Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

ВЕСТНИК ПГУ. №7. СЕРИЯ Е. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2014г.

Конышева А.В. Творчество в контексте профессиональной педагогической деятельности преподавателя вуза

Исследуется проблема творчества преподавателя высшей школы. Рассматриваются вопросы, касающиеся определения сущности педагогического творчества, его специфики, а также основных направлений творчества преподавателя. Профессиональная деятельность педагога рассматривается как один из видов практического искусства, которое находит свое выражение в том, как преподаватель выделяет и решает профессиональные задачи, встающие перед ним. Творческий характер педагогической профессии обусловливается еще и тем, что педагог сам создает среду своей деятельности, организуя студентов и руководя процессом их обучения и развития. При этом деятельность самого преподавателя также находится в изменении и развитии – это касается постоянного обновления содержания образования и появления новых идей, методов и совершенствования форм обучения.

CREATIVITY IN CONTEXT OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ACTIVITY OF HIGH SCHOOL TEACHER
A. KONYSHEVA

This article is devoted to the problem of a high school teacher’s creativity. The author defines the essence of a teacher’s creativity, examines its specific nature, and the main lines of a teacher’s creativity. The professional activities of a teacher to be regarded as one of the types of practical art, which finds its expression in how the teacher selects and decides the professional challenges in front of him. Inspirational teaching profession stems from the fact that the teacher creates an environment of his activity, organizing students and directing the process of their learning and development. The work of the teacher is in the change and development – it is the continuous updating of the content of education, and the emergence of new ideas and practices, and improve of learning forms.

Каленникова Т.Г. Педагогический потенциал вуза в формировании личностных качеств будущих специалистов (из опыта БГТУ)

Раскрываются педагогические условия поэтапного формирования личности студента к будущей профессиональной деятельности. Показано, что задачи воспитания в вузе реализуются через модель «студент – вуз», которая включает в себя содержание обучающих программ, внеучебную деятельность, проблематику научных исследований, факультет общественных профессий. Комплекс мер и действий, объединяемых в эту модель, поможет студентам сформировать совокупный «социальный капитал», который будет поддерживать дальнейшее развитие личности выпускника в открытом сообществе с ориентацией на гражданственность, патриотизм, демократию.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF UNIVERSITY IN FORMATION OF PERSONAL QUALITIES OF FUTURE SPECIALISTS (FROM EXPERIENCE BSTU)
T. KALLENIKOVA

Pedagogical conditions of students’ individuality gradual formation for future professional activities are described in this article. Goals of university education are implemented through the model “student – university”, which includes training programs, extracurricular activities, research work, department of social occupations. A set of measures and actions, combined in a model “student – university” will help students gain “social assets” that will support further personality development of the graduate with a focus patriotism and democracy.

Селиванова Л.И. Опыт организации и планирования работы студенческой научно-исследовательской лаборатории

Раскрывается порядок организации студенческой научно-исследовательской лаборатории при кафедре педагогики на факультете психологии и педагогики учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины», определяются цель, задачи, функции и направления ее деятельности. Интерес представляет авторское видение содержания работы научно-исследовательской лаборатории, которое включает различные виды социально значимой деятельности студентов и преподавателей, способствующей их профессиональному и личностному саморазвитию и самосовершенствованию. Представленный опыт может быть полезен для создания студенческих научно-исследовательских лабораторий в учреждениях высшего образования, а также научных обществ старшеклассников и учащихся других учреждений.

EXPERIENCEINORGANIZINGANDPLANNING RESEARCHLABORATORIESOFSTUDENTS
L. SELIVANOVA

This article explains the process of organizing research laboratory of students at the Department of Pedagogy at the Faculty of Psychology and Pedagogy in educational institution “Gomel State University named after Skarina” defines goals, objectives, functions and areas of its activity. Interest is the author’s vision of content of research laboratory work, which includes various kinds of social activities of students and teachers, contributing to their professional and personal self-development and self-improvement. Presented experience may be useful for the establishment of research laboratories of students in higher education institutions, as well as scientific societies school students and students of other institutions.

Худяков А.Ю. Организационно-педагогические условия взаимосвязи теоретического и практического обучения
студентов педагогических специальностей технико-технологического профиля

Исследуется взаимосвязь теоретического и практического обучения как педагогическое условие формирования познавательной активности у студентов. Рассматриваются условия формирования познавательной активности студентов на лабораторных занятиях в межпредметном и дидактическом аспектах. Выделены типы связи теории с практикой на основе анализа и с учетом специфики содержания профессионального обучения, а также уровня использования теоретических знаний на лабораторных занятиях. Выявлены основные требования к взаимосвязи теоретического и практического обучения. Предлагается вариант процесса инструктирования студентов при организации самостоятельной учебно-практической деятельности. Разработана модель взаимосвязи практического обучения с теоретическим, в которой представлены её характеристики, приемы и средства реализации.

ORGANIZATION AL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CORRELATION BET WEEN
THEORETICAL AND PRACTICAL TRAINING OF STUDENTS TECHNICAL AND TECHNOLOGICAL PROFILE
A. HUDIAKOV

Connection of the theoretical and practical training as a pedagogical condition of formation of cognitive activity among students. The conditions of formation of students’cognitive activity in laboratory classes in cross curricular and didactic aspects. Distinguished types of communication theory and practice based on the analysis and taking into account the specifics of the content of vocational training, as well as the level of use of theoretical knowledge in laboratory studies. Identifies the main requirements for interconnection of theoretical and practical training. A variant of processtion instructs students at the organization of independent teaching practice. A model of the relationship of practical training with theoretical, which formed the characteristics, techniques and means of implementing the types of relationship of theoretical and practical training.

Щепеткова Н.В. Предпосылки развития непрерывного педагогического образования
в системе «колледж – университет» в постсоветский период

На основе анализа нормативно-правовых документов конца 1980-х – начала 1990-х годов и данных статистической отчетности выявлены предпосылки развития непрерывного педагогического образования в системе «колледж – университет». В качестве определяющей предпосылки рассматривается переход Беларуси к рыночной экономике: рыночные отношения в сфере образования привели к расширению номенклатуры педагогических специальностей вузов, в том числе в сокращенные сроки обучения, обусловили массовость высшего педагогического образования при резком сокращении среднего специального. Важной предпосылкой развития непрерывного образования в системе «колледж – университет» является становление суверенитета Беларуси, вызвавшее, с одной стороны, затруднения из-за отсутствия нормативно-правовой и научно-методической базы национальной системы образования; с другой – давшее дополнительный импульс развитию непрерывного образования благодаря обращению к международному образовательному опыту. В качестве предпосылки рассматриваются миграционные процессы внутри Беларуси, вызванные урбанизацией и последствиями аварии на Чернобыльской АЭС: преодоление негативных для образования последствий миграции обусловило стабильный рост количества поступающих на педагогические специальности, способствовало расширению номенклатуры специальностей за счет введения двойных квалификаций.

PRECONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION
WITHIN THE SISTEM OF COLLEGE-UNIVERSITY IN THE POST-SOVIET PERIOD
N. SHCHEPETKOVA

Based on the analysis normative legal documents of the late 1980s – early 1990s and statistical reports identified prerequisites of continuous pedagogical education within the sistem of college-university. As the main precondition is considered the Belarus transition to a market economy. Market relations in the sphere of education has led to expand the range of pedagogical specialties universities, including – in the reduced terms of training, as well as massive higher pedagogical education while dramatically reducing secondary special one. An important precondition for the development of continuing education within the sistem of college-university is becoming the sovereignty of Belarus. On the one hand, this led to difficulties due to lack of a regulatory framework and methodological framework of the national education system, on the other hand – this gave additional impetus continuing education due to appeals to the international educational experience. As a precondition considered migration inside Belarus caused by urbanization and the consequences the Chernobyl accident. Overcoming the negative consequences of migration for education led to a stable increase in the number entering the teaching specialty and contributed to expand the range of specialties by introducing double qualifications.

Каравай И.В. Гуманистическая направленность подготовки учителей начальной школы Северо-Западного края в 60-е годы ХIХ века

Дегуманизация человеческих отношений в современном мире обусловливает значимость проблемы гуманизации образования. В этой связи огромное социально-педагогическое значение приобретает обращение к архивным материалам прошлого, позволяющим выявить концептуальные основы теории гуманизации образования из конструктивного практического опыта наших предшественников. Анализируется образовательный проект попечителя Виленского учебного округа А.П. Ширинского-Шихматова – педагогические курсы 1862 года по подготовке православного учителя для правительственной начальной школы Северо-Западного края – с точки зрения его гуманистической направленности. Выделены закономерности и принципы современной теории гуманизации образования, которыми руководствовался А.П. Ширинский-Шихматов в своей деятельности по организации педагогических курсов.

HUMANISTIC ORIENTATION OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS’ TRAINING OF THE NORTHWEST REGION IN THE 60’S OF XIX CENTURY
I. KARAVAI

Due to the people’s relations dehumanization in the modern world the issue of humanization of education has become significant. In this connection, reference to the archival materials of the past, allowing to determine the beginnings of genesis and evolution of the education humanization theory, gets a great importance. Within the article the author analyzes the educational project of A.P. Shirinsky-Shikhmatov in the post of commissioner of the Vilna school district – pedagogical training courses for orthodox teachers, meant to be employed by governmental primary school of Northwest region, launched in 1862 – in terms of its humanistic orientation. The author points out regularities and principles of the modern theory of humanization of education, by which the duke A.P. Shirinsky-Shikhmatov was guided during his activities of organizing the pedagogical courses.

Мицкевич Ю.В. Реклама и нравственность как объекты педагогического анализа

Рассматриваются педагогические возможности и перспективы реализации воспитательного по-тенциала рекламы в процессе формирования нравственности личности. Подчеркивается, что созида-тельные рекламные обращения помогают личности определить ценностные основы жизнедеятельности. Проводится идея, что нравственное воспитание человека будет более эффективным, если лейтмотив рекламного обращения находит отклик в сердце человека, получает воспитательный резонанс, что в свою очередь стимулирует личность к более глубоким размышлениям над своим поведением в коллективе. Делается акцент на том, что гуманная реклама способна мотивировать человека к созидательным поступкам, конструктивным межличностным взаимоотношениям, активно-инициативному участию в качественном преобразовании окружающей действительности.

ADVERTISING AND MORALITY AS OBJECTS OF SCIENTIFIC UNDERSTANDING
Y. MITSKEVICH

Possibilities and prospects of realization of educational potential of advertising in the formation of a moral person. It is emphasized that creative advertising reference help the individual to determine the value basis of life. It is revealed that moral education of man is more effective if the leitmotif of the advertising mes-sage resonates in the heart of man, i.e. receives educational resonance, which in turn stimulates a person to a deeper reflection on their behavior. Emphasis on the fact that humane advertising can motivate a person for creative actions, constructive interpersonal relationships, active-active participation in the qualitative trans-formation of reality.

Вакульчик В.С., Капусто А.В. К методике применения приложения microsoft Excel
для построения алгебраических и трансцендентных линий

В представляемом исследовании обоснованы дидактические преимущества и возможности внедрения выделенных методических средств в процесс изучения конкретных разделов математики; разработаны и спроектированы методики применения программного обеспечения как эффективного методического средства для построения линий, заданных параметрически и в полярной системе координат, а также для построения областей при вычислении интегралов по фигуре. Аналитико-экспериментальными исследованиями установлено, что методическое обеспечение указанного уровня позволяет качественно изменить методику работы со студентами. Методически системная организация математической познавательной деятельности студентов с использованием спроектированных методик в преподавании математики позволяет оказывать существенное влияние на степень реализации как обучающей, так и развивающей функций в процессе обучения математике на технических специальностях, в значительной мере способствует решению задачи повышения качества подготовки специалистов технического профиля.

ON THE METODS OF THE MICROSOFT EXCEL OPPLICATION USE FOR CONSTRUCTION
OF AGEBREI AND TRASCENDENT LINES IN DIFFERENT SYSTEMS OF COORDINATES
V. VAKULCICK, A. KAPUSTO

In the stated sense in the new presented results there have been based the didactic advantages and opportunities of the detailed methodical aids introduction in the process of learning specific parts of mathematic, worked out and designed the software application methods as an effective teaching means for lines construction, which were set parametrically and in the polar system of coordinates, and also for the construction of spheres while calculating integrals by figure. There have been established by the analytical – experimental research that the methodical provision of the stated level allows to qualitatively change the methods of teaching students. Methodically the system organization of students’ mathematics cognition with the help of the protected methods in teaching mathematics makes it possible to significantly influence the rate of implementation of both teaching and developing functions in the processes of mathematics teaching in engineering professions; to a considerable extent it also assists in the solution of the target to upgrade the quality of engineering profile specialists training.

Пашковская И.Н., Марихин С.В. Проектирование компьютерных средств обучения
и перспективы применения информационных технологий в вузе

Исследуется вопрос проектирования компьютерных средств обучения и перспективы применения информационных технологий в вузе. Сложность проектирования и создания компьютерных средств обучения обусловлена сложностью предметной области, способов представления знаний о ней в электронном виде, алгоритмов управления знаниями, методов предъявления информации обучаемому, а также контроля уровня достижений обучаемого и оценки результатов. Показана необходимость продолжения изучения разработок и внедрения интеллектуальных программных модулей, которые могут служить агентами крупных многофункциональных компьютерных средств обучения. Исследования и разработки, опыт отдельных подразделений необходимо изучить, обобщить и использовать для последующей организации целенаправленной работы по созданию перспективных интеллектуальных компьютерных средств обучения, эффективно обеспечивающих процесс обучения в университетах России и Беларуси.

DESIGN OF COMPUTER TRAINING AND PROSPECTS OF INFORMATION TECHNOLOGY IN HIGH SCHOOL
I. PASZKOWSKAYA, S. MARIKH1N

The problem of designing learning software and prospects of applying information technology at the university. The complexity of the design and creation of learning software is due to the complexity of the subject area, ways of representing knowledge about it in electronic form, algorithms for knowledge management, methods of presenting the information to the student. Showing the need for continued research, development and implementation of intelligent software modules, which can serve as agents of large multifunctional learning software. Research and development, experience of the individual units should be studied, compile and use for subsequent organization of purposeful work on the development of advanced intelligent learning software, effectively providing a learning process in the universities of the republic of Belarus and Russia.

Прохоров Д.И. Некоторые дидактические положения разработки методической системы
взаимосвязанного обучения математике на уроках и внеклассных занятиях

Рассматривается методическая система взаимосвязанного обучения математике на уроках и внеклассных занятиях. Выделены и проанализированы такие структурные элементы методической системы, как дидактические цели обучения, содержание обучения, формы и методы обучения, а также личность обучаемого и личность учителя. Предложены цели внеклассной работы по математике в 7–9 классах, обобщающие цели программ различных факультативных занятий. При рассмотрении содержания обучения выделен ряд тем учебного предмета «Математика», используемых при изучении других учебных предметов естественнонаучного цикла, что обусловливает необходимость пропедевтического рассмотрения или последующего повторения данных тем на внеклассных занятиях по математике. Особое внимание уделено интерактивным формам и методам обучения, приведен перечень наиболее эффективных из них. Акцент сделан на необходимости построения субъект-субъектной взаимосвязи участников образовательного процесса при организации и проведении уроков и внеклассных занятий по математике.

SOME DIDACTIC POSITIONS OF DEVELOPMENT OF METHODICAL SYSTEM OF INTERCONNECTED TEACHING MATHEMATICS
ON THE LESSONS AND IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES
D. PROKHOROV

In the article the methods of interconnected Mathematics teaching at lessons and in extracurricular activities is considered. The author identifies and analyzes the structural elements of the methods such as didactical purposes of teaching, teaching contents, forms and methods teaching, as well as pupil’s and teacher’s personalities. The purposes of Mathematics extracurricular activities in 7–9 classes that generalize the purposes of different extracurricular activities programmes are suggested. According to the Mathematics teaching contents the author underlines a number of the questions that are also used in other lessons of natural sciences, that lead to the necessity of their propaedeutical learning or following repeat in extracurricular activities in Mathematics. Using interactive forms and methods of teaching is emphasized and the list of the most affective ones is indicated. The author focuses on the necessity of the subject-subject relationships between a pupil and a teacher at lessons and in extracurricular activities in Mathematics.

Семёнова Н.С. Профессиональная подготовка социальных педагогов в Республике Беларусь:
сущностно-содержательный анализ

Рассматривается актуальная проблема развития системы профессиональной подготовки социальных педагогов в Республике Беларусь в высших учебных заведениях. Проанализированы основные подходы к понятиям «подготовка», «профессиональная подготовка», «профессиональная подготовка социальных педагогов». Предложены и рассмотрены различные виды профессиональной подготовки специалистов социально-педагогической сферы. Акцентируется внимание на комплексном анализе многоуровневой системы подготовки специалистов в области социальной педагогики в Республике Беларусь. Выделены и проанализированы основные цели и ведущие задачи профессиональной подготовки социальных педагогов в вузах. Отмечается важность государственного образовательного стандарта в области развития системы профессиональной подготовки социальных педагогов в высших учебных заведениях. Проведен анализ содержательной составляющей профессиональной подготовки социальных педагогов, основывающийся на изучении государственных образовательных стандартов.

PROFESSIONAL TRAINING OF SOCIAL TEACHERS IN BELARUS: ESSENTIAL-MEANINGFUL ANALYSIS
N. SEMENOVA

The article deals with the development of vocational training of social teachers in the Republic of Belarus. The basic approaches to the concepts of “training”, “professional training”, “professional training of social teachers”. Proposed and considered various types of professional preparation. Focuses on the analysis of multi-level system of training in the field of social pedagogy in Belarus. Isolated and analyzed the main goals and objectives of training social teachers. Noted the importance of state educational standards in the field of development of training social teachers in high education. The analysis of the content component of training social teachers, based on a study of state educational standards.

Румянцева Т.Г. Особенности стилистических предпочтений И. Канта в различные периоды его творческой биографии

Исследуется специфика стилистических предпочтений И. Канта в отдельные периоды его творческой биографии. Большинство ранних произведений Канта характеризуются ясностью воспроизводимых в них мыслей, их лаконичностью и простотой для восприятия даже со стороны неподготовленного ума. В «Критике чистого разума» проявились изменения стилистических предпочтений. Трансцендентальное рассмотрение природы и границ интеллектуального познания должно представлять собой, по И. Канту, четко выверенную систему принципов и категорий. Все это предполагало существенное изменение и стиля философского письма мыслителя; он должен был удовлетворять теперь строгим требованиям критического рассмотрения метафизики. Кантовская схема построения метафизики стала образцом для осуществления всякой будущей трансцендентальной философии и задала, в том числе, ее новые стилистические стандарты.

THE PECULIARITIES OF I. KANT’S STYLISTIC PREFERENCES IN DIFFERENT PERIODS OF HIS CREATIVE BIOGRAPHY
T. RUMYANTSEVA

The article is devoted to the peculiarity of Kant’s stylistic preferences in certain periods of his creative biography. Most of Kant’s early works are characterized by clarity of thoughts, its laconism and simplicity for perception even for the unprepared mind. In the “Critique of Pure Reason” appeared the changes of Kant’s stylistic preferences. The transcendent consideration of nature and boundaries of intellectual knowledge according to Kant should be a carefully verified set of principles and categories. All this has significantly changed the style of philosophical writing of the thinker; Kant’s scheme for construction of metaphysics has become a model for the implementation of any future transcendental philosophy and has set its new stylistic standards.

Янковская Л.В. Интерактивное обучение: методологические аспекты

Характеризуются отдельные методологические аспекты проблемы интерактивного обучения применительно к образовательным процессам в вузах. Обосновывается тезис о повышении роли преподавателя как координатора и организатора работы студентов в данном виде учебного процесса. Уточняется значение тезиса «отказа от монополии на истину» как специфического методического приема при организации учебных занятий в интерактивном формате, который нельзя отождествлять с гносеологическим релятивизмом. Осуществляется характеристика организации многосторонней коммуникации в процессе обучения студентов на основе принципа альтернативности, применение которого естественным образом способствует утверждению интерактивности, активизируя прямые и обратные связи между преподавателем и студентами. Выясняется специфика интерактивного обучения в условиях виртуализации современных образовательных процессов, связанных с внедрением новейших компьютерных технологий.

INTERACTIVE LEARNING: METHODOLOGICAL ASPECTS
L. YANKOVSKAYA

The article deals with some methodological aspects of interactive learning with regard to the educational process in universities. The thesis about the increasing role of a teacher as a coordinator of the student work in the particular training is substantiated. The author specified the value of the thesis of “denial of the monopoly on the truth” as a specific methodological technique in organizing of studies in an interactive format. This format can not be identified with gnoseological relativism. The description of the organization of multilateral communication in the learning process of students is given. This description is given on the basis of the principle of alternative, which helps to promote interactivity, activating direct and reverse connections between a teacher and students. The author is find out the specific features of interactive learning in the conditions of the virtualization of modern educational process connected with the introduction of the modern computer technology.

Малахов Д.В. Бытие, человек и метафизика господства в герменевтико-феноменологической традиции

Исследуются метафизические основания ценностного императива отношения человека к бытию сущего. Рассматриваются такие подходы к конституированию предпосылочного знания, как онтология понимания и семантика символов. Целью рассмотрения выступает определение и описание метафизической структуры, исходя из которой в бытии и мышлении человека осуществляется негация идей и практик господства в отношении бытия сущего. При этом основным философским понятием выступает понятие интенциональности, раскрывающееся в данной работе в метафизическом контексте.

BEING, HUMAN AND THE METAPHYSICS OF DOMINATION IN THE HERMENEUTICAL-PHENOMENOLOGICAL TRADITION
D. MALAKHOV

The paper dedicates to research the problem of metaphysical basis of a valuable imperative of human’s relation to the real’s being. Such approaches to constitutionalization of preconditional knowledge, as the ontology of comprehension and the semantics of symbols are considered. The consideration purpose includes determination and description of the metaphysical structure, proceeding from which the ideas and practice of domination concerning the real’s being are terminated in the human’s life and thinking. Thus, the concept of intentionality explicates in the article as a basic philosophical concept and is revealing in metaphysical context.

Кургузов В.Л. Малороссия: к проблеме вклада в культуру славянского мира
(по материалам творческого наследия И.Г. Прыжова)

Определяется культурологическая значимость творческого наследия И.Г. Прыжова; рассматриваются актуальные проблемы зарождения культурного наследия Малороссии (Украины), пронизанного искренней любовью к своей земле, бесценного его вклада в сокровищницу культуры России и славянского мира в целом. На примерах Киевской Руси показаны основные достижения культуры славян, отражен ретроспективный взгляд на общность духовных интересов славянских народов. Выражена позиция автора на сохранение этого культурного наследия и использование его в условиях современности, в том числе в условиях социального противостояния на Украине в наши дни.

LITTLE RUSSIA: ON THE ISSUE OF THE SLAV NATION CONTRIBUTION TO CULTURE
(BASED ON I.G. PRYZHOV’S ARTISTIC HERITAGE)
V. KURGUZOV

The article is based on rare research papers written by I.G. Pryzhov, a historian, ethnographist and writer who lived in XIX century and is half-remembered nowadays. The author considers the topical issue of Little Russia (Ukraine) artistic heritage origin penetrated with the people’s sincere love of their land, its invaluable contribution to treasure house of not only the Russian but also the Slavs culture. Kievan Russia is given as an example of the Slav nation main cultural achievements, besides the hindsight analysis of their common grounds and spiritual qualities is made. The author hopes this heritage will be preserved and currently used despite the confrontation existing in Ukraine now.

Архипова О.В., Шор Ю.М. «Славянофилы» – «западники»: диалог продолжается

Рассматриваются культурологические и философские аспекты дихотомии «славянофилы» – «западники»; обосновывается их сущностное противостояние, принципиальное размежевание этих двух миров, несовместимых миропониманий, типов истолкования человека, культуры, цивилизации, стратегий социокультурного развития. Предлагается оригинальное прочтение дилеммы «славянофилы» – «западники» как противостояние «просвещения» и «романтизма», «технократизма» и «гуманитарности». Осмысливаются исторические пути развития России как особого культурного пласта, уникального и своеобразного. Выделяются и интерпретируются такие принципы русской ментальности, как антитехнократизм, гуманитарность, экзистенциальность и другие. Подвергается критике чуждое русской культуре сциентистско-позитивистское мировоззрение, и напротив, утверждается ценность гуманитарности как целостно-поэтического переживания мира. Подчеркивается особая роль проблемы идеала и исследований области идеального для русской духовной культуры. Анализируются основные тенденции и противоречия развития культуры и общества на рубеже XX–XXI веков, такие явления современности, как «вестернизация» и «американизация».

‘SLAVOPHILES’ – ‘OCCIDENTALISTS’: THE DIALOGUE CONTINUES
O. ARKHIPOVA, Y. SHOR

Author considers culturological and philosophical aspects of the dichotomy ‘Slavophiles’ – ‘occidentalists’ in the article. Their opposition, principal differences of these two cultures, incompatibility of world perception, interpretation of human being, culture, civilization and strategy of development are substantiated. The creatively different interpretation of the dilemma ‘Slavophiles’ – ‘Occidentalists’ as a conflict of ‘the Enlightenment’ and ‘the Romanticism’, ‘Technocracy’ and ‘Humanitarity’ is suggested. The historical development of Russia as a specific, unique and peculiar cultural layer is comprehended. The principals of Russian mentality as anti - technocracy, humanitarity, existentialism and others are marked and explained. The author criticizes the scientistic and positivistic ideology as inorganic for Russian culture, and, on the contrary, confirms the value of humanitarity as the comprehensive and poetical understanding of the world. The special role of the problem of ideality, as well as the ground of the ideal for the Russian intellectual culture are emphasized. The main tendencies and conflicts of culture and society development at the turn of XXI century are estimated. The modern phenomena of ‘Westernization’ and ‘Americanization’ are conceptualized.

Шумская И.М. Литвинско-кривицкий концепт в этнокультурной парадигме романтизма

Выявляется взаимосвязь этнокультурной парадигмы с процессом национальной самоидентификации. Анализируется литвинско-кривицкий концепт, становление которого началось в эпоху романтизма и который оказался весьма востребованным среди определенной части современной белорусской интеллектуальной элиты в качестве инструмента, подчеркивающего уникальность местной этнокультурной среды и её обособленность от так называемого «русского мира». Автор рассматривает возврат интереса к данному концепту в качестве частного проявления политического романтизма. Отмечается, что феномен этнокультурной парадигмы может выступать в роли значимого недостающего звена, помогающего конкретизировать научную картину социокультурной действительности.

LITVINIAN-KRYVIAN CONCEPT IN THE ETHNO-CULTURAL PARADIGM OF ROMANTICISM
I. SHUMSKAYA

Article is devoted to the consideration of interaction’s character between the ethno-cultural paradigm and national identity forming process. In this regard Litvinian-Kryvian concept, which started to form in the Romantic period, now becomes to be very popular among the substantial part of modern Belarusian intellec-tual elite. It looks as a specific tool, which emphasizes the uniqueness of the local ethno-cultural environment and its separation from so-called “Russian world”. The author considers the modern return of interest to this concept as a particularity of political romanticism. It is noted that the phenomenon of ethnic and cultural paradigm could be observed an important element that helps to concretize the scientific view on the socio-cultural reality.

Сороко С.М. Белорусская идея как «информационный пульсар» в пространстве культуры

 

Кухто Л.К. Социокультурные риски демографического потенциала Беларуси

 

Кнатько Ю.И. Факторы культурной трансформации: классификация и подходы

 

Оводова С.Н. Текст в постнеклассической культуре

Анализируется текст в пространстве культуры как фиксируемое множество смыслов и значений, которое может быть реализовано на разных уровнях; выявляются связь текста и культуры, возможность текста выступать репрезентантом культурных смыслов, а также особенности тектоники постнеклассического текста. Обосновывается идея, что созданный в плотном диалоге с современностью и традицией текст погружен в контекст и одновременно возвышается над ним. Диалогичность текста как его базовая характеристика позволяет проследить тенденцию трансформации текста из классического через неклассический в постнеклассический. Выявляя влияние разных моделей познания на способы создания текста и принципы его функционирования, определяется изменчивость диалогической характеристики текста, ее зависимость от доминирующей картины мира.

TEXT IN THE NONCLASSICAL CULTURE
S. OVODOVA

Text in the cultural space assigned an important role. Mankind captures in the text a multiplicity of meanings and values. Semantic content of text can be read at different levels. This article is analyzed the characteristics of tectonics postnonclassical text. It’s revealed contact between text and culture, the ability to perform text as illustration cultural meanings. Text is written in a dialogue with modernity and tradition, it also immersed in the context and overtop of it. Textual dialogue as its basic characteristic allows us to trace the trend of transformation of the classical text through a nonclassical text to postnonclassical text. The author reveals the impact of different models of knowledge on methods of creating the text and principles of its functioning. Its determined variability dialogic text characteristics and its dependence on the dominant worldview.

Погребняк Г.П. Пространство и время в авторском кинематографе Андрея Тарковского

Рассматривается творчество режиссёра Андрея Тарковского как одна из моделей авторского кинематографа, где центральное место занимает духовный мир человека. Анализируя содержание и форму его художественных фильмов сквозь призму уникальных пространственно-временных трансформаций с помощью изобразительно-выразительных средств киноискусства, обосновываются принципы поэтико-философского мировидения и отражения действительности, концептуальный подход, согласно которому кинематограф Тарковского выступает не только как модель авторской режиссёрской деятельности, но и как духовная сущность общечеловеческой деятельности. Исследователь представляет достаточно четкую систему доказательств и аргументов, позволяющих выявить сущность художественных поисков в авторском киноязыке А.А. Тарковского как результат трансляции духовной энергии на плоскость кадра в форме зримых пространственно-временных образов.

SPACE AND TIME IN AUTHOR’S CINEMATOGRAPHY OF ANDREI TARKOVSKY
G. POGREBNIAK

Тhe article explores the philosophical foundations of copyright movie. Researcher considers one of the models of cinematic authorship, using as the material for scientific development work of world-renowned Rus-sian film director Andrei Tarkovsky. Analyzing the content and form of copyright movies and figurative-means of expression, a researcher based on the basic tenets of philosophical vision and reality display artist develops a conceptual approach, whereby the French cinematic authorship model is regarded not only as one of the most important characteristics of human activity, but truth and nature of this activity. Also, considering the expressive means wizard films in the plane space-time coordinates, the researcher is sufficiently clear system of evidence and argument, which allows him to reveal the essence of the artistic quest of copyright cinematic language.

Колесник Е.С. Магистральный сюжет и «самоинтерпретация» автора

Демонстрируется сопоставление и разграничение схожих терминов, относящихся к инвариантной сюжетной схеме. В качестве базового выступает введенное Л. Пинским понятие «магистральный сюжет», которое может относиться как к творчеству одного автора, так и к произведениям разных представителей одного жанра. Показано, что термин, разработанный для анализа литературных текстов, релевантен и для других видов искусства, что позволяет говорить о его значительном культурологическом потенциале. Все произведения, имеющие общий магистральный сюжет, могут рассматриваться в качестве взаимодополняющих художественных интерпретаций одного инварианта, в совокупности раскрывающих заложенный в нем смысловой потенциал. Отдельным случаем является «самоинтерпретация» автором собственного творчества, которая может принимать формы создания различных версий того же текста («минимальная» форма существования магистрального сюжета) или же создания «итогового» произведения, суммирующего наиболее важные темы и мотивы.

MAGISTERIAL PLOT AND AUTOR’S “SELF-INTERPRETATION”
Е. KOLESNYK

The research aims at finding correlation and defining the difference between the terms related to the invariant plot scheme. The basic one is the notion of “magisterial plot” introduced by L. Pinsky. Such plot can manifest itself both in the works of the same author or of the different representatives of the same genre. The fact that the term, developed for the literary analysis is also relevant for studying other art forms, shows its considerable culturological potential. All the works of art that have common magisterial plot, can be seen as complimentary artistic interpretations of the same invariant, that collectively expound its sense potential. One of the cases is the “self-interpretation” by the author. It is seen in creating different versions of the same work (the “minimal” ontological form of magisterial plot), or creating the “ultimate” work that sums up all the vital themes and motifs.

Филин А.С. Культурологический контекст византийского высшего образования

Анализируется специфика развития византийского высшего образования, в котором доминирующую позицию занимал Константинопольский университет. Обосновывается деятельность данного университета в Византийской империи как направленная на сохранение и передачу византийского культурного кода в рамках собственной культурной динамики ромеев, а также в рамках процессов культурных диффузий стран Восточной и Западной Европы. Опыт удачных решений в вопросах распространения собственного культурного кода свидетельствует о важной роли высшего образования в процессе инкультурации византийской цивилизации, где отсутствовал типичный для культур стран Западной Европы конфликт между церковью, образованием и наукой. Проводится идея, что именно светская власть империи, а не церковь, выступала главным координатором образовательных процессов, а традиционный светский характер высшего образования обеспечивал престижность интеллектуального труда, способствовал распространению античных идей (прото-Возрождение) в средневековой Европе.

CULTURAL CONTEXT BYZANTINE HIGHER EDUCATION
A. FILIN

The specificity of the Byzantine development of higher education in which the dominant position held University of Constantinople. Activities of this university empire contributed to the preservation and transmis-sion of Byzantine cultural code, both within their own cultural dynamics of the Romans, and in the processes of cultural diffusion in Eastern and Western Europe. Experience of successful solutions in the dissemination of its own cultural code illustrates the critical Rolet higher education in support of the processes of inculturation of Byzantine civilization. In Byzantium absent typical cultures of Western Europe the conflict between the church and science. Temporal power of the empire, not the church is the main organizer of the formation. Successful preservation of the secular nature of higher education, helped to improve the prestige of intellectual labor that accelerated the emergence of processes Renaissance in medieval Europe.

Щитцова А.В. Субъекты художественного творчества в контексте правовой культуры

Выявляется историческая взаимосвязь правовой культуры и художественного творчества как социокультурных феноменов развития общества. Уделяется внимание институту авторского права в преломлении к истокам его формирования, роли и влияния в формировании личной и профессиональной правовой культуры субъектов художественного творчества. Проанализированы культурологические категории «субъект культуры», «субъект правовой культуры», «субъект творчества» в их взаимообу-словленности; впервые концептуально определен «субъект художественного творчества» в контексте правовой культуры. Обоснована зависимость профессиональной правовой культуры личности от уровня правовой культуры человека, сформулированы основные проблемы субъектов художественного творчества в контексте правовой культуры. Раскрывается потенциал влияния субъектов художественного творчества на правовую культуру в сфере защиты авторских прав.

THE SUBJECTS OF ART IN THE CONTEXT OF THE LEGAL CULTURE
A. SHCHYTTSOVA

The author reveals the historical relationship of legal culture and creativity as socio-cultural phenomena of social development. The article defines and analyzes the category of “subject culture”, “subject of legal culture”; “subject of creativity” in their mutual first conceptualized and defined the “subject of art” in the context of the legal culture. Also proved the dependence of professional legal training of the person on the level of legal culture of personal rights and formulated the basic problems of subjects of art in the context of legal culture.

Данченко А.К. Проблема определения англо-американского модернизма: феноменологические границы и специфика

Рассматривается культурологический аспект проблемы определения англо-американского модернизма в контексте художественной культуры. Предпринимается попытка выделить критерии, позволяющие характеризовать данный феномен с точки зрения диалога культур. Выявляются феноменологические границы понятия, очерченные творчеством Т.С. Элиота, Э. Паунда в литературе, У. Льюиса в литературе и живописи, Б. Бриттена в музыке. Определяются специфические черты художественной культуры англо-американского модернизма, обусловленные вектором диалога, направленным в русло английской и американской культур одновременно. Устанавливается тесная связь данного феномена с понятием традиции, «надличностного» творчества, а также с представлением об особой роли творящего в культуре. Выявляются такие черты англо-американского модернизма, как интертекстуальность, элитарность, герметичность. Констатируется значимость художественной культуры англо-американского модернизма для культуры ХХ века в целом.

THE PROBLEM OF DEFINITION OF ANGLO-AMERICAN MODERNISM: PHENOMENOLOGICAL SCOPES AND SPECIFIC FEATURES
A. DANCHENKO

In this article the problems of definition of Anglo-American modernism in literature, art and music are taken into consideration. There is made an attempt to find out determinative criteria of this phenomenon in the aspect of cultural dialogue. Phenomenological scopes of the term are revealed. Specific features of the culture of Anglo-American modernism are defined. It becomes evident that they are closely related to the idea of tradi-tion, the concept of “transpersonal” creativity and the notion of a special role of an artist in culture.

Ворон А.В. Применение видеосъемки как средства срочной информации в процессе обучения двигательным действиям
на занятиях по предмету «Физическая культура и здоровье»

Демонстрируются результаты проведенного исследования, свидетельствующие о том, что процесс обучения двигательным действиям на занятиях по предмету «Физическая культура и здоровье» должен быть обеспечен наиболее точной информацией о результатах двигательной деятельности учащихся. В этой связи предложен алгоритм применения видеосъемки как средства срочной информации на занятиях. На основании полученной (с помощью цифровой техники) срочной информации представляется возможным непосредственно на уроке учителю совместно с учащимся осуществлять анализ отдельных движений или двигательного действия в целом, выявлять ошибки исполнения.

USE AS A MEANS OF MOVIE URGENT INFORMATION DURING TRAINING MOTOR ACTIONS
IN THE CLASSROOM FOR A SUBJECT OF “PHYSICAL EDUCATION AND HEALTH”
A. VORON

The article shows that learning motor actions in the classroom on the subject of “Physical culture and health” should be provided with the most accurate information about the results of the motor activity of students. In this regard, the application of an algorithm for video as a means of emergency information in the classroom. Based on this (using digital technology) urgent information possible directly in the classroom teacher in conjunction with the student to analyze individual movements or motor action as a whole, identify execution errors.

Вишневская С.В., Апрасюхина Н.И. Двигательная активность и состояние здоровья учащихся

Представлен сравнительный анализ динамики состояния здоровья выпускников 9-х спортивных классов СШ № 10 г. Новополоцка и выпускников 9-х классов средней школы г. п. Ветрино, СШ № 14 и спортивного класса СШ № 5 г. Новополоцка. Проведенными исследованиями установлено ухудшение состояния здоровья учащихся всех школ за время обучения в школе. Однако значительных различий в состоянии здоровья выпускников обнаружено не было. Показано, что уровень заболеваемости у выпускников спортивных классов СШ № 10 и СШ № 5 несколько выше, чем у выпускников СШ № 14. Самый высокий уровень заболеваемости в средней школе г.п. Ветрино. Существенные отличия обнаружены в структуре заболеваний. Так, процент выпускников, у которых появились заболевания глаза и его придаточного аппарата, в спортивных классах СШ № 10 и СШ № 5 намного ниже, чем в СШ № 14 и средней школе г. п. Ветрино; у выпускников спортивных классов не обнаруживаются заболевания костно-мышечной системы и соединительной ткани, болезни пищеварительной системы.

MOVING ACTIVITY AND PUPILS’ HEALTH STATE
S. VISHNEVSKAYA, N. APRASYUKHINA

There was a comparative analysis of the dynamics of graduates’ health in 9 forms of school 10 and graduates’ health in 9 forms at school in Vetrino, then at school 14 and in the sport form at school 5 in No-vopolotsk. During the research it was clear that there was worsening of pupils’ health of all schools for their period of studying. But there were no any important differencies in the state of the graduates. It is clear that the level of illnesses of graduates of sport forms at schools 10 and 5 is higher than at school 14. The highest level of illnesses is at school in Vetrino. There are some differencies in the structures of illnesses. So the percent of graduates who had problems with eyes and supplementary apparatus in sports forms at schools 10 and 5 is lower than at school 14 and secondary school in Vetrino; sports’ forms graduates don’t’ have problems with musculoskeletal system and connective tissue and even digestive system.

Апанасенко И.П., Антипин Н.И. Антропогенные загрязнения атмосферы
и пути их минимизации для формирования здоровья населения

В экологическом аспекте рассматривается актуальная проблема современности – проблема защиты и борьбы с антропогенными загрязнениями атмосферного воздуха. Акцентируется внимание на особенностях физического воспитания в экологически неблагоприятной среде. Дана характеристика наиболее широко распространенных загрязнителей атмосферы, рассматривается их негативная физиологическая роль в воздействии на организм человека. Показано отсутствие четкой корреляционной связи между направлением движения воздуха (ветром) и предельно допустимой концентрацией загрязнителей. Указаны основные пути минимизации загрязнений атмосферного воздуха; эта работа должна вестись комплексно силами производственных предприятий. Как эффективное средство защиты атмосферы от загрязнителей называют лесозащитные полосы.

ANTHROPOGENIC AIR POLLUTION AND THE WAYS OF ITS MINIMIZATION FOR THE FORMATION OF POPULATION HEALTH
I. APANASENKO, N. ANTIPIN

In the ecological aspect of the actual problem of the modernity – the problem of protection and anthro-pogenic air pollution control are considered in the given article. The author is paid attention to the peculiarities of physical education in environmentally unfriendly environment. It is given the characteristic of the most widely spread air pollution; it is shown their negative physiological impact on the human body. It is noted the lack of clear correlation dependence between the direction of air movement (the wind) and MPC (critical concentration) of air pollution. The ways of minimization of air pollution are pointed. Such kind of work must be carried out in complex with the efforts of enterprises. As an example of efficient means of air pollution protection it is mentioned forest protection belts.

Ворон А.В. Обучение технике бега на короткие дистанции, эстафетного бега и метания гранаты
на уроке легкой атлетики в общеобразовательной школе

Рассматриваются вопросы методики обучения технике бега на короткие дистанции, эстафетного бега и метания гранаты на уроке легкой атлетики в условиях общеобразовательной школы. Приводятся данные о составе средств и методов обучения, форм организации учащихся на уроке; содержание подготовительной части урока легкой атлетики для беговых видов и для упражнений в метании снаряда; подводящие упражнения для обучения технике бега на короткие дистанции, эстафетного бега и метания гранаты. Показаны дозировка и организационно-методические указания к упражнениям.

EDUCATION TECHNOLOGY SPRINT, RELAY RUNNING AND THROWING GRENADES AT LESSONS ATHLETICS IN COMPREHENSIVE SCHOOL
A. VORON

The article examines the methods of teaching technique sprint, a relay running and throwing grenades at the lesson of athletics in terms of secondary school. The data on the composition of means and methods of learning, forms of organization of the students in the classroom. In tabular material shall include: preparation of the content of the lesson of athletics and cross-country types of exercise in throwing a projectile, and exercised for learning technique sprint, a relay running and throwing grenades. The tables show the dosage and organizational guidance to the exercises.