Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

ВЕСТНИК ПГУ. №7. СЕРИЯ E. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2013г.

Сарока С.М. Беларуская культура ў навуковых даследаваннях Полацкага дзяржаўнага ўніверсітэта

Вакульчик В.С. Научные исследования в области теории и методики обучения (математике) в Полоцком государственном университете

Марихин С.В., Уманец Д.М., Чванкин В.А. Теоретико-методологические основы исследования профессиональной компетентности педагога высшей школы

Исследуется вопрос профессиональной компетентности педагога высшей школы. Отражены сущностные характеристики профессиональной компетенции педагога как сложного объекта. Специфика профессиональной компетентности педагога зависит от целостной природы свойств и особенностей элементов системы, их связей и отношений, что обнаруживается в иерархических принципах строения, полиструктурной и многоуровневой её организации. Показано, что методологической основой научного исследования профессиональной компетентности педагога высшей школы в контексте сегодняшней парадигмальной неопределенности могут быть системный и синергетический подходы, с позиций которых наиболее полно можно рассмотреть проблемность и концептуальное наполнение данного феномена.

TEORETICAL AND METODOLOGICAL BASES OF RESEARCH OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER IN THE HIGHER SCHOOL

S. MARIHIN, D. UMANETS, V. CHVАNKIN

Theoretical justification of professional competence of a teacher of the higher school is presented. Intrinsic characteristics of professional competence of a teacher as a complex object are reflected. Specifics of professional competence of a teacher depends on the integral nature of features and peculiarities of the elements of the system, their connections and relations, which is found in the hierarchical principles of the structure, the polystructural and multilevel organization of the system. It is shown that system and synergetic approaches, from the positions of which problems and conceptual filling of the phenomenon can be considered the most fully, can become a methodological basis of the scientific research of professional competence of a teacher in the higher school in the context of modern paradigmal uncertainty.

Сманцер А.П. Личностно-развивающее взаимодействие преподавателей и студентов в образовательном процессе

Исследуются возможности личностно-развивающего взаимодействия преподавателей и студентов, суть которого заключается в установлении системы связей и отношений преподавателя и студента с целью совершенствования личностных качеств студентов, подготовки и побуждения к решению притягательных творческих задач в ходе лекции или семинара. В процессе взаимодействия преподавателя со студентами выдвигаются и решаются сложные теоретические проблемы, анализируется научный материал, сравниваются позиции различных научных школ, выявляются и уточняются спорные моменты. Раскрываются особенности организации личностно-развивающего взаимодействия, указываются его характеристики, обосновываются основные принципы, на которых строится личностно-развивающее взаимодействие. Ориентация на личностно-развивающее взаимодействие субъектов образовательного процесса позволит студентам подняться на более высокий уровень творческого развития, а преподавателям выявить совокупность педагогических условий для повышения качества профессиональной подготовки специалистов.

DEVELOPMENTAL INTERACTION OF TEACHERS AND STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

А. SMANTSER

The article focuses on the research of developmental interaction opportunities of teachers and students, the essence of which is establishment of a system of relations between a teacher and a student aimed at improving of students’ personal qualities, training and desire to solve creative tasks during a lecture or a seminar. During the interaction complex theoretical issues are put and solved, scientific data is analyzed, various scientific schools are compared, and controversial issues are identified and clarified. Characteristics and peculiarities of development of interaction organization are identified and its basic principles are proved. Orientation to developmental interaction allows students to achieve a higher level of creative development, and teachers – to develop a set of pedagogical conditions for improving of professional training quality.

Сироткина М.М. Модель процесса формирования ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности у студентов педагогических специальностей

На современном этапе развития общества ценностная составляющая педагогического образования находится под пристальным вниманием. В динамически изменяющихся социально-экономических условиях ценностное отношение к будущей професиионально-педагогической деятельности видится важным средством формирования личности студента, развития и реализации его потенциальных возможностей. Нами рассмотрена модель процесса формирования ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности у студентов педагогических специальностей. Концептуальные основания разработки модели процесса формирования ценностного отношения заключаются в учете как аксиологического, так и личностно-ориентированного, деятельностного и системного подходов. Представленная модель процесса формирования ценностного отношения реализуется на пяти этапах: адаптационно-диагностическом, планирующе-коррекционном, информационно-деятельностном, вариативно-творческом, оценочно-результативном.

THE MODEL OF THE PROCESS OF VALUE ATTITUDE FORMING TO FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY AMONG STUDENTS OF PEDAGOGIC PROFESSIONS

M. SIROTKINA

Nowadays the value constituent of the pedagogic education is examined with great attention. The article focuses on the model of the process of value attitude forming to future professional activity among the students of pedagogic professions. Conceptual grounds for the development of the model for the process of value attitude forming take into account personality-oriented, action, value and system approaches. The structural-logic model of the process of value attitude forming is presented with five stages: adaptation-diagnosis stage, which lets to analyse the level of general training and forming of separate components of value attitude to professional pedagogic activity; planning-correction stage, which helps students to plan their educational activity, to remove vacancies in their knowledge, abilities and skills and to correct their value attitude to pedagogic activity building the profile of value attitude; information-activity stage, connected with the direct formation of value attitude to professional pedagogic activity; variation-creative stage, which lets students organize the process of creative search what had a positive effect on value awareness of the result; valuation-effective stage, which sums up all the work on value attitude forming to future pedagogic activity.

Ермалович И.П. Эффективность процесса развития концертно-исполнительских умений и навыков учащихся-музыкантов

Представлены результаты опытно-экспериментальной работы развития концертно-исполнительских умений и навыков учащихся-музыкантов. Анализируются данные экспериментальной работы контрольной и экспериментальной групп на начальном, промежуточном и завершающем этапах. Достоверность результатов эксперимента подтверждается данными математической статистики. Особый интерес представляет обобщение результатов контрольного этапа эксперимента. Сформулированы рекомендации с точки зрения педагогики для реального музыкально-образовательного процесса.

EFFECTIVENESS OF THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF CONCERT PERFORMING SKILLS OF MUSICAL STUDENTS

I. ERMALOVICH

The results of experimental work on the development of the concert performing skills of students are presented. Data of experimental work of control and experimental groups at the initial, intermediate and final stages are analyzed. The reliability of the results of the experiment is confirmed by the data of mathematical statistics. Summarizing of the results of the control stage of the experiment is of special interest. Recommendations from the point of view of pedagogics for the real musical educational process are formulated.

Овсяницкая О.С. Проблема формирования гражданской позиции студентов в условиях волонтёрской деятельности

Раскрыта проблема формирования гражданской позиции студенческой молодёжи в процессе волонтёрской деятельности. Характеризуются понятия «позиция», «гражданская позиция личности» в контексте философского, социологического, психологического и педагогического аспектов. Выделены структурные компоненты гражданской позиции личности. Формирование гражданской позиции студентов представлено как целенаправленный процесс формирования гражданского сознания. Определены критерии и показатели сформированности гражданской позиции личности. Включение студентов в волонтёрскую деятельность рассматривается как условие формирования их гражданской позиции. Анализируется эффективность деятельности волонтёрских организаций по формированию гражданской позиции студентов на основании данных мониторинга.

THE PROBLEM OF STUDENTS’ CIVIC POSITION FORMATION IN VOLUNTARY ACTIVITY

O. OVSYANICKAYA

The problem of students’ civic position formation in the process of voluntary work is considered. The philosophical, sociological, psychological and pedagogical aspects of the concepts “position”, “civic position” are analyzed. The structure of civic position including civic knowledge, civic values and civic activity is introduced. Students’ civic position formation is regarded as a purposive process of civic awareness, valuable attitude towards society and the means of civic activity development. On the basis of the monitoring data the efficiency of voluntary work in the field of students’ position formation is observed. The conditions optimizing the process of students’ civic position formation in voluntary activity are determined.

Лавицкая Е.Б. Начальное образование на белорусских землях в XIX – начале XX века (на примере церковных школ)

На примере церковных школ рассматривается начальное образование на территории Беларуси в XIX – начале XX века. Вопрос развития начального образования в Российской Империи весьма остро обсуждался в правительстве, министерстве, среди знатных и образованных людей на протяжении XIX и в начале XX века. Политика государства в сфере начального народного образования была благосклонна к школам духовного ведомства, так как именно эти школы отвечали требованиям государства к образованию и, главное, воспитанию простого человека. Однако неудовлетворенность результатами деятельности церковных школ вызывала недовольство. Проводимые реформы в сфере образования были направлены на улучшение качества народного образования. В результате, к началу XX века церковно-приходские школы и школы грамоты стали основным типом начальной школы.

PRIMARY EDUCATION ON THE BELARUSIAN LANDS IN THE 19TH – EARLY 20TH CENTURIES (ON THE EXAMPLE OF CHURCH SCHOOLS)

E. LAVITSKAYA

On the example of church schools primary education on the territory of Belarus during the 19th and early 20th centuries is considered. The development of primary education in the Russian Empire was discussed in the Government, Ministry, among the noble and educated people throughout the 19th and early 20th centuries. The policy of the State in the sphere of primary national education was favorable to schools of the spiritual department, because exactly these schools corresponded to the requirements of the State to the education and upbringing of the common man. However, discontent with the results of activity of the church schools caused dissatisfaction. The reforms which had been implemented in the sphere of education were aimed to improve the quality of public education. As a result, by the early 20th century parish schools and reading and writing schools became the most common type of primary school.

Ермакова Н.Г. Система ценностного отношения курсантов к военной профессии как педагогическая проблема

Рассматривается система ценностного отношения курсантов к военной профессии как педагогическая проблема. Показано, что, несмотря на преобразования в обществе, повлекшие за собой изменение общественной морали, ценности занимают основное место в жизни человека и общества. Важнейшей тенденцией развития современного мира в процессе становления ценностных отношений человека по-прежнему выступает роль образовательных институтов. Учителя, классные руководители, родители могут активно влиять на правильный выбор учащимися профессии, на формирование профессиональных мотивов. Учащиеся все более осознанно подходят к выбору профессии, в том числе и к военной, опираясь на свои ценностные ориентации, интересы и мотивы, которые являются первоосновой в понимании и отношении к профессиональной деятельности. Ценностное отношение к выбору профессии представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер в профессиональном самоопределении.

THE SYSTEM OF VALUE ATTITUDE OF CADETS TO THE MILITARY PROFESSION AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

N. ERMAKOVA

The system of value attitude of cadets to the military profession as a pedagogical problem is considered. Despite the development of technology and global scientific informatization of the society, social and economic, political and standard and legal transformations in the society, which caused change of public moral, values take the main place in lives of people and society. The most important tendency of the development of the modern world in the course of the formation of valuable relations of a person is the role of the educational institutes. Teachers, class teachers, parents can actively influence the pupils’ right choice of a profession, formation of professional motives. Pupils approach to the choice of a military profession more and more consciously and rely on their valuable orientations, interests and motives which are the fundamental principle in understanding and attitude towards the professional activity. The valuable attitude to the choice of the profession represents a reasonable system of social and economic, psychological-pedagogical, medical biological, technological measures in professional self-determination.

Конышева А.В. Повышение уровня автономности студентов при обучении иноязычной речи в техническом вузе

Самостоятельная работа студентов рассматривается как важнейший компонент обучения в современном вузе, интегрирующий различные виды индивидуальной и коллективной деятельности, осуществляемые как под руководством преподавателя, так и без его непосредственного участия. Анализ педагогической и методической литературы свидетельствует, что наряду с понятием «самостоятельная работа» рассматривается и понятие «автономность». Сделан вывод, что по своей сути они близки, но не равнозначны. Показано их принципиальное различие, понятийное и смысловое. Установлено, что автономный подход – это инструментальная сторона самостоятельности. Выделены характеристики, которыми обладает автономный субъект образовательного процесса.

INCREASE OF THE LEVEL OF STUDENTS’ AUTONOMY WHEN TEACHING FOREIGN LANGUAGE SPEAKING IN A TECHNICAL HIGH SCHOOL

A. KONYSHEVA

Students’ independent work is the most important component in teaching in the modern high school, integrating different individual and collective activities, carried out under the teacher’s guidance and without his direct participation. Alongside with the term “independent work” it is possible to come across the term “autonomy” in pedagogical and methodological literature. By their essence they are very similar, but they are not equivalent. Conclusion is made that these terms are close, but not equivalent. Their principled difference is shown, conceptual and semantic. It is stated that autonomous approach is the instrumental side of independence. Features typical of an autonomous subject of the teaching process are singled out.

Вакульчик В.С., Капусто А.В., Мателенок А.П. Принцип прикладной направленности математики в процессе обучения на технических специальностях: методические аспекты реализации с привлечением информационных технологий

Рассматриваются педагогические особенности математической подготовки в условиях современного состояния образовательного процесса на технических специальностях; рассматриваются методические аспекты реализации принципа прикладной направленности, проблемы учета межпредметных связей в процессе обучения математике на технических специальностях с привлечением информационных технологий. Обоснована актуальность исследования обозначенной проблемы, спроектирована методика применения универсальных математических моделей и способов их исследования. Проведено теоретическое обоснование выделения и проектирования системы методических направлений, которые органично сочетают современные достижения информационных технологий с классическими методиками чтения лекций и проведения практических занятий. На примере применения проблемного метода для введения понятия производной одной переменной представлены дидактические подходы реализации развивающей функции в процессе обучения математике студентов инженерного профиля. Спроектирован методический прием координированного обучения математике и начертательной геометрии на основе использования систем компьютерной алгебры и таких программных продуктов, как AutoCAD, КОМПАС-ГРАФИК (компании АСКОН) и др.

THE PRINCIPLE OF APPLIED TENDENCY OF MATHEMATICS IN THE TEACHING PROCESS ON TECHNICAL SPECIALITIES: METHODOLOGICAL ASPECTS OF REALIZATION WITH THE INVOLVEMENT OF INFORMATION TECHNOLOGY

V. VAKULCHIK, А. KAPUSTO, А. MATELYONOK

The given paper reveals pedagogical features of mathematical training in the current state of the educational process for the technical specialties; it considers methodological aspects in order to implement the principle of applied tendency; takes into account the interdisciplinary connections in teaching mathematics to technical specialties involving information technology (IT). The urgency of the identified problem is proved, a technique for universal application of mathematical models and methods of research is designed. The theoretical justification for selection and design of methodological directions is given, which organically combine modern advances of IT with the classic techniques of lectures and practical exercises. By way of example of the problem method use for introducing the concept of a single variable derivative didactic approaches of the developmental function in the process of teaching mathematics to the students of engineering profile are presented. A methodical technique of coordinated teaching of mathematics and descriptive geometry based on the use of computer algebra systems and software such as AutoCAD, KOMPAS-Graphic (ASCON), etc is designed.

Малаховская В.В., Воробьева А.А. Мультимедийные презентации: преимущества и недостатки, этапы создания, практическое применение

Представлена методика разработки мультимедийных презентаций, а также даны рекомендации по ее использованию. Проанализированы этапы создания мультимедийной презентации. Описаны структурные элементы мультимедийной презентации и раскрыто их содержание. Перечислены общие требования к формам и способам представления содержания учебного материала. Даны рекомендации по компоновке учебного материала, заключающиеся в выборе конкретных объектов и определении порядка их размещения на слайде. Особое внимание уделено исследованию взаимосвязи между цветом и восприятием графической информации. Проанализированы результаты исследования, на основании которых даны рекомендации по выбору цветовой гаммы для оформления презентации; выделены цвета, наиболее благоприятно влияющие на восприятие информации на слайде, а также наиболее удачные сочетания цветов шрифта и фона для мультимедийных презентаций.

MULTIMEDIA PRESENTATIONS: ADVANTAGES AND DISADVANTAGES, STAGES OF CREATION, PRACTICAL APPLICATION

V. MALAKHOVSKAYA, А. VOROBYOVA

The methodology of development of multimedia presentations is presented, recommendations on its usage are given. The stages of creation of a multimedia presentation are analyzed. Its structural elements are described and their content is disclosed. General requirements to the forms and ways of presentation of the content of educational materials are enumerated. Recommendations on arranging of the educational material (the choice of particular objects and their order of placement on the slides are given, Special attention is paid to the research of the interconnection between colour and perception of graphical information. Recommendations on the choice of colour for the design of a presentation are given; colours are singled out, which influence favourably the perception of information on the slide as well as the best combinations of colours of print and background for multimedia presentations.

Кучина О.С. Роль делового английского языка в профессиональной подготовке студентов экономических специальностей

Обосновывается интерес к изучению делового английского языка, развитию которого способствует ряд экстралингвистических факторов, таких как развитие экономических, политических и торговых отношений между странами. Сегодня значительным образом расширяется сфера использования делового английского языка как языка международного общения. Деловой английский язык обслуживает официальные и чрезвычайно важные области человеческих взаимоотношений: между государственной властью и населением, между странами, предприятиями, организациями, учреждениями, личностью и обществом. В данной работе раскрываются такие понятия, как деловое общение и деловой английский язык; рассматриваются государственные требования к уровню подготовки выпускников неязыковых вузов по специальности «Экономика и управление на предприятии»; выявляется ряд причин, обусловливающих введение специального курса «Английский язык для будущих экономистов».

THE ROLE OF BUSINESS ENGLISH FOR FUTURE MAHAGERS AND ECONOMISTS

O. KUCHYNA

The study of business English is of considerable interest nowadays. A number of extra-linguistic factors, such as the development of economic, political and trade relations among the countries contribute to this process. Today the sphere of using Business English as a language of international communication expands significantly. It serves very important areas of human relationships: between the state power and the public, between the countries, companies, organizations, institutions, individuals and society. This article describes such notions as “business communication” and “business English”; considers the state requirements for the level of training of high school graduates with a degree “Manager Economist” and gives a number of reasons for the introduction of a special course “English for future economists” in the curriculum. Лушневский А.К. Методическое обеспечение процесса физической подготовки военнослужащих Рассмотрены методические положения, отражающие закономерности обучения с точки зрения принципов обучения. Оценено влияние методических положений, отражающих специфические закономерности обучения, на эффективность решения частных задач этапов обучения военнослужащих. Разработана система дидактических (специфических) принципов, регламентирующих деятельность руководителя занятий по физической подготовке при обучении военнослужащих решению двигательных задач военно-прикладной физической подготовки.

METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE PROCESS OF PHYSICAL TRAINING OF SERVICEMEN

A. LUSHNEUSKI

Methodological propositions are considered, reflecting the regularities of teaching, from the point of view of the principles of teaching. The influence of methodological propositions reflecting specific learning principles on the efficiency of solution of particular tasks of the stages teaching military personnel is evaluated. The system of specific principles of training regulating activity in the sphere of physical preparation of military men is developed.

Молоток Е.В., Галушков П.А., Назин А.Г. Прикладная направленность преподавания общехимических дисциплин на инженерно-технических и химико-технологических специальностях в условиях практико-ориентированного подхода в обучении

В представленной работе обсуждается опыт практической реализации принципа прикладной направленности в процессе преподавания химических дисциплин как составной части образовательного процесса при практико-ориентированном подходе в обучении будущих специалистов инженерно-технических и химико-технологических специальностей на примере разработки новых учебных программ по химическим дисциплинам и учебно-методических материалов для компетентностной модели обучения. Показана роль учебно-методических комплексов при реализации межпредметных связей между дисциплинами и организации самостоятельной работы студентов.

APPLIED TENDENCY OF TEACHING GENERAL CHEMICAL DISCIPLINES ON ENGINEERING AND CHEMICAL-ENGINEERING SPECIALITIES IN THE CONDITIONS OF A PRACTICAL ORIENTEERING APPROACH IN TEACHING

Е. MOLOTOK, P. GALUSHKOV, А. NAZIN

The experience of practical realization of the principle of applied tendency in the process of teaching chemical disciplines as a compound of teaching process using the practical orienteering approach in teaching of students of engineering and chemical-engineering specialities is discussed by the way of example of development of new teaching programmes and educational materials for the competence model of teaching. The role of educational complexes when realizing connections among disciplines and organizing students’ independent work is shown.

Гулай А.В., Тесля А.И. Интуиция как составляющая процесса поиска знаний

Проанализированы основные компоненты эпистемологического процесса, их сочетание и взаимное дополнение на основе принципа комплементарности, показаны место и роль интуитивной составляющей в ряду эпистемологических элементов. Приведен механизм поиска знаний в результате творческой интуиции как взаимодействие и взаимное преобразование исходных и интуитивно возникающих чувственных и информационных образов изучаемого объекта. Существенной особенностью анализируемой схемы творческого поиска является формирование интуитивных многомерных образов изучаемого явления при введении в исследовательский процесс сведений из многих научных направлений и когнитивных практик. Развиваются представления об интуитивном процессе поиска знаний на основе использования синергетической модели получения многомерных информационных образов. Показана возможность возникновения синергизма при вовлечении в поисковый процесс различных методов формирования знаний, процедур стимулирования и рационализации творческого поиска.

INTUITION AS A COMPONENT OF THE KNOWLEDGE SEARCHING PROCESS

A. GULAY, A. TESLJA

Main components of the epistemologic process, their combination and mutual complementing have been analyzed on the basis of the complementarity principle, place and role of the intuitive component have been shown in the row of epistemologic components. The knowledge searching mechanism has been shown as the result of the creative intuition as interaction and mutual transformation of original and intuitively occurring sensible and informational images of the studied object. An essential peculiarity of the analyzed scheme of creative search includes formation of intuitive multidimentional images of the studied phenomenon during introduction of information from numerous scientific directions and cognitive practices to the researching process. Ideas are being developed about the intuitive process of search of knowledge on the basis of the use of the synergetic model of obtaining the multidimentional informational images. Possibility of synergism occurrence is shown during involvement of various methods of formation of knowledge, the procedures of stimulation and rationalization of creative search of the searching process.

Борщёва О.А. Становление социологии искусства как научной дисциплины в контексте истории эстетической мысли XX века: концепция Натали Эйниш

Анализируется книга французской исследовательницы Натали Эйниш «Социология искусства», которая ещё не переведена на русский или белорусский языки. На сегодняшний день это единственная работа, где системно представлены как все существующие исследовательские подходы, дисциплинарно конституирующие социологию искусства, так и основные результаты, достигнутые в рамках этих подходов, а также предложена классификация и характеристика ряда ведущих направлений в эстетической мысли XX века. Рассматривается периодизация истории социологии искусства в версии Натали Эйниш, приводятся её критические замечания в адрес прагматической социологии Пьера Бурдьё; обозначаются сформулированные автором эпистемологические и аксиологические принципы современной социологии искусства. Показана специфика направления, которое приняла французская социология искусства после Пьера Бурдьё.

THE FORMATION OF SOCIOLOGY OF ART AS A DISCIPLINE IN THE CONTEXT OF THE HISTORY OF AESTHETIC THOUGHT OF THE XXTH CENTURY: NATALIE HEINICH’S CONCEPTION

O. BORSHCHOVA

The book of the French sociologist Natalie Heinich “Sociology of Art”is analyzed, which has not been translated into Russian or Belarusian yet. Today it is the only work to perform systematically all the present research approaches, which disciplinary constitute sociology of art and the main results, which are achieved within these approaches as well as it delivers the classification and characterization of numerous leading trends in aesthetic thought of the XXth century. The article discusses Natalie Heinich’s version on the periodization of the history of sociology of art, performs criticism against the pragmatic sociology of Pierre Bourdieu, defines epistemological and axiological principles of the contemporary sociology of art. The article presents the specific trend, which the French sociology of art took after Pierre Bourdieu.

Давыдик О.И. Нация и национальное самосознание как объекты осмысления в европейском философском дискурсе

Рассматриваются проблемы, связанные с изучением понятий «нация» и «национальное самосознание» в глобализирующемся мире. Отмечается основная коллизия, наблюдаемая на уровне изменения содержательных аспектов этих понятий в европейском философском дискурсе в соответствии с современными условиями изменения социальной структуры. Показано, что применительно к белорусскому контексту в этом отношении обнаруживается своеобразный «разрыв» на уровне базисных аспектов, включаемых и исключаемых из процесса идентификации субъекта внутри национального образования. Предпринимается попытка вычленения оснований преодоления конфликта этноцентризма и гражданского национализма, которые являются принципами формирования национальной целостности.

NATION AND NATIONAL SELF-IDENTIFICATION AS OBJECTS OF COMPREHENSION IN EUROPEAN PHILOSOPHICAL DISCOURSE

V. DAVYDZIK

The problems, which are connected with the notions “nation” and “national self-identification” in globalizing world, are considered. The main collision is detected on the level of diversion of meaningful aspects of this notions in the European philosophical discourse according to contemporary conditions of changeable social system. Belarusian society still remains in the conflict between notion and reality of social life. A special thing in this case is strengthening of the conflict between ethnocentrism and civil nationalism. This article contains theoretical analyzing of this concepts and some propositions of avoiding the conflict of ethnocentrism and civil nationalism, which are the principles of formation of national integrity.

Бортник І.А. Палітычная культура шляхты Полацкага ваяводства ў канцы XVI – пачатку XVII стагоддзя ў святле соймікавых інструкцый

Разглядаюцца асаблівасці функцыянавання палітычнай культуры шляхты Полацкага ваяводства ў канцы XVI – пачатку XVIІ стагоддзя. У даследаванні дадзенага феномену на аснове соймікавых інструкцый вылучаны тры аспекты: адносіны шляхты да існуючай палітычнай сістэмы і яе важнейшых інстытутаў; сацыяльна-палітычныя каштоўнасці і нормы паводзін шляхты; рэакцыя шляхты на рашэнні інстытутаў палітычнай сістэмы, а таксама патрабаванні і пажаданні ў адрас апошніх. Устаноўлена, што шляхецкая культура Полаччыны характарызуецца высокай ступенню палітычнай актыўнасці. Шляхта добра разумела сутнасць палітычнай сістэмы і была ўпэўненая ў сваіх магчымасцях уплыву на палітычныя рашэнні. У яе палітычнай свядомасці замацаваліся такія каштоўнасці, як “вольнасць”, “роўнасць”, “братэрства”, “згода”, шанаванне традыцыі. Разам з тым у палітычнай культуры полацкай шляхты захоўваліся асобныя элементы рэгіянальнай свядомасці.

THE POLITICAL CULTURE OF THE POLATSK VOIVODESHIP NOBILITY AT THE END OF THE XVITH – BEGINNING OF THE XVIITH CENTURIES AS PRESENTED IN THE INSTRUCTIONS OF THE DIETINES

I. BORTNIK

The article deals with the peculiarities of the functioning of the political culture among the Polatsk voivodeship nobility at the end of the XVIth – beginning of the XVIIth centuries. The research of this phenomenon idone on the basis of the dietine instructions makes it possible to single out the following three aspects: the attitude of the nobility to the current political culture and its most important institutions; the nobility’s socio-political values and the standards of their conduct; the response of the nobility to the decisions of the political institutions, the nobility’s demands and wishes to them. It is stated that the culture of the nobility in the lands of Polatsk was charac-terized by the high level of political activity. The nobility understood the essence of the political system very well and were sure of their own abilities to influence political decisions. Such values as “liberty”, “equality”, “brotherhood”, “amity” and respect to traditions were ingrained in the nobility’s political consciousness. Still some elements of the regional consciousness were preserved in the political culture of the nobility of Polatsk at the same time.

Дробышева Е.Э. Аксиологические параметры архитектоники культуры сетевого общества

Сетевое общество рассматривается как логичный результат архитектонических трансформаций современной культуры как функциональной системы. Анализируются основные тенденции в развитии аксиосферы сетевой культуры, архитектоническая устойчивость которой обеспечивается синергийностью структурного, динамического и смыслового горизонтов, где наблюдается переформатирование способов их взаимодействия и, как следствие, смещение ценностных акцентов. На основе архитектонической парадигмы, которая позволяет проанализировать данный феномен, выводится утверждение, что сетевая культура – это одновременно логичный и внутренне противоречивый исторический этап; аксиосфера сетевого общества подвержена трансформационным тенденциям и является залогом устойчивого развития культуры как системы.

AXIOLOGICAL PARAMETERS OF CULTURAL ARCHITECTONICS OF THE “NETWORK SOCIETY”

E. DROBYSHEVA

The network society is considered as a logical result of architectonic transformations of the culture as a system. The main trends in the development of axiosphere of modern culture are analyzed, the architectonic stability of which is provided by synergy of structural, dynamic and conceptual horizons, where reformatting of the means of their interaction and displacement of value accents are observed. On the basis of architectonic paradigm, which allows to analyze the given phenomenon, it is stated that network culture is at the same time a logical and internally contradictory historical stage. The axiosphere of the network society is prone to transformational tendencies and is a guarantee of the stable development of culture as a system.

Сороко С.М. Информационная культура: смена парадигмальных установок

Анализируется проблематика исследования информационной культуры. Обоснована идея, что информационная культура принципиально отличается от массовой культуры сменой парадигмальных установок, среди которых информационная причинность, основанная на идее саморазвивающейся личности, новый тип мышления и другие. Прогнозируется, что смена парадигмальных установок в формирующейся современной информационной культуре ведет к развитию информационной культурологии в гуманитарной науке. Центральным понятием информационной культурологии выступает информационная культура, а в информационной культуре доминантной категорией является информация. Постулируется, что развитие информационной культуры происходит под влиянием новой генерируемой информации, которая отражается в сфере коммуникации.

INFORMATION CULTURE: REPLACEMENT OF PARADIGM ATTITUDES

S. SOROKO

The problems of the investigation of information culture are analyzed. The author proves that the general difference between information culture and mass culture is revealed through the replacement of paradigm attitudes such as information causality, personal developmen, new model of thinking etc. Shaping of information culturology as a new scientific tendency in the humanities is prognosticated. The core definition of information culturology is information culture and in information culture the dominant category is information. It is postulated that the development of information culture takes place under the influence of new generated information, which is reflected in the sphere of communication.

Барма О.А. Концепция ризоморфного лабиринта в культуре постмодерна

Рассматривается проблема предметных культурных аппликаций номадологической концепции постмодернизма, в частности номадологическая модель ризоморфных сред, представленных в концепции ризоморфного лабиринта. Внимание акцентируется на переосмыслении феномена лабиринта в контексте постмодернистского понятия «ризома». Высказывается мнение о том, что традиционный (классический) лабиринт как структурированный принцип организации внутреннего пространства теряет свои традиционные характеристики в культуре постмодерна. На смену ему приходит концепт лабиринта-ризомы, или ризоморфного лабиринта, сочетающего в своей архитектонике аструктурные, неиерархические принципы организации внутреннего пространства.

THE RHIZOMORPH LABYRINTH CONCEPTION IN POSTMODERN CULTURE

O. BARMA

In the article the problem of objective cultural applications of nomadologic postmodern conception is revised, in particular nomadologic model of rhizomorph environments, being given in the Rhizomorph labyrinth conception. The author focuses on re-realizing the Labyrinth phenomenon in the context of the postmodern concept “Rhizome”. In his opinion, the traditional (classic) labyrinth, as a structured principle of interior organization, loses its traditional characteristics in postmodern culture. It is being replaced by the Labyrinth-rhizome concept, or Rhizomorph labyrinth, which unites in its architectonics non-structural, non-hierarchical principles of interior organization.

Сабадаш Ю.С. Жизнь и творчество Бенедетто Кроче: культурологический аспект

Рассматривается жизненный и творческий путь известного итальянского ученого Бенедетто Кроче. Отмечается, что его жизненная позиция базировалась на принципе «быть над политикой и идеологией». Со временем этот принцип стал основой его концепции «аттантизма» – ожидания. Охарактеризовано одно из ключевых понятий кроченской эстетики – понятие «выражения». Утверждается, что произведения итальянского учёного оказали значительное влияние на развитие европейской философской мысли в первой половине ХХ столетия, а также, что все новаторские течения этого периода в итальянском искусстве и литературе опирались на эстетику Б. Кроче.

LIFE AND WORK OF BENEDETTO CROCE: CULTUROLOGICAL ASPECT

Y. SABADASH

Life and career of the famous Italian scientist Benedetto Croce is examined. It is noted that his life position was based on the principle “to be over politics and ideology”. As time went by that principle became the basis of his conception of “attantism” – waiting. One of the key concepts of Croce’s aesthetics – “expression” – is characterized. It is stated that Croce’s works had a great influence on the development of European philosophical thought in the first half of the 20th century, and that all innovative trends of this period in Italian art and literature were based on Croce’s aesthetics.

Дубинина А.П. Понятие стиля культуры: методологический аспект

Современная культура рассматривается как особая, многофункциональная система, которая складывается из необратимой временной последовательности прошлого, настоящего и будущего. Показано, что культурная система органически связана со своим творцом и творением – человеком, находится в постоянном взаимодействии с природной и социальной средой. В культуре смыкается субъективный мир творческой личности и объективный мир культурных ценностей. Объединяет эти миры стиль, ибо он интегрирует разнообразные сферы бытия культуры, являясь её сущностной характеристикой. Стиль проявляется на различных уровнях культурного обобщения: историческом, национальном, индивидуальном, семиотическом. Понятие и определение стиля культуры представляется сегодня актуальной проблемой для сферы социогуманитарного знания. Методологический аспект данной работы предполагает аналитический обзор теорий стиля А.Ф. Лосева, А. Крёбера, Б.А. Парахонского, которые демонстрируют вариативность методов в исследовании категории «стиль».

CONCEPT OF STYLE: METHODOLOGICAL ASPECT

A. DUBININA

The modern culture represents a special, multipurpose system which consists of irreversible temporary sequence of the past, the present and the future. It is shown, that the cultural system is integrally connected with the creator and creation – the person and is in continuous interaction with the natural and social environment. In culture the subjective world of the creative person and the objective world of cultural values close up. Style integrates various spheres of life of culture, unites these worlds, being its intrinsic characteristic. Style is shown at various levels of cultural generalization: historical, national, individual, semiotics. The concept and determination of style of culture is represented today as an actual problem for the sphere of social and humanistic knowledge. The methodological aspect of this work assumes the state-of-the-art review of theories of style of A.F. Losev, A. Kryober, B.A. Parakhonskiy, which demonstrate variability of methods in research of the category “style”.

Щитцова А.В. Правовая культура античности

Исследуется правовая культура античности. Выявлены духовные, социальные и культурные особенности человека античного периода и их роль в формировании правовой культуры Древней Греции и Древнего Рима. Определены двойственность и противоречивость во впервые утверждаемых законах полиса в ключе концепции свободы, равенства и справедливости и фундаментальное влияние возникновения философии, логического мышления, научного познания в формировании правовой культуры рассматриваемой эпохи.

LEGAL CULTURE OF ANTIQUITY

A. SHCHITZOVA

The legal culture of Antiquity is studied. Spiritual, social and cultural characteristics of a person of the ancient period and their role in the legal culture of ancient Greece and Rome are revealed. The ambiguity and inconsistency in the policy approved by the law for the first time in the key concepts of freedom, equality and justice and the fundamental influence of philosophy, logical thinking, scientific knowledge in the formation of the legal culture of Antiquity are defined.

Мананкова А.А. Специфика художественной картины мира в лирике Генри Воэна

Исследуется художественная картина мира, воссоздаваемая в лирике Генри Воэна. Первоначально внимание уделяется лирическому субъекту, который предстает в стихотворениях не как целостный образ, но, скорее, как некая точка зрения, введение которой в тексты необходимо для маркирования субъективности восприятия. Далее рассматривается специфика времени и пространства в художественной картине мира Воэна, которые подаются сквозь призму восприятия обозначенного субъекта и потому зачастую являются абстрактными и условными, но при этом несущими символическое значение. Анализируется специфическая семиотика Г. Воэна: поскольку основные составляющие мира оказываются знаками, то сам мир представляется как сложный текст, не поддающийся однозначному прочтению, поскольку каждый из его элементов имеет множество значений.

SPECIFICS OF THE ARTISTIC PICTURE OF THE WORLD IN HENRY VAUGHAN’S LYRICS

A. MANANKOVA

The artistic world view in Henry Vaughan’s lyrics is studied. Firstly attention is focused on the lyrical subject which is shown in the verses not like a holistic image but just like a point of view, which is needed in the texts to mark the subjectivity of perception. Further studies concern the specificity of time and space in Henr Vaughan’s artistic worldview. In his verses time and space are represented throught the point of view of the marked subject, that’s because they are somewhat abstract and nominal but at the same time they bear symbolical sense. Henry Vaughan’s semiotics is analyzed. The main components of his world are signs and so the world itself is nothing but text, but a very specific one. It does not have monosemantic perusal because its every element bears plenty of senses.

Клішэвіч Н.С. Філасофска-культуралагічнае асэнсаванне катэгорыі “экзістэнцыяльны выбар”

Разглядаюцца генезіс і эвалюцыя канцэпту “экзістэнцыяльны выбар”, выдзяляюцца віды выбару, даецца азначэнне экзістэнцыяльнага выбару і акрэсліваюцца яго характэрныя асаблівасці. Сцвярждаецца думка пра непаўторнасць кожнага экзістэнцыяльнага выбару, аднак іcнуюць некаторыя агульныя рысы, якія ўплываюць на мадэль паводзін чалавека ў парогавых сітуацыях. Паказана, што праблема экзістэнцыяльнага выбару не можа быць растлумачана толькі ў межах “чыстага розуму”, як дэманструе гісторыя, без сферы трансцэндэнтнага нельга зразумець ні сэнс экзістэнцыі, ні здзяйсненне экзістэнцыяльнага выбару. Экзістэнцыяльны выбар – гэта кароткачасовае дзеянне, вырашальная кропка ў шэрагу маральных выбараў, акт, здзяйсняючы які чалавек праз спазнанне трасцэндэнтнага пераходзіць на новы віток развіцця, у вечнасць.

PHILOSOPHICAL AND CULTUROLOGICAL COMPREHENSION OF THE CATEGORY “EXISTENTIAL CHOICE”

N. KLISHEVICH

In the article genesis and evolution of the existential choice concept are considered, types of choice are singled out, definition of the existential choice is given and its defining characteristics are outlined. The author takes up the position that each existential choice is unique, and yet there exist some common characteristics that influence the behavior model of a person in liminal situations. It is shown that the problem of existential choice cannot be explained only within the scope of “clear mind”, as history demonstrates, without the sphere of trans-cendent it is impossible to understand neither the essence of existence nor making an existential choice. Existential choice is a short-term action, the final step in the number of moral choices, an action, doing which a person moves to a new round of development, into the eternity.

Андрейчик Н.И. К вопросу соотношения языка и культуры

Анализируется актуальная проблематика взаимоотношения языка и культуры. Рассматриваются основные лингвистические и культурологические исследования по данной проблематике. Раскрываются особенности трех научных подходов к исследованию проблемы взаимоотношения языка и культуры. Согласно первому подходу язык – простое отражение культуры. Сторонники второго подхода утверждают, что, с одной стороны, язык детерминирует культурную реальность, а с другой – культурные ценности и верования отчасти создают языковую реальность, тем самым показывая обратное воздействие языка на культуру. В рамках третьего подхода делается вывод: язык – факт культуры, он является ее составной частью; язык – основной инструмент, посредством которого мы усваиваем культуру.

TO THE QUESTION OF CORRELATION OF LANGUAGE AND CULTURE

N. ANDREYCHYK

The urgent problem of the relationship between language and culture is analyzed. The main trends of linguistic and cultural studies on this problem are considered. The peculiarities of three scientific approaches to the solution of this problem are revealed. According to the first approach language is a simple reflection of culture, because language reflects reality, and culture is an integral component of the reality. Supporters of the second approach claim that, on the one hand, language determines the cultural reality, but on the other, cultural values and beliefs create a sort of linguistic reality, that shows the opposite effects of language on culture. In the third approach, it is concluded that language is a fact of culture, it is its integral part that we inherit from our ancestors; language is the main tool by means of which we learn culture.

Словік С.У. Шлюбы ў шляхецкім саслоўі Беларусі ў першай палове ХІХ стагоддзя

Даследуецца практыка заключэння шлюбаў набілітэту першай паловы ХIХ стагоддзя на падставе аналізу архіўных матэрыялаў па Гродзенскай губерні, прававых дакументаў, мемуарнай літаратуры ХIХ стагоддзя і інш. Апісваецца працэдура заключэння шлюбаў згодна з кананічна-прававымі і абычаёвымі пастулатамі шляхецкага саслоўя з улікам змен у сацыяльна-эканамічным і палітычным жыцці пасля ўваходжання беларускіх зямель у склад Расійскай імперыі. На падставе аналізу гістарычных крыніц робіцца вынік, што царкоўны шлюб з дазволу бацькоў тут быў адзінай прынятай формай рэгулявання будучага сумеснага жыцця маладых, меў месца прыярытэт каталіцкай канфесіі ў шлюбнай практыцы, а згодна з тагачасным заканадаўствам дадзеная працэдура ўскладнялася. Аўтар адзначае характэрныя працэсы дэтэрмінацыі бацькоўскай волі пры выбары сужонкаў для сваіх дзяцей і нязначныя змены ў бок больш талерантнай палітыкі сям’і ў практыцы заключэння шлюбаў.

MARRIAGE CONTRACT IN GENTRY ESTATE IN BELARUS AT THE BEGINNING OF THE XIXTH CENTURY

S. SLOVIK

Marriage contract in gentry families in Belarus at the beginning of the XIXth century on the basis of the analysis of archive materials, legal documents, memoirs of the XIXth century etc. is studied. Marriage contract procedure according to canonical, legal and custom postulates of gentry estate taking into consideration political, social and economical changes after the entry of Belarusian territories into the Russian empire is described. The author summarizes that religious marriage with parental permission was the only accepted form of future conjoint life regulation as well as catholic confession took priority in marriage contract procedure. The author mentions characteristic processes of determination of parental will when choosing spouses for their children and insignificant changes towards a more tolerant policy of a family in practice of marriage.

Макаров А.А., Баранаев Ю.А. Перспективы проведения Олимпийских игр в Республике Беларусь

Определено отношение студентов Полоцкого государственного университета и учащихся Новополоцкого училища олимпийского резерва» к перспективе проведения Олимпийских игр в Республике Беларусь, выявлены положительные и отрицательные стороны этой перспективы. Полученные данные показали, что проведение Олимпийских игр даёт положительный импульс развитию экономики, росту престижа и авторитета страны в мире, и все это непосредственно отобразится на качестве и уровне жизни населения Беларуси. Установлено, что экономическая эффективность от организации и проведения Олимпийских игр в первую очередь будет зависеть от той модели, какую определят для себя организаторы. Самое главное, что благодаря играм создаются предпосылки для длительного и устойчивого экономического развития страны. Проведенное исследование также показало, что проведение Олимпийских игр в Республике Беларусь допустимо только по летним видам спорта.

PROSPECTS OF CARRYING OUT OLYMPIC GAMES IN THE REPUBLIC OF BELARUS

A. MAKAROV, Y. BARANAEYU

The relation of students of Polotsk State University and pupils of Novopolotsk school of the Olympic reserve to the prospect of carrying out Olympic Games in the Republic of Belarus is defined and the positive and negative sides of this prospect are revealed. The received data showed that carrying out Olympic Games gives a positive impulse to economy development, growth of prestige and authority of the country in the world, and all this will directly be displayed on quality and the standard of living of the population of the Republic of Belarus. It was defined that economic efficiency on the organization and carrying out Olympic Games will depend first of all on the model defined by organizers themselves. The most important fact is that thanks to the games preconditions for long and sustainable economic development of the country are created. The conducted research also showed that carrying out Olympic Games in the Republic of Belarus is admissible only on summer sports.

Матвиенко А.И. Совершенствование структуры тактических действий у игроков профессиональных футбольных клубов в соревновательном процессе

Проанализированы подходы к тактической подготовке профессиональных футболистов, в том числе с применением современных компьютерных технологий и имитационного моделирования. Разработаны имитационные 3D модели на основе сыгранных матчей, обеспечивающие существенное повышение эффективности групповых тактических действий и тактических комбинаций в нападении и защите. Проведены количественный и качественный анализ полученных результатов исследования, сравнительный анализ гостевых и домашних матчей. Разработаны методические рекомендации для совершенствования структуры тактических действий в соревновательном процессе.

THE IMPROVEMENT OF THE STRUCTURE OF TACTICAL ACTIONS OF THE PLAYERS OF THE PROFESSIONAL FOOTBALL CLUBS IN THE COMPETITIVE PROCESS

A. MATVIENKO

The approaches to tactical training of professional footballers, including with application of modern computer technologies and simulation are analyzed. Simulation 3D models are developed on the basis of the played matches, providing substantial improvement in the efficiency of the group of tactical actions and tactical combinations in attack and defense. The quantitative and qualitative analysis of the received results of research, a comparative analysis of the guest and home matches are made. Methodical recommendations for improvement of the structure of tactical actions in the competitive process are developed.

Гулидин П.К., Лянгина А.А., Баранаев Ю.А. Планирование учебно-тренировочного процесса биатлонистов первого разряда (в условиях Витебской области)

Рассматриваются данные об эффективности применения годового и текущего планирования в учебно-тренировочном процессе биатлонистов с учетом состояния и возможностей климатических условий и материально-технической базы биатлона в Витебском регионе. Проведен педагогический эксперимент. Исследовались показатели общей и специальной физической подготовки, технико-тактической подготовки до эксперимента и после контрольной и экспериментальной групп. Результаты данного эксперимента показали, что проведение учебно-тренировочного процесса по разработанным планам в экспериментальной группе позволили статистически достоверно повысить показатели специальной физической подготовки, технико-тактической подготовки в отличие от контрольной группы. Учет особенностей Витебского региона позволяет создать обоснованное и эффективное планирование учебно-тренировочного процесса биатлонистов первого разряда и тем самым повысить качество и результативность подготовки спортивного резерва в области.

PLANNING OF EDUCATIONAL AND TRAINING PROCESS OF FIRST CLASS BIATHLONISTS (IN VITEBSK REGION)

P. GULIDIN, А. LYANGINA, YU. BARANAEYU

Data on the effectiveness of application of annual and current planning in educational and training process of biathlonists are considered taking into account the state and possibilities of climate conditions and material and technical basis of biathlon in Vitebsk region. A pedagogical experiment is carried out. Indicators of general training and special physical training of the control and experimental groups before and after the experiment were studied. The results of the experiment showed that using the developed plans in the experimental group allowed to increase the indicators of special physical training and technical and tactical training as opposed to the control group. Taking into account the peculiarities of Vitebsk region allows to create grounded and effective planning of educational and training process of first class biathlonists and to increase the quality and effectiveness of training of sports reserve in the region.

Аль-Бшени Фатхи Али, Досин Ю.М., Тисецкий А.В. Основные принципы реабилитации заболеваний суставов средствами лечебной физической культуры

Демонстрируются основные механизмы появления травм коленного сустава и принципы восстановления его функции. Рассматриваются особенности и виды травм коленного сустава, выявляются основные способы его реабилитации после перенесенных травм. Анализируются виды и причины травм коленного сустава; раскрывается понятие «реабилитация», предложена примерная его классификация. Также анализируются стадии реабилитации больных с травмами коленного сустава, определяются основные лечебные средства по реабилитации коленного сустава у больных и их эффективность. Представлены сделанные в результате обобщения итогов анализа специальной литературы и собственных исследований выводы о том, что, соблюдая основные принципы реабилитационной стадии, возможно восстановить травмированные суставы.

THE BASIC PRINCIPLES OF REHABILITATION TREATMENT OF DISEASES OF THE JOINTS BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE

ELBSHENI FATHI ALI, JU. DOSIN, A. TISETSKIY

The article contains information about the main mechanisms of appearance of injures of ligament device of a knee joint and the principles of restoration of its functions. The authors examine the characteristics and types of injuries of the knee, identify the main methods of rehabilitation after suffering a knee injury. The article also discussed the stages of rehabilitation of patients with knee injuries, identifies the major therapeutic agents for the rehabilitation of the knee of patients and their effectiveness.

Вишневская С.В., Апрасюхина Н.И. Динамика состояния здоровья выпускников спортивного класса базовой школы

На основании данных ежегодных профилактических медицинских осмотров проведено изучение динамики состояния здоровья выпускников двух 9-х спортивных классов средней школы № 10 города Новополоцка. Установлено, что за годы обучения в школе ухудшилось состояние здоровья у 40,7 % учащихся обоих классов, у 29,6 % школьников уже имелись определенные заболевания при поступлении в школу; и только 37,0 % выпускников этих классов не имели нарушений в состоянии здоровья. К окончанию школы 33,3 % выпускников спортивных классов относились к I медицинской группе здоровья; 48,1 % – ко II группе здоровья; 14,8 % – к III группе. Наиболее распространенными заболеваниями, которые появились у учащихся спортивных классов за время обучения в школе, являются болезни системы кровообращения, а также болезни глаза и его придаточного аппарата.

THE DYNAMICS OF THE STATE OF HEALTH OF GRADUATES OF SPORTS CLASSES OF BASIC SCHOOL

S. VISHNEVSKAYA, N. APRASYUKHINA

On the basis of data of annual medical examinations the study of dynamics of the state of health of graduates of the two 9th form sports classes of the secondary school No 10 in Novopolotsk is carried out. It is established that 40,7 % of pupils of both classes have worsened their state of health, 29,6 % of pupils had certain diseases when they started school; and only 37,0 % of graduates of these classes had no violations in the state of health. To the time of leaving school 33,3 % of graduates of sports classes were applied to the first medical group, 48,1 % – to the second group of health, 14,8 % – to the third medical group of health. The most widespread diseases which the pupils of sports classes had are diseases of the system of the blood circulation, and also the illness of the eye and its additional device.

Апанасенко И.П. Отношения человека с природой, вопросы экологического воспитания

Исследуются вопросы экологического воспитания как средство для формирования экологической культуры и рационального природопользования. Рассматриваются становление, трансформация взглядов и отношений человека с природой. Показаны точки зрения древних мыслителей и современных ученых на проблему влияния окружающей среды на здоровье людей. Рассмотрены факторы риска здоровья человека в период бурного роста научно-технического прогресса; вопросы экологического воспитания представлены как способ формирования экологической культуры и рационального природопользования. Реализуется один из главных принципов экологического воспитания и экологической этики – признание ценностного равновесия всех форм жизни.

MAN-NATURE RELATIONSHIPS: ISSUES OF ENVIRONMENT EDUCATION

I. APANASENKO

The issues of environment education are studied as a means of forming of ecological culture and rational nature management. Formation, transformation of views and relations of people with nature are considered. The ancient thinkers’ and modern scientists’ points of view on the problem of influence of the environment on people’s health are shown. Risk factors of people’s health in the period of rapid development of technological progress; issues of environment education as a means of forming of ecological culture and rational nature management are considered. One of the main principles of environment education and ethics is realized – acceptance of value balance of all life forms. all life forms.