавшие за ключевыми историческими событиями (Октябрьской революцией, Великой Отечественной войной). Анализ исторических, политических, экономических и социокультурных условий формирования гендерных ролей в советском государстве позволил выделить ряд особенностей культурно-исторического, национального и личностного характера. Определены основополагающие причины процессов эмансипации, либерализации и возврата к патриархальности в отношениях между полами в СССР: социально-экономические и демографические проблемы послевоенного времени; проведение целенаправленной политики, поощряющей совмещение женщиной производственной и воспроизводственной функций для стимулирования рождаемости и восполнения трудовых ресурсов.

SOCIO-CULTURAL DYNAMICS OF THE GENDER IDENTIFICATION IN SOVIET SOCIETY

S. HUDARGANOVA

The interrelation between gender roles models and socio-cultural changes in Soviet society during the period which followed crucial historical events such as October revolution and Great Patriotic War is analyzed in the article. The main reasons of emancipation and liberalization processes as well as return to patriarchal relations between sexes in the USSR are pointed out. They are: socio-economic and demographic problems of postwar time, state policy approving of woman’s ability to combine both productive and reproductive functions for demographic stimulation and replenishment of labour resources.

Макаренко И.М. Художественная культура и научная рациональность в постмодерне: кризис и пути его преодоления

Рассматривается негативное влияние установок постмодерна на художественную культуру и научную рациональность. Показано, как утрата универсальных смысловых полей приводит к коренному переосмыслению сущности произведения искусства и релятивизации его ценностного статуса, а также становится причиной потери критериев различия реальности и художественного вымысла. Обоснована идея, что в сфере научного познания постмодернизм поставил под сомнение не только достоверность рационального видения мира, но и само понятие объективной реальности, что подрывает методологические основы науки. В рамках исследования указывается на пути преодоления сложившегося кризиса, которые предлагает культура пост-постмодерна: коммуникативный проект К.-О. Апеля и неоклассицизм М. Готдинера. В пределах теорий последних мыслителей осуществляется возврат к когнитивной ценностной системе европейской культуры, что обеспечивает искусство и науку стабильным методологическим фундаментом.

ART CULTURE AND SCIENTIFIC RATIONALITY IN POSTMODERNISM: THE CRISIS AND WAYS TO OVERCOME IT

I. MAKARENKO

This article discusses the negative impact on the attitudes of postmodern art and culture of scientific rationality. The author shows how the loss of universal semantic fields leads to a radical rethinking of the essence of art and makes it valuable relative. In the field of scientific knowledge of postmodernism questioned the notion of objective reality, which undermines the methodological foundations of science. Within the article, the author also points to ways of overcoming the crisis, which offers a post-postmodern culture: the communicative project K.-O. Apel and M. Gottdiener neoclassicism.

Лысова Н.Б. Рэлігійныя вобразы ў сучаснай беларускай літаратуры. Спроба тыпалагізацыі

У цэнтры даследавання розныя формы трансфармацыі біблейскіх тэкстаў, розныя падыходы да мастацкага ўвасаблення рэлігійнай культуры на старонках сучаснай беларускай літаратуры. Аналізуюцца таксама і тэндэнцыі падыходу літаратуразнаўства і крытыкі да шырокага выкарыстоўвання вобразаў рэлігійнай культуры беларускімі пісьменнікамі. Аўтар прыходзіць да высновы, што сучасная беларуская літаратура ў дачыненні да рэлігійнай тэматыкі выйшла за рамкі прыкладной дзейнасці. У ёй, як у су-часнай культуратворчай дзейнасці, адлюстраваны розныя тэмы, вобразы, сімвалы рэлігійнай культуры. Літаратурныя творы маюць выгляд філасофска-багаслоўскага роздуму, звароту з асабістай малітвай да Бога, яны распавядаць драматычны лёс таго ці іншага дзеяча царквы і выкарыстоўваюць знакі рэлі-гійнай культуры дзеля асабістага (далёкага ад царкоўнасці) мастацкага самавыяўлення ці гульні.

RELIGIOUS IMAGES IN THE MODERN BELARUSIAN LITERATURE TYPOLOGICAL ATTEMPT

N. LYSOVA

In the focus of the investigation there are different forms of transformation of biblical texts, different approaches to artistic reflection of religious culture on the pages of contemporary Belarusian literature. Trends in literary studies and criticism in approaching wide employment of religious culture images by Belarusian writers are analyzed as well. The conclusion is drawn that contemporary Belarusian literature in the relation to religious themes falls outside the limits of merely usage. Literature as modern culture creative activity reflects different topics, images, symbols of religious culture. Artistic writings represent philosophical-theological thought, appeal with a personal prayer to God, they dwell on the heavy fate of this or that church figure and employ signs of the religious culture for personal (far from churchism) artistic self-expression of game.

Еворовский В.Б. Духовные традиции Древней Руси как предпосылки становления средневековой белорусской философии

Исследуется содержание процесса и механизмов трансляции и трансформации духовных ценностей Древней Руси в средневековой философской культуре Беларуси. Реконструируется картина взаимодействия культур указанного исторического периода, показаны сходства и различия их основных философских компонентов, а также представлена целостная модель, объясняющая механизм трансляции их базовых философем. Данное исследование отражает степень критической разработанности проблематики Киевской Руси в историко-философской литературе. Описаны сохранившиеся первоисточники по интеллектуальной истории этого периода; раскрыты содержание и структура мировоззренческих оснований культуры Древней Руси, типы ее духовных ценностей. Показаны следы заимствования древнерусского духовного наследия в средневековой философской культуре Беларуси. Исследуемая проблема является новой и значимой как в общефилософском, теоретическом смысле, поскольку помогает осмыслить процессы возникновения, становления и развития белорусской духовной культуры вообще и ее философских компонентов в частности, так и в плане мировоззренческо-идеологическом, ибо способствует развитию и укреплению национального самосознания, воспитанию гражданственности и патриотизма.

SPIRITUAL TRADITIONS OF KIEVAN RUSSIA AS PRECONDITIONS OF FORMATION OF MEDIEVAL BELARUSIAN PHILOSOPHY

V. YEVAROUSKI

The process and mechanisms of translation and transformation of cultural heritage of the Kievan Rus into the medieval philosophical culture of Belarus is considered. It is reconstructed as a picture of interaction of cultures as well similarities and distinctions of the basic philosophical components. It is also presented the multi-dimensional model for explaining the mechanism of the translationof the main philosophical principles . This article is observed the literature on the intellectual history of the Kievan Russia. We describe the remained primary sources on an intellectual history of this period. The structure of the world outlook of culture of Kievan Russia is observed. We define further the types of moral values of that cultural space, the traces of incorporation of the invisible heritage of Kivan Rus into the Belarusian medieval philosophical culture. This research of the characters and mechanisms of the mutual relations between Old Russian spiritual heritage and Belarusian medieval philosophical traditions has the sufficient signs of scientific novelty. This problem is a new and has a significance regarding the philosophical and theoretical senses for it helps to comprehend beginningsof the Belarusian of spiritual culture in general and its philosophical components, in particular.

Тарасюк Я.В. Рэформа адукацыі ў Рэчы Паспалітай XVIII стагоддзя

Даследуецца гісторыя філасофскай і педагагічнай думкі Рэчы Паспалітай эпохі Асветніцтва. Разглядаецца праграма Collegium Nobilium, распрацаваная Станіславам Канарскім у супрацьвагу тра-дыцыйнай езуіцкай адукацыі. Далей аналізуецца праект Антонія Паплаўскага, які стаў падставай праве-дзенай Адукацыйнай камісіяй рэформы сістэмы адукацыі Рэчы Паспалітай. Дадзены праект прадугле-джваў увядзенне пачатковай адукацыі для сялян. Паказана, што ў якасці канцэптуальнай асновы змен у адукацыі выступала фізіякратычная дактрына, папулярная сярод філосафаў Рэчы Паспалітай эпохі Асветніцтва. Прыняцце ідэй фізіякратызму прывяло да ўвядзення ў вучэбныя курсы тэорыі натураль-нага права і палітычнай эканоміі і замены імі традыцыйнага курса філасофіі. У выніку праведзеных у XVIII стагоддзі рэформ адукацыя атрымала свецкі характар і была арыентавана на фарміраванне гра-мадскіх дабрачыннасцяў.

SREFORM OF EDUCATION IN THE POLISH-LITHUANIAN COMMONWEALTH OF THE XVIII CENTURY

J. TARASIUK

This article focuses on the history of philosophical and educational thought of the Enlightenment in the Polish-Lithuanian Commonwealth. Program «Collegium Nobilium» created by Stanis?aw Konarski in opposition to traditional Jesuits education is discussed here. Futher the project by Antoni Pop?awski that became a basis for the next reform of the educational system carried out by the Commission for the National Education is analyzed. This project provided introduction of primary education for peasants. It is also shown that the conceptual basis for educational reform was Physiocratic doctrine, popular among philosophers of the Commonwealth in the Age of Enlightenment. Acceptance of ideas of Physiocrasy led to introduction of natural law theory and political economy into educational courses and replacement of traditional course of philosophy. As a result of XVIII century’s reforms education became secular and was focused on the formation of civic virtues.

Йосипенко О.М. Философия разума Клода Леви-Стросса: методологический голизм или атомизм?

Рассматриваются методологические основы философии разума, а именно позиции голизма и атомизма в анализе феноменов ментального. Анализ осуществляется на примере философии разума французского антрополога К. Леви-Стросса. Выявлен внутренний конфликт голистской позиции К. Леви-Стросса-антрополога и атомистической позиции К. Леви-Стросса-философа, обусловливающий методологическую амбивалентность структурной антропологии. Исследуются последствия методологических колебаний К. Леви-Стросса, среди которых натурализация разума, сведение его структур к нейрофизиологическим процессам мозга, превращение структурной антропологии в формальную антропологию, подменяющую анализ сложных социальных практик выявлением интеллектуальных схем взаимообмена, а также неспособность натурализированной философии разума объяснить специфику действия социальных правил и репрезентаций, несводимую к каузальному способу действия природных процессов, и, шире, показать, как из совокупности материальных форм (означающих) может возникнуть смысл (означаемое), как из материи можно вывести разум. Акцентируется сходство атомистической концепции разума К. Леви-Стросса и философии разума американского «нового ментализма».

KLOD LEVI-STROSS’S REASON PHILOSOPHY: METHODOLOGICAL HOLISM OR ATOMISM?

O.YOSYPENKO

The article deals with the methodological basis of the philosophy of Spirit, i.e. the positions of holism and atomism in the analysis of mental phenomena. The analysis is carried out through the case of French anthropologist Claude L?vi-Strauss’s philosophy of Spirit and exhibits an internal conflict between the holistic position of L?vi-Strauss-anthropologist and the atomistic position of L?vi-Strauss-philosopher. The conflict causes a methodological ambivalence in structural anthropology. The author examines consequences of L?vi-Strauss’s methodological hesitations, e.g. naturalization of Spirit, reducing its structures to neurophysiologic processes of the brain, turning structural anthropology into formal anthropology which substitutes the analysis of complex social practices with revealing intellectual schemes of mutual exchange, as well as inability of the naturalized philosophy of Spirit to explain the nature of social rules and representations, irredundant to the causal properties of natural processes, and furthermore, to show how the sense (the signifiable) can arise from the totality of material forms (the signifying), how Spirit can result from matter. The article points out the similarity between L?vi-Strauss’s atomic concept of Spirit and American philosophy of mind represented in ‘new mentalism’.

Клімовіч Г.І. Тэматызацыя сацыяльнага аспекту ў беларускай рэлігійна-філасофскай думцы ХХ стагоддзя

Аналізуецца тэматыка ўвасаблення прынцыпаў і ўстановак філасофскай традыцыі Тамаша Аквін-скага ў рэлігійна-філасофскай думцы такіх беларускіх аўтараў, як айцец Фабіян Абрантовіч, айцец Ян Тара-севіч, айцец Адам Станкевіч, айцец Леў Гарошка, айцец Чэслаў Сіповіч і айцец Пётр Татарыновіч. На прыкладзе дадзеных аўтараў разглядаюцца найважнейшыя прынцыпы сацыяльнага аспекту тамісцкай сістэмы: прынцып агульнага дабра і тэакрэацыяніскага генезісу ўлады. Звяртаецца ўвага на прысут-насць характэрных рыс неатаміскай традыцыі, а менавіта інспірыраванасць канцэпцыяй «інтэграль-нага гуманізму» Жака Марітэна. На падставе параўнання беларускага матэрыялу з дадзенымі тыпамі неатамізму робіцца выснова аб сваеасаблівасці беларускай традыцыі ў якасці пераходнага тыпу паміж арыстоцелеўскім і экзістэнцыяльным варыянтамі тамізму.

THEMING OF THE SOCIAL ASPECT OF THE BELARUSIAN RELIGIOUS AND PHILOSOPHICAL THOUGHT IN THE XX CENTURY

H. KLIMOVICH

The article is devoted to the review of the main principles thomistic philosophy in the social aspect of the intellectual heritage of the Belarusian religious writers f. Fabian Abrantovich, f. Adam Stankevich, f. Piotr Tatarynovich, f. Cheslav Sipovich, f. Lev Goroshko. It deals with the most important principle of the thomistic social thought – the concept of common good, the neothomistic concept of integral humanism. Comparing the factual material, author came to the conclusion of the inspiration Belarusian thought by two variants of the thomistic tradition – Aristotelian (the concept of the common good, theocratic version of the power’s genesis) and existential (the concept of the integral humanism).

Янковская Л.В. Виртуальная социализация личности

В современных условиях актуальным является выяснение специфики социализации личности в условиях происходящей виртуализации социальных процессов. Проблематика социальной виртуальной реальности постепенно становится предметом научных исследований, но социализирующие возможности данной реальности пока мало анализируются учеными. В статье обращается внимание на то, что при раскрытии сущности виртуальной реальности, с одной стороны, ее нельзя понимать слишком узко, связывая лишь с компьютеризацией общества, с использованием Интернета, а с другой – не следует толковать слишком расширительно и относить к ней любые инновации в различных сферах общества. Наиболее конструктивным является объяснение сущности виртуальной реальности через распространение в обществе так называемых симуляционных процессов и явлений, которые могут быть связаны с компьютеризацией, а могут происходить и вне её. Одна из разновидностей виртуальной социализации – киберсоциализация, осуществляемая в процессе использования человеком ресурсов Интернет-среды, – вызывает как негативные, так и позитивные изменения структуры личности. Для придания процессу взаимодействия индивида с электронной виртуальной реальностью позитивного характера необходимо сделать его управляемым и ослабить стихийность социализации личности.

VIRTUAL SOCIALIZATION OF AN INDIVIDUAL

L. YANKOVSKAYA

Finding out specific of socialization of a person under the conditions of virtualization of social processes is considered to be very actual nowadays. The problem of social virtual reality is becoming the subject of scientific research, but the social abilities of a given reality has been analyzed by scientists not enough yet. In the article much attention is paid to revealing the essence of the virtual reality on the one hand, but one should think it in a wide sense, connecting this only with computerizing the society, with Internet using, but on the other hand it different spheres of society related to it. The main constructive fact is the essence explanation of the virtual reality via the distribution in the society the so-called simulating processes and phenomena which may be connected with computerizing or may be out of it. One of the kinds of virtual socialization, the so-called “ciber socialization” realized in the process of a person’s using of the resources of the Internet environment causes both negative and positive changes in a person’s nature. To make a positive character the process of a an electric virtual reality it is necessary to do it manageable and to weaken spontaneity of a person`s socialization.

Гулай А.В., Тесля А.И. Логика развития знания в исследовательском движении

Рассмотрены методологические предпосылки развития исследовательского процесса и формирования нового знания. Проанализирована значимость принципа когнитивной многомерности в современных технологиях познания окружающей действительности. Когнитивная многомерность представляется как основа целостности и исток неопределенности творческого поискового процесса. Приведено категориальное, триадичное построение целостного знания в соответствии с воззрениями известного русского философа В. Соловьева. При анализе фактора неопределенности творческого поиска принята эпистемологическая концепция научного метода К. Поппера. Рассмотрен принцип случайности результата в методологии поиска знаний, его роль и место в современных технологиях познания мира.

LOGIC OF KNOWLEDGE EVOLUTION IN RESEARCH PROCESS

A. GULAY, A. TESLJA

Methodological preconditions of research process evolution and new knowledge formation was considered. Importance of the cognitive multidimensionality principle in modern technologies of surrounding reality cognition has been analyzed. Cognitive multidimensionality is represented as the basis of integrity and the source of indeterminacy of the creative searching process. Categorial, triadic construction of integer knowledge is given in accordance with ideas of the well-known Russian philosopher V. Soloviev. The epistemological concept of the scientific method of K. Popper has been taken for the analysis of indeterminacy factor of the creative search. The principle of randomness of the result in methodology of knowledge search is considered, as well as its role and place in modern technologies of surrounding reality cognition.

Антипин Н.И., Шарапов С.В. Физическая подготовленность школьников 9 – 10 лет, участников проекта «Один ученик – один компьютер»

Интенсивный процесс наступившей компьютеризации образования ставит множество психолого-педагогических, технических, эргономических и гигиенических проблем. Формированию методики и внедрению средств физической культуры в учебный процесс школьников и трудовой процесс специалистов с использованием компьютера посвящены исследования белорусских и российских ученых. В настоящее время проблема заключается в том, что недостаточно изучено влияние средств физической культуры, направленных как на профилактику утомления и сохранения здоровья, так и на непрерывную профессионально-прикладную физическую подготовку работающих за компьютером в системе «школа – вуз – предприятие». Специальная педагогическая программа должна строиться с учетом специфики процесса учебной и трудовой деятельности работающих за компьютером. Резкое снижение возраста начала работы за компьютером в последние годы требует особого внимания к этим вопросам.

PHYSICAL FITNESS OF THE 9 – 10 YEAR-OLD PUPILS, THE PARTICIPANTS OF THE PROJECT “ONE PUPIL – ONE COMPUTER”

N. ANTIPIN, S. SHARAPOV

Intensive computerization process in education puts a lot of psychological, pedagogical, technical, ergonomic and hygienic problems. Research work of Belarusian and Russian scientists is devoted to the formation of methods and introduction of physical training means using computers both into the pupils’ study process and specialists’ labour process. At present the problem is that the influence of physical training means directed to the preventive measures against exhaustion and preservation of health as well as to the continuous professionally applied physical training of all working with computers in the system “school – college – enterprise” is insufficiently studied. Special pedagogical program should be built taking into account specific character of the educational process and labour activity of all working with computer. In recent years the fall – off age when people start working with computer demands special attention.

Гайдук С.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка в вузах силовых ведомств

Исследуется профессионально-прикладная физическая подготовка как специализированный вид физического воспитания, составная часть профессиональной подготовки, обеспечивающая необходимый уровень физической подготовленности специалиста, формирование профессионально важных физических, психических качеств, профессионально-прикладных двигательных навыков и умений, эмоциональной устойчивости для успешного осуществления профессиональной деятельности, адаптацию и точное выполнение профессиональных действий в условиях ей сопутствующих. Показана значимость знаний, навыков и умений в тех профессиях, которые выделяются ответственностью принимаемых решений, экстремальностью внешних условий осуществления профессиональной деятельности, сложностью выполнения профессиональных задач, требующих от человека значительных физических и психических усилий, от представителей которых зависит здоровье, личная и имущественная безопасность граждан, национальная безопасность государства.

PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL TRAINING IN HIGHER SCHOOLS OF FORCE DEPARTMENTS

S. GAIDUK

Professional-applied physical training is a special kind of physical upbringing, the compound part of the professional training, providing the necessary level of the specialist’s physical training, forming professionally important physical and mental qualities, professional-applied moving skills and habits, emotional stability for successful professional activity’s realization, adaptation and exact fulfillment of the professional actions in the conditions accompanying it. The acquisition of the knowledge, skills and habits in those professions which are emanated by the responsibility of the decisions received, the extreme of the external conditions of the professional activity’s fulfillment, complicated achievement of the professional tasks, demanding important physical and mental efforts become very important. The profession of militaries, savers, border guards, sailors, militiamen and other representatives of the force departments from the representatives of which the health, people’s private and property’s safety and state’s national safety depend.

Макаров А.А. Олимпийское образование в высших учебных заведениях Республики Беларусь (на примере УО «Полоцкий государственный университет»)

Определяется место и значение олимпийского образования в учебно-воспитательном процессе УО «Полоцкого государственного университета». Выявляется уровень знаний по олимпийской тематике у студентов, занимающихся на неспециальных факультетах университета и у студентов спортивно-педагогическом факультета, которые на втором курсе прошли учебную дисциплину «Олимпийское движение и профессиональный спорт» и сдали по ней зачет. Полученные данные послужили основой для разработки мероприятий по олимпийскому образованию студентов Полоцкого государственного университета. Показано, что эффективность олимпийского образования возможна лишь при подготовке, переподготовке и повышении квалификации руководящих и педагогических кадров, которые могли бы выстроить систему олимпийского образования, а в дальнейшем компетентно транслировать ценности, идеалы и принципы олимпизма в вузах Республике Беларусь.

OLYMPIC EDUCATION IN HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF THE REPUBLIC OF BELARUS (ON THE EXAMPLE OF POLOTSK STATE UNIVERSITY)

A. MAKAROV

In provided article the place and value of the Olympic education in teaching and educational process of UO «Polotsk state university» is defined. Level of knowledge of the Olympic subject at the students who are engaged at nonspecial faculties of university and at students sports and pedagogical faculty who on the second year passed a subject matter «The Olympic movement and professional sports» comes to light and passed on it test. It is revealed that knowledge of students, sports and pedagogical faculty look, more powerful as the passable course «The Olympic movement and professional sports», and specifics of educational and training activity promote that level of their knowledge of the Olympic subject was higher. The obtained data formed a basis for development of the program of actions of the Olympic education of students of Polotsk state university. In the conclusion it is noted that efficiency of the Olympic education is possible only by preparation, retrainings and professional development of leading and pedagogical shots which could build system of the Olympic education, and further competently broadcast values, ideals and olimpizm principles in Higher education institutions to Republic of Belarus.

Прокопкина С.В. Оздоровительная направленность атлетической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста

Поведение человека в современном обществе, его отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих не всегда является примером для подражания, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и рушатся создаваемые дошкольными учреждениями и родителями стереотипы поведения о здоровом образе жизни. Кроме того, в настоящее время существует тенденция к ухудшению здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников. Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, оздоровительную направленность должна иметь вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном образовательном учреждении. В первую очередь принципу оздоровительной направленности должна отвечать организация физического воспитания дошкольников.

HEALTH-IMPROVING DIRECTION OF ATHLETIC GYMNASTICS IN PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN OF PRE-SHOOL AGE

S. PROKOPKINA

Modern society differs with diversity of examples of the way of life facing by every child. This diversity is not always a role model for a child, because it creates chaos in the child’s views on healthy lifestyles and the established views destroys. In addition, there is a tendency of the reduction in health among the younger generation, so the need to create children’s ideas about healthy lifestyles increases and demands for searching of new ways in education, training and development of preschoolers. As physical health forms an indissoluble unity of mental health and emotional well-being, so, all vital activity of the child in a preschool educational institution (PEI) must have the recreational directivity. And first of all: an organization of physical education of preschoolers must comply with principle of recreational directivity.

Матвиенко А.И. Компьютерное имитационное 3D-моделирование тактической подготовки в футболе

Моделирование в современном футболе имеет большое будущее. Применение новых технологий и способов анализа результатов позволит совершить прорыв в спортивной науке. Статья посвящена применению новых компьютерных технологий и обзору существующих автоматизированных систем анализа футбольных матчей, а также изучению применение систем компьютерного 3D-моделирования для анализа тактической подготовки в футболе. Рассмотрена сфера применения систем автоматизированного анализа футбольных матчей. Сформулированы основные требования к системе компьютерного 3D-моделирования для анализа футбольных матчей. Обозначены основные задачи, предъявляемые к данным системам. Исследованы существующие системы компьютерного 3D-моделирования для анализа тактической подготовки в футболе и рассмотрен общий подход к анализу матча на основе анализа его видеозаписей. Отмечены достоинства и недостатки существующих систем.

COMPUTER SIMULATION OF 3D-MODELING TACTICAL TRAINING IN FOOTBALL

A. MATVIENKO

Modeling in modern football has great future. The application of new technologies and methods of analysis of the results will allow to carry out a breakthrough in sports science. The article is devoted to the application of new computer technologies and the review of existing auto-little systematic analysis systems of football matches, as well as the examination of the application of systems of computer 3D-modeling for the analysis of tactical training in football. This paper deals with the scope of application of systems of computer-aided analysis of foot-patients matches. The basic requirements to the system of computer 3D-modeling for the analysis of football matches are formulated. The objectives, requirements to the systems are singled out. Here we research the existing systems of computer 3D-modeling for the analysis of the so-political training in football and the General approach to the analysis of the match on the basis of the analysis of his videos. The drawbacks and advantages of the existing system are marked.

Башлакова Г.И., Гайдук С.А. Системно-исторический аспект профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников органов пограничной службы

Рассматривается физическая культура как часть общей культуры человека. Осуществляется исторический анализ ее средств, форм, методов, позволяющий понять суть процессов, происходящих в системе физического воспитания, в его специализированном виде – профессионально-прикладной физической подготовке, оказывающей влияние на подготовку и становление профессионала, успешность профессиональной деятельности. Показано значение системно-исторического аспекта профессионально-прикладной физической подготовки в видах профессиональной деятельности, связанной с обеспечением личной, общественной и национальной безопасности, протекающей в экстремальных условиях, со значительными физическими и психическими нагрузками. Осуществлен теоретико-библиографический анализ, изучены нормативные документы, регламентирующие организацию физической подготовки в ОПС на разных исторических этапах. Анализ, структурирование и систематизирование средств, форм и методов профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников и военнослужащих силовых ведомств позволил совершенствовать систему профессиональной подготовки на современном этапе.

SYSTEMATICAL-HISTORICAL ASPECT OF THE PROFESSIONAL-APPLIED TRAINING OF THE BORDER SERVICE AUTHORITIES’ COLLABORATORS

G. BASHLAKOVA, S. GAIDUK

Physical culture is a part of general human’s culture, which connects insoluble with the mankind’s development. The historical analyses of its means, forms and methods allows to understand the processes’ essence, originated in the system of physical culture, in its specific view, that is professional-applied physical training, which influences professional’s training and development, the successfulness of the professional activity. The important meaning of the systematical-historical aspect of the professional-applied physical training acquire in the forms of professional activity, connected with the providing of the personal, public and national security, proceeded in the extreme conditions, with great physical and mental loadings. Analyses, structure and system of the means, forms and methods of the professional-applied physical training of border service authorities’ collaborators and military men of the force departments during the different historical stages of the society’s development – all this allow to perfect the system of the professional training on the modern stage.