Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Кондаков Д.А. Панегирик полоцких иезуитов в честь П.Г. Лазарева и графа А.И. Ильинского:
социально-культурный и политический контекст

Анализируется социально-культурный и политический контекст панегирика от 15 января 1800 года, написанного полоцкими иезуитами в честь инспекторов от Сената Петра Гавриловича Лазарева и графа Августа Ивановича (Юзефа Августа) Ильинского. Рассматриваются функции французского языка как средства общественных и культурных контактов, обстоятельства, в которых происходила встреча иезуитов с инспекторами. Стихотворение представлено как обращение к императору Павлу І через его приближенных. В этой связи особое место отводится реконструкции образа российского самодержца, представленного в панегирике. Таким образом, текст выступает как яркое свидетельство «модернизации» культуры Беларуси на рубеже XVIII–XIX веков и способности Общества Иисуса адаптироваться к быстро меняющимся общественно-политическим условиям.

POLOTSK JESUITS’ PANEGYRIC IN HONOUR OF P.G. LAZAREV AND THE COUNT A.I. ILINSKI:
SOCIAL, CULTURAL, AND POLITICAL CONTEXTS
D. KANDAKOU

The article gives the analysis of the panegyric by Polotsk Jesuits dated January 15, 1800 in honour of Senate inspectors Petr Gavrilovitch Lazarev and the count Avgust Ivanovitch (J?zef August) Ilinski in social, cultural, and political frameworks. It inquires into the functions of the French language as a means of social and cultural interactions, and into the situation in which the ceremonial reception of the inspectors took place. The poem is addressed in part to Paul I while the ceremony seems to be just a pretext for praising the Emperor. For this reason, the Russian sovereign’s image, as presented in the panegyric, is carefully reconstructed. As a result, the poem appears to be a striking illustration of the “modernization” process in Belarus at the turn of 18th-19th centuries, and of the Society of Jesus ability to adapt itself to changing social and political contexts.

Клос О.Ю. Тема войны за независимость в творчестве Вашингтона Ирвинга

Исследуется тема Войны за независимость в творчестве Вашингтона Ирвинга. Предлагается краткий исторический обзор, необходимый для понимания места, которое данная тема занимает в литературном наследии Ирвинга. Принимаются во внимание «американские» новеллы Ирвинга и биография Джорджа Вашингтона. В новеллах «Легенда о Сонной Лощине» и «Рип Ван Винкль» подробно рассматриваются элементы, отсылающие читателя к событиям Войны за независимость. При анализе «Жизни Вашингтона» акцент делается на образе генерала и первого президента США, а также влиянии Ирвинга на формирование традиции особого почитания Вашингтона в американской культуре.

THE WAR OF INDEPENDENCE IN WASHINGTON IRVING’S WORKS
O. KLOS

The article deals with the War of Independence in the works of Washington Irving. It offers a short his-torical overview essential to understanding the place of this theme in Irving’s literary heritage. It takes into account Irving’s short stories based on American past and his biography of George Washington. Much attention is paid to the Revolutionary background of the famous tales “The Legend of Sleepy Hollow” and “Rip Van Winkle”. In “The Life of George Washington” special emphasis is made upon the character of General Washington and Irving’s influence on the tradition of worshipping him in American culture.

Благодёрова Е.И. Проблема рабовладения и тема Гражданской войны 1861–1865 годов в малой прозе Н. Готорна

Рассматриваются взгляды Н. Готорна на проблемы рабства, аболиционистского движения и Гражданской войны в США. Отмечается особенность взглядов писателя – их несовпадение с мнением большинства современников Н. Готорна. Указывается на то, что, несмотря на неприятие рабовладения, Н. Готорн воздерживается от активного участия в движении за отмену рабства, объяснением чему может служить несогласие писателя с насильственными методами борьбы, сомнение в целесообразности данного движения, а также недоверие к любого рода реформам. Особое внимание уделяется эссе Н. Готорна «Главным образом о военных делах» («Chiefly About War Matters»), где писатель осуждает военные действия, указывает на разрушительное влияние войны на природу и личность.

THE SLAVERY QUESTION AND THE AMERICAN CIVIL WAR (1861–1865) IN N. HAWTHORNE’S SHORT WORKS
E. BLAGODYOROVA

The main aim of the article is to consider N. Hawthorne’s views on such issues as slavery, the abolitionist movement and the American Civil War. It is emphasized that the writer’s opinion didn’t coincide with that of the majority of his contemporaries. Though N. Hawthorne didn’t support the institution of slavery he forbore from active participation in the antislavery movement what can be explained by writer’s disagreement with violent ways of struggle, his doubts in that movement expediency, and his distrust of any reforms. Special emphasis is placed on N. Hawthorne’s essay “Chiefly About War Matters”, where the writer condemned the civil war, drew attention to destructive effects of any war upon nature and an individual.

Нестер Н.В. Античные образы и мотивы в романе Х. Дулитл «Вели мне жить»

Предлагается целостное понимание творчества американской писательницы Х. Дулитл, при котором необходимо учитывать тот уровень постижения мировой культуры, каким владела она, иметь тот необходимый запас знаний, который служит культурным кодом, ключом к многочисленным загадкам ее творчества. На материале романа Х. Дулитл (Hilda Doolittle, 1886–1961) «Вели мне жить» (Bid Me to Live, 1960, рус. перевод 2005) раскрываются особенности использования античных мотивов и образов. В работе прокомментированы и проанализированы фрагменты, в которых составляющие классического наследия приобрели новое значение и были наделены новой функцией в контексте данного произведения. Знание античного подтекста романа Х. Дулитл «Вели мне жить» позволяет глубже понять художественный мир автора, ответить на многие вопросы, связанные с ее творчеством.

ANTIQUE MOTIVES AND IMAGES IN THE NOVEL “BID ME TO LIVE” BY H. DOOLITTLE
N. NESTER

To get closer to a holistic understanding of creativity of the American writer H. Doolittle, you need to consider the level of understanding of world culture, which she had, you need to have the necessary amount of knowledge that serves as a cultural code, the key to many mysteries of her work. Based on the novel “Bid Me to Live” (1960, in Russian translation 2005) by American writer H. Doolittle (1886–1961) describes the peculiarities of use of ancient motives and images. Commented on and analyzed the fragments in which the components of the classical heritage has acquired a new meaning and were blessed with a new feature in the context of this work. Therefore, knowledge of the ancient novel subtext H.D. “Bid Me to Live” a deeper understanding the art world’s answer to many questions related to her work.

Марданов А.А. Разрушительный потенциал нарастающей энтропии в творчестве Мартина Эмиса

Исследуется проблема катастрофизма в прозе Мартина Эмиса, который постоянно обращается к тематике энтропийного угасания планеты и человечества в результате разрушительных тенденций второй половины ХХ века. Необратимый и закономерный процесс самоуничтожения воплощается в различных типах катастроф. Основной из них является уже состоявшаяся этическая катастрофа, проявляющаяся во всеобщем морально-нравственном упадке. Осознание процесса самоуничтожения и приближения неизбежной гибели приводит к ощущению обречённости, утрате смысла жизни, «смерти» любви. Дефективные, неспособные к общению, сочувствию, доброте, любви и прощению персонажи страдают от паники, тоски, одиночества и собственной неполноценности. Только любовь, по мнению Эмиса, может противостоять набирающей обороты энтропии и вывести человечество из тупика. Однако существует замкнутый круг, заключающийся в неспособности деградировавших родителей правильно воспитывать детей. Они внушают им извращённые ценности и направляют на путь этического и физического разрушения. Следовательно, дети не являются гарантом спасения человечества, что символизирует полное отсутствие веры в сохранение будущих поколений, торжество нарастающей энтропии.

THE DESTRUCTIVE POTENTIAL OF INCREASING ENTROPY IN MARTIN AMIS’S WORKS
A. MARDANAU

This article deals with the problem of the entropic decay of the planet and mankind as a result of the destructive tendencies of the second half of the 20th century as depicted in the works of M. Amis. The irreversible and naturally determined process of their self-destruction is embodied in various types of catastrophes including the already established ethical catastrophe which is made manifest in the overall decline of morality. The awareness of self-elimination and of imminent death, results in a feeling of doom, a loss in the meaning of life, and the “death” of love. Defective characters who are incapable of communication, sympathy, kindness, love and forgiveness, suffer from fits of panic, depression, solitude and lack of self-worth. In Amis’s opinion, it is only love that can resist the expansion of entropy and help mankind find a way out of the impasse. However, there is a vicious cycle that presupposes the inability of degraded parents to rear their children properly. They instill their perverted values into them and guide them towards ethical depravity and physiological decay. Thus children cannot be guarantors for the salvation of mankind, which means a total lack of belief in the preservation and survival of future generations and enforces the triumph of increasing entropy.

Хоха С.С. Трагедии разрушения личности в романе Уильяма Голдинга «Повелитель мух»

Рассмотрены особенности осмысления проблемы личности и цивилизации в романе У. Голдинга «Повелитель мух». Обращается внимание на то, что герои произведения представляют собой социум в миниатюре. Голдинг подчеркивает, что человек склонен к разрушению и собственной души, и окружающего мира, созданного им самим в результате многовекового труда. По У. Голдингу, саморазрушение личности происходит одновременно с разрушениями гуманных устоев общества, а затем и разрушением материальных ценностей земли, поскольку люди и создаваемое ими общество при определенных условиях могут легко скатиться к варварству. В романе автор показал опыт жестокости цивилизации, который перенесен в детское сознание.

THE TRAGEDY OF THE DESTRUCTION OF A PERSONALITY IN WILLIAM GOLDING’S NOVEL “LORD OF THE FLIES”
S. KHOKHA

The understanding peculiarities of the problem of a man and a civilization in W. Golding’s story “Lord of the Flies” are considered in the article. The attention is paid to the fact that the characters of this work represent society in a miniature. Golding emphasizes that the person is inclined to the destruction of both his own soul, and the world around created by him as a result of centuries-old work. According to W. Golding, self-damage of the personality happens currently with the destructions of humane foundations of society, and then with the destruction of material values of the earth as people and their society can easily come down to barbarity under certain conditions. In this story the author showed experiment of a civilization’s cruelty which is transferred to the children’s consciousness.

Сенькова О.Ф. Осмысление прошлого и современной картины мира в драматургии Гарольда Пинтера

Исследуется проблема осмысления прошлого в драмах Гарольда Пинтера. Предлагается анализ как ранних пьес (The Room, The Birthday Party), так и произведений более позднего периода (Other Place, One for the Road, Party Time, The New World Order, Ashes to Ashes) с точки зрения политических взглядов автора и осмысления места человека в современном мире. Доказывается, что пьесы Гарольда Пинтера представляют сочетание элементов театра абсурда, «комедий угрозы» и метафизического театра с непримиримой позицией автора отразить современное положение вещей. В своих пьесах Гарольд Пинтер подчеркивает необходимость человека сохранить хрупкий баланс между прошлым, настоящим и будущим и призывает вырваться из состояния угнетения и страха.

THE UNDERSTANDING OF THE PAST AND MODERN WORLD VIEW IN HAROLD PINTER’S DRAMA
O. SIANKOVA

The article deals with the understanding of the past in Harold Pinter’s dramas. Both early and late plays are analyzed in terms of author’s political views. The author of the article argues that Harold Pinter’s plays are a combination of elements of the theatre of the absurd, comedies of menace and metaphysical theatre with author’s irreconcilable attitude to reflect the modern state of affairs. Harold Pinter emphasizes the need to maintain the subtle balance of the past, present and future and calls on people to escape from the state of oppression and fear.

Глазман Л.Я. Асэнсаванне нацыянальнай праблематыкі
ў кантэксце ваеннай катастрофы ў “малой” прозе М. Гарэцкага

Даследуецца мастацкае асэнсаванне ў “малой” прозе Максіма Гарэцкага праблем нацыянальнай трагедыі беларускага народа падчас ваенных і рэвалюцыйных падзей першых дзесяцігоддзяў ХХ стагоддзя. Ва ўмовах адначасовага разгортвання на тэрыторыі Беларусі перыпетый Першай сусветнай, грамадзянскай, савецка-польскай войнаў, рэвалюцый 1917 года і станаўлення новай беларускай дзяржаўнасці для М. Гарэцкага асаблівую актуальнасць набывае нацыянальная праблематыка. Пісьменнік у гэты перыяд актыўна звяртаецца да праблемы пошукаў нацыянальнай ідэнтычнасці, самаўсведамлення беларуса. У апавяданнях М. Гарэцкі не толькі паказвае супярэчнасці складанага часу, а шукае прычыны крызісных сітуацый і шляхі выхаду з іх, сцвярджаючы магчымасць і неабходнасць асобы ў любой сітуацыі захаваць сваю чалавечую годнасць. Гэта дазваляе разглядаць творы пісьменніка ў ракурсе “пераадолення” трагічных для краіны падзей.

THE UNDERSTANDING OF THE NATIONAL PROBLEMATICS IN THE CONTEXT
OF THE MILITARY CATASTROPHE IN M. GORETSKY’S SHORT STORIES
L. GLAZMAN

The article deals with the understanding of the problems of the Belarusian people’s national tragedy during the war and the revolutionary events of the first decades of the 20th century in M. Haretsky short stories. The national range of problems is typical for the writer in conditions of World War I, civil and Soviet-Polish wars and the formation of Belarusian statehood. In this period the writer concentrates on the problem of the national identification and self-determination of Belarusians. In the short stories M. Haretsky not only shows the contradictions of the difficult time, but looks for the reasons of crises and ways out of them. He asserts the possibility and necessity of every individual to preserve the human dignity in any situation. It allows us to consider the author’s works in terms of overcoming of the tragic events.

Траццяк З.І. Вайна як эрзац-жыццё ў творах М. Гарэцкага і А. Гародні

Праводзіцца параўнальна-тыпалагічнае вывучэннэ твораў М. Гарэцкага і А. Гародні пра Першую сусветную вайну. Агульнымі для абодвух пісьменнікаў з’яўляюцца выкарыстанне прыёму проціпастаўлення ў яго мадыфікацыі «свой – чужы / мы – яны», матыў вайны-шляху, што вядзе ў нікуды, інавацыйны спосаб выкладу матэрыялу, што набліжаецца да здабыткаў мадэрнізму. Аповесці і апавяданні, заснаваныя на негатыўным стаўленні да вайны, адрозніваюцца паводле адносін да ідэй сацыялізму і інтэр-нацыяналізму. Максім Гарэцкі разглядаў падзеі 1914–1918 гадоў у сувязі з самастойнай будучыняй беларускага народу. Сусветная катастрофа, лічыў А. Гародня, павінна прывесці да рэвалюцыі і ўсталявання панавання пралетарыяту. У дадзеным кантэксце ідэі нацыянальнага разняволення адыходзілі на другі план, хаця аўтар спачуваў беларускаму насельніцтву, што апынулася на акупаванай немцамі тэрыторыі.

WAR AS ERSATZ LIFE IN M. НARETSKY’S AND A. HARODNJA’S WRITINGS
Z. TRATSIAK

The article is devoted to comparative-typological study of M. Нaretsky’s and A. Harodnja’s writings about the First World War. Both writers’ works have some features in common. They are the use of opposition technique in its ‘one’s own – alien / we – us’ modification, the motif of war treated as the way to nowhere, the innovative methods of narration approaching modernist techniques. The novels and short stories, based on the negative attitude towards the war, differ in their attitude towards socialist and internationalist ideas. M. Нaretsky connected the events of 1914–1918 with the free future of the Belarusians. A. Harodnja supposed that the worldwide catastrophe must lead to a revolution and the proletariat rule. In that context the idea of national freedom was not of great importance, even though the author sympathized with.

Лысова Н.Б. Пераасэнсаванне антычнага міфа ў сучаснай беларускай прозе,
або Новыя рысы вобраза «нацыянальнай катастрофы»

Даследаваны сучасныя творы беларускіх пісьменнікаў, у якіх выкарыстаны антычныя вобразы, сюжэты, матывы. Аўтар імкнецца ўбачыць агульную прычыну звароту сучасных аўтараў да антычных першакрыніц. На яго думку, ёсць метафізічная сувязь паміж адчуваннем беларускімі аўтарамі «нацыянальнай катастрофы» і тэмай «антычнага жаху». Інтэрпрэтацыя антычных міфаў пераўтвараецца ў іранічна-трагічныя і шаржыраваныя аповяды. Універсальны міфалагічны сэнс цяпер выяўляецца праз бурлескныя падмены агульна культурнага кшталту. Пераасэнсаванне антычнага міфа ў сучаснай беларускай прозе робіцца яшчэ адным мастацкім вобразам выратавання ад катастарфічнага стану беларускай мовы і культуры, яшчэ адной спробай аднавіць беларускую тэму.

CLASSICAL MYTH IN THE MODERN BELARUSIAN PROSE REVISED,
OR SOME NEW TRAITS TO THE IMAGE OF “NATIONAL CATASTROPHE”
N. LYSOVA

Modern Belarusian literary works consisting ancient imagery, plots, and motives are studied. The interest of the modern authors in the classical tradition is explained by the metaphysical similarity between the feeling of “national catastrophe” in the texts by Belarusian authors, and the “ancient fear”. The interpretation of classical myths turns into ironical, tragic, and grotesque narrative. The universal mythological meaning is revealed through turning it into a common mode of burlesque. The reconsideration of the classical myth in modern Belarusian prose viewed as an artistic image can be considered another try to save Belarusian language and culture from their catastrophic state, to revive the Belarusian issue.

Багарадава Т.Р. Мастацкае бачанне ваеннай рэчаіснасці ў аповесцях I. Навуменкі

Аналізуецца творчасць класіка беларускай літаратуры І.Я. Навуменкі, прысвечаная тэме Вялікай Айчыннай вайны. За аснову бярэцца жанр аповесці. На дадзенай падставе разглядаецца праблема ўзаемадачынення чалавека і ваеннай рэчаіснасці ў творчасці пісьменніка. Адным з вядучых пытанняў беларускай ваеннай літаратуры з’яўляецца даследаванне феномена чалавека, што абумоўлена павышанай цікавасцю да праблем чалавечага быцця і звязанага з дадзенай акалічнасцю пытання як мага больш праўдзівага яго адлюстравання. У аўтара сустракаюцца розныя сродкі і спосабы перадачы ваеннага і мірнага быцця. Увага надаецца непасрэднаму ўзаемавыніку спалучэння творчай спадчыны аўтара і яго біяграфіі. Аналізуюцца шляхі і нюансы літаратурнага сталення пісьменніка пры абмалёўцы праблем ваеннай рэчаіснасці.

THE ARTISTIC VIEW OF WAR REALITY IN THE NARRATIVE BY I. NAVUMENKA
T. BAGARADAVA

The article contains the analysis of works by I.Y. Navumenka dedicated to the Great Patriotic War. The problem of person-war reality interaction in the narrative by I.Y. Navumenka is studied. One of the key questions of Belarusian war literature is the investigation of personality phenomenon, as well as the heightened interest towards the problems of human existence, and the interrelated question of giving the true picture of it. The author takes advantage of various means of representation of war and peaceful existence. The article is concentrated on the biographical aspect of works by I.Y. Navumenka. The ways and shades of literary maturation of the author description are analysed on the material of war reality.

Фираго Ю.С. Проблема коллективного героя в книге А. Адамовича, В. Колесника, Я. Брыля «Я из огненной деревни…»

Рассмотрена проблема коллективного героя в книге «Я из огненной деревни…» А. Адамовича, В. Колесника, Я. Брыля. Обращается внимание на то, что в произведении вместо традиционного героя раскрывается целая галерея характеров жителей белорусских деревень, дающих представление о жизни на оккупированной территории. Здесь нет героя, показанного с характерной для реалистической литературы диалектикой их развития. Главным персонажем книги является простой народ. В произведении «Я из огненной деревни» главный герой выступает как единое целое, состоящее из суммы индивидуумов. Несмотря на то, что в основу книги легло более трехсот исповедей, каждый человек наделен индивидуальными чертами и рассказывает свою трагическую историю.

THE PROBLEM OF A COLLECTIVE HERO IN THE BOOK “I AM FROM THE FIERY VILLAGE …” BY A. ADAMOVICH, V. KOLESNIK, YA. BRYL
J. FIRAGO

The problem of a collective hero in the book “I am from the Fiery Village …” by A. Adamovich, V. Kolesnik, Ya. Bryl is considered in the article. The attention is paid to the fact that the whole gallery of char-acters, inhabitants of the Belarusian villages giving an idea of life on the occupied territory instead of the traditional hero reveals in this work. There is no hero shown with the characteristic dialectics for realistic literature of its development. The main character of the book is the ordinary people. In the book “I am from the Fiery Village…” the main character acts as a unit, consisting of the sum of individuals. In spite of the fact that the basis of this work was formed by more than three hundred confessions, each person is allocated with his / her individual traits and tells his / her own tragic story.

Лапунов С.В. Человек и война в ранних рассказах Василя Быкова: опыт толстовской традиции

Несмотря на разработанность проблемы освоения белорусской литературой художественных достижений русской военной прозы XIX века, влиянию традиций русской военной прозы XIX века, в том числе художественного опыта Л.Н. Толстого, на «малые» жанры белорусской военной прозы ХХ века уделено недостаточно внимания. Исследуются закономерности преемственности художественных решений при воплощении военной тематики в ранних рассказах В. Быкова. На материале выбранных произведений определены закономерности осмысления Быковым на раннем этапе творчества художественных открытий, сделанных классиком русской военной прозы XIX столетия. Сделан вывод, что осмысление художественных открытий Л.Н. Толстого стимулировало поиск новых художественных приемов изображения войны и определило дальнейшую эволюцию военной прозы В. Быкова.

MAN AND WAR IN EARLY STORIES BY VASILIY BIKOV: THE EXPERIENCE OF LEO TOLSTOY’S TRADITION
S. LAPUNOV

Despite the problem of assimilating the artistic achievements of the Russian military prose of the 19th century by Belorussian literature has been elaborated, the impact of the Russian military prose of the 19th centurytradition, including the artistic experience of Leo Tolstoy, to the “small” genres of the Belorussian military prose of the 20th century has been insufficiently attended. The regularities of the succession of artistic solutions in military themes’ realization in early stories by Vasiliy Bikov is being researched. On the stuff of the chosen works of literature are determined the regularities of understanding by Vasiliy Bikov in the early period of his creative work the artistic discoveries made by the classic of the Russian military prose of the 19th century. A conclusion has been drawn that assimilating Leo Tolstoy’s artistic discoveries stimulated the search of new artistic devices of depicting war and determined the further evolution of Vasiliy Bikov’s military prose.

Первушина Л.В. Постчернобыльские реалии в прозе Виктора Козько и Дона Делило

Анализируются романы белорусского писателя Виктора Козько и американского писателя Дона Делилло. В романе Козько «Бунт невостребованного праха» («Бунт незапатрабаванага праху»), как и в романе Делилло «Преисподняя» отражено опасное воздействие современного технического и индустриального прогресса, который ведет к разрушению природы и экологическому кризису. В данных экспериментальных произведениях рассматриваются серьезные проблемы современного механизированного мира, анализируются наиболее значимые постчернобыльские реалии. Оба автора подчеркивают значение культурно-исторической памяти, ответственности за научные открытия и нравственных ценностей для того, чтобы человек мог выжить и сохранить жизнь на планете Земля. В романах созданы яркие образы, представлен богатый проблемно-тематический комплекс, используются символизм, библейские параллели и интертекстуальность. Авторы предупреждают человечество о грядущем апокалипсисе и представляют свои концепции обновленной жизни на Земле.

POST-CHERNOBYL REALITIES IN THE PROSE BY VICTAR KАZKO AND DON DЕLILLO
L. PERVUSHINA

The article deals with the literary artistic experiment in the creative work of influential Belarusian writer, Viktar Kazko, and celebrated American writer, Don Delillo. The novel by V. Kazko Revolt of Uncalled Dust and the novel by D. Delillo Underworld reveal the dangerous effect of contemporary technological and industrial progress which leads to the destruction of nature and universal ecological crisis. In the experimental novels by Belarusian and American writers serious problems of contemporary mechanized world are considered and the most important post-Chernobyl realities are analyzed. It is stressed that Chernobyl has become an influential symbol of people’s responsibility for future generations. Both V. Kazko and D. Delillo emphasize the significance of cultural and historical memory, man’s responsibility for scientific discoveries, the importance of moral values for people in order to survive and to preserve life on the Planet. The novels are characterized by vivid images, symbolism, biblical parallels, diversity of problems and intertextuality. The writers warn humankind about possible universal apocalypse and present their concepts of a renewed life on Earth.

Анисимова М.А. Феномен Томаса Чаттертона как романтический миф в лирических произведениях XVIII–XIX веков

Анализируется образ Томаса Чаттертона в английской поэзии XVIII–XIX веков. Рассматривается своеобразие восприятия личности и творчества поэта в художественных произведениях этого периода, а также связанный с его образом ряд проблем социального и культурного характера, поднятых в произведениях Т. Кери, С.Т. Кольриджа, Э. Раштона, М. Робинсон, У. Вордсворта, Дж. Китса и Д.Г. Россетти. Особое внимание уделяется многообразию художественных средств, используемых авторами для создания трагического и возвышенного образа поэта, а также рассуждениям о внешней и внутренней стороне поэзии и искусства вообще. На основании проанализированного материала делается вывод о романтизации феномена Чаттертона и о его значимости не только как поэта, стоящего у истоков романтизма в своем творчестве, но и как поэтического образа, вдохновлявшего поэтов различных литературных эпох.

THE PHENOMENON OF THOMAS CHATTERTON AS A ROMANTIC MYTH IN THE ENGLISH POETRY OF THE XVIII–XIX CENTURIES
M. ANISIMOVA

The image of Thomas Chatterton in the English poetry of the XVIII–XIX centuries is analyzed in the arti-cle. The peculiarities of perceiving his personality and art as well as the burning social and cultural issues awoke by his tragic life are considered in the works of T. Carey, S.T. Coleridge, E. Rushton, M. Robinson, W. Wordsworth, J. Keats and pre-raphaelite D. G. Rossetti. Special attention is paid to the variety of the artistic means used by the authors for creating Chatterton’s tragic and sublime figure and also to the reasoning on the out and the reverse side of poetry and art in general. On the bases of the analyzed material we trace the tendency towards (we make a conclusion about) romanticizing Chatterton’s phenomenon and his significance not only as a poet who was one of the first to establish the romantic tradition but also as a vivid poetic image contributing to the thriving of this tradition.

Валовень О.Н. Особенности образов зла в творчестве Дж.Р.Р. Толкина

Рассматриваются образы зла в трилогии «Властелин Колец» известного английского писателя, филолога, ученого-медиевиста, оксфордского профессора Джона Рональда Руэла Толкина. Прослеживается влияние эпической традиции англо-саксонского и скандинавского происхождения на генезис данной группы персонажей, представленной обитателями Курганов и Назгулами. Особое внимание уделяется образам драуга и Гренделя в древнегерманской литературе. С помощью дескриптивного и компаративного метода анализируются параллели между отрицательными персонажами у писателя и в героических поэмах и сагах.

DISTINCTIVE FEATURES OF NEGATIVE CHARACTERS IN J.R.R. TOLKIEN’S “THE LORD OF THE RINGS” О. VALOVEN

The article presents a study of some evil characters in the trilogy ‘The Lord of the Rings’ by a famous British writer, philologist, medievalist, Oxford Professor John Reuel Ronald Tolkien. There has been studied the influence of Anglo-Saxon and Old Norse epic tradition on the genesis of these personages, represented by Barrow-wights and Nazg?ls. The images of draugr or aptrgangr and Grendel from early medieval epic litera-ture are viewed as possible prototypes for Tolkien’s evil characters. The parallels between Tolkien’s characters and those of saga and epic literature are studied by the means of descriptive and comparative method of scientific research.

Ленькова О.О. Репрезентация автора в эпистолярной прозе Э.-Э. Шмита

Исследованы особенности авторской репрезентации и нарративной организации в эпистолярной прозе современного французского писателя Эрика-Эмманюэля Шмитта, чьи произведения хорошо из-вестны русскоязычному читателю. Материалом для исследования послужили такие художественные эпистолярные тексты, как «Oscar et la Dame Rose («Оскар и Розовая Дама», 2002»), Ma vie avec Mozart («Моя жизнь с Моцартом», 2005), «L’?vangile selon Pilate» («Евангелие от Пилата», 2000). Эпистолярная форма обладает особым потенциалом в плане репрезентации автора, что определяет усиление субъективного начала в тексте, личностно ориентированный подход при подаче информации, установку на достоверность излагаемого. В данной работе рассматриваются формы повествования, средства самономинации, лексические единицы, синтаксические особенности и стилистические приемы, выра-жающие авторскую позицию в эпистолярных текстах Э.-Э. Шмитта.

REPRESENTATION OF THE AUTHOR IN THE ERIC-EMMANUEL SCHMITT’S EPISTOLARY PROSE
V. LENKOVA

In the article are researching the features of the author representation and narrative organization in the epistolary prose of E.-E. Schmitt, modern French writer, whose novels are well-known to Russian-speaking readers. The material of the research includes such epistolary texts as “Oscar et la Dame Rose” (“Oscar and the Lady in Pink”, 2002), “Ma vie avec Mozart” (“My life with Mozart”, 2005), “L’?vangile selon Pilate” (“The Gospel According to Pilate”, 2000). Epistolary form has got its specific potential in the domain of the author representation, that determines the reinforcement of the subjective side in the text, the personal-oriented approach in the giving of the information, the purpose to the authenticity of expressing. In this work we research the narrative form, modes of autonominalization, lexical units, syntactical specifications and stylistic instruments, that facilitate the expression of the author’s position in E.-E. Schmitt’s epistolary texts.

Гук Е.В. Война и проблема деформации личности и мира
в романе Веслава Мысливского «Трактат о лущении фасоли»

Рассмотрена проблема деформации личности и мира в романе В. Мысливского «Трактат о лущении фасоли». Военная проблематика является одной из основных во всём творчестве писателя. Углубленному анализу подвергается аспект необычного отображения автором военной реальности и последствий послевоенного времени. Особенностью творчества В. Мысливского является то, что писатель не отображает непосредственно исторические события. Преломляя мир в личных переживаниях героев, автор не только не теряет эпической широты показа действительности, а обогащает её в значительной мере. Представлен всесторонний анализ военной проблематики в неизвестном белорусскому читателю романе В. Мысливского «Трактат о лущении фасоли» – произведении, являющемся уникальным не только для польской, но и мировой литературы.

WAR AND THE PROBLEM OF DEFORMATION OF PERSONALITY AND PEACE
IN THE NOVEL OF WIESLAW MYSLIWSKI “A TREATISE ON SHELLING BEANS”
H. GUK

This article considers the problem of deformation of the personality and the world in the novel of W. Mysliwski “A Treatise on Shelling Beans”. The problem of war is one of the main in the oeuvre of writer. Unusual display of military reality and consequences of the postwar period is subjected to deep analysis. In his works, W. Mysliwski not directly displays historical events. Using refracting of the world through the personal experiences of the characters, the author does not lose the epic breadth of the representation of reality, and enriches it greatly. The purpose of this article is a comprehensive and integrated analysis of military issues in the novel of W. Mysliwski “A Treatise on Shelling Beans”, which is unknown to the Belarusian reader. Scientific novelty lies in the fact that the article considers the work, which is unique not only for Polish literature but also for world literature.

Антонова Е.В. Влияние кризисного состояния европейского общества рубежа XIX–ХХ веков
на становление психологизма как элемента метода и стиля Итало Звево

Рассматривается влияние кризисного состояния европейского общества рубежа XIX–ХХ веков на становление психологизма в творчестве итальянского писателя Итало Звево. Психологизм как элемент метода и стиля Звево проанализирован в процессе становления на материале трех романов: «Одна жизнь» («Una Vita»), «Дряхлость» («Senilit?»), «Самопознание Дзено» («La Coscienza di Dzeno»). Подобный анализ дает возможность проследить динамику развития психологизма в произведениях и выделить его особенности. Романы Звево представляют интерес с точки зрения становления психологической прозы в итальянской литературе, поскольку автор является одним из первых представителей данного направления. Обусловленность мировоззрения писателя историческим контекстом неоспорима. Поэтому интересным и существенным является возможность рассмотрения влияния исторических событий на писателя, его художественно-эстетическую систему и его произведения.

THE INFLUENCE OF THE CRISIS OF EUROPEAN SOCIETY IN THE END OF 19TH – BEGINNING OF 20TH CENTURY
ON THE DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGISM AS THE ELEMENT OF MANNER AND STYLE OF ITALO SVEVO
E. ANTONOVA

This article is devoted to the study of the influence of the crisis of European society in the end of 19th – begin-ning of 20th century on the development of the psychologism in the woks of Italian author Italo Svevo. Psychologism as the element of manner and style of Svevo is studied in the process of its development basing on the three novels: “A Life”, “As a Man Grows Older”, “Zeno’s Conscience”. This kind of analysis gives the possibility to see the dynamics of the development of psychologism in the works and notice its peculiarities. The novels of Svevo have their importance as the first example of psychological prose in Italian literature. The conditionality of the writer’s ideology by the historic background can not be denied. That is why the possibility to study the impact of historic events on the author, his artistic and aesthetic system and his works is important and essential.

Никитина Ю.А. Соционика в системе литературоведения

Рассматривается метод анализа художественных произведений с использованием достижений соционики (учение о типах человеческой личности, основанное на идеях К.Г. Юнга). В результате выявляется, что применительно к литературоведению соционика открывает большие возможности для анализа персонажей литературного произведения, их систематизации в соответствии с чётко выбранными принципами, а также позволяет выявить некоторые существенные аспекты логики организации сюжетно-фабульных структур художественного текста, определяемые парадигмами развития отношений между героями различных соционических типов.

SOCIONICS IN THE STUDY OF LITERATURE
J. NIKITINA

The article deals with the analysis technique of fiction using the achievements in the field of socionics (the study of personality types, based on the ideas of C.G.Jung). As a result it is revealed that, relating to the study of literature, socionics provides opportunities for analyzing the characters, their systematization according to the clearly defined principles, and also allows us to identify some significant aspects of logic organization of fiction text’s plot structure, defined by the characters’ relation development paradigm, which are referred to various socionic types.

Тарасевич Л.А. Интерпретация пространственных выражений: к проблеме неоднозначности
(на материале немецкого и русского языков)

Рассматривается проблема употребления предлогов vor/перед, hinter/за, обозначающих полярные векторы ориентации в пространстве по горизонтали «спереди – сзади» в немецком и русском языках. Установлено, что в сравниваемых языках при обозначении определенных типов ситуаций в пространстве регулярно употребляются предлоги, обозначающие противоположные векторы горизонтали (vor der T?r/ за дверью, vor dem Fenster/за окном). Употребление предлогов в конструкциях подобного рода объясняется в психолингвистических исследованиях психологическим фактором: выбором исходной точки ориентации, в качестве которой может выступать как локализующий объект, так и наблюдатель. По отношению к исследуемым предложным конструкциям это означало бы, что носители сравниваемых языков пользуются разными стратегиями в выборе исходной точки ориентации. Представлены результаты психолингвистических экспериментов, которые доказывают, что употребление в немецком и русском языках антонимичных с точки зрения ориентации предлогов при описании одной и той же ситуации обусловлено не психологическим фактором, а семантическими свойствами языковых единиц.

PREPOSITIONAL CONSTRUCTIONS OF SPATIAL ORIENTATION IN ENGLISH AND GERMAN: AMBIGUITY OF INTERPRETATION
L. TARASEVITSH

The article discusses the problem of the usage of the prepositions vor/перед, hinter/за that define the opposite vectors of spatial orientation in the horizontal direction “in front of – behind” in the German and Russian languages. As was found out, in the two compared languages, while defining certain types of space situations, the prepositions that name opposite horizontal vectors are regularly used (vor der T?r/за дверью, vor dem Fenster/за окном). In psycholinguistic studies, the use of the prepositions in constructions of such types is explained by a psychological factor: by the choice of the perspective which the localizing object as well as the viewer can be. In relation to the researched prepositional constructions it would mean that the studied languages native speakers make use of different strategies in their choice of the perspective. The article features the results of the psycholinguistic experiments that prove the following: the use of the opposite in terms of the orientation prepositions in descriptions of one and the same situation is determined not by the above mentioned psychological factor but by the semantic features of the discussed language items.

Синицына Н.Н. Новые заимствования в русском и немецком языках:
происхождение и тематическое разнообразие

Исследуется новая иноязычная лексика в русском и немецком языках с точки зрения ее происхождения и тематической соотнесенности. Показано, что главным языком-источником заимствований-неологизмов в русской и немецкой лексике является английский язык. Поднимается вопрос о расширении общего лексического фонда современных языков, причем не только за счет слов, образованных из греко-латинских корней, но и новейших англицизмов, которые являются общими для ряда языков (преимущественно терминологическая лексика из области информационных технологий). Рассмотрены некоторые примеры псевдоанглицизмов – слов, образованных из английских морфем не в ареале английского языка. Выделены восемь тематических групп новых заимствований, среди которых наиболее многочисленной оказалась группа «Информационные технологии. Компьютеры и интернет», что объясняется активным развитием в современном мире информатики и удобством использования единой международной (английской) терминологии.

NEW LOANWORDS IN THE RUSSIAN AND GERMAN LANGUAGES: ORIGIN AND THEMATIC VARIETY
N. SINITSYNA

There was examined the new foreign lexis in the Russian and German languages from the point of view of its origin and thematic correlation. It is shown that the English language is the main source-language of the loanwords-neologisms in the Russian and German lexis. The question of broadening of the general lexical fund of the contemporary languages is raised, and not only by means of the words formed from the Greco-Latin radicals, but from the newest Anglicisms as well, which are common for a number of languages (mainly the terminological lexis from the sphere of the information technology). In the article there were reviewed some examples of the pseudoanglicisms, i.e. the words formed from the English morphemes not in the English language areal. There were distinguished eight thematic groups of the new loanwords, among which the most numerous one appeared to be the group “Information technology. Computers and Internet”, which can be explained by the active development of the informatics and the convenience to use the single international (English) terminology nowadays.

Супринович О.Е. Лексические параллели в белорусском и немецком языках

Исследуются вопросы параллельной лексики в белорусском и немецком языках. Особое внимание обращается на типы семантических отношений между словами двух сопоставляемых языков: омосемию (отношения смыслового тождества), парасемию (отношения смыслового включения или пересечения) и гетеросемию (отношения смыслового исключения). Результаты проведенного автором анализа показывают, что большинство неполных лексических параллелей в белорусском и немецком языках находятся в отношениях семантического пересечения. Белорусско-немецким лексическим параллелям свойственны лексико-сигнификативные, стилистические и коннотативные различия.

LEXICAL PARALLELS IN BELARUSSIAN AND GERMAN
O. SUPRINOVICH

The article is devoted to problems of parallel vocabulary in Belarussian and German. The author pays attention to types of semantic relations between the words of two correlating languages. As a result the author shows that for the majority of incomplete lexical parallels in Byelorussian and German are typical relations of semantic crossing. For Belarussian-German lexical parallels are characteristic lexical-significance, stylistic and connotative differences.

Лебедева И.Г. Семантико-стилистические особенности рекламных текстов на французском и русском языках

Превратившись в совокупность техник воздействия на потребителя, рекламный текст отражает национальные поведенческие черты, учитывает особенности менталитета и национальные традиции. Рассматривается общее и специфическое в функционировании языковых единиц рекламных текстов на французском и русском языках. Сравнивается их структурно-семантическая организация, проводится их семантический и стилистический анализы. Стилистической особенностью построения рекламного текста является активность метафор, гипербол, антитез и повторов. Активность конкретных фигур может быть специфична в каждой конкретной национальной культуре. Структурно-семантический состав компонентов в рекламных текстах также может иметь свои особенности в каждой конкретной национальной культуре. На лексико-семантическое содержание рекламного текста оказывает влияние статус товара среди других аналогичных, развитость рынка, вкусы и предпочтения потребителя.

SEMANTIC AND STYLISTIC FEATURES OF ADVERTISING TEXTS IN FRENCH AND IN RUSSIAN
I. LEBEDZEVA

Transformed into techniques which serve to influence the behavior of the consumer, the advertising text reflects national features of behavior, peculiarities of the mentality and the national traditions. In this article we cleared universal and specific characteristics in the functioning of the linguistic units in the advertising texts in French and in Russian. We compared their lexical components and we made semantic and stylistic analyses. We noticed that metaphors, hyperbolas, antitheses and repetitions are extremely active in the advertising texts. The activity of stylistic figures can be different in different linguistic cultures. Structural and semantic components can vary there also. Lexical contents of advertising texts are influenced by the status of goods among others, development of the market, consumers’ tastes and preferences.

Криворот В.В. Заимствования как один из способов номинации транспортных средств в белорусском языке

Анализируются заимствованные наименования транспортных средств в белорусском языке. В рамках ономасиологического подхода рассматриваются вопросы заимствований как важной составляющей в ряду основных способов номинации. Представлены основные группы заимствованных наименований транспортных средств в белорусском языке. Осуществленный анализ 76 наименований транспортных средств направлен на выявление основных источников заимствованных наименований транспортных средств в белорусском языке, а также на установление количественного соотношения заимствований из разных языков. Исследование доказывает, что значительное количество наименований транспортных средств является общим для русского, белорусского и украинского языков, сформировавшихся на основе древнерусского языка. Среди проанализированных наименований транспортных средств, выявлены лексемы, заимствованные на разных этапах развития белорусского языка из русского, украинского, польского, литовского, немецкого, английского, французского, тюркских и других языков.

LOANS AS ONE OF THE WAYS OF THE NOMINATION OF VEHICLES IN THE BELARUSIAN LANGUAGE
V. KRIVOROT

The offered article deals with borrowed names of vehicles in the Belarusian language, selected from “Explanatory dictionary of the Belarusian literary language” (Minsk, 2005) and “Dictionary of foreign words. Actual lexicon” (Minsk, 2005). Loans are considered in the article as an important component among the main ways of the nomination. The analysis of selected 76 names of vehicles is directed on the identification of the main sources and on the quantitative ratio of the borrowings. The analysis of selected vocabulary led to the conclusion that a significant amount of names of vehicles are common for the Russian, Belarusian and Ukrainian languages formed on the basis of Old Russian language. The research revealed lexemes borrowed from Russian, Ukrainian, Polish, Lithuanian, German, English, French, Turkic and other languages at different stages of development of the Belarusian language.

Праконіна В.У. Крытэрыі вылучэння тэрмінаў эканомікі са сферы функцыянавання

Разглядаеца праблема ўпарадкавання сферы беларускай эканамічнай тэрміналогіі. Для вырашэння пастаўленай праблемы даследавана сфера функцыянавання беларускай эканамічнай тэрміналогіі, якая прадстаўлена спецыяльнай навуковай літаратурай. Вылучэнне тэрмінаў эканомікі са сферы функцыянавання падаецца актуальным, паколькі менавіта вучэбныя дапаможнікі, падручнікі, метадычныя распрацоўкі, асобныя артыкулы адлюстроўваюць сучасны стан і дынаміку змен у эканамічнай тэрміналогіі. Сцвярджаецца, што вылучэнне беларускіх эканамічных тэрмінаў са сферы функцыянавання ўяўляе праблему, што звязана з неадназначнасцю крытэрыяў іх адбору. Вызначаюцца асноўныя асаблівасці тэрміна. Вылучаюцца адрозненні тэрміна эканомікі ад агульнаўжывальных слоў, наменклатуры і прафесіяналізмаў. Аналізуюцца крытэрыі вылучэння тэрмінаў эканомікі са сферы функцыянавання: дэфініцыйны, крытэрый канцэптуальнай цэласнасці, інфармацыйны, статыстычны крытэрыі, крытэрый лагічных тэарэм, семантычны крытэрый, логіка-інтуіцыйны, графічны і стылістычны крытэрыі. Раскрываецца сутнасць і недахопы кожнага крытэрыя адбору. Робіцца выснова, што разгледжаныя крытэрыі пры адборы тэрмінаў са сферы функцыянавання варта прымяняць комплексна.

THE CRITERIA OF THE SELECTION OF ECONOMIC TERMS FROM THE SPHERE OF FUNCTIONING
V. PRAKONINA

The article is denoted to the problem of the ordering the sphere of the Belarusian economic terminology. The solving of this problem needs the analysis of the sphere of the functioning of the Belarusian economic terminology, which is represented by the special scientific literature. The selection of the terms of the economy from the sphere of the functioning is actual whereas the training manuals, textbooks, methodological works, individual articles reflect the current state and the dynamics of changes in the economic terminology. It is pointed out that the selection of Belarusian economic terms from the sphere of functioning is a problem that is connected with the uncertainty of the criteria of the selection. Тhe main features of the term are allocated. The differences between the term of economy and common word, nomen and professionalism are determined. The criteria of the selection of economic terms from the sphere of functioning are analyzed: the definitive, criterion of conceptual integrity, informative, statistical criteria, criterion of logical theorems, semantic criterion, logical-intuitive, graphic and stylistic criteria. It is also concluded that the considered criteria during the selection of the terms from the sphere of the functioning are needed to apply in complex.

Снігірова Н.А. Да праблемы адлюстравання ўстойлівых словазлучэнняў
у тлумачальных слоўніках беларускай мовы

Абагульняюцца і аналізуюцца прынцыпы падачы і праблемы інтэрпрэтацыі ўстойлівых словазлучэнняў у сучасных тлумачальных слоўніках беларускай мовы. Рашэнне праблем слоўнікавага апісання ўстойлівых спалучэнняў, і першым чынам распрацоўка ўніверсальных спосабаў і прыёмаў для іх многааспектнага лексікаграфічнага падання, мае важнае прыкладное значэнне для фарміравання канцэпцыі слоўнікавага артыкула новага фундаментальнага тлумачальнага слоўніка беларускай мовы.

PROBLEM OF INTERPRETATION OF SET PHRASES
IN MODERN EXPLANATORY DICTIONARIES OF THE BELARUSIAN LANGUAGE
N. SNIGIRIOVA

In the article principles of giving and a problem of interpretation of set phrases in modern explanatory dictionaries of the Belarusian language are generalized and analyzed. The solution of problems of the dictionary description of set phrases, first of all, development of universal ways and receptions of multidimensional lexicographic representation of various types of set phrases, has important applied value for formation of the concept of an entry of the new fundamental explanatory dictionary of the Belarusian language.

Василенко Е.Н. Особенности употребления сослагательного наклонения в политическом дискурсе
(на материале жанра послания президента парламенту)

Изучены особенности функционирования сослагательного наклонения в политическом дискурсе. Анализируется прагматический потенциал сослагательного наклонения и его роль при реализации коммуникативных тактик говорящего в рамках жанра послания президента парламенту. Исследование выполнено на материале 22 выступлений американских и российских президентов за 2001–2011 годы. Особое внимание уделяется тому факту, что стремление говорящего избегать использования сослагательного наклонения и заменять его на изъявительное не зависит от языка коммуникации. Делается вывод, что основным значением сослагательного наклонения в проанализированных посланиях президентов как США, так и Российской Федерации является гипотетичность с оттенком желания. Полученные лингвистические данные подтверждают, что грамматическая категория наклонения позволяет говорящему представить сообщаемую информацию в оптимальном для него ракурсе.

PECULIARITIES OF THE USE OF THE CONJUCTIVE MOOD IN POLITICAL DISCOURSE
(BASED ON THE GENRE OF THE PRESIDENTIAL ADDRESS TO THE PARLIAMENT)
E. VASILENKO

The author studies the peculiarities of functioning of the conjunctive mood in political discourse. The pragmatic potential of the conjunctive mood and its role in the realization of the speaker’s communicative tac-tics within the genre of the presidential address to the parliament are determined. The study is based on 22 speeches made by American and Russian presidents in 2001–2011. Particular attention is paid to the fact that the speaker’s desire to avoid the use of the conjunctive mood and to replace it by the indicative one doesn’t de-pend on the language of communication. The article also substantiates that the basic meaning of the conjunctive mood in the texts analyzed is a hypothetical one with the shade of volition. The linguistic data assert that the grammatical category of mood helps the speaker to present information in a favourable perspective.

Градюшко А.А. Сетевой текст как особый продукт творческой деятельности в веб-журналистике

Обобщаютcя и систематизируются характеристики сетевого новостного текста, актуализирующиеся в условиях Интернет-коммуникации. Миграция различных форм СМИ в интернет демонстрирует развитие принципиально новых видов информационных процессов, которые интегрируют исторический опыт традиционных СМИ и новые возможности медиа. Анализируется влияние интернет-технологий на творческую деятельность журналиста. Развиваются теоретические подходы к изучению массмедиа новейшего периода в конвергентном информационном пространстве. Раскрываются некоторые закономерности функционирования интернет-СМИ. Выявлены особенности медиатекста онлайн-формата. Показываются предпосылки его формирования, анализируются отличительные черты, такие как мультимедийность, интерактивность и гипертекстуальность, дающие основание определять его как особый коммуникационный и лингвистический продукт. Рассматривается создание мультимедийного контента как особого вида творческой деятельности журналистов. Показан феномен «публичных страниц» в социальных медиа. Проанализированы новостные возможности социальных сетей и специфики присутствия в них ведущих отечественных СМИ. Делается вывод о возрастании роли социальных медиа в современной веб-журналистике.

INTERNET TEXT AS A SPECIAL PRODUCT OF CREATIVE ACTIVITY IN WEB JOURNALISM
A. HRADZIUSHKA

The article summarizes the key features of the Internet news text which combines the Internet and media text production techniques. Migration of various media forms to the Internet shows the development of new types of information processes that integrate the historical experience of traditional media and new media opportunities. The analysis of the influence of digital technologies on journalists’ creativity is given. The paper advances the theoretical approaches to the study of mass media in the modern period of converged information space. Some objective laws governing the function of Internet mass media are presented. The article studies the notion of online mediatext. It provides the background of its development and describes such peculiarities of online mediatext as multimediality, interactivity and hypertextulity which determine its position as a unique communicative and linguistic product. A special kind of creative activity of journalists in multimedia is studied in the article. The article discusses the phenomenon of “public pages” in social media. Opportunities of news dissemination in social networks and specificity of presence of leading national media in them are analyzed. It consequently leads to the growing role of social media in modern web journalism.

Buckley, I. L’Eden lituanien et la Babylone fran?aise: les contacts culturels franco-lituaniens au XIXe si?cle / I. Buckley, M.-F. de Palacio. – Paris: Classiques Garnier, 2012. – 375 p. (Д.А. Кондаков)

Войны и катастрофы ХХ века и их осмысление в белорусской, русской и мировой литературах: международная научная конференция, Полоцк, 16 – 17 мая 3014 года (А.А. Гугнин, Д.А. Кондаков, Н.Б. Лысова)

ХХII Гарэцкія чытанні «Максім і Гаўрыла Гарэцкія. Жыццё і творчасць»: міжнародная навукова-практычная канферэнцыя, Мінск, 26 чэрвеня 2014 года (З.І. Траццяк)