Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

ВЕСТНИК ПГУ. №15. СЕРИЯ E. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2013г.

Сманцер А.П., Курбыко З.С. Теоретическое обоснование модели подготовки будущих учителей к работе с детьми в условиях инклюзивного образования

Освещаются теоретические и методологические аспекты моделирования подготовки будущих учителей к работе в условиях инклюзивного образования, определяется сущность модели как аналога описания реальных действий будущего учителя, выделяются компоненты модели: нормативно-правовой (нормативные и правовые акты по инклюзии), теоретико-методологический (аксиологический, гуманистический, системный и другие подходы), мотивационно-целевой (мотивы, цели инклюзивной деятельности), содержательно-информационный (инклюзивные экскурсы в психолого-педагогических дисциплинах, спецкурсы по выбору с инклюзивной тематикой), операционально-технологический (умения, навыки, компетенции, технологии в области инклюзии), организационно-планирующий (организация деятельности, планирование работы по инклюзии), эмоционально-волевой (создание эмоционального настроя, реализация волевых усилий), оценочно-рефлексивный (оценка, рефлексия результатов инклюзивной подготовки), результативно-корректирующий (обоснование результатов инклюзивной подготовки, её коррекция).

THEORETICAL SUBSTANTIATION OF FUTURE TEACHERS` PREPARATION MODEL ON WORKING WITH CHILDREN IN CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

А. SMANTSER, Z. KURBYKA

The article highlights the theoretical and methodological aspects of modeling of future teachers’ training for working in conditions of inclusive education, defines the essence of the model as an equivalent for real future teacher’s actions descriptions of the future teachers, points out the following components of the model: the regulatory-legal (regulatory and legal acts of inclusion) theoretical-methodological (axiological, humanistic, system and other approaches), motivational-objective (motives, goals of inclusive activity), contents-informational (inclusive excursions in psychological and pedagogical disciplines, additional special courses on inclusive themes), operational-technological (skills, competencies, technologies in the field of inclusio), organizational-planning (activities organization, planning in inclusion), emotional-volitional (creating emotional appropriate atmosphere, the implementation of efforts), valuation-reflective (valuation, reflection on the results of inclusive education), productive-correcting (justification of the results inclusive of preparation, its correction).

Кущина Е.А. Интердисциплинарность как принцип обучения в современном образовательном процессе

Отражены теоретические предпосылки развития интердисциплинарности в образовательном процессе. Проанализированы определения «интердисциплинарности», разнящиеся пониманием содержания. Охарактеризовано понятие «интердисциплинарные обобщения». Раскрыто единство функций обучения в условиях интердисциплинарности. Выделены уровни использования интердисциплинарности в обучении (в образовательном процессе). Рассматривается целостность, взаимосвязь и единство знаний, разносторонняя образованность личности через интердисциплинарность в образовательном процессе. Представлены выводы, сделанные в результате обобщения итогов анализа специальной литературы и собственных исследований, о том, что интердисциплинарность в образовании способствует как формированию активной позиции ученика в процессе обучения, так и реализации основных идей и методов педагогики.

INTERDISCIPLINARY AS A PRINCIPLE OF LEARNING IN THE MODERN EDUCATIONAL PROCESS

E. KUSHCHINA

The article describes the theoretical background of interdisciplinarity in the educational process. We have analyzed different definitions of “interdisciplinarity” that differ understanding of the contents. The article describes the concept of “interdisciplinary generalizations”. We have disclosed unity functions learning in interdisciplinarity. We have identified levels of using of interdisciplinarity in the educational process. We have considered that integrity, interrelation and unity of the relationship and many-sided education of personality through Interdisciplinarity in educational process. We have presented conclusions, which we have done as a result of analysis of special literature and our own research about contribution of Interdisciplinarity to form active position of pupil in the studying process and to realize main ideas and methods of pedagogy.

Козинский А.А. Проблемы конструирования дистанционной образовательной среды Брестского государственного университета

Исследуется вопрос конструирования информационной образовательной среды учебного заведения. Представлен анализ результатов проведенного анкетирования участников учебного процесса. Сделан вывод о том, что участники учебного процесса в разной мере и с различными целями используют возможности глобальной сети Интернет. Статистическое обоснование полученных выводов выполнено с привлечением критерия ?* (угловое преобразование Фишера). В ходе первых этапов исследования выполнен отбор компонентов для создания информационной образовательной среды дистанционного обучения. На основе полученных результатов сконструирована образовательная среда Брестского государственного университета. Компонентами среды являются общедоступные сервисы сети Интернет и ресурсы сети университета. Содержание образовательной среды представлено дистанционными курсами для учащихся общеобразовательных учебных заведений и магистрантов университета.

PROBLEMS OF DESIGNING DISTANCE EDUCATION ENVIRONMENT OF THE BREST STATE UNIVERSITY

A. KAZINSKI

The author in 2010 – 2012, the research devoted to the design of information of the educational environment of the educational institution. The first stage involved the questioning of participants of educational process. Detailed analysis of the results of the survey presented in this article. OS-the main conclusion of the survey is that the participants of educational process in different ways and with different communitybased purpose use the potential of the Internet. Statistical justification semi-reviewed findings performed with the involvement of criterion ?* (angular conversion Fischer). During lane-out stages of the study completed the selection of the components to create the information educational environment for distance learning. Based on the findings, designed educational environment of the Brest state University. Components of the environment are the public services of the Internet and the network resources of the University. The content of the educational environment is represented by remote courses for pupils of secondary schools and graduate University.

Шишлянникова Н.П. Полихудожественная подготовка будущего педагога-музыканта к работе в школе

Рассматривается проблема реализации полихудожественного интегрированного подхода к преподаванию искусства в школе, обоснованного в начале XXI века педагогом-художником Б.П. Юсовым, в практике подготовки студентов-музыкантов в вузе. Раскрывается методологическая значимость данного подхода в современных условиях нехватки учебного времени на предметы искусства в общеобразовательной школе и необходимости подготовки будущего педагога-музыканта как универсального специалиста, способного профессионально разбираться в смежных видах искусства и преподавать музыку во взаимодействии с литературой и изобразительным искусством. Практическая реализация полихудожественного подхода в преподавании музыки в школе показана на примере интегрированных уроков с учащимися начальной школы, проведенных студентами во время педагогической практики.

PREPARATION OF THE STUDENT-MUSICIAN TO POLYART ACTIVITY AT SCHOOL

N. SHISHLYANNIKOVA

In the article is viewed the problem of realization of polyart integrated approach to teaching arts in school, founded in the beginning of the XXI century by teacher-artist B.P. Yusov, in practice of teaching of the students-musicians in high education. The methodological importance of this approach is observed in modern condition of shortage of school time on subjects of arts and necessity of preparation of the future teacher-musician as the universal expert, capable professionally to understand the other kinds of art and to teach music in interaction with literature and painting. Practical realization of the polyart approach in teaching music at school is shown on an example of integrated lessons with pupils of the elementary school, lead by students during student teaching at school.

Ермакова Н.Г. Ценностное отношение обучающихся к выбору военной профессии: системный анализ

Рассматривается ценностное отношение к военной профессии как система, включающая следующие компоненты: мотивационно-целевой, содержательно-когнитивный, деятельностно-коммуникативный, эмоционально-волевой, личностно-мировоззренческий, нравственно-этический и оценочно-рефлексивный, которые функционируют как единое целое, взаимно дополняя друг друга. Раскрывается сущность каждого из них. Реализация этих компонентов в процессе получения образования выступает основой формирования ценностного отношения к выбору военной профессиональной деятельности. Показано, что формирование компонентов ценностного отношения к военному образованию будет способствовать успешному овладению курсантами знаниями, умениями и навыками, готовности к будущей профессиональной деятельности.

INTERCONNECTION OF COMPONENTS OF THE VALUABLE RELATION TO THE MILITARY PROFESSION

N. ERMAKOVA

The valuable relation to a military profession is considered as the system. It includes the components which integrate and mutually supplement each other. They are: motivational-targeted component which includes the following elements: requirements, motives, goals and interest; the intensional-cognitive component is manifested the degree of knowledge and skills requirement, the idea of the perfect professional image and the values of the military personnel; action-communicative component is the ability to work in cooperation, to establish the partnership; the main point of the emotive- determined component consists of the organization of the training process to acquired knowledge, skills were emotionally colored and also to develop cadets’ strong-willed efforts to outdo any difficulties in the educational path; personal-ideological component which includes social and personal representations, i.e. students’ outlooks; the moral-ethical component includes the following elements: conscience, debt, moral, self-reflection concerning vital and professional problems, the state and society responsibility; the evaluative-reflexive component provides the system approach in the analysis of the outcomes.

Конышева А.В. Обучение иноязычной речи студентов технических специальностей на основе автономного подхода

Показана одна из важных задач высшего учебного учреждения любого типа, заключающаяся в том, чтобы формировать восприятие студентами образовательного процесса не только как внешней по отношению к нему деятельности, но и как результата своей собственной деятельности, своей личной заботы, личной ответственности за сотворение, развитие себя, своей индивидуальности. При обучении иностранному языку особенно важно давать простор творческой фантазии, тогда обучающиеся могут экспериментировать с языком и работать автономно, то есть осознанно, независимо, самостоятельно и ответственно. Именно концепция автономного обучения позволяет максимально приблизиться к достижению этой цели и ее реализации. Автономный подход способен обеспечить, с одной стороны, решение в процессе обучения иноязычной речи задач, которые требуют специального учебного и содержательного контекста, с другой – более прочное развитие всех видов речевой деятельности.

FOREIGN SPEECH TEACHING TO TECHNICAL SPECIALITY STUDENTS ON THE AUTONOMOUS APPROACH BASIS

A. KONYSHEVA

One of the most important problems of higher educational establishment of any type is the formation of the students’ perception of the studying process not only as enternal action to him but as a result to his own action, his personal care, personal duty for creation, selfdevelopment and selfindividuality. During foreign language study it is very important to give reins to creative fantasy. In this case students can make experiments with a language and work autonomous, that is realizingly, independantly and responsibly. Exactly the autonomous education’s conception gives the possibility to draw near maximum to achivement to this aim and its realization. The autonomous approach is capable to guarantee, on the one hand, the decision of the tasks which demand special educational and contentual context in the process of forign language study and, on the other hand, to more firm development of all kinds of the speech activity.

Вакульчик В.С., Мателенок А.П. Методические средства и приемы реализации когнитивно-визуального подхода при обучении математике студентов технических специальностей

Спроектирована методика реализации когнитивно-визуального подхода посредством использования в процессе обучения математике студентов технических специальностей графических схем, информационных таблиц, алгоритмических предписаний и алгоритмов – методических средств, отнесенных нами к образно-знаковой и знаково-текстовой группам представления визуальной информации. Выделены дидактические преимущества и когнитивные возможности проектируемых методических средств в организации и активизации познавательной аналитико-синтетической деятельности обучающихся. Установлено, что научно обоснованное и спроектированное включение выделенных методических средств в процесс изучения новой темы или решения задачи позволяет аккумулировать достоинства проблемного и объяснительно-иллюстративного методов обучения математике. Обосновано, что предлагаемые средства позволяют сконструировать совокупность условий обучения – специальным образом сформированную визуальную учебную среду, в которой акцент ставится на использовании резервов визуального мышления учащихся.

METHODOLOGICAL TOOLS AND TECHNIQUES OF IMPLEMENTING COGNITIVE-VISUAL APPROACH IN TEACHING MATHEMATICS TO ENGINEERING STUDENTS

V. VAKULCHIK, А. MATELYONOK

This article outlines implementation technique of cognitive-visual approach to the process of teaching Mathematics to technical specialties students through the use of graphic schemes, information tables, algorithmic prescribings and algorithmic requirements – methodological tools which we refer to the graphic-sign and sign-and-text groups of visual information representation. We have emphasized the didactic advantages and cognitive possibilities of the outlined teaching tools in the organization and enhancement of students’ cognitive analytic-deductive activity. We have found out that scientifically based and planned inclusion of the emphasized methodological tools in the process of learning a new topic or problem solution allows to accumulate the advantages of problem and explanatory-illustrative methods of teaching Mathematic. We have proved that the tools being suggested enable us to construct a set of teaching conditions – specially formed visual learning environment, where use of students’ visual thinking reserves is emphasized. Herewith in the pedagogical process favorable conditions are created for methodically targeted help to students to find the connections between the topics being studied and concepts, which implicitly and indirectly contribute to memorizing, understanding, acquirement of basic concepts and statements. The use of potential visual thinking possibilities is regarded as an important parameter to influence the optimization of students’ cognitive activity self- organization.

Полозков Ю.В., Луцейкович В.И. Концепция интерактивного программного комплекса обучения и контроля знаний по начертательной геометрии

Рассматривается проблема комплексной автоматизации процессов интерактивного представления образовательного контента и выполнения геометро-графических заданий в ходе обучения начертательной геометрии. Построена процессная модель, на основе которой выполнен функциональный анализ образовательного процесса по графическим дисциплинам. С учетом анализа образовательного процесса предложена структурная схема интерактивного программного комплекса обучения и контроля знаний по начертательной геометрии. Рассмотрены вопросы реализации основных модулей этого программного комплекса – графического редактора и модуля автоматизации анализа выполненных задач.

THE CONCEPT OF THE INTERACTIVE SOFTWARE FOR EDUCATION AND THE CHECKING OF KNOWLEDGE ON DESCRIPTIVE GEOMETRY

Yu. POLOZKOV, V. LUTSAIKOVICH

The issue under review is the complex automation of processes of interactive presentation of educational content and fulfillment of geometrical-graphic exercises in descriptive geometry. The IDEF-model is created to serve as a basis for functional analysis of educational process in graphic disciplines. Taking into account the analysis of educational process a block diagram of the interactive software for education and checking of knowledge on descriptive geometry has been worked out. The paper reviews the implementation of the following main modules of the suggested software: a graphic editor and a module of automatic checking of exercises results.

Каминская И.А. Формирование вокальных умений у будущих учителей музыки в процессе самостоятельной работы

Рассмотрена проблема формирования вокальных умений у будущих учителей музыки. Раскрыты особенности вокальных умений педагога-музыканта, таких как звукообразование, певческое дыхание, артикуляция, дикция, эмоциональная выразительность, вокально-слуховой контроль. Определены сущность, содержание и психолого-педагогические особенности самостоятельной работы студентов по вокалу. Показано, что организация вокальной самостоятельной работы обусловлена личностными особенностями будущего учители музыки: саморегуляцией, адекватной самооценкой, рефлексивным мышлением, организованностью, целенаправленностью, сформированностью волевых качеств. Повышение эффективности формирования вокальных умений тесным образом связано с применением системы разноуровневых заданий по вокалу (репродуктивных, реконструктивных, творческих).

FORMATION VOCAL ABILITIES AT THE FUTURE MUSIC TEACHERS IN THE PROCESS OF SELF-STUDY

I. KAMINSKA

The article deals with the problem of vocal skills forming in future music teachers. Such peculiarities of music teachers’ vocal skills as sound producing, vocal breathing, articulation, diction, emotion expression, and vocal-aural control are presented. The article defines the essence, contents, and psychological-pedagogical peculiarities of students’ individual work in vocal. The organization of individual work in vocal is predetermined by the personal characteristics of a future music teacher: self-regulation, adequate self-esteem, reflexive thinking, good organization, and being aim oriented and resolute. The enhancing of the effectiveness of vocal skills forming is closely connected with the usage of the system of multilevel tasks in vocal (reproductive, reconstructive, and creative).

Бортник И.А., Емельянов А.А. Проблема общественно-политического устройства в творчестве Петра Скарги

Рассматривается проблема общественно-политического устройства в творчестве активного деятеля контрреформационного движения Речи Посполитой второй половины XVI – начала XVII века Петра Скарги. Выявлены и проанализированы социально-политические концепции в трудах данного мыслителя: «капланского королевства», государственного устройства, права. Установлено, что политическим идеалом П. Скарги выступала сильная монархия, ограниченная светской и в первую очередь церковной аристократией. Модель сильной монархии рассматривалась в неразрывной связи с постулированием господства католической религии и приоритета церковной власти в духовной сфере. Право рассматривается как средство для обеспечения безопасности в общественной жизни. Отмечается, что законы должны прежде всего служить интересам католической религии и нравственности. Право должно закреплять сословное деление общества и обеспечивать гармоническое взаимодействие в отношениях между сословиями.

THE PROBLEM OF SOCIAL AND POLITICAL STRUCTURE IN THE CREATIVE WORK OF PIOTRA SKARGA

I. BORTNIK, A. YEMELIANAU

The article dwells on the problem of social and political structure in the creative work of Piotra Skarga, who was a Counter-Reformation activist of Rzecz Pospolita in the second half of the 16th – the beginning of the 17th centuries. In the works of this thinker there were revealed and analysed such social and political concepts as the concept of “chaplain state”, the concept of polity, the concept of law. It was found out, that the political ideal of Piotra Skarga was a strong monarchy limited by church and temporal aristocracy. The model of this strong monarchy was considered to be inseparable from the axiomatisation of Roman Catholocism’s supremacy and the priority of church power in spiritual spheres. Law was seen as means of safeguarding in social life. It was mentioned that the laws were to serve the purposes of the Catholic Church and morality, they had to consolidate the estate division of society and to provide harmonious interaction between estates.

Ионе В.И. Проблемы свободы и национального самоопределения в метафизиологическом дискурсе И.П. Павлова

Исследуется тема, актуальность которой обусловлена необходимостью изучения закономерностей природы и специфики процессов сциентизации и технизации современного общества, которые приводят к кризису гуманистического миросозерцания, широкому распространению «социальных технологий» и дегуманизированных стратегий позитивной, рациональной реорганизации социума. Рассматриваются и подвергаются критическому анализу метанаучные спекуляции И.П. Павлова. Характеризуются такие понятия, как «физиологическое мышление» и «естественнонаучный ум». Анализируются проблемы истины и свободы в контексте сциентистских воззрений. Делается вывод о репрессивной направленности взглядов Павлова на общественное устройство.

PROBLEMS OF FREEDOM AND NATIONAL SELF-DETERMINATION IN I. PAVLOV’S METAPHYSIOLOGICAL DISCOURSE

V. IONE

The urgency of this topic is determined by the necessity of research of natural mechanisms and specificity of the scientific and technological processes of modern society. These processes lead to the crisis of the humanistic world view,to the wide spreading of “social technologies” and dehumanisated strategies of positive rational reorganisation of society. I.Pavlov’s metascientific speculation is considered and exposed to the critical analysis in the article. Such notions as “physiological thinking” and “natural sciences mind” are characterized. The problems of truth and of freedom are analyzed in the context of the scientistic views. The conclusion about a repressive orientation of Pavlov’s views to social system is drawn.

Смалякоў Д.А. Сэнсавае поле пытання іерархіі ў праваслаўна-каталіцкай палеміцы XVII стагоддзя на прыкладзе дыспуту Іанікія Галятоўскага і Адрыяна Пікарскага «Rozmowa Bia?ocerkiewska»

Апісваецца кола разнастайных канатацый, звязаных з абмеркаваннем царкоўнай іерархіі ў рэлігій-най палеміцы паміж каталіцтвам і праваслаўем у Беларусі XVII стагоддзя на прыкладзе палемікі Іанікія Галятоўскага і Адрыяна Пікарскага «Rozmowa Bia?ocerkiewska». Падаюцца гістарычныя акалічнасці і падаплёка рэлігійных аргументаў кожнага з бакоў. Вывучаецца пытанне старшынства Папы Рымскага ў хрысціянскай супольнасці, як вузлавы момант рэлігійнай палемікі паміж каталіцтвам і праваслаўем на тэрыторыі тагачаснай Беларусі. Апісваецца месца і значэнне пададзеных аргументаў для рэлігійнага і духоўнага жыцця Беларусі XVII стагоддзя. Вывучаецца месца рэлігійнай палеміцы ў дыялогу аб аб’яд-нанні хрысціянскіх цэркваў. На аснове пералічаных аргументаў фіксуюцца наступствы рэлігійнай пале-мікі для існавання праваслаўнай і каталіцкай канфесій у Беларусі.

THE SENSE OF THE HIERARCHIC ISSUE IN XVII CENTURY IN ORTHODOX AND CATHOLICS POLEMIC ON EXAMPLE OF IOANNIKIJ GALATOWSKI AND ADRIAN PIKARSKI DEBATES “ROZMOWA BIA?OCERKIEWSKA»

D. SMALIAKOU

The article deals with debates between Ianikij Galatowski and Adrian Pikarski. It proposes the understanding of connotations connected with debates on hierarchy in Orthodox and Catholics polemic in XVII cent. Belarus. The article analyzes the arguments of each side, the place and role of the arguments in historical background of Belarus. The article investigates the question of Pope of Rome priority in Christian community as a key moment of religious polemics between Catholics and Orthodox. The article explains the place of the arguments in religious and spiritual live of XVII cent. Belarus. The article proposes the view on religion polemics as part of the dialogue around the process of Christian churches unification.

Давыдик О.И. Белорусское национальное самосознание на современном этапе: проблема поиска методологических оснований исследования

Предпринимается попытка экспликации и анализа концептуальных оснований осмысления процессов формирования национального самосознания, актуальных для современного интеллектуального поля Беларуси. Многообразие дефиниций национального самосознания в отечественной философской науке, а также нередко их внутренняя противоречивость предельно актуализируют необходимость обоснования и конструирования продуктивного синтетического подхода, способствующего более точному пониманию сложных процессов, протекающих в современном белорусском обществе.

BELARUSIAN NATIONAL CONSCIOUSNESS AT PRESENT STAGE: THE SEARCH PROBLEM OF METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE STUDY

V. DAVYDIK

The following article attempts an explication of the conceptual bases that are relevant in today's intellectual field of Belarus. The variety of definitions of the Belarusian national identity, and the emergence of contradictions in the different approaches to its definition, gives rise to the need to find some synthetic approach that would promote a better understanding of the processes taking place in society.

Новік І.М. Паняцце інтэлектуальнай культуры ў канцэптуальным інструментарыі аналізу філасофскай і навуковай культуры Беларусі 20 – 30-х гадоў XX стагоддзя

Даследуецца пытанне ўвядзення ў навуковы зварот даследаванняў беларускай культуры і гісторыі новага паняцця «інтэлектуальная культура», а таксама доказу слушнасці і эўрыстычнасці яго даста-савання да культурнай сітуацыі ў Беларусі ў 20 – 30 гады XX стагоддзя. Разглядаюцца адметнасці аз-начанага перыяду: накладанне на вытворчасць навуковых і філасофскіх тэкстаў двух ідэалагічных ма-дэрнізацыйных праектаў – беларускага нацыяналізму і савецкага марксізму; праводзіцца аналіз кантэк-стаў выкарыстання і значэнняў паняцця «інтэлектуальная культура» ў сучаснай гуманітарнай навуцы; даследуюцца два іншыя паняцці сучаснай навукі – «эпістэмная культура» і «філасофская культура».

THE NOTION OF INTELLECTUAL CULTURE IN THE CONCEPTUAL INSTRUMENTS OF THE ANALYSIS OF THE PHILOSOPHICAL AND SCIENTIFIC CULTURE OF BELARUS IN THE 20 – 30TH YEARS OF THE 21ST CENTURY

І. NOVIK

The article is devoted to the introduction of a new concept of “intellectual culture” into scientific studies of the Belarusian culture and history. The primary goal of the article is to show heuristics of the application of this concept to the cultural situation in Belarus of 20 – 30 years of XX century. The imposition of the two ideological modernization projects of Belarusian nationalism and Soviet Marxism on the production of scientific and philosophical text is analyzed as the distinguishing trait of the period. Besides, author analyses the context of uses and meanings of “intellectual culture” in modern humanities and social studies and two similar concepts – “epistemic culture” and “philosophical culture”.

Сороко С.М. Информационное пространство культуры: личности, группы, социума

Анализируется механизм взаимодействия информационных пространств личности, групп, социума. Автор обосновывает идею, что, в отличие от информатики, в культурологических исследованиях понятия «информационное пространство» и «информационная система» приобретают специфику благодаря свободному перемещению информации и человека в пространстве и времени. В результате растянутого в историческом времени информационного процесса создается хронотоп культуры, формируются структуры её информационного пространства. Предлагается рассматривать культуру как самоорганизующуюся информационную систему с собственным информационным пространством. Факторами взаимодействия различных подсистем (информационных уровней) выступают доминантные идеи, которые для каждой формы, вида, типа, культуры собственные.

INFORMATION SPACE OF CULTURE: PERSONALITY, COMMUNITY, SOCIETY

S. SOROKO

Personality, community, society information space are analyzed as an interaction mechanism. The author’s idea touched upon in the research is that concepts “information space” and “information system” in culturological researches assume a special character as information and a person afford freedom of movement in space and time. The cultural chronotop and cultural structures are arising consequently as information process expanded in historical time. The author considered any culture as a self-organizing system with private information space, different dominant ideas as interaction factors describe every cultural form, type or model.

Смоликова Т.М. Развитие личности в контексте медиаконвергентных трансформаций

Рассматривается проблематика становления личности в условиях современной медиакультуры как сложном, конвергентном явлении, основанном на высокоинтегрированных цифровых и медийных технологиях. Медиакультура здесь выступает в статусе универсальной культуры со специфическими качественными процессами, определяющими её феноменологию, что обусловлено стремительным развитием и распространением новых медиасредств, трансформирующих различные стороны жизненного пространства каждого человека. Показано, что адаптация личности в условиях медиаконвергентных трансформаций кардинально отличается от предшествующих форм адаптации. Техническая амбивалентность, с одной стороны, проявляется в активизации интеллектуальной деятельности личности, а с другой – является отправной точкой формирования и развития его ценностно-целевых позиций в авторитарном информационно-коммуникативном пространстве. Сделан вывод, что данные эмпирических исследований обладают важным прикладным характером, способствуют более ёмкому, практически обоснованному моделированию и прогнозированию путей развития белорусской культуры, выявлению современных тенденций её динамики.

FORMATION OF PERSONALITY IN CONDITIONS OF MODERN MEDIA CULTURE

T. SMOLIKOVA

The topic of the formation of personality in conditions of modern media culture as complicated, convergent phenomenon, based of hightly-integrated numerical and media technologies is scrutinized in the article. Media culture is considered by the author in a status of the universal culture, in which specific qualitative processes defining its phenomenology are performed. Impetuous evolution and spreading of new media facilities, which got into the living space of each person, are transforming many sides of his life. The results of research presented in the article confirm that adaptation of personality in such conditions radically differs from its preceding forms. On the one hand technical ambivalence appears in enhancement of the intellectual activity of the individual, and on the other – is the starting point of the formation and development of its value and target positions in the authoritative informational and communication space. It is quite obvious that the data of empirical studies have important application character, contribute to a more capacious, almost sound modeling and prediction of development paths of Belarusian culture, identifying trends in its dynamics.

Спирина Е.А. Технология позицонирования молодого специалиста сферы культуры в условиях современного арт-рынка

Рассматриваются сущность и специфика арт-рынка, особенности его проявления в современных условиях информационного общества, анализируется деятельность по подготовке специалистов данного профиля в высших учебных заведениях Беларуси и обосновывается образовательная модель инновационного типа. Автор делает акцент на необходимости позиционирования молодого специалиста в современных условиях арт-рынка и предлагает технологию, которая включает ряд компонентов, необходимых для полноценной адаптации молодого специалиста сферы культуры на современном рынке труда. Постулируется вывод о существовании отличительных особенностей в современном арт-пространстве, и, соответственно, на арт-рынке различных стран и культур, которые не позволяют копировать нерациональные для белорусского арт-рынка западные теории и технологии позиционирования молодых специалистов сферы культуры, а требуют обязательного адаптирования их под местные традиции культуры и специфику арт-пространства.

POSITIONING TECHNOLOGY OF THE YOUNG SPECIALIST IN THE FIELD OF CULTURE IN THE CONTEMPORARY ART-MARKET

E. SPIRINA

Discusses the nature and specificity of the art market, especially its manifestations in modern information society, analyzes the activities to prepare such specialists in higher educational institutions of Belarus and justified innovative educational model type. The author emphasizes the need for positioning a young specialist in contemporary art market conditions and offers technology that includes a number of components needed to complete the adaptation of the young specialist in the field of culture in the modern labor market. Postulated conclusion about the existence of distinctive features in the contemporary art space, and, consequently, on the art market in different countries and cultures that do not allow you to copy unsustainable for the Belarusian art market Western theory and technology positioning of young specialists in the sphere of culture, and require that we adapt them under the local traditions and culture specificity art space.

Бриш Е.О. Информационная политика в области сохранения электронной информации

Рассматриваются международные правовые документы, регламентирующие статус электронной информации в современном социокультурном пространстве. На примере ключевых нормативных документов (программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (2001); «Хартии о сохранении цифрового наследия» (2003); «Московской декларации о сохранении электронной информации» (2011) анализируется международный опыт информационной политики в контексте реализации доступа к электронной информации. Приводятся основные концептуальные подходы к пониманию сущности и феноменальности электронной информации как источника сохранения культурного документального наследия для будущих поколений в виде универсальных электронных текстов и коллекций текстов электронных библиотек. Обосновывается идея, что в условиях потенциального цифрового неравенства возникает риск ограничения возможностей отдельных социальных групп в доступе к информационным коммуникациям, что противоречит ключевым подходам современной международной информационной политики.

THE INFORMATION POLICY IN THE CONSERVATION OF ELECTRONIC INFORMATION

E. BRYSH

We consider a number of international and national legal instruments governing the status of electronic media in today’s socio-cultural environment. The international experience of information policy in the implementation of access to electronic information analyzes on the example of key regulatory documents (UNESCO “Information for All” (2001), the “Charter of the digital heritage” (2003), “Moscow Declaration on the preservation of electronic information” (2011). The basic conceptual approaches to understanding the essence and the phenomenal electronic information as a source of cultural preservation of the documentary heritage for future generations as a universal electronic collection of texts and texts of the digital libraries. In terms of potential digital divide, there is a risk of the capacity constraints of certain social groups in the access to the information and communications contrary to the basic approach is a key in today’s information policy.

Филиппенко В.В. Детерминанты творчества личности: культурологический аспект

Исследуется актуальная проблематика современной культурологи – вопрос творчества личности. Анализируется детерминация творческого акта и рассматриваются детерминанты творчества личности, опираясь на научные работы в области философии, искусствоведения, психологии. Раскрывается и обосновывается категория «детерминанты творчества личности» в качестве самостоятельной терминологической единицы, а также дается собственная культурологическая трактовка данного термина. Определяются и выделяются ключевые детерминанты творчества личности с позиции культурологии, к которым автор относит мировоззрение, архетипы, ментальность, самосознание, язык и стиль.

THE DETERMINANTS OF THE CREATIVITY OF A PERSONALITY: CULTUROLOGICAL ASPECT

V. FILIPPENKO

The article is devoted to the actual problem of contemporary cultural studies: the issue of creativity of a personality. The determination of the creative act is analyzed and the determinants of the creativity of a personality are indicated based on the research in the fields of philosophy, art criticism, psychology. The category “the determinants of the creativity of a personality” is revealed and substantiated as a separate terminological unit and also own culturological interpretation of the term is given. The key determinants of the creativity of a personality are defined and allocated in view of сulturology, to which the author refers outlook, archetypes, mentality, self-consciousness, language and style.

Мельничук Е.Н. Влияние русского символизма на творчество Якова Мамонтова

В культурологическом контексте рассматривается влияние русского символизма, в частности теургической концепции драмы Вяч. Иванова, философско-эстетических концепций В. Соловьева, А. Блока, А. Белого, на творчество украинского драматурга Якова Мамонтова. Очерчены ведущие мотивы и проблематика произведений автора в рамках культуры модерна. Тема исследования предопределяет анализ символистской драматургии художника в русской философской, культурологической и эстетической мысли. Внимание акцентируется на трактовке драмы символистами, исследуются знаково-символистские элементы драматургии Якова Мамонтова, что значимо, поскольку в украинской гуманитарной науке символистская драма долгое время рассматривалась в отрыве от символистской теории или же сопоставлялась с ней эпизодически. В работе анализируется теургическая сущность пантомимы и танца как элементов драмы в культуре модерна. На примере драматических этюдов Якова Мамонтова автор пытается доказать, что в основу жанра малой драматической формы легла символистская теория жизнетворчества.

RUSSIAN SYMBOLISM INFLUENCE ON JACOB MAMONTOV CREATIVITY

E. MELNICHUK

The article shows the influence of Russian symbolism, in particular theurgical concept drama of Vyacheslav Ivanov, philosophical and aesthetic concepts of Vladimir Solovyov, Alexander Blok, Andrei Bely on creativity Jacob Mamontov in the context of the modernist culture. Outlines the leading motives and agenda of the works of the author. Research topic predetermines the analysis of the symbolist drama of the artist in the context of Russian philosophical and culturally-aesthetic ideas. Examining synthesis of arts in the semiotic-symbolistic the field of drama Jacob Mamontov, the author focuses on the interpretation of drama symbolists, because in the Ukrainian science symbolistic drama has long been seen in isolation from the symbolist theory or correlates with it occasionally. The work analyzes the theurgical and meaningfulness of pantomime and dance drama elements in the context of the culture of modernism. For example, the dramatic sketches of Jacob Mamontov the author tries to prove that the genre of small dramatic form lay symbolistic theory vital creativity.

Зубавина И.Б. Победа чувственного Хаоса над бесчувственным Логосом в эстетике киноавангарда 1920-х годов

В культурологическом контексте художественной культуры модерна проводится анализ леворадикальных направлений нового для начала ХХ века авангардного кино. На основе эстетических концепций импрессионизма, абстракционизма, экспрессионизма, сюрреализма и других школ и течений модерна, отраженных в авангардном кинематографе 1920-х годов, сделана попытка нащупать «основной нерв» искусства кинематографа как стремление увидеть за видимым – невидимое, за «фасадом» – сущность. Раскрывается сущность – каким образом нереалистическая эстетика киноавангарда свидетельствует об актуализации позиции субъекта в духовном климате начала ХХ столетия, о победе чувственного начала над строгой логичностью рационального мышления через деформацию пространственного мировосприятия, условность социальных, моральных, эстетичных норм, отказ от принципов традиционной нарративности и тематики, предельную субъективацию мироздания.

VICTORY OF THE PERCEPTIBLE CHAOS OVER THE INSENSIBLE LOGOS IN THE AESTHETICS OF THE FILM AVANT-GUARD OF THE 1920TH

I. ZUBAVINA

On material of the avant-gardist cinematograph of the 1920th an attempt to find the “basic nerve” of the cinema and art in general is made the aspiration to see the visible beyond the invisible – the point beyond the “fa?ade”. It is shown how unrealistic aesthetics of cinematographic advance-guard testifies to actualization to position of subject in the spiritual climate of beginning of ХХ of century, about victory of the perceptible beginning over strict logic of the rational thinking.

Погребняк Г.П. Французский кинематограф «Новой волны»

Исследуются мировоззренческие тенденции французского кинематографа «Новой волны». Рассматривается одна из моделей авторского кино на основе философской концепции экзистенциализма Жана-Поля Сартра и Альбера Камю, в качестве материала для научного поиска избрано творчество Франсуа Трюффо, Жана-Люка Годара, Клода Шаброля, Луи Маля, Эрика Ромера, Жака Риветта, Алена Рене. Отталкиваясь от собственных исследований, а также используя историко-теоретическую базу отечественных и зарубежных учёных, автор интерпретирует экзистенциальные идеи и мотивы в киноработах наиболее ярких представителей французского авторского киноискусства. Анализируя содержание и форму авторских фильмов, а также изобразительно-выразительные средства, исследователь опирается на исходные принципы философского мировидения и отражения действительности в «атеистическом экзистенциализме», развивает подход, согласно которому французская кинематографическая модель – это не только одна из важнейших характеристик человеческой деятельности как авторской, но и истинная её экзистенциальная сущность.

FRENCH CINEMA OF THE “NEW WAVE”

G. POGREBNIAK

The article examines the philosophical foundations of French cinema of the “new wave”. The researcher considers one of the models of cinematic authorship, based in their discussions on the philosophy of atheistic existentialism of Jean-Paul Sartre and Albert Camus, using as a material for scientific research work of Francois Truffaut, Jean-Luc Godard, Claude Chabrol, Louis Malle, Eric Rohmer, Jacques Rivette, Alain Resnais. The author examines the existential interpretation of ideas in the film works most prominent representatives of the French author’s cinema, starting from his own observations, as well as the active use of historical and theoretical basis of domestic and foreign researchers By analyzing the content and form of copyright movies, as well as figurative and expressive means of the researcher relies on the basic principles of philosophical vision and reality show artist, develops a conceptual approach, according to which the French cinematic model of authorship is regarded not only as one of the most important characteristics of human activity, but as a true.

Яроцкая Ю.А. Православие в религиозной культуре Японии

Рассматриваются аспекты деятельности православной миссии на рубеже XIX – XX веков под руководством архиепископа Николая Японского, который считается одним из первых русских японоведов, чьи научно-просветительские труды выходят далеко за рамки церковной деятельности, охватывают в целом укоренение духовных православных традиций в культуре Японии. Доказывается, что архиепископ Николай Японский показал выдающийся пример успешной миссионерской деятельности в среде, враждебной христианству, прожив в Японии длительное время, он не только основательно изучил культуру, историю, религию, обычаи этой страны, но и стал неотъемлемой частью ее духовного культурно-исторического наследия. Обосновано значимое влияние, которое православие оказало на религиозную культуру в ходе своего становления на японских островах. Внимание автора акцентировано на исследовании особенностей перевода Евангелия на японский язык, а также миссионерская деятельность по строительству кафедрального собора в Токио.

THE INFLUENCE OF ORTHODOXY ON RELIGIOUS CULTURE OF JAPAN

Y. YAROTSKAYA

The main features of activity of Orthodox mission under the direction of the archbishop Nicolai of Japan is studied in the article. Archbishop Nikolai of Japan showed an example of successful missionary activity in the environment of hostile to Christianity. The author emphasizes the influence which Orthodoxy rendered on religious culture during the development on Japanese islands. The main features of the translation of the Gospel on Japanese and the building of the cathedral in Tokyo are interesting especially.

Руденик В.В., Тихон И.Г. Взаимосвязь механизмов управления движениями как основа методики развития координационных способностей у спортсменов

Рассматривается вопрос развития координационных способностей как важнейшая задача подготовки спортсменов. Установлено, что координационные способности, проявляемые при решении двигательных задач, во многом определяют эффективность умений спортсменов использовать накопленный двигательный потенциал, являются вещественными коррелятами эффективности двигательного навыка. Кроме того, в системе координационных способностей в аспекте рассмотрения как специфических, так и специальных (актуальных) целесообразно выделять простые, сложные и сверхсложные координационные способности. Показана необходимость образования связей названных координационных способностей с ведущими механизмами управления движениями: стабилизирующими, жесткими, гибкими и следящими. В результате проведенных исследований выработаны положения, позволяющие более эффективно осуществлять процесс совершенствования простых актуальных координационных способностей высококвалифицированных спортсменов на этапах углубленного разучивания, закрепления и дальнейшего совершенствования техники действия.

INTERRELATION MECHANISMS CONTROLS MOVEMENTS AS THE BASIS OF METHODS COORDINATION ABILITIES IN ATHLETES

V. RUDENIK, I. TSIKHAN

Readiness of sportsmen is determined by the level of development impellent potential and the ability to use it when solving motor tasks that occur during competitive activit. Coordination abilities exhibited by when solving motor tasks, in many ways define efficiency of abilities of athletes use the accumulated the potential of impellent, are material correlates of impellent skill performance. The development of coordination abilities is the most important task of training athletes. It is established that the system of coordination abilities in the aspect of consideration of both specific and special (actual), it is appropriate single out simple, complex and highly complex coordination abilities. Results allow to state the necessity formation of coordination abilities of these linkages with the leading motion control mechanisms: stabilizing, rigid, flexible, and attending. A result of researches developed provisions to allow implement more effectively the process of improving the simple actual of coordination abilities highly skilled athletes at the stages of learning the depth and consolidate and to further improve technique of action.

Ворон А.В. Обучение технике опорной части прыжка с шестом на основе использования комплекса тренажерных устройств

Предлагается инновационная методика обучения технике опорной части прыжка с шестом на основе использования разработанного комплекса тренажерных устройств. Экспериментально показано, что движения, воспроизводимые в условиях специально сконструированных тренажерных устройств, адекватны по кинематическим параметрам движениям, которые выполняются спортсменами в соревновательных условиях. Эффективность методики обучения технике опорной части прыжка с шестом на основе использования комплекса тренажерных устройств подтверждена результатами формирующего педагогического эксперимента.

TEACHING AND TRAINING THE TECHNIQUE OF THE PLANT AND TAKE-OFF PHASE OF POLE VAULTING USING THE COMPLEX OF TRAINING DEVICES

A. VORON

An innovative training methods for the plant and take-off phase of pole vault were developed on the base of training equipment complex. It was experimentally proved that the movements performed on specially designed training devices are cinematically adequate to those performed by athletes under actual emulative conditions. The efficiency of training methods for plant and take-off technique was approved by the results of forming pedagogical experiment.

Шахдади Ахмад Навваб. Биомеханические характеристики метания молота у спортсменов высокой квалификации

Представлены данные о характеристиках техники метания молота спортсменов высокой квалификации, полученные в результате исследований с применением методов биомеханического анализа. При этом выявлены временные диапазоны предварительного раскручивания и оборотов молота во вращательных движениях системы «молот – спортсмен», определена общая тенденция временной организации движений метателя. Показано, что выполнение движений в границах вариативности не ведет к техническому нарушению системы действия. Обнаружено, что большая длительность выполнения поворотов приводит к потере скорости вылета молота.

BIOMECHANICAL CHARACTERISTICS OF THE HAMMER THROW AT THE SPORTSMEN OF HIGH QUALIFICATION AHMAD

N. SHAHDADI

As a result of research using the methods of biomechanical analysis of the obtained data on the characteristics of equipment in the hammer throw sportsmen of high qualification. The identified time ranges prior unwinding and turns hammer in rotational motions of a system of “hammer – athlete” and defines a General trend temporal organization of movements thrower; it is shown that the performance of the movements within the boundaries of variability leads to a technical disruption of action; revealed that the long duration of the implementation of turns leads to a loss of speed departure hammer.

Незгодинская В.В. Использование фитнес-аэробики для оптимизации физического воспитания студенток вузов

Анализируются данные научно-методической литературы, собственных наблюдений и практического опыта. Выявлено, что содержание действующей программы по физическому воспитанию в вузах построено на малоэффективных физических упражнениях и не обеспечивает мотивационных установок на здоровый стиль жизни, не приобщает к оптимальной двигательной активности, не учитывает особенности физического и функционального состояния организма студенток. Даются рекомендации по модернизации системы физического воспитания в вузе, одним из направлений которой является внедрение инновационных технологий в учебный процесс студентов вузов, а именно фитнес-аэробики.

THE USAGE OF FITNESS AEROBIC FOR THE OPTIMIZATION OF THE PHYSICAL EDUCATION OF THE UNIVERSITY STUDENTS

V. NIAZHADZINSKAYA

The data of the scientific literature, own observations and practical experience are analyzed. It is discovered that the content of the functioning program of the physical education at the universities is built up on the basic of the ineffective physical exercises and does not provide for the motivation aim at the healthy life-style, does not join to the optimal activity, does not take into account the peculiarities of the physical and functional state of the students’ organism. The recommendations of the modernization of the system of the physical education at the universities is given, one of the directions of such modernization is the introduction of the innovation technologies into the studying process of the university students, especially the introduction of fitness aerobic.

Шахдади Ахмад Навваб, Ворон А.В. Управление технической подготовкой метателей молота на основе срочной информации о биомеханических характеристиках метания

Исследуется оперативная коррекция техники метания молота, основанная на срочной видеоинформации и компьютерном расчете по разработанным функциональным моделям биомеханики движения, которая позволила построить учебно-тренировочный процесс метателей молота с опережающим достижением запланированных соревновательных результатов и существенно повысить эффективность тренировочных занятий. Показано, что функциональные модели технического мастерства спортсменов ориентируют занимающихся на достижение запланированных результатов в технической подготовке, способствуют ускорению процесса совершенствования техники метания и достижения лучшего соревновательного результата.

MANAGEMENT OF TECHNICAL TRAINING HAMMER THROWERS ON THE BASIS OF THE URGENT INFORMATION ABOUT THE BIOMECHANICAL CHARACTERISTICS OF THROWING AHMAD

N. SHAHDADI, A. VORON

Operative correction of equipment in the hammer throw, based on an urgent video and computer calculation according to the developed functional models in biomechanics of movements, allowed to build the training process hammer throwers to the faster achievement of competition results and significantly increase the efficiency of training exercises. It is shown that the functional model of technical skill of sportsmen Orient involved in achieving planned results in technical training, help to accelerate the process of perfection of technique of throwing and achieve a better competitive result.

Венскович Д.А. Влияние физических упражнений на организм женщины с учетом различных триместров беременности

Рассматриваются особенности влияния физических упражнений на женский организм с учетом различных триместров беременности. Показан эффект от занятий физическими упражнениями во время беременности – физические нагрузки помогают укрепить мышцы, улучшают кровообращение и кровоснабжение всех внутренних органов, в том числе и маточно-плацентарное, увеличивая доставку кислорода и питательных веществ плоду. Физические упражнения помогают становлению правильного дыхания – женщина осваивает те типы дыхательных движений, которые ей необходимы при родах. Кроме того, одним из необходимых навыков, приобретаемых при выполнении физических упражнений для беременных, является умение расслаблять одни группы мышц при напряжении других, что особенно важно при родах. Физическая подготовка снижает риск осложнений во время родов, а также помогает женщине быстрее восстановиться после них.

THE INFLUENCE OF THE PHYSICAL EXERCISES ON THE WOMAN’S ORGANISM CONSIDERED DIFFERENT PREGNANCY TERMS

D. VENSKOVICH

The article deals with the peculiarities of the influence of physical exercises on the female body taking into account different trimesters of pregnancy. The benefits of physical exercises during pregnancy are obvious: exercising helps strengthen muscles, improve blood circulation and blood flow of all the internal organs, including uteroplacental, increasing the delivery of oxygen and nutrients to a fetus. Exercises help the formation of proper breathing – a woman develops the types of respiratory movements she needs at birth. In addition, one of the necessary skills acquired during exercise for pregnant women, is the ability to relax one muscle group while others are at tension, which is especially important during childbirth. Physical fitness reduces the risk of complications during childbirth and also helps women to recover after delivery faster.