Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

Кочетков М.В., Чеботарёва Е.М. Творчески-инновационная парадигма образования и акмеологический подход к развитию субъекта профессиональной подготовки

Обосновываются сущностные характеристики творчески-инновационной парадигмы высшей школы. Принцип антропоцентричности инновационных изменений рассматривается в качестве основной отличительной особенности грядущего высшего образования. Новую образовательную парадигму также характеризуют принципы «саморазвития субъектов деятельности», «сотворчества субъектов деятельности на уровне их событийной общности», «открытости, целостности, самоорганизации». Раскрывается преемственность творчески-инновационной образовательной парадигмы и ныне сложившейся концепции развития высшего профессионального образования. В связи с этим особое внимание уделяется акмеологическому подходу к развитию человека. Данный подход благодаря своей непосредственной связи с закономерностями творческой деятельности рассматривается как методологическое основание использования компетентностного подхода при осуществлении пролонгированного сопровождения оценки качества подготовки специалиста. Ориентируясь на интенционально-динамическую модель «акме», раскрывается комплекс критериев и показателей сформированности интеллектуальной зрелости личности, который предлагается использовать и при подготовке будущего специалиста, и в ходе его профессиональной деятельности.

THE CREATIVE AND INNOVATIVE PARADIGM OF HIGHER EDUCATION AND THE ACMEOLOGICAL APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF A STUDENT AS A SUBJECT OF PROFESSIONAL ACTIVITY

М. KOCHETKOV, E. CHEBOTAROVA

The article focuses on the essential characteristics of a creative and innovative paradigm of higher education. The anthropocentric principle of innovative changes is viewed as the main distinguishing features of the coming higher education. The new educational paradigm is also characterised by the principles of ‘teacher-student self-development’, ‘teacher-student cooperative creativity’, ‘openness, integrity, self-organisation’. The article also considers the continuity of the creative and innovative educational paradigm and the modern concept of development of higher education. In this regard, special attention is paid to the acmeological approach to human development. This approach, due to its close ties with the mechanism of creative activity, is considered as a methodological basis of the use of the competency approach in assessing the quality of the prolonged maintenance of specialist training. Focusing on the intentional-dynamic ‘acme’ model, the article reveals a set of criteria and indicators of the formation of intellectual maturity of the person, which is recommended to be used when training future specialists, and in the course of their professional activity.

Турищев Л.С. Рейтинговая система контроля успешности обучения студентов специальности

Рассматривается применение рейтинговой системы контроля обучения студентов для оценки успешности получения ими специальности в целом за определенный период обучения – учебный год, несколько курсов или весь период обучения. Предлагается такую оценку осуществлять с помощью трехмерного вектора (рейтинг-вектора студента), элементами которого являются рейтинги теоретического обучения, практической подготовки и физического воспитания студента за рассматриваемый период обучения. Описывается методика вычисления элементов рейтинг-вектора студента через соответствующие составляющие теоретического обучения, практической подготовки и физического воспитания согласно учебному плану специальности. Для количественной оценки успешности обучения студента специальности используются понятие нормы вектора и вводится понятие пространства успешных состояний.

RATING SYSTEM CONTROL SUCCESSFUL PREPARATION OF STUDENTS OF SPECIAL

L. TURISHCHEV

The article examines the use of rating monitoring system of teaching students to assess the success they have received a degree in general for a certain period of training – academic year, several courses or the entire period of study. It is proposed to carry out such an assessment using a three-dimensional vector (a vector-rated student) whose elements are the ratings of the theoretical training and physical education student during the reporting period under-training. Describes how to calculate the elements of the vector-rating of the student through the relevant components of theoretical training, practical training and physical education according to the curriculum field. To quantify the success of obtaining a student majoring used concept of the norm of the vector space and introduces the concept of successful states.

Политевич Е.Э. Функциональная деятельность библиотек учебных учреждений и развитие технического творчества

Рассматриваются понятия «творчество» и «техническое творчество учащихся»; выявляются современные возможности библиотек учебных заведений для стимулирования технического творчества учащихся. Анализируются различные научные подходы к определению функции и направлений деятельности библиотеки в проекции на развитие технического творчества учащихся, акцентируется роль библиотеки в данном направлении. Раскрываются понятия сущностных и прикладных функций библиотеки, в их числе коммуникативной, кумулятивной, мемориальной, информационной, образовательной, просветительской, воспитательной. Обоснован вывод, что библиотека как универсальный информационный центр вовлечена сегодня в решение одной из социально значимых задач современного общества – развитие технического творчества учащихся.

LIBRARY AS A CENTER OF STUDENTS’ TECHNICAL CREATION DEVELOPMENT: FUNCTIONS AND ACTIVITY DIRECTIONS

A. PALITSEVICH

Together with the “creation” concept there is concept “students’ technical creation” revised and the conditions of students’ technical creation development are identified. The text analyzes the functions and the directions of library’s activity helping to develop students’ technical creation, and determines the role of library in this direction.

Ермакова Н.Г. Принцип преемственности в системе непрерывного военного образования

Анализируются различные подходы к пониманию преемственности как философского, социально-го и психолого-педагогического явления, раскрываются сущностные характеристики принципа преемственности в системе непрерывного военного образования. В науке преемственность определяется как методологический, педагогический или дидактический принцип; рассматривается как форма связи между элементами системы обучения, общепедагогической закономерности или педагогического условия реализации образовательного процесса и как один из аспектов дидактических принципов – систематичность и последовательность обучения. Принцип преемственности в овладении военной специальностью обращён не только к реализации взаимосвязи содержания, форм и методов обучения, но и к развитию ценностно-смыслового отношения обучающихся к военной профессии, обеспечению ступенчатого, поэтапного усвоения информации, формированию умений, навыков и компетенций будущего военного специалиста. Реализация преемственности способствует адаптации выпускников школы к обучению в военном вузе.

PRINCIPLE OF CONTINUITY IN SYSTEM OF CONTINUOUS MILITARY EDUCATION

N. ERMAKOVA

This article deals with various approaches to understand the continuity as philosophical, social and psychology and pedagogical phenomenon. The essential characteristics of the principle of continuity in the system of continuous military education are revealed. Continuity is defined as the methodological, pedagogical or didactic principle in science. It is considered as the connection forms between the elements of the system of training, pedagogical conformity to or pedagogical condition of the implementation of the educational process. The continuity is often considered as systematic ness and sequence of training. The principle of continuity in acquirement military speciality is turned not only to the realization of the correlation of contents, forms and training methods, but also to the development of the valuable relation of students to a military profession, ensuring step, part-continuous method of information learning, formation of abilities, skills and competences of future military expert. Realization of continuity promotes the adaptation of graduating students to the training in military higher education institution.

Рейт Е.М. Личностное пространство в жизнедеятельности детей дошкольного возраста (теоретический аспект)

Рассматривается проблема изучения личностного пространства в жизнедеятельности детей дошкольного возраста в рамках концепции личностно-ориентированного образования. Проанализированы основные виды пространства человека, его измерения и онтогенез. Предпринята попытка анализа компонентов личностного пространства дошкольников: телесного, бытийного, образовательного (с позиции субъектности).

PERSONAL SPACE IN THE LIFE OF PRESCHOOL CHILDREN (THEORETICAL ASPECT)

E. REIT

In this article the author raises the problem of studying of personal space preschool children within the concept of personality-oriented education. The article analyzes the main space of the person, its measurement and ontogenesis. Attempt consideration of components of personal space preschoolers, such as physical and existential, as well as the study of the educational space of a child from a position of subjectivity.

Пирютко О.Н., Ковгореня Л.В. Структура современной лекции по началам математического анализа – компетентностный подход

Изменение уровня и качества подготовки школьников к обучению в вузе требует новых направлений в построении процесса адаптации и включения студентов в новую образовательную среду. Зависимость от информационных потоков, приоритет их использования современными школьниками должны интегрироваться с процессом развития познавательного интереса к точным наукам. Трудности изучения курса математического анализа в техническом вузе могут быть преодолены через систему взаимодействия современных педагогических, дидактических и компьютерных технологий. В данной работе рассматриваются некоторые направления компетентностного подхода при обучении студентов младших курсов математическому анализу. Показано, что компетентностный подход в определении целей и содержания общего образования выдвигает на первый план развитие творческого мышления, формирование умений учиться на протяжении всей жизни, что ведет к внедрению в образовательный процесс методов обучения, основанных на самостоятельной деятельности студентов, на овладение ими ключевыми компетенциями.

THE STRUCTURE OF A MODERN LECTURE ON THE BASIS OF THE MATHEMATICAL ANALYSIS – A COMPETENCE-BASED APPROACH

О. PIRUTKO, L. KOVGORENYA

The change of level and quality of training of school students for studing in higher education institution demands the new directions in creation of process of adaptation and inclusion of students in the new educational environment. The dependence on information technologies, a priority of their use by modern school students have to be integrated with the process of development of cognitive interest to the exact sciences. Difficulties of a course of the mathematical analysis in technical college for school students can be overcome through the system of interaction of modern pedagogical, didactic and computer technologies. In the article some directions of a competence-based approach for training junior students in the mathematical analysis are considered. A competence-based approach in a choice of the purposes and the contents of the general education puts in the forefront the development of critical thinking, the formation of abilities to study throughout all life that conducts to the introduction in educational process of the methods of training based on independent activity of school students on mastering key competences.

Борисова Л.Г. Электронные обучающие средства: комплексы компьютерного моделирования деятельности специалистов МЧС

Рассматриваются вопросы информатизации образования. В образовательных условиях, сопряженных с высокими рисками и издержками в случаях неоптимального поведения обучающихся, в качестве наиболее адекватной компьютерной тренажерной технологии предложено использование комплексов компьютерного моделирования деятельности специалистов. Рассмотрены общие принципы и подходы к разработке комплексов компьютерного моделирования деятельности специалистов МЧС как электронного средства подготовки курсантов учреждений высшего образования МЧС Республики Беларусь к предстоящей профессиональной деятельности. Путем проведения комплексной экспертизы определены преимущества данного типа электронных обучающих средств.

E-LEARNING TOOLS: COMPUTER COMPLEXES SIMULATING ACTIVITY OF SPECIALISTS OF THE MINISTRY FOR EMERGENCY SITUATIONS

L. BORISOVA

The article dwells on the problem of education informatization. In educational terms, associated with high risks and costs in cases of non-optimal behavior of the students, as the most adequate computer simulator technology proposed the use of complex computer simulation specialist activities. The article describes the general principles and approaches to the development of complex computer simulation activities specialist of Ministry of Emergency Situations as an electronic means of preparing cadets of institutions of higher education to the Ministry of Emergency Situations of the Republic of Belarus for future professional activities. By conducting a comprehensive examination of defined benefits of this type of e-learning tools.

Конышева А.В. Формирование переводческой компетенции студентов технических специальностей

Рассматривается проблема формирования переводческой компетенции студентов технических специальностей. Переводческая компетенция – это неотъемлемая часть профессиональной компетенции специалиста технического профиля, так как интеграция в европейское и международное сообщество увеличивает требования к владению иностранным языком не только в межличностной сфере, но и в научно-технической, являющейся основой различных программ, в которых участвуют специалисты из разных стран мира. Анализируются условия формирования переводческой компетенции при переводе научно-технических текстов. Отмечается, что одним из важнейших навыков является работа с терминологией, которая играет при переводе важную роль. Также обсуждаются отдельные аспекты организации практических занятий по обучению переводу, на которых базируется система упражнений по формированию переводческой компетенции.

FORMATION OF TRANSLATION COMPETENCE TO TECHNICAL STUDENTS

A. KONYSHEVA

This article is devoted to the problem of translation competence of technical students. Translational competence is an essential part of the professional competence of specialists of technical profile, as integration into the European and international community increases the requirements for proficiency in a foreign language, not only in the interpersonal sphere, but also in science and technology as the basis for various programmes involving specialists from different countries of the world. This article analyses the conditions of formation of translation competence in translation of scientific and technical texts. It is underlines that one of the most important skills is working with terminology, which plays a very important role in translation. Also discusses some aspects of the practical sessions on teaching translation on which is based the system of exercises on a translator’s competence.

Крыленко А.В. Мотивационные механизмы повышения общего уровня владения иностранным языком с использованием современных технических и информационных средств

Рассмотрены мотивационные механизмы повышения общего уровня владения иностранным языком на примере английского языка, включающие мотивированное чтение литературы и прослушивание аудиоматериалов с применением современных технических и информационных средств. Приведены механизмы освоения иностранного языка, способствующие увеличению словарного запаса, привыканию к логике иностранного языка и вырабатыванию способности восприятия иностранной речи на слух. Рекомендуется использовать для повышения общего уровня владения иностранным языком научным специалистам и инженерам технических специальностей.

MOTIVATIONAL MECHANISMS FOR INCREASING THE GENERAL LEVEL OF FOREIGN LANGUAGE KNOWLEDGE USING MODERN TECHNICAL AND INFORMATION TOOLS

A. KRYLENKO

In the article considered motivational mechanisms for increasing general level of foreign language knowledge. Motivational mechanisms considered for English language and include motivational reading of the literature and listening to audio materials using modern technical and information tools. These mechanisms for foreign language study allow to build-up vocabulary, get accustomed to the logic of a foreign language and develop the ability of understanding foreign speech. Given information recommended for scientific specialists and engineers for increasing their general level of foreign language knowledge.

Михайловская Е.Н. Применение креативных методов в обучении с целью развития познавательной самостоятельности студентов

Обосновывается необходимость применения креативных методов обучения в преподавании дисциплин гуманитарного цикла с целью развития познавательной самостоятельности студентов. Рассматриваются результаты экспериментальной апробации педагогической модели развития познавательной самостоятельности студентов с внедрением креативных методов обучения в практику преподавания английского языка. Выделены четыре критерия, по которым определяется эффективность развития познавательной самостоятельности студентов: мотивационно-целевой, содержательно-операционный, эмоционально-волевой и оценочно-рефлексивный. Представлен исходный уровень развития познавательной самостоятельности студентов в экспериментальной и контрольной группах, затем после введения экспериментального фактора (системы креативных методов обучения) – итоговый уровень развития её компонентов. Показана эффективность применения креативных методов обучения в развитии познавательной самостоятельности студентов.

THE APPLICATION OF CREATIVE METHODS OF TEACHING TO DEVELOP STUDENTS’ COGNITIVE INDEPENDENCE

E. MIKHAILOWSKAYA

The necessity of the application of creative methods of teaching in the process of teaching humanities is necessitated with the aim of developing students’ cognitive independence; the results of the experimental approbation of the pedagogical model of developing students’ cognitive independence are considered with the implementation of creative methods of teaching in the field of the English language teaching. The author singles out four criteria according to which the efficiency of students’ cognitive independence is determined: target-motivational, content-operational, emotional-volitional and estimating-reflective. In this article the initial level of students’ cognitive independence development in experimental or control groups is described then after an experimental factor (a system of creative methods of teaching) being introduced the final level of the development of the components of students’ cognitive independence is described; the efficiency of the application of creative methods of teaching in students’ cognitive independence development is proved.

Евароўскі В.Б. Трансфармацыя геапалітычных арыентацый у грамадска-палітычнай думцы Беларусі эпохі Ранняга Сярэднявечча

Разглядаецца працэс усведамлення сярэднявечнай супольнасцю Усходняй Еўропы сваёй цывілізацыйнай адметнасці на працягу XI–XV стагоддзяў. Раскрываецца механізм зрошчвання канфесійнай афіляцыі з этнічнымі асаблівасцямі, что выклікае з’яўленне ў разглядаемы перыяд феномена “сярэдневечнага нацыяналізму”. Прасочваецца сувязь развіцця дадзенага феномена са зменай агульнай геапалітычнай структуры гэтага рэгіёна, калі да пачатку ХІІІ стагоддзя вось Поўнач – Поўдзень змяняецца на вось Захад – Усход. На час знікнення Кіеўскай Русі можна весці гаворку пра нараджэнне пэўнага асобнага палітычнага ўтварэння, якое ўсведамляла сваё адрозненне ад іншых грамадстваў праз самастойную мову і ўласнае веравызнанне. Гэты феномен можа быць разгледжаны ў якасці аднаго з элементаў той спадчыны, што пакінула Кіеўская Русь сваім нашчадкам. Калізія старажытнарускай айкумены, якая адбылася пасля нашэсця Батыя і спуспашэння Кіева, высунула на першы план этнічнае адзінства і адсунула на другі план кананічныя рознагалоссі. Такім чынам, “народ рускі” больш наблізіўся да вобраза своеасаблівай псеўданацыі.

TRANSFORMATION IN THE GEOPOLITICAL ORIENTATION IN THE EARLY MEDIEVAL BELARUSSION SOCIAL AND POLITICAL THOUGTH

V. YEVAROUSKI

This article discusses the process of grasping by Eastern European medieval community its civilizational uniqueness during the eleventh – fifteenth centuries. It is traced the fusion of confessional affiliation and ethnic characteristics, which causes the appearance in this period the phenomenon of “medieval nationalism”. It was examined the connection of the development of this phenomenon with the change of the geopolitical structure, when the axis north – South changed to the West – East. After the disappearance of the Kieran Rus’, we may talk about the birth of a certain separate political unit that consciously distinguished themselves from the surrounding communities through on a separate language and their own faith. This phenomenon can be considered as one of the elements of the legacy of the Kieran Rus to their offspring. The Old Russian oecumene collision, which occurred after Mongol invasion and devastation of Kiev, put forward in the first place and the ethnic unity overshadowed the canonical differences. Thus, “the Russian people” became very close to the image of a pseudo-nation.

Клімовіч Г.І. Беларускі філасофскі ландшафт першай паловы ХХ стагоддзя

Разглядаецца праблематыка спецыфікі развіцця беларускай філасофскай думкі ў першай палове ХХ стагоддзя. На гэты час беларуская філасофская думка адрознівалася эклектычнасцю. Даследчыкамі адзначаецца адначасовае існаванне на беларускай геакультурнай прасторы дыяметральна супрацьлеглых філасофскіх напрамкаў. Беларусь стала сваеасаблівай арэнай напружанага дыялогу і супрацьстаяння не толькі філасофскіх, ідэалагічных, але і цывілізацыйных плыняў. Акрамя агульнавядомага сацыял-дэмакратычнага руху, плыні заходнерусізму, існаваў напрамак рэлігійнай філасофіі, у межах якога магчыма вылучыць праваслаўны і каталіцкі накірункі, фундзіраваныя адпаведна ідэямі рускай і заходнееўрапейскай традыцый, шэраг мысляроў ставілі сабе на мэце выпрацоўку нацыянальнай ідэалогіі, аб’ектам іх рэфлексіі была праблематыка этнадыцэі. Беларуская філасофская думка дагэтуль застаецца недастаткова даследаваным праблемным полем, таму мэтай дадзенага даследавання выступае вызначэнне яе асноўных плыней і спецыфічных рыс у азначаны перыяд.

BELARUSIAN PHILOSOPHICAL LANDSCAPE OF THE FIRST HALF TWENTIETH CENTURY

H. KLIMOVICH

The article covers the specific features of development Belarusian philosophy in the first half of the twentieth century. Eclectic is the main characteristic of the Belarusian thought during this period. Researchers note that Belarusian geo-cultural space was the place for coexistence diametrically opposite philosophical directions. However, not the all of these philosophical ideas from this problematic field are steel investigated. We can notice by the well-known movements of social-democratic ideas and movement of “zapadnorusizm” the great stratum of insufficiently explored phenomenon of the Belarusian religious-philosophical thought, reflection on a national problem, so the aim of this article to determine all the main directions and specific features of the Belarusian thought during the first half of the twentieth century.

Мащитько О.В. Потребление как пустота и насилие в современных концепциях философии культуры

Представлены результаты исследования, цель которого – выявить основные тенденции в интерпретации потребления как пустого знака и насилия. Основным тезисом знаковой концепции потребления является утверждение, что потребление – это система обмена и эквивалент языка. Показано, что потребление есть язык нашего общества и способ коммуникации членов общества между собой, поскольку в основе потребления лежит кодекс знаков и отличий. Выявлены наиболее значимые тенденции знаковой интерпретации идеологии потребления, такие как связь системы потребления с логикой «пустого знака», рассмотрение потребления как современного идеологического средства стратификация общества, наделение потребления функцией конституирования идентичности, коннотация потребления с принципом нехватки реальности и опытом поиска реального в ХХ веке, а также трактовка потребления как неявного насилия.

CONSUMPTION AS EMPTINESS AND VIOLENCE IN THE CONTEMPORARY CONCEPTS OF THE PHILOSOPHY OF CULTURE

O. MASHCHITSKA

Article aims to identify the main trends in the interpretation of consumption as null character and vi-olence. The main thesis of the sign concept of consumption is the claim that consumption – a system of exchange and equivalent of language. Consumption is the language of our society and the way of communication between the members of the society itself, because the basis of consumption is the code of signs and differences. The paper identifies the most significant trends of sign interpretation ideology of consumption. These include the connection between of consumption with a logic of “null character”, consideration of consumption as a modern means of ideological stratification of society, empowering the consumption function of the constitution of identity, the connotation of consumption with the principle of reality and lack of experience in search of the real in the twentieth century, as well as the interpretation of consumption as an implicit violence.

Станиславская Е.И. «Изобразительная телесность» художественно-зрелищных форм постмодерна

Проводится идея, что современная культура ориентирована на зрелищно-центристское развитие. Изобразительные формы художественных практик второй половины ХХ – начала ХХІ века интерпретируются через телесный контекст, придающий им зрелищный эффект. Подобный феномен позволяет автору ввести в научный обиход категорию «изобразительная телесность». Изобразительно-телесные формы представляет, прежде всего, художественное течение акционизма – акции, хэппенин-гы, перформансы, флешмобы. Основополагающей чертой всех названных форм является изобразитель-ная презентация тела художника-исполнителя и телесное соучастие в творческом акте зрителя-соавтора. В таких арт-практиках тело становится текстом, художественным посланием – носителем изобразительной телесности.

«PICTORIAL CORPOREALITY» OF ART AND ENTERTAINMENT FORMS OF THE POSTMODERN

E. STANISLAVSKAYA

Modern culture is focused on the spectacle development. Visual forms of artistic practices of the second half of XX – beginning of XXI century are interpreted in the corporeal context, which gives them a spectacular effect. This phenomenon allows entering the category of «pictorial corporeality» into scientific usage. Pictorial-corporeal forms are presented primarily at artistic trend actionism: actions, happenings, performances, flash mobs. A fundamental feature of all these forms is a pictorial presentation of the body of the artist-performer and bodily participation in the creative act of the viewer-co-author. The body becomes text, artistic message – medium of pictorial corporeality in such art practices.

Колесник Е.С. Методологические основы культурологической герменевтики

Рассматривается художественная интерпретация в качестве культуроформирующего феномена, требующего междисциплинарного подхода. Проводится идея, что традиционно доминирующей методикой исследования интерпретативной проблематики определяется герменевтика в ее методологическом (Шлейермахер, Дильтей), онтологическом (Хайдеггер и его последователи) вариантах. Однако в наше время возникает необходимость синтеза герменевтики с другими совместимыми методологиями (аналитическая психология, структурализм, морфология культуры и др.). Показано, что результатом такого «синтезирующего» подхода, направленного на максимальное понимание текста и его культурно-го контекста, является культурологическая герменевтика.

METHODOLOGICAL RUDIMENTS OF CULTUROLOGICAL HERMENEUTICS

Е. KOLESNYK

The interpretation, namely, the artistic interpretation, can be viewed as one of the integral culture-forming phenomena. As such it is worth of synthesizing inter-disciplinary and inter-methodological studying. Traditionally one of the dominant methodologies of researching the interpretative thematic was Hermeneutics. Undoubtedly, both methodological Hermeneutics of Schleiermacher and ontological Hermeneutics of Heidegger and his followers, have great potential. Still, the contemporary situation of active inter-cultural and inter-civilization dialogue leads to the necessity of enriching the Hermeneutic with the results of compatible methodologies (Analytical psychology, Structuralism, Morphology of Culture etc). The general goal of maximal understanding not only of the text, but its widest cultural context, allows us to define such a “synthesizing” approach as the Culturological Hermeneutics.

Сороко С.М. Алгоритм информационного подхода в культурологическом исследовании

Рассматривается методологическая проблематика использования информационного подхода в культурологическом исследовании на основе междисциплинарного синтеза знаний об информации, её свойствах, информационных процессах и системах в проекции на культуру. Представлен алгоритм информационного подхода как логическую последовательность этапов научного анализа. Подчёркивается принципиальная значимость информационной причинности при выборе предмета исследования и её непосредственная связь с основными тенденциями социокультурной динамики.

INFORMATION APPROACH ALGORITHM IN CULTUROLOGICAL RESEARCH

S. SOROKO

Methodological problem of information approach in culturological researches is consideredon the basis of interdisciplinary synthesis of knowledge about information and its properties; information processes and systems which are projected onto the culture. The author recounts the algorithm of information approach as a processing logic of research steps. The principle idea is put forward, that the information causality determined a research subject choice and its direct link with main sociocultural tendencies in dynamics processes have great significance.

Смоликова Т.М. Инкультурация личности в условиях оптимизации информационными ресурсами образовательной среды

Проводится детальный анализ тенденций информационно-образовательного пространства Республики Беларусь; раскрывается культурологическая сущность процесса инкультурации в современных условиях оптимизации информационно-образовательной среды учебных учреждений. Анализируются основные приоритеты развития средств информатизации, применяемые в образовательном процессе повышения квалификации специалистов с целью удовлетворения потребностей рынка труда. Выявлены инновационные инструменты и механизмы «встраивания» личности в информационно-образовательную среду через инкультурацию. Обоснован вывод, что модернизация информационно-образовательной среды позволяет повысить эффективность учебного процесса, создать условия для роста профессиона-лизма с использованием компетентностного подхода.

PERSONALITY ENCULTURATION IN OPTIMIZATION CONDITIONS BY INFORMATION RESOURCES OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Т. SМОLIKOVA

The article considers the cultural essence of the process of еnculturation in terms of optimization of information-educational environment. Conducted detailed analysis of the trends of the information-educational environment of the Republic of Belarus. The main priorities of development of the means of information used in the educational process. Defined innovative tools and mechanisms “embedding” of identity in the information-educational environment through the mechanisms of еnculturation.

Самосюк Н.В. Просветительские традиции православной церкви в культуре Западной Беларуси, 1921–1939 годы

Рассматривается специфика сохранения просветительских традиций русской православной церкви в культуре Западной Беларуси в 1921–1939 годах, в том числе приоритетная деятельность в сфере религиозно-нравственного воспитания детей. Отмечено, что значительная часть православных изданий в Западной Беларуси распространялась на русском языке; высшая богословская школа была создана по образцу российских духовных академий. Внимание акцентируется на том, что многие традиции русской православной церкви в Западной Беларуси в связи с изменением социокультурных условий претерпели некоторые изменения. В целом же ориентация на традиции русской православной церкви сохранялась, эта церковь оставалась важным социокультурным институтом Западной Беларуси.

PRESERVATION EDUCATION TRADITIONS OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN CULTURE OF WESTERN BELARUS, 1921–1939

N. SAMOSIUK

The features of the conservation educational traditions of the Russian Orthodox Church in the culture of Western Belarus in 1921–1939. The specificity of the religious and moral education of children. It is noted that a significant part of the Orthodox publications distributed in Western Belarus was in Russian. Graduate Theological School was modeled on Russian theological academies. The author focuses on the fact that many of the traditions of the Russian Orthodox Church in the Western Belarus in connection with the change of social and cultural conditions have undergone some changes. In general, the tendency toward the preservation of the traditions of the Russian Orthodox Church contributed to the preservation and development of culture in Western Belarus.

Яроцкая Ю.А. Влияние католичества на религиозную культуру Японии

Анализируется взаимодействие католицизма и традиционной духовной культуры Японии; раскрываются причины успеха католической миссии и особенности влияния католицизма на культуру народов японских островов. История становления католичества в Японии рассматривается как уникальный пример синтеза ценностей – христианских и традиционного японского общества. Формирование японской католической интеллектуальной элиты, национальных музыкальных и композиторских школ трактуется как результат взаимодействия христианства и японской культуры. Особое внимание уделяется общественной деятельности Ивашита Франциска Ксавье Сойчи, заложившего духовный фундамент для целой плеяды интеллектуалов – христианских религиозных деятелей Японии и современного японского католицизма.

THE INFLUENCE OF CATHOLICISM ON RELIGIOUS CULTURE OF JAPAN

Y. YAROTSKAYA

The interaction of Catholicism and Japanese culture is studied in the article. The author emphasizes the influence which Catholicism rendered on religious culture during the development on Japanese islands. The biography of Iwashita Francis Xavier Soichi are interesting especially because he is a basis of modern Japa-nese intellectual Catholicism.

Почобут Н.А. Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение деятельности музеев БССР по сохранению и изучению археологического наследия (1944–1991)

В историко-культурологическом дискурсе рассматривается нормативно-правовая и методическая база деятельности белорусских музеев с июля 1944 по 1991 год. Акцентируется ярко выраженный интерес к археологическому наследию в республике, социальный заказ на археологические исследования, археологические музеи и выставки. Обоснована значимая роль музеев БССР в изучении и сохранении археологического наследия. Показана важность проблемы придания музеям (учреждениям культуры) статуса научных учреждений. Представлен процесс совершенствования нормативной, законодательной и методической основы деятельности музеев, направленной на создание строгой научной системы ком-плектования, учёта и хранения коллекций археологии.

STANDARD LEGAL ACTS AND METHODICAL SUPPORT OF ACTIVITY OF THE MUSEUMS BSSR IN THE FIELD OF RESEARCH AND CONSERVATION OF ARCHAEOLOGICAL HERITAGE (1944–1991)

N. POCHOBUT

In modern society interest to archaeological heritage is pronounced, a certain social order for archaeological researches, the archaeological museums and exhibitions was created. The aim of research – to study normative legal acts of directive bodies concerning a museum collecting, preservation and use of monuments of archeology and museum fund during the period from July, 1944 to 1991. Standard, legislative and methodical ensuring activity of the museums in 1944–1991 reflected an important role of the museums BSSR in studying and preservation of archaeological heritage and desire to give to these cultural institutions the status of scientific institutions. It should be noted that, despite improvement during the considered period of regulatory, legislative and methodical base of activity of the museums which was certainly directed on creation of strict scientific system of completing, the account and storage of collections of archeology, specifics of work on formation of valuable scientific archaeological meetings of the museums were not fully considered.

Ворон А.В. Инновационная методика обучения технике опорной части прыжка с шестом на основе использования комплекса тренажерных устройств

Демонстрируется разработанная инновационная методика обучения технике опорной части прыжка с шестом на основе использования разработанного комплекса тренажерных устройств. Предлагаемая методика предусматривает четыре взаимосвязанных этапа обучения, которые в свою очередь содержат конкретные задачи и средства обучения технике опорной части прыжка с шестом. Эффективность предлагаемой методики обучения технике опорной части прыжка с шестом на основе использования комплекса тренажерных устройств подтверждена результатами двухлетнего формирующего педагогического эксперимента.

INNOVATIVE METHODS OF TEACHING TECHNOLOGY SUPPORT OF POLE VAULT ON THE BASIS OF COMPLEX TRAINING DEVICES

A. VORON

Created an innovative method of learning the art of the supporting pole vault based on the use of the developed complex training devices. The developed technique involves four interrelated learning stage, which (in turn) contain specific objectives and means of teaching the art of the supporting pole vault. Effectiveness of the proposed methods of teaching the art of the reference pole vault through the use of complex training devices confirmed by the results of two years of forming pedagogical experiment.

Козлова Ю.А. Применение компьютерных технологий по технической подготовке учебно-тренировочного процесса учащихся отделения спортивного ориентирования ДЮСШ

Рассматривается учебно-тренировочный процесс учащихся отделения спортивного ориентирования ДЮСШ с использованием компьютерных технологий по технической подготовке. Разработанная нами компьютерная программа представляет собой структурированный и систематизированный объём знаний по технической подготовке в спортивном ориентировании как непосредственно во время учебно-тренировочных занятий, так и при самостоятельном изучении материала. Показано, что при внедрении компьютера в техническую подготовку в спортивном ориентировании появляется возможность организовать диалог с каждым учащимся, изучать материал в индивидуальном темпе, эффективно организовывать контроль.

APPLICATION OF COMPUTER TECHNOLOGY TECHNICAL TRAINING PROCESS STUDENTS OF THE DEPARTMENT OF ORIENTEERING CHILDREN’S SPORTS SCHOOL

Y. KOZLOVA

We consider the training process students of the department of orienteering Children’s sports school with the use of computer technology for technical training. Computer training carries a huge motivational material, and the motivation is of great importance in technical training in orienteering. With the introduction of computers in technical training in orienteering an opportunity to have a conversation with each student to learn the material at their own pace, to effectively organize control. We have developed a computer program is a structured and systematic body of knowledge on technical training in orienteering directly during training sessions and self-study material.