Полоцкий государственный университет

Полоцкий
государственный
университет

СЕРИЯ А. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. №2. 2015

Гордеёнок Т.М. Тридцатилетняя война и ее осмысление в немецкой литературе

Рассматривается самый масштабный военный конфликт XVII века – Тридцатилетняя война (1618–1648) – и особенности его восприятия в литературе Германии. Немецкая литература барокко отмечена трагизмом эпохи и осмысливает национальную катастрофу в духе христианского стоицизма c широким использованием двух антитетичных идей – «vanitas» и «carpe diem». Тридцатилетняя война выступает линией размежевания в литературе первой и второй половины XVII века. Ход истории первоначально обусловил развитие поэзии как средства быстрого реагирования с дальнейшим выдвижением романа с его стремлением к панорамному изображению действительности. Проанализировано также изображение трагического тридцатилетия в последующие эпохи немецкой культуры – как в исторических произведениях всех родов – драме, лирике и эпосе, так и в историко-литературных трудах. Особо подчеркивается своеобразие документально-художественных исследований Ф. Шиллера, Р. Хух и Г. Манна.

THE THIRTY YEARS’ WAR AND ITS PERCEPTION IN GERMAN LITERATURE
T. GORDEENOK

The perception of the Thirty Years’ War (1618–1648) – the biggest conflict of the XVIIth century – in German literature is investigated. German Baroque literature corresponds to the tragedy of the period. The na-tional catastrophe is interpreted in the spirit of Christian Stoicism with extensive use of two antithetical ideas – “vanitas” and “carpe diem”. The Thirty Years’ War acts as a demarcation line between the literature of the first and the second half of the XVIIth century. We can trace the perception of the Thirty Years’ War through historic and critical, as well as dramatic, lyric, and epic works. In the documentary prose by F. Schiller, R. Huh, and H. Mann, the factual material tends to acquire emotional expressiveness.

Папакуль Е.А. Баллады о возвращающихся мертвецах в шведской и англо-шотландской традициях

Анализируются сюжеты народных баллад о возвращающихся духах умерших с целью выявления общих черт и различий в шведской и англо-шотландской балладной традиции. Компаративистский метод, использованный для данного исследования, является в настоящее время особенно актуальным при изучении межкультурных взаимодействий в современных условиях глобализации. Более того, использование метода сравнения позволяет обнаружить доказательства версии о неоднородности англо-шотландских народных баллад, что даёт возможность говорить о типично английских и типично шотландских балладных сюжетах, а также о большей связи шотландских баллад о возвращающихся мертвецах со скандинавской, а не с английской традицией.

THE BALLADS OF THE RETURNING DEAD IN THE SWEDISH AND THE ENGLISH-SCOTTISH TRADITION
J. PAPAKUL

The plots of the folk ballads about returning spirits of the dead are analysed in this article in order to find out similarities and differences in the Swedish and the English-Scottish ballad tradition. Comparative method used for this study is particularly relevant for the study of cross-cultural interactions in today’s globalized world. Furthermore, the usage of this method can help to find out the proofs of the version of heterogeneity of English-Scottish folk ballads, which makes it possible to speak about typically English and typically Scottish ballad plots, as well as about the greater connection of Scottish ballads about the returning dead with the Scandinavian rather than the English tradition.

Лушневская Е.В. Образ Кримхильды в системе героических образов «Песни о Нибелунгах»

Исследуется роль Кримхильды в эпосе «Песнь о Нибелунгах». Рассматривается сюжет эпоса сквозь призму женского образа. Прослежена эволюция образа Кримхильды в непосредственной взаимосвязи с развитием событий в эпосе. Характерный для первой части «Песни о Нибелунгах» спокойный тон повествования сопряжен с яркими событиями, драматичным тоном второй части эпоса. В первой части «Песни» Кримхильда любящая, кроткая невеста и верная супруга; во второй части – скорбящая вдова и жестокая мстительница. Анализируются детерминанты поведения Кримхильды и ее место в мире Нибелунгов. Делается вывод о том, что движущей силой эпоса является Кримхильда, в то время как наполнением сюжета служит судьба Нибелунгов. Приводится обоснование трагической развязки эпоса «Песнь о Нибелунгах». Гибель Нибелунгов влечет неминуемую расправу и над Кримхильдой.

IMAGE KRIEMHILD IN THE SYSTEM OF HEROIC IMAGES IN “THE NIBELUNGENLIED”
E. LUSHNEVSKAYA

The article is devoted to the analysis of the role of Kriemhild in “The Nibelungenlied”. The plot of the epos is considered via prism of a female image. In this article to explore the evolution of the image of Kriemhild in close relationship with the development of the narration of the epos is attempted. The calm tone of the narration, characteristic of the first part of “The Nibelungenlied”, turns into the dramatic, dynamic tone of the second part of the epos. So, Kriemhild, the loving, mild bride, and the faithful wife presented in the first part becomes a grieving widow and a cruel avenger in the second part of the epos. The determinants of Kriemhild’s behaviour, and her place in the world of the Nibelungs are analyzed. The tragic outcome of “The Nibelungenlied” epos is justified. The death of the Nibelungs causes imminent reprisal against Kriemhild.

Смулькевич А.А. Основные направления творческого поиска Джеффри Чосера

Проанализирован творческий путь крупнейшего поэта английского средневековья. Пользуясь предложенной О.А. Кирпичниковой периодизацией, определены основные направления работы Джеффри Чосера. По результатам изучения произведений, созданных в течение первых двух периодов творчества поэта, в качестве наиболее значимых направлений можно выделить: работу по созданию английского литературного языка; разработку определенного тематического ряда, включающего тему любви, авторитета и опыта, литературного творчества; эксперименты с жанровой формой; создание своеобразного образа повествователя. В «Кентерберийских рассказах», обозначивших третий период творчества и формирование Д. Чосером собственной манеры письма, эти вопросы получили свое разрешение в ключе жанрового и идейного синтеза. Свою роль поэт видел в создании литературного языка и сохранении литературного наследия.

GEOFFREY CHAUCER’S ARTISTIC EXPLORATIONS
A. SMULKEVICH

The present article is dedicated to the analysis of artistic development of English medieval prominent poet. Using provided by O.A. Kirpichnikova periodization of Geoffrey Chaucer’s work the author of the article determines main trends in his literary works. As a result of study of the books created by Geoffrey Chaucer during the first two periods of his artistic life one can point out the following trends as most significant: development of English literary language; work on such themes as the theme of love, authority and experience, as well as of literary creative work; genre experiments; formation of a specific narrator image. In “The Canterbury Tales”, that signify the third period of Chaucer’s creative work and development of poet’s own original mode of writing, these issues were solved within genre and idea synthesis. The poet assumed his role in development of literary language and retaining literary heritage.

Кононова А.С. Функции «готических» элементов в творчестве Джейн Остен

Романы, получившие название «готических», были одним из наиболее популярных видов литературы в Англии на рубеже XVIII–XIX веков. Джейн Остен, хорошо знакомая с литературой своего времени и предшествующих периодов, не была их поклонницей, находя в них множество слабых сторон с точки зрения художественной ценности. Принято считать, что именно поэтому она избрала готические романы объектом для пародийного высмеивания. Тем не менее более глубокий анализ использования готических элементов в ее работах, в частности в романе «Аббатство Нортенгер», позволяет выявить и другие функции, помимо указания на недостатки жанра «романа ужасов», которые писательнице удалось реализовать, внеся в свои произведения характерные для готических произведений повороты сюжета и средства художественной выразительности.

FUNCTIONS OF “GOTHIC” ELEMENTS IN JANE AUSTEN’S NOVELS
A. KONONOVA

Gothic novels used to be one of the most popular kinds of literature in England at the end of the XVIII – beginning of the XIXth centuries. Though Jane Austen was familiar with this type of literature, she disapproved of them because of their numerous artistic drawbacks. It is commonly believed that this disapproval caused the author to choose gothic fiction as an object of literature parody. Nevertheless, a deeper literature analysis shows other functions of “gothic” elements (typical artistic means and plot turns) used in Austen’s novels, besides pointing out the genre flaws.

Скрипко Л.А. Рождество как примирение богатых и бедных
в повестях «Рождественская песнь в прозе» и «Колокола» Ч. Диккенса

Исследуются повести «Рождественская песнь в прозе» и «Колокола» Чарльза Диккенса, где писатель предлагает свой вариант разрешения кризиса английского общества XIX века, который проявился в остром противостоянии двух социальных классов: капиталистов («богатых») и рабочих («бедных»). Писатель реализует свои предложения обществу через сказочную форму повествования. С помощью введения сказочных и художественных элементов Диккенс показывает нравственное перерождение героев, победу добра над злом, воплощает идею достижения классового мира путем исправления «богатых» и воспитания стойкости и терпения у «бедных».

CHRISTMAS AS THE WAY OF CONCILIATION OF THE RICH AND THE POOR
IN CHRISTMAS STORIES “A CHRISTMAS CAROL” AND “THE CHIMES” BY CHARLES DICKENS
L. SKRYPKO

The article deals with the problem of the English society crisis of the XIX century, which manifested in acute confrontation between the two social classes: capitalists (the “rich”) and workers (the “poor”). Under-standing of the problem is presented on the basis of analysis of stories “A Christmas Carol” and “The Chimes” by Charles Dickens. The author analyzes the ways out of this situation, which are implemented in these literary works through the form of a fairy-tale. Such artistic techniques as magic, the character’s moral transformation, the triumph of Good over Evil, implement the idea of achieving peace between classes by reformation of the “rich” and cultivating persistence and patience in the “poor”.

Ласица Е.В. «Пейзаж души» в сборнике П. Верлена «Добрая песня»

Исследованы некоторые особенности поэтики Поля Верлена, получившего признание ещё при жизни и избранного «принцем поэтов» журналом «Ля Плюм» незадолго до смерти. Как и Малларме, он считал, что поэзия должна быть музыкальной. Музыкальность ритмики, рифмы, повторы, ассонансы – поэтическое кредо Верлена. Простота и музыкальность его стихотворений в сочетании с меланхолией и грустью являются отличительной чертой его поэтики. Ещё больше поражает прямота и искренность самого Верлена. Сборник «Добрая песня» (1872) – одно из величайших достижений верленовской лирики. Особая музыкальность стихотворений способствует символизации ощущения, поиску соответствий между различными сферами восприятия и видами искусств. Природный пейзаж порождает «пейзаж души». Тончайшие оттенки состояний и переживаний человеческой души передаются через картины природы.

THE LANDSCAPE OF THE SOUL IN P. VERLAINE’S “BONNE CHANSON?
E. LASITSA

This article presents a study of some peculiarities of Paul Verlaine’s poetry; he received the most recognition for his work during his life and was elected “Prince of Poets” by the review “La Plume” shortly before his death. Like Mallarm?, he believed that poems should be musical. The evocative verbal music of rhyme and rhythm, of repetition and assonance is a real Verlaine’s poetic credo. This simple music of his verse, combined with the melancholy and sadness, distinguish his poetry. More striking, however, is the candour of Verlaine himself. “La bonne chanson” (1872) is one of the greatest achievement of Verlaine’s poetry. The various senses and perceptions symbolized in Verlaine by the presence of verbal music, of correspondences between the arts, and the physical and spiritual domains. A natural landscape gives way to a landscape of the soul. The human soul through landscape realizes its existence and emotions.

Семченко Е.Д. Тема путешествия в произведениях Оскара Венцеслава де Любича Милоша

Рассматривается тема путешествия, которая является постоянной в творчестве французского поэта-мистика Оскара Венцеслава де Любича Милоша. В данном исследовании предлагается чтение и интерпретация стихотворений Милоша с попыткой ответа на несколько вопросов: Как можно было бы определить фигуру путешественника, каковыми могли бы быть точка отправления, прибытия и цель поездки, предпринятые лирическим героем? Каковы пространства, которые он пересекает, что наполняет их, как долго длится это путешествие, кто или что ожидает путешественника в конце пути? Интересно понять феномен поэтического путешествия как имитацию реального перемещения во времени и пространстве. Кроме того, в данной работе осуществлена попытка отыскать аналоги этих фиктивных путешествий в реальной жизни поэта, который был неутомимым путешественником.

TOPIC OF TRAVELING IN WRITING WORKS OF OSCAR WENCESLAS DE LUBICZ MILOSZ
A. SEMCHANKA

This article is about the topic of traveling that is a constant theme with its motives and choices in the writings of French mystic poet Oscar Wenceslas de Lubicz Milosz. This article offers a reading and interpreta-tion of poems of Milosz with attempts to answer some questions such as: How could we determine the figure of traveler, what could be the point of departure, arrival and purpose of traveling undertaken by the lyrical hero? What are the spaces that he crosses, what does fill them, how long does the traveling last, who or what awaits the traveler at the end of the traveling? It is interesting to understand the phenomenon of poetic traveling as an imitation of a real displacement in time and space. Besides, in this article we will try to find out the analogues of these fictitious journeys in real life of the poet who was in his turn an indefatigable traveler.

Антипова И.А. Первая мировая война и «потерянное» поколение женщин
в романах В. Вульф, Д.Г. Лоуренса и Р. Олдингтона

На материале романов Вирджинии Вулф «Миссис Дэллоуэй», Д.Г. Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей», Ричарда Олдингтона «Дочь полковника», а также рассказа Ричарда Олдингтона «Повержена в прах» исследована проблема влияния Первой мировой войны на судьбы женщин, которые прямо или косвенно связаны с военными событиями. На примере данных произведений показана специфика изображения судьбы «потерянного» поколения с женской точки зрения. Краткий анализ женских образов, в основе которого лежит изучение причинно-следственных связей, позволил выделить так называемые типы «потерянности». Данное исследование даёт возможность наиболее полно представить содержание понятия «потерянное поколение».

THE FIRST WORLD WAR AND THE GENERATION LOST OF WOMEN
I. ANTIPOVA

On novels of Virginia Woolf’s “Mrs. Dalloway”, D.G. Lawrence’s “Lady Chatterley’s Lover”, Richard Aldington “Colonel’s Daughter” and the story of Richard Aldington “Now Lies She There” the problem of the impact of the First World War on the fate of women who are directly or indirectly related to military events. Using data works the specificity of images fate of the “lost” generation from the female point of view. Brief analysis of female images, which is based on the study of causal relationships, possible to identify so-called types of “helplessness”. This study makes it possible to more fully introduce the concept of “lost generation”.

Траццяк З.І. Пераемнасць антымілітарысцкіх традыцый у літаратуры ЗША другой паловы ХIХ – першай трэці ХХ стагоддзя

Разглядаецца сувязь антымілітарысцкіх тэндэнцый у слоўнасці ЗША другой паловы ХIХ – першай трэці ХХ стагоддзя. Амерыканская літаратура валодае багатай традыцыяй адлюстравання батальных падзей, што фарміравалася на працягу некалькіх стагоддзяў. Сусветную вядомасць атрымалі творы, прысвечаныя Грамадзянскай і Першай сусветнай войнам. У якасці аб’екта параўнальна-супастаўляльнага аналізу вылучаны творы А. Бірса, Дж.У. Дэфорэста, С. Крэйна (разглядалі падзеі Грамадзянскай вайны) і Т. Бойда, Дж. Дос Пасаса, Э. Хемінгуэя (прысвечаны ўдзелу амерыканцаў у Першай сусветнай). Агульным для абодвух пакаленняў было крытычна-іранічнае адлюстраванне вайны, зварот да яе негатыўных праяў, развенчванне гераічных памкненняў, літаратурнае вучнёўства ў Л. Талстога.

CONTINUITY OF ANTIMILITARY AMERICAN LITERARY TRADITION IN THE SECOND HALF OF THE 19TH – THE FIRST THIRD OF THE 20TH CENTURY
Z. TRATSIAK

American literature has a rich tradition of portraying war events. It has been forming for several centu-ries. Works devoted to the Civil and the First World Wars became known all over the world. The article deals with the connection of antimilitary tendencies in American literature of the second part of the nineteenth – the first third of the twentieth centuries. The subject of the comparative-contrastive study is the works by A. Bierce, Jh. DeForest, S. Crane (worked with the Civil War events) and Th. Boyd, Jh. Dos Passos, E. Hemingway (described the American participation in World War I). The common features for both generations are critically-ironic depiction of war events, attention to its negative sides, dethronement of heroic moves, literary studies based on L. Tolstoy’s works.

Лукьянова О.А. Война в романе Э. Хемингуэя «Острова в океане»: автобиографизм и художественный вымысел

Представлен обзор литературы, посвященной анализу посмертно изданного романа Э. Хемингуэя «Острова в океане», обозначена степень изученности данной проблемы. Более внимательно проанализировано, как писатель раскрывает поведение человека в экстремальной ситуации, в условиях войны. Делается акцент на разрушающем воздействии войны на творческую личность, при этом учитывается личный опыт писателя и определяется степень автобиографической и художественной составляющей романа.

WAR IN E. HEMINGWAY’S NOVEL “ISLANDS IN THE STREAM”: AUTOBIOGRAPHISM AND ARTISTIC FICTION
O. LUKYANOVA

The article represents a brief review of analytical literature on E. Hemingway’s posthumously published novel “Islands in the Stream” and shows how deep this problem has previously been studied. An attempt to analyze the way E. Hemingway reveals a person’s behavior on war is made. A destructive impact of war on artist is emphasized. The author pays special attention to the writer’s personal experience and tries to define the degree of autobiographical and artistic constituents of the novel.

Лабовкин Д.А. Социально-экономический кризис в США второй половины 1970-х годов и эротизм
в романе Дж. Апдайка «Кролик разбогател»

Исследуются такие элементы поэтики романа Джона Апдайка «Кролик разбогател», как тема социально-экономического кризиса и изображение эротических образов и сцен. Изображение социально-исторического фона и описания эротических сцен присутствуют во многих произведениях Апдайка, однако в романе «Кролик разбогател» сексуальные образы и сцены изображены особенно акцентированно по сравнению с остальными романами из серии о Кролике. Данное явление объясняется усилением духовного отчуждения главного героя, вызванного обретением Кроликом нового идеала – материального богатства. Новый идеал также становится причиной заинтересованности героя в социальной, экономической и политической жизни США, что во время социально-экономического кризиса становится причиной политического отчуждения Кролика. Тема социально-экономического кризиса и эротические образы взаимодействуют, представляя читателю героя, поглощённого ощущением отчуждённости по отношению к семье, друзьям, работе, стране.

SOCIAL AND ECONOMIC CRISIS IN THE SECOND HALF OF THE 1970’S IN THE USA AND EROTISM
IN THE NOVEL “RABBIT IS RICH” BY JOHN UPDIKE
D. LABOUKIN

The theme of social and economic crisis and the depiction of erotic images and episodes in the novel “Rabbit is Rich” by John Updike are researched in this article. Social and historical background and eroticism are present in many Updike’s works but in his novel “Rabbit is Rich” sexual images and episodes are drawn with a special emphasis if to compare it with the other Rabbit series novels. This phenomenon is caused by the main character’s increasing spiritual alienation which is caused in its turn by Rabbit’s acquisition of his new ideal – material wealth. The new ideal also becomes the cause for the main character’s interest in the social, economic and political life of the USA. In the period of social and economic crisis this interest becomes the cause for Rabbit’s social alienation. The theme of social and economic crisis and the depiction of erotic images interact and present the character who is obsessed with the feeling of alienation towards his family, friends, work, and country.

Багарадава Т.Р. Наватарства і пераемнасць традыцый у творчай спадчыне Язэпа Пушчы

Аналізуецца паэтычная спадчына беларускага аўтара Язэпа Пушчы. Вершы і паэмы адметнага майстра слова доўгі час не перавыдаваліся ў сувязі з тым, што паэт быў беспадстаўна абвінавачаны і адпраўлены ў высылку. Цудам застаўся жыць. Пасля вяртання жыў і працаваў у Мінску. Працягваючы пісаць, выкарыстоўваў каноны святочнай паэзіі: магчыма, з мэтай застацца ў жывых і зноў не быць рэпрэсіраваным. У творчай спадчыне Язэпа Пушчы сустракаецца разнастайная жанравая палітра: ад ранніх медытацый да санетаў і паэм. Сярод твораў дамінуе інтымная, пейзажная і грамадзянская лірыка.

INNOVATION AND CONTINUITY OF TRADITIONS IN THE POETIC HERITAGE OF JAZEP PUSZCZA
T. BAGARADAVA

The poeticheritageof Jazep Puszcza is analyzed. The works of the Belarusian poet haven’t been reprinted for a long time due to the fact that he was accused without reason and sent into exile. He miraculously survived. After his return Jazep Puszcza lived and worked in Minsk. He continued to write, using canons of festive poetry in order to stay alive and not to be exiled. The creative legacy of Jazep Puszcza includes diverse genres from early meditations to sonnets and poems. His works are mostly intimate, landscape, and civic lyric poetry.

Судленкова О.А. Экопсихологическая проблематика в романе Магнуса Макинтайра «Вертушка»

С позиций экокритики рассмотрен роман современного английского писателя Магнуса Макинтайра «Вертушка» (2013). Исследование показало, что произведение можно отнести к жанру экопсихологического романа, так как все его герои вовлечены в конфликт по поводу установки альтернативного источника энергии. В ходе полемики выявляется широкая гамма точек зрения на проблему, детерминированных как психологическим типом персонажей, так и уровнем их экологического сознания.

ECOPSYCHOLOGICAL PROBLEMATICS IN THE “WHIRLIGIG”, A NOVEL BY MAGNUS MACINTYRE
O. SUDLENKOVA

The article presents an overview of “Whirligig” (2013) by Magnus Macintyre which can be defined as an ecopsychological novel for its main conflict is based on the controversy about the use of wind farms – one of the renewable sources of energy. All the characters of the novel get involved in the polemics but their motives are diverse and range very widely thus representing various degrees of ecological consciousness.

Путрова М.Д. Язык, пространство и гендер

Восприятие пространства, зафиксированное в языковой картине мира, представляет собой определенную матрицу, соотносящуюся с гендерной идентичностью говорящего или пишущего субъекта. Исследование обозначенной проблематики показывает, что уменьшительные средства языка являются эффективным способом неявной организации проксемических или дистантных пространственных отношений сквозь призму гендера. Особенно дистинктивны среди них редкие диминутивы, в частности те, в языковой структуре которых сочетаются противоположные смыслы – огромности и небольшой величины, крохотности.

LANGUAGE, SPACE AND GENDER
M. POUTROVA

The departure point of the article is the claim that the conception of space fixed in a language world view is a matrix that is interactive with the gender identity of the speaking or writing subject. We claim that diminutives are one of the effective means of organizing hidden proxemic or distance dimensions of space through gender perspective. Very distinctive among them are rare diminutives, especially those that combine opposing ideas of largeness and littleness in one word or verbal formation.

Струкава С.М. Да этымалагічнай інтэрпрэтацыі гістарызма смерд

Праводзіцца агляд разнастайных існуючых версій паходжання слова “смерд”. У этымалагічнай інтэрпрэтацыі слова “смерд” аўтар зыходзіць з матывацыйнай сувязі гэтага слова з паняццем ‘смертны чалавек’, якое ў далейшым эліпсавалася з захаваннем семантычнага ядра – ‘чалавек, селянін’. Такая пазіцыя базіруецца на даных старажытных пісьмовых крыніц, славянскіх і неславянскіх моў з улікам гістарычных, этнакультурных звестак, рэлігійнага светапогляду сярэдневяковага чалавека.

S. STRUKOWA

The paper presents the existing versions of the origin of the word “smerd”. The author’s point of view is based on ancient sources, on the sources from Slavonic and non-Slavonic languages with the account of historic and ethno-cultural data of religeosus and ideological points of view that determined the outlooks of Medieval people.

Сасноўская К.А. Дынамічныя працэсы мужчынскай сістэмы іменавання ў рэгіянальнай антрапаніміі

Разглядаюцца асаблівасці функцыянавання мужчынскіх уласных асабовых імён на тэрыторыі Бешанковіцкага раёна Віцебскай вобласці. Матэрыялам для даследавання паслужылі спісы жыхароў Бешанковіцкага раёна, сабраныя на чатырох кантрольных зрэзах: канец XIX стагоддзя – 1917 год, 1920–1940 гады, 1950–1980 гады, 1990–2013 гады. Выяўлены асаблівасці функцыянавання мужчынскіх намінацый на кожным з чатырох храналагічных зрэзаў, праведзен іх этымалагічны аналіз. Прадстаўлен кампаратыўны аналіз колькасных паказчыкаў антрапанімікона Бешанковіцкага раёна ў параўнанні з паказчыкамі па Беларусі і Расіі. Робіцца вынік аб тым, што ў канцы XIX – пачатку XX стагоддзя на фарміраванне мясцовага іменніка найбольшы ўплыў аказаў праваслаўны каляндар, узнікненне новых імён у 50–80-я гады XX стагоддзя звязана з перыядам савецкай эпохі. Галоўнай тэндэнцыяй сучаснага іменавання з’яўляецца працэс вяртання да імёнаў, якімі карысталіся ў канцы XIX – пачатку XX стагоддзя.

DYNAMIC PROCESSES SYSTEM OF MALE NAMING IN THE REGIONAL ANTHROPONIMY
E. SOSNOVSKAYA

The article is devoted to revealing of peculiarities of functioning of the male personal names in the territory of the Beshenkovichi district, Vitebsk region. The research material was the lists of residents for Beshenkovichi district, collected on four test sections: the end of XIX century – 1917, 1920 –1940, 1950 – 1980, 1990–2013. Identify features of functioning of the male nominations each time slice, is their etymological analysis. Is carried out comparative analysis of quantitative indicators of anthroponymical Beshenkovichi district with the figures for Belarus and Russia. The article concludes that, in XIX–XX century on the formation of local anthroponymical had the greatest impact Orthodox calendar. The emergence of new names in the 50–80-ies of the XX century is associated with the period of the Soviet era. The main tendency of modern naming – return to the names used in XIX–XX century.

Шаршнёва В.Н. Тыпы дыялагічных адзінстваў у літаратурна-мастацкіх тэкстах
(на матэрыяле твораў У. Караткевіча)

У даследаванні моўнае афармленне дыялога У. Караткевіча звязваецца з фарміраваннем яго аўтарскага ідыястылю, спецыфіка мадэлявання дыялогаў абгрунтоўваецца камунікацыйнай сітуацыяй. Дыялагічныя адзінствы У. Караткевіча, пабудаваныя па схемах “пытанне – адказ”, “паведамленне – рэакцыя на паведамленне”, “пабуджэнне – рэакцыя на пабуджэнне” маюць спецыфічнае напаўненне і вылучаюцца стылістычнай афарбаванасцю. У сувязі з неабходнасцю даследавання індывідуальных аўтарскіх стыляў наогул і ідыястылю У. Караткевіча ў прыватнасці падкрэсліваецца неабходнасць звярнуць увагу на камбінаваныя адзінствы, якія спалучаюць у сабе ўсе адзначаныя формы, што дапамагае аўтару найлепш адлюстраваць літаратурнага героя як моўную асобу.

THE VARIETIES OF DIALOGUE IN A LITERARY TEXT ON A MATERIAL OF VLADIMIR KOROTKEVICH
V. SHARSHNIOVA

In the article language design of dialogue of V. Korotkevich is associated with the formation of his indi-vidual author’s style, the specificity of dialogues modeling is determined by communicative situation. Dialogic unities of V. Korotkevich, which are built in a scheme “question – answer”, “message – a reaction to the message”, “motivation – a reaction to the motivation”, have a specific content and different stylistic colouring. The need to pay attention to combined unities, which are combining all of these forms, that helps to the author as much as possible to show the literary hero as language personality, is emphasized because of the need to study the individual author’s style in general, and idiostyle of V. Korotkevich in particular.

Лясовіч С.М. Онімы як нацыянальна-культурны кампанет у кнізе Сяргея Панізніка «Пры сьвячэньні...»

Прадстаўлена даследаванне ў галіне паэтычнай анамастыкі з боку нацыянальна-культурнага складніка. У якасці матэрыялу назіранняў абраны зборнік вершаў сучаснага беларускага паэта, журналіста, публіцыста Сяргея Панізніка «Пры сьвячэньні...». Праведзены аналіз паэтонімаў паводле розных узроўняў прэцэдэнтнасці: разгледжаны ўніверсальна-прэцэдэнтныя, соцыумна-прэцэдэнтныя, нацыянальна-прэцэдэнтныя і аўтапрэцэдэнтныя онімы, якія сустракаюцца ў паэзіі аўтара. Выяўлена, што пры выбары паэтонімаў аўтар шмат у чым арыентаваўся на культуру Беларускага Падзвіння, а таксама на добра знаёмую яму латышскую культуру.

PROPER NAMES AS A NATIONAL CULTURE COMPONENT IN THE BOOK “IN THE LIGHT...” BY SIARHEY PANIZNIK
S. LIASOVICH

The article deals with the research in the field of literary onomastics. The study focuses on the book of poems “In the light” by Sergey Paniznik, a modern Belorussian poet, journalist and a publicist. The poetonyms are analyzed according to the different precedential levels. Attention is drawn to the global precedent, social precedent, national precedent and self-precedent onyms in Paniznik’s poetry. It is concluded that the author’s choice of the poetonyms is based on the culture of Belorussian Podvinje and on the Latvian culture.

Тур В.В. Метонимия как средство расширения сочетаемости лексических единиц
(на материале английских сочетаний N+N)

На материале английских сочетаний N+N описываются закономерности реализации семантико-синтагматической метонимии, в частности смещения определения, в основе которого лежат отношения целого и его части: plastic window frame ? plastic window ‘пластиковая оконная рама ? пластиковое окно’, oak clock body ? oak clock ‘дубовый корпус часов ? дубовые часы’. Предлагается гипотеза, что возможность подобных переносов основывается на профилировании в главном слове латентных, скрытых признаков, несущих информацию о членении денотата на составные части. Поиск ответа на вопрос, информация о каких типах частей актуализируется в семантике наименований различных таксономических классов, и представляет основную цель настоящего исследования.

METONYMY AS A MEANS OF EXTENSION OF COMPOSITIONALITY OF LEXICAL UNITS
(A CASE STUDY OF ENGLISH NOMINAL COMPOUNDS)
V. TUR

The paper presents the results of the research which aim is to reveal the types of possible patterns of metonymical transposition in English N+N compounds which are based on partonimical relations: plastic window frame ? plastic window, oak clock body ? oak clock. The study results allow to argue that the type of an implicit metonymical transposition depends on the profiling of latent markers in the meaning of the head noun which reflect the knowledge of partial segmentation of the denoted object.

 

Лявонава, Е.А. Беларускае мастацтва слова ХХ стагоддзя ў еўрапейскім літаратурным кантэксце: тыпалогія, рэцэпцыя, пераклад / Е.А. Лявонава. – Мінск: БДУ, 2014. – 319 с. (Н.Б. Лысова)

Максім і Гаўрыла Гарэцкія: жыццё і творчасць (да 100-годдзя Першай і 75-годдзя Другой сусветных войнаў): матэрыялы ХХII Гарэцкіх чытанняў / Дзяржаўны музей гісторыі беларускай літаратуры, Рэспубліканскі фонд імя братоў Гарэцкіх, Цэнтр даследаванняў беларускай культуры, мовы і літаратуры НАН Беларусі / адказны рэдактар Р. Гарэцкі. – Мінск: Выдавец В. Хурсік, 2014. – 196 с. (З.І. Траццяк)

Тетерина, Е.Н. «Потерянный рай» Джона Мильтона: своеобразие жанровой специфики: монография / Е.Н. Тетерина. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. – 141 с. (А.И. Мозго)

Першая сусветная вайна ў народнай памяці і мастацкім адлюстраванні: міжнародная навукова-практычная канферэнцыя, Мінск, 7–8 кастрычніка 2014 года (З.І. Траццяк)

Пол. Политика. Политкультурность: VII Международная конференция РАИЖИ, Рязань, 9–12 октября 2014 года (М.Д. Путрова)