6 октября 2019 года – День Учителя. В этот день свой профессиональный праздник отмечают люди, чья деятельность связана с обучением и образованием.


Так совпало, что в этом году в этот же день юбилейную дату отмечает старший преподаватель кафедры технологии и методики преподавания Полоцкого государственного университета Андрей Юрьевич Худяков.  В своем интервью он делится с нами своим большим опытом педагогической работы.

Корр.: Андрей Юрьевич, вы уже много лет работаете в Полоцком государственном университете и в принципе в сфере образования. Почему вы выбрали именно эту профессию?

А.Ю. Худяков: По первой профессии я – техник-строитель. Закончил строительный техникум. Работал каменщиком, столяром, плотником, штукатуром, плиточником, – так сказать мастер на все руки. Случайно по радио услышал объявление, что в Шайтеровскую школу Верхнедвинского района требуется завхоз и рабочий по текущему ремонту. Я подумал, а почему бы и нет. Поехал туда, меня взяли, это было в середине декабря 1996 года. А в феврале месяце получилось так, что там освободилось место учителя технического труда. В школе было двое мужчин, один был историк, другой был я. Мне предложили вести занятия у ребят по трудам.

Так возникла необходимость в получении педагогического образования. Поступил в Мозырский государственный педагогический институт им. Н.К. Крупской (раньше только там готовили учителей трудового обучения по заочной форме). Вот так я и стал учителем, учителем трудового обучения.

Через три года перешел в среднюю школу № 2 г. Верхнедвинска. Нагрузка была чрезвычайная. Школа училась в две смены, а так случилось, что учитель трудового обучения был только один. И вся нагрузка легла на меня. Я буквально жил в этой школе. Активно с ребятами участвовали в районных конкурсах «Лучший по профессии». Неоднократно становились победителями в номинациях «Столяр» и «Слесарь».

hudyakov intervie 1

Проработав там три с половиной года, в декабре 2001 года меня назначили на должность директора Верхнедвинской школы-интерната для детей с задержкой психического развития.

hudyakov intervie 2

Через три года, в связи с закрытием школы-интерната, меня перевели директором в среднюю школу № 1 г. Верхднедвинска, сказав: «Ты у нас местный Макаренко, собирай всех детей, которым трудно дается обучение, и преобразовывай обычную школу в школу с технологическими классами». Мне это показалось интересным.

hudyakov intervie 3

Предстояла огромная работа по «начинке» учебного процесса: нам передали материально-техническую базу районного учебно-производственного комбината (УПК) по трем специальностям: водитель категории «С», тракторист категории «А» и швея. Это было только для старшеклассников. А для учащихся 8-9 классов была организована профессиональная подготовка по специальностям: столяр и швея. Дети занимались 4 часа в неделю по экспериментальной программе, которую мы с моими коллегами разработали и утвердили в областном управлении образования. Это позволило нам получить статус «Областная экспериментальная площадка».

hudyakov intervie 5

hudyakov intervie 6

hudyakov intervie 7

А уже спустя полтора года наша школа была признана лучшей в районе и занесена на районную Доску Почета. В этой школе я отработал шесть лет.

hudyakov intervie 8

Хотелось бы рассказать об учениках. Энергия так из них и фонтанировала. Нам, учителям, приходилось прикладывать немало усилий, чтобы направить этот «фонтан идей» в созидательное русло. Дети занимали призовые места в районных спортивных соревнованиях, творческих конкурсах.

Учились у нас два брата-близнеца Воронецкие – Виталий и Вадим. Как раз в это время (2004) была организована первая Республиканская олимпиада по трудовому обучению. Мы с этими ребятами поехали на областной этап и заняли первое и второе места.

hudyakov intervie 9

И каково было мое удивление, когда на открытии соревнований представитель Министерства образования РБ заявил с трибуны, что в Витебской области есть хорошие школы с технологическими классами и назвал среди первых нашу, Верхнедвинскую среднюю школу № 1.

Три года братья занимали верхние строчки на этой олимпиаде, а в 11-м классе они стали абсолютными победителями Республиканской олимпиады – заняли оба первые места и получили дипломы первой степени.

hudyakov intervie 10

hudyakov intervie 11

Готовились к олимпиадам по вечерам, после занятий – сначала мы разрабатывали проект, потом делали чертежи, а затем из подручного материала изготавливали табуреты, столы, буфет, трельяж и многое другое. Было очень трудно, но интересно. Особенно было интересно мне, как «тренеру», наблюдать за их профессиональным ростом.

hudyakov intervie 12

hudyakov intervie 15

Я этим очень горжусь, такого не было никогда в Верхнедвинске, но я надеюсь, что это повторится еще не раз. Так как в то время не было льготного поступления на нашу специальность, Вадим и Виталий в 2007 году поступили в Полоцкий государственный университет на специальность «Теплогазоснабжение, вентиляция и охрана воздушного бассейна». Сейчас Вадим работает инженером по работе с проектными организациями по направлению «Отопление» в Представительстве «Данфосс РФ» в РБ (г.Минск), а Виталий – мастером аварийно-диспетчерской службы ПУ «Полоцкгаз».

Корр.: Как Вы оказались в Полоцком государственном университете?

А.Ю. Худяков: Можно сказать, случайно. Активно участвуя в олимпиадном движении, познакомился с Сергеем Эдуардовичем Завистовским, на тот момент заведующим кафедрой технологии и методики преподавания Полоцкого государственного университета, постоянным председателем жюри заключительного республиканского этапа. Он предложил мне работу на кафедре. Я согласился. И с 2012 года участвую в подготовке будущих учителей трудового обучения – специальность «Технический труд и техническое творчество».

Корр.: Вы не жалеете, что перешли на работу в университет?

А.Ю. Худяков: Мне очень нравится моя работа – нравится общаться со студентами, делиться своим опытом.

Наблюдаю, как у студентов меняется отношение к выбранной специальности в течение обучения. Нередко слышу из уст старшекурсников о правильно сделанном выборе будущей специальности. И наши выпускники тому подтверждение.

Так, студент группы 12-ТФ Стремоус Алексей (специальность «Технология. Физика») в мае 2016 года на 2-ом Республиканском конкурсе профессионального мастерства среди рабочих (служащих), специалистов и обучающихся, получающих профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование «WorldSkills Belarus-2016» в компетенции «Плотницкие работы» занял 2-ое место. В настоящее время Алексей – ведущий учитель технического труда в средней школе № 18 имени Евфросинии Полоцкой г. Полоцка. В этой школе действует филиал нашей кафедры. Кстати, директор там – тоже выпускник Полоцкого государственного университета – Константин Викторович Шухлев (специальность «История»).

hudyakov intervie 18

hudyakov intervie 19

А другой выпускник этой же группы 12-ТФ Станислав Олегович Буяльский в этом году стал директором Базовой школы № 3 г. Полоцка. Он ведет физику.

Стоит отметить, что не только юноши поступают на нашу специальность. Девушки также с удовольствием осваивают слесарные, столярные и другие операции (почему-то ошибочно считающимися чисто мужскими).

hudyakov intervie 20

hudyakov intervie 21

hudyakov intervie 22

hudyakov intervie 23

hudyakov intervie 24

hudyakov intervie 25

hudyakov intervie 26

Например, в средней школе № 1 г. Новополоцка успешно работает учителем технического труда выпускница группы 10-ТИ Ирина Мутянко. И в средних школах № 5 и № 7 г. Новополоцка сразу после распределения учителями технического труда успешно работали Дарья Воробьёва (10-ТФ) и Екатерина Дубова (12-ТФ). Правда, сейчас они находятся в декретном отпуске, но собираются вернуться на эти места работы.

Корр.: Востребованы ли на рынке труда выпускники специальности «Технический труд и техническое творчество»?

А.Ю. Худяков: Со всей уверенностью говорю: «Да!» Два последних года спрос на наших выпускников-трудовиков превышает предложение в 5-7 раз! В настоящее время в школах Новополоцка и Полоцка более трети действующих учителей технического труда – это выпускники ПГУ специальности «Технический труд и техническое творчество».

Ранее наш вуз готовил по «комбинированным» специальностям: «Технология. Информатика» и «Технология. Физика». Выпускники этих специальностей тоже очень востребованы в школах.

Корр.: Вы также занимаетесь обучением детей игре в шахматы в Центре дошкольного детства и инновационных технологий развития «УНИВЕРик». Расскажите, пожалуйста, о достижениях своих учеников, и популярно ли сейчас это направление?

А.Ю. Худяков: Шахматы всегда были, есть и будут популярны. В свое время для расширения образовательных услуг «УНИВЕРика» было принято решение открыть шахматный кружок для дошколят. И опять случайно (звезды так сошлись) мне предложили возглавить это направление. Основными требованиями к кандидату были – педагогическое образование и умение играть в шахматы.

Как раз в тот год (2015) на фестивале для преподавателей и сотрудников «Зимние каникулы» я занял 3-е место в соревнованиях по шахматам. Педобразование у меня есть.

Поэтому, наверное, выбор Сергея Эдуардовича Завистовского был не случаен. Он предложил мне взяться за организацию кружка по шахматам для детей дошкольного возраста. Я говорю: «Как? Это же дети. Какие шахматы в этом возрасте?» Если честно, очень сильно боялся. Планировалось, что это будут дети 5-6 лет. Но пришли детки и 4-х лет. Опыта работы с такими маленькими учениками не было. Это же особая возрастная категория, а шахматы – это очень серьезная игра. Надо ведь понимать, как ходят фигуры, учить и запоминать термины и т.д.

В первой группе было четыре человека. Я на них, как говорится, тренировался. Сейчас в УНИВЕРике занимается шахматами пять групп.

Очень приятно отметить, что в последнее время шахматы у нас в Новополоцке, особенно среди детей дошкольного возраста, приобрели очень большую популярность. Если говорить о достижениях, то хочется рассказать о Романе Дасюке. Он пришел четыре года назад, в три с половиной года его привела мама. Такой усидчивости, такой целеустремленности как у Романа, пока ни у кого из моих воспитанников нет. У него есть характер, и замечательно, что мама его поддерживает очень сильно.

В шесть лет он стал чемпионом Витебской области по классическим шахматам с записью ходов для детей до восьми лет. Он неоднократный победитель турниров города Новополоцка. Честно говоря, ему равных не было. Затем – дважды серебряный призер Республики Беларусь по быстрым шахматам и блицу. Победы Романа широко освещал сайт Полоцкого государственного университета.

hudyakov intervie 28

Очень приятно, что его успехи были замечены не только у нас. Белорусская федерация шахмат опубликовала на своем сайте квоты участия детей в Республиканских соревнованиях 2020 года. Для Витебской области была выделена квота для участников среди детей до восьми лет в количестве десяти мест и написано: «плюс Дасюк». Представляете, в семь лет получить именное приглашение на Чемпионат Беларуси!

Роман участвовал в чемпионате мира по быстрым шахматам и блицу, который проходил в Минске в августе 2019 года, и занял восьмое место среди 174 детей. Я считаю, это очень круто! Следующий по списку представитель из Беларуси занял 26-е место. Но Роман очень расстроился, что не стал призером чемпионата мира. Верю, что все у него еще впереди.

Нельзя сказать, что у нас один Роман Дасюк. Есть много талантливых детей, что показывают выступления юных шахматистов «УНИВЕРика» на городских и областных соревнованиях.

А главное, родители отмечают изменения, происходящие с их детьми. Они становятся более усидчивыми, внимательными, улучшается память. А участие в соревнованиях – закаливает их характер.

Корр.: На кафедре технологии и методики преподавания готовят педагогов разных направлений. Будущие учителя трудового обучения принимают какое-нибудь участие в жизни Центра?

А.Ю. Худяков: Постоянно. Руками студентов в рамках учебной программы по специальным дисциплинам по техническому творчеству было изготовлено большое количество игрушек. А недавно мы с ребятами сделали магнитную доску с шахматными фигурами. Дети очень довольны. Это теперь самое популярное место для фотосессии детей с родителями (смеется).

В планах – изготовление наглядного материала для освоения «часовых премудростей» для малышей 3-х и 4-х лет.

hudyakov intervie 33

Корр.: Чтобы Вы хотели пожелать коллегам в этот профессиональный праздник?

А.Ю. Худяков:

Уметь слышать и быть услышанным!
Чувствовать аудиторию и жить с ней на одной волне!
Интересно и увлекательно подавать учебный материал!
Творчески подходить к решению любых задач!
Ежедневно работать над собой и получать удовольствие от работы!
Любить учеников и свое дело!
Ярко и насыщенно проводить каждый день!
Мечтать и претворять мечты в реальность!

С праздником!

Беседовала Татьяна Осипова
Фото: Полина Косаревская, из личного архива А.Ю. Худякова

Мы используем cookies

Для обеспечения удобства пользователей сайта и повышения качества его функционирования, используются файлы cookie