Вось ужо не першы год археалагічныя раскопкі, якія ладзяцца ў старажытным Полацку пры самым непасрэдным удзеле выкладчыкаў і студэнтаў Полацкага дзяржаўнага ўніверсітэта, становяцца значнай навуковай падзеяй агульнабеларускага маштабу.

Раскопкі 2015 года дазволілі карэнным чынам перагледзець уяўленні вучоных пра знешні выгляд Спаса-Праабражэнскай царквы Спаса-Ефрасіннеўскага манастыра. Мінулы год таксама прынёс унікальныя знаходкі: віслую пячатку Ефрасінні Полацкай і кавалак старажытнай плінфы з выявай плана ўжо неіснуючага храма, што некалі стаяў на тэрыторыі манастыра.

А сёлета археолагі, якія даследуюць Спаса-Праабражэнскую царкву і прылеглую да яе тэрыторыю, адшукалі падземны храм-пахавальню, аналагаў якому на ўсходнеславянскай прасторы няма. І гэта яшчэ не ўсе! Якія таямніцы гісторыі адкрыў для нас археалагічны сезон, можна даведацца толькі на нашым сайце!

Алеся Иосифовна Корсак, кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой истории и туризма: «С момента первого набора студентов специальности «История» на нашей кафедре реализуется археолого-этнографическая практика. Студенты проходят её как в формате археологических раскопок, так и в формате этнографических экспедиций.

raskopki 13

Уже несколько лет наши студенты-историки активно участвуют в археологических исследованиях на территории Спасо-Евфросиниевского монастыря. Это связано с реализацией государственной программы по сохранению и изучению Спасо-Преображенской церкви, замечательного памятника архитектуры XII века. В нынешнем году раскопки проходят на протяжении всего археологического сезона, и, несмотря на то, что учебный процесс продолжается уже более месяца, все это время у стен храма работают наши студенты-третьекурсники. В течение этой недели сезон, вероятнее всего, будет закрыт. Но впереди предстоит огромная работа – и в 2019 году, и в последующем.

raskopki 10

Мы очень рады тому, что наши студенты приобщаются к изучению истории непосредственно в ходе практики. Археологический сезон этого года принес много интересных находок и важных открытий, которые так или иначе прославят и без того знаменитую Полоцкую землю, и, конечно же, Полоцкий государственный университет – активного участника этих исследований!»

Евгений Николаевич Торшин, заведующий сектором архитектурной археологии Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург, Россия): «Специалисты Государственного Эрмитажа принимают участие в архитектурно-археологических исследованиях галерей Спасо-Преображенского храма. Эти галереи относятся к XII веку. Они были построены одновременно с тем объемом этого здания, которое сохранилось до наших дней.

raskopki 14

В этом году мы столкнулись с совершенно уникальным объектом. Это подземный храм, небольшого размера. Он является нижним ярусом отдельно стоящей постройки, которая была возведена непосредственно возле стен Спасского собора. Построена она была одновременно с галереей из того же кирпича (плинфы), что и стены самого храма и стены галереи, пристроенные к центральному объему здания.

Уникальность этого подземного храма состоит в том, что подобных подземных погребальных сооружений мы почти не знаем на территории Древней Руси. Существует только один пример – это так называемая церковь-усыпальница в Чернигове. Но и там – это подземный этаж храма, стоящего на поверхности земли. Здесь же помещение полностью погружено в землю и было предназначено для погребения, по всей видимости, одного человека. В северной стене этого подземного храма есть глубокая ниша, перекрытая аркой (сводом). Такие ниши ещё называют аркосолиями, и предназначаются они для размещения в них погребений. Других мест, где можно было бы поместить погребения, в подземелье нет.

raskopki 2

Таким образом, подземный храм был построен как усыпальница одного лица, может быть, двух, если их положить в эту нишу вместе. Сама ниша небольшая всего около 1 метра 40 сантиментов длиной и глубиной 50 сантиметров. Скорее всего, строилась она уже не для того, чтобы положить тело, а для того, чтобы принести туда с места первоначального захоронения какие-то мощи.

Наши раскопки состояли в том, что мы расчищали это подземелье от строительного мусора. В нем был обнаружен ряд важных находок. Самой интересной из них можно назвать фрагменты каменной иконки, на которых сохранилась надпись изображенного там Святого Георгия. Таким образом, мы имеем некое сооружение, предназначенное для погребения одного лица около храма. Видимо этот человек был очень важен для основательницы монастыря преподобной Евфросинии. Можно также предполагать, что эта иконка находилась где-то на престоле этого храма. Основание данного престола, построенного из кирпича, мы также нашли. Возможно, что этот престол был посвящен Святому Георгию. Если это так, то, вероятно, и погребенный также был наречен этим именем. Тогда, принимая во внимание значение этого человека, скорее всего, мы нашли место погребения полоцкого князя – Георгия Всеславича, отца Ефросинии Полоцкой!

raskopki 8

В 1129 году Полоцкий князь Георгий был выслан киевским князем Мстиславом из Полоцка. Киевляне захватили город и всех полоцких князей отправили в ссылку в Византию. Вероятнее всего, они были отправлены в столицу – в Константинополь. Из этого изгнания Георгий уже не вернулся, он скончался там. Поэтому сюда уже были принесены его мощи и похоронены около храма. И, возможно, это тоже неслучайно. Он был погребен здесь не только потому, что настоятельницей монастыря была его дочь, но и потому, что мог участвовать в строительстве этого монастыря и делать туда какие-то вклады. Георгий был своего рода ктитором этого храма и этого монастыря, поэтому ему здесь было предназначено такое почетное место.

Мы, конечно не знаем, найдем ли мы его останки, так как эта ниша сейчас заложена каменной кладкой. Сделано это было значительно позднее, чем построено само погребальное сооружение. И, может быть, это было сделано в тот момент, когда эта постройка оказалась разрушенной, и было принято решение, например, о перенесении этих мощей. Не могу сказать, что нас ждет тогда разочарование. Мы, по крайней мере, останемся при мнении, что это погребение Георгия Всеславича. Но, конечно же, нам хотелось бы найти его самого. Время покажет!»

Аляксей Леанідавіч Коц, магістр гістарычных навук, археолаг, старшы выкладчык кафедры гісторыі і турызму: «На сённяшні дзень мы можам казаць, што кафедра гісторыі і турызму ПДУ арганізавала цэлы археалагічны сезон: стартаваў ён у пачатку лета і заканчваецца ўжо позняй восенню. Пачалі працу мы ў сярэдзіне чэрвеня. У жніўні, калі ў студэнтаў былі канікулы, зрабілі перапынак. Увесь верасень і пачатак кастрычніка працягваем раскопкі.

raskopki 15

Працуюць у нас хлопцы і дзяўчаты з розных курсаў. Калі казаць пра студэнтаў-гісторыкаў, то гэта другі, трэці і чацверты курсы, а таксама нашы выпускнікі і магістранты. Варта таксама адзначыць і тое, што летам у раскопках удзельнічалі студэнты-архітэктары. Шэраг даследаванняў праводзіцца пад кіраўніцтва кандыдата гістарычных навук, дацэнта, дэкана факультэта па працы з замежнымі студэнтамі Ігара Уладзіміравіча Магалінскага і непасрэдна пад маім наглядам.

Нам пашчасціла з месцам раскопак! Спаса-Праабражэнская царква – гэта, безумоўна, адзін з цэнтральных архітэктурных помнікаў Полацка, архітэктурная жамчужына Беларусі. Вакол царквы вядуцца вельмі скрупулёзныя і грунтоўныя даследаванні. Мы ведаем, што часткі храма, якія мы ўскрываем, былі багата распісаныя фрэскамі. Каб знайсці іх рэшткі, спецыяльным чынам арганізавана пераборка глебы. Для гэтага выкарыстоўваецца спецыяльная дошка, каб выявіць усе фрагменты фрэскавага жывапісу. За мінулы год мы знайшлі больш за дзесяць тысяч фрагментаў фрэсак. Сёлета гэтая лічба будзе значна большай. Сярод значных знаходак гэтага кшталту трэба вылучыць тры фрагменты выяў твараў і адзін фрагмент з надпісам.

raskopki 5

Адшукалі шмат цікавых архітэктурных і будаўнічых элементаў. Так, быў знойдзены кавалак свінцовага ліста, якім пакрываўся дах храма ў XII стагоддзі. Падобных знаходак на тэрыторыі Беларусі пакуль што мы не ведаем. Таксама трэба вылучыць фрагменты іконкі Святога Георгія. Яна выканана на кераміцы. Аналагаў на Беларусі мы не сустракалі. Упершыню ў Полацку былі знойдзены кавалкі тынкоўкі з графіці ў выглядзе крыжыкаў. Гэты пералік можна доўга працягваць.

Але ўсе гэтыя знаходкі адыходзяць на другі план на фоне адкрыцця, пра якое казаў Яўген Мікалаевіч. Гэта, без перабольшванняў, унікальная з’ява! У адрозненне ад вялікіх князёў літоўскіх і князёў кіеўскіх, пра месцы пахавання полацкіх уладароў мы не ведалі нічога. Сёлета праца паступова ўжо згортваецца. Але мы чакаем, што пры адкрыцці пахавальнага аркасолія ў падземным храме мы ўсё ж зможам знайсці парэшткі аднаго з полацкіх князёў – князя Святаслава-Георгія – бацькі Ефрасінні Полацкай. Калі гэта здарыцца, то гэта будзе «бомба» у свеце гісторыі і археалогіі!»

raskopki 7

Дар’я Аляксеева, Уладзiмiр Фiлiпенка
Фота Уладзiмiра Крывабародзенка

Мы выкарыстоўваем cookies

Для забеспячэння выгоды карыстальнікаў сайта і павышэння якасці яго функцыявання, выкарыстоўваюцца файлы cookie